154 N. Özgü? 1959: 1965; 1968; 1979; 1989,
155 N. Özgüg 1980; 1983.
Альп 1968; 1974.
157 О двух типах штормовых богов на цилиндрических уплотнениях из Кюльтепе см. Leinwand 1984: 33ff,; 1992:
Ff. Однако нет никаких оснований отождествлять кого-либо из них с Тессубом, см. Швемер
F,
158 См., например, N. Özgüc 1965: 59ff.; 1968: 65f.
159 Cf. N. Özgüg 1983: 41.5f.; 1986: 51 f.
Тарача 1987: 265f.; 1988: со списком представлений, стр. 116.
Древний период Ассирийской колонии
В длинном одеянии и в головном уборе, типичном для поздних хеттских богинь, сидящих
Под деревом, на табуретке или на спине козла и с чашей для подношений в руках
И птица или браух в ее руках. Богиню часто сопровождают многочисленные
Анннал эртеж, подчеркивая ее связь с дикими существами. В некоторых сценах sbe является
Также ассоциируется со сфинксами. 181
В других представлениях объект почитания или главный бог, получающий
Проеессия других божеств-мужская фигура в расцвете сил, одетая в длинное одеяние,
Восседающий на льве или восседающий на троне со львом у своих ног. Его головной убор представляет собой коническую или
Полукруглая шапка, с рогами или без них, и его атрибутом является топор. Он иногда
Изображен сидящим напротив богини, описанной выше. Характер этих представителей
Тионс подтверждает важность этой пары божеств в местных пантеонах
Время.
В представлении богов, стоящих на спине животного, есть Предположение
Иерархии. Бог на льве-третий в очереди, он стоит перед двумя богами на быках, но перед
Бог на олене, последний изображен рядом с молодым богом в коротком одеянии и
С изогнутым оружием в вытянутой руке, Стоя на взнузданном льве или быке,
Например, в сцене поклонения быку, установленному на пьедестале и с конусом
*, -
На спине.
В хеттские времена быков приписывали богам бури, львов-богам войны и
Чума и олени богам-хранителям. Однако мы не можем определить конкретные
Божества в местных каппадокийских пантеонах. Нескольким богам бури поклонялись за
Конечно. Текст из карума Ib уровня в Канесе содержит упоминания о двух: боге бури
(D ИСКУР) и ‘Бог бури Головы " (D ИСКУР СА-РАККА/ИДИМ). 1 '”'’ Icono-
Графические различия между богами на льве, изображенном на печатях Кюльтепе, заключаются в следующем-
Убедительное доказательство того, что эти двое не принадлежали к одной и той же категории. Также не следует
Бог на олене может ассоциироваться с богом-покровителем ЛАММОЙ из хеттских текстов (см.
3.2.1 & 4). Некоторые ученые хотели бы интерпретировать это божество как бога охоты.
161 N. Özgüy 1991: 297f.
Тарача 1987: 265; 1988: 113ff.
163 Тарача 1987: 264f„; 1988: 112 f.
Н. Озгюг 1965: № 69. О быке с конусом на спине см. Тарача 1988: 118f. со списком
представления oi и Н. Озгю$ 1991: 309f. Касабонн Ф. с. (2007) предложение по идентификации этого быка
С Perwa это маловероятно.
Крышат 2006a: 106f.. 120; ср. также Швемер 2001: 243f.
Ср. Pop ko 1.995 a: 58.
ХЕТТСКАЯ АНАТОЛИЯ
Примерно в середине семнадцатого века до нашей эры Хеттское царство охватывало
Территория в излучине Кызылырмака (Классический Галис), от устья реки-
Ары по Черному морю в Каппадокию. К этому времени Кейнс потерял значение в
В пользу Хаттузы, где все процессы зарождающегося хеттского государства были в центре-
Теред. Хаттусили I (ок. 1625-1600), который, как полагают, был основателем
Государство, является первым правителем, которого чаще всего упоминают в хеттских источниках. Имена и фамилии
Известны также два его предшественника, Хузия и Лабарна38.,
История хеттов делится главным образом на древнехеттский и имперский периоды,
Цезура, соответствующая появлению новой династии, происходящей из Кум-
Мани в Киззуватне, который захватил власть в Хаттусе в первой половине пятнадцатого
Век до н. э. 168 Это были цари, которые превозносили величие Хеттской империи
Который андер Суппилулиума I (ок. 1360-1332) и его преемники распространили с
Побережье Эгейского моря с запада на север и центральная Сирия с востока. Рядом с Египтом
А Гасситская Вавилония, Хеттское царство, была одной из самых могущественных держав в
Древний Ближний Восток, положение, которое он сохранял до своего окончательного упадка в первые десятилетия
Двенадцатого века до нашей эры.
Клинописные тексты Хаттузы, в основном касающиеся магии и культа, содержат-
Широко способствовал пониманию религий в Малой Азии в период Хита-
Клещи. Картина, хотя и определенно более богатая для этого периода, чем для предыдущего, является
О доказательствах Крестообразной печати, А, Динго; - Б. Диругол - Хокинс - Вильгельм 1993: 10411
См., однако, KBo 1.1,36 iii 9'ff. (Ортен 1958b: 111), который дает следующую (обратную) последовательность
О ранних хеттских царях: Хаттусили, Лабама, Пимпирит/Пимпира, Хуззия. Для Pimpira смотрите сейчас Cam-
Маросано 2006: 47ff. со ссылками на различные толкования списка в КБо 11,38 iii 9'ff.