Опенка своей конкретной работы 4 глава





Рис.4 49 Оценки молодежью политической ситуации в России Наиболее резко изменились крайние оценки, хотя неизменность оценки полити­ческой ситуации в стране как напряженной (почти каждым вторым) удерживает от излишне оптимистических выводов.

Важен и институционально-поведенческий аспектпроцесса становления гражданина. Причем важно выявить отношение молодежи и к социальным (осо­бенно - политическим) институтам в целом, и к молодежным общественным орга­низациям. Сегодня этот анализ связан с немалыми трудностями В политической жизни России за последние годы произошли кардинальные изменения. Это поро­дило институциональный кризис:оказались разрушенными многие традицион­ные институты власти, появились новые. Функции ряда сохранившихся институтов существенно изменились. Многие новые институты власти еще переживают пери­од становления (порой слишком затягивающийся) и далеко не всегда демонстри­руют эффективность. В результате многие молодые люди, активно поддержавшие борьбу со старой политической системой, разочарованы результатами реформ.и вновь возникает кризис довериямолодежи - теперь уже к постсоветским инсти­тутам власти. Особенно острым был этот кризис в конце 1990-х гг.:


           
 
 
   
     
 



О вполне Она вполне ■ не заслуживают Dзатрудняюсь

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% В0% 90% 100%

Рис. 4.50. В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверия? (1998 г.)

Данные исследования весьма показательны и не требуют дополнительных комментариев Действительно, если взять крайние оценки, то положительный ба­ланс был лишь у церкви и СМИ,практически нейтральный - лишь у армии1

И тем показательнее, что с 2000 г. ситуация, оставаясь в общем достаточно неизменной, существенно меняется 8 отношении к Президенту РФ. Однако, воз­никает новый парадокс политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и поли­тической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия «о хо­рошем царе и плохих боярах». Причем, как показывают многочисленные иссле­дования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается.

ЗАДАНИЕ 4.50. Каков ваш уровень доверия к различным политическим ин­ститутам? Как бы вы могли объяснить зафиксированный социологами разрыв в степени доверия молодежи к Президенту РФ и другим властным

структурам?__________________________________________________________

Противоречивым остается и отношение молодежи к такому институту, как ар­мияИ это понятно, отношение ко многим другим институтам зачастую отстра­ненное, опосредованное К армии же многие молодые люди относятся непосред-

1 Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. №6. С.52-53.


 

I.

333 ственно - «служить или не служить?». В рамках федерального исследования «Общество. Молодежь. Армия» (1998 г.) отношение молодежи к армии выясня­лось в общем плане1:

Не должны служить
Должны служить

Таблица 4.33 Должны ли все юноши, годные к воинской службе, пройти срочную службу? (приведены лишь_крайние оценки)

Группы респондентов

[С тар шеклассни ки_

Учащиеся ПТУ

Учащиеся техникумов

Ютуденты вузов

[Работающая мол одежь

[Военнослужащие и демобилизованные

Различные исследования последних лет выясняли причины такого отношения молодежи к армии. Опросы отразили обострение отношений между молодежью и армией Солдатская служба не воспринимается многими молодыми как почетная обязанность Это создает серьезные трудности при комплектовании рядового со­става срочной службы. Но правомерны ли упреки и обвинения в адрес молодых (да и их родителей и близких) вснижении чувства долга, в отсутствии патриотиз­ма? Существенный момент: срочная служба в армии не воспринимается многими молодыми людьми как необходимое звено в системе подготовки к защите Родины. Возникают своеобразные «ножницы» между готовностью защищать Родину и не­желанием служить срочную службу в нынешней армии. Сама эта готовность от­ражает серьезные изменения в патриотическом сознании молодежи почти поло­вина пошли бы добровольцами при возникновении угрозы России, 60% - при воз­никновении угрозы «малой Родине», свыше 85% - при возникновении угрозы род­ным и близким. Бесспорно, солдатская жизнь никогда и нигде не была легкой. Од­нако недовольство и претензии существенно возрастают, когда эти трудности создаются искусственно, в результате неправильных порядков, головотяпства, казнокрадства, что приводит к неоправданным лишениям, ущемлению прав и лич­ного достоинства военнослужащих срочной службы Отношение молодежи к ар­мии становится наглядным примером необходимости утверждения нового пони­мания долга: не только человек должен выполнять свои обязанности, но и обще­ство обязано создать для их выполнения условия, достойные человека.

Что же конкретно не устраивает молодых людей в сегодняшней армии? Какие претензии к ней предъявляют они (особенно важно выделить претензии различ­ных групп призывников - реальных или потенциальных):

' Саралисва 3., Балабанов С. Служить или не служить? // Нижегородские новости. I99S. 14 мац.


334

Таблица 4.34 Претензии к воинской службе различных групп призывников (приведены оценки

 

 

 

тех, кто высказал конкретные претензии, - пс каждой из групп)  
Что не нравится в срочной воинской службе? Учащиеся и студенты Работа­ющие
школы ПТУ| ссузы | вузы
Это потерянные годы для учебы, карьеры
Не хочу быть пушечным мясом, повышенная опасность для жизни
Унижения, издевательства, «де­довщина»
Унижения со стороны старших по званию
Отсутствие свободы, бесправие, беззащитность
Лишения, нехватка сна, пищи, полноценного отдыха
Велика вероятность, что во время службы потеряешь здоровье
Происходит деградация личности

ЗАДАНИЕ 4.51. Каковы, на ваш взгляд, причины негативного отношения многих молодых людей к воинской службе? Что, по вашему мнению, могло бы существенно изменить ситуацию?

«Родина не националь­ное и географическое понятие Родина - это свобода» А.Д. Сахаров

Сегодня актуальна задача возрождения армии как одно­го из важнейших институтов социализации и гражданско­го становленияличности молодого человека. Но было бы неверно сводить патриотическое воспитание к военно-патриотическому. Ста­новление молодого человека как гражданина - патриота реализуется посредст­вом выбора им собственной системы ценностей, формированием представлений об основных ценностях, составляющих основу гражданственности. Прежде всего, - это понимание «Родины».Что означает для сегодняшней молодежи понятие «Родина», какое содержание она вкладывает в него? В поисках ответа на этот важный вопрос социологи используют разные методики. Одна из них предлагает респондентам определить, кем они себя в большей степени ощущают?1

Таблица 4.35

Кем вы себя в большей степени ощущаете?  
Варианты ответов 15-17 лет 18-24 года 25-29 лет
Жителем своего города, района
Гражданином России
Гражданином СНГ
Европейцем
«Гражданином мира»

335 Ответы респондентов позволили исследователям сделать вывод: в условиях по­литической и экономической нестабильности опора значительной части молодежи идет не на гражданство, а на «жительство», не на «государство», а на Родину

ЗАДАНИЕ 4.52. А кем больше всего ощущаете себя вы? Оцените, насколь­
ко ваша позиция распространена
в студенческой среде, среди ваших род­
ных и знакомых?
_______

В рамках другой методики выяснялось, что для человека является Родиной?

Таблица 4.36 Что для вас является Родиной?

Моя Родина-это... 15-17 лет 18-24 года 25-29 лет
Бывший СССР
Россия
Республика, область, в которой я живу
Затрудняюсь ответить

Значительная часть современной российской молодежи распад СССР воспри­нимает как факт, с которым сложно примириться. Но СССР для них - уже истори­ческое понятие, которое осталось в прошлом. Они не помнят, «как это было», по­тому что большую часть своей сознательной жизни живут в постсоветской России И Россия как самостоятельное государство сегодня становится значимым и неос­поримым фактом сознания молодых людей.

Наконец, в исследованиях осуществляется и дальнейшая конкретизация по­нятия «Родина»2:

%%

Таблица 4.37 С чем связано для вас понятие Родина?

Родина для меня - это...

родной город (деревня), с которым у меня связаны детские воспоминания
природа моего края______________________________________________

культура, язык моего народа

обычаи, традиции, образ жизни, национальный характер моего народа

гам, где хорошо

просто населенный пункт, где я родился

затрудняюсь ответить определенно

пустое слово, еще один способ обмануть человека

Анализ ответов показывает: в первую очередь для респондентов Родина ассо­циируется с понятием «малой Родины»:местом рождения, родным городом (деревней), природой родного края Следующими по значимости - определяющи­ми содержание понятия «Родина» - являются факторы социокультурного характе­ра: культура, язык, обычаи, образ жизни народа, его национальный характер. По-


 


1 Ручкин Б.А., Гришина Г.А.. Серикова НА Российская молодежь: 10 главных проблем М., 1999. С.7<1.


1 Ручкин Б.А., Гришина П.А.. Серикова НА. Российская молодежь: 10 главных проблем М , 1999. С.74-75. •' Там же. С.75.


следний по своему значению - блок абстрактных представлений о «Родине» как о месте, где хорошо; просто о населенном пункте, где родился; либо как о поня­тии, не имеющем под собой реального содержания.

Данные исследования показывают, что понятие «Родины», в первую очередь, связано у респондентов с конкретной пространственной средой; с местом, где че­ловек родился, где прошло его детство, где живут родители; с окружающей при­родой. Это свидетельствует о вытеснении сформированного в эпоху государст­венного социализма великодержавного представления о Родине, являющейся символом сильного процветающего государства Идентификация «я = моя стра­на» сменяется более камерным гражданским мироощущением, связанным с ви­дением себя в рамках среды, осваиваемой в непосредственном опыте человека, с которой у него существует устойчивая эмоциональная связь, духовная близость. «Большая Родина» и «малая Родина» - два типа социокультурного пространст­ва, и сегодня доминирующая роль смещается в сторону последней. Символиче­ские представления о Родине (чувство гордости, силы, уверенности в стабильно­сти и превосходстве) в эпоху кризиса ценностей уходят на второй план, сменяют­ся чувствами родства, причастности, близости, духовной преемственности. Они реализуются посредством воздействия совокупности социокультурных факторов на процесс социализации личности и становятся наиболее значимыми для фор­мирования гражданских качеств человека. Но молодежь не безразлична к буду­щему страны. Процветание и благополучие России связывается с рядом условий';

Таблица 4.38 Каковы условия процветания российского общества?

%%

Условия

Увеличение размера зарплаты, стипендий и т д_

Моральное оздоровление общества на основе добра и справедливости I Реальные гарантии прав и свобод граждан

Рост профессионализма среди граждан, особенно - среди чиновников
Ответственность государства, его открытость и прозрачность
_____

Расширение полномочий органов правопорядка и спецслужб

Усиление контроля государства за поведением граждан Усиление власти Президента

Развитие сети независимых СМИ

Увеличение роли партий и общественных организаций

Расширение полномочий государства

Укрепление вертикали власти

Увеличение влияния церкви на государство, образование и т.д.

Сужение полномочий государства


В целом молодые люди продемонстрировали комплексное видение перспектив развития российского общества, включая в число необходимых факторов эконо­мические, политические и социокультурные.

ЗАДАНИЕ 4.53. А «с чего начинается Родина» для вас? Чей, на ваш взгляд, объясняется растущая значимость «малой Родины»? Верите ли вы в процветание России в ближайшем будущем? С чем вы это связываете?

Завершить тему патриотизма хотелось бы обращением к результатам феде­рального исследования «Война была ...вчера: Российское студенчества о Вели­кой Отечественной войне 1941 -1945 гг.» . Среди вопросов, обращенных к студен­там вузов страны накануне 60-летия со Дня Победы и призванных выяснить, что они знают об этом величашем событии в истории страны, был и вопрос, как они понимают патриотизм? Что же вкладывают современные молодые люди в поня­тие «быть патриотом России»:

Таблица 4.39

Что значит быть патриотом России?

Значение: %.
Уважать и знать историю России 67
Испытывать гордость за свою страну, любить Родину 62
Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны, людям пожилого возраста 40
Ьыть готовым к самопожертвованию ради интересов страны 33 "31
Испытывать чувство ответственности за происходящее в стране Принимать участие в общественной политической жизни страны 16
Не уклоняться от службы в армии 14
Обладать чувством хозяина в своей организации, городе, стране 6
Покупать в основном отечественные товары 3
Не уклоняться от работы по распределению 1

Обращает внимание: в понимании патриотизма на первом плане - уважение и знание истории, чувство гордости за свою страну Тесно связан с этим и персони­фицированный подход - для каждых 2 из 5 респондентов патриотизм ассоцииру­ется не с абстрактной любовью к Родине, а с уважением к конкретным людям, уча­стникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда. В ответах студентов от­разилась и определенная противоречивость, разорванность, парадоксальность их сознания и поведения. Две трети из них ориентируются на умозрительное пони­мание патриотизма - знать, уважать, любить. Гораздо реже (у одной трети и ме­нее) патриотизм приобретает действенный, самодеятельный характер - готов­ность к самопожертвованию; чувство личной ответственности за ситуацию в стра­не, в своем городе, в своей организации; политическая активность (участие); чув-


 


Культура гражданственности, (-гагеринбург, 2004. С. \09.


1 См.: Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество управление - образование - молодежь - культура. Нкатеринбург, 2005. С.3-10.


338 ство долга - в отношении службы в армии, работы по специальности. Лишь у 3% патриотизм простирается... до готовности покупать отечественные товары. Вновь проявилось противоречие, накладывающее отпечаток на отношение современных студентов к Победе: «Мы победили. Но почему живем хуже побежденных и союз­ников?». Для новых поколений Великая Победа неотделима от достойной жизни.

Формирование патриотических ориентации молодежи имеет и еще один ориен­тир - патриотизм несовместим с национализмом.Между тем - особенно в связи с событиями на Северном Кавказе и обострением межнациональных отношений после распада СССР - сегодня в молодежной среде наблюдается оживление на­ционалистических настроений, ксенофобии (неприязни и ненависти к чужакам).

О масштабах и причинах этого явления можно судить по результатам иссле­дования владимирских социологов' Значительная часть молодых россиян (около 20% - каждый пятый) испытывает нетерпимость к тем, кто так или иначе от них от­личается, заражена всевозможными «фобиями». Каждый шестой из респондентов недоволен тем, что Россия - многонациональная страна; треть - видят в этом преимущество, так как народы обогащают друг друга; еще треть - опасается бу­дущих межнациональных конфликтов. Соотношение тех, кто считает, что патрио­том может быть любой гражданин России, и тех, кто считает, что им может быть только русский, -3:1. Респонденты акцентировали внимание на очень важный аспект патриотизма: любовь к Родине (51%) и веру в будущее России (44%) они дополнили знанием культуры народов России (30%). Каждый второй (47%) счита­ет, что случаи дискриминации по национальному признаку у нас часты. Характер­ны и оценки респондентов об основных проявлениях такой дискриминации:

Таблица 4. 40 В чем в первую очередь выражается дискриминация по национальному признаку

Варианты ответов

Отношение к представителям некоторых национальностей как к людям «низшего сорта»
Оскорбление лиц других национальностей на бытовом уровне
Физическое насилие по отношению к лицам других национальностей
Ограничения при приеме на работу
Открытое существование организаций, пропагандирующих националистические идеи___________________________
Ограничения при продвижении на руководящие посты
Ограничения в развитии нацменьшинствами культуры, языка, религии
Ограничения при поступлении в учебные заведения
Трудности в выстраивании политической карьеры

ЗАДАНИЕ 4.S4. Оцените: приходилось ли вам сталкиваться с подобными проявлениями дискриминации по национальному признаку? Если да, то как часто? С чем Вы их связываете? Как вы относитесь к лозунгам скинхе­дов: «Россия - для русских», «Власть - белым», «Даешь белую револю­цию »ijXa4uLeojiji3^o£Cuu»?^4rnoj^

гон- 10%. о%- -

На волне антиавторитарных настроений молодежи произошел кризис и распад |радиционных институтов политической социализации молодежи, в первую оче­редь - комсомола. А всплеск «неформального» молодежного движения в конце 1980-х гг. (возникновение множества разнообразных молодежных группировок и объединений) уже в начале 1990-х гг. резко пошел на спад. Представление о се­годняшних ориентациях дает опрос учащихся Урала':

"111-------------- 11

Рис 4.51. Отношение учащихся к молодежным общественным организациям

I - они не должны быть политизированными

II - они должны заниматься конкретными делами
III- кто-то должен отстаивать интересы учеников

IV - кто-то должен организовать ребят

V ■ они не нужны - за учеников все решают и делают учителя

VI - ученики должны учиться, а не заниматься общественной работой

 

VII - кто-то должен помогать учителям организовать наш досуг

VIII - они помогут развить качества лидера, организатора

 

IX - нужно возродить пионерию и комсомол

X - не могу сказать определенно

Антиинституциональные настроенияеще сказываются - у каждого пятого открыто, а у каждого четвертого - в неопределенности позиции. Причем неудовле­творенность общественной работой двоякая. Одни вообще считают ее ненужной, других не устраивает отсутствие самостоятельности, И все-таки появляются но­вые подходы.Все сильнее осознаются негативные последствия институцио­нального вакуума,отсутствие организующего начала в жизни молодежи. Близки по тенденциям результаты исследования Центра социально-психологической по­мощи молодежи «Шанс» о причинах вступления в молодежные организации: что­бы реализовать себя (36%); интересно проводить досуг (26%), больше общаться со сверстниками (25%), привлекает руководитель (9%)2.


 


1 Бушковский В. Любит - не любк! / Родительское собрание. 200'1. №3-4 (20-21).


Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, ориентиры. Ккатеринбург, 2002.

C.JI

' Причины вступления в молодежную орташпацикУ/ Советская Россия. 2000 29 июня.


340 Последние годы показали, что без своих самостоятельных организаций, без развития самоуправления молодым трудно решать проблемы социальной защи­ты, организации досуга. Более четким становится понимание желательного ха­рактера молодежных организаций:

• неполитизированные и неидеологизированные (отличные от комсомола);

• сориентированные на практические конкретные дела;

• реализующие - как приоритетные - социально-защитные функции. Характерны ответы участников опроса «Молодежь-97»':

Таблица 4. 41 Являетесь ли вы участником какой-нибудь организации?

Вариантыответов 17 лет 24 года 31 год
Нет. ни в какой
Спортивный клуб, секция
Профсоюз
Клуб по интересам
Молодежное общественное объединение
Театральная, художественная студия б
Общественная социальная служба
Политическая партия
Религиозная организация
Экологическая организация
Органы местного самоуправления

Такое изменение в настроениях молодых заставляет осмыслить (не в истори-

ческом плане, а как урок на будущее) - почему не удалось реформировать комсомол, почему фактически сошло на нет столь много обещавшее движе­ние неформалов7Куда девались неформальныемолодежные группировки ру­бежа 1980-1990-х гг., все эти «хайлайфисты», «системщики», «гопники» и «фура-ги», «люберы» и группировки типа «казанской», почему всплеск активизма тех лет довольно быстро практически почти сошел на нет, чтобы сегодня вновь начать возрождаться? В одной из статей «о племени младом и незнакомом» авторы об­ращаются к словам известной песни Б. Гребенщикова:«где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» Предлагаемый ими ответ: одни ушли в «прива-тизм»,в частную жизнь; другие, обычно аутсайдеры, пришли к экстремизму;тре­тьи - их большинство - стали «пофигистами».Как описание феномена этот ответ заслуживает внимания. Но не менее важно (для социологов особенно) понять со­циальный смысл происходящего.Тем более, что в наших условиях во многом повторилась ситуация с изучением молодежного движения на Западе, когда сту­денческая революция 1968 г. сее внешней атрибутикой и символикой протеста

1 Молодежь-97: надежды и разочарования / Б. А. Ручкин (рук.) и лр. М„ 1997. С, 219.


привлекла больше внимания, чем глубинные социальные проблемы молодежи, не облеченные в столь же яркую форму

Неформалыи по названию, и по характеру деятельности, противопоставляли себя комсомолу.Их обвинения в его адрес - в бюрократизме, формализме, нев­нимании к интересам молодых людей - были во многом справедливыми. Призна-нплось это и самими комсомольцами. Важный штрих к картине распада комсо­мола.На ретроспективный вопрос: «Вступили бы в комсомол сегодня?» (1990 г.) из 5 опрошенных членов ВЛКСМ 2 ответили - «нет», 11% - «да». Но главное - от­вет37% респондентов: «Вступил бы при условии, что его деятельность будет попнее отвечать интересам и запросам молодежи»1.

Именно этого и не произошло, что и предопределило судьбу комсомола. Но,как показывают ответы молодежи 1990-х гг., и распад комсомола не сделал мо­лодежь более социально защищенной Основной урок - молодежному движению вредит и заорганизованность, и неорганизованность.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!