из Лабарны и Хаттусили 1, или просто Туталия I, который легкомысленно рухнул перед Хуззией "0" (e.gg,
Форланини 1995: 129f.; Сюренхаген 1998: 82f.; Бил 2003a: 16f£., 34f.), теперь должны быть отброшены, ср.
Форланини 2004: 374, 379ff.; Тарача 2004a; Фреу - Мазойер 2007a: 25, 37ff. с № 35.
См. Тарача 2008а.
Хронологию правления Суппилулиумы см. Сейчас Миллер 2007: 282ff.; Тарача, 2008h.
Хеттская Анатоа
Ни в коем случае не совсем ясно. Большое внимание в текстах было уделено официальным
Религия, на которую повлияла политика хеттских царей, которые несли ответственность
За установление государственного культа. Что касается местных верований и народной религии, то
Проблема гораздо сложнее. Это происходит не только из-за состояния сохранности
Тексты, но, прежде всего, в силу их природы как документов, записанных в первую очередь для
Потребности правителя, двора и государственного управления.
Анатолийские религии второго тысячелетия до н. э. никогда не представляли собой изолированную
Система, которую можно было бы отнести к конкретным этническим группам. Дюринг зарождение
Государство хеттов, в первой половине второго тысячелетия до н. э., центральная и северная-
Древняя Анатолия была населена народами разного происхождения. В северной терри-
Тори на Нижнем Кизилирмаке, наиболее многочисленной или даже единственной этнической группой были
Хатты, уроженцы этой части Анатолии. Судя по реликвиям их лвс-
Судя по всему, они были связаны с жителями северо-западного Кау-
Casus. Существующие хеттские тексты, к сожалению, мало что говорят о хаттской вере в
Северные территории в этот ранний период. Этническая ситуация была более сложной-
Расположен дальше на юг, в средней части большой излучины Кизилирмака и
Вокруг хеттской столицы. В этой области хетты и лувийцы, по-видимому, имели
Сформировалась значительная доля населения, по соседству с хаттианами, уже, как предполагается-
Умело в третьем тысячелетии до н. э. 170 Хетты оставались под сильным влиянием-
Возникновение хаттской культуры, процесс, который также отразился в религиозной сфере.
Тем не менее, сохранившиеся тексты почти не дают нам информации о народных верованиях
Жители региона Хаттуса. Хаттское влияние, по-видимому, не имеет
Достиг далеко к югу от столицы хеттов. Как мы видели (2.1), анатолийцы, живущие в
Кариес во времена Древних ассирийских колоний, по-видимому, слился с хеттским-
Лувийские традиции с влиянием местных (доиндоевропейских) Субстрат.
Несмотря на различные религиозные традиции в многонациональном культурном обществе, местные
Пантеоны хеттской Анатолии демонстрируют много структурных сходств, в том числе
С принципами, регулирующими организацию и развитие пантеонов
Ранние города-государства.
;я хаа
Хеттская Анатоа
В древние хеттские времена государственный культ в столице и местная вера в центральной и
И та, и другая северная Анатолия выросли из местной хаттской традиции. 1t вполне вероятно,
Однако, что хеттско-лувийские божества почитались царской семьей и, возможно,-
ЭМи также некоторой частью населения центральной части хеттов, особенно в направлении
Бассейн Зуливы/Чекерека (см. также 3.2.3).
Приход к власти новой династии киззуватнского происхождения означал, что
Ментальные изменения в религиозной сфере. Его правители поклонялись своим собственным богам как части
°f династический культ, вводящий в хеттский государственный пантеон почитаемых божеств-
В сопровождении гуманных из юго-восточной Анатолии и северной Сирии, включая Мезо-
Потамские и сирийские боги, эти культы укоренились в столице и постепенно проникли-
Вошел в местные пантеоны, особенно в центрах, где раньше жил король
°n случай. В других провинциальных городах продолжали поклоняться местным божествам, ал-
Хотя и там культ государства оказывал все большее влияние. Период империи также остроумен-
Осуществлял процесс, стимулируемый религиозной политикой королей, передачи лувийского,
Культы хурро-киззуватнейцев, сирийцев и месопотамцев в городах на севере и
Северо-восток. В тринадцатом веке до нашей эры этот процесс, по-видимому, был частично завершен
Связано с массовым переселением лувийского населения с Запада и юга
Разделите Анатолию на территории, расположенные в излучине Кизилирмак. 171 Киззуватна, дом
из династии т ^ ле ру ^ нг того времени, сыгравшей важную роль в этом движении.
SRnTrn; Анатолия
Древнехеттский период
"В этот период хаттские божества были в большинстве, как в хеттском государстве
Пантеон и в местных пантеонах центральной и северной Анатолии. Важный