VI. Разнообразная деятельность святителя на архиерейском престоле




· Труды святителя в распространении Божьего слова.

а) в том числе среди язычников и новообращенных христиан

Святитель Исайя, прибыв в Ростов, «видить тамо люди новокрещени, не утвържени в вѣрѣ, якоже новосажденый виноград».

Разрушение идолов: «Идѣже идолы обрѣтаетъ, вся огню предаяше и велико тщанье о томъ имѣяше»[30].

· Поставление священников и/или архиереев

«Поставленнии же от него епископи сии суть Игнатеи Ростовскии, Василей Резанскии, Феофилакт Смоленскии, Филимон Коломенскии, Иван Сарскии, Парфенеи Смоленскии, Петр Ростовскии, Феодорит Тверскии, Нафанаил Брянскии, Афонасеи Резанскии, Алексеи Суждальскии, Алексеи Новоградскии и Псковскии, Василеи Тверскии, Даниил Суждалскии, Матфеи Сарскии, Арсенеи Ростовскии, Евфимеи Тверскии, Дионисеи Суждалскии, Герасим Коломенскии, Григореи Черниговскии, Даниил Смоленскии и иная же многаа памятем достойнаа съдеянная елико не писана быша зде»[31].

· Проповедь с амвона.

· Построение церквей и монастырей

Иоанн Суздальский поддерживает инициативу князя Бориса Константиновича по устроению Спасо-Евфимиевского Ппреображенского монастыря: «Святый же Иоан рече: “О самодержьче! На неже еси начал, то дерзай без размышлениа, яко же и апостол пишет в послании: Кто может дом свой добре правити сый, церковью Божиею попечется” (1 Тим 3:12)»[32]. Молитва епископа на основание Преображенского храма: «Господи! Призри с небеси и виждь, и посети место сие, его же благоизволи создатися имени святому твоему»[33], основание Покровского монастыря напротив Преображенского: «По днех же некыих блаженый прииде в монастырь той, и похвали его, и благослови, глаголя: “Господи, призри с небеси и виждь, и посети место святое сие, его же благоизволи създатися в славу святого Ти имени и Пречистыя Ти Матере”»[34].

Житие митрополита Алексия

Устроение Андроникова монастыря: «По сем же времени помысли церковь воздвигнути и монастырь строити и в нем составити общее житие. Помышляя же в уме своем и на Бога надежду возлагааше всю, глаголя: “Аще будет Богу угодно се, может и на дела произвести”. И тако ему помышляющу, прииде к святому Сергию в монастырь посещения ради. И бывшему обычному благословению и беседе, глагола митрополит к святому: “Възлюбленне, едино хощу просити у тебе благодетельство, яко да дарует ми духовная ти любовь”. Добрый же он пастырь к архиерею отвеща, яко “ничто же в монастыре, иже есть возбранно твоему преподобию”. Архиепископ же рече: “Хощу, да ми даси единого от ученик своих. Хощу бо Богу на се помогающу ми монастырь создати. Случи бо ми ся некогда, егда плавахом от Константина града, ветру же бывшу великому в мори, яко и кораблю сокрушитися от зелных волн. И всем смертию яростне претящу. Начаша же иже в карабли молити Бога. С ними же и аз начах всесилнаго Бога молити избавитися належащее беды и обет свой дах Богу, яко воньже день пристанища достигнем, в того прилучившагося святаго церковь составити. От того часа море преста от волнения своего и в велику тишину преложи. Достигохом же пристанища месяца августа 16 и по моему обету помыслих составити церковь Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа. И ныне времени зовущу, хощу исполнити обет свой”»[35]. Алексий просит у Сергия его ученика Андроника, и Сергий соглашается отпустить Андроника на устроение нового монастыря. В Москве устроили церковь во имя Нерукотворенного образа, и Алексий украсил ее иконой, которую привез с собой из Константинополя. «И вся, яже к потребе монастырскому устроению, дарует, и общее житие в нем составляет»[36]. После устроения церкви в монастырь приходит преподобный Сергий и благословляет это место.

Устроение обители Благовещения в Нижнем Новгороде. «Времени некоему минувшу, святый Алексеи митрополит отходит в Нижний Новград, и тамо церковь камену прекрасну въздвизает в имя Пречистыя Владычицы Нашея Богородица Честнаго Еа Благовещения, и ту тако же удовливь и всяческыми добротами украсив ту и общее житие составляет. Абие же ту и крести у князя Константина Борисовича сына и нарече имя ему Иван. Князь же Борис многа требования и вещи двигомыя и недвигомыя даде к тому же тому же монастырю Благовещению Пресвятыя Богородица»[37].

Составление обители св. Царя Константина «в Володимере»: «По сих же приходит в град Владимерь и тамо иную обитель съставляет и храм въздвизает во имя великаго и равноапостольнаго великаго царя Констянтина и матере Елены и ту тако же всяческими потребами удоволив»[38].

Составление Чудова монастыря: «По сих же откровением Божиим святыи митрополит Алексее за 12 лет до преставления своего в царствующем граде Москве возгради общежителныи монастырь, в нем же и помысли въздвигнути церковь в имя архистратига Михаила и честнаго его чюдеси, еже и бысть. И ту же предел въздвиг в имя Пречистыя Владычица Нашеа Богородица Честнаго Ея Благовещения на десной стране церковь воздвиг камену святаго архистратига Михаила и честнаго его чюда, еже и бысть, и всяческими добротами украсив ту иконами и книгами и инеми утварьми. И тако же и трапезу камену постави. Многа же села, и домы, и люди, и езера, елика довлеет на потребу святому монастырю и вся сия ту вручи сущим ту архимариту и братии. Еще же и священное свое тело завеща погребению предати в том же созданнем от него монастырей, еже и бысть. Написа же святый и завет сынови своему великому князю Дмитрию Ивановичю, яко да не отщетится ничто же от обители тоя, но вся притяжания монастырская и благочиние да снабдеваются державным его назирательством и теплейшею верою по Бозе»[39].

· Благотворительная деятельность:

Забота о сиротах и вдовах: «взыска вдовический чин, еже в них не по закону живущие, и наказоваше их посту и воздержанию себе вдаяти, и телесную отгоняти брань, и ризнаго украшения отбегати или за вторыи посягати брак, яко да не закон Божий хулитсе»[40].

Забота об убогих и больных.

Житие Иоанна Суздальского описывает, как тот посещал больных и подавал им то, что им требовалось. При этом святитель проводил с немощными духовные беседы, так что они и исцелялись, и забывали о своих болезнях[41], «И мнози от народа имуще недужныя, ови же огнем жгоми и жилами раслаблени, полагаху на пути пред ногама святого Иоана, просяще исцеления. Святыи же о исцелении. Святыи же о исцелении их моляшеся отаи к Богу, и полагаше на них крест и руце, и святою водою кропляше»[42].

Забота о нищих: «нищих же милуай, доволяа их пищею и одеждею и милосердуя о них яко чадолюбивый отецъ»[43], «Такожде и святый Алексей нищих миловаше и упокоиваше, не токмо своеземных, но и от далних стран приходящим, потребная приимаху от них»[44].

· Путешествия святителя по своей епархии

Житие Исайи Ростовского: «И обходить убо и прочая грады и мѣста, еже в Ростовьстеи и Суздальстии области, и невѣрных увѣщаетъ вѣровати въ Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и просвѣщаетъ их святымъ крещениемъ, вѣрных укрѣпляетъ неподвижнымъ и непоколибимым быти вѣрѣ».

· Экономическая деятельность святителя на архиерейском дворе.

Иоанн Суздальский сам непосредственно и напрямую занимается хозяйственными вопросами и перераспределяет финансовые потоки, находя, что в епархиальный дом собираются слишком большие налоги, он передает часть епархиальной казны в больницу: «Сей убо тщашеся во всем: и стязаше доходы и урокы, ихже икономи собирают, и обрете, яко ни на кою потребу церкви суть, и отвержу их от церкве. Таже поискав обрете, яко урок епископскы зело есть много, и повеле от него уяти и дати от него в больницу. Избытку же сущу многу приложи строителя, прозвитера суща благоговеина зело, к сим и врачеве, и иные художныя мужие и добродетелни работати пристави, яко да внегда потреба больным приспеет, вся яже к врачеванию уготовляти. Се же блаженый сотвори в славу Божию и в вечную себе пользу»[45].

Иларион Суздальский своими стараниями обновляет обветшавший архиерейский дом и украшает соборную церковь[46].

· Ревность святителя о распространении Слова Божия.

Важное отличие святителя от преподобного, который, как правило, мирно пребывает в своем монастыре и молится Богу, – его ориентация на спасение мира. Это значит, что святителю «есть дело» до всего, что происходит в подвластной ему епархии, как минимум, и во всем мире, как максимум. Отсюда появляется такой интертекстуальный мотив святительского жития, который вводится с помощью образа пророка Илии и ветхозаветной цитаты 3 Царств 19:10, 14 «И рече Илия: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша тя сыны Израилевы: олтари твои раскопаша и пророки твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищуь души моея изъяти ю »: «И до конца отсекает мирская мудрования со всею славою и ревнуя поревноваа духовным чернилом ризы своя обагрити, но и паче же – душю свою просветити, и к сему ражегся несытно утешителевым божественым огнем»[47].

· Борьба с еретиками

Святитель Иоанн Суздальский борется с еретиками: «По изриновении же из церкви богохульных тех еретик святыи Иоан прослави святую и Живоначалную Единосущную Троицу и утверди Церковь апостолскым преданием и повеле всем народом веровати и покланятися во Троицы единому Богу»[48].

Святитель Геннадий Новгородский (Житие митрополита Алексия)

· Миротворчество

Иларион Суздальский представлен в Житии как миротворец, примиряющий мятежных стрельцов с бежавшими в Троицкий монастырь царевичами: по уверению агиографа, после смерти близкого друга и благодетеля Илариона царя Феодора Алексеевича «смятошася воинствующии, не вемы, от каковаго случая», и нанесли великую досаду государям Иоанну Алексиевичу и Петру Алексиевичу, и «от синклита их царскаго многих боляр и князей смертию побиша»[49]. После того мятежники сами ужаснулись своим беззакониям и не знали, что делать и как приложить государей на милость, поэтому они обратились к митрополиту Илариону. Милосердный владыка пошел вместе с ними в обитель Сергия и Никона и вместо казни исходатайствовал им прощение.

Так описывает миротворческую миссию агиограф митрополита Алексия: «Сему же тако бывающу и добре правящу престол и малу времени минувшу, тогда злочествый царь Бербидек, избив братию свою 12, лют сый зело и немилостив, покушаашеся на христианьство ити воевати. И на се советника имея Товлубия того безчеловечна и сурова. Сия же слышавше православие в страсе утесняемо бяше, ведяще буесть варвара того. Тогда же всю надежду на Бога возлождьше, князь же великий Иван, умолив святейшаго митрополита Алексея, яко некоего победника велика ити в орду к злоименитому царю, яко да утолить гнев той. И ничто же о сих не востужи си, но иде в орду и многу истому приим от безбожных онех татар, но Божиею помощию и Пречистыя Его Матере покровом гнев смирив. И тем поганым дивитися премудрости его и хвалити разум мужа. И пакы возвратися изо Орыд Божиею милостию и Пречистые Богородицы цел и здрав, мир и благая церквам Божиим нося и всему православию Русския земли, яко же пишет: “Красны нозе, благовествующая всем мир” (Пс 52:7; Рим 10:15). И прииде на престол свой»[50]. По словам агиографа, московские люди встречают Алексия с неизреченной радостью, как победителя, и все его величают.

Митрополит Алексий убеждает беглого тверского епископа Феодора вернуться на свою должность. «И по сих не по мнозе абие иде во град Киев со епископы. Тогда же бысть ту и Феодор, епископ Тверский и не хоте епископствовати во Тфери нестроения ради князей тферских. Преже бо сих блаженный Алексеи много утоляя межеусобную крамолу их. Они же, словесы мирующе, а совершенныя любви не обретеся в них. Епископа же Феодора преосвященный митрополит Алексеи всея Русии учением своим увеща и наказа трепети с пожданием, дондеже Господь Бог наш сотворит, яко же хощет по своей ему воли, и тако с великою любовию отпусти его во свое ему епископство в Тферь»[51].

Миссия святителя Алексия в Орду также осмысляется агиографом как миротворческая. Святитель едет в Орду, желая предотвратить нашествие на Русь иноплеменников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: