Исследование «Художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО в поэзии конца XX века: на материале лирики К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера» выполнила Калуженина Д. В. Она говорит о том, что, как универсальная категория концептуальной картины мира, ПРОСТРАНСТВО антропоцентрично и входит в ядро языковой картины мира этноса. Вследствие этого ПРОСТРАНСТВО характеризуется как гиперконцепт — ментальная структура, отражающая взаимосвязь концептов, вербализованных в системе текста. Следовательно, концептуальное изучение ПРОСТРАНСТВА находится в русле основополагающей на данный момент антропоцентрической парадигмы в лингвистике. Предметом исследования явилась структура художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и средства его репрезентации в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера. ПРОСТРАНСТВО в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера является художественным гиперконцептом, поскольку его структура в самом общем виде состоит из набора концептов, сопоставимых на основании общих концептуальных признаков ('неоднородность' и 'протяженность' пространства, 'взаимодействие субъекта с пространством'). Индивидуально-авторская специфика структуризации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО у каждого из исследуемых поэтов заключается в неодинаковом наборе концептов (имена которых входят в ряд наиболее частотных и значимых в тексте лексем) и в их оценочном компоненте. К основным средствам репрезентации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО относится лексика с изначально присутствующей пространственной семантикой (существительные даль, простор, окраина и т.п.; наречия там, далеко, вдаль, вперёд, вблизи и т.п.). Индивидуальность авторского мировосприятия наиболее ярко проявляется в отборе предметной лексики, глаголов с семантикой движения и статики, топонимов. Предметная лексика называет те материальные объекты, за счёт которых конституируется пространство в сознании конкретного человека; глаголы движения и статики указывают на особенности перемещения человека в пространстве; с помощью топонимов осуществляется ориентация в пространстве, даётся представление о протяжённости пространства. Художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО занимает центральное место в концептосферах К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера, поскольку он включает в себя большое количество концептов (ГОРОД, ДОМ, СТЕНА, ЛЕС, РЕКА, ПОЛЕ, СТЕПЬ, МОРЕ и т.д.) и тесно взаимосвязан с универсальным концептом СМЕРТЬ. Этнокультурная специфика художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО обусловлена: (а) обращением К. Кинчева и Д. Ревякина к славянской мифологии; (б) обращением Ю. Кузнецова к фольклору и более архаичной мифологии; (в) связью лирики А. Кушнера с петербургским текстом русской литературы; (г) передачей представления о размерах пространства (его широте и протяжённости) через соотнесение с размерами России. Сравнение того, как применяется этот общеязыковой и общепоэтический способ, позволяет выявить индивидуальные особенности мировосприятия каждого из авторов. Так, в лирике К. Кинчева и Д. Ревякина неоднородное ПРОСТРАНСТВО вне ГОРОДА, протяжённое от Чудских берегов / До ледяной Колымы. / Всё это наша земля! Всё это мы! (Кинчев), от Оби / До Аргунских степей (Ревякин), не осознаётся как страна («административно-территориальная единица»). Автор видит возможное объяснение этому факту в протестном мировоззрении, аполитичности, «маргинальное» рок-поэтов, их отрицательном отношении к власти (особенно со стороны К. Кинчева) и в совпадении молодости с периодом глобальных перемен 1980-1990-х годов. Это подтверждается и на лексическом уровне: в лирике К. Кинчева и Д. Ревякина отсутствуют лексемы родина, страна, случаи употребления названий Россия, Русь единичны. Именно поэтому ПРОСТРАНСТВО рок-поэтов состоит из ГОРОДА и противопоставленного ему на основании концептуального признака 'замкнутость/открытость' ПРОСТРАНСТВА вне ГОРОДА, которое преодолевает лирический герой-путник. В поэзии Ю. Кузнецова, напротив, через соотнесение с Россией не просто осознаётся протяжённость ПРОСТРАНСТВА, в концепте РОССИЯ (РОДИНА) сконцентрировано представление о ПРОСТРАНСТВЕ вообще, о материальном мире, помимо которого существуют только МРАК (ТЬМА), ТУМАН (МГЛА), ДЫМ, подобные первозданному Хаосу. Целью лирического героя является не преодоление и покорение ПРОСТРАНСТВА, а его спасение (ср.: Я скатаю родину в яйцо / И оставлю чужие пределы, /И пройду за вечное кольцо, /Где никто в лицо не мечет стрелы. / Раскатаю родину мою, / Разбужу её приветным словом, / И легко и звонко запою, /Ибо всё на свете станет новым). Протяжённое ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫлирического героя А. Кушнера — это, прежде всего, Россия, большая, огромная страна, заснеженные пространства, где не считан простор, где существуют герои разных эпох (Петруша Гринёв, Анна Каренина), происходят важные события (военное детство). Жизнь лирического героя, созерцающего ПРОСТРАНСТВО из своей КОМНАТЫ, неразрывно связана с Россией, любимым городом (Санкт-Петербургом, Ленинградом). Основными компонентами художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике А. Кушнера являются члены оппозиции «КОМНАТА - ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ». Гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО, и, соответственно, полюсы этой бинарной оппозиции обладают концептуальным признаком 'неоднородность' - состоят из более мелких структурных компонентов, которые можно задать списком. Основные компоненты КОМНАТЫ: СТОЛ, ДИВАН, КРЕСЛО, ЛАМПА, ШКАФ, ОКНО. Составные части ПРОСТРАНСТВА вне КОМНАТЫ: ГОРОД, САД, ПАРК, РОЩА, ТОПОЛЬ, МОРЕ. Необходимо обратить внимание на точки соприкосновения с творчеством рок-поэтов и Ю. Кузнецова. Так, для А. Кушнера актуально противопоставление выделенных членов оппозиции на основании концептуального признака 'замкнутость / разомкнутость', очень значимое для рок-поэтов. В лирике Ю. Кузнецова и А. Кушнера один из членов оппозиции представляет собой центр, вокруг которого организуется ПРОСТРАНСТВО в целом (РОССИЯ (РОДИНА) и КОМНАТА, соответственно). Анализ показал, что в лирике А. Кушнера соотношение ГОРОДА и природы не носит характера оппозиции, т.к. в ГОРОДЕ органично переплетаются природные явления и урбанистические черты. Кроме того, концепт ГОРОД содержит представление о совершенно конкретном, любимом городе лирического героя - Санкт-Петербурге, поэтому он получает положительную оценку. Специфика концептосферы А. Кушнера проявляется в наличии и особой значимости концепт МОРЕ (чего не обнаруживается в творчестве трёх других авторов): МОРЕ представляет собой важную составную часть ПРОСТРАНСТВА вне КОМНАТЫ, а не границу между «своим» и «чужим» мирами. Кроме того, отмечается совершенно иное по сравнению с другими авторами восприятие концепта ГОРОД. ГОРОД в лирике А. Кушнера — это не деперсонифицированный мегаполис (К.'Кинчев, Д. Ревякин), не центр России (Ю. Кузнецов) — это Санкт-Петербург, пространство культуры, глубоко самобытное, обладающее уникальными индивидуальными характеристиками. Протяжённость пространства осознаётся в рамках оппозиции «КОМНАТА - ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ». КОМНАТА является замкнутой, поэтому в полной мере представление о протяжённости передается за счёт правого члена оппозиции. При этом используются общеязыковые способы описания протяжённости ПРОСТРАНСТВА (перечисление большого количества материальных объектов, употребление лексики с пространственной семантикой простор, размашистость, ширь, большой, огромный, бесконечный в подавляющем большинстве случаев по отношению к России). К числу общепоэтических можно отнести функционирование топонимов и передачу представления о протяженности ПРОСТРАНСТВА через соотнесение с Россией. Однако здесь же проявляются и индивидуально-авторские особенности: • топонимы в лирике А. Кушнера достаточно редко упоминаются как точки, между которыми располагается «протяжённое» ПРОСТРАНСТВО; • описание протяжённости ПРОСТРАНСТВА через соотнесение с размерами России актуализирует важную для поэта связь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СНЕГ, поэтому протяжённым является заснеженное огромное ПРОСТРАНСТВО России. Способ взаимодействия лирического героя с ПРОСТРАНСТВОМ и оппозиция «движение — статика» в лирике А. Кушнера не имеют такой важной функции, как в творчестве К. Кинчева, Д. Ревякина и Ю. Кузнецова. Малозначительность оппозиции «движение — статика» обусловлена индивидуально-авторскими особенностями концептуализации ПРОСТРАНСТВА. Лирический герой А. Кушнера не предстает в роли передвигающегося наблюдателя, который таким образом осваивает и покоряет ПРОСТРАНСТВО. Для него наиболее характерно созерцание, работа за письменным СТОЛОМ — любимые занятия, которым присуща статичность. Связь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СМЕРТЬ не является акцентированной, осуществляется по цепочке «комната - сон - смерть». Основными этнокультурными маркерами художественного гиперконцепта в лирике А. Кушнера являются: • передача представления о размерах ПРОСТРАНСТВА (его протяжённости) через соотнесение с размерами России - обширной, огромной и заснеженной, что обусловливает взаимосвязь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СНЕГ; • продолжение традиций петербургского текста русской литературы, воплощение в концепте ГОРОД представления о Санкт-Петербурге (Ленинграде). Таким образом, наблюдается большое количество точек соприкосновения в мировоззрении рок-поэтов. Структуры ПРОСТРАНСТВА Ю. Кузнецова и А. Кушнера значительно отличаются и от структур ПРОСТРАНСТВА К. Кинчева и Д. Ревякина.