Репрезентация концепта гнев в художественной прозе Ф.Достоевского




Концепт "гнев" в идиостиле Ф.М. Достоевского был исследован Мельниченко Н. П. Как отмечает М.П.Мельниченко, ученые говорят о новой научной парадигме - эмотологии или лингвистике эмоций - «науке о вербализации, выражении и коммуникации эмоций» [Шаховский 1995: 8]. В связи с этим предлагаются термины: эмотивная лексика, эмосема, эмотивностъ, аффектив и др. Эмотивная лингвистика, успешно разрабатываемая в последние годы (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Н. А. Красавский, С. Ю. Перфильева, В. И. Шаховский и другие), занимает одно их ключевых мест в современном языкознании. В связи с развитием когнитологии возник интерес к эмоциональным концептам, и проблема эмоции как специфической формы когниции начала разрабатываться в новом ключе. В ходе анализа текстов Ф.Достоевского было установлено следующее. 1. Существительные раздражение, возмущение, негодование, злость, зло (разг.), желчь, злоба, гнев, ярость, бешенство, глаголы раздражиться, возмутиться, рассердиться, разозлиться, обозлиться, озлиться, озлобиться, вознегодовать, разгневаться, прогневаться, рассвирепеть, взбеситься составляют синонимические ряды градационного типа. Синонимичные слова являются репрезентантами одного концепта, так как обозначают одно и то же явление. Данные лексемы, а также словообразовательно связанные с ними прилагательные и наречия входят в номинативное поле концепта гнев. 2. В номинативном поле концепта гнев существительные гнев, злоба и злость и глаголы гневаться, злиться составляют ядро, так как они однозначны (представляют собой наименования эмоции), в отношении словообразовательной структуры в современном русском языке слово гнев — непроизводное, существительные злоба и злость, являясь синтаксическими дериватами, выступают преимущественно в качестве наименований эмоции, в отличие от производящих слов. Существительное гнев наиболее полно номинирует исследуемый концепт, поэтому представляет собой его основное наименование. 3. Концепт гнев имеет многоуровневую структуру, его содержание образовано множеством признаков: первичные, категориальные, вегетативные, витальные, зооморфные, антропоморфные, предметные признаки, признаки вещества и признаки природных явлений. Яркость этих признаков в художественном сознании Ф. М. Достоевского не совпадает с общеязыковыми традициями, о чем свидетельствует сочетаемость лексем, репрезентирующих данный концепт, а значит, и наполнение концепта гнев получает определенное своеобразие в творчестве писателя: с одной стороны, в произведениях Ф. М. Достоевского не находят реализации отдельные предметные признаки ('оружие', 'орудие'), признаки природных явлений ('землетрясение', 'извержение вулкана', 'горный обвал', 'натурфакты'), объективированные в русском языковом сознании; с другой, для общенародного языка менее характерно представление о гневе как фаланге, тарантуле; в отличие от идиостиля писателя, не находит отражения также метафорическое переосмысление гнева как пищи, используемое Ф. М. Достоевским. 4. Употребление слов, репрезентирующих концепт гнев, частотно, что свидетельствует об актуальности данного концепта для когнитивного сознания русского народа в целом и художественного мира Ф. М. Достоевского. Для идиостиля писателя характерны особенности, связанные с употреблением лексики, номинирующей концепт гнев: 1) использование индивидуально-авторских слов, называющих эмоции, среди которых выделяются новообразования, сигнализирующие об интенсивности и чрезмерности признака; 2) сочетаемость слов с корнем -зл- с лексикой, ассоциирующейся с положительными эмоциями; 3) использование однокоренных слов, называющих эмоции, в рамках одного контекста. Слова, репрезентирующие эмоцию гнев, характеризуются очень близкой сочетаемостью: перечень существительных, прилагательных и глаголов, с которыми лексика данных эмоций выступает в языке, во многом совпадает. Однако имеются и различия в лексической сочетаемости имен эмоций с существительными (слово гнев сочетается с существительным Бог, не сочетается с наименованиями животных, слово злоба — с существительным князь — Дьявол), с относительными и притяжательными прилагательными (слова гнев и злоба могут определяться антонимичными прилагательными: адская, демонская, дьявольская, сатанинская злоба, но Божий, Божеский, Божественный, Господень, небесный, православный гнев, существительные злоба и злость, в отличие от слова гнев, согласуются с прилагательными человеческий, людской и др., для существительного злоба, в отличие от слов гнев и злость, характерна сочетаемость с прилагательными политический, демократический, большевистский, партийный), в сочетаемости глаголов эмоций с существительными в функции подлежащего и дополнения (субъект эмоции гнева называется существительными, обозначающими людей и сверхъестественных существ (Бог), эмоции злобы и злости могут испытывать и животные; в качестве объекта гнева может выступать только лицо или явление, достойное сильного проявления чувств) и некот. др. Сочетаемость лексики эмоций характеризуется специфической чертой - возможностью сочетания с метафорически переосмысленными лексемами, что находит широкое распространение в языке и выражается в физиологических, когнитивных, культурных метафорах. Источниками этих метафор являются образы жара, жидкости, стихии, болезни, живого существа и т. д. Специфическим для идиостиля Ф. М. Достоевского является метафорический перенос наименований животных и насекомых, представление о гневе как о пище. Сочетаемость слов, репрезентирующих концепт гнев, в творчестве Ф. М. Достоевского совпадает с общеязыковой традицией. Но отмечаются и индивидуально-авторские черты: 1) употребление однокоренных слов, называющих эмоции, в рамках одного контекста; 2) сочетаемость существительного злоба с глаголом любить, прилагательным подпольный, 3) сочетаемость слов, репрезентирующих концепт гнев, с лексикой смеха. Содержание концепта гнев в идиостиле Ф. М. Достоевского определяется следующими признаками: представление о гневе как агрессивной эмоции, чувстве, эмоциональном состоянии, с трудом поддающемся контролю, характеризующемся силой, размером, весом, температурой, цветом, имеющем временную характеристику, оценку, субъект эмоции и объект, причину возникновения, место локализации, объективирующемся во внешних проявлениях и ассоциирующемся с огнем, жидкостью, живым существом, природным явлением, пищей. Для идиостиля Ф. М. Достоевского характерно представление о гневе как агрессивной эмоции, эмоциональном состоянии, плохо поддающемся контролю, ассоциирующемся с силой, размером, весом, температурой, цветом, имеющем временную характеристику, оценку, субъект эмоции и объект, причину возникновения, место локализации, объективирующемся во внешних проявлениях, имеющем ассоциативную связь с огнем, жидкостью, живым существом, природным явлением. В произведениях Ф. М. Достоевского не нашли отражения объективированные в языке представления о гневе как о запахе, живом существе, обладающем физической оболочкой, собаке, оружии, орудии и стихийных бедствиях. Специфическим для идиостиля Ф. М. Достоевского являются такие признаки концепта гнев, как 'пища' и 'ядовитое насекомое'.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: