102
эти годы провести сравнительные исследования. Особенно это проявилось в следованиях Н.А. Рыбникова. В его более поздних работах об интересах школьников и крестьянских детей в советское время прослеживались интересные переплели с результатами дореволюционных исследований об идеалах гимназисток, деревенских школьников1.
В исследованиях 1920-1930-х гг. определенное место занимало изучение бенностей жизни молодежи отдельных регионов страны. Среди них можно выделить изучение труда, здоровья и быта подростков Сибири (Новосибирск, 1927г.); молодых рабочих Ленинграда (1925г.); социального положения молоде Урала (1936г.) и т.д.
Обогащался исследовательский инструментарий. Типичен пример анкетного опроса молодежи, осуществленного ММ. Рубинштейном и И.А. Игнатьевым2. Наряду с анкетами широко использовались результаты выборочных переписей и массовых медосмотров подростков. Применение статистических данных позволяло преодолевать психологизм исходных исследовательских установок.
Опыт исследований 1920-1930-х гг. нельзя воспринимать некритически. В известной мере оценка материалов большинства из них затруднена, нет указаний на характер и репрезентативность выборки. Трудно судить о типичности полученных данных. Хотя изучались не только субъективные, но и объективные показатели чаще всего они рассматривались изолированно друг от друга.
Вне поля зрения исследователей обычно оказывалось девиантное и протестнов
1 Рыбников Н.А. Интересы современного школьника. М., 1926; Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок. М., 1930.
Рубинштейн М.М.. Игнатьев И.А. Психология, педагогика и гигиена юности. М.. 1926. Представляет интерес использованная ими анкета:
|
1. Как переживали вы переход от детства к отрочеству (физически)?
2. Как переживали вы его психически?
3. Каково было ваше умственное развитие и отрочестве и юности?
4. Каковы были ваши мечты, идеалы и интересы тогда?
5. Стремились ли вы в ту пору к людям, к дружбе, любви или, наоборот, к уединению и т.д.?
6. Как вы относились в отрочестве и юности к лицам другого иола?
7. Выявилось ли у вас тогда половое чувство и в какой форме?
8. Какие нравственные понятия были у вас в то время (строгость, требовательность, максимализм, проповедничество и наоборот)?
9 Стремились ли вы к самостоятельности и как вы относились к воздействию на вас взрослых?
10. Принимали ли вы участие в кружках в отрочестве и юности и в каких?
11. Стремились ли вы тогда к эстетике, в какой форме, к сцене, к стихам? Писали ли сами?
12. Стремились ли вы в ту пору подражать кому-нибудь и кому именно? Кто был вашим героем?
13. Ьыло ли у вас в ту пору стремление к необычному, к путешествиям, к героизму, к приключениям и т.д.?
14. К какому типу людей вас можно было причислить тогда (мечтателей, реалистов, материалистов, практиков, идеалистов и т.д.)?
15. Увлекало ли вас тогда чтение и какое?
16. Какой мир вас тогда больше интересовал - внутренний или внешний, какая область (личная, общественная. политическая, религиозная и др.)?
гиннчигние молодежи Нельзя согласиться и с интерпретацией результатов иссле-
Мний в отдельных работах: в них весьма существенно сказываются присущие
ЦИмени идеологические стереотипы и вульгарный социологизм'. Такой ПОД-
...........т.,жил отпечаток и ча нарисованный совместными усилиями исследовате
лей коллективный портрет того молодого поколения. Но сам этот портрет ин-
^Шян Отметим некоторые его черты:
|
• раннее начало трудовой деятельности. К 15 годам работал уже каждый вто-■м»и (60% юношей и 27% девушек). Из них 9% с 10-12 лет;
• революционный энтузиазм, пафос переустройства общества. Характерны в цом смысле ответы респондентов-подростков на вопрос: «Что, по-твоему, нужно
ПО бы изменить в теперешних порядках?» (1927 г.). Каждого третьего все уст-мло - «В Советской власти ничего менять не надо»; «менять надо не у нас. а "границей». Каждый пятый считал необходимыми социально-политические изменим Они касались явлений, которые, по мнению ребят, не отвечали их социалистическим идеалам При всем многообразии ответов их общий знаменатель •мести социализм». Каждый пятый предлагал: снизить цены и налоги, повысить •ярим ну уничтожить безработицу В ответах каждого шестого предлагались перемены социально-бытового характера - борьба с хулиганством и алкоголизмом. Отчетливо проявлялся синдром борьбы - до полного уничтожения буржуев, кула-мм, частников, попов Лишь 3% опрошенных высказали несогласие с происшедшими социальными переменами. Но их требования («вернуть прежнюю власть», нить коммунистов») пронизаны тем же синдромом борьбы. Сегодня многое переосмысливается в нашей истории в том числе - стереотипы и мифы тогдашней и более поздней официальной пропаганды. Вероятно и об-Mi поколения «энтузиастов» в какой-то мере сконструирован ею. Но многие чер-!ы иого образа имели достаточно массовое распространение и были реально-молодежного массового сознания того времени. Вера в чудо быстрого соци-■мьного переустройства, массовый самообман снизу служили питательной средой
|
Hi.... '1м,)на сверху,
Щ ОМрхполитизация молодежи. Типичны результаты опроса об интересе
иперно объяснение интереса молодых рабочих к тем или иным писателям: «Пушкин соответствует iM NSC i роениям рабочего подростка, несмотря на то. что герои его произведений чужды ему». «Сугу-| пническая ноззия. элегический тон стихов Лермонтова более чужд настроениям рабочего молодня-Мрпчная чеховская сатира, мотив одиночества, тоски и ненужности чужды современному юному чита-«Достоевский совершенно чужд и мало понятен рабочему подростку своей сложностью, налломлен-• >", болезненностью и религиозностью. Гончаров - безмятежностью, умиротворенностью, бездея-■, ii.iu н пассивностью своих героев».
104 молодых рабочих к вопросам политики и международного положения (1930 г.Ш 88% отметили «устойчивый, живой интерес», 6% - интересовались от случаи • ] случаю; лишь 6% - были аполитичны. Еще показательнее это проявлялось в пер сонификации идеала. На кого подростки хотели бы походить'' Это - Ленин (24- I 27%); революционные герои (10-17%); исторические и литературные герои (10%), герои кинематографа (7-17%); ученые (7%). «Любимые личности» - родители ' (17%); Ленин (13%); герои литературы и кино (12%); товарищи и подруги (12%), | деятели искусства (10%); ученые, изобретатели (6%); педагоги (4%); другие вож ди (2%). Разные исследования, разные респонденты, разная постановка вопросов, но как много общего в ответах и ориентациях.
Типичной была массовая вовлеченность в общественную работу. Боле* конкретные исследования (1928 г.) показали, около 30% молодых рабочих им*-1 ли 3 и более общественных нагрузки. Каждый второй тратил на общественную работу 10 и более часов в неделю. Для личной жизни времени оставалось все! меньше и меньше;
• коллективизм Он проявлялся многопланово. Утверждалась психология долги | и обязанности Именно долг поставили молодые респонденты на первое место, I отвечая на вопрос; «Чем вы руководствуетесь в ваших поступках?»
Формировался приоритет общественного над личным. Ориентация на коллективные формы жизни особенно проявлялась в распространении коммун. Что же f привлекало в них молодежь? По данным одного из опросов студентов (1929 г.), I цели их вступления в коммуну были: «устройство нового быта» (28%), «усиление общественной активности» (16%); «политическое развитие» (16%); «создание лучшей обстановки для учебы» (13%). В обобществлении быта не обходилось без перегибов, мелочной регламентации: «Что такое личное в коммуне? Можно ли I говорить - моя комната, мое белье, моя книга, мои деньги? Или все это пережит- Ч ки индивидуалистических, собственнических тенденций?» - обсуждается на соб- I рании коммунаров. Трудно более четко выразить гипертрофированное чувство J общего. Степень утверждения коллективистской ориентации выступала кри- J терием типологии различных групп молодежи. Интересна одна из них - исследо ватели выделили 10 типов молодых людей и определили степень их распространенности'; ■ организаторы - коллективисты - отчетливая социальная направленность,
' Рабочая молодежь как она есть (опыт научно-педагогического изучения молодежи одного завода). М.-Л., I930
[05
(■(.мимическое сочетание общественной деятельности с повышением своего «упьтурно-политического уровня - 9%;
■ общественно перегруженные коллективисты характеризуются диспропорцией между общественной работой и полным отсутствием работы по повышению «у/||»гурно-политического уровня - 5%;
■ мнюриально стесненные коллективисты - по активности и социальной на-«раимонности не отличаются от других групп коллективистов, но в вопросах материальной обеспеченности обнаруживают частичный переход на позиции индивидуалистов - 8%;
■ коллективисты-середняки - характеризуются влечением к коллективу, еще не Оформившимся полностью ни в идеологическом отношении, ни в личном поведении 11%;
■ отходящие от коллектива -1%;
■ «нвслаждатели» - при наличии влечения к коллективу отличаются личной направленностью, индифферентностью в отношении к общественно-политической мизни - 15%;
■ индивидуалисты-приобретатели - характеризуются высокой активностью при минной направленности, развертывание этого типа идет по линии индивидуального приобретательства (материальная обеспеченность, карьеризм) - 3%;
■ индивидуалисты-существователи - обладают меньшей активностью, характеризуются пессимизмом - 22%;
■ активные, ненаправленные (трепачи) - характеризуются отсутствием направ-мемности при значительной активности - 2%;
■ культурно и политически неразвившиеся - 24%;
• тяга к знаниям, к культурным ценностям. Мотивы учебы у фабричных подростков были, например, таковы (1925г.): «хочу быть образованным, все знать»). «нравится учиться» (23%); «хочу пробить себе дорогу, улучшить жизнь» (12%). При всех недостатках этой классификации мотивов она достаточно пока-Мтельна.
Тяга молодых к знаниям особенно проявлялась в отношении к чтению. По данным И А. Арямова, большинство подростков (85%) любят читать. Лишь 6% читали Or случая к случаю, а 9% - не обнаружили интереса к чтению. Показательны и ответы подростков о том, что они ценят в книгах. Для 45% книга - средство самовоспитания; для 23% - средство развлечения, отдыха, 8% ищут в книге возмож-ш >1 и, удовлетворить свою любознательность. Из видов и жанров литературы бо-
106
лее всего привлекала беллетристика (40%); на втором месте - приключения и тешествия (20%). Наряду с чтением заметное место в культурных интересах лодежи того времени занимали театр и кинематограф Причем (и это знамен времени) именно театру отдавалось предпочтение даже в сравнении с кино. По данным В.Е. Смирнова (1920г.), 2 из 3 фабричных подростков часто посещали атр, 3 из каждых 5 - кинематограф, реже посещались концерты, цирк, музеи;
• характерны и ценностные ориентации молодежи. Для их выявления м дым предлагалось оценить: «Что самое хорошее и самое дурное в жизни?», «В чем видишь счастье?», «Что больше всего любишь делать?», «Что больше всего хочешь иметь?» Показательны ответы на первый из этих вопросов (1925 г.). Как самое хорошее юноши выделили науку и образование (35%); здоровье, спорт (17%); нравственные качества (15%); работу (13%) и общественную работу (13%). Показательно, что за чертой приоритетов остались спокойствие (9%); материальная обеспеченность (7%); личное счастье (4%). Оценивая самое дурное в жизни, респонденты прежде всего осудили невежество, некультурность (32%); хулиганство (21%); разврат (16%) и эксплуатацию (11%);
• материалы исследований позволяют говорить о распространенности многих негативных явлений. Около 70% молодых рабочих, по данным выборочных опросов, употребляли спиртные напитки 2/3 из них делали это регулярно, а каждый восьмой - даже ежедневно. 41% подростков и 21% «малолетних» курили. Каждый третий начинал курить до 14 лет. Опросы отразили и негативные проявления в сексуальном поведении молодежи, ее половой морали. По этим данным, в добрачных интимных отношениях состояли 85-88% мужчин и 36-46% женщин. 13% юношей и 11% девушек начинали половую жизнь до 15 лет.
ЗАДАНИЕ 3.3. Понятно, что возможные представления о поколении 1920-1930-х годов могут возникнуть у вас лишь на основе книг, кинофильмов, спектаклей, песен. И все-таки эти представления, хотя бы в виде образов, у вас.вероятно.есть. Попытайтесь сопоставить такие представления с социологическим портретом этого поколения. Что в этом порт-
рете совпадает с вашими представлениями, а что расходится? _____________
Распространенность негативных явлений объяснялась обычно или пережитками прошлого, старого быта, или недостатками воспитательной работы с молодежью, плохой организацией ее досуга. При оценке предлагавшихся мер по формированию новой морали «нового человека» нужно видеть их двойственность. Нетерпимость к асоциальному поведению сочеталась с варварскими методами борьбы с ним, с насаждением казарменного образа жизни, жесткого социального контроля, с бесцеремонным вмешательством в личную жизнь молодых людей.
И i разнообразных примеров такого рода приведем один - об отношении к танцам Многим молодым танцы нравились - по опросам - трем из каждых четырех Ганцы воспринимались как развлечение и удовольствие (32-40%), как привлека-«ельное времяпровождение (30-35%). Лишь немногие (3-4%) видели в танцах ис-Иуиство Какова же была реакция взрослых наставников и молодых организатора? Первые явно осуждали «фокстротизм»1. Молодые организаторы были еще решительнее2. Осудить, запретить.... Первоначально это относилось к нежелательным явлениям в молодежной среде. Но очень быстро распространилось и на iy науку, которая пыталась анализировать социальные причины негативных явлений в молодежной среде. И именно поэтому начинала не совпадать с офици-■пмюй пропагандой. К середине 1930-х гг. социология молодежи, как и социологии • целом, в стране начинает фактически сворачиваться.
Сегодня, когда в историко-социологический оборот входят новые документы и машриалы, масштабы такого несовпадения становятся особенно понятными. Выясняется, что наряду с официальной молодежной культурой существовала и «суб-цупыура протеста», изучение которой может дать более целостный портрет того поколения3. Оценивая прошлое, нужно четко различать: иллюзорность, утопизм i утмсшовавших в обществе установок и реальную убежденность молодых людей и правоте своего дела; фактическую эксплуатацию энтузиазма, романтики Молодых и преобладавшее у многих искреннее стремление к идеалам.
Парадокс: социология молодежи как самостоятельная отрасль (особенно на ампирическом уровне) начинала свои первые шаги в обществе, где манипулиро-еанио массовым сознанием скоро стало основным инструментом поддержания •ласти Это и предопределило непродолжительность расцвета отечественной Юциологической науки. Но накопленный за эти годы в нашей стране опыт имел не ТОЛЬКО локальный смысл. Он обогатил мировую юнологию и по праву может счи-ГОтЬСЯ важным компонентом становления социологии молодежи
' аЛтОоП типец танцуется сейчас под фокстрот, i.е. необычайно нагло н отвратительно. Фокстротизм есть ■•чм» |чкчлабляющее, возбуждающее, грубое, пошлое, нечто принижающее достоинство человека».
щклдесы делают наших ребят аполитичными, убивают в них всякую идейность, уничтожают здоровую инициативу», ((категорически запретить членам РКСМ принимать какое-либо участие в танцах».
....... inecna попытка дать такой сравнительно объективный портрет молодежи того времени (См.: Рожков
* в ' II кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. В 2 т. ■кем дар. 2002). В книге обращается внимание на совершенно неизученный пласт проблем исторической ни ми молодежи. Автором показаны многообразные формы протестното повеления студентов, крэсио-ЦШИисп, "сенризорнимш, безработных и даже комсомольцев, проанализированы проявления Иеконфор- ннш< под в себя, в религию, выявлены основные причины и мотивы протеста.
108
ТЕМА 7. Субкультурный период в зарубежной социологии
fjk молодежи
Уже в 1920-1940-«гг.складываются предпосылки |
«Одни» поколениям многое дается, с других многоедля самоопределения социологии молодежи Своеоб- спрашивается нынешне» |
поколение__ американце» встречается с судьбой» __________ Ф, Д. Рузвельт |
Круг рассматриваемых проблем и понятий: Социодинамика молодежи в 1920-1940-е гг. и её отражение в социолог молодежи. «Потерянное поколение» и развитие социологии молодежи жду мировыми войнами. Основные направления социологии молодежи • 1950-1960-х гг. (Г.Шельски - ролевая теория молодежи, усложнение социализации; К. Беднарик ■ социокультурные проблемы молодежи; К.Кенистон - конфликт поколений, отчуждение молодежи; А.Коэн - проблемы субкультуры). Концепции субкультуры. Социологический анализ специфики и особенностей молодежной субкультуры (М. Гордон, Д. Колеман, Г. Си- больд и др.). Молодежная субкультура - сегмент общей культуры и обща-групповой образ жизни молодежи.
разным рубежом не только в жизни целых народов и государств, но и в судьбах, ориентирах, социальном самочувствии и мироощущении поколения, чья молодость начиналась после нее, явилась первая мировая война. Именно тогда применительно к молодежи Европы родился термин «потерянное поколение», который Э. Хемингуэй сделал эпи-гоафом романа «Фиеста». Чувство потерянности, ненужности, второстепенное™, безысходности несли в себе герои романов Э.-М. Ремарка, Р. Роллана, Р. Ол-дингтона. Эти герои были потрясены ужасами войны, ее абсурдностью, крахом просветительских, гуманистических надежд На философском уровне такие мироощущения и умонастроения наиболее отчетливо выразили экзистенциалисты (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М Хайдеггер, К. Ясперс,). В их работах акцентировалось ощущение абсурдности внешнего мира. Существование человека рассматривалось как подлинное лишь в пограничных ситуациях - между жизнью и смертью. Философия обращалась преимущественно к духовному миру человека.
Населения США война непосредственно не коснулась Это сказалось на иных настроениях американской молодежи. Юнологи США рисуют образ «пламенной» молодежи 1920-х гг.1; «Кажется, молодые люди закусили удила и становятся дикарями. Им нет дела до традиций, которые веками царили в обществе. Для них не существует ничего недозволенного. Любящие родители, тети, дяди, все те, кто пытается их обуздать и напомнить им правила морали, - все становятся объектами насмешек. Их пытаются остановить, но от этого они еще более раскаляются. И конца этому не видно. Взрослые члены общества, как никогда, обеспокоены столь
' Райе Ф. Психология подросткового и юношескою возраста: пер. с англ. СПб., 2000, С.42.
I09
[безответственным и анархическим поведением молодых людей. Никогда прежде > i.ipiupe поколение не имело таких серьезных проблем с молодежью»
В какой-то мере эта ситуация повторилась после второй мировой войны. Мшюдежь вновь явилась перед миром взрослых в двух образах - «пламенной», Необузданной и скептической, «потерянной», отчужденной. Социология должна Bwna выйти на понимание массового молодежного сознания. Она должна была, с Одной стороны, помочь взрослым понять молодежь, причины ее потерянности, а Молодым осознать свою ответственность перед обществом. Эту задачу - на теоретическом уровне - реализовали Г. Шельски, К. Беднарик, К. Кенистон, чьи работы утвердили самоопределение социологии молодежи.
«Вся современная молодежь - это потерянное поколение, полностью отрицающее мир взрослых»» Г. Шельски |
Каковы же основные идеи Г. Шельски (ФРГ)1: » специфика социологического знания. Социология ■ «то и эмпирическая, функциональная, и социально-
фимософская, объяснительная наука. Ее назначение - описание общества в цепом или целостных комплексов социальной жизни:
• необходим «чисто социологический анализ» проблем молодежи, социо-
/кнический вклад в науку о молодежи наряду с психологическим;
i ролевая теория молодежного возраста, уточнение его границ. «Шаг из ро-ни рооенка в роль взрослого в современном обществе - переход между двумя го- ■инонгвми социального поведения, структура которых в значительной степени щмнииоположна». Юность - период не только психологического, но и социального взросления, освоения «взрослых» ролей (верхняя граница - 25 лет)2;
• усложнение социализации в современном обществе. Традиционное обще- •Tto организовано по типу семьи. В нем выход подростка из семьи во «взрослое •бщвство» - переход в сходную, привычную среду. В индустриальном обществе подросток сталкивается с разрывом «микроструктуры» (семья) и «макроструктуры» (общество),
• социализирующая роль группы сверстников В ней, как и в семье, сохрани",гея дружеские, теплые отношения. Здесь молодой человек может найти понимание, сочувствие, защиту от социального контроля отрепетировать «роли •«рослого»;
ш единство молодого поколения. «Различия во взглядах между социальными
1 fchcliky H. Die skeptish generation. Sociologic der Deuischen jugend. Кй1п. 1958. < юдна позиция Ф. Тенбрука (ФРГ), характеризовавшего молодежь как "промежуточную стадию», «нере-■M/iiiM и подготовкой к исполнению взрослых ролей», «введением к культуру» (Tcnbmck F. Jugend und Ge-и11»1'л11 Freiburg? 1962. S.I8I).
по
прослойками молодежи стерлись, наблюдается нивелировка в ее мировоззрении, Ее не связывают больше узы классовой солидарности. Сознание эксплуатируй мых сменилось стремлением к повышению своего жизненного уровня, к карьере»,
• историко-социологический анализ смены поколений (в Германии):
- романтическое (ориентации на идеи разума, добра, на общение и дискуссии в кругу единомышленников);
- организованное (объединение в политические организации для защиты своих прав, реализации целей, идеалов);
- скептическое (выросшее после краха фашизма и потерявшее веру в обще
ственные идеалы и ценности, утратившее чувство социальной ответственности).
«Чего можно ожидать от этого поколения? Оно никогда не будет охвачено рево
люционным духом».
К. Беднарик (Австрия) выявил социокультурные проблемы молодежи
• необходимо концептуально осмыслить и эмпирически изучать изменения в социальном поведении и установках молодежи. «Молодой работник изменился. Но как он изменился, точно не известно. Общераспространенная концепция молодого рабочего может быть определена как неопределенная». «Никто не предвидел появления нового типа молодого работника. И когда сейчас мы стремимся изучать его, мы не имеем теоретической концепции для понимания и классификации. Старые представления (в ракурсе борьбы классов) не могут больше использоваться»;
• основное направление социодинамики ценностных ориентации молодежи: от труда к досугу- Молодой рабочий «безусловно живет в индустриальной среде, но радио и кино уводят его в иной мир, под их влиянием он отчуждается от своей среды». Молодой работник нового типа видит в работе лишь предпосылку для досуга, являющегося для него истинной, реальной жизнью. Он знает, что его личная жизнь определяется заработком. Поэтому он реалистически относится к своей работе. Вообще-то он - хороший, исполнительный работник. Многие постоянно и охотно работают сверхурочно - в надежде заработать больше;
• массовая культура формирует стиль жизни молодежи. «Ничто так определенно, типично не характеризует это поколение, как его отношение к кино. Новый тип немыслим без определенного сорта фильмов, пусть и невысокой художественной ценности. Не доходя до сути, молодой рабочий нового типа аплодирует фильмам пропорционально числу выстрелов и трупов. Чем их больше, тем громче
1 Bednarik К. The young worker of today. A new type. Michigan. 1958.
Ill
пяочет» «Кино для него - это святилище, «источник его идеалов», Они пыта-жить как в «кино», копируют поведение киногероев, их развлечения, имити-их одежду, повторяя их ссоры и авантюры. Их интересы вращаются вокруг Мпьной борьбы, секса, мотоцикла (определяющего его подход к жизни и при-дамшрго ему «солидность»). Их поведение и одежда диктуются модой, которой Иридиягся гипертрофированное значение. Новый тип - в массе своей - неинтел-гчинуипен. Транзистор, телевизор, кофеварка - предел мечтаний. Все больше де-им расходуется на предметы роскоши, все меньше - на культурные цели (театр, ■Лии, хорошие фильмы). Уровень жизни растет, освоение художественных бо-iHtCTB - падает;
I упадок «социального идеализма» (ориентации на социальные идеалы). •Молодой работник потерял моральную ориентацию. Он больше не верит в социальные ценности. Они потеряли значение для него». Происходит кризис авторитета, молодой работник становится schlurf («таким-то» - обезличенным). В пичной жизни он чувствует «себя более независимым, недосягаемым для общения» Вместо общераспространенных социальных норм он создает свои собст-аянные идеалы. Там, где старый тип видел важные социальные задачи, новый тип •иди! только себя. Молодой работник нового типа более, чем когда-либо, далек t» понимания исторической миссии и лишен революционного импульса. Его сильная иолнует заработок (и поэтому - работа), чем политика, социальные и государ-
■Тмнмые проблемы. Н исследованиях К. Кенистона (США) начала 1960-х гг. рассматривались раз-
ничнып социальные проблемы молодежи1:
• преемственность поколений и отчуждение молодежи. «Общество должно *н*аниться, но не так быстро, чтобы нельзя было понять - откуда и куда ты Идешь» Люди должны чувствовать, что контролируют свою судьбу и - косвенно -Историю общества, а не наоборот.. «Должно сохраняться чувство преемственности поколений; юноши и девушки должны чувствовать, что они стоят на плечах своих родителей». Без этого чувства и индивидуальная, и социальная история мнлична, разрозненна, а не прогрессивна;
• разрыв поколений - реальная социальная проблема. «В той мере, в какой •дна часть общества стремится сохранить старые ценности, другая - оказывает Сопротивление их принятию. Едва ли когда-либо ранее в обществе отмечалась шкал растерянность в определении хорошего и плохого, едва ли раньше так час-
' Ktnliton К. The Uncommitted. Alienated Youth in American Society. N.Y.. 1965.
112 то задавали себе вопрос, что же требует от них общество и что оно им предла ет, едва ли отмечалось такое скудное представление, какое будущее ждет это коление «Оба поколения стоят перед лицом столь различных ситуаций, что ой-раз жизни родителей не может быть хорош или плох для их детей - он про-сто не имеет к ним никакого отношения». «Поколенческое сознание» включает чувство психологической несвязности с предыдущими поколениями, их жизнен» ными ситуациями, их идеологиями;
• «молодежная культура - навязанное отчуждение». Для взрослых обычно допущение: молодежи ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что...таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной куль» туры. Ценности и образцы молодежной культуры редко антивзрослые (anti-adult), но они всегда не-взрослые (non-adult). И основные добродетели молодежного общества не таковы, как в мире взрослых. Хотя ценности молодежной культуры - не-взрослые, но каждая из функционирующих молодежных культур признается молодежной лишь на время и затем переходит в стадию взрослости. То, что мы называем молодежной культурой (специфические ценности, взгляды, манеры, роли и образцы поведения молодежи, выступающей как изолированная возрастная группа), не есть чисто американское явление. Но в Америке - самой технологически развитой нации - молодежная культура получает наибольший размах и развитие. Здесь молодежная культура - удел не только привилегированных и образованных, но всех социальных слоев, не только тинэйджеров, но и многих достигших 20 лет, • отчужденность, разобщение, неудовлетворенность, потерянность, апатия, нейтрализм - все это характеризует разрыв между человеком и социальным миром современного Запада. «Особенно ясно проявляется отчуждение американской молодежи - нерешительной и растерянной на пороге мира взрослых». Это -новое отчуждение. Нынешние молодые родились в комфорте, у них хорошие возможности для образования, они талантливее и здоровее. Их отчуждение не может быть объяснено просто социальными лишениями. Новое отчуждение принимает формы бунта - «отказ от того, что есть, без какой-либо программы жизни, без каких-либо предложений о перспективах на будущее».