ipHWX исследований проблем названной возрастной группы, рассматривая
•■щвсгвенные явления, процессы, которые обеспечивают становление и разнит" подрастающих поколений, а также регуляторы, воздействующие на моло-
Йрим
1АДАНИЕ 1.10. Оцените данный подход, согласны ли вы с предложенной трлипичкои ювенологии и ее проблемного поля? Что вызывает у вас воз-
г*т*шт. почему? Аргу ментиру йте свой ответ.
и>ионология - наука о молодежи - сама молода и переживает сегодня этап
пикания Отдельные ее отрасли достигли разной степени зрелости. Одни из
ни» (ооциология молодежи, психология юношества как раздел возрастной психо-
И) ужп сложились как самостоятельные научные дисциплины. Другие - разви-
mhiii.m и рамках конкретных наук (демографии, этнографии, культурологии и
Соответственно и целостность ювенологии еще достаточно относительна.
^Н преимущественно понятия «ювенолог», «юнолог» применимы к специали-
.... рк iiii.ix наук, объектом изучения которых выступает молодежь Конечно, та
NN подход имеет право на существование. Возможно комплексное изучение мо-
*и кик социокультурного явления с позиций разных наук о человеке и обще-
Но подобный характер ювенологии создает предпосылки для не совсем чет-
►■"......... |«'М"иения места социологии молодежи в ее структуре
Чаща исего проявляются две крайности:
6 одной стороны, ставится знак равенства между социологией молодежи и
■Ммологиай в целом. В ряду подходов к разработке социологических теорий
/|пжи оказываются и психологический, и культурологический. Они действи-
24
тельно близки к социологии молодежи, но достаточно самостоятельны и относительно автономны.
С другой, - социологические исследования растворяются в других подходах к изучению проблем молодежи, чаще всего - в социальной и возрастной психологии, что имеет предпосылки - размытость границ между социологией и социальной психологией.
|
ЗАДАНИЕ 1.11. При анализе соотношения социологии молодежи и ювено-
логии важно учитывать проблему, на которую обратил внимание еще в
начале XX века М. Вебер: «Всякий раз, когда исследователь вторгается в
соседнюю область, как это порой у нас бывает, - у социологов такое
вторжение происходит постоянно, притом по необходимости, - у иссле
дователя возникает смиренное сознание, что его работа может разве
что предложить специалисту полезные постановки вопроса, которые
тому при его специальной точке зрения не так легко придут на ум». Как
вы определяете место и роль социологии молодежи в развитии ювеноло-
гии, чем социологическое исследование молодежных проблем отличается
от других видов ювенологических исследований? __________
Обратим ваше внимание и на тенденцию разграничить различные виды ювенологических исследований. В процессе самоопределения отечественной социологии молодежи важное значение имело выделение С.Н. Иконниковой трех уровней описания молодежи как общественного явления1:
• индивидуально-психологический уровень - соотнесение с конкретным человеком;
• социально-психологический уровень - описание наиболее существенных свойств, качеств, черт, настроений, стремлений, интересов отдельных групп;
• социологический уровень - описание места молодежи в системе материального и духовного производства и потребления, в социальной структуре общества.
|
ЗАДАНИЕ 1.12. Насколько данный подход представляется вам плодотворным? Как бы вы оценили соотношение психологии, социальной психологии и социологии в рамках юввнологии?
Ряд исследователей - по аналогии с общей социологией - выделяют и в социологии молодежи три уровня анализа: общетеоретический уровень (исследование места молодежи в обществе); специально-теоретический уровень (изучение молодежи как особой возрастной и социокультурной группы со своими социальными и психологическими особенностями, ценностями, установками и т.д.); уровень эмпирических социологических исследований социальных проблем молоде-
25 ■и' 1инои подход правомерен. Но в рамках отраслевых социологии более про-^^В*Н анализ, интегрирующий и теоретический, и эмпирический уровни. Кик и социологии в целом, социологии молодежи присущ ряд функций:
h |
*и«иаг*льная,исследовательская фун кция ______________ ^^^ |
практическая, социально-инженерная
__________________ функция _______
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ^
.(■ммос.тно ориентирующая. | идш'могичоск ая функция |
прогностическая функция
Рис. 1.2. Функции социоло ги и молод ежи
^^■вдовательская функция связана с изучением социальных отношении и ивцияш.ных процессов. Эта функция должна быть определяющей - от нее в пер-
«,«..... лродь зависит качество социологической информации.
Идаологическая и ценностно-ориентирующая функции взаимосвязаны. Илттогичосквя функция социологии выступает частным случаем взаимосвязи Ц#м>и и идеологии. Идеологии отражают интересы различных слоев, социальных >и. ойщностей Важен и их побуждающий аспект. Они влияют на иллюзии и на-rt»»/tu пюдей, их установки и ценностные ориентации, формы, способы и харак-i«|i иа деятельности. В рамках социологии важен идеологический плюрализм, ^■fc ооциологи усиливали научность проводимых исследований, стремясь дать «по более объективную картину социальных процессов в обществе Практическая, социально-инженерная функция связана с разработкой и метшим м социальную практику - на основе эмпирических исследований - со-..ных технологий, реализацией системы стандартных методов и приемов, ко-ш мощи бы быть реализованы в массовом, серийном масштабе. Прогностическая функция социологии призвана сформировать у людей ори-"|ИН1 но перспективу.
|
ii|i.Mh'. I реализации функций социологии молодежи весьма противоречив. Инммгшн.но соотношение исследовательской и прогностической функций N имории социологии молодежи имеются своеобразные «провалы» Социальный ^Врн молодежи того или иного периода оказывался порой неадекватным. На Нц данных предшествующих достаточно серьезных исследований оказалось нмшможным предвидеть резкие перемены в поведении молодежи, в ее установим и ориентациях Объяснительная и прогностическая возможности социологии
Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический аналит Л., I973; Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
' | м Пиши» ЮГ, Добренькое В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. -!•... та к/Д.. 2001. С.6.
26 молодежи оказывались нереализованными. Наиболее заметно такие сбои выявились в западной социологии на рубеже 1960-1970-х гг., в социологии социалистических стран - на рубеже 1980-1990-х гг.: всплеск молодежного протеста, развитие контркультуры, альтернативных стилей жизни, движения «неформалов» оказались неожиданными для социологов и потому - для общественного мнения. Каковы же причины этих провалов? Проще было бы их списать на недостаточный профессионализм исследователей. Но с этим нельзя согласиться: социология молодежи была одной из продвинутых отраслей социологического знания. Несомненный факт: наличие среди социологов молодежи серьезных профессионалов. Это заставляет осмыслить более глубинные факторы указанных провалов. Наиболее общая причина - методологическая ограниченность традиционного об-ществознания (вне зависимости от идеологических, мировоззренческих позиций). Социологи следовали жесткому детерминизму. В центре их внимания оказывались причинно-следственные связи. Ведущим методом прогноза выступала экстраполяция (продление в будущее сегодняшних тенденций). Но взрывы молодежного протеста относились к вероятностным, флуктуационным (резко отклоняющимся) изменениям. Их объяснение возможно в рамках качественно иной -синергетической - парадигмы социального познания. Если исходить из нее, то молодежная революция 1968 г. и активность молодых в демократических движениях в СССР и в Восточной Европе были флуктуациями, отклонениями, моментами выбора нового пути. Анализ событий, неожиданных с точки зрения предыдущего развития, требует освоения синергетической методологии.
ЗАДАНИЕ 1.13. Проанализируйте оценку П. Бергером «молодежного про
теста» в Америке и Франции в конце 1960-х гг.: «Как случилось, что самые
привилегированные люди в стране, а по существу и в мире, восстали
против своего общества? В чем причины? Как социологи, мы не верим,
что люди заразились большими идеями. Все, наверно, проще- Но теория
не смогла дать ответ. Социологи были обескуражены и находятся в та
ком положении и сейчас, когда вспоминают о тех событиях... Потерпели
поражение две теории: марксистская - с ее классовым подходом, который
уже давно перестал работать, и буржуазная - с ее идеями стратифика
ции, где люди по мере роста их благополучия занимают все более правые
позиции. А в нашем случае влево двинулись состоятельные люди. Одним
мешает идеология. Они хотят видеть лес революционного пролетариа
та за буржуазным кустарником. Другие грешат тривиальностью. Они
бродят среди кустарника, исследуют различные социальные группы, и не
видят леса в целом»1. __________________________________________
Цит. по: Социология / Сост. И.П. Яковлев. СПб. I993. C.I2.
Нужно иметь в виду и серьезные трудности любого предвидения, прогнози-
еимнин. юм более, когда речь идет о столь подвижном явлении, как молодежь.
**,!>. /\ttmn исследования предыдущих лет порой рисуют картину не сегодняшней
ножи, • вчерашней, говорят об ориентациях людей уже выходящих из моло-
,1--...... иозраста Научное прогнозирование может быть эффективным именно
^В, когда оно обращается не к конкретным событиям, а к долгосрочным, устой-
iM тндоициям. Между тем «неожиданные» явления молодежного протеста и
■ 'ими «прерыв постепенности», переход от устойчивого, стабильного развития
шичивому, нестабильному. К тому же нужно учесть, что отклонения в лове
цкими моиодежи в период стабильности не выходили за «рамки системы». По-
|, рисуемый социологами социальный портрет молодежи, даже включавший
при.! отклоняющегося поведения, был ориентиром для выводов о необходи-
Ишпи i оноршенствования работы с молодежью, преодоления этих внутрисистем
ных шинонений. Примечательно совпадение рекомендаций западных социологов
• начале 1960-х гг. и отечественных - на заре перестройки. И те, и другие говори-
необходимости «улучшить», «усилить», «углубить», «повысить эффек-
1ИМШН и. системы социального контроля». Серьезные различия в адресатах,
к конкретных социальных институтах, к которым обращены были эти предложе
нии не отменяют сходства подходов Сказываются и внутринаучные проблемы.
'инк больше развивалась социология молодежи в периоды относительной ста-
Яммыюоти, тем более точным, обоснованным казался - в том числе и самим со
нмам рисуемый ими социальный портрет молодежи. При всех различиях «в
ннах» западных социологов в начале 1960-х гг. преобладали черты сходства
Ошдтверждая выводы друг друга, социологи тем самым убеждали себя и других,
■ к т.тип для предположений о грядущем взрыве нет
1АДАНИЕ 1Й4. Ряд исследователей (К. Аллерб, Р. Будон, AM. Ковалева, В.А. ив и др.) соотносят указанный разрыв с несовпадением установок и методов теоретического и эмпирического анализа. «Эмпирики», проводя мновочисленные конкретно-социологические исследования, далеко не ■ I >*<7е поднимаются до теоретических обобщений. Поэтому в интвр-ч/чччвции полученного богатейшего фактического материала они огра-тпчеаются частными, ситуативными выводами. У теоретиков прояв- /I-.HICH другая слабость - игнорирование эмпирических данных. Они нередко оказываются в плену собственных теоретических конструкций. А
пшпвены с такими доводами? __________________________________________
ДоОавимТэтому и субъективные факторы. Многие социологи молодежи или
ушв Пыли немолодыми, или успевали постареть за годы исследований. Поэтому
на их выводы и позиции вольно или невольно накладывается отпечаток трудно-
28 стей взаимопонимания между людьми разных поколений Любому взросло человеку чрезвычайно трудно увидеть мир и проблемы молодых их глазами. характере проводимых социологами молодежи исследований (от рабочих гипотэт - до интерпретации полученных результатов) сказываются их социально-нравственные позиции отношение к молодежи. А такие позиции и отношения могут быть разными. И дело не только в идеологических, мировоззренческих различиях, но именно в тональности - как относиться к молодежи?
FcTb три основных подхода к оценке молодежи и ее места в обществе:
• Первый подход - критически - осуждающий1. В рамках этого подхода молодежь называют «рассеянным», «равнодушным», «взрывающим», «потерянным» и! т.д. поколением Расхожую формулу «не та нынче пошла молодежь» трактуют | при этом однозначно: НЕ ТА = ХУЖЕ.
• Второй подход - прямо противоположный по своему значению - восторженно-оптимистический. Для него характерно мнение: НЕ ТА = ЛУЧШЕ2.
• Третий подход - объективистский - предполагает учет и положительной роли молодежи, и негативных тенденций, которые реально существуют в молодежной среде. Для него присуща позиция: НЕ ТА = ДРУГАЯ
ЗАДАНИЕ 1.15. Приведенные мнения преимущественно выражают позиции
старшего поколения. А какая из этих позиций кажется наиболее точной
вам - пред ст авителям мо лодого поколения • и поч ему? ________________________
Сказываются и определенные идеологические, мировоззренческие пристрастия. Это, в частности, помешало социологам из социалистических стран увидеть в антисистемном протесте западной молодежи конца 1960-х гг. более общий феномен, направленный не против капиталистической системы (что обычно и подчеркивалось), а против мира взрослых в целом, против индустриального общества. Анализ специфики социологии молодежи, ее характера и проблемного поля подводит к необходимости исследовать сущность молодежи как объекта социологического исследования и процесс становления и развития социологии молодежи как относительно самостоятельной отрасли социологического знания.
Подобные представления традиционны (еше на клинописях древнего Вавилона обнаружены надписи типа: «худые настали времена, молодые не слушают старших, и всяк норовит сделать по-своему»).
Помните: «на смену придут другие, моложе и лучше нас...». Особенно четко этот подход проявился в характеристиках молодежи как «барометра революции», нового «революционного класса», «носителя нового, революционного сознания».
Ши |
ф |
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ ТЕМА 3. Молодежь как объект социологического исследования
'осматриваемых проблем и понятий: ■ чрпчиаость молодости. Лингео-семантический анализ молодости ">шжи. Подходы к определению молодежи и молодости. Интегра-
Е подход к пониманию молодежи. Определения понятия «моло-щ Молодость как этап жизненного цикла. Возрастные границы моло-и исследовательские процедуры их фиксации. Возрастная статус- I шуштшыа, её параметры. Самоопределение молодежи. Социальная и ^^Шцнмм стратификация молодежи. Социальные группы в структуре \н»Лшти, их разнообразив и взаимодействие. Молодежь как целост- мин* проблемы дифференциации и единства. Многомерная модель мо- «к
/|н.< мщиомога изучающего молодежь основное - объективно и всесторонне
пни, специфику и характер молодежи как социальной общности. •Ьнатон, кто смолоду был молод...» Многим знакома эта поэтическая фор- ы,к« Ии она содержит и глубокий социологический смысл:
■ толу» - достигнув молодежного возраста, периода молодости, Йып молод» - ощущающий себя молодым, ведущий молодежный образ жиз- ^^ШйЦмший социальные роли молодого человека
•ормума невольно отразила серьезнейшие противоречия между формаль-
камоидарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается
• и» момодости, и реальным уровнем социально-психологического, социально-
>аи1ия ребенка, достигшего этого возраста; между социально-нормативными
1|ии1маанилми к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием
.... мимо взросления, социализации. Этим очерчен широкий круг проблем, ох-
"Нииции предметное поле социологии молодежи. Их анализ начнем с исход-
i:' деления понятия «молодежь».
Minima для понимания молодежи может дать лингво-семантический анализ.
Нм инцепен на сопоставление терминов русского и иностранных языков, фикси-
м ими иные.-лапы жизненного пути и уровни зрелости. Некоторые из них
^^Кирияуются большой степенью жесткости, например, в английском языке:
^НвУ • мпаденчество (раннее детство); childhood - детство; adulthood - взрос-
i н/|Ц||1 (марость. И действительно, рубежи между ребенком, взрослым и
ммм довольно четкие и в современном общественном сознании бесспорны.
>>•«• »ти термины многозначны. Вошедшие в научный оборот понятия инфан-
tH.Hl, инфантилизм характеризуют особое социально-психологическое каче-
30 ство, когда у взрослого человека остаются доминирующими черты психическ склада, свойственные детям. Гораздо менее строги термины, выражающие р личные проявления юности, молодости1. Уже в русском языке это: отрочвот юность, молодость; подростки, молодые люди, юноши, девушки, молодо Столь же многообразны подобные термины и в английском языке: уо adolescence, young people, adolescent, teenager. В одних случаях в этих термина» отразилось многовековое несамостоятельное, зависимое положение молодежи: «отрок», «хлопец» (от холопа). В других случаях в языке отражаются разные со. циальные задачи того или иного возрастного этапа. Так, в английском языке child. и ребенок, дитя, и «порождение»; adolescent - от лат. «ad + oles сега» (выращивать) - подросток (или лучше по-польски - wyrostek) - выросший. Кстати, насколько различный по подходу смысл имеют два эти значения: «меня выращивают» и «Я расту, подрастаю». Наконец, проявляется и нечеткость словоупотребления; подростки = молодежь. Так, в немецком языке Jugend означает и юность, и молодость Это отражает зыбкость, подвижность возрастных границ, что наиболее наглядно проявилось в английском teenager - тинэйджер, подросток в возрасте от 13 до 19 лет (teen).
ЗАДАНИЕ 2.1. Вероятно, все знакомы с произведением Л. Толстого «Двт-\ ство, отрочество, юность». Попытайтесь определить границы каждого из этих состояний, опираясь в том числе и на свой жизненный опыт. Как °~ь; вы ответили на вопр ос: «Нуда уходит детство»?
Сложность и многогранность самого феномена молодежи, зыбкость и подвижность возрастных границ молодости определяют наличие в научной литературе довольно многочисленных подходов и определений молодежи и молодости. Выделим наиболее типичные из них;
• психофизиологический подход - молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);
• социально-психологический подход - молодежь - «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;
• конфликтологический подход - молодость - это «трудный, полный стрессов и
Очень социологически точно определили эту неопределенность молодежного возраста П.Л. и Б. Бергеры: «Быть молодым нелегко: удобства детскою возраста находятся в процессе исчезновения, а преимуществ» зрелости еше не торопятся стать доступными» (Личиостно-ориентировацная социология. М., 2004. С.238). ■ В этой связи примечательно, чю целая глава учебника (Волков ЮГ., Добреньков В.И., Каларин Ф.Д., Савченко И.П.. Шаповалов В.А. Социолог ия молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д„ 2001) посвящена анализу возрастных и социально-психоло* ических аспектов юности (С.28-73).
чяймо важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и Нвма, «проблемная стадия в развитии человека»
ипй подход - молодость - это «особая поведенческая фаза в жизни лю-пии «шли они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются политыми носителями ролей «взрослого»;
"оумьтурный подход - молодежь - это группа со своим специфическим об-■ «тми, стилем поведения, культурными нормами и ценностями; • щмалификационный подход - молодежь - это социально-демографическая ч п(рш1иченная возрастными рамками; со специфичными социальными по-^^ВМ, г.тгусом и ролями;
i пиниями ыционмый подход - молодость - это период социального роста, пер-М'мши Ооциипиэации «Главная цель ЮНОСТИ - самоопределение персонализз- щт в NiHiHimcKOM возрасте бурно развивается чувство индивидуальности»; i им1«|>аи1|ионистский подход - молодость - это одно из трех состояний души, ^^Нры киждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на М|ИМ1ии1ни> поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решении! iHiii мркимлиегся в спонтанности, непосредственности поведения;
•«логический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, ^^■Р чтим жизненного цикла человека;
.льаштинный подход - молодость - это особое мироощущение, устремлен •н н. ■> Пудущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя inii зависимости от реального возраста; •пиюг.увльный подход - молодые - это те, кто не завершен, не интегриро-нпдпгся в состоянии становления, формирования.
■< МИР 2.2. Отмеченные подходы отражают многоплановость ювено-
чллнообразив наук, объектом изучения которых является моло-
•*•>«,*- шчюдость. Выделите из них те, которые носят социологический
•«"'•У______________________________________________________
1'iHiih на эти разнообразные подходы, сегодня важно обобщить то пози-^^Bti что «сть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не бу-иам mi наминать или критиковать их. Подчеркнем другое:
иаоОяодимо учитывать различные реально существующие подходы; ияхип пидоть, что множество определений связано со спецификой угла зрения "жь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психоло-1ия иушнурния антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;
• некоторые из определений (особенно стратификационное, социализационноа, ролевое, субкультурное) акцентируют внимание на проблемах, которые действительно должны быть объектом социологического анализа. Поэтому при известной односторонности каждого из них они играют важную роль, фиксируя основные направления такого анализа;
• знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное социологическое определение.
Интегративное социологическое определение молодежи охватывает:
• возрастные границы и социально-психологические особенности,
• специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);
• специфику молодежи как социально-демографической группы; ее самоопределение и самоидентификацию;
• процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации.
Интегративный подход позволяет рассматривать молодежь в единств*
объективных и субъективных характеристик. Целостное видение молодежи а конечном счете требует выявления системного качества этой целостности. Именно оно и должно быть основой для социологического определения понятия «молодежь». Еще в конце 1960-х гг. социологом ВТ. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого»1. Одновременно во многом сходное, хотя и более широкое (скорее ювенологическое, чем социологическое) определение молодежи дал И.С. Кон2: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, закономерностей социализации, которые
^^В^ны данному обществу». Плучиют распространение представления о молодежи связывающие разные рщы I In мнению Ф.Р.Филиппова, молодежь - «большая общественная группа, "| специфические социальные и психологические черты, наличие которых имнмиишягг.и как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их i но •кономическое и общественно-политическое положение, их духовный НВМюдшгм и состоянии становления, формирования»'.
«Современное общество должно переоткрыть молодежь как субъект истории» И.М.Ильинский |
Mr/1"" шфиан1 такою же целостного подхода предложен ИМ. Ильинским'' §М вицтмируп внимание на существенных характеристиках молодежи, которые ik отражены в её интегративном определении. Молодежь - это: ^^■Ь пАщоства, большая специфическая возрастная подгруппа, нппь огромного интеллектуального, творческого потенциала; •••кип конкретно-историческое, социальный аккумуля-^^^■ротмнных трансформаций;
Мин и субъект социализации; субъект самоидентифи-
мним i «моосознания своих интересов;
,\» и мишнциал будущего.
М м«»«и той море обобщающим может рассматриваться подход В.И. Чупрова3,
»'м>нпн)щаю в рамках социологии молодежи (и зарубежной, и отечественной)
•• ориентации в понимании и определении молодежи, молодости: I Мпнодажи - возрастная группа;
• момндопть - определенный этап жизненного цикла,
н.... ьиый статус, определяемый возрастом;
• Mi....;|tiwii,m субкультура;
■•льнам сущность молодежи определяются её ролью и местом в общест-
.......... 1"1изводстве.
*и«и1. показала плодотворность этих определений, прежде всего - в соотнесении молодежи с возрастным социальным статусом, с процессом социализации. Но мни необходимо и их уточнение. Одно из таких интересных уточнений (с позиций ■ •■иурусиого подхода) предложено А.И. Ковалевой и В.А. Луковым. Они вы->нй рид признаков, характеризующих молодежь как социальную группу: нымшни» и присвоение социальной субъектности;
1 См.: Молодежь и современность. Л., 1975.
'Социология молодежи: Учебник/Под ред. проф. В.Т.Лисовского. СПб., 1996. С.ЭЗ
I.» ф I1 Молодежь// Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С.297 И м иншнп II М. и лр. Молодежьпланеты. М., 1999. С.22-41
и.... и И Молодежь////Социологическая энциклопедия. В2т.T.I. М.,2003. С.674-676; Чупров
'vflu* К) А, Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001; и др.
34
• переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социал* зации к свойству быть субъектом социальной деятельности;
• наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;
• распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и о жающие её символический и предметный мир1.