Глава: ПЕРИОД ШЕСТОЙ (От помазания царя до разделения царства еврейского.)




XXXI. Помазание Саула на царство. Первые годы его царствования. Отвержение Саула и помазание Давида1.

После того, как решение народа иметь царя получи­ло окончательное утверждение со стороны верховного Царя Израиля, пророку Самуилу не пришлось долго ждать дальнейшего указания для совершения этого дела. Обстоятельства, по-видимому, совершенно случайные, но явно обнаруживающие руку Промысла в самой этой слу­чайности, скоро поставили его лицем к лицу с человеком, который предназначен был быть первым царем избранно­го народа. В городке Гиве, в Вениаминовом колене, жило семейство некоего Киса, у которого был единственный сын Саул. Семейство это было небогатое и добывало на­сущный хлеб земледельческою работою, которою зани­мался сам отец вместе со своим сыном и немногими слу­гами. Но оно щедро наделено было природой и отлича­лось внешним величием и красотою, а вместе с тем непреодолимым мужеством, закаленным в борьбе с вра­гами. И вот у этого-то семейства однажды пропали рабо­чие ослицы. Потеря эта была весьма значительна для не­богатого Киса, и для отыскания их он отправил сына сво­его Саула, который в это время уже был средних лет. Тщетно Саул искал их в течение трех дней и хотел уже возвратиться домой, как сопровождавший его слуга посо­ветовал ему зайти в ближайший город (Массифу), где, по его словам, был «человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается»; не укажет ли он им, где им искать своих запропавших ослиц. Саул выразил сожа­ление, что у него нечем заплатить «прозорливцу»; но ког­да слуга заметил, что у него есть четверть сикля серебра, то он согласился, и вот искатель ослиц отправился к про­року, который должен был дать ему царство.

Самуил в это время участвовал в торжественном жертвоприношении по случаю народного праздника и, предуведомленный свыше, с почтением встретил Саула, отвел ему первое место на пиршестве и, предложив ему лучшую часть мяса (плечо), высказал в знаменательных словах предстоящее ему высокое назначение. Затем, по окончании пиршества, Самуил взял сосуд с елеем, вышел с Саулом за город, помазал его и, поцеловав его, сказал ему: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним, и спасешь их от руки врагов их, окружающих их»2. Саул мог только изумиться всему этому, потому что он был человек незнатного рода, происходил из самого ма­лого, едва не подвергшегося полному истреблению колена израильского. Но не в силе и знатности Бог, а в правде. В подтверждение своего действия Самуил дал Саулу три зна­мения, исполнение которых не замедлило показать Саулу истинность всех предсказаний прозорливца. По одному из знамений Саул должен был встретить сонм пророков и сам пророчествовать с ними. И действительно, в указан­ном месте «встречается ему сонм пророков, и сошел на Саула Дух Божий, и он пророчествовал среди них». Собы­тие это было так необычно для всех знавших Саула рань­ше, когда он видимо не отличался особенною религиоз­ною ревностью, что все в народе говорили друг другу: «что это сталось с сыном Кисовым? Неркели и Саул в проро­ках?» Перемена в нем была так глубока, что последнее выражение вошло даже в пословицу («еда и Саул во пророцех?»), употреблявшуюся для выражения изумления при виде всякого необычайного и поразительного явления. Между тем, нашлись и ослицы, как предсказал Самуил; но мысли Саула теперь были заняты не тем, как управлять ослицами при пахании земли, а тем, как управлять вве­ренным ему царством.

Помазание его, однако же, было еще тайной для народа, и чтобы оно получило гражданскую силу, нужно бы­ло подвергнуть все дело народному решению. С этою це­лию Самуил созвал всенародное собрание в Массифе. Там торжественно был брошен избирательный жребий, и он пал сначала на колено Вениаминово, затем на племя Матриево и в нем на Саула, сына Кисова. Саула самого, одна­ко же, не оказывалось налицо; из скромности он оставал­ся в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его отту­да, «и он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа». Самуил сказал народу: «Видите ли, кого из­брал Господь? Подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» В ново­избранном царе народ израильский приветствовал вопло­щение своего политического идеала, и действительно Саул был олицетворением самого народа, его добродетелей и недостатков. Его добрые качества заключались, главным образом, в его величавой внешности, которая особенно и расположила народ в его пользу; а его внутренние качест­ва, качества его ума и сердца, должны были постепенно выработаться и развиться в послушании воле Божией. По­мазание уже просветило его ум Духом Божиим, но в сво­ей деятельности он должен был сам показать сознание вы­соты своего призвания и добрыми делами должен был оп­равдать свое избрание, подобно и самому народу, который, будучи избран совне, мог стать истинно избран­ным народом Божиим только чрез послушание заповедям Божиим и закону Моисееву. Насколько Саул в послуша­нии воле Божией оправдывал свое избрание, это должна была показать его будущая деятельность; но так как пока народ был доволен избранием, то Самуил изложил народу права «царства», т.е. права и обязанности царя, записал их в книгу и положил в скинии вместе с другими памятни­ками исторической жизни народа. Среди народа слыша­лись и голоса недовольных избранием, которые даже пре­зрительно отзывались о Сауле, говоря: «ему ли спасать нас?» — но Саул ждал только случая, чтобы доказать и этим недовольным, что он способен спасать народ от внешних врагов, и потому как бы не замечал этих презри­тельных отзывов о себе.

Скоро представился случай, давший возможность Са­улу оправдать свою царственную способность3. После сво­его избрания Саул с чисто патриархальною простотою от­правился в свой родной город Гиву и там продолжал за­ниматься земледелием. Но вот до него дошел слух, что на город Иавис Галаадский напал князь аммонитский Наас и требовал сдачи города под жестоким условием выколоть правый глаз у каждого жителя. Это известие воспламени­ло гнев царя, и на него сошел Дух Божий, давший ему си­лу тотчас же приступить к избавлению своих страждущих собратий. Разрубив пару своих волов на куски, он разослал их во все пределы земли с объявлением, что так будет поступлено с волами всякого, кто не откликнется на его при­зыв для поражения неприятеля. Народ единодушно после­довал призыву, собралось войско в 330 000 человек, с ко­торыми и разбит был жестокий Наас. После такого славного дела, приближенные внушали было Саулу отомстить тем недовольным, которые говорили: «Саулу ли царствовать над нами?» Но царь великодушно отвечал: «в сей день никого не должно умерщвлять; ибо сегодня Гос­подь совершил спасение во Израиле». Затем, по предло­жению Самуила, вновь созвано было всенародное собра­ние в Галгале, и там совершилось окончательное утверж­дение Саула на престоле. Самуил торжественно сложил с себя звание судии, передав все свои права новоизбранно­му царю. Затем принесены были мирные жертвы пред Господом, «и весьма веселились там Саул и израильтяне». Первою заботою Саула было образовать постоянное и сильное войско, как это и требовалось внешними полити­ческими обстоятельствами. С этою целию он составил из храбрейших людей трехтысячный отряд, который сделал­ся его постоянной гвардией и был расположен в главных городах колена Вениаминова. По месту пребывания Сау­ла, центром всего управления сделался город Михмас, от­куда он начал предпринимать военные походы для окон­чательного освобождения страны от властвовавших над от­дельными ее частями врагов. Главнее всего нужно было оттеснить филистимлян4. Эти давние враги израильского народа успели проникнуть в самую глубь страны, и один из их «охранных отрядов» стоял даже в Гиве, в центре Ве­ниаминова колена. Первый удар был направлен именно на этот филистимский отряд, который и был разбит сыном Саула Ионафаном. Но это, естественно, раздражило фили­стимлян, и они, узнав об учреждении царской власти у своих соседей и опасаясь усиления их политического и военного могущества, решили в самом начале разрушить возникающую монархию, и вторглись в страну с большим войском, имевшим 30 000 колесниц и 6 000 конницы. Израильтяне были поражены ужасом и по обыкновению бежали в горы и пещеры, ища убежища от врага. Это по­головное бегство израильтян пред филистимлянами пока­зывало, каким грозным врагом были для них последние, столь долго господствовавшие над Палестиной. Ужас еще усиливался от того, что одною из целей нашествия фили­стимлян на землю израильскую был захват возможно большого количества пленных, которых они и продавали на своих невольнических рынках, выручая большие деньги от сбыта этого живого товара купцам соседних богатых стран — Египта и Финикии.

Саул, однако же, не потерял мужества и, сознавая на себе долг защитить страну от наступающего врага, собрал войско в Галгале и готов был выступить против неприяте­ля. К сожалению, самое войско трепетало и, не надеясь на успех борьбы, стало быстро разбегаться. Чтобы ободрить народ, решено было принести жертвы Богу и для совер­шения их обещался прибыть и высокочтимый пророк Са­муил. Но он замедлил, и Саул должен был ожидать его в течение семи дней. Прошел почти и седьмой день, а так как Самуил не являлся, войско же разбегалось все более, то Саул решил обойтись без Самуила и, самовольно при­няв на себя священные обязанности, сам совершил жерт­воприношение, явно доказывая этим, что он менее наде­ялся на высшую помощь, чем на силу своего войска. Такое самовольство составляло великое преступление. В из­раильской монархии основным началом было подчинение гражданской власти воле Божией в лице пророков и свя­щенников. Нарушив это начало, Саул нарушил основное условие своего избрания на царство, так как он заявил не­законное желание действовать не как представитель выс­шего Царя, а самовольно, как независимый правитель. Он заявил притязание на объединение в своей личности не только независимой гражданской царской власти, но и ре­лигиозной, священнической, а такое объединение их в од­ном лице, с одной стороны, могло придать чрезмерный вес царской власти в ущерб священства, а с другой, самое священство потеряло бы свою самостоятельность, став в подчиненное положение к гражданской власти. Этот по­ступок Саула сразу показал, что дальнейшая его деятель­ность пойдет вопреки воле Божией, что, увлекаемый по­литическими интересами, он готов пренебрегать религиоз­ными. Поэтому Самуил выразил ему торжественный укор и в качестве предостережения сказал ему, что он этим своим незаконным действием поколебал устойчивость сво­его царствования.

Между тем, филистимляне продолжали опустошать страну и дошли до берегов Мертвого моря и Иордана. Чтобы лишить израильтян самой возможности иметь ору­жие и даже необходимые земледельческие орудия, они, как это бывало уже и прежде, захватили всех кузнецов и увели их в плен. Положение самого Саула, стоявшего в крепости Гивы, было критическое. Но он избавлен был мужественным подвигом своего сына Ионафана, который один со своим оруженосцем, пробравшись в неприятель­ский лагерь, убил нескольких филистимлян и произвел та­кое между ними смятение, что они бросились в бегство, преследуемые израильтянами. Чтобы довершить пораже­ние преследуемого врага, Саул дал необдуманный обет: «проклят, сказал он, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим». Народ был крайне истомлен, но не осмеливался нарушить заклятия, пока не нарушил его Ионафан, вкусив найденного в лесу меда. За ним по­следовал весь народ, который алчно бросился на оставлен­ный филистимлянами скот, убивал его и ел даже с кро­вию вопреки закону, чем навлек на себя гнев Божий, ска­завшийся в неполучении ответа на вопрошение Саулом Господа о том, продолжать ли ему погоню за неприяте­лем. Узнав, что причиной этого было нарушение сыном его данного им обета, Саул хотел даже казнить его, но на­род заступился за своего любимца-героя и не допустил до казни.

То же самовольство замечается и в дальнейшей дея­тельности Саула. Для полного обеспечение страны от внешнего нападения необходимо было совершить одно важное дело именно окончательно поразить одного весь­ма опасного врага — амаликитян5. Эти кровожадные ко­чевники то и дело нападали на страну, грабили и убива­ли, и затем быстро удалялись на своих конях в пустыню, чтобы чрез несколько времени вновь сделать подобный же разбойнический набег. Теперь Саулу повелено было окончательно истребить этот хищный народ, как бы при­том в отмщение за то нападение, которое они первые сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря. Саул действительно поразил амаликитян, но при этом опять нарушил волю Божию, так как истребил только худшую часть добычи, а лучшую захватил себе и притом оставил в живых царя амаликитян (Агага). В то же вре­мя он уже настолько возгордился своими подвигами, что самовольно воздвиг себе памятник на Кармиле. Тогда Са­муил опять явился к нему со строгим укором за непослу­шание, и на оправдание Саула тем, что он захватил стада амаликитян для совершения жертвоприношения Богу, от­вечал высокой истиной, которую, впоследствии, полнее разъяснили пророки и которая окончательно утверждена Христом: «Неужели, сказал он, всесожжения и жертвы столь же приятны Господу, как послушание гласу Госпо­да? послушание лучше жертвы, и повиновение лучше ту­ка овнов». «За то, что ты отверг слово Господне, торже­ственно добавил Самуил, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем». Сказав это, разгневанный про­рок хотел удалиться; но Саул, желая добиться у него про­щения, так крепко держал его, что оторвал даже край его одежды, на что Самуил прибавил: (как ты оторвал у ме­ня край одежды, так) «ныне Господь отторг царство Израилево от тебя». Однако же он остался с Саулом и в по­учение ему собственными руками заклал Агага. Сила ама­ликитян была сокрушена окончательно, и израильтяне почти совсем избавились от этого опасного врага. Но вместе с тем решена была и судьба Саула. Все его действия показывали, что он неспособен был обуздывать своего своенравия и не хотел быть таким послушным орудием воли Божией, возвещаемой чрез Его пророков, каким дол­жен быть царь избранного народа. Видя все это, Самуил с печалью оставил Саула и уже не виделся с ним до дня смерти своей, но заочно оплакивал так неудачно помазан­ного им царя.

В своей скорби Самуил скоро был утешен повелени­ем Божиим идти в Вифлеем в колено Иудино, и там по­мазать на царство нового избранника Божия, именно од­ного из сыновей Иессея6. Иессей был внук Руфи моавитянки и потомок Раавы иерихонской, и таким образом в его жилах текла, отчасти, языческая кровь. Но он уже дав­но состоял членом царства Иеговы и пользовался уваже­нием в городе. Чтобы отклонить подозрение Саула, Саму­ил должен был придать всему делу вид обыкновенного жертвоприношения с семейством Иессея, как заявлено было им и жителям Вифлеема, с тревогой встретившим приход престарелого пророка. Когда пришло семейство Иессея, то Самуил, увидев сына его Елиава, отличавшего­ся величественною и красивою внешностью, невольно по­думал: «верно сей пред Господом помазанник Его!» Но он должен был разубедиться в этом, потому что голос Божий сказал ему: «не смотри на вид его, на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Избранником Божиим оказался младший сын Иессея Давид, который пас овец отца своего. Это был еще отрок, «белокурый, с красивыми глазами и приятным лицом». Он ничем не поражал в своей внешности, был не более среднего роста, весьма прост в своем пастушеском одея­нии, с палкою в руках и котомкою за плечами. Но в его прекрасных глазах светился огонь внутреннего величия. По целым месяцам живя среди своих стад и окружающей природы, он с детства научился углубляться в самого себя и черпать вдохновение в своей собственной богато одарен­ной душе, возбуждавшейся от звуков и красот родной природы. Уединенное положение среди хищных живот­ных рано научило его смело встречать таких кровожадных хищников как львы и медведи, и развило в нем силу и от­вагу, которым удивлялись даже его старшие братья. Но более всего пастушеская жизнь с ее досугом развивала в нем духовную жизнь. Родные горы, сплошь покрытые ви­ноградниками и маслинами, восторгали его дух своею кра­сотою, и он изливал свои возвышенные чувства в дивной игре на арфе, составлявшей неразлучную спутницу юного пастуха. Этот-то юноша-пастух и был избранник Божий. Самуил помазал его, и с того дня почил на Давиде Дух Бо­жий, начав долгое воспитание и приготовление его к за­нятию престола избранного народа.

 

XXXII Саул и Аавид. Поражение Голиафа и возвышение Давида при дворе. Гонения на него. Кончина Саула7.

Саул между тем, мучимый угрызениями совести за свое непослушание Богу и опасениями за свою будущ­ность, сделался мрачным и подозрительным, часто стал страдать от приступов невыносимой тоски. Приближен­ные, чтобы чем-нибудь развлечь унывающего царя, посо­ветовали ему прибегнуть к утешению музыки, и это при­вело к первой встрече Саула с его будущим преемником Давидом. Обладая нежной душой и посвящая большой до­суг своей пастушеской жизни музыке, Давид настолько усовершенствовался в музыкальном искусстве, что приоб­рел обширную известность, так что и приближенные ца­ря указали именно на него как на наиболее способного своей сладостной игрой разогнать мрачные думы и тяже­лую тоску Саула. И вот действительно юный пастух был приглашен во дворец и, когда нужно было, играл для царя. Но эту обязанность ему еще приходилось исполнять так редко, что он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пасту­шеским делом. Один случай, однако же, больше сблизил его с царем.

Началась опять война с филистимлянами, и во время ее выступил из рядов неприятелей один исполин — Голи­аф, который предложил единоборством с ним решить де­ло войны8. Несмотря на великолепную и высокопочетную награду, предложенную Саулом, именно выдать свою дочь за победителя, из израильтян никто не осмеливался вы­зваться на единоборство со страшным, закованным в латы исполином, который поэтому и издевался каждый день над войском израильским. В это время Давид, по поруче­нию своего отца, пришел в израильский стан, чтобы наве­стить своих состоявших на службе братьев. И при нем опять филистимский исполин, по обычаю, выступил из ря­дов своих и громовым голосом начал издеваться над тру­состью и малодушием израильтян. Когда Давид узнал, в чем дело, то его юная душа не стерпела такого поноше­ния над «воинством Бога живаго», и он закипел неудер­жимой отвагой. В пустыне он поражал львов, нападавших на его стада, — при помощи Божией он решил поразить и этого льва, поносившего его народ. О его решении до­ложено было Саулу, но царь, увидев пред собой невзрач­ного юношу и считая его более способным играть на ар­фе, чем вступать в единоборство со страшным исполином, отклонил его предложение, и только восторженная уве­ренность и храбрость Давида заставили его согласиться на принятие вызова. Саул предложил ему свои доспехи, но они были слишком велики и тяжелы для Давида, и он ре­шил вступить в борьбу с Голиафом со своим пастушеским оружием. Враждебные войска стояли между Сокхофом и Азеком, верстах в двадцати к юго-западу от Иерусалима, на двух противоположных берегах долины (вади), по ко­торой зимою протекал поток, высыхавший летом. И вот, когда исполинский филистимлянин, по обыкновению, выступил для издевательства над израильтянами, из рядов войска на противоположном берегу вади отделился юно­ша в простой пастушеской одежде, с посохом и пращей в руках и котомкой за плечами. Он смело спустился в доли­ну и, набрав в ней наиболее удобных для пращи гладко омытых кремнистых камней, стал в воинственное положе­ние пред исполинским врагом. Такой противник мог по­казаться Голиафу только насмешкой над ним, и он в вы­сокомерном негодовании заметил только, что ведь он не собака, чтобы какому-то мальчику выходить против него с палкой в руках и камнями. Когда Давид смело отвечал ему, что он не собака, но хуже ее, то Голиаф разразился на него бранью и грозно закричал, чтобы презренный па­стух подошел к нему поближе и Голиаф без унизительной для него борьбы отдаст его тело птицам и зверям на съе­дение. Но переговариваться долго не было надобности. Меткой и привычной рукой Давид метнул камнем из пра­щи, и ошеломленный великан повалился на землю, а Да­вид, подскочив к нему с быстротою лани, его же мечем отсек ему голову. Филистимляне, пораженные таким чу­десным подвигом юноши, в смятении бросились в бегст­во, преследуемые израильтянами. Подвиг Давида приоб­рел ему дружбу доблестного Ионафана, который с этих пор «полюбил его как свою душу», а Саул приблизил его к себе и сделал военачальником, хотя и не выдал за него своей дочери в награду за победу над Голиафом. Но рас­положение Саула к Давиду скоро было испорчено востор­женными похвалами последнему. Когда они возвращались с поля битвы, женщины и девицы повсюду встречали их песнями и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами; но среди песен подозрительное ухо Саула рас­слышало оскорбительный для него припев: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!»9. Мрачное подозрение запало в душу царя по отношению к юному герою, и он два раза как бы в исступлении пытался пронзить его ко­пьем, когда Давид предавался сладостной музыке с целию разогнать тоску царя. Не успев в этом, Саул старался под­задорить храбрость Давида, чтобы отважными подвигами его среди филистимлян привесть его к верной погибели. Но Давид постоянно оставался невредимым и за дочь Са­ула Мелхолу совершил опасный подвиг обрезания не ста даже филистимлян, как назначил Саул, а двухсот, и пред­ставил вещественное доказательство самого подвига. Та­ким образом, Давид сделался зятем царя и все больше приобретал себе любовь народа; но зато «стал Саул еще больше бояться Давида, и сделался врагом его на всю жизнь». Он стал открыто преследовать народного любим­ца и своего тайного преемника, и вследствие этого начи­нается ряд изумительных приключений Давида, которыми Промысл постепенно подготовлял его к занятию престола. Это была трудная школа испытаний, в которой должно было укрепиться в Давиде убеждение, что судьба и жизнь человека находятся в руке Божией, и даже царь со всем его воинством, будучи лишен помощи Божией, становит­ся беззащитнее и беспомощнее последнего раба.

Потерпев неудачу в своих замыслах погубить Давида посредством филистимлян, Саул открыто стал искать его смерти, и приказ об этом сообщил не только всем своим приближенным, но даже и другу Давида, своему сыну Ио­нафану. Последнему удалось на время утишить кровожад­ную ярость своего отца, и Саул даже поклялся, что он пе­рестанет замышлять на жизнь Давида. Но новые подвиги Давида в войне с филистимлянами опять растравили рану в сердце Саула, и он в мрачном исступлении опять метнул в него копьем, когда Давид вдохновенно играл пред ним на своей арфе. Трясущаяся от яростного возбуждения ру­ка, однако же, и в этот раз изменила Саулу, и брошенное копье пролетело мимо и вонзилось в стену, а Давид спас­ся бегством. Разъяренный неудачей этой новой попытки отделаться от своего ненавистного зятя, Саул велел окру­жить его дом и схватить его ночью. И от этой опасности он спасен был лишь хитростью своей глубоко преданной жены Мелхолы. Тогда Давид бежал к престарелому про­року Самуилу и там в сонме пророков пением и музыкой облегчил свою утомленную гонениями душу. Саул отпра­вил в погоню за ним своих слуг и в Раму, чтобы схватить его там; но слуги три раза поддавались влиянию востор­женных песен пророков и сами начинали пророчество­вать. Взбешенный Саул, наконец, и сам отправился в Ра­му; но лишь только он заслышал знакомые ему звуки про­роческих песен, как мрачная душа его просветлела, дух злобы отошел от него и опять сошел на него Дух Божий, так что он опять на время оставил свою кровожадную мысль. Давид, великодушно прощая злополучному царю,

изливал свою скорбь другу своему Ионафану и пытался было чрез него расположить к себе царя. Но кровожад­ность царя теперь была неисцелима, и когда Ионафан при представившемся случае стал ходатайствовать пред отцем своим за своего друга Давида, то едва и сам не погиб от руки Саула, в ярости метнувшего копьем и в своего лю­бимца наследника-сына. Узнав об этом, Давид трогатель­но простился с Ионафаном, который, сознавая несправед­ливость, терпимую своим доблестным другом, при разлу­ке с ним плакал горькими слезами; но Давид плакал еще больше. Любовь между ними была изумительная, какая только может быть между двумя доблестными чистыми душами. Они расставались почти навсегда и встретились между собою только еще раз в жизни, но уже при самых печальных обстоятельствах10.

Расставшись со своим другом, Давид направился в священнический город Номву, где в это время находилась скиния, а при ней жил и первосвященник11. Он прибыл в город голодным и истомленным и, чтобы подкрепить свои силы, он под предлогом важного царского поручения, требовавшего необычайной поспешности, выпросил у перво­священника Ахимелеха хлебы предложения и меч Голиа­фа, хранившийся в скинии как трофей, и с запасом свя­щенных хлебов, которые по закону можно было вкушать только лицам священнического чина, удалился за пределы родной страны, где в виде простого странника остановил­ся в филистимском городе Геф. Но убежище там оказалось ненадежным. Приближенные Анхуса, царя гефского, ста-ли высказывать ему свои подозрения насчет незнакомца и говорили ему: «не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах: Саул победил тысячи, а Давид — де­сятки тысяч?» Чтобы отвратить это опасное подозрение, Давид принужден был притвориться безумным, и когда его привели к царю, «чертил на дверях, кидался на руки свои, пускал слюни по бороде своей», так что у Анхуса ис­чезло всякое подозрение, а Давид, воспользовавшись этим, поспешил удалиться отсюда в дикую пещеру Адоллам-скую, где около него собрались его родители и братья, ко­торые, вероятно, начали подвергаться преследованию Сау­ла, а также и все недовольные отверженным царем, так что около Давида собралось до четырехсот человек. Поме­стив своих родителей под защиту царя моавского, Давид со своими последователями опять возвратился в пределы родной страны.

Саул, между тем, истощался от бессильной злобы12. Услышав о том, что первосвященник отдал Давиду хлебы предложения, и подозревая его, а вместе с ним и все свя­щенство в заговоре с Давидом, разъяренный царь прика­зал своим слугам подвергнуть их избиению, но когда слу­ги отказались поднять руку на служителей Божиих, то он поручил исполнить это кровожадное дело некоему Доику идумеянину, который именно и сделал ему донос на пер­восвященника. Убито было восемьдесят пять священников и разрушен самый город; спасся только сын первосвящен­ника Авиафар, который, захватив с собою некоторые свя­щенные принадлежности (эфод), прибежал к Давиду и рассказал ему о страшном злодеянии Саула. Давид мог только горевать, что сделался невольной причиной такого бедствия, и, дав у себя убежище Авиафару, сам принуж­ден был спасаться от настигавшего его царя. Однажды в городе Кеиле он едва не окружен был войском Саула, но заблаговременно бежал с своими последователями и скры­вался в неприступных горах и лесах. При этих гонениях бывали случаи, когда Саул оказывался в полной власти Да­вида, который легко мог бы предать его смерти и таким образом не только избавиться от гонителя, но и наследо­вать престол. Но Давид содрогался от одной мысли поло­жить руку на помазанника Божия и скорбел даже после того, как однажды отрезал край одежды Саула, зашедше­го для нужды в пещеру, в глубине которой скрывался цар­ственный беглец со своими последователями. Этот послед­ний случай до слез растрогал Саула; когда он узнал о том, с каким всепрощающим великодушием гонимый Давид отнесся к нему даже в тот момент, когда его жизнь впол­не находилась в руках последнего, то стал раскаиваться в своем безумии и, уже смиренно признавая Давида своим будущим преемником, просил его только о том, чтобы он не искоренил его потомства и не уничтожил имени отца его, в чем и поклялся ему Давид. Но дух злобы скоро опять овладел Саулом, и он вновь устремился в погоню за Давидом, которому скоро представился новый случай до­казать несправедливому царю свое непоколебимое и бла­городное великодушие. Однажды ночью Давид пробрался в стан царя и, упрекнув своего спутника Авессу за намерение убить Саула, захватил с собой лишь копье и круж­ку с водой у постели царя, и с вершины соседней горы громко укорял Авенира, начальника царских телохраните­лей, за его невнимательность и плохую бдительность око­ло священной особы царя. Устыженный этим, Саул опять на время прекратил преследование, но чтобы порвать вся­кую связь с Давидом, выдал жену его Мелхолу за другого человека. Тяжко огорченный таким оскорблением, Давид, опасаясь дальнейшей ярости царя, в другой раз искал убе­жища у царя филистимского города Гефа. Но там положе­ние его было крайне двусмысленное и тяжелое, так как царь гефский Анхус, отдав ему во владение целый город Циклаг, требовал от него враждебных набегов на его род­ную землю.

Когда началась открытая война с израильтянами, Да­вид вынужден был даже дать Анхусу прямое обязательст­во в оказании ему военной помощи и, таким образом, по­ставлен был в печальную необходимость поднять оружие на свой собственный народ. Только подозрение военачаль­ников в верности Давида избавило его от этого тяжкого обязательства, так как филистимляне принудили Анхуса возвратить Давида из похода как весьма ненадежного со­юзника в войне с израильтянами. Между тем, на Циклаг за время его отсутствия напали амаликитяне и все в нем истребили. Это бедствие так вооружило против Давида са­мых его последователей, у которых погибло в разрушен­ном городе все достояние, что они хотели даже побить его камнями, и только военный успех его в погоне за амаликитянами восстановил авторитет Давида, который быстро настиг хищников, рассеял их, возвратил пленных и захва­тил богатую добычу.

Но испытания Давида быстро приближались к концу. В родной земле его совершилось важное и, вместе, печаль­ное событие: скончался Самуил на 88 году своей жизни и торжественно погребен был в Раме оплакивавшим его на­родом13. Это событие еще более тяжким бременем легло на душу Саула, так как он в глубине своего сердца не пе­реставал благоговеть пред помазавшим его пророком. Смерть его, несомненно, еще сильнее показала его совес­ти все его неправды и преступления, которые так глубоко огорчали престарелого пророка и наверно ускорили смерть его. В нем он, несмотря на полный разрыв с ним, продолжал видеть некоторую для себя нравственную опо­ру в крайней нужде. Теперь его не было, а между тем об­стоятельства складывались все грознее и мрачнее14. Филис­тимляне, заметив внутренние беспорядки в царстве изра­ильском, порешили воспользоваться удобным случаем для захвата добычи и с огромным войском двигались внутрь страны. Саул, уже ясно сознававший свою отверженность пред Богом и своим народом, предчувствовал надвигавшу­юся беду и был в отчаянии и страхе. С мгновенным про­буждением отголоска прежней веры он вопросил Бога об исходе предстоявшей битвы, но Бог не ответствовал на его слабую веру. Тогда злополучный царь совершил еще одно великое преступление и прибег к суеверию, обратившись к волшебству, при помощи которого он хотел узнать своюсудьбу15. В Аэндоре, близ горы Ермона, жила волшебница, и к ней-то ночью, переодевшись, отправился Саул в со­провождении нескольких своих приближенных. Волшеб­ница сначала отказалась было приступить к волшебству, опасаясь наказания; но когда посетители поклялись, «что не будет ей беды за это дело», а будет дана хорошая на­града, женщина спросила: «кого же вывесть тебе?» — «Самуила выведи мне», отвечал Саул. Волшебница совер­шила свое волхвование и вскрикнула от ужаса, потому что она одновременно увидела призрак Самуила и узнала, что посетитель ее царь. «И сказал ей царь: не бойся (скажи), что ты видишь»? — «Вижу, отвечала женщина, как бы бо­га, выходящего из земли». — «Какой он видом? спросил у нее Саул. Она отвечала ему: «Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду». «Тогда узнал Са­ул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился». Затем, встав, он в страхе услышал загробный голос проро­ка: «Для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» — «И отвечал Саул: тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, (ни в видении); пото­му я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». «И сказал Самуил: зачем же спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя? Господь сделает то, что возвес­тил чрез меня; отнимет Господь царство от рук твоих, и отдаст его ближнему твоему, Давиду. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки филистимлян; завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан израильский предаст Господь в руки филистимлян». Страшный голос смолк, но слова его ужасом гремели в преступной совести Саула; он вдруг всем своим исполинским телом рухнулся на землю и лежал в изнеможении. Только уже подкрепившись пи­щею, он способен был возвратиться в стан, куда и отпра­вился в ту же ночь. Страшный приговор Самуила не за­медлил осуществиться во всей своей точности. Битва с фи­листимлянами произошла в окрестностях Изрееля16. Израильтяне не выдержали напора железных колесниц своего противника и в первый же день битвы вынуждены были отступить к горе Гелвуе, усеяв путь свой убитыми. Филистимляне между тем все более напирали на бегуще­го Израиля. Сыновья Саула и между ними храбрый Ио­нафан уже пали под ударами врагов; но вот неприятель­ские стрелки настигли уже самого Саула, начали осыпать его градом стрел, «и он очень изранен был стрелками». Ги­бель была очевидна и неминуема. Гордый царь, однако,, не хочет умереть от руки необрезанных и повелевает своему оруженосцу обнажить меч и заколоть его. Но оруженосец не смеет поднять руки на помазанника Божия, и тогда злополучный царь совершает последнее преступление сво­ей жизни — самоубийство, которому последовал и его верный оруженосец. Торжествующие филистимляне бро­сились грабить убитых и, найдя тела Саула и Ионафана, варварски надругались над ними и затем повесили их на стенах города Вефсана. Такой позор возбудил мужество в жителях города Иависа Галаадского, которые, помня ока­занное им некогда Саулом благодеяние, сделали отважный набег, сняли царственные тела со стены, сожгли их, кости похоронили в своем городе под дубом и в память погиб­шего царя постились семь дней, выказав таким образом редкую добродетель благодарности к павшему царю.

Весть об исходе битвы гелвуйской скоро дошла до Да­вида. Один молодой амаликитянин, захватив венец и за­пястье Саула, поспешил к Давиду, надеясь обрадовать его вестью о смерти царя и, чтобы увеличить свою предпола­гаемую награду, даже ложно заявил, что он сам приколол его. Но Давид пришел в ужас от этого святотатства и ве­лел предать амаликитянина смерти за то, что он поднял руку свою на помазанного царя, и сам с окружающими своими горько оплакивал не только своего друга Ионафа­на, но и злополучного царя Саула. Скорбь его выразилась в вдохновенной песне: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные, погибло оружие бранное! Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились в смерти своей... Дочери израиль­ския, плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями... Сражен Ионафан на высотах твоих. Скор­блю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви жен­ской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!..» Песнь эта сделалась историческим памятником, и петь ее научался весь народ17.

Так закончилось царствование первого царя израиль­ского народа. Жизнь Саула распадается на два периода, из которых первый представляет собою жизн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: