Материал к заданию: плакат с рисунками рубашек (см. предыдущее задание).
Учитель просит учеников отгадать, какая рубашка из нижней части рисунка подходит на свободное место рядом с рубашкой 2 (Г).
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 86
Задачи урока
· Развитие вербального мышления (обобщение).
· Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Расположи слова (от частного к общему понятию)»
Материал к заданию: демонстрационные пары карточек со словами (10 пар). Учитель сначала объясняет ученикам, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, слово «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, груши, персики, бананы и др.
Но есть и слова, которые указывают на меньшее число похожих предметов и являются частными, конкретными понятиями. Например, слово «яблоко». Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, красные и зеленые, спелые и неспелые, сочные и несочные и др. Очень важно уметь обобщать понятия, т.е. уметь подобрать к частному понятию более общее понятие. Затем учитель показывает две карточки со словами, обозначающими общее и частное понятие (на одной карточке написано одно слово). Ученики должны сравнить их и слева расположить слово, обозначающее частное понятие, а справа - слово, обозначающее общее понятие.
Для примера учитель показывает карточки со словами «овощи» и «огурец». Поскольку слово «огурец» является частным понятием, карточка с этим словом располагается слева, а карточка со словом «овощи» — справа, так как это слово является более общим понятием.
|
Затем учащиеся по очереди выполняют задания. Ответы учеников обсуждаются. Слова для предъявления:
Время года - осень. Осадки - дождь.
Пчела - насекомое. Малина - кустарник. Север - сторона горизонта. Океан - Тихий океан. Полезной ископаемое - песок. Глаз - орган чувств. Топливо - уголь. Озеро - водоем.
Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.
Задание 2. «Стенографы»
Материал к заданию: лист бумаги, карандаш.
Учитель читает какой-либо рассказ в течение 1-2 мин. Каждый ученик должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета пять слов отмечать квадратом с одной диагональю внутри. Ответы учеников сравниваются. Побеждает тот, кто безошибочно определит количество слов в рассказе.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 87
Задачи урока
· Развитие вербального мышления (обобщение).
· Развитие опосредованной памяти,
· Развитие чувства времени.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! »; * Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Расположи слова (от частного к общему понятию)»
Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:
Планета - Земля.
Дробь - число.
Солнце - звезда.
Треугольник - многоугольник.
|
Ребенок - мальчик.
Единица длины - метр.
Растение - дерево.
Единица времени - час.
Зерновая культура - пшеница.
Сложение - математическое действие.
Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.
Задание 2. «Запомни слова»
Материал к заданию: демонстрационные карточки со словами и условными знаками-символами (на каждой карточке одно слово и один символ - см. материалы к урокам, рис. 123), лист бумаги для воспроизведения, карандаш.
Учитель дает задание ученикам запомнить 12 слов, которые им будут названы. Помогут запомнить эти слова условные знаки-символы. Для этого от учеников требуется установить какую-либо ассоциативную связь между заданными словами и их символами, чтобы затем, глядя на знаки-символы, вспомнить соответствующее слово.
Учитель показывает первую карточку на 15-20 сек., затем откладывает ее в сторону и показывает вторую карточку и т.д. Воспроизведение слов можно начинать как сразу после запоминания (немедленное воспроизведение), так и через некоторое время (отсроченное воспроизведение) - через 15-20 мин. Для воспроизведения слов учитель показывает только знаки-символы, а ученики должны вспомнить и записать соответствующие слова.
Задание 3. «Дружный хлопок» Ход работы см. урок 73, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 88
Задачи урока
· Развитие логической памяти.
· Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! »; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть