ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 5 глава




Дин социологии молодежи определение возрастных границ данной группы -исходный момент анализа. Необходим целостный взгляд на молодежь с 10чки зрения системного подхода. Границы молодежного возраста отражают про-НИаушьность, растянутость во времени периода решения тех или иных задач •Оциализации. В то же время процессуальность дискретна, имеет этапы, ста­ции Это и выступает основой возрастной стратификации, т.е. «системы органи-ищии и 1,-|имодействия возрастных слоев (страт)». Возрастные классификации и

имние различных возрастных групп внутри молодежи разнообразны. Imhu'ihm позиция:

14-16 лет - подростковый возраст 16-25 лет- юность

16-17 - ранняя

18-20-средняя

21-25-старшая М-30 лет - предвзрослость

11редставляется правомерным использование как критерия возрастной страти-фиищии типа жизненной ситуации. В федеральном исследовании «Молодежь России, три жизненные ситуации»(1997 г.) были выделены три молодежных жиз-


46 ненных рубежа: юность - 17 лет; возраст стартовых ожиданий - 24 года; первы этап самостоятельной жизни - 31 год. На этой основе в рамках молодежи был выделены три возрастные группы, когорты с разными историческими условиями социальными ситуациями на каждом из этих жизненных этапов1:

• младшая - когорта 15-17-летних молодых людей, которая может условно рас­сматриваться как практически «чистая постсоветская» генерация;

• средняя - 18-24-летние, своего рода «переходный возраст» от юности к тому состоянию, которое можно обозначить как «молодые взрослые». Старшие из этой группы еще были пионерами и комсомольцами, они хорошо помнят свое совет­ское детство, но неоднозначно к нему относятся, находятся в стадии становления, обучения, выстраивания перспектив и жизненных сценариев на будущее;

• старшая - 25-30-летние. Они уже принимают на себя удар всех последствий реформирования общества, и «держать удар» удается далеко не всем.

Возможна и иная дифференциация:

учащиеся = подростки + ранняя юность среди работающей молодежи 15-18 лет = подростки + ранняя юность

19-20 лет = средняя юность (выделяется особо в связи со службой юношей в армии) 21-22 + 23-25 лет = старшая юность (разграничение связано с различиями по

полу в создании семьи) _________________________________________________

Понятна условность таких классификаций. Но вместе с тем они позволяют

преодолеть затруднения социологов, когда, с одной стороны, верно выделяются социализация и социальный статус как системное качество молодежного возрас­та, а с другой - возникает необходимость однозначно замерить основные этапы их достижения Индивидуальность норм и ориентиров поведения молодых людей, различия в социальном поведении разных групп молодежи делают целесообраз­ным исследование молодежного образа жизни, молодежной культуры скорее по типологическим, чем по обобщающим признакам.

Серьезные исследовательские проблемы ожидают любого социолога, стре­мящегося определить ту или иную группу, общность. На примере изучения моло­дого поколения эти трудности особенно заметны. Действительно, как сочетать це­лостность поколения, его системное качество и многообразие свойств конкретных молодых людей, охватываемых этой общностью? Или иной аспект - как выделить это системное качество с учетом многообразия его конкретно-исторических про­явлений, как соотнести универсализм и историзм? Да и сама целостность моло-


рми может пониматься по-разному. О возможных при этом различиях говорит миничии в английском языке двух значений понятия «молодежь»:

• «YOUTH» (молодежь) - подчеркивает её единство, общность, однородность;

• «YOUNG PEOPLE» (буквально: «молодые люди») акцентирует внимание на Ш i том разнообразии составляющих молодежь (кок общность) людей

Попытки однозначно определить то или иное поколение - независимо от харак-|»1»а и обоснованности оценок - страдают узостью, одномерностью. Даже если удмюя перно выделить существенные, типичные черты конкретного поколения, '" поля зрения может остаться все многообразие позиций и ориентации со-тшощих его молодых людей и групп. Для отечественной социологии молоде­жи особенно важна сегодня переориентация: на смену преобладавшему подходу 1Минство = единообразие) должен прийти иной (единство в разнообразии).

Проблема соотношения единства и разнообразия, целостности и дифферен­циации молодежи является сегодня методологически одной из самых сложных и «огрых Действительно, а существует ли молодежь как целостность? 11А/1АНИЕ 2.7. А как на этот вопрос ответили бы вы?

1оли ваши ответы будут различаться, то это отразит реальное разнообразие щмиции в современной социологии молодежи. Представим некоторые из них:

мна из них представлена в размышлениях социолога Л.Н. Когана: «Проблемы ММлодажи требуют новых творческих подходов, отказа от старых шаблонов. Деся-i им* i ними у нас проповедовался миф о «моральном и политическом единстве мшщдпжи» Этот вывод и в 1960-1970-е гг. скрывал фактически растущую соци-|ую дифференциацию молодежи. Задумаемся, что же объединяет группу, именуемую «молодежью», сегодня? Возрастные, физиологические и социально -■ цинические качества? Бесспорно... Но сегодня дифференцирующие фак-Гары среди молодежи проявляются более весомо и зримо, чем интегри­рующие Я имею в виду, прежде всего, социальное происхождение, доход, как немого молодого человека, так и его родителей, политическую идентификацию, иПршование, социальные притязания и ценностные ориентации?»1 t Ьща радикальнее позиция социологов М. Байзермана, Д. Магнусона (США): • Мутна ли нам по-прежнему молодежь как социальная фаза?» По их мнению, иристическая и практическая стороны выделения молодежи в особую возрастную фану исчерпаны, и в новых условиях следует «научиться смотреть поверх


 


' Молодежь - 97: надежды и разочарования. М., I997. C.4-S.


Мпипцсио. будущее России. 4.1. Екатеринбург. 1996. С.5.


48 возраста на личность и человека»1.

• Близка к ним и позиция отечественного социолога СВ. Алещенка, который счи­тает, что молодежь - «это не объективно существующая реальность, а всего лишь социологическая концепция, искусственная психосоциальная конструк­ция, которая для каждого общества определяется по-разному в зависимости от экономических, культурных и социальных переменных»2.

• Высказываются и прямо противоположные мнения: «В молодежной среде уси­ливаются дифференцирующие факторы... Вместе с тем был и остается акту­альным целостный подход к изучению всего многообразия общих связей и за­кономерностей молодого поколения как органического субъекта развития общест­ва... Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных про­блем, дифференцированному подходу к молодежи как к внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе»3.

• Данную позицию конкретизируют ряд исследователей (А.И.Ковалева, ОН. Коз­лова, В.А. Луков и др.), соотнося целостность и интеграцию молодежи с общно­стью процесса социализации, статусно-ролевых позиций, самоидентифика­ции и задач социального конструирования и проектирования реальности

ЗАДАНИЕ 2.8. Какая из этих позиций представляется вам наиболее пр
почтительной и почему?
_______________________________________________

Молодежь можно рассматривать как целостность и в актуальном плане (совре­менная молодежь), и в конкретно-историческом плане (молодежь начала, сере­дины или конца XX века). Существенное значение для такого понимания моло­дежи имеет концепция «социальной номинации» - социального обозначения, наименования, фиксирующего реальное существование и положение, социально-типические характеристики, социальный статус и социальную политику в отноше­нии данной группы4. В русле этой концепции молодежь может пониматься как одна из номинальных социальных групп и лишь условно может рассматри­ваться целостным социальным образованием, сохраняющем определенную ус­тойчивость путем поддержания совокупности особых динамичных связей между молодыми людьми, молодежными сообществами. Что же дает возможность сего­дня говорить, хотя и условно, о целостности молодежи? Различных молодых лю­дей объединяет стремление стать субъектом общественного воспроизводства со-

' См.: Ковалева А.И.. Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М, I999. С.121.

гСм.:Тамже.С122.

-' Ручкии В.А. Молодежь и становление новой России// Социс. 1998. №5. C.9I.

' Бурдьс П. Социальное пространство и генезис классов// Вопросы социологии. 1992. Т.1,№1.


цииш.ных изменений и социального развития. Их объединяет социальный статус Киподых и самоидентификация с молодыми. Наконец, существует единство раз-раэия ценностей этой социальной группы и выражающего их символического и предметного мира. Это единство складывается на основе совпадения отдель­ных ценностей, интересов, направленности целей. В конкретных социальных ус­ловиях (как это было в советский период, когда единство молодежи обеспечива­лось комсомолом как массовой молодежной организацией) такая целостность мо- Ю1 суиюствовать как противоречивое сочетание естественной и вынужденной групповой интеграции. Суть данного парадокса в том, что в первом случае объ­единение возникает на основе общности убеждений, совпадения интересов, а во •юром посредством подчинения личных интересов заданным извне целям, уни­фикации поведения, стандартизации образа жизни. Представляется, что и крити-«•, и апологеты образа жизни советской молодежи явно недооценивают это об-отоатапьство.

1АДАНИЕ 2.9. Согласны ли вы с пониманием молодежи как номинальной
Социальной группы? Какова ваша оценка мнения, что утрата комсомолом
•аоаао влияния на молодежь привела ее к разобщенности, потере прежней
цшпостности.
_________________________________________________________

С другой стороны - не лишено смысла и явно противоположное мнение: суще-ttayai на молодежь, но многочисленные группы молодежи, которые могут быть ■Ниы только в конкретных и изменчивых ситуациях. Проблема - «молодежь» ими «группы молодых» - связана с внутренней дифференциацией молодежи. Мпмно выделить три основных типа такой дифференциации: i стратификационная - в каждой общности, группе, страте, классе можно выде-нии. молодежный слой (молодые селяне, инженеры, предприниматели, рабочие), а а рамках молодого поколения - соответствующие группы;

• яоэрастная - целостный процесс социализации и индивидуализации молоде-ми разграничивается на определенные временные этапы и соответствующие им Юиристные группы внутри молодежи;

i субкультурная - критерием дифференциации выступают различия тех или икы«групп молодежи по образу и стилю жизни, характеру ценностных ориентации И установок.

Все чаще отечественные социологи используют многомерную, многофак-юриую модель молодежи, включающую её социально-демографические и со­циально-профессиональные характеристики; источники и величину доходов; цен-


;ii

ностные ориентации. Это позволяет преодолеть ограниченность одномерн подхода, когда учитывался лишь один критерий внутренней дифференциации мо­лодежи - стратификационный (точнее - социально-классовый)

Конкретные формы реализации такой многомерной модели могут быть различу ными Предложим один из возможных вариантов.

город

_ работающая молодежь

форма собственности сфера хозяйственной деятельности тип предприятия, организации профессия, должность

учащаяся молодежь

тип образовательного учреждения (профиль и уровень образования форма собственности)

неработающая молодежь

безработные, желающие трудоустроиться иждивенцы, не желающие работать инвалиды — бродяги, «бомжи» Рис.2.4 Социальная стратификация молодежи

Социологический анализ должен охватывать все многообразие молодежных групп, слоев. Между тем, до недавнего времени (при достаточно больших мас­штабах социологических исследований проблем молодежи) - многие из этих групп оставались «белым пятном». Взять, допустим, проблемы тех молодых, кого со­циологи называют реадаптационной молодежью. У них сходная задача - после некоторого перерыва вновь включиться в трудовой коллектив, пройти как бы за­ново адаптацию в нем - и профессиональную, и социальную, и психологическую, Но общность задачи не должна затушевывать и различие - причины и характер перерыва могут быть разными; служба в армии; отбывание наказания после со­вершенных правонарушений; декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком; более или менее длительное пребывание в статусе безработного; миграция (масштабы и формы которой все более расширяются) и т.д. Проблемы всех этих групп изучены явно недостаточно, что затрудняет работу с ними. Однако какой-то серьезной социологической информации о многих из этих групп крайне мало.

Ситуация с «невидимой молодежью» (остающейся вне поля зрения социоло­гов), к сожалению, достаточно распространенное явление. Но далеко не всегда такой «невидимой» является молодежь, выражающая или воспроизводящая до­минирующие в обществе ценности. Показательна самокритика американских юно-логов за перекос в исследованиях 1960-х гг. в сторону белых студентов из средне­го класса. Аналогичной была ситуация в СССР с перекосом в сторону изучения


5:1

ii кои молодежи в ущерб сельской, а учащейся и студенческой молодежи - в уми>|>г> р.|0о1ающей. В условиях социально-экономических реформ этот перекос

..... iHiiii-e усилился социологи (в значительной части - преподаватели вузов)

■Маки re группы молодежи которые им наиболее доступны - студентов или мшкпассников. Всесторонний социологический анализ разнообразных групп мшюдпжи затруднен и в силу незавершенности процессов их становления, заня­ли онродоленных социальных позиций в обществе, определения взаимоотноше­ний о другими группами. Так, изучение молодых предпринимателей и менеджеров

• Мш i ии явно отстает от их возросшей социальной роли
Стратификационный подход не только подчеркивает многообразие социаль­
ны* различий Речь идет о том, что каждый человек является одновременно
М|ищ| шниюлем многих социальных групп, страт. Следовательно, депо не
luitt.No и социальной многомерности молодежи, но и в социальной многомерно­
сти каждого молодого человека. И тут возникают серьезные исследовательские
Щвжиости - как социологически замерить: принадлежность к каким конкретным

нам, слоям, классам, стратам оказывает большее или меньшее влияние на
.......... ики и поведение молодого человека? В принципе выявление роли отдель­
ного фактора в любых многофакторных моделях всегда представляет трудней­
шую задачу Применительно к обществу дело еще более усложняется. Но осо­
бенно трудна эта задача в отношении молодежи, которая сама выступает одной
•И мциально-демографических групп.

выход из этой ситуации возможен в разных вариантах: i выделение какого-либо стратификационного признака как универсально-N1, определяющего. Им может быть классовая, этническая, религиозная и т.д. Явмнадложность. Данный подход ограничен исходно. Ни один из факторов не мо-Hi мы п. определяющим во всех отношениях;

 

• ампирическое изучение веса того или иного фактора На такой основе со-
"IIи и приходят к выводам типа: «различия в возрасте, поле, расе, социо-

МОиомическом статусе играют важную роль в том, что молодые думают и чувст-Иумл, во что они верят». Но тут - чаще из-за несовершенства исследовательского лумонтария - возникает опасность эклектического подхода;

• изучение самоидентификации молодых людей, когда они субъективно оце­
ниваю! значимость для себя принадлежности к той или иной группе. Характерны


52

данные службы Д.Янкеловича (1972г.) - учащиеся американских колледжей соотносили себя с разнообразными группами и политическими течениями:

- студенты (82%) - национальность (29%) - консерваторы (13%)

- молодое поколение (64%) - религия (27%) - движение (13%) -семья (61%) -раса (27%) - контркультура (11%)

- средний класс (49%) - соседи (24%) - «новые левые» (11%)

- либералы (30%) - рабочий класс (22%) - «старые левые» (3%)

I задание! .10. А к каким группам нашего общества отне сли бы себя вы?

Социально-экономические реформы в России существенно изменили страти­фикационные критерии общества в целом и молодежи, в частности. И в социоло­гии молодежи все чаще исследователи обращаются к субъективному статусу как индикатору стратификации2. Соответственно, в исследованиях ВЦИОМ и Анали­тического Центра Ю.Левады респондентам предлагают определить, к какому слою они бы, скорее всего, себя отнесли (показательно сравнение ответов молодых респондентов и ответов респондентов из других возрастных групп)3:

О До 29 пет О 30-49 лет

а 50 пет и старше

1 0 0
ESi.
к низшей части к средней части к высшей части к высшему среднего слоя среднего слоя среднего слоя

ШЬз^

затрудняюсь ответить


ТЕМА 4. Социализация и адаптация - системное качество молодежи

Круг рассматриваемых проблем и понятий: Сущность социализации, её концептуальное осмысление в социологии молодежи. Факторы социализации. Особенности социализации современ­ниц молодежи. Социализация и самоидентификация. Социализация и соци- •лы.ля адаптация. Сущность и основные характеристика социальной шдшптации.

Проблема социализации личности молодого человека является одной из ос­новных в социологии молодежи. В рамках этой проблемы изучаются действующие и обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, Соотношение процессов и институтов социализации. Социальная мысль всегда в ">< или иных формах рефлексировала процессы бзросления новых поколений, Ююение ими норм, традиций, ценностей, поведенческих стратегий, их включение Юистему социальных взаимодействий.

Чвноноку «нужны правила Лимцмния У него есть WIMpw, стремления, же-мания цели В нем бо- Шпт мысли и чувства, пни шпат на вопрос «Что ^^■к?»Этих ответов я» ■приспособляйся к С1ЛО«иям окружающей те-i цмни», «приспособляй I и0«условия окружаю­щая 1»Г)И ЖИЗНИ». 11 К Михайловский, русский социолог

Учитывая роль и значение социализации в становле­нии молодого человека (а соответственно и в социоло­гии молодежи), обратим внимание на методологические аспекты анализа этого сложного и противоречивого про­цесса. Истоки современных теорий социализации восхо­дят к теоретическим дискуссиям периода становления социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Большое влияние на развитие этих теорий имела кон­цепция К. Маркса. «Сущность человека, - писал он, - не


 


Рис. 2.5. К какому слою в обществе Вы бы, скорее всего, себя отнесли?

Как видим (на рис. 2.5 приведены данные мониторинга за январь 2005 г.) от­мечаемые социологами тенденции сохраняются; ориентация на «средний» статус; возрастание оценок своего статуса обратно пропорционально возрасту респон­дента; резкое снижение доли высшего статуса в статусной структуре общества.

ЗАДАНИЕ 2.11. А к какому слою нашего общества отнесли бы себя вы? В к акой мере это соответствует оценкам молодых респондентов?

' См.: Косенко Е.И. Молодежь о современном американском обществе. М., I977.

: См.: Ковалева Л.И.. Луков В.А. Социология молодежи М„ 1900. С.266-268; Левада Ю. «Средний чело­век»: фикция или реальность •' Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного.мне­ния. I998.№2 C.7-U. ' Вестник общественною мнения. 2005..1*2(76). С.84.


мть «бстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она «иль «нсамбль всех общественных отношений»1 Тем самым, по Марксу, форми-|ин человека социальная среда одновременно выступает и условием, и ре-ihiom его деятельности. Люди в процессе своей деятельности и посредством iwk наменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Такой подход позволил (•■тпирыть противоречивую природу социализации, её социокультурный смысл.

теории Э. Дюркгейма основная функция социализации - приобщение инди-»и/|(П1 к «коллективному сознанию». По его мнению, «группа чувствует, мыслит, нши'лпует иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены», пи концепции социализации стала теория морали как системы объектив­ны. правил поведения, отличительный признак которых - их императивность, обя-

' М<|<>< К., Лнсльс Ф. Соч. T.42. С.265.


>4

зательность: «Право и нравственность - это совокупность уз, привязывающих нас! друг к другу и обществу, делающих из массы индивидов единый связный агрегат».'] Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого

- формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств
личности, которые нужны обществу. При этом он не переоценивал роль воспита­
ния, отводя определяющее значение воздействию общества как такового: воспи­
тание «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроиз­
водит его, но не создает его»1

Роль социализации как процесса подражания молодых взрослым была отме­чена и даже абсолютизирована Г. Тардом. Он первым попытался описать про­цесс освоения молодым человеком норм через социальное взаимодействие, об­ращая особое внимание на его психологические механизмы. Отношение «учитель

- ученик» рассматривалось им как типовое во всем многообразии социальных от­
ношений. Это сказывалось на его трактовке сущности общества и перспектив его
развития: «общество - это подражание»; «самой природе человека присуща по­
требность в однообразии. Общество движется к этикету, торжеству полного одно­
образия»2.

В теории социального действия М. Вебера акцентируется внимание на двух ас­пектах социализации - субъективный смысл и направленность на другого: «Соци­альным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действую­щим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Особый интерес представляет идея Вебера об ориентации поведения на установленный порядок и возможных вариантах «не­правильного» поведения, о реальном поведении индивида, которое может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу.

Родоначальник психоанализа З.Фрейд выдвинул идею: на повседневное по­ведение индивида влияют и неосознаваемые мотивы, лежащие в глубинах психи­ки. По его мнению, сфера психики человека сложна, включая бессознательное («Оно»), сознание индивида («Я») и проявления коллективного сознания («Сверх -Я»). Социализация - противоречивый и конфликтный процесс: личность изнутри раздирают две силы - инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, отдаться удовлетворению своих желаний, следуя «принципу удовольствия», а с другой стороны, - влияние общества, его требований, законов, запретов и табу,

' Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.,!998. C.45I.

'' См.: Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

' См.: Всбср М. Избранные произведения. М.. 1990.


 

■пленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам, Щ следование «принципу реальности». Преодолевая чисто просветительский НрЮд к культуре, Фрейд отметил, что развитие цивилизации навязывает инди-*«/((im ограничения, «всякая культура должна быть построена на принуждении и н«отказе от влечений»1. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детского Вт в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью кото-1<ы«культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в Юцинлизации личности являются стадии психосексуального развития, при кото­ром происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте

• Требованиями общества. Фрейд считал: социализация ограничивается первыми

* В гпдоми жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального ок-
румания критиковалось более поздними исследователями этой проблемы.

1АДАНИЕ 2.12. Выделите в идеях классиков социологии основные момен­
ты, раск рывающие характер и сущность социализации.
_______________________

Широкое применение на Западе понятие «социализация» получило только с ■ «ir о связи с повышением интереса к отношениям «человек - культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой воспи-(вмия детей, подростков, молодежи и требованиями общества. К нему стали об­ращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для

....... и'ния поведения в тех или иных ситуациях не только детей и молодежи, но

и в1|н» пых представителей различных социальных групп.

lliitpMiiHOCTb в исследовании процессов социализации в первой половине XX в
•мнана с тем, что в этот период в науке и массовом сознании начинает утвер-
1.0Я совершенно новый взгляд на место личности в обществе. Традиционное
^^■•опоставление автономной нравственной личности «Левиафану» теперь со-
|....... шул с пониманием социума как сложно организованной системы. ВЫПОЛ­
НИ в отношении личности роль «поддерживающей среды». Глубже осознает­
ся социальная природа человека. С социально-исторической точки зрения речь
идя1 о птбзльном процессе вовлечения в активное социальное творчество ранее
МаНЯючвнных из него социальных групп. Что касается науки, наивные представле-
рИ в социальных институтах как плодах «общественного договора» или подавле­
нии одних классов другими сменяются основательным функциональным анализом
... природы

*,.» i i Неудовлетворенность культурой// Гскотм по истории ищиологии м.х.чл вем* Хрестоматия,

■I С 247-249.


Теории и исследования социализации с самого начала их возникновения пр обретали междисциплинарный статус. Большинство из них относилось к общей и социальной психологии. Особенно значимы концепции последователей 3. Фрейд» -Ж. Пиаже, Л. Колберга, Г. Олпорта, Э.Эриксона. Среди российских ученых o6pai щают внимание работы Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, К.К. Платонова С.Л. Ру«бинштейна. В рамках психологического и социально-психологического подход*! процесс социализации человека исследуется, прежде всего, через изучение его «внутреннего мира», представленного совокупностью эмоций, чувств, познава­тельных и иных психических процессов, изменение индивидуальных и социально-психологических особенностей личности'. Это ограничивало возможности науки в исследовании роли социальной среды, социальных механизмов развития индиви­да в процессе социализации.

В социологии эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX в. в трудах Д. Дьюи, Ф. Знанецкого. Ч. Ку­ли, Д. Мида, Т. Парсонса, Б.Ф. Скиннера, У. Томаса, Ю. Хабермаса и др. Они вы­ступали за новое понимание сущности социализации. Подчеркивалось, что про­цесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации принятых норм. Принятие социально значимых и профессио­нальных норм даст возможность молодому человеку более легко интегрироваться в общество.

Дискуссии о проблемах социализации продолжаются. Не останавливаясь на всем многообразии высказанных в этих дискуссиях идей, выделим некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые для развития социологии молодежи: • идея: субъектом социализации человек становится объективно (У. Томас и Ф. Знанецкий, социологи, США). Они выдвинули положение: социальные явле­ния и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятель­ности людей2. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, рассматривать их как субъектов социальной жизни. На протяже­нии всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит пе­ред собой соответствующие цепи, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие),



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: