Опенка своей конкретной работы 2 глава




Спустя несколько лет выявились определенные изменения этих настроений. Характерны данные ВЦИОМ об оценках молодежи': Среди молодых людей сокра­тилось число противников рынка. Немного больше стало прорыночников. Но в их оценках усилилась осторожность. Соотношение «идти к рынку быстро» и «идти к рынку постепенно» даже у молодежи -1:3.

См Молодежь России и рынок. Екатеринбург, Челябинск, I991. "' 'Экономические и социальные перемены: мониторинг общее геенною мнения. 1993. №7. C.I8.



ЗН


 


50

 
ts

40-

 

!

Нужно переходить быстрее
Не следует переходить
Затрудняюсь ответить

Переход

Необходим, но -

Постепенный

Рис.4. 44. Нужно ли переходить к рыночной экономике и как быстро?

Сегодняшние исследования дают возможность рассмотреть эту проблему по-новому. Обратимся вновь к мониторингам ВЦИОМ-А, где в последнее время из­менилась даже формулировка вопроса'.

О 2000 г. ■ 2004 г.

45 *6

 

 

50 40 ■      
30-   ни  
20 ■ 10  
    Нужно продолжать Следует прекратить

Затрудняюсь ответить

Рис.4.45. Рыночные реформы нужно продолжать или их следует прекратить?

Ответы молодых респондентов) производят весьма противоречивое впечатление С одной стороны, в молодежной среде резко изменяется соотношение «проры-ночных» и «антирыночных» настроений (от 1,5: 1 в 2000 г. до 5: 1 в 2004 г) С дру­гой стороны, почти половина молодых респондентов растеряны от реального хода реформ. Не потому ли столь высока доля затруднившихся ответить?

ЗАДАНИЕ 4. 40. А как на этот вопрос ответили бы вы? Какие настроения
преобладают в студенческой среде?
___________________________________

Ценностная окраска отношения молодежи к рынку проявляется в ее надеждах и опасениях. Как реализовались они за эти годы? Что принес переход к рыночной экономике непосредственно для молодых? И здесь целесообразно сопоставить мнения молодежи на «старте» рыночных реформ - с ответами сегодняшних моло­дых людей, когда - по прежним прогнозам - эти реформы должны были бы при­ближаться к «финишу».

В анализе этой проблемы в отечественной социологии молодежи обычно при­меняются две методики. В рамках одной из них выясняется, что принесли рыноч­ные реформы для сегодняшней молодежи. Её оценки сопоставляются с оценками

' Вестник общественного мнения. 2004. №1 (69). С.76.


и опасениями молодых людей на старте реформ1 В рамках другой - вопросы о надеждах и опасениях повторяются и применительно к сегодняшней молодежи2.

Таблица 4.25

Надеады - опасения молодых а связи с разви тием рынка

Альтернативы    
1а. Будет конкуренция производителей и выиграет потребитель    
16. Усилится зависимость потребителей от производителей    
2а. Люди получат свободу выбора, где и как работать    
26. Из-за безработицы люди потеряют экономическую свободу    
За. Будет цениться добросовестный и квалифицированный труд    
36 Обесценится добросовестный и квалифицированный труд    
4а. Исчезнет уравниловка в оплате труда    
46. Усилится несправедливость в оплате труда    
5а. Исчезнет дефицит товаров 74  
56. Усилится дефицит товаров    
6а. Укрепится рубль, станет конвертируемым 63  
66. Рубль еще больше обесценится 31  
7а. Повысится роль интеллектуального труда    
76. Понизится роль интеллектуального труда    
8а Постепенно снизятся цены    
86. Цены возрастут еще больше    
9а. Произойдет повышение благосостояния населения    
96. Благосостояние населения понизится    
«Большую часть рекоменда­ ций, данных нами России, мы никогда бы не рискнули приме­ нить у себя У нас капитализм в так называемом «чистом» виде, без социальной защиты насе­ ления, - в далеком прошлом». ______ Дж. Гэлбрейт

Как видим, сбылись надежды молодежи начала 1990-х годов на уход от «экономики дефицита» и на развитие инициативы, предприимчивости. Но во многом оказались иллюзорными их надежды на рост престижа квалифицированного труда, интел­лектуального труда и особенно на снижение цен К

сожалению, сбылись и многие их опасения - о росте безработицы, росте цен. В целом молодежь по многим позициям высказалась в пользу рыночных реформ, несмотря на их возможные негативные последствия Но заметно снижение цен­ности «приобретений» и возрастание ценности «утрат» рыночных реформ. Баланс «за» и «против» в отношении молодежи к рыночным преобразованиям неустой­чив, он склоняется в положительную сторону, но не слишком значительно. Все сильнее молодые осознают утрату социальных гарантий и поддержки.

1 Молодежь России и рынок. Екатеринбург, Челябинск. 1991; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России,'/ Comic. 1998.№5. C.9,

Гушин О.В.. Филатов А.С. Молодежь и рынок: опыт социологического анализа социально-экономических жепектаций// Молодежь России и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение, предпринима­тельство, труд и занятость /Межра иональные молодежные социологические чтения (Екатеринбург. 27-28 октября 2005 года. Екатеринбург. 2005. С.21-25.


312

ЗАДАНИЕ 4.41. Если бы баланс «за» и «против» рыночных реформ подво­
дили вы, каким он был бы? Какие изменения в экономике, и соответст­
венно - в жизни общества, вы оценили бы позитивно, какие ■ негативно?
Как вы считаете - такай оценка была бы индивидуальной, вашей лично,
или она типична для студенческой среды?
_____________________

Отношение к рынку, как и к любому социальному феномену в целом, может но­сить абстрактный характер. При этом человек готов принять какую-либо пози­цию, если это его непосредственно не затрагивает. И, напротив, более критически относится к таким явлениям, которые его так или иначе затрагивают. Особенно такая эмоциональная окрашенность присуща мнениям и оценкам молодых.

Характерно отношение молодежи к различным сторонам экономической ре­формы. Так, в оценках частного предпринимательства молодых волнует не то, как это скажется на них, а другое: «Насколько я смогу участвовать в этом?» Воз­можность участия в предпринимательстве многие не связывают с уровнем обра­зования и квалификации. Преимущественно отрицательно многие молодые рес­понденты относятся к расширению платных услуг в образовании, культуре, здравоохранении. Сказывается многолетняя привычка к бесплатности и нежела­ние с ней расстаться.

Разброс оценок показывает: рыночное сознание молодежи весьма эклек­тично. По сравнению с 1991 г. ситуация существенно изменилась. Тогда в созна­нии молодых причудливо переплетались прорыночные и антирыночные (или не­рыночные) настроения. Сегодня оно стало более однородным - прорыночным. Но различные направления экономической реформы воспринимаются и оценива­ются как независимые друг от друга. В итоге многие причинно-следственные свя­зи между ними разрываются. Конечно, было бы неверно винить в этом только мо­лодежь. В реализации экономической реформы до сих пор трудно выявить чет­кость и последовательность конкретных мер. Но главное даже не в этом. За отве­тами молодых - более глубокая и общая проблема: недооценка социально-психологических предпосылок и факторов экономической реформы. Наибо­лее четко это проявляется в определенном разрыве между обоснованием необ­ходимости уже сегодня тех или иных социально-экономических мер и отсутствием пусть небольших, но конкретных, ощутимых результатов. В первое молодежь по­верила, и очевидна убежденность: «рыночным реформам альтернативы нет». Второе приходит в противоречие с «ноувистскими» настроениями и установками молодежи, ее ориентациями на достижение позитивных результатов уже сегодня. Новый тип экономической культуры - это и новый тип личности Отказ от задан-


313 ности в формировании личности сегодня нередко переходит в невнимание к про­тиворечивому процессу ее становления. Но социализация личности, ее индиви­дуализация - это необходимый период в жизни каждого молодого человека. И по­добное невнимание, в конечном счете, оборачивается огромными издержками и для личности, и для общества Переходность нашего общества порождает неус­тойчивость процесса становления личности «рыночного типа». Характерны от­веты молодых респондентов на вопрос: «Какими личностными качествами должен обладать человек для успеха в рыночной экономике?»'

Таблица 4.26
Молодежь о качествах «рыночного человека» _______ __^_

Качества %%
Деловая хватка, предприимчивость  
Профессионализм  
Целеустремленность  
Трудолюбие, высокая трудоспособность  
Дисциплинированность, организованность  
Общительность  
Порядочность, честность  
Инициативность, чувство нового  
Готовность достигать целей любыми средствами  
Интеллигентность  
Ловкость, хитрость  
Самостоятельность, независимость  
Практицизм  

Сложность ситуации в том, что тип рынка и значимость тех или иных качеств для успешной жизнедеятельности молодого человека рассматриваются в общест­венном мнении весьма неоднозначно. Изменения в приоритетах качеств «рыноч­ного человека» отразили неустойчивость экономической культуры молодежи. Усилилось переплетение качеств человека «дикого» и «цивилизованного» рынка. Заметно возросло стремление разбираться в вопросах экономики, коммерции. Но одновременно на первый план вышли деловая хватка, чутье, предприимчивость. Вольно или невольно это отразило важнейшее различие «дикого» и «цивили­зованного» рынка. На «диком» рынке основная фигура - ловкий, хитрый коммер­сант, умеющий извлекать выгоду из чего угодно, на «цивилизованном» - грамот­ный менеджер, сориентированный на инновации, уважающий законы, порядоч­ный, честный, умеющий держать слово. Но по всем этим качествам - в сравнении

1 Социокультурный портрет молодого ташльчанина (семь лет спустя). Н.Тагил, 2000. С.93.



.414 с исследованиями 1990-х гг. - происходит снижение в оценках. И это - самый тре вожный факт с точки зрения формирования новой трудовой этики.

В трудовом воспитании молодежи, в подготовке молодых людей к рыночным отношениям плохо учитывается наличие двух типов рынка и существенные раз­личия между ними. В итоге в рамках общей прорыночной ориентации воздействие реально существующего «дикого» рынка оказывается более эффективным. Его нормы более примитивны и легче воспринимаются. Они не требуют серьезной ин­теллектуальной и морально-психологической подготовки. Сегодня явно недоста­точно готовить к рынку вообще Конечно, здесь есть противоречие между акту­альным, сегодняшним состоянием рынка и перспективами его развития. Но в под­готовке молодежи перспективный ориентир должен обязательно быть.

ЗАДАНИЕ 4.42. А как бы вы определили стратегию формирования эконоЦ
мической культуры молодежи? Каким вам видится разрешение противо­
речия между двумя ориентирами: на сегодняшний, во многом «дикий» ры-
нок или на пе рспе ктиву - на цивилизованный рынок?
__________________________


Тема 15. Молодой россиянин: становление гражданина

Круг рассматриваемых проблем и понятий: Гражданское общество, культура гражданственности. Социальный кон­троль. Свобода и социальный контроль. Политическая культура - важ­нейший элемент культуры гражданственности личности. Динамика по­литических ориентации молодежи. Аполитичность молодежи. Политиче­ское сознание современной молодежи. Отношение молодежи к политике, политическим институтам, молодежным общественным организациям.

:Свобода означает ответствен­ность вот почему все боятся ее». Б. Шоу «Тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут» С. Ежи ПЕЦ

Социальные изменения, происходящие в России в постсоветский период, ста-■иг перед нашим обществом разносторонние задачи по модернизации политиче­ской системы Предметом обсуждений и дискуссий становится проблема выбора Волее оптимальных путей, моделей и механиз­мов её осуществления. Учитывая многомерность политических реформ и их социальных послед­ствий, важно обратить внимание и на организа­ционно-институциональный. и на социально-психологический, социокультурный аспекты политических реформ. Без качест­венного изменения отношения людей к политике, их политических ориентации и настроений, их политической культуры реформы будут носить верхушечный ха­рактер. Особенно значима динамика политических ориентации молодежи:

• с молодежью связаны перспективы социального развития;

• важно смягчить объективный для переломных эпох разрыв в мировоззренче­ских позициях и ориентациях поколений;

• специфично формирование политического сознания молодежи: она и наиболее свободна от стереотипов и мифологем традиционализма, и наиболее восприим­чива к новым идеям, стереотипам, мифологемам.

Изучение этих проблем в нашей социологии молодежи началось не сегодня. Эта сфера социологии молодежи была наиболее связана с целями политического режима и наиболее идеологизирована, а потому и наиболее деформирована. Но было бы неправильно просто отбросить исследования тех лет, не заметить опре­деленного развития в подходах и оценках социологов. Уже тогда пробивали себе дорогу те тенденции, которые определяют динамику социально-политических ориентации молодежи и более всесторонне исследуются в социологии политики и в социологии молодежи: • от «панполитизма», сверхполитизации (политика рассматривается как самое


316

важное депо миллионов) к идеям гражданского общества, правового государства, гласности, культуры гражданственности;

• от активизма молодежи (как целевой установки воспитания и пропаганды) к идеям политической культуры. Основное в такой переориентации - акцент на лич­ность молодого человека, на механизмы формирования политических знаний, убеждений, ценностных установок и ориентации;

• от анализа деятельности формальных институциональных структур (особенно - комсомола) к изучению неформальных молодежных объединений'.

Общий ориентир поиска политических перспектив общества - гражданское общество, правовое государство, гражданская культура, культура граждан­ственности2. С точки зрения социокультурного подхода гражданское общество может рассматриваться как особый уровень развития, состояния всей социальной системы, когда господствующими фундаментальными ценностями являются пра­ва и свободы граждан. Соответственно, культура гражданственности характе­ризует его с точки зрения не институционального устройства, а способов деятель­ности людей, их традиций, стереотипов, привычек, инноваций Именно поэтому культура гражданственности характеризует и общество в целом, и конкретного человека.

В «обществе перемен» происходит смена типов социального контроля и ка­чественно меняется отношение «власть - гражданин». В гражданском обществе и социальный контроль должен стать более гуманным, и гражданин должен более ответственно следовать социальным нормам и законам. Да и само общество должно эффективнее защищать и охранять права и свободы гражданина, созда­вать предпосылки для формирования у каждого человека (особенно молодого) ка­честв гражданина - «социально-озабоченного» человека В социальном кон­троле важно определить границы, пределы вмешательства общества 8 жизнь личности. В какой-то мере они определяются сферой личной, частной жизни. Личная жизнь - это, конечно, не вся жизнь личности. Это сфера ее относительной

1 Блинов II., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. М., 1982; Грншенко Ж.М., Поли­карпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социс. 1990..N=7; Коган Л.Н.. Попов ВТ.. Цыпленков ВЛ. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. Екатеринбург 1993; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. М.. 1989; Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.1-2. М.. 1992; Неформалы: кто они? Куда зовут? М.. 1990; Неформальная Россия. М., 1990; Неформальные объединения молодежи вче­ра, сегодня... А завтра? М., 1988; Политическое сознание и трудовая активность молодежи. М., 1985; Ширя­ев Э.Б., Алейников А.В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. Л., 1990; и др. •' Культура гражданственности Екатеринбург, 2004; Гражданское общество; истоки и современность. СПб., 2002; Модель И.М., Модель B.C. Власть и гражданское общество в России: ОТ социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург, 1998; Руденкин В.II. Гражданское общество в России: истоки и современность. Екатеринбург, 2002; и др.


317 автономности. Одно из существенных отличий тоталитарного общества от демо­кратического, гражданского - в резком сужении сферы личной жизни, автономии личности. Регламентация и социальный контроль распространяются даже на самые интимные, личностные стороны жизни человека. Общество в лице власт­ных структур пытается навязать ему: с кем дружить, общаться, кого любить, что читать, как одеваться, какие песни петь и т.д. В гражданском обществе сфера личной жизни значительно расширяется, ее неприкосновенность защищена зако­ном, правами. Недаром англичане говорят: «Мой дом - моя крепость».

ЗАДАНИЕ 4.43. Оцените идею недопустимости какого-либо контроля над личностью: «Личность стоит выше государства, и никакое государство но может смотреть на нее как на свое орудие. В этом отношении всякая диктатура, от кого бы она ни исходила и какими бы соображениями ни ру­ководствовалась, одинаково безнравственна и недопустима» (С. Франк). Согласны ли вы с мнением, что обществу угрожает серьезная проблема -регламентация: «Что станет с обществом, которое будет автоматиче­ски выполнять механически переданные приказы? Что будет, если со-шесть и разум подчинятся регламенту?» (А. Бергсон).

В социологии свободу соотносят с социальным контролем

• свобода не противостоит правовым и нравственным нормам,

• она не беспредельна и ограничена правом на свободу другой личности;

• свобода неотделима от ответственности;

• свобода предполагает внутренний самоконтроль - определение для себя тех границ и рамок, за которые человек не может выйти; свобода - это самостоятель­ный выбор человеком жизненного пути, моделей поведения, конкретных жизнен­ных решений.

Таким образом, бытующее противопоставление социального контроля и сво­боды ошибочно в обоих крайних (односторонних) вариантах:

свобода = бесконтрольность

контроль = ограничение свободы

Проблема свободы и социального контроля особенно значима в периоды кар­динальных социальных изменений. Возникает чрезвычайно сложная для человека и общества ситуация. Старые (тоталитарные) нормы и механизмы социального контроля рушатся, новые (демократические) еще не утвердились. В обществе возникает правовой (шире - социальный) беспредел, а на уровне человека - ценностно-нормативная дезориентация. В итоге путь от запретительного типа социального контроля («запрещено все, что не разрешено») к разрешительному («разрешено все, что не запрещено») на деле порождает ориентир вседозволен-


318 ности («все разрешено!»). Поэтому у многих рождается тоска «по порядку», «сильной руке». Нельзя сбрасывать со счета и то, что тоталитаризм, ограничивая свободу личности, в чем-то снимал с нее бремя ответственности. Такая модель поведения, когда выбор предписан, для многих молодых людей была удобна сво­ей определенностью, ясностью, ненужностью принимать самостоятельные реше­ния и отвечать за них Соотношение свободы и выбора порождает и непростые проблемы: всегда ли человек готов выбирать? Имеет ли он достаточную инфор­мацию? Обладает ли он необходимыми навыками и умениями для избранной сферы или вида деятельности? Да и где гарантии, что выбор правильный? Не придется ли ему сожалеть о выборе? Ведь пешеход придет к цели быстрее всад­ника, если... тот скачет в ином направлении И, наконец, альтернатива выбора должна смениться каким-то одним определенным решением А оно превращает другие варианты выбора в нереализованные возможности. Не будет ли человек сожалеть о них? Не попытается ли вернуться к ранее отвергнутым вариантам? Выясняется: свобода не означает - делай все, что хочется. Да и хотеть быть сво­бодным - еще не значит стать им. Свобода - это плод серьезных усилий Но пока, как показывают социологические исследования, свобода как базовая ценность культуры гражданственности не входит в число ведущих ориентации молодежи'.

%%

Таблица 4.27 Понимание свободы молодежью

Значения

 

Возможность самостоятельно обеспечивать себя средствами на жизнь

 

Независимость в вы боре ж изненной по з иции

Способность принимать^ самостоятель н ые решения с учетом общих законов
Наличие неотъемлемых прав и свобод
Способность не обращать внимание на обыденность, «свобода в душе»

31_ "27

Действие в соответст вии со своими убе ж дениями незави симо от закона
Возможность выбират ь руководст во и влиять на законодательство

Способность п ереступать через общественные ограничени я и запреты

Способность не подчиняться закону, если он не нравится

Итак, определяющим для молодых людей является экономический смысл свободы. Значимой является свобода как способность принимать решения самостоятельно. Относительно низка ориентация на гражданский смысл свободы. Определенную переориентацию в отношении молодых россиян сегодня к базовым


социально-политическим ценностям отразили исследования фонда «Обществен­ное мнение», хотя из молодежных групп в нем представлены только студенты':

Таблица 4.28

Отношение студентов к свободе и равенству (приведены лишь крайние оценки)    
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНЫМ, КОГДА ДА НЕТ
подчиняюсь общим для всех законам    
и общественной жизни подчиняюсь общим для всех законам, а и частной жизни поступаю, как хочу    
(•ели могу обойти любой закон с выгодой для себя    
- поступаю по совести, независимо от того, нарушаю при этом закон, или нет    
РАВЕНСТВО-ЭТО... ДА НЕТ
равные стартовые возможности для всех    
иллюзия: полного равенства условий жизни быть не может, но к нему надо стремиться    
- плюрализм: надо терпимо относиться ко всем мнениям, взгля­дам. позициям, никакие из них нельзя запрещать    

Наиболее принимается сегодня идея равных стартовых возможностей. Ут­верждается и значимость автономности личной жизни. Впрочем, продолжает действовать и стереотип допустимости вмешательства в частную жизнь. Про-1иворечиво молодежное сознание отражает проблему уважения к закону: 2 из киждых 5 респондентов соотносят свободу с неподчинением закону; каждый пя-1ый считает возможным во имя выгоды его обойти: для каждого второго основной кригерий свободы - совесть, а не закон. Приведенные данные - часть более обще-к) исследования об утверждении либеральных ценностей в сознании россиян. На примере молодежи подтверждается вывод авторов о сложности, противоречиво­сти этого процесса.

ЗАДАНИЕ 4.44. С чем, прежде всего, ассоциируется понятие свободы и ра­венства у вас? В какой мере ваши личные представления о свободе и ра­венстве совпадают с приведенными выше обобщенными данными? По­старайтесь объяснить, с чем связано возможное совпадение (или расхо­ждение) позиций? На конкретных примерах покажите, что проблемы сво­боды, равенства и социального контроля особенно значимы в периоды кардинальных социальных изменений.

Переход России к гражданскому обществу (пусть и затянувшийся, противоре­чивый) делает сегодня актуальными многие идеи западных политологов. Харак­терна концепция гражданской культуры американских политологов Г. Алмонда и С Вербы. Они выделяли три типа политической культуры:


 


1 Культура гражданственности. Екатеринбург, 2004. C.I05


'См.: Капустин Б.. Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян//Полис. 1994. №1,2.


320

априходская» - нет конкретизации политических ролей и ориентации; типично политическое поведение по традиции, стереотипу, привычке,

«подданническая» - отношение к политике у «подданных» пассивное;

«культура участия» - «участники», члены сообщества четко сориентированы на систему в целом.

Алмонд и Верба считали углубление и обеспечение стабильности демократии предпосылкой развития гражданской культуры: «гражданская культура - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть ак­тивными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль поддан­ных. Даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интере­сов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть»'.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: