Тип организационной структуры в системе органов внутренних дел выражает собой принятый порядок отношений субъектов и объектов управления и их взаимосвязи, который определяется используемым видом субординационных связей и способом их осуществления.
В настоящее время в системе органов внутренних дел существует в основном три типа организационных структур управления линейный, функциональный и смешанный (линейно-функциональный). Рассмотрим их сущность и сферы применения.
Линейный тип организационной структуры управления характеризуется построением структурных подразделений и должностей по принципу прямого подчинения, то есть полной централизацией управления.
При таком управлении руководитель органа или его структурного подразделения непосредственно руководит подчиненными объектами управления по всем видам выполняемых ими работ, концентрируя у себя всю информацию, и принимает решения. В связи с этим, этот типуправления требует от субъекта разносторонних знаний, больших способностей и возможностей для решения достаточно разнообразных задач и осуществления эффективного и оптимального управления.
Недостатком этого типа управления является то, что при многообразии выполняемых функций и большом количестве исполнителей невозможно квалифицированное и оперативное руководство ими. Поэтому применяется этот тип управления в относительно небольших органах внутренних дел либо при управлении строевыми подразделениями.
Функциональный тип организационной системы управления характеризуется передачей прав линейного руководства нескольким нижестоящим субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций, то есть объекты управления в данном случае получают несколько функциональных руководителей.
|
Хотя такой тип организационной структуры управления и позволяет осуществлять более эффективное и детальное руководство подчиненными объектами управления, однако использование его ведет к потере централизации в руководстве и появлении у объектов нескольких непосредственных руководителей, что осложняет координацию их деятельности, а зачастую и снижает предметную ответственность субъектов за принимаемые решения. В связи с этим данный тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел практически не применяется.
Смешанный (линейно-функциональный) тип организационной структуры управления характеризуется сочетанием линейного и функционального типов управления. Он сочетает в себе положительные моменты каждого из них в отдельности и в определенной мере свободен от их недостатков. Реализуется этот тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел в форме, так называемого «концентрированного руководства», и в незначительной степени в форме «ограниченного функционализма».
Сущность концентрированного руководства при данном типе управления состоит в том, что функциональные субъекты управления отдают команды объектам только через основного субъекта управления (начальника органа). Они в данном случае на более квалифицированном уровне разрабатывают проекты управленческих решений начальника, но право их принятия остается в руках руководителя, обеспечивающего единство руководства.
|
Наряду с вышеперечисленными типами организационных структур управления в системе органов внутренних дел в настоящее время применяются и несколько иные типы управления. Так, в последнее время, в связи с осложнением оперативной обстановки в тех или иных регионах, либо с возникновением новых задач (например при чрезвычайных ситуациях, либо в экстремальных условиях) широкое распространение получило создание программно-целевых организационных структур управления, являющихся наиболее гибкими и комбинированными. Такие структуры позволяют решать крупные межотраслевые и территориальные проблемы путем сосредоточения управленческих воздействий и имеющихся ресурсов на комплексном использовании сил и средств в процессе программно-целевого планирования и преодоления всевозможных организационных и других барьеров.
Организационно-структурное совершенствование системы управления органами внутренних дел является постоянным, непрекращающимся процессом, что объясняется меняющейся оперативной обстановкой в нашей стране и видоизменением задач, ставящимися перед органами внутренних дел. Такой процесс является объективным не только для органов внутренних дел, но и для всех социальных систем, испытывающих воздействие со стороны объективных факторов, постоянно меняющихся как по содержанию, так и по своему влиянию на системы.