ПРИМЕР ТУРНИРА ПО (ГОЛЛАНДСКОЙ) СИСТЕМЕ ФИДЕ С.04




(с бакинскими правилами 2016 г.)

Марио Хелд (член Комиссии систем и программ жеребьёвки ФИДЕ)

ВВЕДЕНИЕ

В помощь желающим улучшить свои знания о швейцарской (голландской) системе жеребьёвки ФИДЕ или познакомиться с ней поближе в этой главе приведён пошаговый пример процедуры жеребьёвки шеститурового швейцарского турнира с помощью этой системы.

Швейцарская (голландская) система жеребьёвки ФИДЕ, названная по её разработчику и организатору голландскому Международному Арбитру Герту Гессену, была принята ФИДЕ в 1992 г. Её правила кодифицированы в Руководстве ФИДЕ, доступному на www.fide.com.

Во время Конгресса ФИДЕ в Абу-Даби 2015 г., правила швейцарской (голландской) системы ФИДЕ были частично изменены и переработаны во избежание непонимания некоторых моментов и исправления некоторого специфического поведения в определённых ситуациях, чтобы таким образом получить лучшую жеребьёвку в некоторых случаях. На следующем Конгрессе в Баку 2016 г. швейцарские правила были полностью переработаны с целью сделать их понятнее и проще, но на этот раз без введения поведенческих изменений.

Подробнее об изменениях см. Протокол Конгресса Абу-Даби 2015 г. на сайте Комиссии швейцарских систем жеребьёвки и программ https://pairings.fide.com.

Для того чтобы следить за процессом в приведённом примере требуется только общее знание (голландской) системы ФИДЕ, но рекомендуется держать под рукой копию правил.

Теплая и искренняя благодарность Международному Арбитру Роберто Ричча за его ценную и терпеливую работу технического рецензента и множество полезных предложений.

Примечание: Чтобы помочь читателю, в тексте содержится много ссылок на соответствующие нормативные акты. Эти ссылки на литературу печатаются курсивом в квадратных скобках “[ ]", например, ссылка C.04.2:B.1] относится к Руководству ФИДЕ, Книга C: "Общие правила и рекомендации для турниров", Регламент 04: ”Швейцарские правила ФИДЕ“, Раздел 2: ”Общие правила обработки", пункт (B), пункт (1). Поскольку значительная часть ссылок будет сделана на раздел C.04.3: "(Голландская) система ФИДЕ", ссылка просто указывает на соответствующую статью или подраздел, например, [А.7.B] означает пункт (b) статьи (7) раздела (A) этих Правил. Все правила можно загрузить с веб-сайта ФИДЕ (www.fide.com).
2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Предварительный этап турнира состоит в основном в подготовке списка участников. Для этого отсортируем всех игроков в порядке убывания очков, рейтинга ФИДЕ и званий ФИДЕ [C.04.2:B]. Игроки, имеющие одинаковые очки, рейтинги и звания обычно сортируются в алфавитном порядке, если только регламентом турнира явно непредусмотрен другой порядок сортировки.

Конечно, в начале турнира все игроки имеют ноль очков, если не используется ускоренная жеребьёвка. Звания ФИДЕ в порядке понижения GM, IM, WGM, FM, WIM, CM, WFM и WCM, далее все игроки, не имеющие звания [C.04.2:B.3.b].

Здесь возникает первая проблема. Голландская система ФИДЕ принадлежит к группе швейцарских систем с контролируемым рейтингом. Это означает, что результаты жеребьёвки очень сильно зависят от рейтинга игроков; следовательно, чтобы получить надлежащую жеребьёвку тура, рейтинги игроков должны быть правильными, т.е., они должны правильно представлять силу каждого игрока. В связи с этим Правила требуют тщательно проверять все рейтинги, и если игрок не имеет рейтинга, делать оценку по возможности точнее [C.04.2:B.1]. Если игрок имеет национальный рейтинг, но не имеет рейтинг ФИДЕ, можно преобразовать национальный рейтинг в эквивалентное значение, в некоторых случаях напрямую, в других - с помощью соответствующих формул. Если игрок не имеет никакого рейтинга, его сила, как правило, оценивается в соответствии с текущей практикой и национальными правилами.

"Швейцарские Системы с Контролируемым Рейтингом" принадлежат к более общему классу "Контролируемые (или Рассеиваемые) Швейцарские Системы", в которых начальный стартовый список не является случайным или определённым по жребию, а сортируется в соответствии с заданными правилами.

После подготовки списка, как указано выше, можно присвоить каждому игроку его стартовый номер, который на данном этапе является только предварительным. Если допускается подключение к турниру в последующих турах дополнительных игроков, необходимо будет пересортировать список и, следовательно, назначить новые и отличные от предварительного стартового номера [C.04.2: С.3].

Иногда игрок может быть зарегистрирован с неправильным рейтингом, который необходимо исправить (это также необходимо для обсчёта рейтинга). В таких случаях номера стартового списка могут быть переназначены, но только в первых трёх турах; начиная с четвёртого тура, номера стартового списка не изменяются, даже если данные игроков должны быть скорректированы [C.04.2:B.4].

В нашем турнире участвуют 14 игроков, правильно отсортированный в соответствии с [ C.04.2:B] список которых показан ниже.

Возможно, что из-за немного спорного (но тем не менее почти универсального) языкового соглашения, говорят, что игроки, которые стоят первыми в этом списке (игроки "более высокого ранга") имеют наивысшие стартовые номера, в общем, номер 1 выше, чем 14 … Это немного странно, но со временем это становится привычным.

Количество туров устанавливается регламентом турнира, и не может быть изменено после начала турнира. Заметим, что это число находится или должно быть в тесной связи с количеством игроков, потому что в турнире по швейцарской системе можно с достаточными основаниями определить победителя, только если количество игроков N меньше или в крайнем случае равно 2 в степени Т, где Т - количество туров: N ≤ 2T.

Стартовый номер Игрок Звание Рей-тинг
  Алиса GM  
  Бруно IM  
  Карла WGM  
  Давид FM  
  Элоиза WIM  
  Финн FM  
  Джорджия FM  
  Кевин FM  
  Луиза WIM  
  Марко CM  
  Ненси WFM  
  Оскар -  
  Патриция -  
  Роберт -  
       

Как правило, каждый дополнительный тур позволяет правильно определить ещё одно место в итоговой таблице: например, при 7 турах можно определить сильнейшего игрока (и, следовательно, игрока, который заслуживает того, чтобы выиграть) в лучшем случае среди 128 игроков, в то время как второе место можно правильно выбрать только среди 64 игроков, и третье место – только, если в лучшем случае будет 32 игрока*. Таким образом, обычно рекомендуется проводить на один или два тура больше теоретического минимума: например, для турнира с 50 игроками 8 туров являются достаточными, 7 – приемлемыми, тогда как, строго говоря, турнир с 6 турами (которые являются "едва достаточным минимумом" по отношению к количеству игроков) был бы нежелательным**.

* Это верно только если игрок самого высокого ранга заканчивает каждую игру победителем. На практике появляются такие различные результаты, как ничьи, штрафы и так далее, которые изменяют ситуацию. ** Конечно, это всего лишь теоретическая точка зрения. На практике многие турниры состоят из 5 туров, потому что это лучшее, что можно предложить на выходные дни. Таким образом, определение игроков, которые закончат турнир в выигрышных позициях итоговой турнирной таблицы должно быть возложено на тай-брейк, который поэтому должен быть выбран с особой тщательностью.

Предварительный этап заканчивается возможной подготовкой "карточек для жеребьёвки", очень полезного подспорья для проведения ручной жеребьёвки. Они являются своего рода персональной карточкой, заголовок которой содержит персональные данные игрока (ФИО, дату и место рождения, ID, звание, рейтинг и возможно дополнительные полезные данные) и, конечно, номер жеребьёвки игрока. Таблица карточки состоит из набора строк, по одной для каждого тура, в которых записываются все результаты жеребьёвки [соперник, цвет фигур, статус (подъём/спуск)], результат игры и набранные очки, коэффициент прогресса. Карточки могут быть изготовлены различными

(GM) MANZONI Alessandro 2650  
ITA 251260 ID 123456/ FIDE 890123
Тур Соперник Цвет Статус Рез-т Очки
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

способами, при условии, что их можно легко читать и использовать. Типичный пример карточки показан выше.

Основным преимуществом карточек для жеребьёвки является то, что можно разложить их на столе, легко и быстро сортируя их по рангу, перекладывая и спаривая их. Во всяком случае в настоящее время реальное использование карточек для жеребьёвки стало довольно редким, потому что от арбитра очень редко требуется проводить жеребьёвку вручную с нуля, но не редкость, когда несчастливый игрок просит подробно объяснить её, так что арбитр должен оправдать уже сделанную жеребьёвку (как правило, выполненную с помощью компьютерной программы). После небольшой практики такое объяснение можно дать непосредственно по турнирной таблице, которая в данном случае должна содержать все необходимые данные, почти такие же, как на карточках для жеребьёвки.

Теперь по жребию назначим начальный цвет [см. Раздел Е]. Этим определяется назначение цвета в первом туре всем игрокам [A.6.d, E.5]. После этого можно, наконец, начать жеребьёвку первого тура. Предположим, что маленький ребёнок, не участвующий в турнире, вытащил начальный цвет белый.

Некоторые арбитры, неверно истолковывая жребий, назначают цвет по своему усмотрению. Следует подчеркнуть, что Правила явно требуют определять цвет жребием (что, кстати, может быть центром хорошей церемонии открытия).

ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ТУРА

В системе Дубова и в голландской швейцарской системе правила подготовки первого тура описаны несколько отличающимися способами, но результаты жеребьёвки всегда одинаковы. Далее список участников, упорядоченный как описано выше, разделяется на две подгруппы S1 и S2; первая включает в себя первую половину списка участников, округлённую вниз, тогда как вторая включает в себя вторую половину списка, округлённую вверх [A.6]:

Когда количество игроков нечётное, в подгруппе S2 будет на одного игрока больше, чем в подгруппе S1.
{ S1 = [ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]
S2 = [ 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]
Поскольку для жеребьёвки имена несущественны, отныне будем указывать только собственные номера жеребьёвки игроков.

Теперь спариваем первого игрока из S1 с первым игроком из S2, второго из S1 со вторым из S2 и так далее, получая таким образом (неупорядоченные) пары {1-8, 2-9, 3-10, 4-11, 5-12, 6-13, 7-14}. Так как это первый тур, и если нет какой-то особенной причины поступить иначе*, то прекращаем жеребьёвку, тогда для завершения процесса жеребьёвки теперь надо просто присвоить каждому игроку соответствующий цвет фигур.

* Например, в определённых соревнованиях могут быть особые правила или причины для того, чтобы исключить совсем или только в первом туре (первых турах) встречи игроков или команд из одной федерации или клуба, но, конечно, такие случаи обычно происходят только в крупных международных турнирах, чемпионатах, на Олимпиадах и так далее, в то время как в "нормальной" турнирной практике ничего подобного нет.

Так как ни один игрок не имеет преимущество цвета, всё распределение цвета регулируется в [E.5]. Следовательно, в каждой паре игрок более высокого ранга (который приходит из S1) получает начальный цвет, если его номер жеребьёвки нечётный, и получает противоположный цвет, если его номер жеребьёвки чётный. Таким образом, игроки 1, 3, 5 и 7 получат начальный цвет, который был выбран белым, в то время как игроки 2, 4, 6 получат цвет, противоположный начальному, чёрный.

Соперники каждого игрока из S1 получат по необходимости цвет, противоположный по отношению к своим оппонентам; таким образом, полное жеребьёвка будет иметь вид:

1: 1 ‐ 8 4: 11 ‐ 4 7: 7 ‐ 14

2: 9 ‐ 2 5: 5 ‐ 12

3: 3 ‐ 10 6: 13 ‐ 6

Перед публикацией жеребьёвки надо привести её в порядок [C.04.2:D.9] в соответствии со следующими критериями: 1) очки игрока более высокого ранга в паре, 2) сумма очков обоих игроков, 3) ранг игрока более высокого ранга согласно стартовому списку [C.04.2:B]. В подавляющем большинстве случаев голландская система ФИДЕ формирует жеребьёвку уже в правильном порядке (но всегда надо проверить).

Наконец жеребьёвка готова к публикации. Но до этого надо снова проверить её ещё раз с крайней тщательностью, так как опубликованная жеребьёвка не может быть изменена [C.04.2:D.10], за исключением случая, когда два игрока должны снова играть друг с другом.

См. также в связи с этим Руководство ФИДЕ 05: "Турнирные Правила ФИДЕ", Статья 7.4.

В случае ошибки (неправильный результат игры, игра неправильным цветом, неправильный рейтинг...) корректировка повлияет только на предстоящую жеребьёвку и только тогда, когда об ошибке сообщено к окончанию следующего тура, после которого она будет принята во внимание только с целью обсчёта рейтинга [C.04.2: D.8]. Это означает, что в таком случае турнирная таблица будет включать неправильный результат, как если бы он был правильным!

Обратите внимание, что это правило явно запрещает формирование новой жеребьёвки, о чём довольно часто просят игроки в случае ошибки.

Последнее, что нужно сделать (и это также может быть сделано в то время, когда все участники играют), это подготовить турнирную таблицу, в которой будет отображаться жеребьёвка и результаты каждого игрока. При отказе от использования карточек для жеребьёвки, как в нашем случае, таблица должна также содержать любую другую соответствующую информацию, необходимую для подготовки жеребьёвки следующих туров.

Для каждой партии необходимо указывать, по крайней мере, соперника, цвет фигур и результат - выбор символов для этого свободен, пока они понятны, однозначны и постоянны. Здесь каждая жеребьёвка отображается с помощью группы символов, состоящих из стартового номера соперника, следом за ним буква, обозначающая цвет фигур (B для "чёрных", W для "белых"); далее могут быть некоторые дополнительные "полезные" символы, и, наконец, результат игры ("+", "=" или "-", с очевидным значением).

Несыгранные партии обозначаются по разному, в зависимости от их природы: ОИВ обозначает освобождение от игры при жеребьёвке (bye), (за которое в результате тура указывается 1 очко, “Выигрыш”), тогда как ОИН (в результате тура ½очка, “Ничья”) или ОИП (в результате тура 0 очков, «Поражение») указывает на объявленное освобождение от игры. В случае штрафа (а именно, запланированная партия не была сыграна), будет использоваться “+000” для присутствующего игрока и "-000" для отсутствующего. Так как здесь карточек для жеребьёвки нет, наша таблица будет также показывать набранные игроками очки, что поможет при жеребьёвке (а также при подготовке промежуточных турнирных таблиц).

После сбора результатов всех партий можно приступить к жеребьёвке следующего тура.

  1 (0.0) ‐ 8 (0.0) 1-0
  9 (0.0) ‐ 2 (0.0) 0-1
  3 (0.0) ‐ 10 (0.0) 1-0
  11 (0.0) ‐ 4 (0.0) 1/2-1/2
  5 (0.0) ‐ 12 (0.0) 1-0
  13 (0.0) ‐ 6 (0.0) 0-1
  7 (0.0) ‐ 14 (0.0) 1-0


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: