‘серебряные деревья’ и фюваси (-участок?) бога Бури. Этими богами являются: [ ],
'Телипину, Тахпил[ла]ну, [ ], [Тапалджуна, Катаххи, [ульз]а?, 19d [ ] и ‘Ладв из
Дворец". " Более поздний текст, написанный Новым шрифтом периода Империи, подтверждает
Связь между этой группой божеств и Домом курса. 1 ' 10 В
в тексте есть аналогичный список богов, перенесенных (?) в Дом курса: [ ], Телипину,
Тафепилльфану], [ ], Тапалбуна, Зилипу[ru/i], [Катахджи?, Халцукки и ‘Повелительница
Дворец. " Среди божеств, приходящих из других городов, следует отметить Бурю-
бог Зипланды, Катаххи из Анкувы и Тетешапи, чьим главным культовым центром был
.. 196
* авимья.
Группа богов, упомянутых в начале списка и заканчивающихся
Таинственная ДЕВЧОНКА.ЗУ составляет основной хеттский пантеон, который был равнозначен
В пантеон самой Хаттузы. Эта группа появляется во многих культовых церемониях, а также
в эпоху Империи. Богиня Солнца Аринна, ‘Владычица земли Гаити", занесена в список
Перед Бурей-бог, как правило. В своей классической форме группа наиболее важных
Антихеттские божества включают шесть (или семь) божеств, которые получали подношения в
Следующая последовательность: Богиня Солнца (Аринны), Бог Бури, Меццулла, Инар, Халла, Тейл-
пиню (и ГАЛ.ЗУ), " Король произнес ритуальный тост за этих богов, Стоя на
Церемониальный трон халмасуил. Добавление бога войны ЗАБАБЫ/Вурункатте в
Эта группа божеств в списке принадлежит к Кл.ЛАМ фестиваль извлек из своего
Роль, сыгранная в идеологии царствования (см. ниже).
192 ABoT 5++ i 5'ff., Neu 1980: 29f. (№12): Сингер 1984: 32f.; Йошида 1996: 76.
Cf. Yoshida 1996: 76.
194 Около 5++ я лофф.
|
КУБ 57.59 ii 9'ff., Йошида 1996: 77.
De Martine 2006. Об освобождении Тавинии норфчуэст из Хаттузы см. Барджамович 2005: 303ff.
Ср. Йошида 1992: 148 и далее; 1996: 88 и далее.
Пантеон столицы первоначально состоял исключительно из богов Хаттузы и
Рядом Аринна. Этот этап развития пантеона задокументирован списком
Из КИ.Фестиваль ЛАМ, упомянутый выше. Первое место занял бог Бури (вместе
Со своим спутником Васеззили) указывает на то, что КИ.Фестиваль ЛАМ на самом деле был
Празднуется в честь бога бурь Гаити, главного божества столицы. Описания
Другие церемонии подтверждают этот вывод, боги, для которых данный праздник был чел
Эбратед всегда получал жертвы первым в очереди. Что касается фестиваля.KI.LAM, то это кон-
Учитывая это, традиция, вероятно, восходит к темным временам основания
Ситв-государство Хаттуса, когда бог Бури и богиня Солнца из священного города
v ' ^9g
Аринна стала высшей божественной парой пантеона. Обстоятельства и
Хронология изменений, которые сделали бога Бури фактически верховным божеством
Хаттуса остаются неуловимыми из-за отсутствия письменных источников, относящихся к этому раннему периоду. IT
Не исключено, что эти изменения произошли. тот же курс, что и в Кейнсе, где Анна,
Богиня города из карума II уровня, была заменена в этой роли Штормом-
Бог в период Ib уровня карума (см. 2.1).
Инар, богиня Хаттузы, предположительно принадлежала к категории бога-покровителя-
Дес, связанные с царством природы, сельской местностью и дикой фауной в пар-
|
Тикулярный. 199 Это наводит на мысль об анонимной богине той же категории, которая
Известно из изображений на каппадокийских печатях (см. 2.2), указывающих на ее проми
Высокое положение в местных пантеонах. Дюринг КИ.Фестиваль ЛАМ процессия ушла
Тройка Инаров с изображениями диких животных из драгоценных металлов: серебро
леопард, золотой лев, кабаны из серебра и лазурита и серебряный медведь". Культовая песня
В данном случае инг был на хеттском языке, 201 предполагая, что хетты Хаттузы рассматривали
Инар их собственная божественность. Фолькерт Хаас утверждал, основываясь на названии, что Инар
Для возможной ранней анатолийской традиции КИ.Фестиваль ЛАМ, см. Kryszat 2004: 21 f. кто
предполагает связь между названием фестиваля и рыночной площадью {аккадский МАДЖРУМ
= КИ.ЛАМ), который упоминается в древнеассирийском тексте в связи с церемониями сиккет.
Празднуется в Кейнсе.
Каммкнхубер 1976a; 1976-1980a; Хаас 1994a: 436ff.; Клингер 1996: 169ff. Ср. также Арчи
A: 13.
Певец 1983: 90ff. О роли Инара и процессии во время КИ.Фестиваль ЛАМ, смотрите также
Archi 1988a: 29ff.; 1993a: 4081 Для животных: Коллинз 1989: 298ff.; 2002a: 328 n. 70.
201 KU B 20.10+ i 17, ii 14, Neu 1980: 132 (№59); Mp 1983: 244; Йошида 1996: 67; KBo 21,70
i 24’, Йошида 1996: 122; KBo 17,83++ в 17’!, Йошида 1996: 142. Ср. также Йошида 1996:
328 (Ll ' 5 - ME ®iVesumc:ies/ LÜ f ME§) НАК мв Кании Сиß БЫТЬ/); Клингер 1996: 91 1601; Арчи 2004а:
С п. 4.
Древнехеттский период
Спутница, Хабандали(я), должна быть истолкована как лувийская богиня-пастух; Хаас
Рассматривает ее культ в Хаттусе как еще одно доказательство ранних конфликтов между лувийцами
|
И хаттианцы. ” В мифах Хапантали появляется рядом с лувийской богиней Кам-
Русепа (называемый Катахзип/вури в хаттской среде, см. также 3.2.4); 208 также в более поздней