1. Начальное условие
В своем нынешнем описании бакинский ускоренный метод применим для турниров, которые длятся девять и более туров и в которых используется стандартная система очков (одно очко за победу, половина очка за ничью).
2. Разделение начальных групп
Перед первым туром список игроков, который будет правильно отсортирован, должен быть разделён на две группы, GA и GB.
Первая группа (GA) должна содержать первую половину игроков, округлённую вверх до ближайшего чётного числа. Вторая группа (GB) должна содержать всех оставшихся игроков.
Например, если в турнире участвует 161 игрок, то ближайшим чётным числом, составляющим первую половину игроков (то есть 80,5), является 82. Формула 2 * Q (2 х Q), где Q - количество игроков, делённое на 4 и округлённое вверх, может быть полезна при вычислении такого числа, которое, помимо количества игроков группы GA, также является номером жеребьёвки последнего игрока группы GA. |
3. Позднее вступление в турнир
Если есть вступление в турнир после первого тура, эти игроки должны быть вставлены в список для жеребьёвки в соответствии со Статьёй C.04.2.B/C (Стартовый список/ Позднее вступление в турнир).
Последний игрок группы GA должен быть тем же, как и в предыдущем туре.
Примечание 1: В таких случаях номер жеребьёвки последнего игрока группы GA может отличаться от номера, заданного в соответствии с Правилом 2. Примечание 2: После первого тура в группе GA может быть нечётное количество игроков. |
4. Виртуальные очки
Перед жеребьёвкой первых трёх тypов всем игрокам в группе GA присваивается количество очков (так называемые виртуальные очки), равное 1.
Перед жеребьёвкой четвертого и пятого тура эти виртуальные очки уменьшаются до 0,5.
|
Следовательно, после того, как сыгран пятый тур, ни игрокам группы GA, ни никакому другому игроку никакие виртуальные очки не даются. |
5. Очки жеребьёвки
Очки игрока, используемые в жеребьёвке, (т.е. значение, используемое для создания очковых групп и их внутренней сортировки) определяются суммой его очков в турнирной таблице и присвоенных ему виртуальных очков.
Одобренные ФИДЕ программы компьютерной жеребьёвки турниров по швейцарской системе:
https://pairings.fide.com/approved‐programs.html
Некоторые примеры (голландский) жеребьёвки ФИДЕ
с использованием швейцарских правил Баку 2016
На конгрессе ФИДЕ 2016 г. в Баку были утверждены новые правила швейцарской (голландской) системы ФИДЕ. Правила были тщательно переписаны, и теперь их гораздо легче понять и использовать. Теперь пришло время начать применять их на практике, поэтому давайте вместе рассмотрим некоторые примеры жеребьёвок. Начнем с очень простого и перейдем к ситуациям, которые немного сложнее. Однако, прежде чем читать примеры, настоятельно рекомендуется внимательно прочитать новые правила, которые можно найти (вместе с более интересным материалом о жеребьёвках) на веб-странице Комиссии систем и программам жеребьёвки https://pairings.fide.com.
Все представленные здесь примеры взяты из одного турнира, таблица которого приведена ниже.
Старт. ИМЯ Рейтинг Очки | 1 2 3 4 5 6 7 8 9
№ |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Alice 2600 6.5 | +W7 +B9 =W4 +B5 =W12 =W2 -B3 +B10 +W6
2 Bob 2550 6.0 | =B8 -W12 +W11 +B6 +W4 =B1 =B5 +W9 =B3
3 Charline 2500 5.0 | -W9 -B11 +W10 -B12 +W6 +B8 +W1 =B4 =W2
|
4 David 2450 6.0 | +B10 =W5 =B1 +W8 -B2 +W9 +B12 =W3 =B7
5 Eleanor 2400 4.5 | +W11 =B4 +W12 -W1 -B9 =B7 =W2 =B8 =W10
6 Frank 2350 4.0 | =B12 =W8 =B9 -W2 -B3 +B10 =W7 +W11 -B1
7 Gale 2300 4.0 | -B1 +W10 =B8 =W9 -B11 =W5 =B6 =W12 =W4
8 Hans 2250 4.0 | =W2 =B6 =W7 -B4 -W10 -W3 +B11 =W5 +B12
9 Isabelle 2200 4.0 | +B3 -W1 =W6 =B7 +W5 -B4 =W10 -B2 =B11
10 Jack 2150 3.0 | -W4 -B7 -B3 +W11 +B8 -W6 =B9 -W1 =B5
11 Karima 2100 3.0 | -B5 +W3 -B2 -B10 +W7 =B12 -W8 -B6 =W9
12 Leonard 2050 4.0 | =W6 +B2 -B5 +W3 =B1 =W11 -W4 =B7 -W8
Пример 1. Самые основы
Во втором туре первая очковая группа:
Игрок Очки История цвета История соперников
1 1,0 B 7
4 1,0 W 10
5 1,0 B 11
9 1,0 W 3
Чтобы создать пару, надо сначала определить преимущество цвета игроков и разделить группу на подгруппы: S1=[1W, 4B] и S2=[5W, 9B] (B, W - сильные преимущества цвета). Теперь спариваем первого игрока подгруппы S1 с первым из подгруппы S2, второго со вторым и так далее, как обычно, получаем пары 1-5, 4-9, которые теперь надо оценить по всем критериям жеребьёвки.
Этот вариант является возможным (что означает, что он соответствует всем соответствующим абсолютным критериям), и поэтому он не отбрасывается сразу; но это, тем не менее, определённо плохое спаривание, поскольку игнорируются два преимущества цвета, в то время как можно бы (и поэтому надо) игнорировать нулевое преимущество. На языке спаривания говорят, что у этого варианта цена невыполнения критерия C.10 равна двум (С.10 говорит о необходимости сведения к минимуму количества игнорируемых преимуществ цвета). Следовательно, временно сохраняем этот вариант (он всё ещё может быть использован, если не найдётся ничего лучше), но приступаем к поиску более достойного.
В поисках лучшего спаривания первым изменением всегда надо пробовать перестановку в подгруппе S2. В этой группе есть только одна возможность (правила проведения перестановок, а также обменов, см. в разделе D Голландских правил ФИДЕ), которая даёт S2=[9B, 5W]. Теперь вариант спаривания: 1-9, 5-4 и, оценивая его по критериям жеребьёвки, быстро понимаем, что он соответствует им всем – поэтому это идеальный вариант, который сразу же выбираем, тем самым завершая процесс спаривания группы.
|
Однако для его завершения требуется еще один шаг: надо проверить, что остаток игроков действительно может быть спарен – это неофициально называется “нулевым требованием”, а тест - “заключительной проверкой”. Невыполнение этого теста будет означать, что спаривание текущей группы не позволяет выполнить жеребьёвку всего тура. В таком случае вариант отбрасывается, и правила спаривания меняются, но только сейчас об этом не нужно беспокоиться, потому что в ранних турах каждый участник может быть спарен практически со всеми остальными, поэтому вероятность такого события практически равна нулю, и, по сути, заключительная проверка пройдена. Вернемся к этому вопросу позже.