Новая династия Кусеара (из Питаны и Аниты), захватившая власть в
Кейнс к и периода Ib уровня, навязал свою собственную королевскую идеологию, лучшую из-
Втиснутый в здание Аниты храм для Трона-богини Халмасуит. Правило о
Более поздняя Древняя династия Хеттов была основана на аналогичной идеологии. Анита воздвигла еще одну
Два храма, первый для бога Бури Небес с хеттским именем Тархуна,
Божественный покровитель короля и династии, а второй для божества Кейнса, ком-
V.... 148
cealed под обозначением Sius-summU ‘Наше божество", статуя которого, потерянная во время
Более серьезный конфликт с Заипой он отыграл и привел к Кейнсу. Это не может быть исключено
Что румы двух храмов, раскопанных на дворцовом холме в Кюльтепе/Канес и кон-
Временные сооружения уровня Ib в каруме на самом деле являются остатками зданий Аниты.
Особый характер канеситского пантеона продолжал ощущаться даже в
Во времена хеттов 160 канеситских богов приносили жертвы во время религиозных церемоний
и "певец Канеса/Несы" пел для них в Несите, 10 * именно так хетты
Ссылались на свой собственный язык. Божества, имена которых фигурируют в этом контексте в-
В
Клуд: Камруепа, Пирва, Королева Хассусара, Аскасепа, Гений Врат, Сува-
лият, Халки, Хасам(xxt)или, Сиват Дав, 5 Испанская ночь, Асият, ИИали(янт), " Малия,
Для нового обсуждения этого явления см. Giorgieri.2005: 83ff. со ссылками на earier
литература. Изменение значения божеств официального пантеона, произошедшее в Кейнсе
(и, вероятно, также в других анатолийских центрах, включая Хьяттузу) в. начало второго тысячелетия
БК, теперь переводит дискуссию в более широкий контекст. Маттиае (2003), например, обсуждает
Выдающееся положение Истар в пантеоне Эбла и ее тесная связь с царствованием до
Король Эблы признал преобладание Алеппо около 1770 года до нашей эры. Следовательно, в
Политическое преобладание Ямхада было бы “у истоков сильного присутствия
Фигура Хадада Алеппского в произведениях Эблы, связанных с царствованием, датируемых 17 веком
До н. э.” (Матфей 2003: 385). См. также ниже, 3.1.1 с п. 238.
Древние ассирийские тексты указывают на восточное расположение Куссара(а), в непосредственной близости от Хуррамы,
Любузаттия и Самуха; см. Барджамович 2005: 139 фунтов стерлингов.
Otfcen 1959a: 180; 1973: 35; Сингер 1995. Повторяющееся в литературе предположение о том, что Sius-сумма
мУ из текста Анитты был бы ранним хеттским богом Солнца Сиусом (например, Neu 1974:
Гурни 1977: 9ff.; Хаас 1994а: 1881'.; Киингер 1996: 144 n. 82: Ломбарди 1996: 69f.; Хаттер 2006:
Крышат 2008а: 107) не имеет оснований в сохранившихся источниках. См.также Куттер 2008: 88.
149 T, Özgüs 1993;.1999: 117ff.
Haas 1994a: 613f.; Попко 1995a: 8Sf.
Привет, 2004а.
152 Otfcen 1952-1953; von Schüler 1965: 1901',; Haas 1994a: 412ff.; 1994b: 79ff.
Оттен 1976 - 1980a; Хаттер 1988: 125f.
ИКОНОГРАФИЯ КАППАДОКИЙСКИХ БОЖЕСТВ 31
И Дарава (см. также 3.1.2 и 3.2.4), Бог Бури Тархуна стоял во главе
Канеситский пантеон, в котором также присутствовали бог Солнца и богиня Хан(н)ахан(н)а
Важная должность. Несмотря на то, что не все эти боги засвидетельствованы в
таблички C&ppadocian и некоторые из них появились только в теофорических названиях, традиция
Верования канеситов, зафиксированные в более поздних текстах периода Хеттского царства, позволяют*
Строительство пантеона, функционирующего на этапе Ib уровня карума в Канесе,
В этом пантеоне сохранилась древнейшая из известных нам хеттских религий-демон-
Устанавливая четкие связи с верованиями других анатолийских народов, лувийцев и
Палайцы.
Иконография каппадокийских божеств
Культовые сцены на цилиндрических и гербовых печатях из Кюльтепе/Канеса, 154 Ачемхойюк 100 и
Karahöyük loß содержат изображения различных божеств, среди которых одно из-
Познает конкретные иконографические типы. Некоторые из этих типов известны также из Мезо-
Потамское и сирийское глиптическое искусство, дающее возможность идентифицировать изображения
Самас, Истар, Адад, "Эа, Амуррум и Усму". Другие, появляющиеся на марке
И цилиндрические печати так называемой анатолийской группы, изображающие местных божеств, но без
Любые легенды, помогающие идентифицировать конкретные цифры. В иконографии эти божества
Обычно связаны с животными, вызывая ассоциации с божьим
Животные и изображения богов, стоящих на животных, известны из хеттских источников.
Тем не менее, любое отождествление каппадокийских божеств с хеттскими основано
К иконографическим сходствам следует относиться с должной осторожностью.
Богиня, изображенная на многих печатях из Кюльтепе и Ачемхойюка 1 ’ 9, должно быть, держала
Важное место в каппадокийских пантеонах. ’ Места иконографического типа