Локалова Н.П.
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Содержание
Уроки психологического развития в III классе (61-90)
Содержание занятий в III классе
Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (III класс)
Уроки психологического развития в III классе (61-90)
Урок 61
Задачи урока
· Развитие зрительной опосредованной памяти.
· Развитие логического мышления.
· Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).
Основная часть
Задание 1. «Запомни фигуры»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (см. материалы к урокам, рис. 92), карандаш.
Ход работы см. урок 58, задание 2.
Задание 2. «Логический квадрат»
Материал к заданию: таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по б клеток). В левой колонке фигуры самые крупные, в крайней справа - самый мелкие. 16 внутренних клеток не заполнены (см. материалы к урокам, рис. 93).
Учеников просят рассмотреть таблицу. В вертикальных столбцах фигуры имеют разную форму, но одинаковую величину, а в горизонтальных рядах - одинаковую форму, но разную величину. Все фигуры расположены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просят разместить в пустых клетках эти фигуры в соответствии с их формой и величиной.
|
Задание 3. «Обводи точно»
Материал к заданию: индивидуальные листы бумаги, на которых простым карандашом начерчены квадрат, прямоугольник, треугольник и окружность, цветные карандаши. Учеников просят цветные карандаши поставить на ту фигуру, которую называет учитель. Дав секунд 10-15 на то, чтобы ученики смогли приглядеться к форме и размеру фигуры, учитель предлагает закрыть глаза, обвести чертеж и сразу положить карандаш перед собой. Все закрывают глаза и открывают их точно по команде учителя. Так обводятся все фигуры, после чего листки просматриваются всеми. Перед игрой - поупражняться в обведении контуров сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 62
Задачи урока
· Развитие мышления (процессы обобщения).
· Развитие опосредованной памяти.
· Развитие мышления (установление закономерностей).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Четвертый лишний»
Вариант 1 (наглядный материал). Приготовить 10 листов с наклеенными на них 4 картинками предметов (по типу материалов к уроку 57, задание 1).
мак, ромашка, роза, лук чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, тарелка, кастрюля, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца чайник, стул, стол, шкаф машина, самолет, автобус, троллейбус карандаш, портфель, тетрадь, шляпа
|
Учеников просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным (слова, соответствующие этим картинкам, выделены). Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.
Вариант 2 (словесный материал). Наборы слов -
тюльпан, ромашка, горох, фиалка
река, озеро, море, мост
кукла, песок, мяч, лопата
стол, кресло, кровать, ковер
шиповник, сирень, орешник, береза
лебедь, петух, гусь, индюк
Саша, Витя, Петров, Коля
число, деление, сложение, вычитание
веселый, быстрый, вкусный, осторожный
круг, треугольник, указка, квадрат
Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать * лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные три слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Задание 2. «Письмо инопланетянина»
Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер,
Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались в уроке 51, задание 1). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова для запоминания:
грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный Человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.
Слова читаются с интервалом 15-20 сек., чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом - минут через 10-15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.