Пример 2. Спущенный игрок жалуется




В четвертом туре игрок 11 получил второй спуск. Ему надо показать, что его спаривание выполнено правильно! Вот ситуация перед жеребьёвкой:

Игрок Очки История цвета История спусков-подъёмов История соперников

WBB 6 2 5

WBW 9 11 10

11 1,0 BWB ↓ 5 3 2

10 0,0 WBB 4 7 3

Игрок 12 здесь является "спущенным игроком" (то есть, игроком, загруженным из предыдущей группы), и поэтому группа (12,3,11) неоднородная. Теперь также понадобится история спущенных и поднятых игроков (которая редко нужна в ранних турах). Здесь видно, что игрока 11 спустили. Кстати, эта группа, конечно, должна дать спущенного игрока, потому что количество игроков нечётное.

Спаривание неоднородных групп строится в два этапа. На первом этапе выполняется спаривание спущенных игроков, которое представляет собой частичное спаривание, содержащее спущенных игроков (или, по крайней мере, как можно больше из них). На втором этапе вариант завершается парами, содержащими только резидентов (т.е., игроков, принадлежащих к очковой группе); а затем, только после того, как вариант завершён, оцениваем его в целом.

Первый этап на самом деле очень прост: он начинается, как обычно, с подготовки подгрупп, рассмотрения преимуществ цвета и статуса спуска-подъёма для каждого игрока: S1=[12W], S2=[3Bb, 11Ww↓] (B, W - абсолютные преимущества цвета), а затем спаривания его обычным способом. Разница лишь в том, что в подгруппу S1 включается не половина игроков, как это было бы в однородной группе, а все спущенные игроки, которых необходимо спарить.

Первое возможное спаривание спущенных игроков содержит пару 12-3. Оставшиеся игроки (здесь у нас только один!) составляют остаток {11Ww↓}, который надо спарить на втором этапе. С тремя игроками можно создать только одну пару; следовательно, остаток не даст никаких пар вообще, а вариант (который создаётся объединением пары из спущенного игрока, пары из спаривания остатка и возможных спущенных игроков) представляет собой 12-3, 11↓.

Теперь надо оценить этот вариант, т.е., проверить его соответствие каждому из соответствующих критериев жеребьёвки. Легко проверяется, что этот вариант соответствует всем критериям жеребьёвки, кроме C.12 (сведение к минимуму количество игроков, которые получают тот же самый спуск, что и в предыдущем туре). Следовательно, вариант возможен, но не идеален – назовем его " временно лучшим ” (или "чемпионом"). Поэтому сохраняем его и переходим к поиску чего-то лучшего, но, если нет ничего лучшего, возвратимся к нему и используем в качестве “спариваемого”.

Для получения следующего варианта применяем перестановку (есть только одна), получая S2=[11Ww↓, 3Bb], которая даёт вариант 12-11, 3↓. Этот вариант возможен, и поэтому он оценивается, но только для того, чтобы узнать, что он не соответствует критерию C.10 (свести к минимуму количество игроков, которые не получают преимущества цвета). Теперь надо сравнить нынешний временно лучший вариант с этим новым вариантом: у последнего невыполнение критерия C.10, в то время как у первого невыполнение критерия C.12. Поскольку C.10 важнее C.12, отбрасываем новый вариант и сохраняем старый временно лучший.

Теперь перестановок больше нет, но надо продолжать искать идеальный вариант или использовать все возможные варианты. Следующим шагом было бы попробовать обмен между подгруппой S1 и подвешенными игроками (что означает попытку изменить спаривание спущенных игроков), но спаривания спущенных игроков больше нет.

Последней попыткой является уменьшение количества спущенных игроков до пары. На практике это означает, что игрок 12 присоединяется к подвешенным игрокам, от которых он не может помочь и спускается снова, и игроки 11-3 спариваются между собой. В однородной группе подобный обмен был бы возможен, но здесь игрок 12 это спущенный игрок! Это означает, что его очки выше, чем у резидентов, что делает его спущенным и приводит к ухудшению разности очков, и, следовательно, к невыполнению критерия C.6 (свести к минимуму разность очков в жеребьёвке), который более важен, чем критерии C.10 и и C.12. Таким образом, и этот вариант отбрасывается.

В итоге исчерпаны все возможные пары, но идеальный вариант не найден. Следовательно, надо выбрать “менее несовершенный", которым, конечно, является текущий временно лучший вариант, содержащий игрока 11 в качестве спущенного.

 

Пример 3

Третий пример довольно типичный, и всё-таки не сложный, но он определённо требует некоторого терпения. В четвёртом туре в двухочковой группе содержится только один игрок, который будет спущен в следующую группу:

Игрок Очки История цвета История спусков-подъёмов История соперников

4 2,0 BWB 10 5 1

2 1,5 BWW8 12 11

BWB 12 8 9

BWB 1 10 8

WBW 2 6 7

BWW 3 1 6

WBB 6 2 5

3 1,0 WBW 9 11 10

11 1,0 BWB5 3 2

Игрок 4 является спущенным игроком. Игрок 2 только что поднят (кстати, то же самое справедливо и для игрока 4, но это можно игнорировать, потому что этот игрок точно не будет подниматься сейчас), и его предполагается спустить (опять же, потому что число игроков нечётное). Четыре игрока ожидают белый цвет, а три - чёрный, поэтому можно сформировать три пары, не игнорируя преимущество цвета (x=0).

Как всегда, сначала выполняем спаривание спущенных игроков, затем комплектуем вариант парами, содержащими только резидентов, и, наконец, оцениваем его.

Сначала подготавливаются подгруппы, отмечая преимущество цвета и статус спуска-подъёма каждого игрока: S1=[4Ww], S2=[2B↑, 6Ww, 7Ww, 8Bb, 9B, 12W]. Первое возможное спаривание спущенных игроков содержит пару 4-2. Остальные игроки составляют остаток {6Ww, 7Ww, 8Bb, 9B, 12W}, который будем спаривать на втором этапе. Ещё раз разделим игроков (остатка) на две подгруппы: S1R=[6Ww, 7Ww], S2R=[8Bb, 9B, 12W], таким образом получив оставшиеся пары варианта в виде 6-8, 7-9, 12↓. Теперь надо оценить вариант, что невозможно, потому что игроки 6 и 8 уже играли друг с другом в предыдущем туре.

Сразу отбрасываем вариант и приступаем к перестановке в остатке, т.е. в подгруппе S2R. Однако можно заметить, что игрок 6 уже встречался со всеми игроками в подгруппе S2R, и поэтому никакая перестановка вообще не может дать возможную пару. Поэтому станем "умными" и шагнём вперёд, чтобы попробовать обмен резидентами, а именно, обмен игроками между подгруппами S1R и S2R.

Первый такой обмен между игроками 7 (нижний в подгруппе S1R) и 8 (верхний в подгруппе S2R) даёт новые подгруппы S1R=[6Ww, 8Bb] и S2R=[7Ww, 9B, 12W]. Это даёт возможный вариант 4-2, 6-7, 8-9, 12 ↓, который можно, по крайней мере, оценить. Первым делом убедимся, что выбранный спущенным игрок 12 может быть спарен в следующей группе (критерий С.7), и видим, что здесь проблем нет. Не учитываются два преимущества цвета, поэтому дважды не выполняется критерий C.10. Кроме того, игрок 2 поднимается уже второй раз подряд, так что не выполняется также и критерий С.13. Заключаем, что вариант возможный, но, как обычно, неидеальный, сохраняем его как временно лучший и приступаем к поиску чего-то лучшего.

Чтобы найти следующий вариант, применяем перестановку и получаем S2R=[7Ww, 12W, 9B]. В результате вариант (4-2, 6-7, 12-8, 9 ↓) имеет одно невыполнение критерия С.10 и одно - критерия С.13. Однако, это лучше, чем у предыдущего варианта, так что сохраняем этого и отбрасываем второго, но продолжаем искать идеального.

Любая другая перестановка даёт невозможные варианты (вспомним, что пары 6-9 и 6-12 запрещены), поэтому теперь надо пробовать следующий обмен резидентами, который даёт S1R=[6Ww, 9B], S2R=[7Ww, 8Bb, 12W]. Единственный возможный вариант, который ещё не пробовали, это (после перестановки) 4-2, 6-7, 12-9, 8 ↓, но легко проверить, что он не лучше, чем текущий чемпион, поэтому отбрасываем его и сохраняем последний.

Затем надо продолжить изучение всех обменов и перестановок, один за другим, но уже можно подозревать, что это будет долгая и утомительная работа... К счастью, можно избежать некоторых бесполезных усилий и сэкономить драгоценное время, изучив остаток {6Ww, 7Ww, 8Bb, 9B, 12W} “умным” способом. Ключ лежит у игрока 6: поскольку он уже играл с игроками 8, 9 и 12. Единственным возможным вариантом, содержащим игрока 6, является пара 6-7, которая даёт невыполнение критерия C.10. Однако, если сделать игрока 6 спущенным, можно построить пары 7-9, 12-8, пренебрегая несоблюдением преимуществ цвета совсем (обратите внимание, что пары 7-8, 12-9 дали бы невозможный вариант, потому что игроки 7 и 8 уже встречались друг с другом). Это приводит к тому, что вариант 4-2, 7-9, 12-8, 6 ↓ содержит только одно невыполнение критерия C.13, и поэтому он становится новым временно лучшим.

Это лучшее, что можно сделать с текущим спариванием спущенных игроков; тем не менее, это не идеальный вариант, поэтому наши поиски не закончены... Следующий шаг - поиск лучшего спаривания спущенных игроков; поэтому начнем снова с исходных подгрупп: S 1=[4 Ww], S2=[2B↑, 6Ww, 7Ww, 8Bb, 9B, 12W].

Можно заметить, что есть одно несоблюдение критерия C.13, потому что игрок 4 был спарен с игроком 2, поднятым в предыдущем туре. Чтобы получить лучшее спаривание, нужно спарить игрока 4 с кем-нибудь ещё, и для этого требуется одна или несколько перестановок в подгруппе S2, что на практике означает попытку спарить игрока 4 с каждым членом подгруппы S2 по очереди. Тем не менее, у пар 4-6 и 4-7, хотя и возможных, имеется (по крайней мере) одно невыполнение критерия C.10. Поэтому ни один вариант, происходящий из этих пар спущенных игроков, не может быть лучше, чем текущий временно лучший, и рассматривать их нет смысла. Первое потенциально интересное и возможное спаривание - 4-8, которое даёт остаток {2B↑, 6Ww, 7Ww, 9B, 12W}.

Теперь рассматриваются только (возможные) варианты, которые лучше, чем временно лучшие (если таковые имеются), т.е. с идеальным соответствием цветов. Это возможно только после обмена игрока 6 на игрока 7: S1R=[2B↑, 7Ww], S2R=[6Ww, 9B, 12W], что даёт такой вариант: 4-8, 6-2, 7-9, 12 ↓. Его оценка показывает, что все критерии соблюдены (в частности, спускаемый игрок оптимизирует спаривание в следующей группе), и поэтому вариант, наконец, идеален! Сразу же выбираем его (отбрасывая теперь бесполезный предыдущий временно лучший) и переходим к выполнению заключительной проверки нулевого требования, которая (к счастью) оказывается успешной.

 

Пример 4

В этом последнем примере, взятом из пятого тура (после этого тура жеребьёвки становятся довольно сложными), игрок 7 получил “двойной спуск”. Давайте посмотрим, почему. На самом деле, эта жеребьёвка включает в себя последние три очковые группы и немного (но не очень) сложнее, чем предыдущие.

 

Игрок Очки История цвета История спусков-подъёмов История соперников

5 2,5 WBWW 11 4 12 1

BWBW 1 10 8 9

BWWB 3 1 6 7

6 1,5 BWBW 12 8 9 2

8 1,5 WBWB2 6 7 4

3 1,0 WBWB9 11 10 12

10 1,0 WBBW4 7 3 11

11 1,0 BWBB ↓↓ 5 3 2 10

 

Первая группа неоднородная, с игроком 5 в качестве спущенного игрока: [5B][7b, 9w] (w, b = слабые преимущества цвета). Эта группа легко спаривается: после перестановки игрок 5, который имеет абсолютное преимущество чёрного цвета, спаривается с единственным искателем белого цвета, которым является игрок 9, в то время как игрок 7 спускается. В следующей группе игрок 7 совместим, поэтому критерий С.7 удовлетворен, фактически все соответствующие критерии соблюдены, поэтому вариант идеален.

Однако, прежде чем перейти к следующей очковой группе, надо доказать, что остальные игроки, вместе со спущенным игроком, составляют по крайней мере одну возможную пару (в ранних турах обычно можно опустить эту проверку, так как она практически всегда удовлетворяется, но не сейчас!). Важно понимать, что при выполнении этой проверки не ищется “спаривание”. Требуется показать, что для оставшихся игроков существует по крайней мере одна пара, и качество этой пары не важно ни в коей мере, так как само её существование является доказательством того, что жеребьёвка тура может быть завершена, и поэтому не нужно будет возвращаться в эту группу снова. Действительно, например, можно спарить 7-11, 6-10, 8-3.

Теперь перейдем к следующей группе, а именно [7b][6b, 8w↑]. Легко доказать, что эта группа не даёт идеального варианта; в конце концов, приходится согласиться на (окончательное) временно лучшее: 6-7, 8 ↓. Однако остальные игроки, это теперь {8, 3, 10, 11}, не могут быть спарены, и поэтому нулевое требование не соблюдается.

Надо перезапустить текущую группу [7b][6b, 8w↑], которая становится предпоследней группой спаривания (ПГС). Эта группа теперь подчиняется новому и особому правилу: она должна давать спущенных игроков, необходимых для спаривания остальных игроков. Все оставшиеся игроки помещаются в большой “плавильный котёл”, который называется специальной свёрнутой очковой группой (ССОГ). Таким образом, эта специальная очковая группа может содержать игроков с разными очками (и это обычно так, хотя здесь этого не происходит) и вместе со спущенными игроками из ПГС образует свёрнутую последнюю группу (ПСГ).

Действительно, игроки 3, 10 и 11 несовместимы друг с другом, и чтобы завершить спаривание, по-видимому, нужны три спущенных игрока, по одному для каждого из них. ПГС содержит только трёх игроков, следовательно, из ПГС получаем нулевые пары (что иногда является совершенно правильным спариванием) и отправляем трёх необходимых спущенных игроков в ПСГ.

Теперь необходимо провести спаривание в ПСГ. Она содержит игроков с разными очками, поэтому, в целом, надо обратить внимание на разность очков спаривания (РОС). Для этого объявим также очки игроков в группе {(2.0) 7b, (1.5) 6b, (1.5) 8w↑, (1.0) 3w↑, (1.0) 10b↑, (1.0) 11W↓↓ }.

Для этой группы надо найти наилучшее спаривание. Это может показаться трудной задачей, но на самом деле большинство возможных вариантов являются неудовлетворительными, потому что многие игроки уже играли друг с другом (конечно, это более или менее обычно в ПСГ). Поэтому удовлетворительных пар сравнительно немного, и обычно лучшая стратегия заключается в том, чтобы просто оценить их все и применить “ метод решета спаривания ”. В данном случае, игрок 7 уже играл с игроками 8 и 10. Кроме того, он не может быть спарен с игроком 6, потому что в этом случае не будут спарены остальные игроки. Таким образом, налицо только четыре варианта, отвечающих критериям C.1 - C.5. Теперь первый критерий для проверки С.6, о сведении к минимуму РОС (см. С.04.3.A.8 в Правилах швейцарской системы ФИДЕ):

 

7 - 3, 6 - 10, 8 - 11 РОС={1.0, 0.5, 0.5}

7 - 3, 6 - 11, 8 - 10 РОС={1.0, 0.5, 0.5}

7 - 11, 6 - 10, 8 - 3 РОС={1.0, 0.5, 0.5}

7 - 11, 6 - 3, 8 - 10 РОС={1.0, 0.5, 0.5}

Как видно, все варианты имеют одинаковую РОС, и, конечно же, это не случайно: поскольку в ССОГ не содержались игроки с различными очками, все пары с резидентами этой группы должны иметь одинаковую разность очков. Теперь критерии C.7, C.8 и C.9 не применяются, поэтому переходим к критерию C.10 для проверки соответствия цветов.

1. 7b - 3w, 6b - 10b, 8w - 11W

2. 7b - 3w, 6b - 11W, 8w - 10b

3. 7b - 11W, 6b - 10b, 8w - 3w

4. 7b - 11W, 6b - 3w, 8w - 10b

И первый, и третий варианты содержат два игнорируемых преимуществ цвета, поэтому отбрасываем их и сохраняем второй и четвертый варианты, которые идеально соответствуют цвету.

1. 7b-3w↑, 6b-11W*, 8w↑-10b↑

2. 7b-11W*, 6b-3w↑, 8w↑-10b↑

Сильных преимуществ цвета нет, поэтому критерий C.11 не применяется. Поскольку ожидаемых спущенных игроков нет, критерий С.12 также не применяется. Приступаем к критерию С.13, проверке относительно повторного подъёма: первый вариант не соблюдает критерий в паре 3-7, а второй вариант - в паре 3-6. Поскольку случаи невыполнения критерия равны, варианты всё ещё «связаны», и надо продолжать. Пропускаем критерии С.14, С15 и С.16 (они не актуальны) и рассмотрим критерий С.17 (свести к минимуму разность очков игроков, которые получают такой же подъём, как и в предыдущем туре). Наконец, есть разница: у первого варианта разность очков игрока, который получает второй подъём подряд, и это игрок 3, составляет 1,0; у второго варианта, разность очков игрока, который получает второй подъём подряд, и это кстати опять игрок 3, составляет 0,5. Следовательно, у первого варианта значение невыполнения этого критерия больше. Поэтому он тоже отбрасывается, и, наконец, остаётся единственный выживший вариант с требуемым спариванием: 11-7, 3-6, 8-10.

 

Заключение

Надеемся, что эти примеры помогут изучить новые Правила швейцарской (голландской) системы ФИДЕ. Настоятельно рекомендуем всем интересующимся этим вопросом посетить веб-страницу Комиссии систем и программ жеребьёвки ФИДЕ.

(https://pairings.fide.com).


 

В02. ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГЕ ФИДЕ

Утверждено в 1982 г. Генеральной Ассамблеей с поправками, внесенными Генеральными Ассамблеями с 1984 по 2016 гг., вступило в силу с 1 июля 2017 г.

 

Статья 0: Введение

Партия, сыгранная за доской, будет обсчитана ФИДЕ, если она проведена в соревновании, зарегистрированном в ФИДЕ, и соответствует всем следующим требованиям.

0.1 Генеральная Ассамблея может изменить следующие правила по рекомендации Квалификационной Комиссии. Любые такие изменения вступают в силу с 1 июля года, следующего за годом решения Генеральной Ассамблеи. Такие изменения будут применяться к турнирам, начатым с этой даты или после нее.

 

0.2 Турниры, которые будут обсчитываться, должны быть предварительно зарегистрированы федерацией, которая будет нести ответственность за представление результатов и рейтинговых сборов. Турнир и его игровое расписание должны быть зарегистрированы за одну неделю до начала турнира. Председатель Квалификационной Комиссии может отказать в регистрации турнира. Он может также разрешить провести обсчёт турнира, даже если он был зарегистрирован менее чем за неделю до начала турнира. Турниры, в которых возможно выполнение норм для присвоения званий, должны быть зарегистрированы за 30 дней до начала.

 

0.3 Все арбитры в рейтинговом турнире ФИДЕ должны иметь лицензию ФИДЕ, в противном случае турнир не будет обсчитываться.

 

0.4 Обо всех официальных соревнованиях ФИДЕ и континентальных соревнованиях должны представляться турнирные отчёты, которые будут обсчитываться. Главный Арбитр несёт ответственность за представленные результаты.

 

0.5 ФИДЕ оставляет за собой право не обсчитывать конкретный турнир. Организатор соревнования имеет право обратиться в Квалификационную Комиссию с апелляцией. Такая апелляция должна быть подана в течение семи дней с даты сообщения о решении.

 

Статья 1: Рейтинг игры

1.1 Для того чтобы партия была обсчитана, каждый игрок должен иметь следующее минимальное время на выполнение всех ходов, при этом предполагается, что игра длится 60 ходов.

Если, по крайней мере, один из игроков в турнире имеет рейтинг 2200 или выше, это время для каждого игрока должно быть минимум 120 минут.

Если, по крайней мере, один из игроков в турнире имеет рейтинг 1600 или выше, это время для каждого игрока должно быть минимум 90 минут.

Если все игроки в турнире имеют рейтинг ниже 1600, это время для каждого игрока должно быть минимум 60 минут.

Предположим, что в группе игроков с рейтингом ниже 2200 есть один игрок с рейтингом 2210. Обсчитываться не будут только партии этого игрока с более высоким рейтингом.

 

1.2 Для партий, в которых задаётся определённое количество ходов до первого контроля времени, это количество ходов должно быть равным 40.

1.3. Для того, чтобы партия была обсчитана в рейтинг-листе рапид, каждый игрок должен иметь контроль времени более 10 минут, но меньше 60 минут.

1.4. Для того, чтобы игра была обсчитана в рейтинг-листе блиц, каждый игрок должен иметь контроль времени не менее пяти, но не более десяти минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: