Рис.4 49 Оценки молодежью политической ситуации в России Наиболее резко изменились крайние оценки, хотя неизменность оценки политической ситуации в стране как напряженной (почти каждым вторым) удерживает от излишне оптимистических выводов.
Важен и институционально-поведенческий аспект процесса становления гражданина. Причем важно выявить отношение молодежи и к социальным (особенно - политическим) институтам в целом, и к молодежным общественным организациям. Сегодня этот анализ связан с немалыми трудностями В политической жизни России за последние годы произошли кардинальные изменения. Это породило институциональный кризис: оказались разрушенными многие традиционные институты власти, появились новые. Функции ряда сохранившихся институтов существенно изменились. Многие новые институты власти еще переживают период становления (порой слишком затягивающийся) и далеко не всегда демонстрируют эффективность. В результате многие молодые люди, активно поддержавшие борьбу со старой политической системой, разочарованы результатами реформ.и вновь возникает кризис доверия молодежи - теперь уже к постсоветским институтам власти. Особенно острым был этот кризис в конце 1990-х гг.:
О вполне Она вполне ■ не заслуживают Dзатрудняюсь |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% В0% 90% 100%
Рис. 4.50. В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверия? (1998 г.)
Данные исследования весьма показательны и не требуют дополнительных комментариев Действительно, если взять крайние оценки, то положительный баланс был лишь у церкви и СМИ, практически нейтральный - лишь у армии1
И тем показательнее, что с 2000 г. ситуация, оставаясь в общем достаточно неизменной, существенно меняется 8 отношении к Президенту РФ. Однако, возникает новый парадокс политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и политической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия «о хорошем царе и плохих боярах». Причем, как показывают многочисленные исследования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается.
|
ЗАДАНИЕ 4.50. Каков ваш уровень доверия к различным политическим институтам? Как бы вы могли объяснить зафиксированный социологами разрыв в степени доверия молодежи к Президенту РФ и другим властным
структурам? __________________________________________________________
Противоречивым остается и отношение молодежи к такому институту, как армия И это понятно, отношение ко многим другим институтам зачастую отстраненное, опосредованное К армии же многие молодые люди относятся непосред-
1 Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. №6. С.52-53.
I. |
333 ственно - «служить или не служить?». В рамках федерального исследования «Общество. Молодежь. Армия» (1998 г.) отношение молодежи к армии выяснялось в общем плане1:
Не должны служить |
Должны служить |
Таблица 4.33 Должны ли все юноши, годные к воинской службе, пройти срочную службу? (приведены лишь_крайние оценки)
Группы респондентов
[С тар шеклас сни ки_
Учащиеся ПТУ
|
Учащи еся техникумов
Ютуденты вузов
[Работающая мол одежь
[Военнослужащие и демобилизованные
Различные исследования последних лет выясняли причины такого отношения молодежи к армии. Опросы отразили обострение отношений между молодежью и армией Солдатская служба не воспринимается многими молодыми как почетная обязанность Это создает серьезные трудности при комплектовании рядового состава срочной службы. Но правомерны ли упреки и обвинения в адрес молодых (да и их родителей и близких) в снижении чувства долга, в отсутствии патриотизма? Существенный момент: срочная служба в армии не воспринимается многими молодыми людьми как необходимое звено в системе подготовки к защите Родины. Возникают своеобразные «ножницы» между готовностью защищать Родину и нежеланием служить срочную службу в нынешней армии. Сама эта готовность отражает серьезные изменения в патриотическом сознании молодежи почти половина пошли бы добровольцами при возникновении угрозы России, 60% - при возникновении угрозы «малой Родине», свыше 85% - при возникновении угрозы родным и близким. Бесспорно, солдатская жизнь никогда и нигде не была легкой. Однако недовольство и претензии существенно возрастают, когда эти трудности создаются искусственно, в результате неправильных порядков, головотяпства, казнокрадства, что приводит к неоправданным лишениям, ущемлению прав и личного достоинства военнослужащих срочной службы Отношение молодежи к армии становится наглядным примером необходимости утверждения нового понимания долга: не только человек должен выполнять свои обязанности, но и общество обязано создать для их выполнения условия, достойные человека.
|
Что же конкретно не устраивает молодых людей в сегодняшней армии? Какие претензии к ней предъявляют они (особенно важно выделить претензии различных групп призывников - реальных или потенциальных):
' Саралисва 3., Балабанов С. Служить или не служить? // Нижегородские новости. I99S. 14 мац.
334
Таблица 4.34 Претензии к воинской службе различных групп призывников (приведены оценки
тех, кто высказал конкретные претензии, - пс | каждой из групп) | ||||
Что не нравится в срочной воинской службе? | Учащиеся и студенты | Работающие | |||
школы | ПТУ| ссузы | вузы | ||||
Это потерянные годы для учебы, карьеры | |||||
Не хочу быть пушечным мясом, повышенная опасность для жизни | |||||
Унижения, издевательства, «дедовщина» | |||||
Унижения со стороны старших по званию | |||||
Отсутствие свободы, бесправие, беззащитность | |||||
Лишения, нехватка сна, пищи, полноценного отдыха | |||||
Велика вероятность, что во время службы потеряешь здоровье | |||||
Происходит деградация личности |
ЗАДАНИЕ 4.51. Каковы, на ваш взгляд, причины негативного отношения многих молодых людей к воинской службе? Что, по вашему мнению, могло бы существенно изменить ситуацию?
«Родина не национальное и географическое понятие Родина - это свобода» А.Д. Сахаров |
Сегодня актуальна задача возрождения армии как одного из важнейших институтов социализации и гражданского становления личности молодого человека. Но было бы неверно сводить патриотическое воспитание к военно-патриотическому. Становление молодого человека как гражданина - патриота реализуется посредством выбора им собственной системы ценностей, формированием представлений об основных ценностях, составляющих основу гражданственности. Прежде всего, - это понимание «Родины». Что означает для сегодняшней молодежи понятие «Родина», какое содержание она вкладывает в него? В поисках ответа на этот важный вопрос социологи используют разные методики. Одна из них предлагает респондентам определить, кем они себя в большей степени ощущают?1
Таблица 4.35
Кем вы себя в большей степени ощущаете? | |||
Варианты ответов | 15-17 лет | 18-24 года 25-29 лет | |
Жителем своего города, района | |||
Гражданином России | |||
Гражданином СНГ | |||
Европейцем | |||
«Гражданином мира» |
335 Ответы респондентов позволили исследователям сделать вывод: в условиях политической и экономической нестабильности опора значительной части молодежи идет не на гражданство, а на «жительство», не на «государство», а на Родину
ЗАДАНИЕ 4.52. А кем больше всего ощущаете себя вы? Оцените, насколь
ко ваша позиция распространена в студенческой среде, среди ваших род
ных и знакомых? _______
В рамках другой методики выяснялось, что для человека является Родиной?
Таблица 4.36 Что для вас является Родиной?
Моя Родина-это... | 15-17 лет | 18-24 года | 25-29 лет |
Бывший СССР | |||
Россия | |||
Республика, область, в которой я живу | |||
Затрудняюсь ответить |
Значительная часть современной российской молодежи распад СССР воспринимает как факт, с которым сложно примириться. Но СССР для них - уже историческое понятие, которое осталось в прошлом. Они не помнят, «как это было», потому что большую часть своей сознательной жизни живут в постсоветской России И Россия как самостоятельное государство сегодня становится значимым и неоспоримым фактом сознания молодых людей.
Наконец, в исследованиях осуществляется и дальнейшая конкретизация понятия «Родина»2:
%% |
Таблица 4.37 С чем связано для вас понятие Родина?
Родина для меня - это...
р одной город (деревня), с которым у меня свя зан ы детские воспоминания
пр ирода моего края ______________________________________________
культура, язык мое го народа
обычаи, тр адиции, образ жизни, национальный характер моего народа
га м, где хорошо
просто населенный п унк т, где я родился
затрудняюсь ответить определенно
пустое слово, еще один способ обмануть человека
Анализ ответов показывает: в первую очередь для респондентов Родина ассоциируется с понятием «малой Родины»: местом рождения, родным городом (деревней), природой родного края Следующими по значимости - определяющими содержание понятия «Родина» - являются факторы социокультурного характера: культура, язык, обычаи, образ жизни народа, его национальный характер. По-
1 Ручкин Б.А., Гришина Г.А.. Серикова НА Российская молодежь: 10 главных проблем М., 1999. С.7<1.
1 Ручкин Б.А., Гришина П.А.. Серикова НА. Российская молодежь: 10 главных проблем М, 1999. С.74-75. •' Там же. С.75.
следний по своему значению - блок абстрактных представлений о «Родине» как о месте, где хорошо; просто о населенном пункте, где родился; либо как о понятии, не имеющем под собой реального содержания.
Данные исследования показывают, что понятие «Родины», в первую очередь, связано у респондентов с конкретной пространственной средой; с местом, где человек родился, где прошло его детство, где живут родители; с окружающей природой. Это свидетельствует о вытеснении сформированного в эпоху государственного социализма великодержавного представления о Родине, являющейся символом сильного процветающего государства Идентификация «я = моя страна» сменяется более камерным гражданским мироощущением, связанным с видением себя в рамках среды, осваиваемой в непосредственном опыте человека, с которой у него существует устойчивая эмоциональная связь, духовная близость. «Большая Родина» и «малая Родина» - два типа социокультурного пространства, и сегодня доминирующая роль смещается в сторону последней. Символические представления о Родине (чувство гордости, силы, уверенности в стабильности и превосходстве) в эпоху кризиса ценностей уходят на второй план, сменяются чувствами родства, причастности, близости, духовной преемственности. Они реализуются посредством воздействия совокупности социокультурных факторов на процесс социализации личности и становятся наиболее значимыми для формирования гражданских качеств человека. Но молодежь не безразлична к будущему страны. Процветание и благополучие России связывается с рядом условий';
Таблица 4.38 Каковы условия процветания российского общества?
%% |
Условия
Увеличение разме ра зарплаты, стипендий и т д_
Моральное оздоровление общества на о с нове добра и сп раве дливости I Ре альные гарантии прав и свобод граждан
Рост профессионали з ма среди граждан, особенно - среди чиновников
Ответственность государства, его открытость и прозрачность _____
Расширение полномочий органов правопорядка и с пецслу жб
Усиление контроля государства за поведением граж дан Усиление власти Президента
Развитие сети независимых СМИ
Увеличение роли партий и общественных организаций
Расширение полномочий государства
Укрепление вертикали власти
Увеличение влияния церкви на гос у дарство, образование и т.д.
Сужение полномочий государства
В целом молодые люди продемонстрировали комплексное видение перспектив развития российского общества, включая в число необходимых факторов экономические, политические и социокультурные.
ЗАДАНИЕ 4.53. А «с чего начинается Родина» для вас? Чей, на ваш взгляд, объясняется растущая значимость «малой Родины»? Верите ли вы в про цветание России в ближа йш ем буд у щем? С чем вы это свя зываете?
Завершить тему патриотизма хотелось бы обращением к результатам федерального исследования «Война была...вчера: Российское студенчества о Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг .». Среди вопросов, обращенных к студентам вузов страны накануне 60-летия со Дня Победы и призванных выяснить, что они знают об этом величашем событии в истории страны, был и вопрос, как они понимают патриотизм? Что же вкладывают современные молодые люди в понятие «быть патриотом России»:
Таблица 4.39
Что значит бы т ь патриотом России?
Значение: | %. |
Уважать и знать историю России | 67 |
Испытывать гордость за свою страну, любить Родину | 62 |
Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны, людям пожилого возраста | 40 |
Ьыть готовым к самопожертвованию ради интересов страны | 33 "31 |
Испытывать чувство ответственности за происходящее в стране Принимать участие в общественной политической жизни страны | 16 |
Не уклоняться от службы в армии | 14 |
Обладать чувством хозяина в своей организации, городе, стране | 6 |
Покупать в основном отечественные товары | 3 |
Не уклоняться от работы по распределению | 1 |
Обращает внимание: в понимании патриотизма на первом плане - уважение и знание истории, чувство гордости за свою страну Тесно связан с этим и персонифицированный подход - для каждых 2 из 5 респондентов патриотизм ассоциируется не с абстрактной любовью к Родине, а с уважением к конкретным людям, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда. В ответах студентов отразилась и определенная противоречивость, разорванность, парадоксальность их сознания и поведения. Две трети из них ориентируются на умозрительное понимание патриотизма - знать, уважать, любить. Гораздо реже (у одной трети и менее) патриотизм приобретает действенный, самодеятельный характер - готовность к самопожертвованию; чувство личной ответственности за ситуацию в стране, в своем городе, в своей организации; политическая активность (участие); чув-
Культура гражданственности, (-гагеринбург, 2004. С. \09.
1 См.: Актуальные проблемы социологии и менеджмента: общество управление - образование - молодежь - культура. Нкатеринбург, 2005. С.3-10.
338 ство долга - в отношении службы в армии, работы по специальности. Лишь у 3% патриотизм простирается... до готовности покупать отечественные товары. Вновь проявилось противоречие, накладывающее отпечаток на отношение современных студентов к Победе: «Мы победили. Но почему живем хуже побежденных и союзников?». Для новых поколений Великая Победа неотделима от достойной жизни.
Формирование патриотических ориентации молодежи имеет и еще один ориентир - патриотизм несовместим с национализмом. Между тем - особенно в связи с событиями на Северном Кавказе и обострением межнациональных отношений после распада СССР - сегодня в молодежной среде наблюдается оживление националистических настроений, ксенофобии (неприязни и ненависти к чужакам).
О масштабах и причинах этого явления можно судить по результатам исследования владимирских социологов' Значительная часть молодых россиян (около 20% - каждый пятый) испытывает нетерпимость к тем, кто так или иначе от них отличается, заражена всевозможными «фобиями». Каждый шестой из респондентов недоволен тем, что Россия - многонациональная страна; треть - видят в этом преимущество, так как народы обогащают друг друга; еще треть - опасается будущих межнациональных конфликтов. Соотношение тех, кто считает, что патриотом может быть любой гражданин России, и тех, кто считает, что им может быть только русский, -3:1. Респонденты акцентировали внимание на очень важный аспект патриотизма: любовь к Родине (51%) и веру в будущее России (44%) они дополнили знанием культуры народов России (30%). Каждый второй (47%) считает, что случаи дискриминации по национальному признаку у нас часты. Характерны и оценки респондентов об основных проявлениях такой дискриминации:
Таблица 4. 40 В чем в первую очередь выражается дискриминация по национальному признаку
Варианты ответов
Отношение к представителям некоторых национальностей как к людям «низшего сорта» |
Оскорбление лиц других национальн остей на быт о вом уровне |
Физическое насилие по отношению к лицам других национальностей |
Ограничения при приеме на р аботу |
Открытое существование организаций, пропагандирующих нацио налистические идеи ___________________________ |
Ограничения при продвижении на руко в одящи е п осты |
Ограничения в развитии нацмень шинс твам и ку льтуры, языка, религии |
Огран и чения при по с туплении в учебные з аведе ния |
Трудности в выстраивании политической карьеры |
ЗАДАНИЕ 4.S4. Оцените: приходилось ли вам сталкиваться с подобными проявлениями дискриминации по национальному признаку? Если да, то как часто? С чем Вы их связываете? Как вы относитесь к лозунгам скинхедов: «Россия - для русских», «Власть - белым», «Даешь белую революцию »ijXa4uLeojiji3^o£Cuu»?^4rnoj^
гон- 10%. о%- - |
На волне антиавторитарных настроений молодежи произошел кризис и распад |радиционных институтов политической социализации молодежи, в первую очередь - комсомола. А всплеск «неформального» молодежного движения в конце 1980-х гг. (возникновение множества разнообразных молодежных группировок и объединений) уже в начале 1990-х гг. резко пошел на спад. Представление о сегодняшних ориентациях дает опрос учащихся Урала':
"111-------------- 11
Рис 4.51. Отношение учащихся к молодежным общественным организациям
I - они не должны быть политизированными
II - они должны заниматься конкретными делами
III- кто-то должен отстаивать интересы учеников
IV - кто-то должен организовать ребят
V ■ они не нужны - за учеников все решают и делают учителя
VI - ученики должны учиться, а не заниматься общественной работой
VII - кто-то должен помогать учителям организовать наш досуг
VIII - они помогут развить качества лидера, организатора
IX - нужно возродить пионерию и комсомол
X - не могу сказать определенно
Антиинституциональные настроения еще сказываются - у каждого пятого открыто, а у каждого четвертого - в неопределенности позиции. Причем неудовлетворенность общественной работой двоякая. Одни вообще считают ее ненужной, других не устраивает отсутствие самостоятельности, И все-таки появляются новые подходы. Все сильнее осознаются негативные последствия институционального вакуума, отсутствие организующего начала в жизни молодежи. Близки по тенденциям результаты исследования Центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» о причинах вступления в молодежные организации: чтобы реализовать себя (36%); интересно проводить досуг (26%), больше общаться со сверстниками (25%), привлекает руководитель (9%)2.
1 Бушковский В. Любит - не любк! / Родительское собрание. 200'1. №3-4 (20-21).
Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, ориентиры. Ккатеринбург, 2002.
C.JI
' Причины вступления в молодежную орташпацикУ/ Советская Россия. 2000 29 июня.
340 Последние годы показали, что без своих самостоятельных организаций, без развития самоуправления молодым трудно решать проблемы социальной защиты, организации досуга. Более четким становится понимание желательного характера молодежных организаций:
• неполитизированные и неидеологизированные (отличные от комсомола);
• сориентированные на практические конкретные дела;
• реализующие - как приоритетные - социально-защитные функции. Характерны ответы участников опроса «Молодежь-97»':
Таблица 4. 41 Являетесь ли вы участником какой-нибудь организации?
Вариантыответов | 17 лет | 24 года | 31 год |
Нет. ни в какой | |||
Спортивный клуб, секция | |||
Профсоюз | |||
Клуб по интересам | |||
Молодежное общественное объединение | |||
Театральная, художественная студия | б | ||
Общественная социальная служба | |||
Политическая партия | |||
Религиозная организация | |||
Экологическая организация | |||
Органы местного самоуправления |
Такое изменение в настроениях молодых заставляет осмыслить (не в истори-
ческом плане, а как урок на будущее) - почему не удалось реформировать комсомол, почему фактически сошло на нет столь много обещавшее движение неформалов7 Куда девались неформальные молодежные группировки рубежа 1980-1990-х гг., все эти «хайлайфисты», «системщики», «гопники» и «фура-ги», «люберы» и группировки типа «казанской», почему всплеск активизма тех лет довольно быстро практически почти сошел на нет, чтобы сегодня вновь начать возрождаться? В одной из статей «о племени младом и незнакомом» авторы обращаются к словам известной песни Б. Гребенщикова: «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» Предлагаемый ими ответ: одни ушли в «прива-тизм», в частную жизнь; другие, обычно аутсайдеры, пришли к экстремизму; третьи - их большинство - стали «пофигистами». Как описание феномена этот ответ заслуживает внимания. Но не менее важно (для социологов особенно) понять социальный смысл происходящего. Тем более, что в наших условиях во многом повторилась ситуация с изучением молодежного движения на Западе, когда студенческая революция 1968 г. с ее внешней атрибутикой и символикой протеста
1 Молодежь-97: надежды и разочарования / Б. А. Ручкин (рук.) и лр. М„ 1997. С, 219.
привлекла больше внимания, чем глубинные социальные проблемы молодежи, не облеченные в столь же яркую форму
Неформалы и по названию, и по характеру деятельности, противопоставляли себя комсомолу. Их обвинения в его адрес - в бюрократизме, формализме, невнимании к интересам молодых людей - были во многом справедливыми. Призна-нплось это и самими комсомольцами. Важный штрих к картине распада комсомола. На ретроспективный вопрос: «Вступили бы в комсомол сегодня?» (1990 г.) из 5 опрошенных членов ВЛКСМ 2 ответили - «нет», 11% - «да». Но главное - ответ 37% респондентов: «Вступил бы при условии, что его деятельность будет попнее отвечать интересам и запросам молодежи»1.
Именно этого и не произошло, что и предопределило судьбу комсомола. Но, как показывают ответы молодежи 1990-х гг., и распад комсомола не сделал молодежь более социально защищенной Основной урок - молодежному движению вредит и заорганизованность, и неорганизованность.