ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 18 глава




Поневоле вспомнишь слова А. Галича: Не бойся тюрьмы, Не бойся сумы, Не бойся ни мора и глада А бойся единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!"

Непоследовательными были не только ответы молодых, но и их интерпрета­ция социологами. И в их среде отмеченный выше теоретический поиск и отказ от стереотипов утверждался с большим трудом. Да­же в 1987 г встречались исследования, авторы которых упрекали: 40% сегодняшних студентов не способны внятно ответить на вопрос: «В чем ко­ренное отличие капитализма от социализма?»; «Категорию «свобода» верно понимают лишь 48% молодежи»; «лишь 60-70% могли правильно раскрыть суть классового подхода». Как быстро само время по­казало ненужность или невозможность «правильных» ответов на эти и подобные им вопросы. Но это же время показало и другое - как дорого обходится догма­тизм, неспособность верно оценить происходящие изменения в молодежном соз­нании. Перестройка породила у молодых (может быть острее, чем у всего обще­ства) надежды на перемены. Основной ориентир - «Так жить нельзя!». Им было от чего отказываться Они не хотели быть поколением молчаливых, о котором можно было сказать:


I89

«Мое поколение молчит по углам. Мое поколение не смеет петь. Мое поколение чувствует боль, Но снова ставит себя под плеть»

(К. Кинчев).

Об их надеждах пел с ошеломляющей страстью Виктор Цой:

«Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза! В нашем смехе и в наших слезах,

и в пульсации вен - перемен! Мы ждем перемен!»

Произошли ли эти перемены? Реализовались ли надежды молодых? Как это сказалось на их ценностных ориентациях и установках? Но это уже не пред­мет историко-социопогического анализа.


190

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ1

«Что же реально изменилось в социальном облике современной молодежи, чем ознаменовала она уходящий век, какие ценности и какой образ жизни воспроизведет в будущем?»2. Ответы на эти вопросы могут помочь многое понять в проблемах социального развития современной российской молодежи.

«Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов» Восточная мудрость

Как в современной социологии молодежи рассматривается процесс её соци­ального развития? Общепринятым стало понимание социального развития мо­лодежи как «изменения количественных и качественных характеристик этой соци­ально-демографической группы в процессе ее становления и развития в качестве субъекта общественного воспроизводства». Подчеркивается, что такие изменения могут носить характер преемственности социального опыта, приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений, но могут и иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение)3.

Социальное развитие молодежи носит конкрет­но-исторический характер. Это тем более относится к

современной российской молодежи, чье социальное становление и развитие пришлось на период перестройки, глубоких социальных трансформаций россий­ского общества - смена социально-экономического строя, распад СССР и станов­ление новой государственности, продолжительный, системный кризис, крушение привычной системы ценностей, мучительный выбор путей наиболее эффективно­го развития страны в условиях глобализации мира.

Столь кардинальные изменения условий (самих основ) образа жизни всего общества для нового молодого поколения были не просто фоном, а самой их жиз­нью (ведь за 20 лет как раз и стало молодежью поколение «детей перестройки»).


191 Ситуация тем более усложняется, что эти перемены оказались гораздо более длительными и гораздо менее эффективными, чем надеялось большинство со­отечественников. Размышляя о современной молодежи (предъявляя к ней раз­личные претензии), старшие поколения должны понимать: именно они сделали тот выбор, заложником которого во многом является эта молодежь. И если сего­дня многие россияне не удовлетворены результатами этого выбора, то, как из­вестно, история не имеет сослагательного наклонения. А такую неудовлетворен­ность продемонстрировали респонденты в ходе опросов общественного мнения в связи с 20-летием перестройки (приведем данные Центра Ю.Левады):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      □Да   С Ни   ОН* ]наю
60-       «0 У/////Ж  
40 30' 20 10.      
       
       
  ШШ\

1995 г. 2000 г. 2005 г

Затруднились ответить Никогда Мое поколение этого не застанет Через 10-15 лет Через 6-10 лет Через 3-5 лет Через 1-2 года

Рис. 4.1. Если бы перестройки не было, жизнь стала бы лучше?

 

 

 

 

 

 

               
       
           
           
         
       
     
 

0 5 10 15 20 25 30

Рис 4.2 Когда мы заживем по-человечески?

