Всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.
Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления. Убеждение - это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества.
Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого.
Убеждение и принуждение могут носить государственный и общественный (негосударственный) характер. Убеждение как метод социального управления означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям и задачам управления, побуждает к осознанному исполнению распоряжений субъекта управления.
Основными видами убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта (образцов),поощрение и др.
Существенную стимулирующую роль в управлении играет поощрение. Под поощрением понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера.
|
В систему мер поощрения входят: высшая степень отличия – звание Герой Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, Государственные премии, ордена и медали Российской Федерации и др. К мерам поощрения относятся также учрежденные в установленном порядке почетные знаки, золотые медали за лучшие научные труды, произведения изобразительного искусства, спортивные достижения и т.д.
Правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также дисциплинарными уставами и положениями, действующими в ряде отраслей управления, предусматриваются меры поощрения работников за трудовые успехи, а именно: объявление благодарности, выплата денежной премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой, занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, награждение ведомственными наградами, досрочное присвоение очередного специального звания, присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, награждение огнестрельным или холодным оружием6.
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, сотрудники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.
|
К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.
Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта управления. Оно применяется в целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работниками распоряжений субъекта
6 Ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 г. №342 «О службе в органах внутренних дел и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». управления, то есть вышестоящего органа (должностного лица).
Дисциплинарное принуждение выражается в дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком признается -виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником ОВД законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава ОВД Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
|
Административное принуждение применяется уполномоченными на то органами и должностными лицами. Его применение не связано рамками служебных отношений. Административное принуждение может применяться
независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания. Под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений и наступления обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры имеют профилактическое значение. В частности, к мерам административного предупреждения относятся: прекращение движения транспорта при возникновении угрозы общественной безопасности или безопасности дорожного движения; проверка документов и многие другие меры административно-предупредительного характера.
Под мерами административного пресечения и административно- процессуального обеспечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами и должностными лицами в целях прекращения правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения виновного к ответственности. К этим мерам относятся: требование прекратить правонарушение; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; задержание; отстранение от работы лиц, страдающих инфекционными заболеваниями; принудительное лечение венерических заболеваний и другие меры медико- санитарного характера; меры технического характера и др.
Под административным взысканием понимается принуждение, применяемое уполномоченными на то органами и должностными лицами, в целях наказания нарушителя и предупреждения новых правонарушений.
Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на нарушителя либо во временном лишении его специального права.
Виды административных взысканий указаны в законодательных и иных нормативных актах об административных правонарушениях.
В частности, к административным взысканиям относятся: предупреждение, штраф, конфискация и др.
Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Порядок возмещения материального ущерба регулируется действующим законодательством. Размер нанесенного ущерба определяется, как правило, судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба.
Вместе с тем в предусмотренных законодательством случаях решение о возмещении материального ущерба может быть принято уполномоченными на то органами управления или должностными лицами.
Меры уголовного принуждения применяются за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
К ним, в частности, относятся: лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания, обязательные работы и др.
Административные методы управления.
Административные методы как методы воздействия субъекта управления на управляемый объект характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, то есть «властью-подчинением». Субъект управления в рамках предоставленных ему полномочий односторонне через соответствующие формы (акты) выражает свою властную волю, дает обязательные для исполнения предписания, распоряжения, которые управляемые обязаны выполнять. Содержание этих предписаний составляют указания управляемым о том, какие действия, каким способом и в какие сроки надлежит совершить или от совершения каких действий следует воздержаться. Подобные методы совершенно необходимы в целях согласования усилий, достижения целей управления, поддержания порядка и дисциплины.
В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов в управлении позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения.
Эффективность использования административных методов управления определяется восприимчивостью их коллективом, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием другим методам управления. И, наоборот, если цели и интересы руководителя и руководимого не совпадают, последний либо выполняет команду не лучшим образом, либо не выполняет ее вообще. Поэтому субъект управления должен исходить не только из силы приказа, но и учитывать общие и частные интересы управляемых. Более того, нередко инициатива применения административных методов (принятие односторонних приказов, актов) может исходить от объекта управления, который «ставит вопрос» перед вышестоящим органом о принятии соответствующего распоряжения, приказа и т.д. В управленческой деятельности широко практикуется предварительное обсуждение проектов административных управленческих решений на заседаниях коллегий, советов, на совещаниях, на собраниях трудовых коллективов, а также визирование и согласование проектов указанных решений. Односторонне принятое решение нередко оформляет коллективную мысль, является результатом предварительно согласованных действий, поведения.
Административные методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Особую роль административно-правовые методы играют в управлении обороной, государственной безопасностью и внутренними делами. В связи с этим вопросы правильного использования и обоснованного применения административных методов в системе органов внутренних дел приобретают особую важность. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и функций. Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности.
Правильный выбор административных методов управления в деятельности органов внутренних дел определяется: целями и характером задач, решаемых органами; организационными традициями, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением (взаимодействием) административных методов с социально - психологическими и экономическими методами в коллективе.
Классификация административных методов:
1. По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно- организационные.
Административно-правовые методы выражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.
Административно-организационные методы управления обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Их использование позволяет упорядочить систему управления, устранить то, что мешает успешному управлению, проявлению творческой инициативы в управлении.
Административно-организационные методы выражаются в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление, являющегося организатором деятельности управляемых.
К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование; взаимодействие; координация; контроль и проверка исполнения; инспектирование; инструктирование и др.
Согласование – это обсуждение и выработка несколькими органами внутренних дел, их подразделениями или работниками единого мнения по тому или иному вопросу управления или получение от вышестоящего органа или иного заинтересованного в деле органа согласия на совершение каких-либо управленческих действий. Согласование возникает по инициативе одного или нескольких равноправных участников совместной деятельности.
В предусмотренных юридическими актами случаях согласование может носить обязательный характер. Так, при решении наиболее важных вопросов управления нижестоящий орган внутренних дел должен получить на это согласие от вышестоящего органа. Обязательный характер согласование носит и в том случае, если действия, которые предстоит совершить, затрагивают интересы других органов и служб. Скажем, при решении вопросов финансового или материально-технического обеспечения необходимо получить согласие от соответствующих финансовых и хозяйственных служб.
Взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу. Взаимодействие может быть между отдельными органами внутренних дел, между подразделениями и службами разных органов, между различными подразделениями, службами и работниками одного и того же органа. Взаимодействие в органах внутренних дел выражается в следующих формах: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, совместное проведение мероприятий и др.
Координация. В отличие от взаимодействия координация означает не просто достижение единства действий равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а их подчинение совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица.
Координация охватывает также вопросы разделения труда в органе между его структурными подразделениями и работниками, распределения функциональных обязанностей между ними, осуществления единой стратегии и тактики действий отдельных участников, установления взаимосвязи и взаимоотношений между органами, подразделениями и сотрудниками. В органах внутренних дел координацию отдельных подразделений, служб и работников в процессе руководства их деятельностью организует начальник органа или специально уполномоченный на то работник.
Контроль и проверка исполнения как административно-организационные методы являются средством обнаружения недостатков, выявления причин, препятствующих реализации решений, и оказания конкретной практической помощи в выполнении поставленных задач.
Контроль и проверка исполнения позволяют сопоставить фактическое положение дела с намеченными целями. Наиболее распространенными формами контроля и проверки исполнения в деятельности органов внутренних дел являются: комплексное инспектирование деятельности органов; контрольные проверки хода выполнения мероприятий по результатам инспектирования; специальные (целевые) проверки по отдельным направлениям (вопросам) деятельности; текущий оперативны контроль фактического исполнения органами, аппаратами, службами, подразделениями решений вышестоящих органов, а также планов и указаний руководителя органа; отчеты исполнителей на служебных совещаниях, заседаниях коллегий; изучение сводок и других материалов о деятельности подчиненных органов и др.
Инструктирование как административно-организационный метод заключается в ознакомлении исполнителей с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснении ситуации, задач, возможных трудностей, в предостережении от возможных ошибок и промахов, в даче советов по выполнению тех или иных заданий или видов работ и т.п. Инструктирование может выражаться в оказании методической и информационной помощи, направленной на успешную реализацию задач. К инструктированию относятся оборудование стендов с наименованием структурных подразделений органов внутренних дел, разработка схем их дислокации, обучение на собственном опыте и опыте лучших работников, показ передовых приемов работы, проведение практических занятий, совещаний и т.п. Инструктирование может осуществляться посредством личных контактов, телефона, радио, видеоустройства и других средств связи с инструктируемым.
2. По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.
Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления (органов, организаций, лиц), которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании (диспозиции), обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы. К административным методам этого вида относятся, например, утвержденные МВД России правила, наставления, инструкции, положения, регулирующие деятельность аппаратов и служб полиции и других органов, входящих в систему МВД России.
Индивидуальные административные предписания выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям. Эти распоряжения обязательны для тех, кому они адресованы. Посредством административных распоряжений осуществляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса для достижения поставленных задач.
Индивидуальные предписания - это основные способы разрешения конкретных ситуаций как предусмотренных в нормативных актах, так и в случаях, когда возникшая ситуация не укладывается в установленные нормативными актами границы. Административные предписания могут быть приказами, указаниями, распоряжениями, резолюциями. Это не документы как таковые, а виды административного распорядительства. Документы с аналогичными наименованиями являются формами внешнего выражения административного распорядительства.
К группе индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.
3. По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:
Обязывающие методы предписывают объекту управления совершать те или иные действия. Данный вид методов реализуется посредством выполнения указанных в предписании действий.
Уполномочивающие методы предоставляют возможность, дозволяют, управомочивают объект управления на совершение тех или иных действий.
Эти методы реализуются путем совершения действий теми, на кого они распространяются.
Поощрительные методы воздействуют на объект управления посредством мер морального и материального поощрения, стимулов к труду, выполнению служебного и общественного долга. Мерами поощрения могут быть награды, премии, льготы и т.п.
Запретительные методы содержат запрет совершать то или иное действие. Они не способствуют совершению тех действий, которые объективно препятствуют достижению целей и задач управления, наносят вред процессу управления, противоречат общественным интересам.
Запретительные методы реализуются путем воздержания от совершения запрещенных действий.
Разновидностью административных методов управления является также материальная ответственность работников органов внутренних дел, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению управомоченного руководителя органа внутренних дел в соответствии с действующими нормами права.
4. По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диспозитивные.
Категорические методы характеризуются однозначностью предписаний, в которых непосредственно определяется поведение объекта управления. В этих случаях управляемому (исполнителю) не предоставляется выбора, он обязан точно выполнить то, что ему предписано субъектом управления. Вместе с тем категорический метод может выражаться не только в однозначном предписании, исключающем возможность выбора исполнителем варианта поведения. Скажем, вышестоящий орган внутренних дел может строго определить границы действия нижестоящего органа (подразделения), предоставив ему право по-своему применять предписание, не искажая смысла и целей предписания. [20](Основы управления. ред. В.П. Сальникова. М., 2002 ст 122.)
Поручительные методы обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий. Этот вид административных методов встречается преимущественно в сфере взаимоотношений вышестоящих органов с нижестоящими. Вышестоящий орган может поручить нижестоящему органу выполнение таких функций, которые не входят в его компетенцию.
Рекомендательные административные методы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий. Рекомендательные методы предоставляют объекту управления возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения, реализации содержащихся в них советов и рекомендаций с учетом особенностей его функционирования и фактических обстоятельств, а также сложившейся ситуации.
Диспозитивные административные методы управления содержат предписания, которые представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления.
Социально-психологические и экономические методы управления.
Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления – трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.
Социально-психологические методы управления направлены на обеспечение социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др.
К социологическим методам управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением.
- Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.
- К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.
- К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др.
Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.
Трудовая деятельность осуществляется на основе функционирования
психики человека, то есть мышления, воображения, внимания и иных психических свойств. Совершенно очевидно, что психическое состояние человека в тот или иной временной период прямо и непосредственно оказывает воздействие как на его личные
относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы гуманизации труда; методы психологического побуждения (мотивации); методы профессионального отбора и обучения. результаты труда, так и на трудовые достижения коллектива, в котором он работает.
К психологическим методам управления
- Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах.
Посредством социологических исследований выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе).
От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.
Существуют два вида совместимости: психологическая и социально-психологическая. Первая совместимость подразумевает соответствие психологических свойств работника процессам управления. Вторая совместимость формируется в результате оптимального сочетания типов поведения работников и основывается на общих интересах, ценностных ориентациях.
- Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.
- Методы психологического побуждения (мотивации). Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления - работника (работников). Методы психологического побуждения многообразны. К их числу относятся:
убеждение - воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;
внушение - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления путем влияния руководителя на психику подчиненного.
подражание - воздействие на волю работника посредством личного примера;
вовлечение - побудительный прием, посредством которого работник- исполнитель становится участником процесса подготовки и реализации решений, принятых руководителем;
оказание доверия - психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что
повышает моральную значимость поручаемого задания;
принуждение - психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.
- Методы профессионального отбора и обучения. К таким методам относятся: отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе (занимаемой должности); развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.
Все вышеуказанные методы могут оказывать эффективное воздействие на человека, если будут применяться с учетом особенностей психологического склада конкретной личности, то есть ее характера, способностей, темперамента.
Экономические методы управляющего воздействия - это способы (средства) достижения целей управления на основе реализации требований экономических закономерностей. Экономические методы управления отличаются от других методов управления косвенным характером управленческого воздействия, так как они не позволяют полагаться на автоматическое их действие. Кроме того, затруднительно точно определить силу воздействия экономических методов управления. Можно рассчитывать лишь на рост усилий работников и их заинтересованность в достижении высоких конечных результатов. Экономические методы создают благоприятные условия для повышения творческой активности. Однако косвенное воздействие экономических методов отнюдь не значит, что это воздействие вспомогательное. Напротив, оно, наряду с применением других методов управления, может играть важнейшую роль в управлении.
Главной отличительной чертой экономических методов является возможность их количественного соизмерения. Они позволяют соизмерить реакцию системы управления при той или иной силе экономического воздействия на нее.
К экономическим методам относятся все те методы, посредством которых осуществляется материальное стимулирование как трудовых коллективов, так и отдельных работников. В систему экономических методов входят: прибыль, заработная плата, премии, кредит, цена и другие. Особая роль в повышении эффективности производства на уровне первичной государственной или муниципальной производственной организации (предприятия, объединения) принадлежит экономическому стимулированию, хозяйственной самостоятельности, политике налогообложения и др.
Экономическое стимулирование как метод управления представляет собой систему планомерно разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности трудовых коллективов и каждого работника в дальнейшем развитии производства и повышении его эффективности.
Экономическое стимулирование базируется на сочетании: общественных (интересов трудового коллектива) и личных интересов; экономического и морального стимулирования, основанного на высокой сознательности работников; экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность трудовых коллективов и должностных лиц за невыполнение установленных заданий, обязательств и упущения в работе.
Важная роль принадлежит материальному стимулированию труда. Оно означает применение принципа оплаты труда по количеству и качеству, правильную оценку результатов труда, связь заработной платы с прибылью предприятия, объединения, организации.
Меры материального поощрения предусматривают увеличение материальных благ, получаемых работниками в виде вознаграждения за эффективный труд. Меры материальной ответственности предусматривают сокращение размера поучаемых работниками материальных благ в случае, если их деятельность является убыточной.
В органах внутренних дел наиболее широко используются такие экономические методы, как материальное поощрение работников за достижение больших успехов в труде путем выдачи денежной премии, награждения ценным подарком, повышения должностного оклада.
Иные экономические методы имеют ограниченную сферу применения, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы.
Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенное в работе позволяет сделать следующий выводы:
Управление внутренними делами, также как управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Управление предполагает наличие субъекта управления, объекта управления, прямых и обратных связей между ними. Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляется в установленных формах и соответствующими методами.
Управление в ОВД предполагает осуществление ряда функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управления. Содержание целей, задач и функций диктуется спецификой деятельности самой системы.
Для успешного решения задач, стоящих перед ОВД создаются "организационные структуры", а для управления ОВД "организационные структуры управления".
Итак, наука управления как комплексная общественная наука о развитии и закономерностях научного управления обществом призвана совершенствовать управление во всех социальных системах, во всех сферах человеческой деятельности.
Система управления базируется на новейших достижениях общественных естественных наук и передовой практики управленческой деятельности.
При выработке научных рекомендаций наука управления призвана решать задачи двоякого характера: организационные и функциональные.
К организационным задачам относятся выбор и совершенствование систем и структур управления, планирование поведения системы и ее частей, анализ поведения систем управления, оценка результатов функционирования систем управления, регулирование систем управления.
Функциональные задачи предполагают выработку наилучших рекомендаций для более эффективной реализации планов развития и достижения стратегических целей.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.
Методы социального управления в деятельности органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, призваны обеспечить высокую эффективность деятельности трудовых коллективов (личного состава органов внутренних дел), их слаженную работу, способствовать развитию творческой инициативы каждого работника. Назначение любого метода управления состоит в конечном счете в воздействии на человека, конкретного сотрудника.