• «академическая» - сориентирована на учебу, достаточно широкое образование, о перспективе - на занятия наукой;
• «нонконформистская» - сориентирована на интеллектуальные ценности, не разнообразные досуговые занятия. Их интересы выходят за рамки колледжа. к которому они относятся весьма критически и менее других преданы ему
' AIMnitcd Youth // The Journal of Social Issues. 1969. V.XXV. №2. P. 13-14.
• Peer Groups. Problems and Prospect for Research. Chicago, 1971. P. 19-24.
124
ЗАДАНИЕ 3.7. Этой типологии болев 30 лет. Как вы считаете, /может
она быть применена сегодня. Попытайтесь на ев основе определи
свою принадлежност ь к той или иной студенческой субкультуре. ___________
Предпринимались и усилия определить социально-психологические состоян молодежи операционально. В частности, как черты отчуждения молодежи вы делялись1:
• бессилие - ощущение неспособности реально на что-то повлиять или что-то изменить;
• потеря смысла - утрата четких ценностных ориентиров;
• аномия - ощущение: целей можно достигнуть, только нарушив общеприня социальные нормы;
• изоляция - чувство обособленности от взрослого общества, отвержение навязываемых им ценностей и норм;
• самоотчуждение - большая зависимость индивидуального поведения внешнего одобрения, чем от личных, внутренних установок. При всей условности выделенных черт они позволяли конкретизировать общие положения: «отчуждение - есть образ жизни молодежи». Такая конкретизация, присущая и другим методическим поискам, - безусловный шаг вперед Без эмпирических исследований трудно было понять специфику субкультуры молодежи. А без этого становились схоластическими теоретические дискуссии типа: «Молодежная культура - это модификация взрослой культуры или автономная субкультура, продукт взаимодействия молодых?»
|
Поворот к эмпирическому изучению молодежной культуры актуализировал проблемы методики, социологического инструментария. К пониманию взаимосвязи между используемым инструментарием и интерпретацией полученных результатов приходили и социологи-прикладники. В этом смысле примечательна критика ряда выводов американского юнолога Д. Колемана. Основные идеи его книги «Общество подростков» - растущая автономизация молодежи (учащихся колледжей), изменение референтной фуппы - от семьи к компании сверстников. Его оппоненты обратили внимание на эмоциональную неоднозначность поставленных им перед респондентами-подростками вопросов: «Не одобряете ли вы своих родителей?» и «Ссоритесь ли вы с друзьями, сверстниками?» В итоге получилось: число неудовлетворенных родителями (43%) заметно превысило число тех, кто ссорится с друзьями (20%). Но сама формулировка вопросов пре-
' Alienated Youth II The Journal of Social Issues. 1969. V.XXV. №2. P.I-2.
^определила и ответы. Ведь одно дело - неудовлетворенность, другое - ссоры. Кстати, проведенное по более адекватной методике (с вопросами: «Удовлетворены пи вы отношениями с родителями и с друзьями?») дало иные результаты -удовлетворенность и родителями, и друзьями почти не отличалась'.
Столь большое внимание к ранним концепциям субкультуры не случайно. Теории субкультуры как целостная концепция, все еще оказывающая серьезное янинние на социологию молодежи, 8 основном сложилась в 1950-1960-е гг Уже ГО1да были заложены и предпосылки основных линий ее дальнейшего развития.
|
• Одна из них - концепция контркультуры В годы «молодежного протеста» она ПШЛа на первый план и будет рассмотрена в следующей главе.
• Другая - понимание молодежной культуры как комплекса многообразных суб-иупыур, стилей. После «молодежного протеста» она становится определяющей.
Исследования молодежной субкультуры проводили, как правило, социологи -люди старшего поколения. Обострялось противоречие между научной и мировоззренческой ролевыми функциями социолога Как ученый-исследователь он должен был стремиться к объективности. Но, будучи взрослым, не мог не разде-HHtb стереотипы и пристрастия своего поколения. И, действительно, работы со-циомогов уже этого периода демонстрируют причудливое сочетание объективности и пристрастности. Целая гамма реакций взрослых на молодежь и ее Культуру присутствует в работах социологов тех лет7:
• удивление: «подростки сегодня оказывают на многих взрослых впечатление ООоОого клана со странными и специфическими привычками и обычаями. Они вдеваются и ведут себя очень странно. Они часто жаждут вещей, отличных от тех, которые их родители и учителя считают заслуживающими внимания Джин-0Ы, прическа «а-ля - БИТЛЗ», рок-энд-ролл, поклонение перед поп-певцами при-«июг большой группе молодежи специфический и нередко раздражающий взрос-пмх характер»;
• критическое осуждение. Социолог Д. Бреннан, например, выделял такие характеристики молодежи в ее отношении со взрослыми - враждебность, неуправляемость, в поведении - аморальность, в установках - безответственность, в убеждениях - иррелигиозность, в надеждах - отсутствие честолюбия;
|
• возмущение, ужас, что четко отразилось в книге Ф. Майера «Наша ужасная
' i.ilnnan 1. The Adolescent Society. N.Y.,1961; Andersson B.-E. Studies in Adolescent Behaviour. Stocholm I WW P 120-21.
' Andersson B.-E. Studies in Adolescent Behaviour. Stocholm. 1969; Brennan J. Thinking about Young People. L„ 1067; Mayer F. Our Troubled Youth. Education against Delinquency. Wash.. 1959, Smith E. Adolescence. L., 1968.
126 молодежь». Увлечение молодежи рок-энд-роллом, ее отвращение к авторитетам воспринимается им как полуварварство, примитивизм, как питательная сред! преступности. О распространенности таких взглядов говорят исследования середины 1950-х гг.: оценки 2/3 респондентов-взрослых в отношении молодежи бЫ" ли негативные;
• опасения: молодежь идеалистична, поэтична и не очень законопослушна. Это может стать основой для появления такой молодежной культуры, которая угрожает стабильности общества;
• попытка понять, помочь: «Если что-то «неверно» в этом поколении, то скорее потому, что «неправильно» общество - именно общество родителей делает молодежь такой, какая она есть». Во враждебности, черствости взрослых виделись предпосылки разрыва молодежи с миром взрослых, создания ею своей культуры, жизни по своим образцам.
^ЗАДАНИЕ 3.8. Каков отношение к молодежи вы оценили бы как типичное, если бы речь шла о современных соци ологах и современной молодежи?
Каким предстает поколение молодежи 1950-1960-х годов в эмпирических социологических исследованиях? Эти исследования многочисленны и разнообразны. Но мы ограничимся лишь их методическими приемами: • Обобщенный образ молодежи
Так, молодой американец (по материалам опроса института Гэллапа, 1961 г.) «предпочитает маленький успех риску большой неудачи. У него мало тяги к романтике, развлечениям. Он старше своих лет: ему нет и 20, но можно дать 30. Он хочет иметь свой небольшой дом, недорогой новый автомобиль, работать где-нибудь в большой фирме. Он глубоко религиозен, однако смотрит сквозь пальцы на проявления нечестности. Он хочет малого, ибо у него есть многое, и не желает рисковать тем, что уже имеет. В целом он консервативен и осторожен. Молодые хотят найти в жизни счастье: жениться, иметь свой дом и семью»'.
Близок к нему и социальный портрет молодого американца - итог эмпирического изучения психологами М. и К. Шерифами проблем конформизма и отклоняющегося поведения молодежи: ценности и стремления, свойственные молодежи во всех сферах, отражают образ индивидуального успеха в Америке2. Его составляющие: удобное жилище, машина, красивое платье, свободные деньги, до-
1 Юность... какая она?" Ровесник. 1962. №2.
! Sherif M. & С. Reference Croups: Exploration inij Conformity and Deviation of Adolescents. N.Y.. 1964. P.257.
127 и развлечения. Большинство молодых более разборчиво и более точно пред-мляет марку автомобиля, который они хотели бы иметь, чем выбор своего жизненного дела.
• конкретный анализ данных эмпирических исследований. Характерны ре-•уныаты опроса молодых французов («Пари-матч»,1964 г.)1: "Молодежь не примыкает ни к какой идеологии", "не верит ни в какие "измы" Больше половины респондентов отметили: "Мы не говорим о политике", 20% - абсолютно не интересуются ею. Религиозная жизнь, как и политическая, не очень привлекает. Поломив считает: религия утратила свое прежнее значение, 2/3 не ходят в церковь или ходят лишь изредка. При выборе 3 вещей, отсутствие которых было бы для них самым ощутимым, вера оказалась на последнем месте (12%). Религия XX века для молодежи - не самопожертвование, а завоевание личного счастья. Кумиром молодых стало "Я". Для 43% здоровье - самое главное, на втором месте -деньги. Мысль обеспечить себя неудержимо преследует их. Проявляется тяга к еещам, желание добиться материального благополучия. При этом молодое поколение реалистично. Молодые намерены устроить жизнь, создавая семейный очаг, •кономя, работая. 59% заявили: наибольшего удовлетворения мы ждем от домашнего очага. И речь идет не о семье родителей: 25% принадлежат к разделенным или неполным семьям, треть - хотели бы покинуть родной дом (не из-за разногласий с родителями, скорее сказывается плохое взаимопонимание). Молодые считают: брак - это их личное дело. Половина не обсуждает этого вопроса с роди-п'пнми Брак для молодых - высшее проявление товарищества при наличии до-■ерия и взаимного уважения. 72% (даже многие католики) убеждены: если брак неудачен, его надо расторгнуть. Молодые французы зачарованы миром техники. В ряду их предпочтений: ученый, герой, священник, артист Отношение молодежи к учебе и работе таково: «Она считает важным лишь то, что полезно». Молодой француз вместил в себя все факторы одиночества, если не физического, то морального. Его одиночество заполняется эрзацами - «группа», «приятели» (немного дружбы, немного любви, немного того, чего нет дома). 90% молодых заявляют, что испытывают двойную потребность: хотят понять других и быть понятыми сами. Тревожен итог: «Под тяжестью этого общества, которое подавляет их своей огромной массой и своими требованиями, молодые стали пассивными, они не уверены, что смогут избежать своей судьбы»;
• метод интервью, анализа писем и дневников подростков. Это привносило
1 См.: Ферран Ж. Завтра они будут управлять нами //За рубежом. 1964. №12
в обобщенные портреты живые краски, личностные характеристики. Типична кни об английских тинейджерах «Поколение X» (1964)'. О чем они думают, чем покоены, во что верят, на что надеются, чего хотят? Приведем некоторые из э мнений, оценок, сохраняя живую непосредственность ответов;
- «Наши «достойные» старшие не вдохновляют нас, не дают нам ни малейшего
повода подражать им. Все вокруг - крысиная грызня. Молодым ощущаешь
особенно остро».
- «Смысл жизни любого человека - войти в мир, чтобы заработать свой грош... Окончив школу, мы удивляемся: почему это великолепный огромный мир отнюдь не спешит идти нам навстречу. А нам вдалбливали, что все будет совсем наоборот».
- «И всем на все наплевать. Все только и норовят ухватить удачу за хвост. Если мне повезет и я найду надежную денежную работу, то буду вести себя так же, как все. Представить только, что значит для человека небольшой счет в банке и теплый семейный очаг».
- «Мы носим кожаные куртки с блестящими медными пуговицами. Вместе с полосатыми брюками в обтяжку и самыми невообразимыми ботинками эти куртки делают нас внушительней на вид и придают уверенность в своих силах».
- «В ганге чувствуешь себя нужным. Среди своих ребят - ты человек. Тебя живо научат, чему следует».
- «Сегодня вечер, завтра танцы, послезавтра свидание, и легче забыться. Но совесть не дает забыть. Мы сумасшедшие, запутавшиеся дети, можем разгромить чужой дом за одну дикую вечеринку, но на следующее утро будем реветь»
- «Я отступился от веры, потому что считаю ее лицемерием».
- «Хватит ли у нас мужества жить дальше в одиночестве, без успокоительных шор веры?»
Так говорило о себе «покинутое, скептическое, холодное, равнодушное» поколение 1950-1960-х годов. Между тем уже зрел и усиливался молодежный протест. Протест, выраженный группой «Роллинг стоунз»:
«Это все не то, что нужно! Это все не то, что нужно! Я ищу, я ищу, я ищу, я ищу. Только нету! Только нету!»
ТЕМА 8. Молодежный протест конца 1960-х годов и концепция «ко нтркул ьту ры »
Круг рассматриваемых проблем и понятий: Трактовки молодежной культуры: от «девиантной» и «делинквентной» -к -контркультуре». Концепция «социального конфликта» как методоло-Фичвская основа теорий «контркультуры» (Л. Фойер - «конфликт поколении»), Социологический анализ молодежной контркультуры и движения ■ Ч"ччеста (Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т. Роззак и др.). Осмысление в социологии молодежи уроков «молодежной революции»
«Конфронтация становится образом жизни» Юнолог Б. Смит, 1969. «Вы говорите, что хотите революции, ладно. Мы все хотим изменить мир. Но когда Вы говорите о разрушении, Не рассчитывайте на нас. Вы бы лучше освободили ваш разум». Дж. Леннон «Революция» |
Происходившее в конце 1960-х годов резкое усиление радикализма западной Молодежи (особенно студенчества), вы-иившееся в движение протеста и «молодежную революцию», поставило перед •оциологами-юнологами ряд проблем:
• Пыл ли молодежный протест неожиданным или его можно было предвидеть?
• 1.ыл ли он циклическим, повторяющимся, отражающим извечный конфликт по-Юлоний или это феномен постиндустриального мира?
• Каковы его факторы и предпосылки?
• Каковы ценностные ориентации (идеологемы и лозунги) участников движения протеста - против чего и за что они выступали?
• Каков смысл их борьбы за контркультуру?
• Какую социальную роль это движение сыграло?
• liwma ли это «незавершенная молодежная революция?
• Каковы её исторические уроки?
П|'мжде всего, возник спор: был ли молодежный бунт неожиданностью для миологов?
•()|»ряи социология молодежи не Пыш ■ состоянии дать прогноз» И, Ги кнмайер, К. Аллербек, 1971 г. |
• Одна позиция - да, был При этом говорили
об определенном социологическом парадоксе.
Социологи нарисовали портрет молодежи по-
........... иных лет скептическое и трезвое, озабоченное материальным благополу
чием, практичное, холодное, далекое от риска и порывов поколение. При всей
рмбоченности его перспективами преобладала уверенность, что это поколение
Легко и естественно (переболев юношеским максимализмом) впишется в общест
во взрослых и материальное благополучие компенсирует внутреннюю опустошен
ность «И вдруг, нежданно - негаданно, без ведома социологов и футурологов,
' Hamblen Ch., Leverson J. Generation «X». L„ 1964.
130
во всех промышленно развитых странах Запада вспыхивает грандиозный бЩ молодежи...»1.
• Но было И иное мнение. Итальянский социолог Д. Статера соглашался, чп»
образ скептического поколения не был лишен упрощений и явно контрастировал 0
взрывом протеста, который потряс итальянские университеты в 1968 г. Но и не
адекватный социологический анализ молодежи не был обманом, сознатель
но выпячивавшим политическую индифферентность молодежи и игнорировавшим
те процессы, которые породили взрыв*
• Особенно отчетливо предвидение взрыва проявилось в тех вариантах тео*
рии субкультуры, которые позднее развились в самостоятельную концепцию
контркультуры. Уже в 1950-1960-е гг. контркультурная версия подчеркивала не
общность, а конфликт молодежной культуры с культурой взрослых Контркулыу
ра рассматривалась как: «субкультура, находящаяся в прямом конфликте с цен
ностями, нормами и установками всего общества», «эталон норм, разделяемых
группой в критических ситуациях или при ее конфликте с обществом»3. Порой
контркультура оценивалась позитивно При этом субкультуры разграничивались
на: регрессивные (им присуще согласие с господствующей системой ценностей);
прогрессивные (стремятся её изменить)4. Контркультура рассматривалась как
пример прогрессивной субкультуры Контркультурные явления изучались, выяв
лялись специфика и установки молодежных гангов, различных стилевых групп
молодежи: «блузоннуары» («черные куртки»), «корнербойз» («мальчики на пе
рекрестке»); «хальб-штаркен»; «провос» («провокаторы»); «битники»; «хиппи»
Делались даже выводы: «Часть молодежи отвергает ценности взрослого об
щества». Но успокаивало, что это - малая часть.
В развитии таких явлений виделась угроза стабильности общества. Однако в рамках общего структурно-функционального подхода с его ориентиром на социальную интеграцию и идейное согласие общества преобладала надежда справиться с отклоняющимся, противоправным поведением молодежи. Характерна направленность анализа социальных проблем молодежи в двух обобщающих работах американских социологов5. Социализация молодежи рассматривается в них
1 Бодамер И. Молодежь бросает вызов //Литературная газета. 1972. №24.
-' Stalera G. Deaih of a Utopia. The Development and Decline of Student Movements in burope. N.Y., 1975.
5 Youth in Contemporary Society. L.. 1973. P. 625-627.
J Schwentner R. Theorie dcr Subkultur. Koln, 1971.
; Американская социологи». Перспективы, проблемы, методы. М.,1972; Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М.. 1965.
131 связи с социальной дезорганизацией, отклоняющимся поведением, контролем и ним Но возможности социального контроля и социальной интеграции применительно к молодежи оказались преувеличены Осознание этого вело к переориен-|*ции теоретической социологии. Все более влиятельной, в сравнении со •труктурным функционализмом (Т Парсонс, Р Мертон и др.), становилась теории социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.). Теории «контркульту-рм» являются во многом версией конфликтологического подхода к обществу Но в Ник социальные конфликты рассматриваются через призму культурного разрыве и противостояния поколений: «Мы становимся, - подчеркивал американский социолог Г.Малькольм, - обществом, разделенным на две различные культуры: господствующую (ею обладают те, кто управляет существующими институтами) и i >культуру (развивающую свой специфический образ мнений, стилей жизни, ценностей)»'. Понять это разделение можно, соотнеся его с различиями между двумя подходами:
Таблица 3.1 Структурно-функциональная и конфликтная модели общества
Структурно-функциональная модель общества | Конфликтная модель общества |
' каждое общество - относительно устойчивая, стабильная конфигурация елементов | " каждое общество в любой из моментов изменяется, социальное изменение - всеобще; |
1 каждое общество - хорошо интегрированная конфигурация элементов; | * каждое общество в любой из моментов испытывает социальный конфликт, социальные конфликты - всеобщи |
' каждый элемент общества содействует ею нормальному функционированию; | * каждый элемент общества содействует его изменению; |
1 каждое общество основано на согласии, ■динодушии его членов | * каждое общество основано на принуждении одних его членов другими |
Критике господствующей культуры с позиций контркультуры соответствовало птоль же резкое осуждение её защитниками истэблишмента, в ней виделись:
• «разрыв уз сообщества и сопричастности»;
• «отчаяние и трескотня отбросов истории, жертв технотронной революции»;
• «скорее эхо прошлого, чем видение из будущего»;
• не «иная культура», а «антикультура» (выход за рамки культуры, угроза ей). Каковы же характерные черты молодежной контркультуры, культуры
протеста? Прежде всего, важно иметь в виду два аспекта анализа:
• антиманипуляционный протест - против любых норм, ценностей, образцов
Malcolm H. Generation of Narcissus. Boston-Toronto. 1971. P.243.
132 поведения, навязываемых взрослыми; нежелание быть игрушкой в их руках;
• содержательный протест - против конкретных ценностей, норм, образ
поведения
Нужно видеть и разную направленность протеста:
• деструктивный протест - отрицание ценностей, норм, идеалов старшего коления. В крайней форме его смысл - отрицание как таковое. И тогда в контркультуре подчеркивается, что она контр (против - «долой вашу мораль, вашу религию...»);
• эскапизм (от англ. escape - бежать, спастись) - уход от мира взрослых в авт& номный и независимый молодежный мир. В крайних выражениях он проявляется ■ безразличии и равнодушии к миру взрослых, к волнующим их проблемам В этом случае контркультура - это средство отделения от мира взрослых;
• конструктивный протест - противопоставление отвергаемым нормам и ценностям других. В контркультуре подчеркиваются ее инаковость (контр = другая, лучшая). Чаще всего - молодые противопоставляют ценностям и идеалам взрослых свои, нередко иллюзорные, утопические ценности. Но нередко протест направляется против лицемерия мира взрослых, против присущей ему двойной морали, против разрыва между провозглашаемыми взрослыми ценностями и их реальным поведением. Парадокс такого протеста в том, что молодые как бы защищают от самих взрослых провозглашаемые, но не реализуемые ими ценности.
Из разнообразия трактовок контркультуры выделим один - аксиологический, ценностно-ориентационный: те ценности, которые молодые бунтари хотели утвердить. Конкретные сравнительные характеристики контркультуры и господствующей культуры отличаются определенным разнообразием и строятся, как правило, по принципу контраста Типична и критика «старой, ориентированной на достижения технологической культуры» Ф. Слейтером1. Она, по его мнению, отдает предпочтение: праву собственности (а не потребностям личности), конкуренции (а не сотрудничеству), насилию (а не сексуальности), средствам (а не целям), скрытности (а не откровенности), социальным институтам (а не самовыражению личности), Эдиповой любви, основанной на господстве, (а не «всеобщей любви»), достижениям (а не удовольствиям).
Характерно и сравнение приоритетных ценностей культуры среднего класса и контркультуры2:
Таблица 3.2
Сравнение традиционной культуры и контркультуры
Традиционная культура | Контркультура |
статус | стиль |
семья | коммуна |
карьера, этика работы (работа ради работы) | не - карьера, не - работа |
бизнес | антибизнес |
дом, место жительства | «дорога», «путь» |
отдых (для работы) | работа я игра |
членство, представительство | участие |
иерархия | равенство |
школьное образование | альтернативное образование |
место встречи - клуб | место встречи - подъезд |
потребление | антипотребление |
дисциплина = ограничение | свобода |
усвоение социальных ролей | выход за предписанные роли |
индивидуализм, конформизм | индивидуальность в общении |
делать что-то | делать «ничего» |
Обобщая, можно выделить ряд существенных черт контркультуры. Очевидно, имеет смысл идея Л. Лангмана' ценности контркультуры в той или иной мере можно обнаружить в каждой культуре В контркультуре они представляют своеоб-ра»ную целостность, особую комбинацию Стержень этой целостности - идеал ■Homo novus» (нового человека). В нем как бы слиты гуманистическая устремленность, протест против существующего мира, его ценностей, утопизм прекраснодушной мечты. «Протест, отчуждение, но также и бегство от действительности опиваются в поведении молодежи воедино», - подчеркивал И. Бодамер (ФРГ)2.
Конечно, любая типология и классификация упрощают, огрубляют реалии жизни К тому же авторам классификаций трудно избежать субъективизма и односторонности - от восторга до неприятия. Выделяя черты, присущие контркультуре, нужно использовать оценки и тех, и других, стремясь к максимальной полноте и объективности. С учетом отмеченного выделим основные черты контркультуры как альтернативного стиля жизни, используя наиболее типичные характеристики:
• новый натурализм, стремление к возврату к природе. «В иерархии ценностей студенческая культурная революция выше всего помещает природу и вообще все естественное. Подразумевается: все природное, естественное хорошо, все искус-С1венное и противоречащее природе - плохо» (Д. Янкелович);
• постматериализм, антипрагматизм, антипотребительство, антитехнократизм - отказ от конкурентной погони за успехом, процветанием, материальным
' Slater Ph. Ihe Pursuit of Loneliness. Boston.. 1970. P/309-3I I.
' Resistance through Rituals. Youth Subcultures in Postwar Britain. 1.., 1976.
' Youth Transition to Adulthood. Wash.. 1973. p. 144.
' |голлмер И. Молодежь бросает иызон// Литерзтурная газета. 1972. №24.
134 благополучием, от установки «больше = лучше», от достижения результатов ЛЮ«| бой ценой. «Привлекая внимание к возрастающей несостоятельности технократов и искренне отвергая не только средства, но и сами цели индустриального общества, современные молодые радикалы оказывают нам всем громадную услугу» (О. Тоффлер). «Молодых более интересует качество жизни, ответ на вопрос- что дает процветание» (К. Кенистон);
• стремление к «аутентичным» межличностным отношениям, к жизни в коммунах; чувство сопричастности к своему поколению. «Молодежь сегодня чувствует угрозу внутренним ценностям и отвечает на это протестом. Молодые потеряли веру в старые инструментальные ценности» (К. Уотерс);
• гедонистический, экспрессивный характер - приоритет спонтанности, стихийности, самовыражения, открытости (вплоть до эпатажа, экстравагантности), соотнесение истинной коммуникации с невербальными формами общения и самовыражения. «Новая музыка обладает необычным значением, она - основной язык и средство общения людей с новым сознанием, особенно молодых. Дети открыли новые средства общения через экстрасенсорные восприятия» (Ч. Рейч);
• антирационализм, антисциентизм, критика «организованного мышления»;
ориентация на мистицизм восточных религиозно-философских систем антиинтел
лектуализм; иррационализм: «Хиппи верят, что человек должен быть свободным;
что к свободе его может привести освобождение души; что наркотики могут ос
вободить человеческую душу; что ни один свободный человек не может действо
вать способом, угрожающим его свободе; что красота и свобода совпадают; что
все сказанное реализуется лишь духовно; что люди, реализующие это, формиру
ют духовное сообщество; что оно не может быть ничем иным, как идеалом; что
все сказанное - истина; что те, кто верят иначе, заблуждаются» (С. Джаван);
• ситуационность, ноувизм (то, как человек живет сегодня, более важно, чем то, как он будет жить завтра); антиисторизм, разрыв с прошлым;
• антиавторитаризм, антиинституционализм. Цель молодежного протеста: «всеобщее освобождение личности, преодоление вездесущей репрессии, осуществляемой Системой» (Д. Статера).
I ЗАДАНИЕ 3.9. Определите, в какой мере во взглядах и ориентациях ваших
сверстн ико в можно о бнаруж и ть отзвуки идей контр к ультуры? __________
Объяснение контркультуры с позиций конфликтологии выдвигало проблему: как рассматривать конфликт поколений в историческом контексте? Выделяются две позиции.
135 Одни авторы считают: молодежный протест конца 1960-х годов - это резкое обострение извечного конфликта поколений. Типичны такие высказывания «Вот уже почти 200 лет Европа переживает через каждый 20-25 лет войну или революцию. Откуда такая поразительная регулярность? Она объясняется сменой поколений: после того как вырастает новое поколение, не пережившее ужасов последней войны или революцию, у него появляется вкус к новым ужа-Мм» «В каждую эпоху и в каждом обществе молодежь восстает против старших. Молодые обнаруживают, что они живут в старом мире. А они хотят построить но- ■ый мир. Взрослые смотрят назад, молодые - вперед. Конфликт поколений - основной, существенный и вечный. Он основан на более фундаментальном противоречии интересов, чем любой другой»'.