СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию к изданию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040104- Организация работы с молодежью
Екатеринбург 2006
УДК 316.346.32-053.6 (075.8) ББК 60.54я 73 В 55
Рецензенты: В.Г. Попов - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы
Кафедра социологии Уральского государственного педагогического университета.
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т.
В 55 Социология молодежи: учебник/ ЮР. Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 430 С.
ISBN 5-321-00913-9
Учебник предназначен для студентов, изучающих социологию молодежи как обязательный федеральный компонент учебного плана по специальности 040104 - Организация работы с молодежью (ОПД. Ф.04). Книга может представлять интерес для социологов, юнологов, преподавателей гуманитарных наук, работников комитетов по делам молодежи и социальных служб по работе с молодежью, организаторов молодежных общественных организаций, объединений и движений, для всех, кто интересуется социальными проблемами молодежи.
УДК 316.346.32-053.6 (075.8) БЬК60.54я73
ISBN 5-321 -00913-9 ©ГОУ ВПО Уральский государственный
технический университет-УПИ, 2006
© Авторы, 2006
■ВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - ОТРАСЛЕВАЯ
СОЦИОЛОГИЯ........................................................................................... 8
Тема 1. Отраслевые социологии в социологическом знании........................... 8
Гама 2. Специфика социологии молодежи............................................................ 7
|
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ.......................................................................... 29
Тама 3. Молодежь как объект социологического исследования...................... 29
Тома 4. Социализация и адаптация - системное качество молодежи............. 53
Гама 5. Молодежь: поколенческий подход Молодежь в системе
межпоколенческих отношений................................................................. 72
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
МОЛОДЕЖИ........................................................ 91
1ама6 Становление социологии молодежи.......................................................... 93
Тема 7. Субкультурный период в зарубежной социологии молодежи......... 108
Тема 8 Молодежный протест конца 1960-х годов и концепция
«контркультуры»......................................................................................... 129
Тема 9. Стилевой период в зарубежной социологии молодежи.................... 152
1«ма 10 Отечественная социология молодежи в 1960-1990-е годы............... 175
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.............................................. 190
Г яма 11. Социальное самочувствие как индикатор социального
развития молодежи.................................................................................. 192
Гаме 12. Динамика ценностных ориентации российской молодежи.............. 216
Тама 13. Молодежь России и образование........................................................... 252
1ема 14. Молодежь в сфере экономики.................................................................. 289
[ема 15. Молодой россиянин - становление гражданина.................................. 315
Тема 16. Молодой россиянин - становление семьянина.................................... 346
Тама 17 Молодой россиянин - становление человека культурного................ 374
1пма 18. Социальные девиации в молодежной среде....................................... 410
|
Заключение.................................................................................................................... 429
ЛШМЛ ВВЕДЕНИЕ
^л\МгЛ Чеповечество вступило в новое тысячелетие Тем актуальнее
^^^ сегодня изучение социальных проблем молодежи, которая всегда
ассоциировалась с будущим, с перспективами социального развития, В условиях, когда динамика социальных изменений стремительно возрастает, «сегодняшние дети, - по оценке американской исследовательницы М Мид, - вырастают в мире, которого не знали старшие». Это противоречие актуализирует проблему «отцы и дети», взаимоотношения поколений - конфликт или преемственность? Ученые, политики, педагоги, социологи, психологи по-разному отвечали на этот вопрос: от надписи над входом в молодежный павильон Всемирной выставки 1967 года в Монреале. «Взрослые правят миром, но их власть оспаривается; молодежь в оппозиции» - до наблюдений социолога ПА. Сорокина: «Отцы были копией дедов, дети - отцов»: между ними «устанавливалось большее или меньшее сходство; сходство языка, верований, обычаев, уклада, словом, сходство поведения»,
Проблема молодежи, межпоколенческих отношений - одна из важных проблем общества и социальных наук. Акцент на социальных проблемах молодежи определил социологический характер учебного пособия, его содержание, угол зрения, отбор материалов и характер их анализа Социальная проблематика молодежи рассматривается в книге в трех ракурсах:
• теоретический - выявление специфики социологии молодежи как отраслевой социологии, изучающей жизнь и культуру особой социально-демографической группы;
|
• исторический - анализ процесса становления и развития зарубежной и отечественной социологии молодежи, динамики ее социокультурных ориентации;
• актуальный - обобщение результатов социологических исследований современной российской молодежи.
В современном мире, в условиях растущей глобализации молодежные проблемы приобретают все более отчетливо выраженный общепоколенческий характер. Вместе с тем социокультурные особенности каждой страны накладывают существенный отпечаток на специфику проявления этих общих проблем. Поэтому естественно, что акцент в учебнике сделан на анализ социальных проблем российской молодежи
Российский опыт последних лет явственно показал: одна из главных предпосылок недостаточной эффективности реформ - узость социальной базы их проведения, в том числе - отторжение от их реализации значительной массы молоде-
5 ми Между тем история свидетельствует, реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодых При этом важно понимать: молодежь, как Иметил немецкий социолог К Манхейм, по природе своей не прогрессивна и не консервативна, она - всего лишь сила, готовая к любому начинанию. «Задача ис-иподователей состоит в том, - писал он, - чтобы рассказать, что общество может дм и. молодежи и что может ожидать общество от молодежи (скрытого ресурса)» Именно такой - ресурсный - подход к молодежи является наиболее перспективным в дальнейшем развитии социологии молодежи.
Авторы учебника стремились выразить сзое видение молодежных проблем. подвести некоторые итоги своих многолетних исследований. Обобщающий харак-шр и широкий исторический диапазон пособия определили необходимость обра-1И1ься к достаточно большому числу теоретических работ и эмпирических исследований отечественных и зарубежных социологов, чье теоретическое осмысления этих проблем, да и методические подходы к их изучению далеко не всегда совпадали с нашим. В этом есть позитивный момент - такой подход позволяет полнее обеспечить объективность анализа, реализовать установку на понимание: молодежь сегодня - другая; у нее иные условия жизни, иные ценностные ориен-тяции, установки; она становится все более разнообразной2.
Сегодня социология молодежи наряду с научно-исследовательским статусом «тновится и учебной дисциплиной, освоение которой является важной предпосылкой профессионапьной деятельности специалистов по работе с молодежью, I шкальных менеджеров и социальных педагогов, социальных работников и всех, ми работает с детьми, подростками, молодыми людьми. Специфика жанра книги предъявляет требования к изложению материала Здесь читатель найдет и постановку теоретических проблем, и фактические данные, и результаты конкретно-ооциологических исследований. Но есть и вопросы, и проблемные ситуации для размышления, и практические задания. В этом - существенное отличие учебника in монографий по социологии молодежи или докладов о положении молодежи,
1 Мйносйм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.451,
' Мы считаем плодотворным и обращение к работам, где паже ставится пол вопрос основной для авторов -
нроЛлгмный подход к молодежи (молодежь проблема; самое главное в социологии молодежи - туче-
НИ ii решение социальных проблем молодежи). Так, в весьма содержательной работе ЕЛ. Омельченко (Мо-
.... „.м, Открытый вопрос. Ульяновск, 2004) третий раздел, посвященный основным ориентирам социоло
гии молодежи в современных условиях, озаглавлен «От проблемного конструкта молодежного вопроса - к
....... и ty молодежной повседневности». Не отвергая акцента автора на реализацию и в социологии молодежи
пенных методов (вообще в споре «количественников» и «качесгвенников» в нашей социологии нам пин»е идея их взаимодополнительности, хотя наши собственные практики - в основном количественные. тле опросы, изучение молодежного общественного мнения), уверены, что потенциал «проблемного ИМ грукта» (особенно - в современной отечественной социологии молодежи) крайне далек от исчерпания.
6
научных отчетов по результатам социологических исследований. Данный учебник
- логическое продолжение работы авторов по подготовке учебных пособий по со
циологии молодежи. Одновременно он один из немногих учебников отечествен
ных авторов по данной отраслевой социологии1
Учебник соответствует Государственному стандарту по специальности 040104
- Организация работы с молодежью. Социология молодежи является учебной
дисциплиной, освоение которой - важная предпосылка более глубокого и целост
ного понимания основных социальных проблем и тенденций развития современ
ной молодежи.
Целью изучения дисциплины - социология молодежи - является более глубокое понимание молодежи как социокультурной группы, ее социокультурных проблем. Дисциплина посвящена изучению социальной жизни молодежи в различных ее проявлениях. Задачи курса:
• Выявить специфику социологии молодежи как отраслевой социологической теории среднего уровня; познакомить с историей и основными этапами становления и развития социологии молодежи.
• Рассмотреть особенности молодежи как социокультурной группы, определить внутреннюю стратификационную структуру молодежи.
• Научить студентов выявлять и анализировать социальные проблемы и противоречия в молодежной среде, в межпоколенческих отношениях.
• Конкретизировать общие навыки социологического исследования применительно к исследованиям молодежи, мониторингов состояния молодежной среды. Показать роль социологических исследований как важного инструмента сбора, обобщения и анализа информации, необходимой для работы с молодежью.
Освоение курса должно помочь:
• получить представление о социологии молодежи как части социологического знания, о ее становлении и развитии, месте в системе социологии;
• получить более глубокое понимание молодежи как социокультурной и социально-демографической группы, ее биопсихосоциальных особенностях, месте и
1 Социология молодежи: учебное пособие' Научи, рел. В.Т. Лисовский. Кн.1-3. М., 1995; Вишневский ЮР.. Шапко В.Т. Социология молодежи: Учеб. пособие. Екатеринбург - 11, Тагил. 1995; Социология молодежи: Учебник /Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.,1996; Семенова ВВ. Социология молодежи // Социология в России. М„ 1996. С.323-344; Ковалева А.И.. Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999; Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000; Волков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Пол ред. проф. Ю.Г Волкова. Ростов а Д.,2001; Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра соииол. наук, проф., чл.-кор. РАН В.Н. Кузнецова. М., 2005.
роли в современном обществе;
• познакомиться с основными проблемами социальной жизни молодежи;
• изучить особенности процесса социализации современной российской молодежи и ее актуальную культуру,
• овладеть навыками работы с молодежными сообществами (по месту жительства, учебы, работы, отдыха) и объединениями молодежи по интересам (лрофес-оиональными, творческими, спортивными); основами профилактики асоциальных иапоний в молодежной среде; способами оказания комплексных мер по поддержки молодых семей; навыками научного и информационного обеспечения молодежи; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи, навыками взаимодействия с неформальными группами молодежи;
• овладеть навыками дифференцированного подхода к различным группам и ка-инориям молодежи
«Проповеди не место в аудитории» М.Вебер. |
Писать о молодежи людям старшего возраста трудно. Довлеют представления, навеянные воспоминаниями о своей молодости. Не менее важно избегать назидательности и морализаторства1. И тут авторы солидарны с мнением классика социологии М. Вебера в отношении обучения в целом: «Настоящий учитель ос-юрежется навязывать слушателю с кафедры какую либо позицию, будь то откровенно или
путем внушения»; ему следует стремиться к тому, «чтобы слушатель был в со-оюинии найти пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии по своими высшими идеалами». Именно на такое взаимопонимание со студентами. изучающими социологию молодежи, рассчитывают авторы.
Серьезная трудность (особенно - для учебника) - сочетать научность подхода о ясностью изложения. К этому авторы стремились. Удалось ли достичь этого, су-дин. читателю. Тем более, что эффективность использования учебного пособия «ааисит от того, удастся ли вовлечь читателей в диалог.
1 Одна из причин этих трудностей - реальное существование у многих студентов представлений: «что уче-ИЫФ ничего про молодежь не понимают, что молодежью «занимаются», в основном, взрослые люди» (<>м«льченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. С. 134). Но мы склонны соотносить это не с нфоОлематизаиией молодежи» во многих текстах но социологии молодежи (как автор указанной работы), а v ис лопаточной готовностью многих социологов-юнологов «опуститься» (или, скорее, «подняться»!) до мпиодгжного видения своих проблем, преодолеть назидз1сльность и морализаюрство. Многолетняя препо-■ п.ская практика по «Социологии молодежи» - в специализированной (будущим социологам, социальным |»1богннкам) и общей (будущим инженерам, педагогам, менеджерам и т.д.) аудитории - убеждает нас, Ч1И студенты достаточно отзывчивы к такой готовности и такому преодолению Ориентации «молодежь могут изучать (и понимать?) только молодые социологи», «с молодыми Moiyr эффективно работать только молодые социальные работники» - или бесперспективны (окончание молодости потребует смены профес-i ин), или иллюзорны (в духе «буду вечно молодым»).
к
Ф |
РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТЕМА 1. Отраслевые социологии в социологическом знании
Круг рассматриваемых проблем и понятий:
Специфика социологического знания. Общетеоретическое проблемное поле и особенности современной социологии. Основные парадигмы социологического познания. Структурные срезы социологии как науки. Объекты отраслевых социологии.
Что такое социология? В чем же смысл социологии? Что и как изучает эта наука? Ориентиром (сравни: биология, геология и т.д.) может быть само название:
СОЦИОЛОГИЯ = СОЦИО (от лат. Societas/общество/) + ЛОГИЯ (от греч. «logos»
/слово, учение/) или СО ЦИО ЛОГИЯ = НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ __________________
Удачно определил социологию один из крупнейших социологов XX в. П.А. Сорокин: «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». Социолог изучает человека в его социальном качестве - как личность, во всем многообразии ее потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностей. Личность интересует социологию не в ее единичности, индивидуальности, а во взаимодействии с другими людьми, в различных социальных связях и отношениях. Речь идет о социальном типе - в типичных ситуациях и отношениях. Уже тут проявляется серьезное противоречие социального познания: изучая социальный тип личности, обобщая и абстрагируясь от многих конкретных проявлений ее жизнедеятельности, важно не упустить «живого человека». Предметом социологии и выступает социальная жизнь - реальное многообразие видимых и невидимых, прямых и опосредованных социальных связей и отношений1.
Общесоциологическая парадигма «от человека» особенно важна в социологии молодежи. Она ориентирует на изучение ценностно-мотивационного компонента личности молодого человека, человека, вступившего в один из наиболее сложных, противоречивых и динамичных периодов его жизни - период социализации, взросления, достижения социальной зрелости. Акцент на стратегию «от человека...» тем более значим в обществе, преодолевающем авторитарные и тоталитарные традиции, идеологию и психологию «маленького человека», «винтика» государственной машины. Эта идеология накладывала отпечаток и на принципы воспитания молодежи. Молодые рассматривались в основном как
Направленность такого подхода удачно выражена в подзаголовке одного из американских учебников социологии «from man to society" {«от человека к обществу») (Acuff К c.a. From Man to Society. Ш., 1973)
9 объект воспитания - со стороны родителей, педагогов, взрослых, общества1.
Парадигма - это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному «сообществу» Т. Кун |
Подчеркивая сегодня продуктивность понимания молодого человека как субъекта социальной жизни, социологи отражают серьезные изменения в посттотали-тарном обществе. Но нужно видеть и другое. Идеи свободы, самостоятельности, «•мвисимости и активности субъекта нельзя доводить до абсурда. Ведь их без-фаничность чревата индивидуализмом, асоциальным поведением, нарушением ооциальных норм, что порождает психологию вседозволенности, нигилистического отрицания социально значимых ценностей. Дело не только в разрушительных социально-нравственных последствиях вседозволенности. Ошибочно выводит!. поведение человека, его мотивы и установки, его ценностные ориентации и интересы только из субъективных устремлений. За рамками анализа по сути дела •Отавтся социализирующее воздействие социокультурной среды2. Человек искусственно вырывается из всей ткани реальной социальной жизни. Не случайно, в социологии наряду с антропоцентрист-оиой парадигмой (от человека к обществу) существует и противоположная -
еоциоцентристская парадигма (от общества к человеку). В основе ее - анализ Общества как социальной системы, различных сфер общественной жизни, их воздействия на поведение человека.
1АДАНИЕ 1.1. Основатель социологии как науки О. Конт писал: «Не человечество нужно объяснять, исходя из человека, а человека, исходи из чв-поеечоства». Не менее четкой была позиция другого известного представителя классической социологии Д.С. Милля: «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое... и обладают лишь такими ееойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Соотнесите эти взгляды с антропо-центристской и социоцентристской парадигмами. Оцените обе парадигмы социологии, докажите, что обе они правомерны, но каждая из них - односторонняя. Почему в социологии были представлены обе парадигмы?
В современной социологии утверждается комплексный, интегративный под-"пд В рамках его преодолевается противопоставление человека и общества, подчеркивается их взаимодействие, взаимосвязь. Особое внимание уделяется характеру и механизму такого взаимодействия. У этого подхода есть объективные
|' пространенности такого подхода к молодежи и в американском обществе можно судить по оценкам
ргсра и Б. Бергер, которые отмечают, что молодых людей в современном обществе «часто призывают
•чнччм себя по возрасту»; «молодой человек в этом обществе подвергается воздействию бюрократического
нОряшнптсльного истемблишмента и болезненным конкурентным давлениям внутри него» (См.: Личностно-
- подчеркивает Дж. Масионис. Социализацию им соотносит с социальным опытом, «охватывающим всю жизнь», благодаря ему индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру». «Личность создается благодаря интернализации - или ус-ммнта нашего окружения» (Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.. 2004. С. 170). |
прмштированная социология /пер. с англ. М, 2004. С.238). 1 'пы! социального общения: ключ к нашей человечности», -1
И |
10 основания. Люди взаимодействуют, объединяясь в разнообразные общности, социальные группы. Их деятельность преимущественно приобретает организованные, институциональные формы. Общество реально - система взаимодействующих и взаимосвязанных социальных общностей и институтов. Личность проявляется через разнообразные социальные роли и позиции, которые выбирает или занимает в этих социальных общностях и институтах. И социология - не только наука о человеке или наука об обществе. Главное и специфичное для нее -анализ взаимодействия личности и общества через призму социальных общностей и институтов. Она поэтому - наука о социальных общностях, механизмах их становления и развития. Взаимообусловленность личности и общества наиболее отчетливо проявляется в культуре. Она выступает мерой освоения человеком социального опыта разных поколений и мерой самореализации личности, развития ее творческого потенциала. В ней реализуется единство социализации и индивидуализации личности, социальных традиций и инноваций. Содержательно культура - система ценностей, главная из которых - сам человек, во всем богатстве его проявлений. Функционально культура - система норм и регуляторов социального поведения.
—► Социальные институты социальные роли, позиции |
Социальные общности социальные роли, позиции |
06ЩЕС1ВО ЛИЧНОСТЬ— I ' ЛИЧН ОСТЬ
взаимодействие
I
КУЛЬТУРА
(нормы, ценности, традиции)
ОБЩЕСТВО
Рис. 1.1. Модель социального взаимодействия
ЗАДАНИЕ 1. 2. Шведский социолог П. Монсон образно представил три основных способа видения социального мира в социологии1:
• общество = «парк с аллеями» (система с четкой структурой);
• общество = «множество лодок», направляемых - с помощью весел, руля, паруса - людьми (система - совокупность действующих и взаимодействующих субъектов);
• общество - «лодка на аллеях парка» (интегративный подход). Оцените плодотворность стремления преодолеть ограниченность структурного и субъектного подходов, совместить их. С какими трудностями может столкнуться интегративный п одход? _______________________________________
Обобщая, можно определить теоретическое проблемное поле социологии
'См.: Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию: пер. со швед. М., 1995.
• самоопределение социологии как науки;
• историю ее становления и развития;
• анализ общества как системы;
• изучение социальной стратификации общества, социальных общностей, групп
И I IIIIOD,
» исследование социальных институтов, их функционирования;
• осмысление поведения личности в социокультурном контексте.
ЗАДАНИЕ 1.3. Как вы считаете: каким должно быть общетеоретическое
проблемное поле социологии молод ежи? ___________________________
Развитие социологии молодежи отражает теоретический поиск в социологии в
«Стабильность и изменение, интеграция и конфликт, функция и дисфункция, согласие и принуждение являются равно обоснованными аспектами любого вообразимого общества» А. Этциони,социолог. США. «Социологи отказались от прежних споров о приоритете тех или иных факторов в процессе со циальных изменений Так, вопрос о приемлемости теории экономического детерминизма ныне утратил значение реально еэжной проблемы. В принципе все факторы воздействующие на поведение лю дей, начиная от природной среды... через психо логические, экономические, политические, право вые факторы и кончая культурными факторами, заслуживают подробного рассмотрения. При этом многое зависит не только от конкретного случая, но и от характера рассматриваемой проблемы» ____________________ Т. Парсонс, социолог, США. |
цепом, который - в свою очередь -, и* может быть плодотворным вне оощих изменений в методологии социального познания. Современная научная парадигма связана с отказом от универсалий науки классического периода. Рядом авторов она определяется как лостмодер-иистская. В социальном познании ми процессы (особенно в нашей
шраме) идут с отставанием по,_____
сравнению с естествознанием. Но знамение времени - ток между естествознанием и обществоведением идет в обоих направлениях. Смена парадигмы социального познания началась не сегодня, но во многом продолжает определять повременную познавательную ситуацию. Что же переосмысливается и подвергаема критике? Во многих моделях социального развития в классической и современной социологии - при всем их различии и даже противоположности - есть совпадающие моменты.
• холизм - акцент на целостность, системность общества:
• детерминизм - выявление факторов, жестко определяющих поведение людей, их социальное взаимодействие;
• монизм - абсолютизация одного из этих факторов;
• универсализм - уверенность в способности той или иной теории дать всеобъемлющее объяснение социальных явлений и процессов.
На смену им сегодня приходят иные объяснительные принципы. Прежде всего
12 это - многофакторные модели общества: ни один из факторов, ни одна из социальных теорий не могут с исчерпывающей полнотой объяснить характер и динамику социальной жизни. К такому выводу приходили и многие социологи, подчеркивавшие значимость одного или нескольких факторов Характерен пример поиска многофакторного подхода - идея Д.Белла об «осевых принципах».
ЗАДАНИЕ 1.4. Проанализируйте приведенные ниже положения Д. Беллой Оцените, какие выводы вытекают из данного подхода для социологии и социологии молодежи: «Я не верю, будто общества настолько органичны и интегрированы, что могут рассматриваться в качестве единой системы». Экономика, социальная структура и культура «управляются различными осевыми принципами». Для социальной структуры это - эконо-мизирование (распределение ресурсов в соответствии с принципами наименьшей стоимости, оптимизации, максимизации). Для современного государства - принцип участия. Для культуры - самовыражение и совершенствование личности. «Понятия «феодализм», «капитализм» и «социализм» представляют последовательный ряд концептуальных схем в марксистской системе, построенный вдоль оси, за которую приняты отношения собственности. Понятия доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ представляют собой концептуальные ряды вдоль оси, за которую приняты производство и виды ис-\ пользуемого знания». «То, что происходит в западном обществе за последние 100 лет, является... усилением разделения между социальной структурой (экономикой, технологией и профессиональной системой) и культурой (символическим выражением значений), каждая из которых управляе тся иным осевым принципом».
Получили распространение и интегративные теории. Главная цель их - преодолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объяснении социальной жизни. Интересны попытки П. Бурдье (Франция), Э. Гидденса (Англия), Н. Лумана (ФРГ) и др. развить такие теории. По оценке Бурдье, «социология сегодня полна ложных оппозиций» (противопоставлений) - «между теоретиками и эмпириками, субъективистами и объективистами. Все эти оппозиции (а есть еще много других) кажутся мне совершенно фиктивными и совершенно опасными». Для Гидденса «проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения». Целью своей теории «структурации» он считает - положить конец одностороннему субъективизму «объяснительной» социологии и объективизму функционализма. Решение поставленных ими задач потребовало и переосмысления ключевых понятий социологии: социальное действие. поведение, структура, система, социальное пространство, общество и т.д. Так, Луман предложил разграничить понятие «общество» как «совокупности всего социального, социальных отношений, процессов, действий и коммуникаций» и «ин-