• зона высокой напряженности (уровень доходов, жилищно-бытовые условия, работа сферы услуг, обеспечение правопорядка, личной безопасности, экологическая обстановка). Иерархия самых острых молодежных проблем. 1 - защита жизни и достоинство личности, уберечь ее от распространяющегося «беспредела», разгула преступности, 2 - снижение жизненного уровня, 3 - экологическая ситуация; 4 - резкое социальное расслоение;
• зона средней напряженности (уровень профподготовки, качество и уровень образования);
• зона относительного спокойствия (у большинства респондентов - личная, семейная жизнь, работа, взаимоотношения в коллективе)
Что же изменилось за эти годы?
• Зона высокой напряженности заметно расширилась. Ни одна из проблем,
определявших ее, не утратила своей остроты. Сохранилась обеспокоенность мо
лодежи низким уровнем доходов и зарплаты, ростом цен, инфляцией и возмож
ной безработицей. Для смягчения социальной напряженности в центре внимания
2I3 молодежной политики должен быть рост доходов работающей молодежи, дополнительных заработков учащейся и студенческой молодежи На перспективу - с развитием рынка - остроту приобретет и другая проблема: психологическая и интеллектуальная неподготовленность многих молодых к глубинным технологическим переменам, к порождаемой ими структурной безработице. Кризис традиционных форм трудоустройства выпускников учебных заведений (система распределения) может породить серьезные трудности. Сама безработица воспринимается преимущественно в плане сокращения доходов, ухудшения условий жизни, более широкие ее социально-психологические последствия еще мало осознаются Если дополнить общефедеральные данные региональными (в частности, уральскими), то высокая обеспокоенность экологической безопасностью в ряде регионов сохраняется.
|
Резко возросли опасения молодых людей из-за роста насилия и наркомании в молодежной среде. Другой серьезный конфликтогенный фактор - война в Чечне. Примечательно, что в данном случае мнения молодых респондентов расходятся с общественным мнением, с конца 1999 г. в основном оправдывавшим «антитеррористическую» операцию в Чечне. У молодежи отношение к этому более обостренное - оно проявляется через призму возможного участия в войне (своего, своих друзей, сверстников)
Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к решению острых проблем. Молодежь традиционно дистанцировалась от политики. Но сегодня нарастают негативные настроения, связанные именно с политической оценкой ситуации. Тенденция прослеживается четко - «пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и ее растущие надежды на «сильного лидера», способного навести порядок в стране. По данным социологов, треть молодых россиян считает, что рыночные преобразования - не что иное, как сознательное разрушение России. Тем самым, происходит активизация в общественном и молодежном сознании «образа врага» (это - «новые русские», «коррумпированные чиновники», «лица другой национальности»). И еще один важный вывод исследования: особых различий в опасениях разных групп молодежи нет (особенно близки ответы молодых работников и студентов; незначительные отличия в ответах школьников - скорее обусловлены возрастом, поэтому и связаны с угрозой личной безопасности, культом силы и насилия в молодежной среде, растущим непониманием между молодыми и взрослыми).
|
' См: Социокультурный портрет молодого тагильчанина (семь лет спустя). Н. Тагил. 2000. С. 17-19.
214 • В зоне средней напряженности ситуация достаточно стабильная. Несколько меньшими стали опасения из-за возможности гражданской войны, но одновременно чуть сильнее молодых стали волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи и спада рождаемости (хотя они еще и не ощущаются в ряду наиболее острых).
в В зоне относительного спокойствия тоже существенных изменений не произошло. К сожалению, в сознании молодых сохраняется представление о «второ-степенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма. Не может не вызывать тревогу и изменившееся (в сравнении с концом 1980-х - началом 1980-х гг.) отношение молодежи к демократии А именно об этом говорит парадокс мониторинга Анкета была дополнена вариантом ответа, призванным зафиксировать растущую озабоченность молодых возможностью ограничения демократии, свободы слова. Но эту озабоченность выразили всего лишь 6% респондентов (последнее место в ранговом ряду). В молодежном возрасте социальные и групповые проблемы пропускаются через личностное восприятие. И тем важнее в исследованиях социального самочувствия молодежи выявлять наиболее волнующие молодых личные проблемы. Вновь обратимся к результатам мониторинга молодежи Н Тагила. Ответы респондентов позволяют оценить происшедшие за 7 лет изменения в восприятии наиболее острых личных проблем':
|
215 Каковы же эти изменения:
• сохранился прагматизм в приоритетных личных проблемах деньги - здоровье - жилье (правда, акцент на здоровье усилился); существенно (в 4 раза!) усилилась значимость различных параметров успешной работы;
• более трезвой, реалистичной (сокращение в 2,5 раза) стала оценка своих возможностей организовать дело, стать предпринимателем;
• сохранилась значимость семьи, детей каксмысложизненной проблемы;
• несколько отошли на второй план проблемы личной безопасности (может быть, начинает сказываться «привычка к беспределу»?) и проблемы моды в одежде, внешнем виде (не отставать от моды становится все дороже, труднее)
ЗАДАНИЕ 4.6. Соотнесите результаты мониторинга с наиболее острыми лично для вас проблемами. В какой мере они совпадают или отличаются? Попытайтесь объяснить эти совпадения и отличия.
Таблица 4.4
Какие личные проблемы Вас особенно волнуют? __
Значения: | 2000 г. | Ранг | 1993 г | Ранг |
как заработать побольше денег | ||||
как сохранить здоровье | 47 | |||
как получить жилье, добиться домашнего уюта | ||||
как добиться успеха в работе | ||||
как воспитать своих детей | ||||
как добиться счастья в семейной жизни | ||||
как найти хорошую работу, сделать карьеру | ||||
надо ли учиться дальше, повышать квалификацию | ||||
как обеспечить безопасность, постоять за себя | 6-8 | |||
как красиво и модно одеваться, выглядеть | 6-8 | |||
как добиться понимания, уважения окружающих | 12-15 | |||
как избавиться от одиночества, скуки, потери интереса к жизни | 12-15 | |||
как сохранить друзей, компанию | 12-15 | |||
как завести свое дело, стать предпринимателем | 6-8 | |||
чем заняться в свободное время | 12-15 | |||
какдобиться удовлетворения в интимной жизни |
1 См.: Социокультурный портрет молодого тагильчанина (семь лет спустя). Н. Тагил, 2000. С.23-25.
216