Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис.. 94). Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правильный ответ - 4).
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 63
Задачи урока
· Развитие внутреннего плана действия.
· Развитие мышления (установление закономерностей).
· Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).
Основная часть
Задание 1. «Поверни квадрат»
Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадратов. На каждом бланке нарисован слева квадрат-эталон, а справа - четыре варианта его расположения (см. материалы к урокам, рис. 95).
Ученикам предлагается мысленно повернуть по часовой стрелке квадрат-эталон один раз, т.е. на 90°. После мысленного поворота квадрата определить, какое положение при этом займет нарисованная в квадрате геометрическая фигура. Для этого нужно выбрать один из имеющихся на рисунке квадратов. Продемонстрировать вращение квадратов с помощью двух специальных одинаковых квадратов со сторонами 10x10 см. Из середины верхней стороны квадрата перпендикулярно к ней проведена короткая линия красного цвета длиной 2 см, в правом нижнем углу квадрата изображен кружок (положение 1). Первый образец остается для сравнения в начальном положении, а второй поворачивается 1 раз (на 90°) (положение 2).
Задание 2. «Найди девятый»
Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис. 96).
Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правильный - ответ 2).
|
Задание 3. «Пишущая машинка» Ход работы см. урок 13, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 64
Задачи урока
· Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
· Развитие воображения.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).
Основная часть
Задание 1. «Свяжи слова»
Учитель записывает на доске два столбика из четырех слов, которые называют ученики (названия любых предметов, явлений, животных, имена людей и др.). Для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать как можно больше связывающих их ассоциаций. Например, «слива» -«лампа»: слива лежит под лампой; форма абажура похожа на сливу; мальчик сидит около лампы и ест сливу и др.
Задание 2. «Найди четвертый лишний»
Вариант А. «Найди лишнее слово».
Учитель на доске записывает наборы из четырех слов. Ученики должны найти «лишнее» слово в каждом наборе и объяснить, что объединяет остальные три слова.
Примерные наборы слов (выделены лишние слова):
Сын, друг, бабушка, папа (родственники).
Шалаш, казак, боб, горох (читаются в обе стороны одинаково).
Гнездо, муравейник, курятник, берлога (не сделано человеком).
Береза, сосна, клен, тополь (нехвойные деревья).
Стол, стул, семья, трио (в словах присутствуют числительные).
Вариант Б. «Найди лишнее число».
Ход работы см. вариант А.
|
Примерные наборы чисел (выделены лишние числа):
33, 84, 22, 11 (составлены одинаковыми цифрами);
35, 75, 25, 5 (двузначные числа);. 27, 18, 15, 52 (делятся на 3);
17, 26, 48, 56 (четные числа).
Вариант В. «Найди лишнюю картинку».
Учитель показывает несколько наборов из четырех картинок (см. материалы к урокам, рис. 97). Ход работы, как в предыдущих вариантах. (Правильные ответы: нога, ножницы, очки, солнце.)
Задание 3. «Закончи рисунок»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с незаконченными рисунками (см. материалы к урокам, рис. 98), карандаши.
Школьников просят дорисовать начатые рисунки, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Рисунки детей обсуждаются. Лучшими считаются работы тех учащихся, в рисунках которых заданные фигуры объединены воображаемым сюжетом либо являются частями других фигур.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 65
Задачи урока
· Развитие внутреннего плана действия.
· Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! »; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Материал к заданию: большой квадрат (30x30 см), разделенный на 9 клеточек (10x10 см). В центральном квадрате нарисована муха.
Ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало всегда в центре. Учитель называет направления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещениями и ответить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.
Например, учитель говорит: «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где муха?». Ученики должны показать этот квадрат. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижений.