Поневоле вспомнишь слова А. Галича: Не бойся тюрьмы, Не бойся сумы, Не бойся ни мора и глада А бойся единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!" |
Непоследовательными были не только ответы молодых, но и их интерпретация социологами. И в их среде отмеченный выше теоретический поиск и отказ от стереотипов утверждался с большим трудом. Даже в 1987 г встречались исследования, авторы которых упрекали: 40% сегодняшних студентов не способны внятно ответить на вопрос: «В чем коренное отличие капитализма от социализма?»; «Категорию «свобода» верно понимают лишь 48% молодежи»; «лишь 60-70% могли правильно раскрыть суть классового подхода». Как быстро само время показало ненужность или невозможность «правильных» ответов на эти и подобные им вопросы. Но это же время показало и другое - как дорого обходится догматизм, неспособность верно оценить происходящие изменения в молодежном сознании. Перестройка породила у молодых (может быть острее, чем у всего общества) надежды на перемены. Основной ориентир - «Так жить нельзя!». Им было от чего отказываться Они не хотели быть поколением молчаливых, о котором можно было сказать:
I89
«Мое поколение молчит по углам. Мое поколение не смеет петь. Мое поколение чувствует боль, Но снова ставит себя под плеть»
(К. Кинчев).
Об их надеждах пел с ошеломляющей страстью Виктор Цой:
«Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза! В нашем смехе и в наших слезах,
и в пульсации вен - перемен! Мы ждем перемен!»
Произошли ли эти перемены? Реализовались ли надежды молодых? Как это сказалось на их ценностных ориентациях и установках? Но это уже не предмет историко-социопогического анализа.
|
190
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ1
«Что же реально изменилось в социальном облике современной молодежи, чем ознаменовала она уходящий век, какие ценности и какой образ жизни воспроизведет в будущем?»2. Ответы на эти вопросы могут помочь многое понять в проблемах социального развития современной российской молодежи.
«Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов» Восточная мудрость |
Как в современной социологии молодежи рассматривается процесс её социального развития? Общепринятым стало понимание социального развития молодежи как «изменения количественных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления и развития в качестве субъекта общественного воспроизводства». Подчеркивается, что такие изменения могут носить характер преемственности социального опыта, приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений, но могут и иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение)3.
Социальное развитие молодежи носит конкретно-исторический характер. Это тем более относится к
современной российской молодежи, чье социальное становление и развитие пришлось на период перестройки, глубоких социальных трансформаций российского общества - смена социально-экономического строя, распад СССР и становление новой государственности, продолжительный, системный кризис, крушение привычной системы ценностей, мучительный выбор путей наиболее эффективного развития страны в условиях глобализации мира.
|
Столь кардинальные изменения условий (самих основ) образа жизни всего общества для нового молодого поколения были не просто фоном, а самой их жизнью (ведь за 20 лет как раз и стало молодежью поколение «детей перестройки»).
191 Ситуация тем более усложняется, что эти перемены оказались гораздо более длительными и гораздо менее эффективными, чем надеялось большинство соотечественников. Размышляя о современной молодежи (предъявляя к ней различные претензии), старшие поколения должны понимать: именно они сделали тот выбор, заложником которого во многом является эта молодежь. И если сегодня многие россияне не удовлетворены результатами этого выбора, то, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. А такую неудовлетворенность продемонстрировали респонденты в ходе опросов общественного мнения в связи с 20-летием перестройки (приведем данные Центра Ю.Левады):
□Да | С Ни | ОН* ]наю | |||||
60- | «0 | У/////Ж | |||||
40 30' 20 10. | |||||||
ШШ\ |
1995 г. 2000 г. 2005 г
Затруднились ответить Никогда Мое поколение этого не застанет Через 10-15 лет Через 6-10 лет Через 3-5 лет Через 1-2 года |
Рис. 4.1. Если бы перестройки не было, жизнь стала бы лучше?
|
0 5 10 15 20 25 30
Рис 4.2 Когда мы заживем по-человечески?
ЗАДАНИЕ 4.1. А как бы ответили на эти вопросы вы, применительно к
своей семье, родным и близким? _ ______________________________
' Основная проблема данного раздела - не перегрузить его материалом эмпирических исследований. Уже потому, что именно этот материал наиболее быстро устаревает: лаже данные 1990-х гг. не отражают в полной мере ситуацию начала 2000-х гг. Поэтому в отборе эмпирических материалов мы преимущественно руководствовались стремлением выивить динамику ориентации, настроений и мнений российской молодежи за последние 15 лет. С другой стороны, преследовались и методические цели: показать возможные варианты изучения тех или иных социальных проблем молодежи, чтобы, освоив эти методики, студенты могли проводить самостоятельные исследования. Приводимые в разделе эмпирические данные должны стать и основой для сравнения и сопоставления с более поздними результатами исследований аналогичных проблем. В частности, одновременно с подготовкой нашего учебного пособия была опубликована монография (Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005), содержащая интереснейшие мэ!Сриалы обшефеде-ральных исследований. Наконец, еще раз подчеркнем социологический характер пособия: многие из проблем. рассматриваемых нами в социологическом ключе, будут изучаться в рамках отдельных курсов и дисциплин. Надеемся, что эти материалы помогут вам в их освоении.
* Чупров В.И.. Зубок Ю А Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы М. 200U Сб. ' Словарь по ювеиозютии: 300 терминов. СПб. 2002. С.81.
Понимание социального развития молодежи как единства качественных и количественных изменений ставит перед социологами проблему операционапиза-ции этих теоретических понятий. В качестве эмпирических показателей социального развития молодежи могут быть использованы; «изменения социального положения (статуса), мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) и интеграционного поведения молодежи в различных сферах общественного воспроизводства (в материальном производстве, в сферах распределе-
192
ния, обмена и потребления, в духовном производстве)»1. Этот подход достаточно плодотворен. Именно на нем преимущественно основаны федеральные и региональные доклады о положении молодежи. В своеобразном преломлении (с большим акцентом на личностные ориентации и позиции молодых людей в рамках различных социальных институтов) этот подход используется и нами.
Ф |
ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи
современной социологии молодежи (как и в социологии в целом) постепенно утверждается парадигма «от человека» Она ориентирует на изучение ценностно-мс.йЕЗц-.юнного компонента личности молодого человека, его социального самочувствия, мироощущения, настроения, его жизненных планов и представлений о жизненном успехе, era установок и ценностных ориентации.
Поэтому интерес к изучению социального самочувствия молодежи не является социологической модой. Более важна практическая необходимость такого изучения для оптимизации молодежной политики. С другой стороны, социальное самочувствие насквозь пронизано субъективными оценками, которые плохо поддаются не только измерению и обобщению, но даже простой их фиксации.
Что такое социальное самочувствие? Чем оно отличается от социальных настроений'' Стоит ли различать коллективное самочувствие и социальное самочувствие? Вот неполный круг вопросов, с которыми сталкивается социолог Попытаемся представить возможную модель социального самочувствия. Как любая другая модель, она не является единственной и последней. Скорее она носит характер «идеального типа» в терминологии М. Вебера. К построению модели социального самочувствия можно идти различными путями. Или исходным становится социальное, и самочувствие отличается от сферы мышления и волеизъявления. Или за основу принимается самочувствие, и необходимо показать, чем различаются индивидуальное, коллективное и социальное самочувствие. «Социальное самочувствие» достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным. Хотя связь - социально-профессиональный статус - материальное положение - социальное самочувствие прослеживается». Социальное самочувствие - восприятие своих «выживательных» позиций2. Соци-
' Чупров В.И., Зубок 10 А. Молодежь в общественном воспров)волстве: проблемы и перспективы. М.. 2000. С.6 ' Голенкова З.Т., Игитханян П.Д Наемные работники. Некоторые черты формирующегося класса/.' Со-цис. 2002 №9. С.46-47.
193 альное самочувствие - «интегральная характеристика отношения личности к окружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей». «Социальное самочувствие отражает соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта»'
Трактовка социального самочувствия четко отражает единство социологического и социально-психологического подходов. Показательно в данном отношении мнение: «Общественная психология является завершающим звеном де-терминационной цепочки, связывающей поведение с условиями жизни. Во-первых, она выступает своеобразным средоточием воздействующих на поведение внутренних и внешних факторов жизни, во-вторых, является прямым и непосредственным регулятором активности людей»2. Более того, широкое использование психологических терминов как социальных характеристик рассматривается как тенденция современного развития теоретической социологии. «Субъективное восприятие человеком собственной жизни, - отмечает Л.Е.Петрова, - перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизнедеятельность как отдельного индивида, так и социальных общностей»3.
Социальное самочувствие - интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, индикатор настроений и ориентации. Социальное самочувствие проявляется как «целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности». Оно «выступает результатом осознания и переживания человеком смысла и значимости различных сторон жизни», «вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации». Подобный подход представляется нам позитивным, поскольку социальное самочувствие не только рассматривается как эмоционально-психологическая реакция личности (социальной группы) на условия жизнедеятельности, но подчеркивается и активность субъекта, его самореализация, самоутверждение.
Панченко F..B. Мониторинг социального самочувствия тверской молодежи//' Современная Россия в социальном измерении. Материалы выступлений (X социологические чтения МГСУ. М., 2003. C.118-122.
Суименко Е.И. Социальная напряженность о приватизационном процессе // Социс 1999. № 10. С.86-87. ' Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи// Социс. 2000. №12. С.50. ' См.: Социально-психологическое самочувствие учителя; время перемен. Свердловск. 1990. С.З.
194 Именно такой подход к социологии личности и культуры утверждал выдающийся уральский (шире - советский, российский) социолог Л Н. Коган.
Созвучно с этим и аксиологическое, социокультурное понимание социального самочувствия, когда подчеркивается, что оно «во многом зависит от степени соответствия системы ценностей человека, его внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество»'. Н.И.Лапин выделил ряд социокультурных типов отношения россиян к нынешним реформам, взяв за основу три показателя: реальную адаптированность или неадаптированность субъекта к новым правилам экономического поведения; конкурентоспособность субъекта, его способность или неспособность успешно действовать в конкурентной рыночной среде; ориентированность субъекта на одобрение или отрицание реформ2. Весьма перспективно -особенно в плане выявления особенностей социального самочувствия различных социально-демографических групп - и представление о социальном самочувствии как «интегральной характеристике реализации жизненной стратегии, отношении к окружающей действительности, субъективных ее сторон»3.
Важно учесть и точку отсчета а субъективной оценке социального самочувствия При этом и субъективность, и определенность такой точки отсчета как бы переплетаются, взаимосвязаны. Даже применительно к основному экономическому фактору (доход) «социальное самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует его потребностям и представлениям о достойной жизни»4. Интересный ориентир - «субъективная оценка уровня и степени благополучия окружающей микросреды» - предложен нижегородскими социологами5.
Одновременно заслуживают внимания и акценты на социологический аспект социального самочувствия, не сводимого лишь к оценке социальной микросреды, но носящего более широкий (охватывающий и макросреду) и более разносторонний характер переживания, в котором «рациональное и эмоциональное
1 Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. С.75.
* Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российскою общества/.' Социс. 1997 №3. С. 15-23. 1 Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи'/ Социс. 2000. №12. С.51.
* Максакова Г.Е., Панова С.Г.. Тришкина И.С. Социальное самочувствие населения Свердловской области по материалам социологическою мониторинга за 1994-1996 годы/- Социологическое обозрение (Информационно-аналитический сборник). Вып.1. Екатеринбург. 1997. С.6. Более того, многочисленные публикации результатов социологических исследований фиксируют серьезные расхождения между объективным социальным положением н его субъективным отражением в социальном самочунешии - см., например. Выхухолева Е„ 11овопрудскиП С. Счастливые нишие. Россия официально объявлена страной оптимистов // Известия. 2001. 18 мая.
' См.: Саралиева З.М., Ьалабанов С.С. Пожилой человек в Центральной России//Социс. 1999. №12. С.58.
нераздельно, органично соединены»'. В исследовании уральских социологов используется понятие «социально-экономическое самочувствие населения города», трактуемое как «социальное ощущение и оценка социальными слоями и группами населения, отдельными горожанами, семьями уровня гарантированно-сги своего материально-экономического обеспечения для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей»2 Тут привлекает соотнесение самочувствия с «уровнем гарантированности», с социальными гарантиями.
В русле социологического понимания социального самочувствия лежит и соотнесение его с реализацией тех или иных социальных интересов, и объяснение одного из типичных путей к его деформации - представление интересов групп, общностей как общечеловеческих интересов О возможности такой подмены писали еще К. Маркс и Ф. Энгельс: «Всякий массовый, добивающийся исторического признания «интерес», когда он появляется на мировой сцене, далеко выходит в «идее», или «представлении» за свои действительные границы и легко смешивает себя с человеческим интересом вообще. Эта иллюзия образует то, что Фурье называет тоном каждой исторической эпохи»3. Парадокс состоит в том, что идеи пролетарской, социалистической революции длительное время трактовались как общечеловеческая перспектива и тенденция.
Социальное самочувствие - как и любой социальный феномен сознания и поведения - имеет темпоральное (временное) измерение. Личность, социальная общность не только оценивают свое современное социальное положение, но и сравнивают его с прошлым (одним из проявлений такого сравнения и выступает социальная ностальгия), мечтают о будущем, надеются на благоприятные изменения или опасаются негативных изменений в будущем. Настоящее (особенно -в условиях резких социальных трансформаций современного российского общества) может восприниматься как нечто неустойчивое. А отсюда растущее ощущение нестабильности положения в быстро меняющемся обществе.
Социологов не может не волновать влияние общего социального климата на социальное самочувствие отдельных индивидов и социальных групп. Адекватность результатов многочисленных исследований (проведенных по разным методикам и с использованием разного инструментария) позволила зафиксировать «характерный симптом современной ментальности» - многие люди, принадле-
1 Зборовский Г.Е., Широкова Е.А. Социальная ностатьгия. к исследованию феномена'/ Социс. 2001. №8. С. 32:
см. также: Зощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996.
; Городская власть и горожане: прямая н обратная связь. Екатеринбург. 1998. СП.
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., T.2. С.90.
жащие к разным социальным слоям, выражают неудовольствие не только происходящим вокруг, но и своей материальной ситуацией». В качестве причин подобного явления - гиперболизация своих личных повседневных трудностей, идеализация ситуации накануне общественных трансформаций. «Распространению пессимистических оценок способствует общая атмосфера неопределенности будущего. нестабильность социальной стратификации, а следовательно, и собственного статуса респондентов, чувство «нависшей угрозы» и «неприкаянности. Немаловажное значение имеет атрофия социальных связей, провалы в социальной памяти, мифологизация прошлого, избирательное восприятие реалий общественной ситуации, предшествовавшей перестройке и трансформации»1.
Интересную попытку осмыслить - на теоретико-методологическом уровне -все эти разнонаправленные «метаморфозы современного общественного сознания» предпринял Ж.Т. Тощенко. Это позволило ему выделить разнообразные аспекты общественного сознания, которые и воздействуют на социальное настроение. самочувствие, и отражаются в них: «расколотое» или «разорванное» сознание; «маргинальное сознание»; катастрофическое сознание: больное, патологическое сознание (не в медицинском, а в социальном смысле); «демагогическое сознание», сумеречное сознание; нонконформистское, протестное сознание; утопическое сознание; иллюзорное сознание, манипулируемое сознание. «Все эти метаморфозы создали основу и обусловили появление одного из поразительных явлений переходного периода - парадоксальность общественного сознания Она - результат и непосредственный выразитель нестабильности и непоследовательности происходящих в России изменений, следствие нарушения ритма и специфики уклада жизни, что достаточно отчетливо фиксируется в сознании людей»2.
Учет социального самочувствия создает предпосылки для упреждающего социального управления. Но для этого и само социальное управление, разработка и реализация социальной политики (важнейшим направлением которой должна стать молодежная политика) в регионе и муниципальном образовании должны быть комплексными, охватывать все стороны жизнедеятельности, способствовать снижению социальной напряженности.
Распространено понимание социальной политики как целенаправленной деятельности по оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствованию социальных связей и отношений между ними. Соответст-
Оссовскнй В.,4. Проблема идентификации общественного мнения II Сонис. I999. №10. С. 14. : Тощенко Ж. Г. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа//Сонис. 2001. №й. С.8-14.
197 венно, ключевыми для характеристики социальной политики выступают понятия: образ жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. В 1970-х гг. в отечественной литературе они широко обсуждались, позднее - отошли на второй план. Но в современных условиях эти понятия вновь становятся актуальными Определения образа жизни различны:
• одни - сущностные, раскрывают образ жизни как способ жизнедеятельности, детерминируемый определенными социальными отношениями;
• другие - структурно-содержательные, характеризуют образ жизни как систему взаимосвязанных видов деятельности в различных сферах жизнедеятельности;
• третьи - подчеркивают определенную направленность образа жизни, в соответствии с конкретными нормами и ценностными ориентациями.
Тем самым, можно дать интегрированную характеристику образа жизни:
• это - деятельность, жизнедеятельность людей;
• это - определенный вид. способ деятельности, жизнедеятельности людей;
• это - качественная характеристика того, что и как производят люди;
• образ жизни во многом независим от субъекта жизнедеятельности и определяет его основные свойства;
• он отличен от условий, в которых реализуется та или иная жизнедеятельность. Способ деятельности, выступая «ядром» образа жизни, охватывает совокупность методов, приемов, путей деятельности, характеризующих, как субъект образа жизни поступает, действует в повседневной жизни. В способе деятельности человек (социальная группа) руководствуется определенными принципами, нормами, правилами, реализация которых придает его деятельности определенный характер - просоциальный, нейтрапьный, асоциальный. Способ деятельности реализуется в определенных формах (их выделение различно - производственная, внепроизводственная; труд, быт, обучение, досуг), которые конкретизируются в многообразии видов деятельности. Вид деятельности охватывает совокупность действий, поступков, поведение.
Качество жизни выражает меру удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде). Не вдаваясь в дискуссию о сущности качества жизни, подчеркнем правомерность подхода социологов Фонда «Социальная инноватика», осуществивших исследование качества жизни жителей Свердловской области и ряда
198 других регионов России1. Под качеством жизни ими понимается «результат целенаправленной деятельности общества в лице органов государственного и муниципального управления по созданию оптимальных условий для удовлетворения базовых потребностей человека и поддержания его существования» Конкретизируя данный подход, исследователи отмечают взаимосвязь оценок людьми сложившихся в конкретном муниципальном образовании социально-экономических и бытовых условий и деятельности органов государственного и муниципального управления по их оптимизации, оценок комфортности жизни в муниципальном образовании и активности человека, направленной на повышение качества жизни Важно учеоть и то, как в качестве жизни реализуется удовлетворенность человека осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий), его взаимосвязь с минимальными социальными стандартами и ресурсными возможностями общества3.
Уровень жизни (жизненный уровень, жизненный стандарт) выражает степень обеспеченности людей потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и культуры)
Стиль жизни выражает специфический тип поведения людей, акцентирует мотивы и ориентации, повседневное поведение индивида, семьи, социальных групп и общностей, субъективную сторону человеческой деятельности.
Важнейший показатель эффективности социальной политики - уровень реализуемой в обществе социальной защиты, степень социальной защищенности граждан. При этом необходимо рассматривать социальную защиту как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих жизненный уровень людей Она выступает как система механизмов, осуществляемых обществом по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан по обеспечению минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека в соответствии с конкретными условиями об-
1 Качество жизни населения регионов России (по результатам исследования в Свердловской области): Информационно-аналитический бюллетень. М., 2003. ! Там же. С.4.
' Алферова М.Н. и яр. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения -'Течнологии качества жизни. М., 2002, Т.2, №2. С.2.
199 щественного развития1. Социальная защита направлена на сохранение и развитие экономического, социального, профессионального и культурного потенциала различных групп населения. Порой социальная защита трактуется слишком узко -как предоставление материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения. Но в социальной защите (использование общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты) нуждаются -только по другим аспектам жизнедеятельности - и вполне обеспеченные граждане Реализацией социальной защиты выступает полноценное включение социально-профессиональной или социально-демографической группы людей в жизнь общества, что проявляется не только в результатах их деятельности, но и в социальном престиже профессии и социальном положении работников. Защита социальной группы, слоя осуществляется на разных уровнях и в разных формах he формы и содержание зависят от заинтересованности общества, государства в нормальной жизнедеятельности данной группы (наличие общественной потребности и ее осознание на государственном уровне), от состояния экономики (наличие материальных ресурсов для удовлетворения данной потребности), от политической ситуации (возможность общественности повлиять на деятельность государственных органов).