'Keniston К. Youth and Dissent. The Rise of a New Opposition. N.Y., 1971; Rebels or Revolutionaries Student
Movements of the I960V N.Y.. 1975.
1 Allerbek К, Rosenmaycr R. Aufslnnd der Jugend? Miinchcn. 1971.
157 ным распоряжением правами и недостаточностью социально-экономических позиций. Такая дефиниция статуса молодежи предполагает уточнение границы молодежи «сверху» через выделение понятий «молодой» и «молодой взрослый» (Jugendliche, Junge Erwachsene): «молодой взрослый» уже достиг определенных социальных позиций, которые «молодому» еще не доступны Однако и для «мо-подого взрослого» определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы «Молодежь с учетом подразделения «молодого» и «молодого взрослого» является в этом смысле понятием «статуса».
[ПАДАНИЕ 3.16. Оцените приведенный выше подход. В чем, на ваш взгляд,
,он обогатил социологию молодежи в целом? Откликом на какие теоре-
\тические и с оциальные про блем ы он яв ил ся? _________________________________
Рассмотрим и менее изученный момент - самокритику теоретиков и деятелей контркультуры Она носила разный характер.
• У одних - в форме эмоционального отказа от прежних лозунгов. Характерен путь Дж. Рубина: от лозунга 1960-х гг. «Свергнем наших родителей!» к лозунгу «Съешьте мои слова!». Некоторые бывшие «новые левые» оценили себя в прошлом как «поколение разрушителей»'.
• Подход других был более аналитическим. Примечательно изменение позиции Т. Роззака. Уже в 1979 г. он написал книгу «Незаконченный человек»2, где признал несостоятельность прежних призывов и надежд. Усилилось его неверие в человека - «незаконченное», «незавершенное» животное. «Религиозное обнов-/к;ние» («восстание шаманов») он уже соотносит не с молодежью, а с мастерами «духа», «немногими», «хранителями всеобщей мудрости». «Поиски реализации своей личности являются как бы «петлей обратной связи», восстанавливающей чоповеческий масштаб вещей. Спасая себя, люди утверждают человеческие масштабы, они подрывают существующую систему, гигантизм Подрывая гигантизм, они спасают планету»
|
Отчетливо эта линия прослеживается у Д. Кон-Бендита в 1980-1990-х гг.3:
• «Наше поколение особое в одном единственном смысле. Мы - первое поколе
ние, которое родилось после второй мировой войны и выросло вместе с совре
менным обществом потребления. Мы были первыми, кто задался вопросом о ка
честве жизни».
Colier P.. Horowitz L. Destructive generation: Second Thoughts about the Sixties. N.Y.. 1989, ' Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М., I982. С.28; Ros?ak I h. Person-planet: the Creative Disintegration of Industrial Society. NY., 1979. P.38. 'См.: Кон-Бендит Д. Не верь никому старше ЗОЛ Литературная гатега. I987. IS июля: Кон-Ьснлит Л- Мы перевернули мир. но к счастью мы не победили..' Комсомольская правда. 1993. 29 сентября.
158
• «Никакое поколение не в силах изменить общество Оно может возбуждать общество. Но чтобы его изменить, надо быть в большинстве»
• «Самое точное определение 1968 года - бунт поколения, поколения протесте, Но это была попытка протеста негодными средствами. Бунт случился в 1968 году, а мы говорили на языке революционной иллюзии прошлого века и начала нынешнего. Наше поколение просто хотело сказать обществу, в котором мы жили1 мы не хотим, чтобы нас учили жить. Мы стремились выработать свои собственные гформы жизни». Мы перевернули мир, но, к счастью, мы не победили». «Социальные перевороты нередко сопровождаются насилием, но я уверен: насилие не может быть политической стратегией».
|
• «Капиталисты думают, что конечной фазой исторического процесса является капитализм, и сегодня они на коне. Социалисты думают, что конечный этап - коммунизм, и сейчас переживают кризис. А я думаю: существует множество альтернативных путей развития общества» «Сейчас решается вопрос: быть или не быть обществу, к созданию которого мы стремились? Окопаемся ли мы за своими границами и превратимся в стареющую, изолированную от остального мира нацию, или допустим приток «свежих сил».
• «Я смотрю на нынешнюю молодежь оптимистически. Мы не должны повторять ошибку наших родителей и относиться к молодым свысока Каждое поколение хочет, прежде всего, получить свой шанс в жизни. Мы были политическим поколением, они - поколение компьютерное. Им нужно время, чтобы понять свой технологический мир, и когда они поймут его, они выступят с совершенно новыми идеями».
ЗАДАНИЕ 3.17. Оцените отмеченную трансформацию идей и лозунгов. В
какой мере вы готовы признать и принять подобную метаморфозу моло
дежных лидеров и идеологов? Что, на ваш взгляд, за ней - подтверждение
правоты мнения, что «молодые перебесятся и остепенятся»? Конъюнк-
турность взглядов этих лидеров и идеологов? Отражение изменившейся
\ исторической ситуации? _______________________________________________
Основные сюжеты переосмысления идей контркультуры в годы после «молодежной» революции таковы:
• почему произошла эта революция? Распространение контркультуры связы
валось с «оплошностями» родителей, которые забыли о своих обязанностях и о
главной из них: «смотреть на себя как на абсолютный авторитет в вопросах добра
|
159 И зла, истинного и ложного»'. Контркультура осуждалась как «разрушительная, враждебная культура», неспособная обеспечить социальное единство»2: t «потерпела» ли молодежная революция поражение или одержала победу? Ответы были различными:
■ Одни приходили к выводу: победа «молодежной» революции невозможна, так как победившие молодые стареют».
■ Другие соотносили поражение с внешними атрибутами, фиксируя: «молодежь остепенилась». Характерен подзаголовок доклада ЮНЕСКО (1974 г.) о положении молодежи - «Меньше шума».
■ Третьи подчеркивали: молодые были не подготовлены бросить вызов системе Дня попыток понять причины поражения типичны последние работы Г. Маркузе, чья концепция оправданности бунта против одномерного потребительского общества была идеологической основой многих идей и лозунгов молодежного протеста. Маркузе обратил внимание на два фактора, система оказалась более гибкой, способной «вписать» контркультуру и ее атрибутику, готовой и подавить протест молодежи, и манипулировать ее сознанием и поведением; негативистский характер контркультуры мешал ей стать массовым явлением. Отсюда выводилась необходимость переориентации: от революции в сознании к распространению и пропаганде контркультуры, от кавалерийской атаки на Систему и ее институты к «долгому маршу сквозь институты общества»3;
• контркультура утвердилась «незаметно», движение протеста бесшумно победило. Характерно мнение: протесты и мятеж молодежи «доходят до сердца среднего американца и смущают его совесть. Он понял, что подавление во всех областях - это неудача, и, в конечном счете, оно невыносимо. Он хорошо понял, что составляло его счастье, и начинает спрашивать себя, стоит ли доллар таких жертв. И тогда он начинает прислушиваться (издалека, но это уже большой прогресс) к голосам молодежи. Он то ненавидит ее, то презирает, а в глубине души даже завидует ей. Америка преобразуется теперь изнутри. Это рациональное общество, проникнутое до мозга костей техникой, не сможет безнаказанно терпеть в своем лоне «поколение любви»4;
• по-новому рассматривалась и социальная роль контркультуры. Это наи-
' Dtcter M. Libera! Parents, Radical Children. NY., 1975. P.3S.
' Американская художественна» кульгура в социально-иолипгческом контексте 70-х годов XX века. М.,
1482. С.88-89.
'См.: МсльвильФ.Ю., Разлогов К.Э. Контркулыура и «новый консерватизм». М., 1981.
' Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - телы, хиппи, панки, рокеры - в
ипадном мире. М., 1990. С. 318-319.
160
более обогатило концепцию контркультуры в 1970-1990-е гг. В оценках проявлялись два основных подхода: расширительный (контркультура - адаптивны" механизм трансляции социального опыта) и ограничительный (контркультурв • одна из многих субкультур)'.
Субкультурный подход все чаще применялся не только к контркультуре, но и к молодежной культуре в целом. Соответственно, она понималась как совокупность сменяющих друг друга или сосуществующих стилей. Системообразую щим признаком выступал (да и выступает) стиль рок-музыки и порожденный им стиль жизни и поведения. Идея тождества стиля жизни молодежи и направления рок-музыки теоретически весьма уязвима. Вне сферы юнологии оказываются мно гие важные стороны жизни молодежи Но это не помешало распространенности такого восприятия в молодежной среде: «Рок-музыка и сопутствующая ей культура - знак молодости. Рок - это религия, основанная на культе молодости, верующий скорее отдаст свою жизнь, чем станет предателем» Трудно более ярко выразить суть этого мировосприятия Как отражение роли рок-музыки в жизни молодежи появилась целая отрасль юнологии - социология рока. Характерно признание одного из ее теоретиков и исполнителей рок-музыки С. Фрича: «Социология рока неотделима от социологии молодежи»2.
ЗАДАНИЕ 3.18. Что, на ваш взгляд, питало подобный подход? Согласны ли
вы с ним? Если нет, то каковы ваши контраргументы? __________________
Музыка в формуле Фрича рассматривается как определяющий субкультур-ный признак. Внимание акцентируется на процессе производства и потребления рок-музыки определенного стиля Рок определяется как «коммерчески произведенная музыка на массовом молодежном рынке». А рок-музыкант рассматривается как «развитая индустрия», чья цель - дать максимальную прибыль дельцам от музыки, а участь - быть чаще всего «каторжником, прикованным к галере»3. Социологи выявили противоречия рока:
• «микстура естественности, непосредственности (аутентичности) и «сделанности», искусственности»;
• поле для самовыражения молодежи, но и «жирный кусок для бизнеса»,
• двойственность его социальных функций - он воспринимается молодежью как форма социального протеста, но фактически используется Системой как новая
1 См.: Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта// Comic. I99I.№10. -" Frilch S. The Sociology of Roc. I... 1978. ' Colicr P.. Horowitz I.. Destructive Generation: Second Thought* about the Sixties. N.Y.. 1989. P.I I,
форма социального контроля;
• есть внешняя, атрибутивная сторона (сенсации, скандалы, жизнь и похождения звезд и кумиров), но одновременно рок своими средствами, так или иначе, отражает социальные проблемы молодежи, изменение ее ценностных ориентации. идеалов и разочарования
ЗАДАНИЕ 3.19. Согласны ли вы с этими характеристиками? Совпадают
ли они с вашими личными представлениями о роке? Менялись ли эти
пред ставления? _________________________________________________________
Социологический анализ стилевого разнообразия рок-музыки как основы молодежных субкультур предполагает использование различных критериев. Не стремясь объять необъятное, да и не будучи специалистами по истории рок-движения, ограничимся одним из возможных вариантов выделения таких критериев Основным из них может и должен выступать стиль рок-музыки. На основе исследований специалистов-музыковедов, культурологов можно попытаться, с определенной мерой условности, представить динамику стилей рок-музыки. Эта мера условности связана с рядом обстоятельств. Прежде всего, сама смена сти-пей не была краткосрочной и прямолинейной. Большинство стилей не вытеснялось полностью, а поэтому все более усиливалось стилевое разнообразие. Серьезный отпечаток накладывали и региональные особенности. К тому же подход, основанный на стилях рок-музыки, не исчерпывает всего разнообразия стилей жизни молодежи. Уже в 1960-е гг. возникло разграничение на «рокеров», придерживавшихся определенного стиля рок-музыки, и «модсов», следовавших определенной манере одеваться, вести себя. Конечно, и тогда, и в последующие годы такое разграничение не было жестким. Действительно, битники, панки, металлисты, рэперы ориентировались одновременно и на стиль рок-музыки, и на соответствующий ему образ жизни.
ЗАДАНИЕ 3.20. Оно несколько необычно и обращено преимущественно к тем, кто увлекается современной рок-музыкой. Рассмотрите предложенную нами динамику стилей рок-музыки, внесите свои коррективы и дополнения.
Какова же динамика стилей рок-музыки в 1960-2000-е гг.?
«Белые забрали все деньги Черный фолк - все песни, Песни не купишь ни за что». |
• «бит-музыка» - стихийность и острота этой музыки, текстов песен были полным отражением тоски молодых людей;
• «фолк-рок» - электронная обработка народных мелодий и мотивов, разновидностью которой был блэк-рок, в котором использовались негритянские мотивы;
162
«Болтовня родилась, едва прикоснувшись к твоему языку Ты спишь так много, что сам в это веришь Суди себя сам, чтоб не попасть под суд других». «Ты не сможешь стать королем мира, Если ты - раб однообразия». ____________ |
• «кантри-рок» - близок к фолк-року, основан на традиционной деревенской му зыке;
• «скиффл» - синтез рока, блюза и диксиленда. В этой манере работал ансамбль «Биттлз»;
• «хард-рок» (тяжелый рок), позже «хэви -метал» - это синтез иступленных забойных ритмов и благозвучных стихов. Многие из композиций «металлики» можно назвать философскими. Основные слушатели философских фантазий - это белая молодежь, преимущественно мужчины. Вызывающая внешность и поведение многих металлистов - это не только поза, это их стиль жизни, кредо, образовавшееся под влиянием собственных песен;
• «диско» - преимущественно танцевальная музыка;
• «джаз-рок» - синтез джаза и рок-музыки;
• «новая волна» - главная задача: однажды пленить своего потенциального слушателя и уже не отпускать его из власти «сладкого сна» к реалиям ежедневных забот и сомнений;
• «панк-рок» - панки бунтовали против системы в эстетике безобразного. Они хотели вызвать отвращение и вызывали его: внешним видом, песнями, поведением. Типична оценка панков как «неприкаянных». Окружающий мир не без оснований представляется им абсурдом, они отвечают ему абсурдным безобразием одежды, музыки и поведения. Показательны их собственные рассуждения:
«Америка? Боюсь ее людей - вернее их мыслей - боюсь. Боюсь их жадности до денег и власти» «Считаю сумасшествием, что люди могут пойти убивать друг друга во имя того, что могли бы получить и без этого. Побеждает здесь не тот. кто прав, а тот, кто убьет больше врагов». «Люди привыкли валить на Господа ответственность за свои беды Им бы иметь больше веры в самих себя, а они вместо этого выкладывают Господу все свои проблемы и считают, что он этими проблемами займется».
• «спид-метал» (скоростной металл) - синтез панк-рока, хард-рока и хэви-метал. Для него наиболее характерны темы принуждения и безумства. Это музыка негативных эмоций и отрицания, в которой не найти ласкающих слух мелодий, сентиментальных пассажей;
• «рэп» - ренессанс блэк-рока, обогащенного опытом хард-рока и хэви-метал. Рэп абсолютно свободен и напрямую «подключен» к реальности наших дней, он произвел настоящий переворот в культуре. Это движение юных, и внутри него все бурлит и кипит. Отсюда его особенности: любовь к разным кодам, сокращениям, к игре слов, к намекам и символам. Отсюда и его оглушающая сила, и сбивающая с
ног напористость. РЭП шокирует и тревожит. У рэперов наиболее наглядно проявляется целостность молодежного стиля. РЭП - это и музыка. Музыка парадоксальная - создаваемая без настоящих певцов и без пения как такового.
СЛОВАРЬ РЭПА: Хип-хоп - культура негритянских гетто, основанная на рэпе. Би-Бой - юноша, приверженец хип-хопа, Флай еерл - девушка, увлекающаяся хип - хопом, Хоум бой - закадычный друг - по хип - хопу; Эм-ви - наиболее искусный рэпер; Гетто бластер - «взрыватель гетто», переносной приемник - магнитофон, который обычно носится рэпером, чтобы слушать музыку повсюду, где он находится Тэг - настенная надпись, рисунок, сдепанные с помощью красок и подписанный группой Би бойз; Тэегер - специалист по таким надписям; Той - испорченный другими Тэг, что означает для рэперов оскорбление; Йо1 - приветствие, подчеркивающее, что и ты. и тот к кому ты обращается, принадлежите к клану хип-хопа |
«У меня образование бродяги, С инфляцией знаком не по газетам. Не могу добраться до работы: Бастует транспорт, стоит метро. А в комнате моей гуляют крысы. А на кухне навалом тараканов. А и парке ходят молодые янки, У них в руках бейсбольные биты Ист, не надо меня толкать! Я и так уже на краю пропасти. Иногда мне бывает страшно: Квк это я умудрился До сих пор не пойти ко дну?» РЭП
Но это - и особый жаргон. В нем свой словарь. РЭП это и определенный «джентльменский» набор вещей, предметов. Кроме уже отмеченных приемника-магнитофона и набора красок-аэрозолей он включает: медальон с каким-то громким лозунгом. спортивную кепку с большим козырьком с символикой бейсбольной команды и фирменные кроссовки.
Стиль поведения и манера одеваться имеют самостоятельное значение. Как особые стили молодежной культуры можно выделить ряд групп, различия между которыми преимущественно связаны с манерой одежды, поведением:
• «ябы» - происхождение этого слова связывают с соединением слов «молодой» (young) и «банда», «толпа» (mob) или прочитанное наоборот слово парень (boy). Для них типична ориентация на насилие и жестокость;
• «йаппи (яппи)» - пришли на смену хиппи. Буквально означает: умеющий быстро продвигаться по служебной лестнице и просто «пробивной». Это молодые преуспевающие профессионалы. Их отличительные черты - аккуратная стрижка, костюм с иголочки, изысканные манеры. Но они готовы ради карьеры быть жесткими и агрессивными, не гнушаться никакими средствами, напряженно работать, повышать свой профессиональный уровень;
• «паппи» - это не простая копия яппи, их предшественников. Они меньше зарабатывают, меньше рискуют, но у них более высокий уровень образования. Они работают в напряженном ритме, но одновременно спокойнее, скромнее и индивидуальное, чем яппи;
• «новые викторианцы» - среди английской молодежи 1980-х гг. появилось
164 негативное отношение к половой распущенности. По данным социологов Лондонского университета (опрос молодых людей до 24 лет), более 3/4 из них заявили, что намерены всегда быть преданными супругу (супруге), 9 из 10 - даже мысли не допускают об аморальном поведении своих избранников;
• грандж («мусор») - стиль одежды: вытертые фланелевые рубашки, шерстянь» свитера грубой вязки, ободранные пальто из магазинов поношенной одежды, драные джинсы и стоптанные ботинки,
Итак, спектр поведенческих стилей широк. На примере «гранджа» заметен и обратный ток: от поведенческого стиля - к музыкальному стилю грандж-рока, сочетающего монотонные распевы с гитарным скрежетом. Ныне он находит продолжение в рейве. Рейв (от англ. rave - бредить, говорить бессвязно, неистовствовать; в русском молодежном жаргоне - «кислота») - культ однообразной музыки, не требующей каких-то талантов и особых умений, сопровождающей безумие ночных танцев - конвульсий (где в темноте неразличимы лица).
Анализ молодежной культуры не может быть сегодня ограничен стилями рок-музыки и в связи с еще одним обстоятельством. Как уже отмечалось, рок-музыка -это производство и потребление. Но очень важно (особенно в условиях НТР), с помощью каких технических средств она производится, тиражируется и воспринимается. Этот процесс прошел несколько стадий.
До недавнего времени происходившие изменения (компакт-диски, видеокассеты и т.д.), влияя на характер восприятия рок-музыки молодыми людьми, не затрагивали ее ведущей роли в их образе жизни, содержании досуга. Ситуация начала резко меняться, когда появились компьютерные игры. Они стали предвестником электронной революции досуга, положительное или отрицательное значение которой пока сложно оценить. С тех пор масштабы компьютеромании выросли так, что буквально захлестывают молодежь, особенно в США и Японии. Уже к началу 1990-х гг. 8 каждой третьей семье в США прижился персональный компьютер. К 2000 г. их стало в два раза больше. Ко времени, когда подростки достигают 10-11 лет, они уже по 2-3 года общаются с компьютером. На этой основе формируется новая субкультура, стиль - киберпанкизм. Это - по оценкам - «греховный альянс технического мира с низкими проявлениями поп-культуры и уличной анархии», «синтез человека и машины».
Калейдоскоп стилей молодежной субкультуры, которая все чаще предстает как разнообразие субкультур, делает особенно сложным целостный подход к характеристике поколения молодежи Запада в этот период. Но тем интереснее, что на
[65
теоретическом и эмпирическом уровне попытки такого поколенческого подхода реализуются. Из теоретических работ сошлемся на книгу Л Хендри1;
• в социологии молодежи сложилось разнообразие концепций: «конфликт поколений», «кризис идентичности», «буря и натиск»;
• сегодня речь может идти не о конфликте поколений, а о разных ценностных ориентациях преимущественно в рамках семьи и по вопросам стиля жизни -одежда, прическа, внешний вид; «шумность», развязность в поведении. Но в главном преобладает конформизм;
• «подавляющее большинство подростков следует - в работе, браке, досуге - традициям общества, в котором они выросли». Тезис о поколении тинэйджеров, отвергающем ценности их родителей, ныне весьма далек от реальности;
• сохранение ценностей можно рассматривать двояко: между конкретными родителями и их детьми; между поколением родителей и молодым поколением;
• социально-психологическая типология молодежи:
■ «конформисты» - большинство молодых; те, кто усваивает доминирующие ценности общества;
■ «новаторы» - стремятся (политически или индивидуально) создать новый стиль жизни, отличный от преобладающего в обществе;
■ «социально отверженные» - асоциальные, делинквенты (правонарушители), недовольные, «плывущие по течению», не вписавшиеся в общество;
• в ориентациях подростков произошло изменение: от труда к досугу. Необхо
димо в системе образования обеспечить оптимальное соотношение подготовки к
работе и подготовки к досугу. Досуг - самое важное для молодых. Молодость -
кчас пик» в удовлетворении досуговых потребностей. Молодые имеют больше
свободного времени и возможностей и несут меньше ответственности, чем в лю
бой другой период жизни. Поп-музыка и танцы становятся символами молодого
поколения, объединяя его и отличая от поколения взрослых.
ЗАДАНИЕ 3.21. Согласны ли вы с мнением Хендри? Насколько широко, по
вашим жизненным представлениям, распространилась в молодежной ере-
д е тенденция «от труда к досугу»? ______________________________________
Обилие эмпирического материала о ценностных ориентациях западной молодежи, относящегося к продолжительному периоду (1970-2000-е гг.), усложняет проблему его отбора. Вряд ли разумно перечислять разнородные (по странам, срокам, методикам и т.д.) исследования и их результаты. Выделим те, которые
' Hendry L. Growing up and Going oul. Adolescents and Leisure Aberdeen, 1983.
166
носят обобщающий характер и фиксируют обобщенные черты социального портрета западной молодежи, отличаясь высоким уровнем социологического профессионализма Конкретизируем их в рамках десятилетий (1970-е, 1980-е, 1990-2000-е годы).
1970-е годы |
Определяющий социологический ориентир этого периода «Молодежь - большая надежда» сменил представление «Молодежь -страшная сила»'. Наиболее типичные перемены зафиксировали социологи Д. Ям-келович, Х.Лэш, Г. Малькольм и др2. Янкелович в качестве основной перемены отметил возникновение «нового племени, новых правил». Суть - в замене традиционной протестантской «этики самоотречения» развивающейся у молодых «этикой самоосуществления, самореализации» Жизненные планы молодых существенно изменились. Ориентации на создание семьи и воспитание детей, покупку нового дома или нового автомобиля перестали быть приоритетными, Главным стала реализация своего духовного потенциала, своих способностей. Развивается массовая ориентация молодых: «Выразить себя, полагаться на собственное чувство, ощутить себя личностью". Качественно меняется определяющий нравственный принцип: от «долга перед другими» к «долгу перед собой». Этот поиск самовыражения охватывает, по оценке социологов, около 80% респондентов. 72% опрошенных молодых людей уделяют много времени проблемам своей внутренней жизни. За десятилетие (1970-е гг.) почти вдвое уменьшилась доля студентов, считающих: «хороша любая работа, если она хорошо оплачивается». У взрослых доля таких людей сократилась на треть.
К сходным выводам пришли и американские социологи Лэш и Малькольм, зафиксировавшие распространение молодежной «культуры нарциссизма», становление «поколения нарциссов», чей основной принцип «поколение - это Я», для которого его проблемы важнее, чем чьи-либо другие. Обобщением этих изменений был вывод культурологов США: «В недавнем прошлом культура была общим, объединяющим моментом, в особенности для молодежи; ныне она отмечена акцентом на самолюбование и уединенность, личные вкусы и склонности доминируют над всякой общей идеей».
1 Основы ювснологин: опыт комплексного междисциплинарного исслеловання/11ол рел. Е.Г.Слуцкого. СПб. 2001. С. 227-228.
1 lasch Chr. The Culture of Narcissism. N.Y., 1978; Malcolm II. Generation of Narcissus. Boston-Toronto. 1971; Yankelovich D. Changing Youth Values in the 70's. N.Y.. 1974; Yankelovich D. Work, Values and New Breed // Work in America: The Decade Ahead. N/Y.. 1979 Yankelovich I). New Rules: Searching for Selffulfilment in World Turned Upside Down. N.Y., 1981.