Поселения в этом районе в обсуждаемый период (чел. комм. А. Шахнер).
Т. озгюк 1999: 106ff.; 2003: 133ff.
Ньютон — Кунихолм 2004: 167.
Старая Ассирийская Колония Пбриод
Период камм II в настоящее время датируется между 1974 и 1837 годами до н. э. (или е. 1958 и
Г. до н. э. в так называемой “пониженной” средней хронологии 120) на основе списков лимю, которые
показали, что эта фаза длилась 138 лет. "Конец второго уровня kämm имеет
Были отнесены к царствованию ассирийского царя Нарам-Сина на основании свидетельств
Последние засвидетельствованные буллы с именем этого короля, найденные на этом уровне. 2 Пробуждение
Города и Варума в начале периода Ib уровня, предположительно, изменит
возведение так называемого дворца Варсама (Warsama Sarayx) в 1832 году (+4/-7) до н. э., 123
Обычно датируется примерно 1800 годом до н. э. или 1785 годом до н. э. в “пониженной” средней хронологии,
Конец этого периода наступил примерно в 1720 году до н. э." "" Значительные архитектурные остатки от
Асемхейюк на озере Туз современен уровню Ib карума в Канесе.
Основные здания, дворец Сарикая и здание Хатиплер Тепеси, были
построен в том же году: 1774 (+4/-7) до н. э., 1 " 0
Подавляющее большинство каппадокийских табличек — записи ассирийских купцов, которые
Управлял торговыми колониями и станциями в крупнейших городах Центральной Анатолии во время
Первая четверть второго тысячелетия до н. э. - родом из Кюльтепе/Канеса, который был
В то время столица одного из важнейших государств региона. Эти
В текстах говорится о богах, которым поклонялись в Канесе, и, косвенно, о верованиях центральной Анатолии.
*
120 Мишель -■ Кочер 1997-2000; Мишель 2002; ср. также Блох 2008; Пружинский 2006; Веенхоф 2007.
Веенхоф 2003.
.122 Özkan 1993.
123 T. Özgü<? 1999: 79ff.; 2003: 120ff. О дате строительства дворца Варсама см.
Ньютон -• Кумхолм 2004: 168.
124 Cf. Günbatti 2008: 118.
Ньютон — Кунихолм, 2004; 168.
Канезийские боги в свете каппадокийских табличек 27
Канезийские боги в свете каппадокийских табличек
Теофорические имена коренных жителей Кейнса указывают на то, что они поклоняются
Эд боги разного происхождения: лувийские, хеттские, хаттские, и, возможно, также из местного
(доиндоевропейский) Субстрат. ° Среди них есть боги бури- Хаттианский Тарн
И хеттская Тархуна, Инар (которая была богиней Хаттузы) вместе со своим другом
Паниен Хаба(н)тали (см. 3.1.1), священная гора Даха(я), связанная с Зипом-
Ланда, река Накилият, божества Хеста, Хузия и Тамесиет, каппадокийские
и горы Киззуватней Лифрса, Сарпа " и Тутлялия, лувийский бог Солнца
Тивад, бог Санта и богиня Ала, которым поклонялись в одной и той же культурной среде, и
группа божеств, упоминающихся в более поздних хеттских текстах среди канеситских богов (см. Ниже):
Ханабана ‘Прабабушка', Перува (Пирва), фьялки ‘Зерно', Асит, Илали(я) и
Хазамил (Хасам(м)или). 128
Ассирийцы поклонялись своим собственным богам. В их социальном взаимодействии с
Анатолийцы они оставались открытыми и взаимно уважали поклонение богам разных народов-
Общины. Договоры между ассирийцами и анатолийцами, часто заключавшиеся до
Правитель, привыкший призывать как Ассура, так и местное божество в качестве богов-свидетелей.
Пантеон ассирийцев, живших в Канесе, ничем не отличался от известного
Из Ассирии. Божества, наиболее часто упоминаемые в текстах, следующие: Ассур, Сторни-
Бог Адад, богиня Истар, бог Луны Син, Амуррум,' ’' Энум, Эа и Ва
Рнк; реже Ассуритум, Белум и богиня Ишара. Эти божества должны
Были святыни в Канесе и других ассирийских колониях в Анатолии. Это был тот самый
126 Гетце 1953; 1954; Ларош 1966a: 28111,, 298ff.; ср. также Попко 1995a: 55, О (до)индо*
Европейский. Субстраты в Анатолии, см. Carruba 1983 с референтами. Ср. также один интересный
Речь на неизвестном языке в конце ритуала женщины Анны из Каплавии, КУБ
12.44 + КБо 27.108 iii 31ff. (Haas 1988d: 141 n. 64; Хаттер 2003: 250), что показывает, что
Нижние земли были заселены не только лувийцами, но и другими народами, также во времена
О Хеттской империи.
Арисама Даг близ деревни Эмиргази, ср. Хокинг 2006: 57f. Для горы Сарпа. видеть
Форланини 1987; Ломбард! 1998.
Я хотел бы поблагодарить доктора Гвидо Крышата за предоставление мне списка личных имен на старом
Ассирийские тексты из Анатолии.
Hirsch 1972.
130 Kryszat 2006b; см. также Beauneu 2005. Однако, согласно Крышату (2006b: 53), „es ist unklar,
Ob “Amurrum” hier (i.e. in Old Assyrian texts) wirklich aus gleicher Sicht gesehen, wird, wie
etwa in den südmesopotamischen Quellen.”
2С
Древнеазиатский Голоний период
Хамрум у ворот храма Ассура в Канесе, где проводились суды и
Официальный Да тлис, взятый на меч бога кальтед сугарриа'ум или патрум.
Местный пантеон канеситов не может быть полностью реконструирован из-за ограниченного
Характер сохранившихся документов, в основном торговых договоров ассирийских купцов,