На крышу мира и выше
Прежде чем выйти за пределы Индии в конце первого тысячелетия нашей эры, буддизм претерпел существенные изменения. Ранние учения трансформировались в то, что сейчас принято называть Теравада — доминирующий подход в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, предполагающий постепенный путь освобождения, доступный монахиням. В то же время возникло еще одно важное направление буддизма, которое проповедовало идеал бодхисатвы — человека, который посвящает свою жизнь освобождению других людей. Это второе важное направление буддизма, известное как Махаяна (“великая колесница”), носило более эгалитарный характер и предлагало возможность просветления каждому — как обыкновенным мирянам, так и лицам монашеского звания.
Из Индии странствующие монахи и ученики перенесли Махаяна-буддизм через Гималаи (“Крышу мира”) в Китай и Тибет. Там это учение смешалось с местными духовными учениями, пустило корни и постепенно трансформировалось в ряд традиций и школ, наиболее известными среди которых являются дзен-буддизл (если произносить это слово на японский манер) и Ваджраяца-буддизм, которые подняли практику медитации на новые высоты.
Дзен-буддизм: звук одной руки
Вам, наверное, доводилось читать о мастерах дзен-буддизма, которые били своих учеников палкой или выкрикивали свои наставления во всю мощь своих легких. Но, возможно, вы даже не подозревали, что дзен-буддизм представляет собой уникальное сочетание Махаяна- буддизма и местной китайской традиции, известной как даосизм (которая подчеркивает целостную и неразделимую природу жизни, известную как дао). (Несмотря на то что индийские
монахи принесли буддизм в Китай уже в первые столетия нашей эры, дзен-буддизм сформировался как самостоятельное направление лишь в VII-VIII веках.) Дзен-буддизм радикально отошел от традиционного буддизма, делая упор на непосредственной, безмолвной передаче просветленного состояния от учителя к ученику— иногда посредством поведения, которое на взгляд обычного человека кажется странным или даже нелепым.
|
В то время как другие традиции буддизма сосредоточивались на изучении священных писаний, дзен-буддизм сумел совершить прорыв сквозь метафизическую пелену и сказал: “Просто сиди!” Медитация стала основным средством для преодоления пожизненной прикованности к материальному миру и постижения того, что учителя дзен-буд! изма называют природой Будды, т.е. мудрости, которая присуща каждому из нас от рождения.
Кроме того, дзен-будди зм сформулировал неразрешимые, на первый взгляд, загадки, известные как коапы, например “Какой звук может произвести одна рука?” или “Какое лицо у вас было до того, как на свет появились ваши родители?” Полностью погружаясь в такой коан, монах м ожет в конечном счете проникнуть в природу всего сущего — то, что дзен- учителя называют сатори.
В Японии дзен-буддизм в значительной мере способствовал выработке общеизвестной самурайской силы духа и твердости и дал толчок к развитию строгой, чистой, простой и в то же время утонченной э< тетики, яркими примерами которой являются сады камней и рисунки тушью. Из Японии дзен-буддизм проложил себе путь в Северную Америку, заслужил в 1950-е годы огромную популярность среди поколения битников и подготовил почву для недавнего всплеска интереса к медитации. (Подробнее о дзен-буддизме в Северной Америке см. ниже в этой главе, в разделе “Американизация медитации”.)
|
Ваджраяна-буддизм: путь преображения
Подобно Китаю (где буддизм столкнулся с даосизмом), у Тибета также была своя религия, называемая Бон, которая включала, помимо прочего, магические ритуалы, призванные умиротворить местных духов и языческих божеств. Когда в седьмом столетии нашей эры великий индийский учитель Падмасамбхава принес буддизм из Индии в Тибет, ему сначала пришлось одержать победу над злыми духами, которые противились его усилиям. В конечном счете эти духи стали неотъемлемой частью тибетского буддизма, выполняя роль защитников и союзников в сложном тибетском пантеоне.
Тибетские буддисть верили, что Будда проповедовал свое учение одновременно на разных уровнях, в зависимости от потребностей и способностей своих учеников. Самые сокровенные из поучений Будды, утверждали они, хранились в тайне на протяжении многих столетий и в конечном счете оказались в Тибете, получив название Ваджраяна. Традиционная медитация на основе максимальной включенности в Ваджраяне сочетается с элементами индийской тантры и использует мощные методы управления энергией. Если традиционный буддизм учит устранять отрицательные эмоции и состояния сознания, такие как гнев, жадность и страх, Ваджраяна-буддизм учит своих приверженцев трансформировать весь этот негатив непосредственно в мудрость и сострадание.
Медш ация в тибетском буддизме предполагает также визуализацию, т.е. активное использование воображения с целью привлечения могущественных духовных сил, которые инициируют процесс духовного постижения.
|
На Ближний восток — и далее на Запад
Несмотря на то что медитация в иудео-христианской и исламской традициях получает свое собственное, независимое развитие, медитаторы на Ближнем Востоке, возможно, подпали под влияние методов, распространенных в Индии и Юго-Восточной Азии (см. предыдущие разделы этой главы). Историки полагают, что купцы и паломники издавна посещали эти регионы, а буддийские монахи появлялись в Риме еще в раннехристианские времена! Индийские медитаторы — следуя древнему представлению о том, что am.ман равняется брахману (“Я и основа бытия представляем собой одно целое”), — сосредоточивались на самих себе и обращали основное внимание в нут эь себя, пытаясь найти божестве шое в глубинах своего собственного “я”, западные мыслители и теологи указывали на Бога, который, как они полагали, существует вне индивида.
Христианская медитация; созерцательная молитва
Христианский эквивалент медитации, известный под названием молитвы, восходит к самому Иисусу, который в течение сорока дней и ночей постился и возносил молитвы в пустыне. Со времен Иисуса первыми великими христианскими медитаторами были отцы-пустынники, проживавшие в Египте и Палестине в III-I- столетиях. Их непосредственные духовные наследники— монахи, монахини и мистики средневековой Европы— разработали созерцательную практику повторения какого-либо текста из священного писания и раздумья над этим текстом до тех пор, пока сознанию не станет доступен глубинный смысл этого текста.
Нечто подобное практиковали также монахи православной церкви. Используемая ими практика сочетала в себе глубокие, земные поклоны и повторение обращения к Иисусу (“Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного”).
Медитация в иудаизме: поближе к Богу
Согласно Рами Шапиро, раввину храма Бет-Op в Майами, шт. Флорида, и автору книги Wisdom of the Jewish Sage- (“Сокровенные зна тая еврейских мудрецов”), мистические толкователи Библии находили свидетельства медитации, относящиеся еще ко временам пророка Авраама, основателя иудаизма. Ветхозаветные пророки, несомненно, были знакомы с измененными состояниями сознания, которых они достигали посредством сурового поста и ведения аскетического образа жизни.
Однако первая формальная иудейская медитация, утверждает Шапиро, сосредоточив а л ась на древнееврейском алфавите, который считался священным языком, посредством которого Бог создавал мир. “Если бы вам удалось постичь алфавит, — поясняет Шапиро, — вам удалось бы постичь источник творения и слиться воедино с самим Творцом всего сущего”.
Подобно медитаторам во всех религиях, в центре которых находится единый Бог, еврейские медитаторы, чтобы стать ближе к Богу, традиционно использовали сакральные фразы или стихи из священного писания как своего рода мантры. Один великий хасидский учитель утверждал, что путем постоянного повторения фразыр’боно шел олам (“учитель всего сущего”) можно достичь единения с Богом. Именно такого единства с Богом и намеревается достичь иудейская медитация.
Подобно христианству, в последние годы иудаизм испытал на себе сильное воздействие восточных влияний, чю привело к возрождению его собственных медигационных традиций. Раввины наподобие Рами Шапиро (который практикует дзен-медитацию) и Дэвида Купера (который обучался буддистской медитации), являются творцами еврейского “медитационного ренессанса' ’, создавая на наших глазах новый синтез древних методов, займ ггзованных из восточных и западных традиций.
Суфийская медитация: подчинение божественному
Со времен пророка Мухаммеда, который жил в VII веке н. э., суфии являются носителями исламской религии. Но согласно суфийскому учителю американского происхождения Шабда Кану, суфии имеют гораздо более глубокие корни, которые восходят ко временам, значительно более отдаленным от нас, чем времена пророка Мухаммеда, Будды или других знаменитых учителей прошлого, — они восходят ко временам первого пробудившегося человека. Суфии утверждают, что представляют собой братство искателей-мистиков, единственной целью которых является постижение божественного в их собственных душах. Формы суфизма меня-
«
лись со временем и в зависимости от географического региона. При этом основа их учения оставалась неизменной: нет ничего, кроме Бога.
Медитация в суфизме обычно принимает форму произнесения нараспев какой-либо сакральной фразы (допускается мысленное произнесение). Дышать при этом следует глубоко и ритмично. Этот метод получил название зикр, т.е. “воспоминание о божественном”. Шабда Кан поясняет, что суфии трактуют известное библейское высказывание “Блаженны нищие духом” как “Блаженны усовершенствовавшие свое дыхание”.
Созерцание звезд
В своей книге Jewish Meditation (“Еврейская медитация”) раввин Арье Каплан описывает традиционный метод, основанный на библейской строфе: “Возденьте свои глаза к небу и узрите Того, кто создал эти [звезды], Того, кто создал невообразимое число их, и Того, кто дал имя каждой из них...” (Исайя 40:26).
1. Ясной, безоблачной ночью усядьтесь поудобнее у себя на балконе или во дворе своего дома и поднимите глаза к небу.
2. Повторяя какую-либо мантру, сосредоточьте свое внимание на звездах так, словно вы изучаете их, пытаясь разрешить для себя загадку, скрывающуюся за их безмятежным, тихим мерцанием.
Вы можете воспользоваться традиционной еврейской мантрой р’боно шел олам, которая поможет вам повысить степень своей концентрации и вызвать у себя чувство божественного. (Впрочем, можете воспользоваться любой подходящей для себя мантрой,) Раввин Арье Каплан говорит в связи с этим: “Вы взываете в Богу, скрывающемуся на далеких небесах, пытаясь разглядеть его лик за самыми отдаленными созвездиями, где уже не действуют законы времени и пространства”.
3. Оставайтесь погруженным в созерцание звезд, сколько пожелаете.
Согласно раввину Арье Каплану, подобная медитация “может принести человеку чрезвычайно богатый духовный опыт”.
Американские корни медитации следует искать не в 1960-х и 1970-х годах, а гораздо глубже. Уже первые поселенцы привезли восточные идеи на американскую землю, когда прибыли на новый континент в том числе в поисках свободы веры. К тому же многие из отцов-основателей “Декларации независимости” и американской Конституции — например, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин — принадлежали к тайным масонским братствам.
Трансцендентализм и теософия (1840-1900 гг.)
Впервые интерес к восточным учениям проявился в 18-+0-18Ь0-е голы, когда такие философы. как Эмерсон и Торо, ознакомились с индуистскими священными текстами, переведенными на английский язык с немецкого (на немецкий они были переведень с санскрита). В то время как Торо, идеи которого относительно гражданского неповиновения сформировались под сильным влиянием восточной философии, удалился в Уолден-Понд медитировать на лоне природы, его добрый друг Эмерсон сформулировал собственную версию трансцендента- листского кредо, которое представляло собой некую смесь философии германского идеализма, исконно американского оптимизма и индийской д)\овности. В процессе выраоотки собственной философии Эмерсон трансформировал индуистскую концепцию брахмане (божественное основание бытия) ь более универсальную концепцию, которую он назвал мировой душой (Oversoul).
Позднее в том же XIX веке теософы — члены движения, основанного г-жой Блаватской, сторонницы и популяризатора индийского духовного наследия, — адаптировали индуистские тексты к возможностям и потребностям обычного читателя, а последователи движения "Новая мысль" (New Thought) практиковали управляемые визуализации и медитацию на основе мантр, заимствованных из восточных источников.
Важным событием XIX века в медитации стал так называемый BceN ирный парламент религий — международная конференция религиозных лидеров и учителей, состоявшаяся в 1893 г. в Чикаго. Впервые в истории азиатские учителя напрямую знакомили со своими учениями представителей западной цивилизации на американской почве. По завершении этой конференции несколько азиатских учителей (в том числе индийский мудрец Свами Вивека- нанда и японский учитель дзен-буддизма Шойен аку) совершили поездку по городам США с лекциями для всех интересующихся восточной философией.
Йога и дзен-буддизм в 1900 1960 гг.
В течение десятилетий, последовавших за Всемирным парламентом религий, дзен-мопах Найоген Сендзаки продолжил дело Сойена Шаку по взращиванию семян медитации в Новом Свете, а Свами Парамананда, ученик знаменитого Свами Вивекананда основал центры, где любознательные американцы могли заниматься медитацией и изучать духовные учения Индии. (Общество Веданта, которое возникло в результате неустанной деятельности Свами Ви- векананда. Свами Парамананда и их учеников, и в наше время процветет в США и Европе.) В 1920-е годы индийский йог Парамаханса Иогананда обосновался в Соединенных Штатах, а его деятельность со временем привела к возникновению “Братства самопостижения’ (Self- Realization Fellowship), у которого сейчас существуют последователи во всем западном мире.
Пожалуй, самым известным духовным учителем, появившимся в это время на Западе, был Дж. Кришнамурти, который обосновался в Южной Калифорнии в 1940-е годы и)влек своим учением английских писателей Ощоса Хаксли и Кристофера Айшервуда. Несмотря на то что Кришнамурти (которого теософы с cavioro детства готовили к званию “всемирного учителя’) избегал формальной медитации и религиозных догм, отдавая предпочтение диалогу и самопознанию, Хаксли и Айшервуд немало сделали для популяризации индуистских священных писаний.
Уже к началу 1950-х годов дзен-буддизм начал оказывать существенное влияние на американскую контркультуру. В то время как поэт Г эрн С найдер (который позднее получил Пу- литцеровскую премию за свою книгу Turtle Island) отправился постигать премудрости дзен- буддизма в Японию, его приятель л коллега по движению “битников’ Джек Керуак в своих романах популяризовал буддистские концепции, такие как дхарма, карма и сатори. Кроме того, в 1950-е годы великий японский ученый Т. Судзуки начал преподавать основы дзен-
буддизма в Колумбийском университете (г. Нью-Йорк), где в числе его слушателей были молодой Томас Мертон, романист Дж. Д. Сэлинджер, композитор Джон Кейдж, а также психоаналитики Эрик Фромм и Карен Хорни. Примерно в то же время стали пользоваться повышенной популярностью книги бывшего священника епископальной церкви и ревностного поклонника дзен-буддизма Алана Уоттса, в том числе The Way of Zen (“Путь дзен-буддизма”) и Psychotherapy East and West (“Психотерапия на Востоке и Западе”).
Духовность или религия?
Результаты опросов общественного мнения, приведенные журналом Newsweek, указывают, что все больше американцев считают себя духовными людьми, но при этом необязательно религиозными. Другими словами, они отказались от веры, которую выбрали для них в детстве их родители, и тем не менее интересуются духовными вопросам и практиками. Формальная религия кажется им чересчур ограниченной, архаичной и не поддерживающей их в поисках духовного опыта.
Религии обычно начинаются с какого-либо жизненно важного духовного импульса — вспомните хотя бы истории Иисуса, Мухаммеда или Будцы, — но затем, с течением столетий, нередко коснеют, лишаются, подобно старому дереву, своих жизненных соков и утрачивают связь со своей изначальной духовной сущностью. Однако в каждой из религий подлинная духовность время от времени выходит на поверхность в виде того или иного эзотерического подводного течения. Официальная религия может весьма скептически относиться к подобным течениям или даже порицать их, не мешая, однако, их развитию, пока они не несут в себе угрозы для статус- кво. Так, в иудаизме находится место для каббалистов и хасидов, в исламе—для суфиев, в буддизме—для учителей дзен-буддизма и лесных монахов, а в христианстве—для францисканцев и кармелитов.
Если вы хотите понять смысл своего существования и почувствовать сопричастность какому-то важному делу, то вам надо рассматривать свою жизнь в неком широком метафизическом и историческом контексте. Тут вам вполне достаточно традиционной, официальной религии. Но если вы хотите обрести смысл жизни и стремитесь к внутреннему преображению, которого можно достичь с помощью медитации или какой-либо другой духовной дисциплины, тогда вам лучше подыскать для себя что-то более подходящее среди множества эзотерических подводных течений, существующих в рамках основного религиозного направления, — или просто придерживаться какой-либо медитационной практики, которая обеспечивает возможность непосредственного духовного опыта, но не имеет “прописки” в традиционной религии. (Подробнее о духовных практиках см. в главе 14.)
Медитация в наши дни
В 1960-с годы уникальное сочетание нескольких событий создало условия для широкого распространения медитации. Многие представители поколения бэби-бумеров, которые к тому времени стали взрослыми людьми, начали экспериментировать с измененными состояниями сознания, используя для этой цели наркотики наподобие марихуаны или LSD. Война во Вьетнаме вызвала резко отрицательную реакцию среди значительной части американского общества и способствовала формированию контркультуры, направленной против сложившегося положения вещей. Популярная музыка разжигала в молодых людях огонь недовольства и воспевала достоинства "достижения всеобщей гармонии, жизни для собственного удовольствия и ухода в мир грез”. А политическая нестабильность в Азии (вызванная, в том числе, последствиями войны во Вьетнаме и захватом Тибета Китаем) в сочетании с веяниями нового времени привела к появлению в Новом Свете очередной волны духовных учителей.
С точки зрения медитации, эпохальным событием этого времени стало увлечение участников группы “Битлз” практикой трансцендентальной медитации (Transcendental Meditation — ТМ), что подтолкнуло к занятиям медитацией тысячи молодых поклонников. (За многие годы своего существования движение ТМ стало школой медитирования для миллионов представителей западной цивилизации и заставило исследователей признать, что медитация полезна для духовного и телесного здоровья человека.) Психоделические и галлюцнно1 енные препараты постепенно утратили свою привлекательность для молодого поколения, и молодые люди повернулись к реальному мир причем некоторые из них нашли себе прибежище в йога-коммунах и дзен-центрах, созданных новоявленными учителями.
Начиная с 1970-х голов на Запале появились местные дипломированные преподаватели восточных духовных дисциплин, способные донести основы восточных учений до своих братьев и сестер. Как предсказывал в своей книге Psychotherapy East unci West ('‘Психотерапия на Востоке и Западе’) Алан Уогтс, область психотерапии особенно открыта для влияния восточных учений — возможно, потому что психотерапия, подобно медитации, пытается облегчить страдания человека.
В то же время ученые-исследователи такие как Герберт Бенсон. Пон Кабат-Зинн и Дин Орниш, внесли значительный вклад в дело популяризации медитации (см врезку ‘Высказывания выдающихся специалистов о пользе медитации в главе 2 а книги по медитации и смежным темам регулярно фигурируют в списках бестселлеров New York Times. Несомненно, медитация начинает полыонаться огромной популярноаью среди американцев!
Медитация с исконно американскими корнями
Когда я говорю об "американизации медитации, то лишь проявляю уважение к коренным американцам — индейцам. Они, несомненно, медитировали на этом континенте не один десяток тысяч лет. Помимо шаманов, которые играют особую роль в жизни племени (см. врезку “Шаманы — первые великие медитаторы”), мальчики и девочки индейских племен нередко отмечают переход от детства к взрослой жизни, проводя три-четыре дня в занятиях медитацией, для чего им отводится специальное священное место. Соблюдая суровый пост, молясь, сосредоточивая свое сознание и открывая свои чувства они вызывают у себя видения или мечты, которые приносят им особую мудрость или силу и помогают им общаться со своими духами- хранителями. Взрослые индейцы также медитировали наедине с природой, когда нуждались в духовной поддержке или хотели получить ответы на важные жизненные вопросы. Кроме того, практикование постоянной включенности сознания в текущую ситуацию всегда было важной составляющей традиционной жизни коренных американцев,
Будущее медитации
В наши дни, когда медитация приоорела столь большую популярность на Западе, у многих из нас может возникнуть вопрос, что с ней будет в будущем. Разумеется, строить прогнозы— неблагодарное занятие, однако вот мои соображения, основанные на результатах последних исследований.
Для проверки того, что регулярные тнятия медитацией могут сделать человека счастливее. научить ею сопереживанию и повысить иммунитет проводились научные исследования с использованием самых современных технологий (см. глав\ 9). '- читывая. что и более ранние исследования указывали на благотворное влияние медитации, можно предположить, что медитирование скоро станс! повседневным занятием для подавляющего большинства людей.
Прописываю вам сеанс медитации
Возможно, в скором времени врачи б>дут прописывать, наряду с инсулином, бета- блокираторами и гипотензивными препаратами, pci улярную практику медитации для пациентов, страдающих шабетом и болезнями сердечно-сосудистом системы. Многие врачи поступаем 1ак уже сегодня. Если исследования и дальше дебет убеждать нас в пользе медитации, министерства иравоохранения предпишет врачам использовать медитацию как стандартный метод ючения ряда заболеваний.
Надежное средство в руках врачей-психиатров
Медитация на основе максимальной включенности в текущую ситуацию не дает никаких побочных эффектов и приводит к стабильному повышению настроения у тех, кто регулярно занимается ею на протяжении не менее трех месяцев (см. главу 19). Почему же в гаком случае психиатры не прописывают ее своим пациентам, страдающим депрессией и повышенной тревожностью, прежде чем прописывать потенциально опасные для здоровья лекарственные препараты, влияющие на функционирование мозга? Уму непостижимо! Однако я уверен, что уже через несколько лет врачи-психиатры будут рекомендовать своим пациентам не только принимать лекарственные препараты, но и следить за своим дыханием, а книга, которую вы держите в руках, займет достойное место на полках врачеп-психиатров!
Больше сидите, меньше платите
После появления работ Дина Орниша и других исследователей некоторые страховые компании провели самостоятельные исследования, вложив деньги в особые программы по управлению стрессом. Можно предположить, что появление все новых свидетельств благотворного влияния медитации на здоровье человека приведет к снижению страховых премий для тех. кто регулярно занимается медитацией, и к организации курсов по медитации при каждой больнице. Возможно, вы после приобретения страхового полиса даже будете получать компенсацию за периодические занятия медитацией!
Эксперименты с земным притяжением
1. Сядьте на стул и ощутите воздействие силы тяжести на ваше тело.
2. Сосредоточьтесь на силе тяжести, с какой ваши бедра и ноги (от бедра до колена) давят на стул.
3. Встаньте и обратите внимание на то, как сила тяжести притягивает вас к Земле.
4. Начните ходьбу и сконцентрируйтесь на воздействие силы тяжести на ступни ваших ног.
5. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, как все окружающие вас объекты удерживаются на своих местах силой тяжести — и как вы движетесь в этом поле земного притяжения подобно рыбе, плавающей в морских глубинах.
Эта волшебная сила присутствует везде, даже если вы не отдаете себе отчета в ее существовании и не понимаете ее физической сущности.
6. Поддерживайте в себе осознание этого невидимого, но мощного поля земного притяжения в течение всего дня.
Медитация и физические упражнения
По мере того как польза медитации для здоровья будет получать все большее признание, клубы здоровья, дома отдыха и курорты включат занятия медитацией в программы оздоровления своих пациентов наряду с аэробикой, занятиями в тренажерном зале, фитнесом и хатха- йогой. В конце концов, медитация позволяет вам полнее наслаждаться жизнью, а когда же и делать это, как не на отдыхе!
Помимо этих, совершенно очевидных применений медитации, я полагаю, что медитация займет в будущем более достойное место в нашем культурном ландшафте. Возможно, на телевидении будут проводиться специальные курсы обучения медитации. Для преподавания на таких курсах или для чтения лекций по медитации на телевидении будут привлекаться выдающиеся учителя медитации, которые охотно поделятся своим опытом с многомиллионной
аудиторией телезрителей. Возможно, скрытая и открытая рекламам медитации появится в те- левизионных сериалах и на ток-шоу, в газетах и журналах. А вот и некоторые spyine, более отдаленные возможности: курсы медитации организуются в учебных заведениях; на рабочем месте вместо кофе-брейков или перекуров вводятся регулярные сеансы медитации; в корпорациях для занятии сотрудников медитацией выделяются специальные комнаты— и даже в Конгрессе США проводятся специальные ледитационные заседания наряду с практикой коллективного вознесения молитв)! А почему бы и нет? Медитация позволяет снять стресс и улучшает состояние здоровья, и не удивительно, что она проникает (и будет проникать) в на- шу жизнь непредсказуемыми и не виданными ранее способами.
Глава 4
Основы мотивации: отношение и сознание начинающего
В этой главе
§ Сознание начинающего медитатора
· Что заставило вас обратиться к занятиям медитацией
· - Пять базовых мотивационных стилей
· - Выработка правильного отношения к медитации
Как способ перепрограммирования сознания и открытия сердца медитация не имеет себе равных. Но медитация никогда не стоит особняком — ей всегда сопутствует акцент на мотивации и отношении, т.е. на тех качествах сознания, которые заставляют вас двигаться дальше, когда лень или нежелание мешают вам это делать.
Для начала вы должны заглянуть как можно глубже в собственное сознание и в душу и разобраться в причинах, толкающих вас заниматься медитацией. Если занятия медитацией вдруг покажутся вам скучными и бессодержательными (а рано или поздно это обязательно произойдет), вам следует вспомнить об этой своей мотивации.
Мой племянник-подросток мечтает стать профессиональным бейсболистом. Его честолюбие и физические данные делают эту мечту вполне осуществимой. Недавно он попросил меня научить его медитировать, поскольку с помощью медитации рассчитывает выработать у себя хладнокровие, уравновешенность и самообладание. Есть у меня также кузин, которому немного больше тридцати. В свое время он закончил Гарвардский университет и сейчас работает в одной из престижных инвестиционных фирм. Однажды в телефонном разговоре он спросил у меня, не поможет ли ему медитация избавиться от постоянных стрессов на работе. Одна моя хорошая знакомая, которой уже перевалило за пятьдесят и у которой недавно диагностировали онкологическое заболевание, хочет научиться медитировать, чтобы побороть страх и облегчить процесс лечения. Одна из моих пациенток попросила назначить ей курс медитации, чтобы достичь спокойствия: она хочет разобраться в себе и понять, какие шаблоны мышления и поведения разрушают ее жизнь и приносят ей несчастья.
К медитации человека может подтолкнуть боль, страдание или отчаяние. Возможно, вас не удовлетворяет качество собственной жизни: стрессы, отсутствие радости, темп и интенсивность жизни. Какой бы ни была причина, толкающая вас к занятиям медитацией, у вас должно хватить мотивации на го. чтобы изменить заведенный порядок жизни, замедлить ее темп и каждый день уделять внимание своему сознанию хотя бы в течение пятнадцати- двадца и мину]'. 3 га глава поможет вам не только понять причины вашей собственной неудовлетворенности, но и создать мотивацию, заставляющую вас заниматься медитацией — день за днем, неделя за неделей.
Все начинается с сознания (и заканчивается на нем.)
Великие учителя медитации указывают, что лучшее отношение к медитации
это открытое и пезашоренное сознание, полностью свободное от каких-либо предубеждений или ожиданий. Один из моих первых учителей медитации, учитель дзен-буддизма Сунрью Судзуки называет это сознанием начинающего медита- тора. По мнению Сунрью Судзуки, цель медитации заключается не в том, чтобы аккумулировать знания, научиться чему-то новому или достичь какого-то особого состояния сознания, а просто в том, чтобы поддерживать этот незамутненный образ мыслей.
"Если ваш разум чист и свободен от всего ненужного и наносного, он открыт для всего и готов к восприятию всего, что вы захотите в него поместить,— пишет Сунрью Судзуки в своей книге Zen Mind Beginner’- Mind (“Сознание в дзен-буддизме, сознание начинающего адепта дзен-буддизма”). — Образ мыслей начинающего заключает в себе огромные возможности, тогда как образ мыслей искушенного человека заключает в себе очень мало возможностей. Как следует из самого названия этой книги, Судзуки учит, что сознание начинающего и сознание а дзен-буддизме — т.е. бодрствующее, ясное и ничем не ст есненное сознание просветленного мастера дзен-буддизма — эго, по сути, одно и то же.