Оценка системы внутреннего контроля




 

В процессе подготовки оценки эффективности системы внутреннего контроля, действующей на ОАО «КАТОН» РСМУ-10, была произведена оценка риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, можно собрать достаточное количество аудиторских доказательств.

Для определения характера и объёма проводимых аудиторских процедур (для составления программы аудита материальных ценностей) и для получения критериев оценки результатов на стадии планирования аудита был установлен уровень существенности и приемлемый аудиторский риск. Этого требуют и российские стандарты аудита. Оценку существенности и рисков провели для проверяемого участка учёта, в частности, для материального учёта.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Так, в мировой практике уровень существенности определяется как усреднённое значение следующих показателей:

5–10% от прибыли до налогообложения;

5–10% от чистой прибыли;

0,5–1% от объёма продаж;

5–10% от собственного капитала;

0,5–1% от общей стоимости активов.

В российском стандарте «Существенность и аудиторский риск» (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г.) рекомендуются соотношения, приведенные в таблице 2.3.

При установлении уровня существенности исходили из основных показателей деятельности исследуемого предприятия.

На примере таблицы 2.3 рассмотрим определение уровня существенности аудиторского риска на ОАО «КАТОН» РСМУ-10.

 

Таблица 2.3 – Определение уровня существенности аудиторского риска на ОАО «КАТОН» РСМУ-10.

 

Алгоритм расчета:

Столбец четыре получаем умножением данных из столбца два на показатель из столбца три, деля его на 100%:

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет: 410 тыс. руб.

(2,7+385,26+208,4+845,9+607,34)/5=410 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(410–2,7)/410*100%=99,34%,

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(845,9–410)/4105*100%=106,32%.

Поскольку значение 2,7 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 845,9 тыс. руб. – не так сильно (к тому же второе по величине значение 607,34 тыс. руб. очень близко к 845,9 тыс. руб.), принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьше значении, а наибольшее – оставить.

Новое среднее арифметическое составит:

(845,9+607,34+208,4+385,26)/4=511,72 тыс. руб.

Полученную величину допустимо округлить до 512 тыс. руб. и использовать этот количественный показатель в качестве значения существенности.

Различия между значениями уровня существенности до и после округления составляют:

(512–4103)/410*100%=27,8%, что находится в пределах нормы допущения 30%.

В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Для оценки системы внутреннего контроля были использованы вопросники (анкеты), отраженные в таблице 1 (Приложение 2). Для этого были опрошены, в первую очередь лица, ответственные за организацию учёта материалов (эти ответы также можно получить, проведя наблюдение за работой бухгалтерии).

Данные вопросы, а также анализ организационной структуры, схемы и графика документооборота, учёт фактора размера организации позволил сделать первичную оценку системы внутреннего контроля, т.е. оценить её эффективность и надёжность как высокую, среднюю или низкую. В нашем случае на ОАО «КАТОН» РСМУ-10 степень системы внутреннего контроля был оценен как средний.

Была проведена оценка контрольного риска. Он обратно пропорционален надёжности системы внутреннего контроля (высокой надежности соответствует низкий риск; средней надежности соответствует средний риск; низкой надежности соответствует высокий риск).

Разработка программы аудита и плана, основывалась на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Составляя общий план и программу аудита, учитывалась степень автоматизации обработки учетной информации, что позволило точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Результаты проводимых процедур при подготовке общего плана и программы были детально задокументированы, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

В общем плане был определен способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.

 

Таблица 2.4. – Общий план аудиторской проверки учета материально-производственных запасов

№ п/п Планируемые виды работ (комплексы задач) Период проведения Исполнители
  Аудит операций по поступлению материальных ценностей Один раз в квартал Рогальский В.Я.
  Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия Один раз в квартал   Рогальский В.Я. Кривич В.П.
  Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений Один раз в квартал Петрова И.В. Кривич В.П.
  Аудит сводного учета материальных ценностей Один раз в квартал Рогальский В.Я.  
  Проведение анализа использования материальных ценностей Декабрь 2006 г. Рогальский В.Я. Кривич В.П  

 

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита были оформлены документально и завизированы в установленном порядке, таблица 2 (Приложение 3).

Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета товарно-материальных ценностей на ОАО «КАТОН» РСМУ-10, приведены в таблице 2.5.


Таблица 2.5 – Элементы учетной политики, связанные с учетом ТМЦ 1

№ п/п Элементы учетной политики предприятия Вариант выбора
  Форма бухгалтерского учета Упрощенная Мемориально-ордерная Журнально-ордерная ü Компьютеризованная
  Способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии По себестоимости каждой единицы запасов ü По средней себестоимости По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
  Приобретение материальных ценностей С использованием счетов 15, 16 и 10 ü С использованием только счета 10
  Оценка материалов в текущем учете ü По фактической себестоимости

 

ü Знаком отмечены варианты, которые используются на данном предприятии.

Уточнив выполнение положений учетной политики, в ходе исследования, проверили выполнение следующих комплексов задач по учету материальных ценностей:

· учет поступления материальных ценностей;· аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;· учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;· сводный учет материальных ценностей;· анализ использования материальных ресурсов.

До проведения инвентаризации были запрошены документы о результатах инвентаризации за прошлые периоды, проанализированы изменения в количестве и структуре запасов, а так же обсуждены с администрацией вопросы организации и проведения контрольно-инвентаризационной работы.

По результатам аудиторской работы было установлено, что пересортица в суммовом выражении составила 157 руб. 30 коп.

Далее было проведено ознакомление с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, посредствам чего получили информацию обо всех местах их хранения. Выявлены дорогостоящие объекты и методы их учета и проанализирована система внутреннего контроля, хранения, документирования движения ценностей.

В ходе проведения инвентаризации обратили внимание на номера, марки, наименования товарно-материальных ценностей. В результате, при сличении номеров и марок, указанных в паспортах и данных приходных документов, обнаружили замену нового автомобильного мотора, бывшим в употреблении.

По результатам проведенной инвентаризации было выявлено расхождение фактического наличия и учетных данных. Вследствие чего был выпущен приказ руководителя предприятия об исправлении расхождения. Учетные данные были заменены фактическими. Но в случае, если бы материально-ответственное лицо было бы не согласно в недостаче, то его доводы нужно было бы проанализировать и провести повторную инвентаризацию.

Далее, в ходе инвентаризации, была проверена своевременность и эффективность взыскания с ответственных лиц задолженности по недостачам ценностей, выявленных за прошлые периоды.

На ОАО «КАТОН» РСМУ-10 весь учет ведется компьютерезированно, с помощью программы «1С Предприятие», и для контроля операций по приобретению материальных ценностей и расчетов с поставщиками можно просмотреть машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Материальные ценности приходуются и отпускаются по весу, объему, площади или счету, а иногда учитываются в двух единицах измерения. При этом фактическим расходом материалов считается их потребление в процессе производства. Отпуск же материалов в цеховые кладовые следует рассматривать как перемещение материальных ценностей. Поэтому это надо отметить как недостаток практики приемки материалов и отпуска в производство (без взвешивания, замера, пересчета или без технических испытаний их качества). Это может привести к образованию скрытых от учета излишков материальных ценностей.

В ходе аудиторской проверки было установлено что имел место быть факт необоснованного отвлечения средств предприятия на излишние запасы материалов. Что в свою очередь привело к снижению ликвидности оборотных средств предприятия. Целесообразно было бы сократить запасы до уровня, необходимого при использовании в течении года.

В результате проведения аудита на ОАО «КАТОН» РСМУ-10, были выявлены следующие нарушения, которые обобщены в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки на ОАО «КАТОН» РСМУ-10.

№ п/п Содержание нарушения Последствия нарушения
  Не обеспечивается ведение сортового, количественного аналитического учета на складе Данное нарушение приводит к пересортице, в результате чего получается несоответствие в суммовом выражении
  Не все документы распечатываются Не всегда есть возможность оперативно сравнить выданные ТМЦ (если есть долгосроч. заказы)
  Не соблюдается сверхнормативный расход материалов Хищение, применение не по назначению
  Нет образцов подписей МОЛ Нет возможности установить достоверность подписи
  Имеются излишки и ненужные запасы Приводит к снижению ликвидности оборотных средств
  Пересортица Несоответствие в суммовом выраж. стоимости конкретного вида запаса

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в организации нет грубых нарушений по ведению учета МПЗ, но тем не менее было бы целесообразно ужесточить контроль за сохранностью МПЗ на складе (чтобы исключить пересортицу).

Вести учет и контроль за сверхнормативными расходами, т. к. нерационально расходуются МПЗ.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия следует производить по следующим направлениям.

Во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности.

В-вторых, следить за тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движение и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: