Спустя несколько лет выявились определенные изменения этих настроений. Характерны данные ВЦИОМ об оценках молодежи': Среди молодых людей сократилось число противников рынка. Немного больше стало прорыночников. Но в их оценках усилилась осторожность. Соотношение «идти к рынку быстро» и «идти к рынку постепенно» даже у молодежи -1:3.
См Молодежь России и рынок. Екатеринбург, Челябинск, I991. "' 'Экономические и социальные перемены: мониторинг общее геенною мнения. 1993. №7. C.I8.
ЗН
50
ts |
40-
!
Нужно переходить быстрее |
Не следует переходить |
Затрудняюсь ответить |
Переход
Необходим, но -
Постепенный
Рис.4. 44. Нужно ли переходить к рыночной экономике и как быстро?
Сегодняшние исследования дают возможность рассмотреть эту проблему по-новому. Обратимся вновь к мониторингам ВЦИОМ-А, где в последнее время изменилась даже формулировка вопроса'.
О 2000 г. ■ 2004 г.
45 *6
50 40 ■ | |||
30- | ни | ||
20 ■ 10 | |||
Нужно продолжать | Следует прекратить |
Затрудняюсь ответить
Рис.4.45. Рыночные реформы нужно продолжать или их следует прекратить?
Ответы молодых респондентов) производят весьма противоречивое впечатление С одной стороны, в молодежной среде резко изменяется соотношение «проры-ночных» и «антирыночных» настроений (от 1,5: 1 в 2000 г. до 5: 1 в 2004 г) С другой стороны, почти половина молодых респондентов растеряны от реального хода реформ. Не потому ли столь высока доля затруднившихся ответить?
ЗАДАНИЕ 4. 40. А как на этот вопрос ответили бы вы? Какие настроения
преобладают в студенческой среде? ___________________________________
Ценностная окраска отношения молодежи к рынку проявляется в ее надеждах и опасениях. Как реализовались они за эти годы? Что принес переход к рыночной экономике непосредственно для молодых? И здесь целесообразно сопоставить мнения молодежи на «старте» рыночных реформ - с ответами сегодняшних молодых людей, когда - по прежним прогнозам - эти реформы должны были бы приближаться к «финишу».
|
В анализе этой проблемы в отечественной социологии молодежи обычно применяются две методики. В рамках одной из них выясняется, что принесли рыночные реформы для сегодняшней молодежи. Её оценки сопоставляются с оценками
' Вестник общественного мнения. 2004. №1 (69). С.76.
и опасениями молодых людей на старте реформ1 В рамках другой - вопросы о надеждах и опасениях повторяются и применительно к сегодняшней молодежи2.
Таблица 4.25
Надеады - опасения молодых а связи с разви тием рынка
Альтернативы | ||
1а. Будет конкуренция производителей и выиграет потребитель | ||
16. Усилится зависимость потребителей от производителей | ||
2а. Люди получат свободу выбора, где и как работать | ||
26. Из-за безработицы люди потеряют экономическую свободу | ||
За. Будет цениться добросовестный и квалифицированный труд | ||
36 Обесценится добросовестный и квалифицированный труд | ||
4а. Исчезнет уравниловка в оплате труда | ||
46. Усилится несправедливость в оплате труда | ||
5а. Исчезнет дефицит товаров 74 | ||
56. Усилится дефицит товаров | ||
6а. Укрепится рубль, станет конвертируемым 63 | ||
66. Рубль еще больше обесценится 31 | ||
7а. Повысится роль интеллектуального труда | ||
76. Понизится роль интеллектуального труда | ||
8а Постепенно снизятся цены | ||
86. Цены возрастут еще больше | ||
9а. Произойдет повышение благосостояния населения | ||
96. Благосостояние населения понизится |
«Большую часть рекоменда ций, данных нами России, мы никогда бы не рискнули приме нить у себя У нас капитализм в так называемом «чистом» виде, без социальной защиты насе ления, - в далеком прошлом». ______ Дж. Гэлбрейт |
Как видим, сбылись надежды молодежи начала 1990-х годов на уход от «экономики дефицита» и на развитие инициативы, предприимчивости. Но во многом оказались иллюзорными их надежды на рост престижа квалифицированного труда, интеллектуального труда и особенно на снижение цен К
|
сожалению, сбылись и многие их опасения - о росте безработицы, росте цен. В целом молодежь по многим позициям высказалась в пользу рыночных реформ, несмотря на их возможные негативные последствия Но заметно снижение ценности «приобретений» и возрастание ценности «утрат» рыночных реформ. Баланс «за» и «против» в отношении молодежи к рыночным преобразованиям неустойчив, он склоняется в положительную сторону, но не слишком значительно. Все сильнее молодые осознают утрату социальных гарантий и поддержки.
1 Молодежь России и рынок. Екатеринбург, Челябинск. 1991; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России,'/ Comic. 1998.№5. C.9,
Гушин О.В.. Филатов А.С. Молодежь и рынок: опыт социологического анализа социально-экономических жепектаций// Молодежь России и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение, предпринимательство, труд и занятость /Межра иональные молодежные социологические чтения (Екатеринбург. 27-28 октября 2005 года. Екатеринбург. 2005. С.21-25.
|
312
ЗАДАНИЕ 4.41. Если бы баланс «за» и «против» рыночных реформ подво
дили вы, каким он был бы? Какие изменения в экономике, и соответст
венно - в жизни общества, вы оценили бы позитивно, какие ■ негативно?
Как вы считаете - такай оценка была бы индивидуальной, вашей лично,
или она типична для студенческой среды? _____________________
Отношение к рынку, как и к любому социальному феномену в целом, может носить абстрактный характер. При этом человек готов принять какую-либо позицию, если это его непосредственно не затрагивает. И, напротив, более критически относится к таким явлениям, которые его так или иначе затрагивают. Особенно такая эмоциональная окрашенность присуща мнениям и оценкам молодых.
Характерно отношение молодежи к различным сторонам экономической реформы. Так, в оценках частного предпринимательства молодых волнует не то, как это скажется на них, а другое: «Насколько я смогу участвовать в этом?» Возможность участия в предпринимательстве многие не связывают с уровнем образования и квалификации. Преимущественно отрицательно многие молодые респонденты относятся к расширению платных услуг в образовании, культуре, здравоохранении. Сказывается многолетняя привычка к бесплатности и нежелание с ней расстаться.
Разброс оценок показывает: рыночное сознание молодежи весьма эклектично. По сравнению с 1991 г. ситуация существенно изменилась. Тогда в сознании молодых причудливо переплетались прорыночные и антирыночные (или нерыночные) настроения. Сегодня оно стало более однородным - прорыночным. Но различные направления экономической реформы воспринимаются и оцениваются как независимые друг от друга. В итоге многие причинно-следственные связи между ними разрываются. Конечно, было бы неверно винить в этом только молодежь. В реализации экономической реформы до сих пор трудно выявить четкость и последовательность конкретных мер. Но главное даже не в этом. За ответами молодых - более глубокая и общая проблема: недооценка социально-психологических предпосылок и факторов экономической реформы. Наиболее четко это проявляется в определенном разрыве между обоснованием необходимости уже сегодня тех или иных социально-экономических мер и отсутствием пусть небольших, но конкретных, ощутимых результатов. В первое молодежь поверила, и очевидна убежденность: «рыночным реформам альтернативы нет». Второе приходит в противоречие с «ноувистскими» настроениями и установками молодежи, ее ориентациями на достижение позитивных результатов уже сегодня. Новый тип экономической культуры - это и новый тип личности Отказ от задан-
313 ности в формировании личности сегодня нередко переходит в невнимание к противоречивому процессу ее становления. Но социализация личности, ее индивидуализация - это необходимый период в жизни каждого молодого человека. И подобное невнимание, в конечном счете, оборачивается огромными издержками и для личности, и для общества Переходность нашего общества порождает неустойчивость процесса становления личности «рыночного типа». Характерны ответы молодых респондентов на вопрос: «Какими личностными качествами должен обладать человек для успеха в рыночной экономике?»'
Таблица 4.26
Молодежь о качествах «рыночного человека» _______ __^_
Качества | %% |
Деловая хватка, предприимчивость | |
Профессионализм | |
Целеустремленность | |
Трудолюбие, высокая трудоспособность | |
Дисциплинированность, организованность | |
Общительность | |
Порядочность, честность | |
Инициативность, чувство нового | |
Готовность достигать целей любыми средствами | |
Интеллигентность | |
Ловкость, хитрость | |
Самостоятельность, независимость | |
Практицизм |
Сложность ситуации в том, что тип рынка и значимость тех или иных качеств для успешной жизнедеятельности молодого человека рассматриваются в общественном мнении весьма неоднозначно. Изменения в приоритетах качеств «рыночного человека» отразили неустойчивость экономической культуры молодежи. Усилилось переплетение качеств человека «дикого» и «цивилизованного» рынка. Заметно возросло стремление разбираться в вопросах экономики, коммерции. Но одновременно на первый план вышли деловая хватка, чутье, предприимчивость. Вольно или невольно это отразило важнейшее различие «дикого» и «цивилизованного» рынка. На «диком» рынке основная фигура - ловкий, хитрый коммерсант, умеющий извлекать выгоду из чего угодно, на «цивилизованном» - грамотный менеджер, сориентированный на инновации, уважающий законы, порядочный, честный, умеющий держать слово. Но по всем этим качествам - в сравнении
1 Социокультурный портрет молодого ташльчанина (семь лет спустя). Н.Тагил, 2000. С.93.
.414 с исследованиями 1990-х гг. - происходит снижение в оценках. И это - самый тре вожный факт с точки зрения формирования новой трудовой этики.
В трудовом воспитании молодежи, в подготовке молодых людей к рыночным отношениям плохо учитывается наличие двух типов рынка и существенные различия между ними. В итоге в рамках общей прорыночной ориентации воздействие реально существующего «дикого» рынка оказывается более эффективным. Его нормы более примитивны и легче воспринимаются. Они не требуют серьезной интеллектуальной и морально-психологической подготовки. Сегодня явно недостаточно готовить к рынку вообще Конечно, здесь есть противоречие между актуальным, сегодняшним состоянием рынка и перспективами его развития. Но в подготовке молодежи перспективный ориентир должен обязательно быть.
ЗАДАНИЕ 4.42. А как бы вы определили стратегию формирования эконоЦ
мической культуры молодежи? Каким вам видится разрешение противо
речия между двумя ориентирами: на сегодняшний, во многом «дикий» ры-
нок или на пе рспе ктиву - на цивилизованный рынок? __________________________
Тема 15. Молодой россиянин: становление гражданина
Круг рассматриваемых проблем и понятий: Гражданское общество, культура гражданственности. Социальный контроль. Свобода и социальный контроль. Политическая культура - важнейший элемент культуры гражданственности личности. Динамика политических ориентации молодежи. Аполитичность молодежи. Политическое сознание современной молодежи. Отношение молодежи к политике, политическим институтам, молодежным общественным организациям.
:Свобода означает ответственность вот почему все боятся ее». Б. Шоу «Тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут» С. Ежи ПЕЦ |
Социальные изменения, происходящие в России в постсоветский период, ста-■иг перед нашим обществом разносторонние задачи по модернизации политической системы Предметом обсуждений и дискуссий становится проблема выбора Волее оптимальных путей, моделей и механизмов её осуществления. Учитывая многомерность политических реформ и их социальных последствий, важно обратить внимание и на организационно-институциональный. и на социально-психологический, социокультурный аспекты политических реформ. Без качественного изменения отношения людей к политике, их политических ориентации и настроений, их политической культуры реформы будут носить верхушечный характер. Особенно значима динамика политических ориентации молодежи:
• с молодежью связаны перспективы социального развития;
• важно смягчить объективный для переломных эпох разрыв в мировоззренческих позициях и ориентациях поколений;
• специфично формирование политического сознания молодежи: она и наиболее свободна от стереотипов и мифологем традиционализма, и наиболее восприимчива к новым идеям, стереотипам, мифологемам.
Изучение этих проблем в нашей социологии молодежи началось не сегодня. Эта сфера социологии молодежи была наиболее связана с целями политического режима и наиболее идеологизирована, а потому и наиболее деформирована. Но было бы неправильно просто отбросить исследования тех лет, не заметить определенного развития в подходах и оценках социологов. Уже тогда пробивали себе дорогу те тенденции, которые определяют динамику социально-политических ориентации молодежи и более всесторонне исследуются в социологии политики и в социологии молодежи: • от «панполитизма», сверхполитизации (политика рассматривается как самое
316
важное депо миллионов) к идеям гражданского общества, правового государства, гласности, культуры гражданственности;
• от активизма молодежи (как целевой установки воспитания и пропаганды) к идеям политической культуры. Основное в такой переориентации - акцент на личность молодого человека, на механизмы формирования политических знаний, убеждений, ценностных установок и ориентации;
• от анализа деятельности формальных институциональных структур (особенно - комсомола) к изучению неформальных молодежных объединений'.
Общий ориентир поиска политических перспектив общества - гражданское общество, правовое государство, гражданская культура, культура гражданственности2. С точки зрения социокультурного подхода гражданское общество может рассматриваться как особый уровень развития, состояния всей социальной системы, когда господствующими фундаментальными ценностями являются права и свободы граждан. Соответственно, культура гражданственности характеризует его с точки зрения не институционального устройства, а способов деятельности людей, их традиций, стереотипов, привычек, инноваций Именно поэтому культура гражданственности характеризует и общество в целом, и конкретного человека.
В «обществе перемен» происходит смена типов социального контроля и качественно меняется отношение «власть - гражданин». В гражданском обществе и социальный контроль должен стать более гуманным, и гражданин должен более ответственно следовать социальным нормам и законам. Да и само общество должно эффективнее защищать и охранять права и свободы гражданина, создавать предпосылки для формирования у каждого человека (особенно молодого) качеств гражданина - «социально-озабоченного» человека В социальном контроле важно определить границы, пределы вмешательства общества 8 жизнь личности. В какой-то мере они определяются сферой личной, частной жизни. Личная жизнь - это, конечно, не вся жизнь личности. Это сфера ее относительной
1 Блинов II., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. М., 1982; Грншенко Ж.М., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социс. 1990..N=7; Коган Л.Н.. Попов ВТ.. Цыпленков ВЛ. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. Екатеринбург 1993; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. М.. 1989; Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.1-2. М.. 1992; Неформалы: кто они? Куда зовут? М.. 1990; Неформальная Россия. М., 1990; Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... А завтра? М., 1988; Политическое сознание и трудовая активность молодежи. М., 1985; Ширяев Э.Б., Алейников А.В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. Л., 1990; и др. •' Культура гражданственности Екатеринбург, 2004; Гражданское общество; истоки и современность. СПб., 2002; Модель И.М., Модель B.C. Власть и гражданское общество в России: ОТ социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург, 1998; Руденкин В.II. Гражданское общество в России: истоки и современность. Екатеринбург, 2002; и др.
317 автономности. Одно из существенных отличий тоталитарного общества от демократического, гражданского - в резком сужении сферы личной жизни, автономии личности. Регламентация и социальный контроль распространяются даже на самые интимные, личностные стороны жизни человека. Общество в лице властных структур пытается навязать ему: с кем дружить, общаться, кого любить, что читать, как одеваться, какие песни петь и т.д. В гражданском обществе сфера личной жизни значительно расширяется, ее неприкосновенность защищена законом, правами. Недаром англичане говорят: «Мой дом - моя крепость».
ЗАДАНИЕ 4.43. Оцените идею недопустимости какого-либо контроля над личностью: «Личность стоит выше государства, и никакое государство но может смотреть на нее как на свое орудие. В этом отношении всякая диктатура, от кого бы она ни исходила и какими бы соображениями ни руководствовалась, одинаково безнравственна и недопустима» (С. Франк). Согласны ли вы с мнением, что обществу угрожает серьезная проблема -регламентация: «Что станет с обществом, которое будет автоматически выполнять механически переданные приказы? Что будет, если со-шесть и разум подчинятся регламенту?» (А. Бергсон).
В социологии свободу соотносят с социальным контролем
• свобода не противостоит правовым и нравственным нормам,
• она не беспредельна и ограничена правом на свободу другой личности;
• свобода неотделима от ответственности;
• свобода предполагает внутренний самоконтроль - определение для себя тех границ и рамок, за которые человек не может выйти; свобода - это самостоятельный выбор человеком жизненного пути, моделей поведения, конкретных жизненных решений.
Таким образом, бытующее противопоставление социального контроля и свободы ошибочно в обоих крайних (односторонних) вариантах:
свобода = бесконтрольность |
контроль = ограничение свободы
Проблема свободы и социального контроля особенно значима в периоды кардинальных социальных изменений. Возникает чрезвычайно сложная для человека и общества ситуация. Старые (тоталитарные) нормы и механизмы социального контроля рушатся, новые (демократические) еще не утвердились. В обществе возникает правовой (шире - социальный) беспредел, а на уровне человека - ценностно-нормативная дезориентация. В итоге путь от запретительного типа социального контроля («запрещено все, что не разрешено») к разрешительному («разрешено все, что не запрещено») на деле порождает ориентир вседозволен-
318 ности («все разрешено!»). Поэтому у многих рождается тоска «по порядку», «сильной руке». Нельзя сбрасывать со счета и то, что тоталитаризм, ограничивая свободу личности, в чем-то снимал с нее бремя ответственности. Такая модель поведения, когда выбор предписан, для многих молодых людей была удобна своей определенностью, ясностью, ненужностью принимать самостоятельные решения и отвечать за них Соотношение свободы и выбора порождает и непростые проблемы: всегда ли человек готов выбирать? Имеет ли он достаточную информацию? Обладает ли он необходимыми навыками и умениями для избранной сферы или вида деятельности? Да и где гарантии, что выбор правильный? Не придется ли ему сожалеть о выборе? Ведь пешеход придет к цели быстрее всадника, если... тот скачет в ином направлении И, наконец, альтернатива выбора должна смениться каким-то одним определенным решением А оно превращает другие варианты выбора в нереализованные возможности. Не будет ли человек сожалеть о них? Не попытается ли вернуться к ранее отвергнутым вариантам? Выясняется: свобода не означает - делай все, что хочется. Да и хотеть быть свободным - еще не значит стать им. Свобода - это плод серьезных усилий Но пока, как показывают социологические исследования, свобода как базовая ценность культуры гражданственности не входит в число ведущих ориентации молодежи'.
%% |
Таблица 4.27 Понимание свободы молодежью
Значения
Возможность самостоятельно обеспечивать себя средствами на жизнь
Независимость в вы боре ж изненной по з иции
Способность принимать^ самостоятель н ые решения с учетом общих законов |
Наличие неотъемлемых прав и свобод |
Способность не обращать внимание на обыденность, «свобода в душе» |
31_ "27
Действие в соответст вии со своими убе ж дениями незави симо от закона |
Возможность выбират ь руководст во и влиять на законодательство |
Способность п ереступать через общественные ограничени я и запреты
Способность не подчиняться закону, если он не нравится
Итак, определяющим для молодых людей является экономический смысл свободы. Значимой является свобода как способность принимать решения самостоятельно. Относительно низка ориентация на гражданский смысл свободы. Определенную переориентацию в отношении молодых россиян сегодня к базовым
социально-политическим ценностям отразили исследования фонда «Общественное мнение», хотя из молодежных групп в нем представлены только студенты':
Таблица 4.28
Отношение студентов к свободе и равенству (приведены лишь крайние оценки) | ||
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНЫМ, КОГДА | ДА | НЕТ |
подчиняюсь общим для всех законам | ||
и общественной жизни подчиняюсь общим для всех законам, а и частной жизни поступаю, как хочу | ||
(•ели могу обойти любой закон с выгодой для себя | ||
- поступаю по совести, независимо от того, нарушаю при этом закон, или нет | ||
РАВЕНСТВО-ЭТО... | ДА | НЕТ |
равные стартовые возможности для всех | ||
иллюзия: полного равенства условий жизни быть не может, но к нему надо стремиться | ||
- плюрализм: надо терпимо относиться ко всем мнениям, взглядам. позициям, никакие из них нельзя запрещать |
Наиболее принимается сегодня идея равных стартовых возможностей. Утверждается и значимость автономности личной жизни. Впрочем, продолжает действовать и стереотип допустимости вмешательства в частную жизнь. Про-1иворечиво молодежное сознание отражает проблему уважения к закону: 2 из киждых 5 респондентов соотносят свободу с неподчинением закону; каждый пя-1ый считает возможным во имя выгоды его обойти: для каждого второго основной кригерий свободы - совесть, а не закон. Приведенные данные - часть более обще-к) исследования об утверждении либеральных ценностей в сознании россиян. На примере молодежи подтверждается вывод авторов о сложности, противоречивости этого процесса.
ЗАДАНИЕ 4.44. С чем, прежде всего, ассоциируется понятие свободы и равенства у вас? В какой мере ваши личные представления о свободе и равенстве совпадают с приведенными выше обобщенными данными? Постарайтесь объяснить, с чем связано возможное совпадение (или расхождение) позиций? На конкретных примерах покажите, что проблемы свободы, равенства и социального контроля особенно значимы в периоды кардинальных социальных изменений.
Переход России к гражданскому обществу (пусть и затянувшийся, противоречивый) делает сегодня актуальными многие идеи западных политологов. Характерна концепция гражданской культуры американских политологов Г. Алмонда и С Вербы. Они выделяли три типа политической культуры:
1 Культура гражданственности. Екатеринбург, 2004. C.I05
'См.: Капустин Б.. Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян//Полис. 1994. №1,2.
320
• априходская» - нет конкретизации политических ролей и ориентации; типично политическое поведение по традиции, стереотипу, привычке,
• «подданническая» - отношение к политике у «подданных» пассивное;
• «культура участия» - «участники», члены сообщества четко сориентированы на систему в целом.
Алмонд и Верба считали углубление и обеспечение стабильности демократии предпосылкой развития гражданской культуры: «гражданская культура - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть»'.