Выпускная квалификационная работа. По теме: «МВД как социальная система управления»




По теме: «МВД как социальная система управления »

Студент группы № 1802 Подпись Блинова Д.В.

Специальности 40.02.02.

«Правоохранительная деятельность»

 

Руководитель работы Подпись Аксёнов Е.А.

 

 

Новомосковск, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Сущность и содержание социального управления. Предмет, задачи и система управления в органах внутренних дел………………………...……….6

1.1. Понятие, признаки, содержание и принципы социального

управления………………………………………………………....……….7

1.2. Предмет и методы науки социального управления………..…….…27

2. Система социального управления. Организация системы управления в органах внутренних дел..……………………………………………………......32

2.1. Орган внутренних дел как система управления……………………33

2.2. Функциональная и организационная структура органов внутренних

дел………………………………………………………………………….39

2.3. Типы организационных структур управления и основные принципы

их построения………………………………………………..………….....44

3. Методы управления в органах внутренних дел………………...….………..47

3.1. Сущность и классификация методов управления……………….....47

3.2. Убеждение и принуждение, как всеобщие методы управления,

административные, социально-психологические методы управления.53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….74

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел России, всегда занимала одно из значимых мест в системе государственного регулирования, тем самым, оказывая значительное влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития. МВД России находится под зорким вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественных отношений. Это объясняется в первую очередь поставленных задач и характером функций и назначением МВД, его массовыми возможностями по применению комплекса мер для построения системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В систему Министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

Актуальность квалификационной работы обусловлено одним из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают ОВД РФ, выполняющие значительный объем работы по охране общественного порядка, осуществлению законности, защите и гарантии прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Целенаправленная деятельность органов внутренних дел в борьбе с преступностью и иными видами девиантного поведения была бы невозможна без управления. Осуществление такой деятельности и управления и предполагает организационное построение системы. Каковой являются органы внутренних дел.

Развитие российского государства осуществляется с момента его создания. Оно не возможно без изменений социальной, экономической, политической сферы деятельности самого государства. В зависимости от исторического этапа развития страны изменялись и корректировались как внешние и внутренние функции страны. В связи с этим менялись функции, полномочия, компетенция, задачи правоохранительных органов.

Объектом квалификационной работы является социально управленческие, организационно-правовые формы деятельности Министерства внутренних дел России, их функции и задачи, которые сложились в результате процесса регулирования общественных отношений.

Предметом исследования является функционирование управленческой деятельности МВД России, как органа исполнительной власти осуществляемая закономерности и построения регулирования общественных отношений в реализации единой поставленной цели.

Целью квалификационной работы является полное комплексное исследование структуры и организации управленческой деятельности МВД Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть особенности организации управленческой деятельности МВД РФ; 2) определить управленческие функции, полномочия, задачи деятельности МВД в настоящее время; 4) Предмет, задачи и система управления в органах внутренних дел; 5) Сущность и классификация методов управления; 6) Функциональная и организационная структура органов внутренних дел; Методологическую основу работы составляют современные методы теории познания, включая сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие методы, позволившие объективно и всесторонне изучить структуру и организацию управленческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как Мысин С.В. Громов М.А. Грибов В.Н., Коренева. М Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, три главы, включающих семь параграфа, заключение и список использованной литературы.

 

 

1 Сущность и содержание социального управления. Предмет, задачи и система управления в органах внутренних дел

Социальное управление является особым видом деятельности, направленной на упорядочение, согласование коллективных действий людей для достижения стоящих перед ними целей. Однако в любой из различных видов, форм материальной и духовной коллективной человеческой деятельности обязательно и всегда присутствуют две стороны - управленческая и исполнительская. По отношению к последней управление носит "вторичный" характер. Само по себе, оно никаких духовных и материальных ценностей не производит, а лишь способствует оптимизации соответствующих усилий от дельных исполнителей.

Управление присуще любой стадии развития общества. На ранних этапах его существования управление непосредственно входило в процесс той деятельности, которую оно, так или иначе, упорядочивало. По мере все большего разделения труда в обществе управление приобрело относительную самостоятельность. Его задачи нашли свое концентрированное выражение в функциях особых социальных институтов - органов управления. Это потребовало выделения особой группы людей, для которых управление стало профессиональным занятием, разновидностью труда.

Следовательно, социальное управление является объективно необходимой разновидностью деятельности, обеспечивающей согласованность и упорядоченность совместного труда людей для достижения общественно значимых целей и решения возникающих здесь задач. Такое понимание управления основывается на анализе содержания социальной деятельности, объективных законов функционирования общества.

 

1.1 Понятие, признаки, содержание и принципы социального управления.

Изучение управления в органах внутренних дел немыслимо без уяснения самого понятия «управление» и его содержания. Возможность выработки общего определения понятия «управление» предопределяется тем, что управление присуще любой групповой деятельности людей. Оно является объективно необходимой предпосылкой жизнедеятельности того или иного социального организма. Посредством управления согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются задачи и достигаются общие цели.

Управление представляет собой организующую деятельность людей, обеспечивающую согласованность и упорядоченность совместной деятельности для достижения общественно-значимых целей.

В соответствии с тремя областями развития окружающего мира – неживая природа, живая природа и человеческое общество – выделяют следующие виды управления:

Во-первых, техническое – управление производственно-техническими процессами, системами машин, вещами, изучается в основном техническими науками. Люди создают машины, механизмы и другие технические системы и управляют их работой. Это – техническое управление. Оно отличается от других видов управления своими объектами и характером объективных законов природы, открытых математическими и техническими науками.

Во-вторых, биологическое - является предметом исследования преимущественно естественных наук. Люди, познав законы биологии, воздействуют на растительный и животный мир. Например, выводят новые, более продуктивные породы живых организмов, продуктивные сорта растений. Биологическое управление, так же как и техническое, осуществляется в социальных целях. Объектом этого вида управления являются растительные и живые организмы, не обладающие сознанием и волей.

В третьих, социальное - это управление человека человеком. Оно воздействует на деятельность (поведение) людей, объединенных в группы, коллективы, классы. Люди как производительная сила общества познают и используют законы развития природы и общества. Пределы социального управления, его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в данном обществе экономических отношений, от характера социально - политического строя, государственного устройства.

Социальное управление, в свою очередь, включает в себя государственное управление (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

Государственное управление - это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти в определенной сфере и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством с использованием системы мер убеждения и принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется, в основном, неформальными методами (через электронные средства массовой информации, печать, методы воспитания и убеждения) и осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ, которые имеют право участвовать в управлении делами государства (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а именно:

- они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

- граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе;

- граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это участие выражается в форме народных заседателей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей.

Эти два, выше названных вида социального (государственного и общественного) управления, не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления, осуществляемую посредством формальных (правовых и организационно-правовых) методов функционирования социальной системы управления, а также посредством неформальных методов воздействия на волю, сознание и поведение участников управленческих отношений.

То есть в общем виде управление может быть определено как процесс воздействия на систему для перевода ее из одного состояния в другое или для поддержания ее в установленном режиме.

Управление в органах внутренних дел относится к государственному управлению сущность которого заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы ОВД как единого целого, в волевом воздействии на систему ОВД и её структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере внутренних дел. Основные признаки (черты) социального (государственного и общественного) управления.

Первым признаком социального управления является целенаправленность воздействия, так как цель, определяемая на этапе выявления и осмысления актуальной проблемы государственного управления, имеет не только объективный характер развития общества, но имеет и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп, или же большинства граждан страны. Например, в законах всегда формулируется цель, а акты управления должны быть не только подзаконными, но и работать на цель, заложенную в законе, то есть приниматься на основании закона и во исполнение целей закона.

Второй признак социального управления - это наличие в системе управления трех элементов управления: а) субъект управления - начальник; б) объекты управления - подчиненные; в) прямые связи (приказы, команды, указания и др.) и обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля).

Субъект управления – (тот, кто управляет) субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведения управляемых.

Объект управления – тот, кем управляют (подчиненный или гражданин). Прямая связь – дача команд. Обратная связь – информирование о выполнении или не выполнении команд.

Третий признак социального управления — это сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды. В государственном управлении, осуществляемом органами исполнительной власти, эта воля должна быть отражена в большей мере в законах и подзаконных актах управления, а также в ведомственных управленческих решениях.

Четвертым признаком социального управления является правовая регламентация целей, задач и функций в процессе организации управления. Правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов и объектов управления, способствует повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Правовые нормативные акты закрепляют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность. Осуществляя социальное управление, государство и общество, используя социальные нормы, одновременно выражает свою волю и волю народа в форме юридических норм, применение которых создает правовые отношения, стабилизирующие связи и взаимозависимости между различными подсистемами государства и общества. Механизм правового регулирования состоит в том, что правовые нормы, устанавливаемые государством, определяют поведение (действие опосредованное через сознание и волю) участников общественных (управленческих) отношений, предоставляя им соответствующие субъективные права и возлагая на них определенные обязанности. Права субъекта управления всегда корреспондируются с обязанностями объекта управления и наоборот.

Вопросы внутренней и внешней организации управления в обществе находят свое социально-правовое разрешение в определении правового статуса, предмета ведения и компетенции конкретного органа управления.

Социальная система управления в той или иной сфере, в свою очередь, состоит из управляющей и управляемой систем (подсистем), которые находятся во взаимодействии благодаря наличию прямых и обратных связей между ними.

К управляющей системе относятся все элементы, которые обеспечивают процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему. Активный компонент управляющей системы – субъект управления, работники, выполняющие функции управления. Управляющая система имеет определенную организационную структуру, управленческий персонал и технические средства. Управляющей системой в сфере внутренних дел является государство.

Специальными внутригосударственными управляющими системами и системами управления в сфере внутренних дел выступают органы внутренних дел, наделенные соответствующими правами и обязанностями. Управляющими системами в сфере внутренних дел выступают вышестоящие органы внутренних дел, наделенные полномочиями управления. К управляемой системе относятся элементы системы управления (коллективы, группы людей), которые подвергаются определенному воздействию со стороны управляющей системы и непосредственно осуществляют возложенные на них функции. Управляемыми системами в области внутренних дел государства являются нижестоящие органы внутренних дел и их структурные подразделения: территориальные органы внутренних дел, органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска, учебные заведения и другие органы, учреждения, предприятия, организации и службы.

В конечном счете, управление перечисленными объектами, состоит в управлении коллективами работников, каждым сотрудником.

Сложность системы управления зависит от того, в рамках какого уровня она рассматривается. Так, управление внутренними делами в нашем государстве построено по принципу иерархии - соподчиненности различных уровней управления. Чем выше уровень управления, тем сложнее построение системы. И, наоборот, например, на уровне территориального отдела полиции на районном уровне внутренних дел управляющую систему, в основном, составляет его руководство, а управляемая система представляется в виде коллектива сотрудников данного отдела, выполняющего возложенные на него функции.

Управляющая система одновременно может быть и управляемой системой по отношению к вышестоящей управляющей системе. Например, У МВД (ГУ МВД) края (области) является управляющей системой по отношению к нижестоящим органам внутренних дел и управляемой системой по отношению к МВД России.

Социальное управление как деятельность предполагает затраты труда людей на производство управленческих операций и психологических усилий. Труд по управлению, осуществляемый в установленном порядке и с применением средств управления, выражается в форме совершения тех или иных управленческих действий.

Содержание управления зависит от поставленной проблемы, целей, задач и функций управления.

Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления функций (видов деятельности) государства (органа исполнительной власти) и желаемым состоянием или нормативно требуемым.

Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде желаемого результата, что ее объединяет с целью и задачами. Однако по иерархии (соподчиненности) результатов проблема стоит первой, второй является цель, так как формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьей по иерархии результата являются задачи, так как орган государственного управления, решая поставленные задачи, достигает цели или приближается к ней, а достигая цель, разрешает остроту актуальности проблемы в сфере своей деятельности. Очень важно уметь выявить и осмыслить наиболее актуальную проблему, так как ни один орган управления не в состоянии разрешить сразу все возникающие в процессе его функционирования проблемы, ввиду ограниченности времени, финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов, а также влияния внешней среды.

Актуальность проблемы - это практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения наиболее приоритетной (значимой) проблемы при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.).

Цели управления

Содержание управления зависит от целей управления. Субъекты управления предварительно выдвигают определенные цели и затем сознательно стремятся к их достижению, осуществляют контроль за соответствием своих действий этим целям. Следовательно, управление есть деятельность целенаправленная. Управление не может рассчитывать на успех, если оно не имеет перед собой осознанной и обоснованной цели и совершает действия, направленные на изменение тех или иных общественных отношений. Именно в осознании и вынашивании целей проявляются творческие возможности социального управления.

Управление, так же как и любая деятельность в обществе, начинается с постановки целей. Оно оправдывается в той степени, в которой способствует реализации целей.

В теории управления выработаны научные принципы целеполагания:

- Реальность цели обеспечивается, с одной стороны, на основе закономерностей общественного развития, в процессе которого общество формулирует наиболее актуальные цели; а также посредством всестороннего анализа имеющихся ресурсов для достижения цели в конкретные сроки.

- Обоснованность цели достигается разными средствами. При этом наиболее значимым в формировании обоснованности цели является научный метод, который позволяет объективно изучить общественные потребности. Однако на практике иногда имеют место случаи подмены потребностей общества волюнтаристическими целями некоторых представителей аппарата государственного управления, что ведёт к существенным социальным издержкам.

- Конкретность цели определяется необходимостью точного выражения содержания цели, что объективно предполагает ясное понимание исполнительными подсистемами содержания деятельности.

- Обеспеченность цели подразумевает наличие необходимых сил и средств для ее достижения в установленные сроки. В основе этого принципа лежит комплексный подход. Например, для органов внутренних дел обеспечение управления включает: правовой, кадровый, финансовый, информационный, материально-технический, медицинский, оружейный, специальный, социальный и другие компоненты обеспечения деятельности.

- Преемственность цели предполагает необходимость последовательного ее достижения. Процесс общественного развития основан на совокупности взаимосвязанных целей и задач, которые возникают не случайно, а на основе реализации законов общественного развития. При этом вновь формируемые цели должны учитывать предыдущие. По своей значимости цели управления подразделяются на цели общие, высшего и низшего уровней, глобальные, генеральные и частные, стратегические и оперативные, конечные и промежуточные. Все виды целей дополняют друг друга. Цели находятся в отношениях субординации.

Так, например, частные цели могут быть определены не ранее, чем будут установлены общие цели на более высоком уровне социального управления. Следовательно, они являются основополагающими, ибо на их базе выдвигаются цели и подцели для нижестоящих систем управления. Каждая социальная система имеет, наряду с общими, свои конкретные цели управления, которые не должны противоречить общим целям и быть взаимосвязанными друг с другом.

Целью системы органов внутренних дел является обеспечение надлежащей защиты личности, общества и государства от правонарушений.

Задачи управления в ОВД

Под задачами в теории управления понимается конкретизация цели.

Для достижения этой глобальной цели предстоит решить следующие задачи:

- повышение эффективности управления и профессиональной готовности органов внутренних дел и внутренних войск;

- создание полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;

- максимальное использование положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;

- улучшение работы с кадрами, повышение уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и научной организации труда;

- укрепление делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживание взаимодействия с населением и институтами гражданского общества;

- расширение и углубление взаимовыгодных международных связей;

- доведение до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения;

- правовая и социальная защита личного состава органов внутренних дел;

- обеспечение собственной безопасности системы органов внутренних дел-и-внутренних войск.

Функции управления.

Целенаправленные воздействия на социальные процессы, используемые для достижения желаемого конечного результата, являются функциями управления. В функциях проявляются сущность, содержание, цели и задачи управления. Функциям принадлежит важная роль в образовании организационных структур управления. Изучение функций является важной предпосылкой формирования структуры конкретной системы управления, определения компетенции ее структурных подразделений и отношений соподчиненности. Место, занимаемое функциями в системе управления, можно представить схемой: цели – задачи – функции - структура. Посредством функций достигаются цели управления, ибо именно выполнение функций, различных по содержанию, но взаимосвязанных, составляет сущность управления социальной системой. Функция, как определенный вид деятельности по управлению, характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Она посредством соответствующей ей организационной структуры обеспечивает выполнение задач управления.([14] Грибов В.Н., Иванов Н.Н. МВД России, 1997, p. c. 20)

Каждая функция имеет свою сферу дейстия и осуществляется специфическими методами.

Для изучения сущности функций и для управленческой практики существенное значение имеет классификация функций управления. Однако в связи с тем, что нет четкого критерия такой классификации, решение этой задачи производится неоднозначно. Наиболее распространенной является классификация функций по содержанию выполняемых работ. По этому признаку различаются общие функции управления, присущие всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные функции управления, обеспечивающие организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов работ в этих сферах; обеспечивающие (вспомогательные) функции управления, обслуживающие процессы реализации общих и специальных функций.

К общим функциям управления относятся: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль.

1. Учет - это систематический сбор сведений данных о статике (структуре) и динамике (изменении) объекта управления, осуществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления конкретных, фактов (параметров), характеризующих с количественной и качественной сторон состояние и развитие социальных процессов. Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления, реализации планов, управленческих решений, распоряжений и т. д.

Благодаря учету создается возможность осуществлять контроль за состоянием системы управления, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления. Надлежащая постановка учета является необходимой предпосылкой реализации всех функций управления. Знание фактического положения дел позволяет наиболее успешно решать управленческие задачи и вопросы.

2. Анализ. Данные, полученные в результате реализации функций учета, подлежат анализу, под которым понимается познавательный вид деятельности по обработке и осмыслению информации, осуществляемый в целях глубокого изучения и понимания состояния объекта управления, объективной оценки этого состояния, с тем, чтобы своевременно оказать на объект управления соответствующее управленческое воздействие. Эффективность управления возможна только при условии глубокого и регулярного анализа управленческих отношений и жизненных ситуаций. Анализу подвергаются социальные процессы, происходящие в системе управления, коллективе, отрасли, регионе.

Анализируются положительные и отрицательные явления и их причинно-следственные связи, факторы, влияющие на эффективность управления.

Благодаря анализу достигается объективная оценка реальной действительности.

Анализ дает возможность правильно определить цель и выбрать средства ее достижения. На основе результатов анализа осуществляется прогнозирование.

3. Прогнозирование - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления в будущем или путях и сроках достижения этих состояний. Это суждение (предсказание), хотя и носит вероятностный характер, все же обладает соответствующей степенью достоверности, так как оно базируется на правильной оценке устойчивых связей и взаимозависимостей между прошлым, настоящим и будущим объекта управления. Специфика прогнозирования состоит в том, что оно обосновывает возникновение таких процессов в социальном управлении, которых в реальной действительности пока нет и они недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике. Прогнозирование может характеризовать состояние будущего лишь приблизительно, так как социальная детерминация в отличие от детерминации в природе не столь прямолинейна. На практике прогноз - это документ, фиксирующий возможность достижения тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий.

Прогнозирование выступает в качестве ступени предплановых разработок, выбора планового решения.

4. Планирование - это разработка общей концепции развития системы управления, обоснование конкретных заданий, сроков, целей и путей их

реализации, т. е. программы действий (мероприятий) на перспективный период.

Планирование как функция управления представляет собой сложную научную и организационную деятельность. Для успешного планирования важно знание объективных законов развития общества, их требований и механизма действия, конкретных условий, возможностей и потребностей развития общества; целей, задач и намечаемого уровня развития планируемого процесса; средств достижения этого уровня; резервов времени и ресурсов.

5. Организация заключается в разработке и осуществлении конкретных мер по реализации принятого решения. К их числу относятся: подбор исполнителей; доведение заданий и сроков их выполнения до каждого исполнителя; специальная подготовка или переподготовка исполнителей для осуществления поставленных перед ними новых задач; выбор методов (способов) достижения поставленных целей; материальное, финансовое и иное обеспечение исполнителей. В конечном счете назначение организации состоит в том, чтобы сформировать в системе управления такие организационные отношения, которые могли бы обеспечить достижение ее целей с минимальными затратами сил и средств.

6. Регулирование - это действия, направленные на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между участниками социального управления, на упорядочение их поведения.

Благодаря регулированию сохраняется установленная организация, поддерживаются существующие связи между различными элементами системы управления, своевременно ликвидируются возможные отклонения от программы заданий в поведении объекта управления. С помощью регулирования осуществляется непосредственное оперативное управление системой. Без регулирования невозможно целенаправленное поведение объекта управления в соответствии с намеченными цепями.

Регулирование систем управления осуществляется различными способами, которые выбираются исходя из специфики объекта управления. К их числу относятся правила, регламентирующие поведение объекта управления (органов, объединений и др.), индивидуальные предписания, запреты и др. Механизм регулирования может быть экономическим, политическим, правовым, социально психологическим и т.п.

7. Контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (планом). Успешное осуществление намеченных мер невозможно, если постоянно не следить, насколько сделанное соответствует поставленным задачам.

Контролировать исполнение - отнюдь не значит только выявлять недостатки и упущения в работе; важно анализировать любые отклонения как в сторону понижения, так и в сторону повышения показателей; необходимо выявлять положительный опыт, чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или обнаружить недостатки, но и в умении вовремя поправить, оказать практическую помощь контролируемому.

Виды и содержание специальных функций обусловливаются соответствующей сферой управления. Так, в сфере внутренних дел нашего государства специальными (основными) функциями являются: обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности; осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений.

К обеспечивающим функциям управления относятся: кадровая, материально техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и другие. Общие, специальные (основные) обеспечивающие функции существуют во взаимодействии друг с другом. В связи с этим недооценка той или иной функции, недобросовестное ее выполнение неминуемо отрицательно отражаются на всей системе функций и результатах управления.

Принципы социального управления

Под принципом обычно понимается основополагающая идея, положение или подход, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе, используемые человеком на основе научных знаний и профессионального опыта с целью оптимизации своей деятельности. Принципы отражают наиболее существенные объективные закономерности в организации социального управления. Особое значение имеет понятие принципа организации и деятельности в социальном (государственном) управлении.

В системе управленческой деятельности выделяются следующие принципы.

1. Принцип народовластия, закрепленный в ст. 1, 3, 12, 31, 32 Конституции РФ, означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою влас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: