ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 1 глава




СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию к изданию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040104- Организация работы с молодежью

Екатеринбург 2006


УДК 316.346.32-053.6 (075.8) ББК 60.54я 73 В 55


Рецензенты: В.Г. Попов - доктор социологических наук, профессор, заведую­щий кафедрой социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы

Кафедра социологии Уральского государственного педагогического универси­тета.

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т.

В 55 Социология молодежи: учебник/ ЮР. Вишневский, В.Т. Шапко. Екатерин­бург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 430 С.

ISBN 5-321-00913-9

Учебник предназначен для студентов, изучающих социологию молодежи как обязательный федеральный компонент учебного плана по специальности 040104 - Организация работы с молодежью (ОПД. Ф.04). Книга может представлять инте­рес для социологов, юнологов, преподавателей гуманитарных наук, работников комитетов по делам молодежи и социальных служб по работе с молодежью, орга­низаторов молодежных общественных организаций, объединений и движений, для всех, кто интересуется социальными проблемами молодежи.

УДК 316.346.32-053.6 (075.8) БЬК60.54я73

ISBN 5-321 -00913-9 ©ГОУ ВПО Уральский государственный

технический университет-УПИ, 2006

© Авторы, 2006


■ВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - ОТРАСЛЕВАЯ

СОЦИОЛОГИЯ........................................................................................... 8

Тема 1. Отраслевые социологии в социологическом знании........................... 8

Гама 2. Специфика социологии молодежи............................................................ 7

РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ.......................................................................... 29

Тама 3. Молодежь как объект социологического исследования...................... 29

Тома 4. Социализация и адаптация - системное качество молодежи............. 53

Гама 5. Молодежь: поколенческий подход Молодежь в системе

межпоколенческих отношений................................................................. 72

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

МОЛОДЕЖИ........................................................ 91

1ама6 Становление социологии молодежи.......................................................... 93

Тема 7. Субкультурный период в зарубежной социологии молодежи......... 108

Тема 8 Молодежный протест конца 1960-х годов и концепция

«контркультуры»......................................................................................... 129

Тема 9. Стилевой период в зарубежной социологии молодежи.................... 152

1«ма 10 Отечественная социология молодежи в 1960-1990-е годы............... 175

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.............................................. 190

Г яма 11. Социальное самочувствие как индикатор социального

развития молодежи.................................................................................. 192

Гаме 12. Динамика ценностных ориентации российской молодежи.............. 216

Тама 13. Молодежь России и образование........................................................... 252

1ема 14. Молодежь в сфере экономики.................................................................. 289

[ема 15. Молодой россиянин - становление гражданина.................................. 315

Тема 16. Молодой россиянин - становление семьянина.................................... 346

Тама 17 Молодой россиянин - становление человека культурного................ 374

1пма 18. Социальные девиации в молодежной среде....................................... 410

Заключение.................................................................................................................... 429


ЛШМЛ ВВЕДЕНИЕ

^л\МгЛ Чеповечество вступило в новое тысячелетие Тем актуальнее
^^^ сегодня изучение социальных проблем молодежи, которая всегда

ассоциировалась с будущим, с перспективами социального развития, В условиях, когда динамика социальных изменений стремительно возрастает, «сегодняшние дети, - по оценке американской исследовательницы М Мид, - вырастают в мире, которого не знали старшие». Это противоречие актуализирует проблему «отцы и дети», взаимоотношения поколений - конфликт или преемственность? Ученые, политики, педагоги, социологи, психологи по-разному отвечали на этот вопрос: от надписи над входом в молодежный павильон Всемирной выставки 1967 года в Монреале. «Взрослые правят миром, но их власть оспаривается; молодежь в оп­позиции» - до наблюдений социолога ПА. Сорокина: «Отцы были копией дедов, дети - отцов»: между ними «устанавливалось большее или меньшее сходство; сходство языка, верований, обычаев, уклада, словом, сходство поведения»,

Проблема молодежи, межпоколенческих отношений - одна из важных проблем общества и социальных наук. Акцент на социальных проблемах молодежи опре­делил социологический характер учебного пособия, его содержание, угол зре­ния, отбор материалов и характер их анализа Социальная проблематика моло­дежи рассматривается в книге в трех ракурсах:

• теоретический - выявление специфики социологии молодежи как отраслевой социологии, изучающей жизнь и культуру особой социально-демографической группы;

• исторический - анализ процесса становления и развития зарубежной и оте­чественной социологии молодежи, динамики ее социокультурных ориентации;

• актуальный - обобщение результатов социологических исследований совре­менной российской молодежи.

В современном мире, в условиях растущей глобализации молодежные про­блемы приобретают все более отчетливо выраженный общепоколенческий харак­тер. Вместе с тем социокультурные особенности каждой страны накладывают су­щественный отпечаток на специфику проявления этих общих проблем. Поэтому естественно, что акцент в учебнике сделан на анализ социальных проблем рос­сийской молодежи

Российский опыт последних лет явственно показал: одна из главных предпо­сылок недостаточной эффективности реформ - узость социальной базы их прове­дения, в том числе - отторжение от их реализации значительной массы молоде-


5 ми Между тем история свидетельствует, реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодых При этом важно понимать: молодежь, как Иметил немецкий социолог К Манхейм, по природе своей не прогрессивна и не консервативна, она - всего лишь сила, готовая к любому начинанию. «Задача ис-иподователей состоит в том, - писал он, - чтобы рассказать, что общество может дм и. молодежи и что может ожидать общество от молодежи (скрытого ресурса)» Именно такой - ресурсный - подход к молодежи является наиболее перспектив­ным в дальнейшем развитии социологии молодежи.

Авторы учебника стремились выразить сзое видение молодежных проблем. подвести некоторые итоги своих многолетних исследований. Обобщающий харак-шр и широкий исторический диапазон пособия определили необходимость обра-1И1ься к достаточно большому числу теоретических работ и эмпирических иссле­дований отечественных и зарубежных социологов, чье теоретическое осмысле­ния этих проблем, да и методические подходы к их изучению далеко не всегда совпадали с нашим. В этом есть позитивный момент - такой подход позволяет полнее обеспечить объективность анализа, реализовать установку на понимание: молодежь сегодня - другая; у нее иные условия жизни, иные ценностные ориен-тяции, установки; она становится все более разнообразной2.

Сегодня социология молодежи наряду с научно-исследовательским статусом «тновится и учебной дисциплиной, освоение которой является важной предпо­сылкой профессионапьной деятельности специалистов по работе с молодежью, I шкальных менеджеров и социальных педагогов, социальных работников и всех, ми работает с детьми, подростками, молодыми людьми. Специфика жанра книги предъявляет требования к изложению материала Здесь читатель найдет и по­становку теоретических проблем, и фактические данные, и результаты конкретно-ооциологических исследований. Но есть и вопросы, и проблемные ситуации для размышления, и практические задания. В этом - существенное отличие учебника in монографий по социологии молодежи или докладов о положении молодежи,

1 Мйносйм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.451,

' Мы считаем плодотворным и обращение к работам, где паже ставится пол вопрос основной для авторов -
нроЛлгмный подход к молодежи (молодежь проблема; самое главное в социологии молодежи - туче-
НИ ii решение социальных проблем молодежи). Так, в весьма содержательной работе ЕЛ. Омельченко (Мо-
.... „.м, Открытый вопрос. Ульяновск, 2004) третий раздел, посвященный основным ориентирам социоло­
гии молодежи в современных условиях, озаглавлен «От проблемного конструкта молодежного вопроса - к

....... и ty молодежной повседневности». Не отвергая акцента автора на реализацию и в социологии молодежи

пенных методов (вообще в споре «количественников» и «качесгвенников» в нашей социологии нам пин»е идея их взаимодополнительности, хотя наши собственные практики - в основном количественные. тле опросы, изучение молодежного общественного мнения), уверены, что потенциал «проблемного ИМ грукта» (особенно - в современной отечественной социологии молодежи) крайне далек от исчерпания.


6

научных отчетов по результатам социологических исследований. Данный учебник

- логическое продолжение работы авторов по подготовке учебных пособий по со­
циологии молодежи. Одновременно он один из немногих учебников отечествен­
ных авторов по данной отраслевой социологии1

Учебник соответствует Государственному стандарту по специальности 040104

- Организация работы с молодежью. Социология молодежи является учебной
дисциплиной, освоение которой - важная предпосылка более глубокого и целост­
ного понимания основных социальных проблем и тенденций развития современ­
ной молодежи.

Целью изучения дисциплины - социология молодежи - является более глу­бокое понимание молодежи как социокультурной группы, ее социокультурных про­блем. Дисциплина посвящена изучению социальной жизни молодежи в различ­ных ее проявлениях. Задачи курса:

• Выявить специфику социологии молодежи как отраслевой социологической теории среднего уровня; познакомить с историей и основными этапами становле­ния и развития социологии молодежи.

• Рассмотреть особенности молодежи как социокультурной группы, определить внутреннюю стратификационную структуру молодежи.

• Научить студентов выявлять и анализировать социальные проблемы и проти­воречия в молодежной среде, в межпоколенческих отношениях.

• Конкретизировать общие навыки социологического исследования примени­тельно к исследованиям молодежи, мониторингов состояния молодежной среды. Показать роль социологических исследований как важного инструмента сбора, обобщения и анализа информации, необходимой для работы с молодежью.

Освоение курса должно помочь:

• получить представление о социологии молодежи как части социологического знания, о ее становлении и развитии, месте в системе социологии;

• получить более глубокое понимание молодежи как социокультурной и соци­ально-демографической группы, ее биопсихосоциальных особенностях, месте и

1 Социология молодежи: учебное пособие' Научи, рел. В.Т. Лисовский. Кн.1-3. М., 1995; Вишневский ЮР.. Шапко В.Т. Социология молодежи: Учеб. пособие. Екатеринбург - 11, Тагил. 1995; Социология молодежи: Учебник /Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.,1996; Семенова ВВ. Социология молодежи // Социология в России. М„ 1996. С.323-344; Ковалева А.И.. Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999; Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000; Волков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Пол ред. проф. Ю.Г Волкова. Ростов а Д.,2001; Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра соииол. наук, проф., чл.-кор. РАН В.Н. Кузнецова. М., 2005.


роли в современном обществе;

• познакомиться с основными проблемами социальной жизни молодежи;

• изучить особенности процесса социализации современной российской молоде­жи и ее актуальную культуру,

• овладеть навыками работы с молодежными сообществами (по месту жительст­ва, учебы, работы, отдыха) и объединениями молодежи по интересам (лрофес-оиональными, творческими, спортивными); основами профилактики асоциальных иапоний в молодежной среде; способами оказания комплексных мер по поддерж­ки молодых семей; навыками научного и информационного обеспечения молоде­жи; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи, навыками взаи­модействия с неформальными группами молодежи;

• овладеть навыками дифференцированного подхода к различным группам и ка-инориям молодежи

«Проповеди не место в аудитории» М.Вебер.

Писать о молодежи людям старшего возраста трудно. Довлеют представле­ния, навеянные воспоминаниями о своей молодости. Не менее важно избегать назидательности и морализаторства1. И тут авторы солидарны с мнением класси­ка социологии М. Вебера в отношении обучения в целом: «Настоящий учитель ос-юрежется навязывать слушателю с кафедры какую либо позицию, будь то откровенно или

путем внушения»; ему следует стремиться к тому, «чтобы слушатель был в со-оюинии найти пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии по своими высшими идеалами». Именно на такое взаимопонимание со студента­ми. изучающими социологию молодежи, рассчитывают авторы.

Серьезная трудность (особенно - для учебника) - сочетать научность подхода о ясностью изложения. К этому авторы стремились. Удалось ли достичь этого, су-дин. читателю. Тем более, что эффективность использования учебного пособия «ааисит от того, удастся ли вовлечь читателей в диалог.

1 Одна из причин этих трудностей - реальное существование у многих студентов представлений: «что уче-ИЫФ ничего про молодежь не понимают, что молодежью «занимаются», в основном, взрослые люди» (<>м«льченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. С. 134). Но мы склонны соотносить это не с нфоОлематизаиией молодежи» во многих текстах но социологии молодежи (как автор указанной работы), а v ис лопаточной готовностью многих социологов-юнологов «опуститься» (или, скорее, «подняться»!) до мпиодгжного видения своих проблем, преодолеть назидз1сльность и морализаюрство. Многолетняя препо-■ п.ская практика по «Социологии молодежи» - в специализированной (будущим социологам, социаль­ным |»1богннкам) и общей (будущим инженерам, педагогам, менеджерам и т.д.) аудитории - убеждает нас, Ч1И студенты достаточно отзывчивы к такой готовности и такому преодолению Ориентации «молодежь могут изучать (и понимать?) только молодые социологи», «с молодыми Moiyr эффективно работать только молодые социальные работники» - или бесперспективны (окончание молодости потребует смены профес-i ин), или иллюзорны (в духе «буду вечно молодым»).


к

Ф

РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТЕМА 1. Отраслевые социологии в социологическом знании

Круг рассматриваемых проблем и понятий:

Специфика социологического знания. Общетеоретическое проблемное поле и особенности современной социологии. Основные парадигмы со­циологического познания. Структурные срезы социологии как науки. Объ­екты отраслевых социологии.

Что такое социология? В чем же смысл социологии? Что и как изучает эта нау­ка? Ориентиром (сравни: биология, геология и т.д.) может быть само название:

СОЦИОЛОГИЯ = СОЦИО (от лат. Societas/общество/) + ЛОГИЯ (от греч. «logos»
/слово, учение/) или СО ЦИО ЛОГИЯ = НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ __________________

Удачно определил социологию один из крупнейших социологов XX в. П.А. Со­рокин: «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». Социолог изучает человека в его социальном качестве - как личность, во всем многообразии ее потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностей. Лич­ность интересует социологию не в ее единичности, индивидуальности, а во взаимодействии с другими людьми, в различных социальных связях и отношени­ях. Речь идет о социальном типе - в типичных ситуациях и отношениях. Уже тут проявляется серьезное противоречие социального познания: изучая социальный тип личности, обобщая и абстрагируясь от многих конкретных проявлений ее жиз­недеятельности, важно не упустить «живого человека». Предметом социологии и выступает социальная жизнь - реальное многообразие видимых и невидимых, прямых и опосредованных социальных связей и отношений1.

Общесоциологическая парадигма «от человека» особенно важна в социологии молодежи. Она ориентирует на изучение ценностно-мотивационного компонен­та личности молодого человека, человека, вступившего в один из наиболее сложных, противоречивых и динамичных периодов его жизни - период социали­зации, взросления, достижения социальной зрелости. Акцент на стратегию «от человека...» тем более значим в обществе, преодолевающем авторитарные и тоталитарные традиции, идеологию и психологию «маленького человека», «винтика» государственной машины. Эта идеология накладывала отпечаток и на принципы воспитания молодежи. Молодые рассматривались в основном как

Направленность такого подхода удачно выражена в подзаголовке одного из американских учебников со­циологии «from man to society" {«от человека к обществу») (Acuff К c.a. From Man to Society. Ш., 1973)


9 объект воспитания - со стороны родителей, педагогов, взрослых, общества1.

Парадигма - это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному «сообществу» Т. Кун

Подчеркивая сегодня продуктивность понимания молодого человека как субъ­екта социальной жизни, социологи отражают серьезные изменения в посттотали-тарном обществе. Но нужно видеть и другое. Идеи свободы, самостоятельности, «•мвисимости и активности субъекта нельзя доводить до абсурда. Ведь их без-фаничность чревата индивидуализмом, асоциальным поведением, нарушением ооциальных норм, что порождает психологию вседозволенности, нигилистиче­ского отрицания социально значимых ценностей. Дело не только в разрушитель­ных социально-нравственных последствиях вседозволенности. Ошибочно выво­дит!. поведение человека, его мотивы и установки, его ценностные ориентации и интересы только из субъективных устремлений. За рамками анализа по сути дела •Отавтся социализирующее воздействие социокультурной среды2. Человек ис­кусственно вырывается из всей ткани реальной социальной жизни. Не случайно, в социологии наряду с антропоцентрист-оиой парадигмой (от человека к обще­ству) существует и противоположная -

еоциоцентристская парадигма (от общества к человеку). В основе ее - анализ Общества как социальной системы, различных сфер общественной жизни, их воз­действия на поведение человека.

1АДАНИЕ 1.1. Основатель социологии как науки О. Конт писал: «Не чело­вечество нужно объяснять, исходя из человека, а человека, исходи из чв-поеечоства». Не менее четкой была позиция другого известного пред­ставителя классической социологии Д.С. Милля: «Соединяясь в общест­во, люди не превращаются в нечто другое... и обладают лишь такими ееойствами, которые вытекают из законов природы отдельного челове­ка и могут быть к ним сведены». Соотнесите эти взгляды с антропо-центристской и социоцентристской парадигмами. Оцените обе парадиг­мы социологии, докажите, что обе они правомерны, но каждая из них - од­носторонняя. Почему в социологии были представлены обе парадигмы?

В современной социологии утверждается комплексный, интегративный под-"пд В рамках его преодолевается противопоставление человека и общества, подчеркивается их взаимодействие, взаимосвязь. Особое внимание уделяется характеру и механизму такого взаимодействия. У этого подхода есть объективные

|' пространенности такого подхода к молодежи и в американском обществе можно судить по оценкам

ргсра и Б. Бергер, которые отмечают, что молодых людей в современном обществе «часто призывают

•чнччм себя по возрасту»; «молодой человек в этом обществе подвергается воздействию бюрократического

нОряшнптсльного истемблишмента и болезненным конкурентным давлениям внутри него» (См.: Личностно-

- подчеркивает Дж. Масионис. Социализацию им соотносит с социальным опытом, «охватывающим всю жизнь», благодаря ему индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру». «Личность создается благодаря интернализации - или ус-ммнта нашего окружения» (Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.. 2004. С. 170).

прмштированная социология /пер. с англ. М, 2004. С.238). 1 'пы! социального общения: ключ к нашей человечности», -1


       
 
 
   

И

10 основания. Люди взаимодействуют, объединяясь в разнообразные общности, со­циальные группы. Их деятельность преимущественно приобретает организован­ные, институциональные формы. Общество реально - система взаимодейст­вующих и взаимосвязанных социальных общностей и институтов. Личность про­является через разнообразные социальные роли и позиции, которые выбирает или занимает в этих социальных общностях и институтах. И социология - не толь­ко наука о человеке или наука об обществе. Главное и специфичное для нее -анализ взаимодействия личности и общества через призму социальных общ­ностей и институтов. Она поэтому - наука о социальных общностях, механизмах их становления и развития. Взаимообусловленность личности и общества наибо­лее отчетливо проявляется в культуре. Она выступает мерой освоения челове­ком социального опыта разных поколений и мерой самореализации личности, развития ее творческого потенциала. В ней реализуется единство социализации и индивидуализации личности, социальных традиций и инноваций. Содержатель­но культура - система ценностей, главная из которых - сам человек, во всем бо­гатстве его проявлений. Функционально культура - система норм и регуляторов социального поведения.

—► Социальные институты социальные роли, позиции
Социальные общности социальные роли, позиции

06ЩЕС1ВО ЛИЧНОСТЬ— I ' ЛИЧН ОСТЬ

взаимодействие

I

КУЛЬТУРА

(нормы, ценности, традиции)

ОБЩЕСТВО

Рис. 1.1. Модель социального взаимодействия

ЗАДАНИЕ 1. 2. Шведский социолог П. Монсон образно представил три ос­новных способа видения социального мира в социологии1:

• общество = «парк с аллеями» (система с четкой структурой);

• общество = «множество лодок», направляемых - с помощью весел, ру­ля, паруса - людьми (система - совокупность действующих и взаимодей­ствующих субъектов);

общество - «лодка на аллеях парка» (интегративный подход). Оцените плодотворность стремления преодолеть ограниченность структурного и субъектного подходов, совместить их. С какими труд­ностями может столкнуться интегративный п одход? _______________________________________

Обобщая, можно определить теоретическое проблемное поле социологии

'См.: Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию: пер. со швед. М., 1995.


 

• самоопределение социологии как науки;

• историю ее становления и развития;

• анализ общества как системы;

• изучение социальной стратификации общества, социальных общностей, групп

И I IIIIOD,

» исследование социальных институтов, их функционирования;

• осмысление поведения личности в социокультурном контексте.
ЗАДАНИЕ 1.3. Как вы считаете: каким должно быть общетеоретическое
проблемное поле социологии молод ежи?
___________________________

Развитие социологии молодежи отражает теоретический поиск в социологии в

«Стабильность и изменение, интеграция и кон­фликт, функция и дисфункция, согласие и принуж­дение являются равно обоснованными аспектами любого вообразимого общества» А. Этциони,социолог. США. «Социологи отказались от прежних споров о приоритете тех или иных факторов в процессе со­ циальных изменений Так, вопрос о приемлемости теории экономического детерминизма ныне утратил значение реально еэжной проблемы. В принципе все факторы воздействующие на поведение лю­ дей, начиная от природной среды... через психо­ логические, экономические, политические, право­ вые факторы и кончая культурными факторами, заслуживают подробного рассмотрения. При этом многое зависит не только от конкретного случая, но и от характера рассматриваемой проблемы» ____________________ Т. Парсонс, социолог, США.

цепом, который - в свою очередь -, и* может быть плодотворным вне оощих изменений в методологии социального познания. Современ­ная научная парадигма связана с отказом от универсалий науки клас­сического периода. Рядом авторов она определяется как лостмодер-иистская. В социальном познании ми процессы (особенно в нашей

шраме) идут с отставанием по,_____

сравнению с естествознанием. Но знамение времени - ток между естествозна­нием и обществоведением идет в обоих направлениях. Смена парадигмы со­циального познания началась не сегодня, но во многом продолжает определять повременную познавательную ситуацию. Что же переосмысливается и подверга­ема критике? Во многих моделях социального развития в классической и совре­менной социологии - при всем их различии и даже противоположности - есть сов­падающие моменты.

• холизм - акцент на целостность, системность общества:

• детерминизм - выявление факторов, жестко определяющих поведение лю­дей, их социальное взаимодействие;

• монизм - абсолютизация одного из этих факторов;

• универсализм - уверенность в способности той или иной теории дать всеобъ­емлющее объяснение социальных явлений и процессов.

На смену им сегодня приходят иные объяснительные принципы. Прежде всего


12 это - многофакторные модели общества: ни один из факторов, ни одна из со­циальных теорий не могут с исчерпывающей полнотой объяснить характер и ди­намику социальной жизни. К такому выводу приходили и многие социологи, под­черкивавшие значимость одного или нескольких факторов Характерен пример поиска многофакторного подхода - идея Д.Белла об «осевых принципах».

ЗАДАНИЕ 1.4. Проанализируйте приведенные ниже положения Д. Беллой Оцените, какие выводы вытекают из данного подхода для социологии и социологии молодежи: «Я не верю, будто общества настолько органичны и интегрированы, что могут рассматриваться в качестве единой сис­темы». Экономика, социальная структура и культура «управляются раз­личными осевыми принципами». Для социальной структуры это - эконо-мизирование (распределение ресурсов в соответствии с принципами наименьшей стоимости, оптимизации, максимизации). Для современного государства - принцип участия. Для культуры - самовыражение и совер­шенствование личности. «Понятия «феодализм», «капитализм» и «со­циализм» представляют последовательный ряд концептуальных схем в марксистской системе, построенный вдоль оси, за которую приняты отношения собственности. Понятия доиндустриального, индустриаль­ного и постиндустриального обществ представляют собой концепту­альные ряды вдоль оси, за которую приняты производство и виды ис-\ пользуемого знания». «То, что происходит в западном обществе за по­следние 100 лет, является... усилением разделения между социальной структурой (экономикой, технологией и профессиональной системой) и культурой (символическим выражением значений), каждая из которых управляе тся иным осевым принципом».

Получили распространение и интегративные теории. Главная цель их - пре­одолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объясне­нии социальной жизни. Интересны попытки П. Бурдье (Франция), Э. Гидденса (Англия), Н. Лумана (ФРГ) и др. развить такие теории. По оценке Бурдье, «социо­логия сегодня полна ложных оппозиций» (противопоставлений) - «между теорети­ками и эмпириками, субъективистами и объективистами. Все эти оппозиции (а есть еще много других) кажутся мне совершенно фиктивными и совершенно опас­ными». Для Гидденса «проблема заключается в том, как должны быть определе­ны концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения». Целью своей теории «структурации» он счи­тает - положить конец одностороннему субъективизму «объяснительной» социо­логии и объективизму функционализма. Решение поставленных ими задач потре­бовало и переосмысления ключевых понятий социологии: социальное действие. поведение, структура, система, социальное пространство, общество и т.д. Так, Луман предложил разграничить понятие «общество» как «совокупности всего со­циального, социальных отношений, процессов, действий и коммуникаций» и «ин-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: