1 См.: Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход М., 200.'?. 1 Томас У.. Знанецкий Ф. Методологические заметки II Американская социологическая мысль. М., 1994.
> идеи детерминированности «социального поведения» существующими в
нАщастве ценностями и нормами (Т. Парсонс). Сущность социализации он
•йдкм в становлении людей членами общности, достижении ими определенного
§К(Ивпьного статуса'. Содержательно процесс социализации рассматривается им
М«мпханизм передачи следующему поколению ценностных ориентации и других
tMiMiiniioHTOB культуры2. Ценности и нормы составляют те стандарты, которые оп-
((•/(ОПИЮ1 желаемое направление действия каждого человека («актора» - деятеля)
• виде целей и образцов его поведения: «Нормативная ориентация имеет такое
«л» фундаментальное значение для схемы действия, как пространство для класси-
•мкшои физики». «Главная функция процесса воспитания, - по Парсонсу, - всяче-
МИ проповедовать и разъяснять адаптивную роль общества, необходимость
•лмшнции индивидов к социальной среде, их изменения с точки зрения нормаль
ного функционирования». Основной результат социализации соответственно по
шей как достижение консенсуса, согласия, интеграции. В предложенной Пар-
|рмсом концепции социализации особое внимание уделяется обществу, которое
воре таят устойчивость благодаря саморегуляции, функциональной взаимообу-
именно! ги всех процессов, посредством интеграции мотивов социального по
мин' Основным механизмом такой интеграции Т. Парсонс называет процесс
■ ■ния социальных ролей через нормативные культурные стандарты. Гармони-
ш ролей осуществляется через систему социального контроля. Особое значе-
|| придавал интериоризации индивидом социально признанных систем цен-
• ■■> Именно на основе их усвоения большинством общества обеспечивается
мн> миОипьность, эффективное функционирование всех элементов социальной
гуры Именно культура выступает в качестве своеобразного посредника ме-
«Ч1У иичностью и социальной системой.
|
Структурный функционализм Парсонса был воспринят и адаптирован в отече-мяиннои юнологии. Л.С. Выготский видел во включении в человеческую культуру i миипие содержание процесса социализации". Б.Д. Парыгин подчеркивал значи-
■ i |>.it)i>ru II.Л. Sepicpa и Б. Бергер «Социология. Био1рафнческий подход». отразившая подход Пар- мин» Km.in характерное название «Становление члена общества - социализация». Их основное положение: •tltMti!fu, проходя через который индивид обучается быть членом общества, именуется социализацией»; II (иншия есть наложение социальных паттернов (образцов) на поведение» (Личностно-и|цчтп11Лн социология. М., 2004. С.76). |Ци1||ц 1 О структуре социального действия. М„ 2000. С. 438-440,
mi Г Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации и мотивации/.' Т. Парсонс
..... uiux системах. М„ 2002. С. 303-359.
■ ни Л С. История развития высших психических функций//Собр.соч. В 6 т. Т..3. М.. 1983
^н
мость для социализации индивида освоения им определенных ролей и функций'! И.С. Кон трактовал создание личности как усвоение индивидом социального оп: та2. И хотя даже употребление «западного» термина «социализация» наталкивалось в отечественной науке 1970-х гг. на серьезные трудности, поиск этих исследователей свидетельствует о более высокой (чем иногда принято считать) степени интегрированности советской социологии в мировую; • идея разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам процессе социализации (Р. Мертон, социолог, США). В процессе социализации человек может принимать или отвергать ценности («культурные цели»), следовать или отклоняться от норм («институциализированные средства»). На этой основе он различал основные типы приспособления:
|
Таблица 2.1 Типы приспособления по Р. Мертону
Формы приспособления | Цели | Средства |
1 Конформность (от лат. conformis - подобный) | + | + |
2. Инновация (обновление), готовность рисковать | + | - |
З.Ритуализм (от лат. ritual - обряд) - стремление неформально соблюдать «правила игры», | - | + |
4. Ретритизм (от англ. retreat - уходить, уединяться) | . | - |
5 Бунт, мятеж | -4 | -+ |
«+» - принятие культурных цепей общепризнанных средств «-» - их отвержение;
______ «-*-»- отверже ние гос подствующих целей, с ре дств и замена их новыми
ЗАДАНИЕ 2.13. Определите, какой тип адаптивного поведения характерен
для вас, для вашего ближайшего окружения, для современной российской
молодежи. Сопоставьте эти три оценки. _____________
• идея значимости для социализации взаимодействия людей (Ч Кули, Дж.Мид, социальные психологи, США). Социолог должен изучать не отдельных индивидов, а индивидов в группе. Но что это значит? С одной стороны, - способность выделять себя из группы, сознавать свое «Я», свою личность. С другой, -посмотреть на себя со стороны. Это и отразилось в теории «зеркального Я»', под которым понимался образ Я, основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других:
|
Я | Представление: «каким я кажусь другому человеку» Представление: «как другой оценивает мой образ» Испытываемые мною чувства (гордость, унижение) | ЗЕРКАЛЬНОЕ Я |
М., 1994; Кули Ч. Человсчс- | ||
Парыгип БД. ! Кон И.С. Сои ' См.: Кули Ч. екая природа i | Социальная психология как наука. Л., 1967. С.123-124. оология личности. М., 1967; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987 Социальная самость // Американская социологическая мысль. социальный порядок. М„ 2000. |