ЗАДАНИЕ 4.1. А как бы ответили на эти вопросы вы, применительно к
своей
семье, родным и близким?
_ ______________________________


 


' Основная проблема данного раздела - не перегрузить его материалом эмпирических исследований. Уже потому, что именно этот материал наиболее быстро устаревает: лаже данные 1990-х гг. не отражают в пол­ной мере ситуацию начала 2000-х гг. Поэтому в отборе эмпирических материалов мы преимущественно ру­ководствовались стремлением выивить динамику ориентации, настроений и мнений российской молодежи за последние 15 лет. С другой стороны, преследовались и методические цели: показать возможные вариан­ты изучения тех или иных социальных проблем молодежи, чтобы, освоив эти методики, студенты могли проводить самостоятельные исследования. Приводимые в разделе эмпирические данные должны стать и основой для сравнения и сопоставления с более поздними результатами исследований аналогичных про­блем. В частности, одновременно с подготовкой нашего учебного пособия была опубликована монография (Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005), содержащая интереснейшие мэ!Сриалы обшефеде-ральных исследований. Наконец, еще раз подчеркнем социологический характер пособия: многие из про­блем. рассматриваемых нами в социологическом ключе, будут изучаться в рамках отдельных курсов и дис­циплин. Надеемся, что эти материалы помогут вам в их освоении.

* Чупров В.И.. Зубок Ю А Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы М. 200U Сб. ' Словарь по ювеиозютии: 300 терминов. СПб. 2002. С.81.


Понимание социального развития молодежи как единства качественных и ко­личественных изменений ставит перед социологами проблему операционапиза-ции этих теоретических понятий. В качестве эмпирических показателей социаль­ного развития молодежи могут быть использованы; «изменения социального по­ложения (статуса), мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) и интеграционного поведения молодежи в различных сферах общест­венного воспроизводства (в материальном производстве, в сферах распределе-


192

ния, обмена и потребления, в духовном производстве)»1. Этот подход достаточно плодотворен. Именно на нем преимущественно основаны федеральные и регио­нальные доклады о положении молодежи. В своеобразном преломлении (с большим акцентом на личностные ориентации и позиции молодых людей в рам­ках различных социальных институтов) этот подход используется и нами.

Ф

ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи

современной социологии молодежи (как и в социологии в целом) постепенно утверждается парадигма «от человека» Она ориентирует на изучение ценностно-мс.йЕЗц-.юнного компонента личности молодого человека, его соци­ального самочувствия, мироощущения, настроения, его жизненных планов и представлений о жизненном успехе, era установок и ценностных ориентации.

Поэтому интерес к изучению социального самочувствия молодежи не явля­ется социологической модой. Более важна практическая необходимость такого изучения для оптимизации молодежной политики. С другой стороны, социальное самочувствие насквозь пронизано субъективными оценками, которые плохо под­даются не только измерению и обобщению, но даже простой их фиксации.

Что такое социальное самочувствие? Чем оно отличается от социальных на­строений'' Стоит ли различать коллективное самочувствие и социальное само­чувствие? Вот неполный круг вопросов, с которыми сталкивается социолог Попы­таемся представить возможную модель социального самочувствия. Как любая другая модель, она не является единственной и последней. Скорее она носит ха­рактер «идеального типа» в терминологии М. Вебера. К построению модели соци­ального самочувствия можно идти различными путями. Или исходным становится социальное, и самочувствие отличается от сферы мышления и волеизъявления. Или за основу принимается самочувствие, и необходимо показать, чем различа­ются индивидуальное, коллективное и социальное самочувствие. «Социальное самочувствие» достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, средне­обеспеченным или обеспеченным. Хотя связь - социально-профессиональный статус - материальное положение - социальное самочувствие прослеживается». Социальное самочувствие - восприятие своих «выживательных» позиций2. Соци-

' Чупров В.И., Зубок 10 А. Молодежь в общественном воспров)волстве: проблемы и перспективы. М.. 2000. С.6 ' Голенкова З.Т., Игитханян П.Д Наемные работники. Некоторые черты формирующегося класса/.' Со-цис. 2002 №9. С.46-47.


193 альное самочувствие - «интегральная характеристика отношения личности к ок­ружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей». «Социальное самочувствие от­ражает соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения по­требностей субъекта»'

Трактовка социального самочувствия четко отражает единство социологиче­ского и социально-психологического подходов. Показательно в данном отно­шении мнение: «Общественная психология является завершающим звеном де-терминационной цепочки, связывающей поведение с условиями жизни. Во-первых, она выступает своеобразным средоточием воздействующих на поведение внутренних и внешних факторов жизни, во-вторых, является прямым и непосред­ственным регулятором активности людей»2. Более того, широкое использование психологических терминов как социальных характеристик рассматривается как тенденция современного развития теоретической социологии. «Субъективное восприятие человеком собственной жизни, - отмечает Л.Е.Петрова, - перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизне­деятельность как отдельного индивида, так и социальных общностей»3.

Социальное самочувствие - интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, индикатор настроений и ориентации. Социальное самочувствие проявляется как «целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие соци­альной среды и условий его жизнедеятельности». Оно «выступает результатом осознания и переживания человеком смысла и значимости различных сторон жизни», «вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяю­щих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации». Подобный подход представляется нам позитивным, поскольку социальное само­чувствие не только рассматривается как эмоционально-психологическая реак­ция личности (социальной группы) на условия жизнедеятельности, но подчер­кивается и активность субъекта, его самореализация, самоутверждение.

Панченко F..B. Мониторинг социального самочувствия тверской молодежи//' Современная Россия в соци­альном измерении. Материалы выступлений (X социологические чтения МГСУ. М., 2003. C.118-122.

Суименко Е.И. Социальная напряженность о приватизационном процессе // Социс 1999. № 10. С.86-87. ' Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи// Социс. 2000. №12. С.50. ' См.: Социально-психологическое самочувствие учителя; время перемен. Свердловск. 1990. С.З.


194 Именно такой подход к социологии личности и культуры утверждал выдающийся уральский (шире - советский, российский) социолог Л Н. Коган.

Созвучно с этим и аксиологическое, социокультурное понимание соци­ального самочувствия, когда подчеркивается, что оно «во многом зависит от степени соответствия системы ценностей человека, его внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предос­тавляет ему общество»'. Н.И.Лапин выделил ряд социокультурных типов отноше­ния россиян к нынешним реформам, взяв за основу три показателя: реальную адаптированность или неадаптированность субъекта к новым правилам экономи­ческого поведения; конкурентоспособность субъекта, его способность или неспо­собность успешно действовать в конкурентной рыночной среде; ориентирован­ность субъекта на одобрение или отрицание реформ2. Весьма перспективно -особенно в плане выявления особенностей социального самочувствия различных социально-демографических групп - и представление о социальном самочувствии как «интегральной характеристике реализации жизненной стратегии, отноше­нии к окружающей действительности, субъективных ее сторон»3.

Важно учесть и точку отсчета а субъективной оценке социального самочув­ствия При этом и субъективность, и определенность такой точки отсчета как бы переплетаются, взаимосвязаны. Даже применительно к основному экономическо­му фактору (доход) «социальное самочувствие связано не просто с величиной до­хода, а с тем, как такой доход соответствует его потребностям и представле­ниям о достойной жизни»4. Интересный ориентир - «субъективная оценка уров­ня и степени благополучия окружающей микросреды» - предложен нижегород­скими социологами5.

Одновременно заслуживают внимания и акценты на социологический ас­пект социального самочувствия, не сводимого лишь к оценке социальной микро­среды, но носящего более широкий (охватывающий и макросреду) и более раз­носторонний характер переживания, в котором «рациональное и эмоциональное

1 Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. С.75.

* Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российскою общества/.' Социс. 1997 №3. С. 15-23. 1 Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи'/ Социс. 2000. №12. С.51.

* Максакова Г.Е., Панова С.Г.. Тришкина И.С. Социальное самочувствие населения Свердловской области по материалам социологическою мониторинга за 1994-1996 годы/- Социологическое обозрение (Информа­ционно-аналитический сборник). Вып.1. Екатеринбург. 1997. С.6. Более того, многочисленные публикации результатов социологических исследований фиксируют серьезные расхождения между объективным соци­альным положением н его субъективным отражением в социальном самочунешии - см., например. Выху­холева Е„ 11овопрудскиП С. Счастливые нишие. Россия официально объявлена страной оптимистов // Извес­тия. 2001. 18 мая.

' См.: Саралиева З.М., Ьалабанов С.С. Пожилой человек в Центральной России//Социс. 1999. №12. С.58.


нераздельно, органично соединены»'. В исследовании уральских социологов ис­пользуется понятие «социально-экономическое самочувствие населения го­рода», трактуемое как «социальное ощущение и оценка социальными слоями и группами населения, отдельными горожанами, семьями уровня гарантированно-сги своего материально-экономического обеспечения для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей»2 Тут привлекает соотнесение самочув­ствия с «уровнем гарантированности», с социальными гарантиями.

В русле социологического понимания социального самочувствия лежит и соот­несение его с реализацией тех или иных социальных интересов, и объяснение одного из типичных путей к его деформации - представление интересов групп, общностей как общечеловеческих интересов О возможности такой подмены писали еще К. Маркс и Ф. Энгельс: «Всякий массовый, добивающийся историче­ского признания «интерес», когда он появляется на мировой сцене, далеко выхо­дит в «идее», или «представлении» за свои действительные границы и легко смешивает себя с человеческим интересом вообще. Эта иллюзия образует то, что Фурье называет тоном каждой исторической эпохи»3. Парадокс состоит в том, что идеи пролетарской, социалистической революции длительное время трактова­лись как общечеловеческая перспектива и тенденция.

Социальное самочувствие - как и любой социальный феномен сознания и по­ведения - имеет темпоральное (временное) измерение. Личность, социальная общность не только оценивают свое современное социальное положение, но и сравнивают его с прошлым (одним из проявлений такого сравнения и выступает социальная ностальгия), мечтают о будущем, надеются на благоприятные изме­нения или опасаются негативных изменений в будущем. Настоящее (особенно -в условиях резких социальных трансформаций современного российского обще­ства) может восприниматься как нечто неустойчивое. А отсюда растущее ощу­щение нестабильности положения в быстро меняющемся обществе.

Социологов не может не волновать влияние общего социального климата на социальное самочувствие отдельных индивидов и социальных групп. Адекват­ность результатов многочисленных исследований (проведенных по разным мето­дикам и с использованием разного инструментария) позволила зафиксировать «характерный симптом современной ментальности» - многие люди, принадле-

1 Зборовский Г.Е., Широкова Е.А. Социальная ностатьгия. к исследованию феномена'/ Социс. 2001. №8. С. 32:

см. также: Зощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996.

; Городская власть и горожане: прямая н обратная связь. Екатеринбург. 1998. СП.

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., T.2. С.90.


жащие к разным социальным слоям, выражают неудовольствие не только про­исходящим вокруг, но и своей материальной ситуацией». В качестве причин по­добного явления - гиперболизация своих личных повседневных трудностей, идеа­лизация ситуации накануне общественных трансформаций. «Распространению пессимистических оценок способствует общая атмосфера неопределенности бу­дущего. нестабильность социальной стратификации, а следовательно, и собст­венного статуса респондентов, чувство «нависшей угрозы» и «неприкаянности. Немаловажное значение имеет атрофия социальных связей, провалы в социаль­ной памяти, мифологизация прошлого, избирательное восприятие реалий обще­ственной ситуации, предшествовавшей перестройке и трансформации»1.

Интересную попытку осмыслить - на теоретико-методологическом уровне -все эти разнонаправленные «метаморфозы современного общественного созна­ния» предпринял Ж.Т. Тощенко. Это позволило ему выделить разнообразные аспекты общественного сознания, которые и воздействуют на социальное на­строение. самочувствие, и отражаются в них: «расколотое» или «разорванное» сознание; «маргинальное сознание»; катастрофическое сознание: больное, пато­логическое сознание (не в медицинском, а в социальном смысле); «демагогиче­ское сознание», сумеречное сознание; нонконформистское, протестное сознание; утопическое сознание; иллюзорное сознание, манипулируемое сознание. «Все эти метаморфозы создали основу и обусловили появление одного из поразительных явлений переходного периода - парадоксальность общественного сознания Она - результат и непосредственный выразитель нестабильности и непоследователь­ности происходящих в России изменений, следствие нарушения ритма и специ­фики уклада жизни, что достаточно отчетливо фиксируется в сознании людей»2.

Учет социального самочувствия создает предпосылки для упреждающего со­циального управления. Но для этого и само социальное управление, разработка и реализация социальной политики (важнейшим направлением которой должна стать молодежная политика) в регионе и муниципальном образовании должны быть комплексными, охватывать все стороны жизнедеятельности, способствовать снижению социальной напряженности.

Распространено понимание социальной политики как целенаправленной деятельности по оптимальному развитию условий и образа жизни членов общест­ва, совершенствованию социальных связей и отношений между ними. Соответст-

Оссовскнй В.,4. Проблема идентификации общественного мнения II Сонис. I999. №10. С. 14. : Тощенко Ж. Г. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа//Сонис. 2001. №й. С.8-14.


197 венно, ключевыми для характеристики социальной политики выступают понятия: образ жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. В 1970-х гг. в оте­чественной литературе они широко обсуждались, позднее - отошли на второй план. Но в современных условиях эти понятия вновь становятся актуальными Определения образа жизни различны:

• одни - сущностные, раскрывают образ жизни как способ жизнедеятельности, детерминируемый определенными социальными отношениями;

• другие - структурно-содержательные, характеризуют образ жизни как систему взаимосвязанных видов деятельности в различных сферах жизнедеятельности;

• третьи - подчеркивают определенную направленность образа жизни, в соот­ветствии с конкретными нормами и ценностными ориентациями.

Тем самым, можно дать интегрированную характеристику образа жизни:

• это - деятельность, жизнедеятельность людей;

• это - определенный вид. способ деятельности, жизнедеятельности людей;

• это - качественная характеристика того, что и как производят люди;

• образ жизни во многом независим от субъекта жизнедеятельности и определя­ет его основные свойства;

• он отличен от условий, в которых реализуется та или иная жизнедеятельность. Способ деятельности, выступая «ядром» образа жизни, охватывает совокуп­ность методов, приемов, путей деятельности, характеризующих, как субъект об­раза жизни поступает, действует в повседневной жизни. В способе деятельности человек (социальная группа) руководствуется определенными принципами, нор­мами, правилами, реализация которых придает его деятельности определенный характер - просоциальный, нейтрапьный, асоциальный. Способ деятельности реализуется в определенных формах (их выделение различно - производствен­ная, внепроизводственная; труд, быт, обучение, досуг), которые конкретизируются в многообразии видов деятельности. Вид деятельности охватывает совокуп­ность действий, поступков, поведение.

Качество жизни выражает меру удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досу­га, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде). Не вдаваясь в дискуссию о сущности качества жизни, подчерк­нем правомерность подхода социологов Фонда «Социальная инноватика», осуще­ствивших исследование качества жизни жителей Свердловской области и ряда


198 других регионов России1. Под качеством жизни ими понимается «результат целе­направленной деятельности общества в лице органов государственного и муни­ципального управления по созданию оптимальных условий для удовлетворения базовых потребностей человека и поддержания его существования» Конкретизи­руя данный подход, исследователи отмечают взаимосвязь оценок людьми сло­жившихся в конкретном муниципальном образовании социально-экономических и бытовых условий и деятельности органов государственного и муниципального управления по их оптимизации, оценок комфортности жизни в муниципальном об­разовании и активности человека, направленной на повышение качества жизни Важно учеоть и то, как в качестве жизни реализуется удовлетворенность человека осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий), его взаимосвязь с минимальными социальными стандартами и ресурсными возможностями обще­ства3.

Уровень жизни (жизненный уровень, жизненный стандарт) выражает сте­пень обеспеченности людей потребительскими благами, которые характеризуют­ся преимущественно количественными показателями (размер оплаты труда, до­ход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жи­лищные условия, уровень образования, здравоохранения и культуры)

Стиль жизни выражает специфический тип поведения людей, акцентирует мотивы и ориентации, повседневное поведение индивида, семьи, социальных групп и общностей, субъективную сторону человеческой деятельности.

Важнейший показатель эффективности социальной политики - уровень реа­лизуемой в обществе социальной защиты, степень социальной защищенно­сти граждан. При этом необходимо рассматривать социальную защиту как систе­му гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих жизненный уровень людей Она выступает как система меха­низмов, осуществляемых обществом по реализации законодательно закреплен­ных социальных, правовых и экономических гарантий граждан по обеспечению минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и дея­тельного существования человека в соответствии с конкретными условиями об-

1 Качество жизни населения регионов России (по результатам исследования в Свердловской области): Ин­формационно-аналитический бюллетень. М., 2003. ! Там же. С.4.

' Алферова М.Н. и яр. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучше­ния качества жизни населения -'Течнологии качества жизни. М., 2002, Т.2, №2. С.2.


199 щественного развития1. Социальная защита направлена на сохранение и разви­тие экономического, социального, профессионального и культурного потенциала различных групп населения. Порой социальная защита трактуется слишком узко -как предоставление материальной поддержки наименее обеспеченным слоям на­селения. Но в социальной защите (использование общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты) нуждаются -только по другим аспектам жизнедеятельности - и вполне обеспеченные гражда­не Реализацией социальной защиты выступает полноценное включение соци­ально-профессиональной или социально-демографической группы людей в жизнь общества, что проявляется не только в результатах их деятельности, но и в со­циальном престиже профессии и социальном положении работников. Защита со­циальной группы, слоя осуществляется на разных уровнях и в разных формах he формы и содержание зависят от заинтересованности общества, государства в нормальной жизнедеятельности данной группы (наличие общественной потреб­ности и ее осознание на государственном уровне), от состояния экономики (на­личие материальных ресурсов для удовлетворения данной потребности), от по­литической ситуации (возможность общественности повлиять на деятельность государственных органов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь