Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия.
Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.
Воздействие субъекта управления на волю объекта управления осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами социального управления.
Содержание метода управления дает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.
Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Характерные черты методов управления:
- они выражают связь субъекта управления с объектом управления;
- метод - это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;
- методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;
|
- методы управления являются наиболее подвижным и активным элементом в системе управления;
- методы управления носят альтернативный характер;
- в государственном управлении они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.
Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, то есть индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.
Методы социального управления в деятельности органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, призваны обеспечитьвысокую эффективность деятельности трудовых коллективов (личного состава органов внутренних дел), их слаженную работу, способствовать развитию творческой инициативы каждого работника. Назначение любого метода управления состоит, в конечном счете, в воздействии на человека, конкретного сотрудника.
|
Методы управления представляют собой систему способов и приемов, с помощью которых реализуются цели, задачи и функции управления.
Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.
Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.
Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального управления.
Вместе с тем в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов социального управления.
Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на субъекта управления: прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются
односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер.
Неисполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность). Совершенно очевидно, что в силу самой природы социального управления методы прямого воздействия абсолютно необходимы для нормального процесса управления. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления.
|
Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение стимулируется соответствующими средствами. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления.
Вместе с тем в социальном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими методами управления, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.
Административные, экономические и социально-психологические методы управления, характеризуя различные способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние.
В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы имеют единое назначение - достижение целей управления. Они используются одними и теми же субъектами управления и воздействуют на поведение одних и тех же субъектов управления. К одному и тому же субъекту управления может быть одновременно применено несколько методов. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.
В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления производством предпочтение отдается экономическим методам.
В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы.
В сфере управления внутренними делами, органами внутренних дел широкое применение имеют административные методы. Важную роль играют также социально-психологические методы. Что касается экономических методов, то они в отличие от административных и социально- психологических методов не имеют столь широкого применения. Это, прежде всего, обусловлено непроизводственным характером сферы деятельности органов внутренних дел.
Выбор конкретных методов управления и их практическое применение обусловливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.
Важное значение в использовании методов управленческого воздействия имеет субъективный фактор. Авторитарный подход к использованию методов управления недостаточно квалифицированным работником может
привести к отрицательным последствиям, к искажению целей управления.
Ввиду этого, важное значение имеет качество, уровень подготовки руководителей, их компетентность, а также повышение ответственности руководителей за принимаемые управленческие решения, за выбор методов их реализации.
Методы управления используются в реальном процессе управления, в котором должны учитываться цели и задачи, стоящие перед системой управления, особенности и состояние субъекта и объекта управления, характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использования имеющегося арсенала методов, внутренние и внешние обстоятельства функционирования системы управления и другие объективные факторы, не зависящие от воли субъекта управления.
В связи с этим субъективный фактор использования методов управления должен исходить из объективных условий. Он должен быть подчинен объективным закономерностям и потребностям социального управления.
Любые решения должны базироваться на практическом опыте и на основании обстоятельного изучения дела.
В управленческой практике органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, при выборе и использовании методов управления решаются следующие задачи:
- определение наиболее эффективных методов или оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела;
- умелое применение выбранных методов в процессе управления.
Применение методов без учета изменяющихся объективных условий и происходящих изменений в деятельности органов внутренних дел ведет шаблону и стереотипности в применении методов управления, а, следовательно, к снижению их действенности. И, наоборот, использование методов управления окажется эффективным, если их применение осуществляется с учетом развития процессов управления, накопленного опыта. Только на этой основе может быть осуществлено требование о необходимости глубокой обоснованности применяемых методов управления.
Все это, в конечном счете, связано с совершенствованием механизма социального управления и его составной части - методов управления.