РДОую значимость для человека приобретает «первичная группа» (для моло-М*«и ато чаще всего - группа сверстников). Это те, с кем мы непосредственно взаимодействуем, о ком можем сказать - «Мы» (отделяя их от «Они»). «Индивид писал Мид, - познает себя как такового не прямо, но лишь косвенно, с точки. ЦММми других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения •им* группы». «Я» - часть личности индивида, складывающаяся из самосознания и иприт «Я», рассматривается Дж. Мидом как продукт социального опыта. По М1н»1ию Мида, «Я» развивается лишь в процессе взаимодействия человека с дру-1ими людьми. Социальная интеракция предполагает, что мы смотрим на себя чужими тазами, - процесс, который Мид назвал «принятием роли другого»1. Ключ к иами'ию «Я» - научение принимать роль другого. Маленькие дети, не имея соб-^■ммою социального опыта, могут это делать только через имитацию, копиро-винип поведения без понимания лежащих в его основе намерений. С овладением ^Нрм и с помощью других символов «Я» проявляется через игру, где принима-i |юпи значимых других (родителей). Таким образом, малыш представляет мир 1 имки зрения родителей. Постепенно дети учатся принимать сразу несколько сомой Примерно к 7 годам приобретенный социальный опыт позволяет детям ^^■Гвовать в командных видах спорта, играх. Последняя стадия в развитии «Я» ^■рна с тем, что социальная жизнь требует взгляда на себя с точки зрения широко распространенных социальных, культурных норм (с позиции обобщенного ^Нрю, по выражению Дж. Мида), которые индивид использует в качестве системы координат для оценки себя'. Вне зависимости от числа воздействующих на па> со()ьпий и обстоятельств мы остаемся творческими существами. Поэтому, по инмнии! Мида, индивид играет главную роль в своей собственной социализации, • ^критическая теория социализации» (Ю. Хабермас, социальный философ, ♦И1) Социализация охватывает не всего человека, а только «часть» его лично-ми представляющую общественную сущность человека и обеспечивающую ему функционирование в обществе Другая же его «часть» дает ему возможность •множить некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе ■Ийтаме ролей, норм, ценностей, позволяет критически относиться к элементам ПЦиапьной среды, мешающим человеку самоутверждаться. Взаимодействие 1иости с социальной средой, осознание личностью необходимости полного рмивитин своих способностей и потенций делают возможной «ненасильственную ♦•цианизацию»;
Мил Д* Интсрнализованиые другие и самость/' Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 226. ' Мин Д» Азия // Американская социологическая мысль. М., 1994, С. 230.
6G
• идея ресоциализации (Н. Смелзер, социолог, США) - усвоение ноэых ценн стей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших;
• идея успешной и неуспешной социализации (Н. Смелзер): «Общество не может сохраниться, если его ценности и нормы не усваиваются его новыми чл нами. Однако социализация никогда не может быть эффективной на сто процентов. Дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Иногда социализация терпит полное фиаско... Однако такие неудачи могут послужить основой для социальных перемен в жизни грядущих поколений»';
Анализ сущности, направленности и содержания социализации - основа для ее категориального определения. Многогранность этого социального процесса определяет разнообразие определений (и тут значимее, что сказано, а не кто сказал:
• Социализация «означает включение молодых людей в общество, освоение ими ролей, ценностей, стандартов и убеждений, распространенных в данном обществе», и одновременно - «процесс их второй индивидуации, скачок в их индивидуальном развитии»2;
• Социализация - «процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе»3;
• Социализация - «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе»4;
• Социализация - «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит»5;
• Социализация - «процесс становления личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»6;
• Социализация - «процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях»7;
„
п Социализация - «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы «но группы таким образом, что через формирование собственного Я проявлявши уникальность данного индивида как личности»1;
Н Социализация - «процесс становления личности, постепенное усвоение ею
Пований общества, приобретение социально значимых характеристик сознании и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом»; «про-ipiu постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком пра-«"II и норм поведения, диктуемых ему обществом»2;
I Социализация - «процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению соци-■m.iiu» норм, процесс, делающий возможным существование общества и передачу ею культуры от поколения к поколению»3;
i i ициализация - «есть воспроизводство культуры освоение соответствующих
Щрицов поведения, обычаев, ценностей, установок, социальных ролей, надежд и
инии» «Личность характеризуется включенностью в социальные отношения,
и..... имением В этом процессе социализации формируется индивидуальность
мойка, развиваются его социальные силы»4;
• Социализация - «процесс формирования умений и социальных установок ин-
иидои, соответствующих их социальным ролям»5;
• Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил пове-
ии и стереотипов понимания) сообщества Она не только связана с развитием
МОСТИ, но и является своеобразным духовным кодированием человека, выра-
Шмымя у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные имиции и формы активности. Функциональное значение такого «нормативного» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы готовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее ■мимодействие и взаимопонимание6;
i «Социализация есть продукт пересечения действия 3 факторов: врожденных макиниэмов; социальных условий; сознательного, направленного образования, нПучиния и воспитания»7.
' Смелзер II. Социология. М., 1993. С. 126.
: Социальные отклонения. М.. 1989 С.70.
' Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 328.
' Российская социологическая энциклопедия. М, 1998. С. 479.
4 Современная западная социология. Словарь. М.,1990. C.3I6.
6 Краткий словарь тю социологии. М., 1988. С.318.
' Зборовский Г.Е. Обшая социология. Екатеринбург, 1999. С.508.
1 *mmiiihj C.C. Социология. М., 1998. С.81.
..... Ж.Т. Социология. М., 1994. С.228.
«piiMiin П.. Хилл С. Тернер B.C. Социологический словарь. М.,1999. С 293.
11.......... «некий Ю.Р., Шапко В.Т. Социология. Курс лекций для технических вузов. Ккатеринбург. 2000.
■ и*
игр II Социология. М... 1993. С.652. 1 Н"п»ми 10.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999. С.188. ' Him.,,» к) Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д.. 2001. С. 100.
62
ЗАДАНИЕ 2.14. Сопоставьте определения социализации различных отечественных и зарубежных авторов. На их основе попытайтесь разрабо- тат ь ее интегративное определение.
В значительной степени проблемы и противоречия социологического анализа социализации личности определяются двойственностью объекта исследования «личность-общество», что с самого начала формирования социологических парадигм в этой области приводило к возникновению противоположных взглядов на природу и механизмы социализации, роль личности в ее успешности.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что они условно могут быть разделены на две группы в зависимости от понимания роли самого человека в процессе социализации,
К первой группе могут быть отнесены исследователи, отводящие человеку пассивную роль в процессе социализации и сводящие ее к процессу приспособления личности к обществу, которое само формирует требования к своим членам. Такой подход может быть определен как субъект -объектный. Еще О.Конт, решая проблемы развития личности, отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчинения индивидуального общественному. Этот подход продолжили и развили Дюркгейм и Парсонс.
Представители второго подхода, который можно назвать «субъект-субъектным», утверждают, что человек активен в процессе социализации, которая, наряду с адаптационными процессами, включает в себя и активную субъектную позицию самого человека, его влияние на общество, свои жизненные обстоятельства. Основоположниками этого подхода можно назвать Кули и Мида
При всех фундаментальных расхождениях базовых концептуальных положений представителей первой и второй группы ученых в их взглядах на социализацию много общего. Разумеется, содержательно механизм социализации через интеракции и освоение социальных ролей отличается, поскольку различен источник нормативных установок. Но с точки зрения индивида формы этого процесса сходны. И в том, и в другом случае подчеркиваются ценностно-нормативные основания процесса, роль культуры
Многие социологи сосредоточили внимание на тех изменениях, которые произошли в социальном статусе и социализации молодежи в послевоенные годы и особенно с конца 1960-х гг. Такой интерес определялся рядом целевых установок: • Важно было осмыслить изменения в положении молодежи под влиянием НТР, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.
• Необходимо было найти объяснение причин молодежного протеста, который ДЛЯ большинства социологов оказался неожиданным.
• Требовалось понять причины и факторы «бархатных» революций, краха со-цияпизма, постсоциалистических трансформаций и роль в этом молодежи.
• Актуализировалась и проблема глобализации - через призму анализа роли и Места молодежи в этом противоречивом процессе, социальных последствий гло- Оанизации для молодежи, ее социализации.
На формирование облика, стиля и образа жизни современной молодежи вмазывают влияние разнообразные факторы. Трудно найти социологов, которые не касались бы этих проблем. Отсюда огромное многообразие высказываемы» мнений, серьезные различия в понимании роли разных факторов, их влияния и иерархии. Специфика социологического анализа социализации состоит в выде- иемии социально типического в многообразных процессах интеграции индивидов в •бщаство Поэтому наиболее плодотворен интегративный подход, в рамках ко- гарою обобщаются наиболее типичные позиции и оценки.
Чем же характеризуется социализация в современном обществе? Какие hi ниши. ю изменения она претерпевает?
• формализация социальных отношений: от «индивидов» - к «исполнителям рипаи»,
• нарастание влияния групп сверстников, молодежной субкультуры: пре
пни' группы сверстников в доминантную ресрерентную группу, на чьи нормы и ойразцы поведения ориентируется молодой человек:
I НТР, ускорение социодинамики, быстрое устаревание не только опыта ^Вщих поколений, но и инноваций; «футурошок» - молодежь не поспевает за
|и.1ми изменениями;
• ишрастание роли досуга в социальной жизни молодежи, быстрая смена иимиминтных досуговых занятий (чтение - кино, TV - музыка - видео - компьютер);
• рост технологичности, функциональности социальной жизни (информа-1и тмин, компьютеризация и т.д.), появление у части молодых иллюзий о легком
■ |ром овладении социальными ролями и функциями взрослого;
• рост потребности в личностной самореализационной форме социализации, слабое обучение молодых методам самооценки, самопознания;
• ослабление роли традиционных институтов социализации (церковь, семья, шкопа) и влияния классической культуры;
• уииление возрастной сегрегации, нарастание обособленности различных
м
возрастных групп, автономизация молодежи;
• утверждение современного спортивного духа, развитие спорта как особого социокультурного феномена, формирующего стиль жизни, образцы поведения, культ победителя, супермена;
• рост масштабов высшего образования, удельного веса и социальной роли студенчества;
• превращение насилия (войны и локальные конфликты, терроризм, преступность) в привычный фон современной жизни. Синдромы Вьетнама, Афганистана, Чечни, Югославии, Ирака...;
• удлинение детства и продолжительности периода молодости. Акселерация и растущий разрыв между ранним половым созреванием и более поздним достижением социальной зрелости;
• превращение СМИ и массовой культуры в ведущий фактор социализации. СМИ = развлечения и навязывание образцов и моделей поведения, культа звезд экрана, эстрады, поп-культуры, спорта;
• рост материальной обеспеченности и уровня образования, растущие жизненные запросы и притязания молодых;
• возрастание роли молодежи в сфере потребления - рост запросов и
• масштабов потребительских расходов, молодежь - «законодатель» моды;
• растущая социальная мобильность молодежи и усиление ее маргиналь-ности (жизнь на стыке старой и новой социокультурной среды);
• возрастание роли ВПК, армии, силовых структур в жизни общества и их противоречивое влияние на социализацию молодежи.
ЗАДАНИЕ 2.15. Общая характеристика тенденций имеет свои плюсы (краткость, концентрация) и минусы (недостаточная конкретность). Понятно, что эти общие процессы по-разному проявляются в различных регионах, странах, в разных группах молодежи. На конкретных примерах покажите влияние тех или иных факторов на социализацию современной молодежи.
Отрочество - это беспокой ство: «вдруг я не такой, как все». И ужас: «Вдруг я такой, как все» Е. Винокуров |
Социализация многогранна, она не сводится к приспособлению, адаптации молодежи к обществу взрослых. Не менее важна и другая ее сторона - индивидуализация, мера проявления и развития каждым молодым человеком своих склонностей и способностей, реализация им своих потребностей и интересов. Во многом индивидуально уже понимание молодым человеком тех или иных взрослых ролей, которые ему предстоит освоить. Еще
65 пьнее молодые люди различаются по готовности и желанию эти роли осваи-ИИ>, по уровню и продолжительности их освоения. В социологии молодежи утверждается понимание; «между возрастом и социальными возможностями инди-»ид,| существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее - пред-иоиагаемый уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его обще-отмнное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Поло-•ojpaciHoe разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы»1. Весьма неодинакова по продолжительности реализация разных задач социали-|цции (выбор профессии и первичная профподготовка, получение общего и специального образования, создание молодой семьи, достижение относительной имшриальной и жилищно-бытовой самостоятельности, обретение статуса гражданина с его набором прав и обязанностей и т.д.). Различно по времени и наступление зрелости по разным параметрам:
• индивидуальное развитие- физическая зрелость;
• становление личности - гражданская зрелость,
• формирование субъекта познания и труда - трудоспособность, умственная •роиость2.
До 1860-х гг., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие HflOrii'K.i в детстве отрочестве и юное-/. Лишь в последние десятилетия XX в. ню и молодость перестали быть единственным фокусом интереса исследо-Мталей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже ста-|мм.г1, Именно поэтому глубокие исследования социализации молодежи все более ■'■ретают общесоциологическое значение. Так отраслевая социология обога-Uinnt общую социологию.
Омжным ориентиром в трактовке социализации является положение отечественных социологов: «Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении 1аких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореали-Мцим»"' Сегодня в изучении социализации больший акцент делается на активную I нм|< | пмой молодежи осваивающей разнообразные взрослые социальные роли и
1 Гипнология молодежи / Отв. рел. ВТ. Лисовский. СПб., 1996. С.82.
1 кпмеллино мнение Л.С.Яковлева: «Мы исходим из признания рубежом между детством и молодостью
hi 14-16 лет. Целесообразно выделять далее юношеский иодвозраст, до 18-19 лет. Оканчивается мо-
п. вступлением в зрелый нозраст, в 30-33 года. Фиксировать временные интервалы более точно было
• ичиенно. поскольку индивидуальные, а также детерминируемые принадлежностью к различным
............ 1>ифсссиональныч группам. |смпы обретения социальной зрелости существенно различны».
И" ниш ЮГ., Добрсньков В.И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д.. 2001. С. 100.
66
функции. Соответственно на первый план выходят проблемы самоопределении, самоидентификации молодежи. Ее суть удачно выразил американский юнолог Ф.Э. Фриденберг «Орудием самоопределения молодежи служит конфликт между молодым человеком и обществом. Самоопределение, индивидуализация, пер-сонализация молодого человека будут плодотворны лишь тогда, когда он вписывается в общество, формируется по социальным стандартам»1. Имеет глубокий смысл и высказывание И.С. Кона: «Для одних людей взрослость означала расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, короче, самореализацию, другие же подчеркивают момент вынужденного приспособления к обстоятельствам, утрату свободы в выражении чувств и т.д. За этими оценками стоят два разных типа «Я»: воплощенное и овеществленное»2.
В социологии сложилось понимание идентификации как происходящего в ходе социализации процесса отождествления индивидом себя - с другим человеком, фуппой, образцом. В результате этого процесса приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид3.
Особую роль в осмыслении самоопределения молодежи сыграла «теория идентичности» Э. Эриксона4. Идентичность в его понимании - субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность (постоянство) некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность (хотя результат может быть и негативным). Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека как единое временное пространство социализации. Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис. По Эриксону, каждая следующая стадия и каждый следующий кризис
' «Проблема социальной самоидентификацни молодежи раскрывается через обнаружение определенных мотивов и ценностных ориентации. Совокупность всех этих элементов составляет общий механизм идентификации. Последняя проявляется через развитие их самосознания, саморефлексии относительно места, роли каждого, главного предназначения в жизни и осуществляется на многих уровнях: социально-профессиональном, семейном, национальном, идеологическом, родовом, половом, духовном и т.д., которые тесно связаны со структурой сознания» (Шевченко ДА. Социальная самоидентнфикация лучших выпускников // Соцнс. 2004. Л5> I. С. 134). 3 Кон И.С. Открытие «Я». М., 1976. С.348.
1 Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М., 1996: Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социс. 2003. №1, ' См.. Эриксон'?. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
ишгчш определенную связь с одним из базисных институциональных стремлений
Впсшвка по той простой причине, что жизненный цикл человека и социальные ин-
..... vii.i развивались одновременно Безусловным преимуществом и досюинсг-
»• м модели Э Эриксона является то, что она позволяет осмыслить социализацию
Шк процесс, «растянутый» на всю жизнь, и показывает влияние различных соци
и.к институтов, «агентов» социализации на формирование личности.
Таблица 2.2 Этапы жизни и самоидентификации по Э. Эриксону
Негативные результаты |
1*111,1 ЖИЗНИ |
ш |
Позитивные результаты
Недоверие |
тдон чество |
Достиже ние доверия к миру
Стыд, сомнение |
| Раннее детство |
Достижение чувства автономно-) сти и личной ценности
> iiiiiliimh возраст "иьн ый возраст И Юность |
Достижение чувства инициативы I Ч у вство вины _________
Дос тижение чувства спос обности | Чувство неполноценнос ти!
Достижение идентичности |
Идентификационная ди ффузность
• Молодость 7 BipOCIlOCTb |
од и н о_ч ества |
Достижение интимных отноше- Чувство изоляции и! ний с другими людьми