Как расширить свои границы 7 глава




Стоит ли доказывать, что куда проще рассуждать о сознании начинающего, чем поддерживать его в себе или хотя бы распознать. Но в том-то и загвоздка, что “лишенный знания разум начинающего не в состоянии или выявлять сознание начинающею — точно так же, как человеческий глаз не может увидеть сам себя, хотя видит все вокруг. Какой бы способ медитации вы ни выорали, старайтесь медитировать на основе чистого, как слеза ребенка, открытого, ‘ничего не знающею сознания, присущего начинающему. В определенном смысле сознание начинающего представляет собой отсутствие какого-либо отношения, лежащее в основе какого бы то ни было отношения. В этом же смысле можно говорить, что в основе всех успешных методов лежит отсутствие какого-либо метода.

Ниже перечисляются характеристики сознания начинающего медитатора.

- Открытость всему. Привлекая к занятиям медитацией свой опыт и не пытаясь “подкорректировать” его, вы тем' самым приводите себя в соответствие с бытием которое объединяет в себе все — свет и тьму, хорошее и плохое, жизнь и смерть, — ничему не от давая предпочтения.

Отсутствие ожиданий. Практикуя сознание начинающего, вы воспринимаете окружающий вас мир глазами и ушами непорочного младенца. Вместо того чтобы медитировать во имя какой-то будущей цели, вы приступаете к медитации в полной уверенности, что осознанность, открытая навстречу любому опыту и с готовностью воспринимающая окружающий вас мир, в конечном счете заключает в себе все нужные вам качества, такие как любовь, умиротворенность, счастье, мудрост ь и самообладание.

- Не скованное условностями, всеохватывающее и спонтанное сознание. Некоторые из учителеи уподобляют сознание начинающего небу: хотя время от времени небо заволакивают облака, безграничному небесному простору ничто не угрожает. Что же до спонтанности, то Иисус говорил: “Чтобы войти в царство небесное, ты должен уподобиться младенцу”. Полностью освободившись от ожиданий и распахнув свою душу навстречу всему, что возникает на вашем пути, вы поневоле начинаете реагировать на любые ситуации непосредственно, непринужденно и спонтанно.

 

- Изначальная, фундаментальная осознанность. Один из знаменитых коанов (загадок, побуждающих к размышлению) дзен-буддизма гласит: ‘ Какое лицо у вас было до того, как на свет появились ваши родители?” Этот коан указывает на неизъяснимое, изначальное качество сознания, которое предшествует вашему характеру и даже вашему физическому телу. Возможно, сознание начинающего в действительности следовало бы назвать безначальным сознанием (т.е. сознанием у которого во- обще нет начала)!

То, чем вы заканчиваете, очень напоминает то, с чего вы начинали

Одна из величайших загадок медитации заключается в том, что вы с неизбежностью заканчиваете тем, с чего начали. Подобно Симону, о котором шла речь во врезке "Вы можете найти сокровище в собственном доме” (глава 1), вы в конечном счете обнаруживаете, что сокровище, которые вы ищете, было спрятано глубоко в вашем сердце, а путь, которым вы проследовали, приводит вас прямо домой.

Чтобы прояснить эту загадку, тибетские монахи проводят различие между почвой, путем и осуществлением. Ваше запутавшееся, суетное и страдающее сознание, утверждают они, заключает в себе также мир, любовь и счастье, в которых вы так нуждаетесь. Это почва — основа для пробуждения, Но облака всевозможного негатива (сомнений, осуждения, страха, гнева, предубежденности) стали слишком плотными и непроницаемыми, и почва (т.е. на то, чем вы, в сущности, являетесь) не видит света (истины). Вам нужно встать на путь медитации, чтобы разогнать эти облака и познать истину.

Когда же вы наконец распознаете свою истинную сущность, вы поймете, что искомое вами сокровище всегда находилось вместе с вами, внутри вас, в глубине вашего сердца. Эта истинная сущность полностью совпадает с тем, что адепты дзен-буддизма называют сознанием начинающего.

Опорожни свою чашку

Вот старая история, которую нередко приходится слышать от учителей дзен-буддизма. Один ученый обратился к знаменитому дзен-мастеру с просьбой разъяснить ему смысл дзен- буддизма. Ученый задавал вопрос за вопросом, однако его настолько переполняли собственные идеи, что он не давал возможности дзен-мастеру даже открыть рот.

После примерно часа общения дзен-мастер предложил ученому выпить чаю. Ученый согласился, и мастер начал лить чай в его чашку Чашка была уже почти полна, а мастер все лил и лил.

“Довольно, — воскликнул ученый. — Ты же видишь, что чашка моя полна и в нее уже не поместится ни капли”,

“Совершенно верно, — ответил мастер, — То же самое можно сказать о твоем сознании. Ты не сможешь ничего понять в дзен-буддизме, пока твоя чашка не будет пуста”.

Что заставляет вас заниматься медитацией

ч

Наверное, вы могли бы сказать, что предпочитаете делать то, что привычно, полезно или интересно. Понятно, что мотивация оказывает огромное влияние на то, каких успехов вы достигнете.

Согласно традиции, ваша мотивация определяет результат ваших занятий медитацией так же, как и используемые вами методы и затраченное время. Общеизвестно, что клиенты, которых психотерапевты лечат по Юнгу, видят "юнговскне" сны. а клиенты, которых лечат по Фрейду, видя г 'фрейдистские сны. Точно так же буддисты, медитируя, видят пустоту, а те. кто стремится к излечению, достижению умиротворенности или повышению производительности, обычно получают именно то. что они и хотели получить.

В духовной традиции принято делать стремления и мотивации на сильные и слабые. Все духовные традиции единодушны между собой в том, что у человека, стремящеюся помочь другим, мотивация самая сильная. Однако начинать след ет с гой точки, в который вы находитесь сейчас, а быть честным с самим собой гораздо важнее, чем делать вид, будто у вас есть мотивация, которой на самом деле у вас нет. В любом случае, чем больше вы будете медитировать, тем скорее сможете открыть свое сердце и проявить свою естественную, присущую вам заботу о благополучии тругих. В приведенных ниже разделах описаны пять основных мотиваций. Прочитайте внимательно, и вы поймете, что движет вами. Чет ко разграничить типы мот ивации невозможно: большинством людей движут обычно несколько факторов.

 

Размышление над собственной жизнью

Великие духовные учителя и мастера медитации не устают напоминать нам о быстротечности нашей земной жизни. Средневековые христианские философы специально держали у себя на столе человеческий череп, который должен был постоянно напоминать им о бренности существования. А буддийские монахи в некоторых азиатских странах, как и в прежние времена, медитируют на кладбищах, усиливая у себя осознание собственной недолговечности и смертности. Рано или поздно - может быть, через много лет, или через год, или даже завтра — каждый из нас отправится в мир иной. Вспоминая об этом время от времени, мы облегчаем себе выбор жизненных приоритетов — и вспоминаем о причинах, заставляющих нас заниматься медитацией.

Разумеется, если размышления о смерти вам неприятны, думать об этом не надо. Но, может быть, ваш страх перед мыслями о смерти исчезнет по мере того, как вы откроете свое сердце богатству и бесконечной ценности жизни. Уделите примерно десять минут этому медитационному упражнению (взято из книги Джека Корнфилда A Path with Heart).

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, все сильнее рас* слабляясь с каждым выдохом.

2. Вообразите, что стремительно и неумолимо приближается ваш смертный час, а остаток вашей жизни измеряется даже не часами, а минутами.

Вспомните о быстротечности и конечности своего земного существования — вы можете умереть в любое мгновение.

3. Начинайте размышлять о своей предыдущей жизни, прокручивая ее, словно кинопленку.

4. Размышляя о своей жизни, выберите какие-либо два события, о которых вам сейчас было бы приятно вспомнить.

Это вовсе необязательно должны быть некие “эпохальные" события вашей жизни: вообще говоря, это могут быть вполне заурядные, рядовые события.

5. Попытайтесь как можно глубже уяснить, что именно заставило вас вспомнить об этих событиях; присмотритесь повнимательнее к качествам своего разума и сердца, которые ассоциируются у вас с этими событиями.

6. Обратите внимание на то, как эти воспоминания влияют на вас - какие чувства и другие воспоминания они пробуждают в вас.

7. В свете этих воспоминаний подумайте над тем, как бы вы смогли прожить свою жизнь по- другому, если бы вам представилась такая возможность.

Каким делам вам уделили бы больше времени? На каких качествах бытия вы сделали бы упор? Кому из людей вы уделили бы больше (или наоборот, меньше) внимания?

8. Завершив это упражнение и вернувшись к своим обычным повседневным делам, присмотритесь к себе - не изменилось ли ваше отношение к собственной жизни.

9.

в собственную душу и сознание, чтобы получить ответы на следующие вопросы.

- Что подтолкнуло меня к занятиям медитацией?

- Что заставляет меня регулярно заниматься медитацией?

- Каких результатов я надеюсь достичь?

Чему я рассчитываю научиться?

Отставьте перзые мысли, которые пришли вам в голову, загляните еще глубже себе в душу и задайте вопрос: “Что не удовлетворяет меня в этой жизни или от чего я страдаю настолько сильно, что это заставляет меня обратиться к медитации?"

- Хочу ли я снизить стресс и успокоить свою душу?

- Хочу ли я стать счастливее и получать больше удовлетворения от собственной жизни?

- Хочу ли я получить ответы на более глубокие вопросы наподобие “Кто я такой?” или “В чем смысл моей жизни?”

Возможно, вы сострадаете людям и хотите помочь им. Возможно, ваша цель — повысить свою производительность. Возможно, вы стремитесь стать более внимательным и любящим супругом или родителем. Запишите свои ответы на листке бумаги, не давая никаких оценок и комментариев, и возвращайтесь к ним время от времени для поддержания мотивации. Не исключено, что со временем ваши цели могут меняться и углубляться.

 

Вы хотите улучшить собственную жизнь

Представьте, что у вас неприятности на работе и вы пытаетесь справиться с ними — в том числе и с помощью медитации. Вы полагаете, что медитация поможет вам научиться концентрировать свое внимание и повысить самодисциплину. Или, предположим, у вас возникли напряженные отношения с кем-либо из близких и вы мечтаете избавиться от постоянных конфликтов с окружающими вас людьми.

Возможно, вы страдаете от какого-то заболевания и надеетесь, что регулярные занятия ме- дитациеи позволят вам избавиться от стресса и улучшить состояние здоровья в целом. Возможно, вы просто хотите улучшить спортивные результаты. Наконец, не исключено, что вы хотите получать больше радости от общения с близкими или больше удовольствия от отдыха.

Какой бы ни была причина, ваша главная забота на данный момент заключается в том, чтобы исправить или улучшить себя и свои внешние обстоятельства. Это исключительно благородное намерение!

Вы хо! ите понять себя и научиться жить в мире с собой

Если вы устали от бесконечных попыток исправиться или добились впечатляющих успехов, значит, пора перейти к следующей фазе. Вы отказываетесь от идеи самосовершенствования и решаете лучше познать самого себя и научиться принимать себя таким, как есть.

Можно сравнить изменения с китайской игрой (была популярна в годы моего детства) — вокруг пальцев руки обматываются нитки и, чем сильнее вы за них тянете, тем сильнее они стягивают ваши пальцы. Но если руки помести! ь друг напротив дру! а — жест примирения и согласия с самим собой — освободить пальцы от ниток будет довольно просто. Если вы терзаетесь сомнениями и занимаетесь самобичеванием, то с помощью медитации сможете научиться принимать себя таким, какой вы есть, и даже полюбить себя.

 

Работая психотерапевтом, я понял, что безудержная самокритика может разрушить психику даже вполне уравновешенного человека. Эффективное противоядие против такой самокритики — примирение с самим собой (не зря буддисты советуют "подружиться с собой ’). Принимая себя таким, какой вы есть, вы смягчаете и открываете свою душу не только самому себе, но и другим. (О примирении с самим собой читайте в главах 6, 10 и 11.)

Вы хотите понять свою истинную сущность

К занятиям медитацией вас может подталкивать желание добраться до источника смысла, мира и любви. Возможно, вы ищете ответы на важнейшие духовные вопросы: “Кто я такой?”, “Что есть Бог”, “В чем заключается смысл жизни?” Дзен-буддисты говорят, что сильная жажда истины — как раскаленный металлический шарик в желудке: ни переварить его, ни выплюнуть; можно лишь трансформировать его силой медитации.

Возможно, ваш поиск истины мотивирован страданием, но вы не готовы остановиться на самосовершенствовании и достижении примирения с самим собой. Вы чувствуете непреодолимую потребность достичь вершины, которую я описал в главе 1 и которую великие мастера называют просветлением, или cam ори. Когда же вы постигнете свою истинную сущность, она отделится и проявит вашу личность с помощью самого бытия. Это постижение, в свою очередь, может иметь далеко идущие последствия, в том числе более счастливую и гармоничную жизнь, примирение с самим собой и любовь к себе.

Вы хотите пробудить других

Тибетские монахи-буддисты учат, что медитирующий должен культивировать в себе

самую важную изо всех мотиваций: он должны видеть других равными себе и стремится в первую очередь к их освобождению, а только потом уже к своему. Это бескорыстное стремление, известное как бодичитта (“пробудившееся сердце”), ускоряет медитаци- онный процесс и избавляет от эгоизма. Медитация, если ее не наполнять бодичиттой, утверждают тибетцы, принесет вам лишь самопостижение, но не больше.

Вы хотите выразить свое внутреннее совершенство

В традиции дзен-буддизма самая сильная мотивация к медитации заключается не в том, чтобы добиться какого-то особого состояния сознания, а в том, чтобы выразить свою “истинную природу”, внутренне чистую и неиспорченную, — то, что я назвал выше сознанием начинающего (или, в главе 1, — чистым бытием'). При такой мотивации у вас появится уверенность в том, что вы уже обрели мир и счастье, которого так искали. Этот уровень мотивации требует высокой степени духовной зрелости, но, поняв, кем вы являетесь на самом деле, вы поймете, что обращаетесь к медитации главным образом для того, чтобы реализовать на практике и углубить свое понимание.

Жизнь в гармонии с медитацией

Теперь, когда вы поняли, что подталкивает вас к занятиям медитацией, предлагаю вам несколько рекомендаций, которые сделают ваши занятия медитацией эффективнее. В частности, многовековой опыт свидетельствует, что эффективность вашей медитации в значительной мере зависят от того, как вы действуете, о чем думаете и какие качества культивируете в себе.

В каждой дуловнои традиции подчеркивается важность правильного поведения, причем под этим вовсе не подразумевается следование каким-либо жестким правилам, отделяющим хорошее поведение oi “плохого”. Если ваши действия не соответствую! причинам, заставляющим вас заниматься медитацией,— например, если вы занимаетесь медитацией, чтобы снять стресс, однако своими действиями, вольно или невольно, разжигаете конфликты, — то ваша повседневная жизнь вступает в противоречие с тем, во имя чего вы занимаетесь медитацией. Чем больше вы занимаетесь медитацией, тем чувствительнее становлюсь к тому, как те и ш иные действия поддерживают или подкрепляют вашу медитацию, тщда как другие, напротив, ослабляют ее.

Разумеется, между юрмальной медитацией и повседневной кизныо существует непрерывно действующий контур обратной связи: ваш образ жизни влияет на ваши занятия медитацией, а ваши занятия медитацией, в свою очередь, влияю] на ваш образ жизни.

- г~Памятуя об)том, постарайтесь следовать десяти базовым рекомендациям, которые дадут вам возможность жить в гармонии с духом медитации.

- Научитесь выявлять причннно-с 1едственные связи. Обратите внимание на то как ваши действия— а также чувства и мысли, их сопровождающие, — влияют на других людей и на ваше настроение. Обратиге внимание: если вы рассердились или испугались, отголоски этих >моций в течение нескольких часов или даже дней сказываются на реакциях других людей, на вашем собственном состоянии и на ваших занятиях медитацией. То же относится к доброте и состраданию. Как говорится, что посеешь, го и пожнешь.

- Размышляйте над недолговечностью и хрупкостью жизни. Смерть реальна, говорят тибетские монахи; она может явиться к вам бе t предупреждения, и ваше тело когда-нибудь гоже станет пищей щя червей и прочих земных тварей. Подумайте, как вам повезло — вы родились во времена, когда жизнь довольно комфортна, заня- тия медитацией и прочие методы снятия стресса и облегчения страдании доступны подавляющему большинству людей! Возможно, эту заставит вас активнее пользоваться всеми имеющимися у вас возможностями.

- Осознайте oi раниченноеть и с> етность мирско! <• \спеха. Подумайте о людях, ко- горые добились в жизни успеха, к которому вы так стремитесь. Действительно ли они счастливее вас Можно ли утверждать, что в их жизни больше любви, а в их душе больше покоя? Медитируя, вы можете достичь настоящею внутреннего успеха, основанного на радости и спокойствий, а не на материальном успехе.

у Вырабатывайте у сеоя отсутствие привязанности. На первый взгляд, эго! классический б) 1.ДИСТСКИЙ совет может показаться невыполнимой задачей. Но задача в данном случае заключается не в том, чтобы поселить в своем сердце равнодушие или отстраниться от внешнего мира, а в том, чтобы обратить внимание на то, как привязанность к определенному результату ваших действий влияет на ваши занятия медитацией— и умиротворенность вашей ivnin. Одно дело— действовать чистосердечно из лучших побуждении и совсем другое — отчаянно борот ься за то. чтобы доби ться результата?

v' Культивируйте в себе lepiiemte и упорство. Занятия медитацией, помимо всего прочею, требуют готовности неуклонно следовать намеченной цели. Максимальной пользы от медитации можно добиться лишь в случае регулярных, ежедневных заня-

 

тий. Кстати, такие качества, как герпение и упорство в любом случае пригодятся вам в жизни. (Подробнее о настойчивости и самодисциплине см. в главе 9.)

- Упростите свою жизнь. Чем более суетной и сложной является ваша жизнь, тем сильнее возбужден ваш мозг во время медитации — и тем выше у вас уровень стресса. У вас и гак напряженный рабочий график, а вы все вписываете и вписываете то- вые дела в свой ежедневник — может бьпь, стремясь избежать пауз, когда вы можете остановиться, прислушаться к биению своего сердца, встретиться лицом к лицу со своими страхами, одиночеством, пустотой, печалью? Если остановить гонку и прислушаться к себе, можно услышать голос своей внутренней мудрости.

- Будьте честным и цельным человеком. Когда вы лжете, ловчите и идете на сделку со своей совестью, то можете, конечно же. па время спрятаться от самого себя — до очередного сеанса медитации. Вот тогда-то проснется ваша совесть, и каждый ваш грех начнет терзать вашу душу. Медитация — это своего рода зеркало вашей души. То, что вы увидите в этом зеркале, может заставить вас как можно шире рас- кры гь свой позитивный потенциал.

- Встречайте любые ситуации с отвагой настоящего бойца. “Воины медитации” культивируют в себе отвагу для того, чюбы отказаться от агрессии и оборонительной позиции, не бояться страхов и открыть свои сердца — навстречу себе и другим. Конечно, сказать легче, чем сделать, но медитация научит вас кгого юбиться. — а затем нужно просто оставаться готовым проявить смелость и отвагу в реальных жизненных ситуациях. В конечном счете, практиковать это качество можно в каждый момент жизни. (Подробнее о том, как медитировать в любой момент жизни, см. в главе 15.)

- Доверяйте технологии медитации — и самому себе. Полезно помнит ь, что уже не

одну тысячу лет человечество с успехом занимается медитацией. По крайней мере люди занимаются медитацией гораздо дольше, чем они пользуются, например, пер- сональными компьютерами или Интернетом. Речь идет о том, что под силу практически каждому из нас (например, дыхание или концентрация внимания). Нужно просто доверять этой технологии, следовать соответствующим инструкциям — и пользоваться полученными результатами.

- Посвящайте свои занятия медитацией пользе других людей. Как я уже говорил, тибетские монахи называют такой подход бодичиптга (“пробудившееся сердце) и считают его одним из важнейших условий успешной медитации, способным радикально изменить нашу жизнь. Исследователи полагают, что молитвы, в которых содержатся просьбы о каких-то конкретных результатах гораздо менее эффективны, чем те, которые возносятся во имя спасения своих ближних. Иными словами, вся любовь, которую вы отдадите другим, обязательно вернется к вам!

Обратитесь к ним в последний раз

Вообразите, что вам уже никогда не придется встретиться со своими друзьями или любимыми. Затем выполните следующее упражнение.

1.Сядьте поудобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и закройте глаза.

2. Пусть ваши обычные мысли, чувства и заботы рассеются подобно утреннему туману под действием первых солнечных лучей.

3. взгляните ка объекты и людей, попадающих в поле вашего зрения, так, словно видите их последний раз в жизни.

Какими они представляются вам? Какие у зас возникают чувства? Какие мысли возникают у вас в голове?

4. Оцените прелесть и непошоримость этого момента — другого такого у вас больше не будет!

5. Поразмышляйте над тем, что каждый момент вашей жизни неповторим.

6. Завершив медитацию постарайтесь добиться того, чтобы понимание, достигнутое вами в результате этого упражнения продолжало наполнять ваш опыт.

 

Глава 5

Как ваше сознание влияет на вас и что с этим делать

В этой главе

- Погрузимся глубже в собственные мысли и чувства

- Как ваше сознание порождает у вас стресс

I - Концентрация для успокоения сознания

- Избавление 01 cipecca путем спонтанного освобождения

- Проникнем в потаенные уголки вашего сознания

Уже не одну тысячу лет величайшие умы Востока и Запада твердят нам, что источник всех наших проблем — наше сознание. Я присоединюсь к их точке зрения. Разумеется, они правы: ваше сознание само по себе “может быть небесами ада и адом небес (как выразился английский поэт Джон Мильтон). Ведь сознание нельзя удалить с помошыо скальпеля!

Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте для начала ознакомимся с принципами работы нашего сознания. Сознание представляет собой сложную совокупность мыслей, представлений, историй, импульсов, предпочтении и эмоций. Все эти мысли и чувства искажают наш опыт и мешают нам достичь столь желанного счастья, расслабления, эффективности и исцеления. Медитация научит вас изменять эго путем фокусировки внимания и успокоения вашего сознания; копнув еще глубже, вы обнаружите в глубинах своего сознания какие-то истории VI шаблоны, которые раз за разом заставляют вас испытывать страдания и стресс и от которых вы можете избавиться с помощью медитации.

Так все же - выше или глубже?

Духовные учителя и сторонники персонального развития испытывают непреодолимую тягу к “вертикальным’ метафорам. Одни считают, что вы должны докопаться до основ своего внутреннего опыта или проникнуть как можно глубже в свою внутреннюю сущность. Другие предпочитают говорить о высшем сознании, или преодолении мирского, или обладании сознанием, широким, как небо.

В какой-то степени разница между подходами заключается в персональных предпочтениях каждого учителя. Но разница в их использовании связана с отношением к внутреннему опыту: если вы полагаете что источник бытия заключается где-то глубоко внутри вас, значит, вы рассуждаете в категориях углубления. Если же вы полагаете, что этот источник находится где-то в высших сферах, значит вы рассуждаете в категориях возвышения.

По моему скромному мнению, если копнуть достаточно глубоко, то можно оказаться на горной вершине, а если подняться достаточно высоко, то можно оказаться на дне моря. В конечном счете, как это место ни назови, оно всегда будет одним и тем же. В конечном счете у чистого бытия, по сути, не может быть какого-то определенного места — оно существует в каждом из нас, везде и всегда.

 

Краткая прогулка по вашим внутренним владеньям

Я — заядлый путешественник и пловец, полому предпочитаю метафоры, связанные с природой. На мой взгляд, они весьма подходят для описания медитации. В главе 1 я сравнивал медитацию с восхождением на горную вершину. Сейчас я переверну эту метафору, так сказать, с ног на голову. Итак, представьте, что вы спускаетесь вниз— на дно озера. Г оворя об озере, я имею в виду вас. Иными словами, мы совершим путешествие в пг бины вашего бытия.

 

Прохождение слоев внутреннего опыта

Медитируя, вы не только вырабатываете у себя способность к концентрации и успокоению своего сознания, но и погружаетесь довольно глубоко в свой внутренний опыт, обнаруживая при этом слои, о существовании которых даже не подозревал»!. Что же, по вашему мнению, находится на самом дне? В традиции медитации это называется по-pa зному: сущность, чистое бытие, истинная природа, дух, душа, бесценная жемчужина, источник всей и любви. Адепты дзен-буддизма называют это вашим первоначальным лицом — лицом, которое было у вас еще до того, как на свет появились ваши родители. Возможно, вам понравилось бы изображать это в виде источника, который исторгает из себя чистую, освежающую влагу бытия. (11одробнее об пом источнике см. в главе 1.)

Этот источник бытия — то, чем вы являетесь на самом деле, в самой своей основе, и чем вы были до тою. когда вам почему-то показалось, что вам чего-то не хватает или что вы не такой, каким должны быть. В этом источнике заключена ваша целостность и завершенность, которые были присущи вам до того, как вы начали чувствовать свое одиночество и фрагмен- тированность. Это глубокое ощущение нера5рывнои связи с чем-то оолее значительным и масштабным, чем вы сами — и с любым другим существом или вещью в этом мире. И в конечном счете по источник умиротворения, счастья, радости и прочих положительных, жизнеутверждающих ощущении — даже если вам кажется, что их причиной являются какие- то внешние обстоятельства. (Разные люди ощущают этот источник по-разному, потому-то у него столько названий.)

Соединение с этим источником чистого быгия — вот конечная цель медитации, даже если вы стремитесь к каким-то иным целям (например, достичь просветления или избавиться от стресса, повысить производительность или лучшить качество жизни). Медитация, несомненно, приблизит вас к этому источнику. Но, когда вы медитируете, вам может встретит ься материал, образующий некую щ страду между вами и опытом быт ия, точно так же. как на вашем пуш ко дну озера вам погут попадаться слои водорослей. косяки рыбы и мусор. Эти слои не представляют проблемы, если только подводные течения в озере не поднимают со дна ил и не замутняют воду настолько, что затрудняется видимость. (Под подводными течениями я подразумеваю перегруженное, возбужденное сознание или беспокойную и испуганную душу.)

Стараясь придерживаться последовательности, в которой эти слои могут встречаться на вашем пути в процессе медитации, я описываю их в приведенных ниже разделах.

Невнятное бормотание вашего сознания

Когда вы ооращаете свое внимание внутрь себя, первое, что вам встречается, — это непрестанное бормотание вашего сознания. Буддисты сравнивают сознание с непоседливой и шумной обезьяной, непрестанно скачет с ветки на ветку, нигде не задерживаясь.

 

Не исключено, что большую часть времени вы будете прислушиваться к немолчной болтовне своего сознания, даже не отдавая себе '•> этом отчета. Бормотание сознания может принимать форму воспоминаний о прошлом, построения картин будущею или попыток решения проблем настоящего. Каким бы ни оыло содержание чгой болтовни, сознание постоянно общается само с собой, раскручивая, например, какую-либо историю, где главный, герой— вы. (Исследования показывают, что лишь очень незначительный процен т людей не ведет с собой такой постоянный внутренний диалог — им его заменяют чувства или образы, время от времени возникающие в их сознании.)

Сильные или периодически повторяющиеся эмоции

Точно так же, как какой-нибудь остросюжетный фильм или романтическая комедия, драматические истории, которые постоянно раскручивает ваше сознание, вызывают у вас некую игру чувств. Если, например, вы обдумываете выгодную сделку или вечер с привлекательной молодой особой то. возможно, испытываете опасения и сомнения или возбуждение и вожделение. Из-за несправедливого к вам отношения вас могут охватить досада, гнев, негодование и обида. Подобные эмоции сопровождаются определенными физическими ощущениями, такими как напряжение, возбужденность, боль в сердце, тошнота или головная ооль.

В чем разница между мыслями и чувствами

Занимаясь психотерапевтической практикой, я пришел к выводу, что многие люди не понимают разницу между мыслями и чувствами. Например, на мой вопрос: “Что вы чувствуете?”, пациент подчас отвечает: “Я чувствую, что мне не следовало бы так откровенничать с партнером”. Это суждение, а не чувство.

Вот несколько советов, которые позволят вам уяснить разницу между мыслями и чувствами.

- Чувства возникают как некие совокупности ощущений в вашем теле, которые легко отличить от любых других ощущении. Например, когда вас охватывает гнев, у вас может возникнуть ощущение напряжения в плечах и челюстях; кроме того, вы можете ощущать прилив горячей волны к затылку. Печаль проявляется тяжестью в груди и в сердце и перехваченным дыханием. Занимаясь медитацией, вы поймете как можно испытывать чувства как ощущения, и научитесь отделять их от мыслей и историй, порождающих у вас эти чувства. (Подробнее о медитировании с мыслями и чувствами см. в главе 11.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: