ПДОЛЖНОбЫТЬ Пмв ДОЛЖНО быть




120 т 100 ■ 80 -60-40 • 20 ■

вв «

Л

 

Рис.4. 11. Какими качествами должен обладать «герой нашего времени»?

1. Социальная активность 8 Гуманность
2. Готовность к переменам в жизни 9. Равнодушие к другим людям
3. Индивидуализм 10. Прагматизм
4. Терпимость 11.Циничность
5. Агрессивность 12. Скромность
6. Оптимизм 13 Порядочность
7 Отсутствие общечеловеческой морали 14 Деловая хватка

Обобщая, ПИ. Бабочкин описывает образ молодого россиянина середины 1990-х гг., каким его представляет сама современная молодежь: «Он достаточно активен, в значительной степени готов к переменам в жизни (социально и про­фессионально мобилен), ориентирован в основном сам на себя, на свои успехи в жизни, обладает высокой терпимостью к людям и обстоятельствам, у него отсут­ствует агрессивность и жестокость, зато в большей степени присутствуют опти­мизм и гуманность, деловая хватка и порядочность, а также готовность к соблю­дению норм общечеловеческой морали, не равнодушен к другим людям, не обла­дает циничностью и в то же время в определенной степени прагматик, обладаю­щий скромностью. Таково видение молодежью своего идеального современника, который должен обладать положительными личностными социально-значимыми качествами, но с определенным «сдвигом» в сторону индивидуализма, что харак­терно для общества с рыночным типом экономики» '.

ЗАДАНИЕ 4.16. А вы узнаете себя или своих друзей в этом обобщенном} портрете? Какие из отмеченных качеств вам и вашим друзьям присущи в большей степени, какие - в меньшей? А какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать «герой нашего времени»?

Дальнейшая конкретизация изучения ценностного сознания молодежи и его динамики связана с разными типами ценностей. Так, Фонд «Общественное мне­ние» изучал отношение к ценностям-условиям и ценностям-качествам, с которыми молодые респонденты связывают представления о достойной жизни:

1 Молодежная политика. Информационный бюллетень. I996.J&124-I25. С.33-35.


Соборности | 4%

]10% Из*

Рациональность

в%

Волп.вольчица

Коллективизм

I]17%

Индивидуал мы

И|ггернационапиЗм

Призвание

Цн'/0
]22% ]22%

Патриотизм

Демократия

~\гг%

Равонство

Гуманизм

Собственность

U*i%

Духовность

159%

Свобода

Законность

]б2%
~~159%

Деньги

Права человека

^45%

Труд

Порядок

"]67%

Совесть

170%

Безопасность

Семья

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 4.12. Отношение к различным ценностям - условиям

Атеизм 3 2%

Подвижничество

Борьба

Самопожертвование

Энтузиазм

Законопослушэние

П редпр иим ч и вость

Благотворительность

Терпеливость

Деловитость

Вера в Бога

Толерантность

Бескорыстие

ПрофвеСИОНаЛИЗМ

Гостеп ри им ст во

Образованность

Чувство дота

Трудолюбие

Справедливость Г

Достоинство

л-------------------- 1----------------- | • ■

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 4.13. Отношение к различным ценностям - качествам

Характерны выводы авторов исследования. По их мнению, в сознании моло­дых россиян доминируют те символы достойной жизни, которые фиксируют общие условия индивидуального выживания и общие ориентиры улучшения жизни. При-


240 чем в оценке этих общих условий заметна четкая установка. Респонденты отдают предпочтение скорее не содержательной стороне «ценностей - условий», а их «наглядности», ощутимости, связанности со своей жизнью (семья, безопасность, деньги, права человека). Несколько иначе осуществляется выбор приоритетных «ценностей - качеств». Здесь на первый план выходит именно содержательная сторона (личное достоинство, образованность, профессионализм). За этим, по мнению И.Клямкина (руководитель исследовательского проекта), стоит еще одна существенная особенность идеологизированного посттоталитарного сознания. Если человек находится один на один с государством, то мир поневоле воспри­нимается им как двухполюсный. Есть государство, воплощающее определен­ные общие принципы. И есть «Я», которое обладает (или нет) набором качеств, позволяющих приспособиться к данным принципам. Идеологические символы тем и удобны, что они не требуют от каждого ответа на сложный вопрос: в чем заклю­чается его несвобода? Различные символы и ценности, придающие значимость тем или иным качествам личности, тоже могут выглядеть в глазах молодого че­ловека как надличностные. На основе их он судит о других людях и их поступках, но они могут не восприниматься как императивы собственного поведения. Среди «ценностей - качеств» есть вполне традиционные для национальной культуры (справедливость, трудолюбие, бескорыстие и т.д.). Но все это вполне сочетается с советской ментальностью. Да, от ряда специфически советских ценностей про­изошло самоосвобождение (интернационализм, коллективизм, энтузиазм, само­пожертвование, атеизм). Но взамен постсоветский человек пока мало что при­обрел.

Это особенно наглядно отразилось в результатах другого опроса фонда «Общественное мнение» (март 1994г.)1. Респондентам предлагалось определить: какие из ценностей они считают западными; какие советскими; какие наиболее важными для себя. Обращает внимание (см.: табл. 4.8):

• четко различаются две системы ценностей - западная и советская;

• характеристика западной системы ценностей достаточно целостна и подчер­кивает приоритет предприимчивости, деловитости, богатства;

• характеристика советской системы ценностей более противоречива. Отражая реальные идеологемы (атеизм, энтузиазм, борьба), она включает и ценности бо­лее широкого плана (терпеливость, образованность, гостеприимство). Признание, что личностные ценности были в этом обществе второстепенными, сочетается с

1 Соцопрос// Аргументы и факты. 1994. №24.


высокой оценкой социальных гарантий;

• лично наиболее важные ценности - не западные и не советские, их ориентир -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: