'■ЛЛлЛв Круг рассматриваемых проблем и понятий:
Культура как социальное явление, современное понимание культуры. Функции культуры в обществе. Культура общества и молодежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. Молодежные субкультуры и их особенности. Культурный уровень современной российской молодежи и ее культурные ориентации. Стиль жизни современной российской молодежи и молодежный досуг: содержание и предпочтения. Молодежь и учреждения культуры. Нравственно-психологические и религиозные проблемы современной российской молодежи.
«Культура нужна для того, чтобы сохранить человека» В. Приставкин. «Культура предполагает наличие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь ее принципы» А. Швейцер |
Интеллигент... Культурный человек... Как
много стоит за этими привычными словами. С какими же чертами соотносится у современной молодежи представление о культурном человеке?
Прежде всего - это воспитанность, тактичность; об-
i__________________________________________________________________________ i
щительность, порядочность, доброта; добросовестное отношение к любому делу;
высокий уровень образования. Насколько эти черты присущи самим молодым? Чем характеризуется их культурно-досуговая деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уточнить социологическое понимание культуры
С середины 1960-х гг. в отечественной культурологии активно обсуждались общие проблемы теории культуры. Сегодня итоги дискуссий обобщены', и становится более понятной необходимость интегративного подхода к культуре -сложному и многогранному явлению.
Что же определяет сегодня социологическое видение культуры? Нередко (и традиционно) культуру рассматривают как «совокупность накопленных ценностей». Ценностное измерение - одно из важнейших в культуре. Но понимание культуры только как совокупности ценностей слишком узко, ограниченно. Вне культуры оказываются важнейшие сферы жизнедеятельности человека На первый план выходят уже созданные, «готовые» ценности. Процесс их создания, сотворения и сам человек-творец оказываются как бы за сценой. Представление о культуре как совокупности ценностей вольно или невольно задает и определенное понимание культурного человека, и стратегию культурно-воспитательной деятельности (дать как можно больше культурных ценностей в виде знаний, умений,
|
См.: Гуревич ПС. Философия культуры, М,2001: Ерасов B.C. Социальная культурология М„ 1998: Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998: Ионии Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М„ 2000; Каган М.С. Философия культуры. СПб.. 1996; Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992: Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993; Лотам. ЮМ Культура и взрыв. М., 1992; Сачосо)нанис европейской культуры XX века. М.. 1991; илр.
навыков). Культура - есть качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Она -«сквозная» общественная система, как бы пронизывающая все общество, все его сферы и структуры. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Но еще более значима ее гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле она есть человеческое, личностное измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития, процесс и мера самоопределения и самореализации человека. Она -средство социализации человека. Но процесс социализации в ходе освоения культуры реализуется как индивидуализация личности - обретение и проявление ее уникальности, неповторимости.
|
Культура тесно связана со свободой человека. Она освобождает его от шаблонов и стереотипов, придает деятельности человека характер самодеятельности, свободного самовыражения. И - в то же время - воспитывает ответственность, способность к внутреннему, нравственному ограничению, без чего свобода пегко превращается в своеволие, вседозволенность. Являясь необходимым условием свободы, индивидуального многообразия и выбора, культура выступает и как нормативная система. Ее нормы - ожидания и требования общества к человеку (от норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности). Культура опредмечивает духовное богатство человека, его способности, знания, умения и привычки, которые в процессе творчества воплощаются в ценности культуры. Но само творчество возможно лишь тогда, когда личность распредмечивает (осваивает) уже существующие ценности культуры. И тем самым - творит, меняет и обогащает себя. Творчество личности развертывается не только вовне, но и как самоизменение.
«Культура - своеобразный мост между историей и Вечностью». Л.Н. Коган |
Культура - общечеловеческое явление. Она вбирает и аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры. Но любая из
|
них несет печать творца, эпохи, национальных особенностей. Возникает серьезная проблема. Множественность конкретных форм существования культуры - и исторических, и современных - означает: есть культура и есть культуры. Целостность культуры проявляется и в ее диалогичности. Важнейший принцип современного подхода к культуре человека - ее открытость к другим (по полу, возрас-
376 ту, профессии, национальности, стране проживания и т.д., к людям других эпох), стремление их понять.
Культура - это процесс, непрерывное изменение. Он представляет сложное взаимодействие традиций и новаторства, преемственности и изменений.
Происходит постепенное обновление культуры. В то же время что-то в ней устаревает, отходит в прошлое, представляя музейную ценность Для обозначения тех ценностей культуры, которые реально функционируют 8 данном обществе и в данную конкретную эпоху, используется понятие «актуальная культура». Оно позволяет отделить «живую», находящуюся в реальном обращении культуру, от культуры «невостребованной» в данный период. В актуальной культуре есть отчетливо выраженный элемент нормативности. В ней есть ценности обязательные и для любого человека, и для данной национальной культуры, и для культуры различных социальных групп. Именно актуальная культура представляет наибольший интерес для социолога. Социология культуры изучает:
• роль и место культуры в жизни данного общества, культурный уровень тех
или иных социальных групп:
• взаимодействие элементов культурной коммуникации - взаимодействие между производством, сохранением, распределением и потреблением культуры;
• взаимосвязь культуры с другими сферами жизни общества (экономика, политика, быт и т.д.);
• функционирование социальных институтов культуры (культурные традиции, обряды, ритуалы и т.д.), включая и ее учреждения (театры, клубы, кинотеатры, библиотеки, музеи и т.д.);
• степень освоения личностью, группой или обществом различных видов культуры, культурных ценностей. Такой подход должен дать представление о культурном уровне людей, их духовном облике. Это наиболее сложная область социологического анализа культуры
Социологические исследования культуры помогают раскрыть ее роль в развитии личности, выявить и спрогнозировать тенденции ее развития. Многогранность культуры создает и определенные сложности для описания результатов ее социологического изучения. В конечном счете, многое, о чем уже шла речь в данном разделе, было и о культуре молодежи - ее ценностных ориентациях, ее образовательной, экономической, политической, нравственной и правовой культуре. Это позволяет 8 этой главе сосредоточить внимание на специфике моло-
377 дежной субкультуры и особенностях досугового поведения молодежи современной России.
Отечественная молодежная субкультура специфична по своей природе, характеру и чертам1 Во многом она прошла тот же путь, что и субкультура молодежи Запада: субкультура - контркультура - субкультуры (разнообразие стилей) Специфика - в некотором запоздании. Отсюда: заимствование в ней преобладает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер Ее ценности и нормы, ее символика и атрибутика особенно приходили в противоречие с официальной авторитарной культурой. Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценностей большинства2 Поэтому присущая и западной молодежной субкультуре вы-тесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечений и досуга) в ней стала определяющей3. Досуговая окраска молодежной субкультуры наложила отпечаток и на характер молодежных группировок, особенно в период их взлета в середине 1980-х годов. Объединения и группы культурно-досуговой ориентации (музыкальной, спортивной, религиозной - в духе восточных учений) были наиболее распространенными". Да и среди критериев соотнесенности молодого человека с группировкой, объединением на первый план выходят внешний вид и символическая атрибутика (наряду с пространственно-временной локализацией - место и время сбора - и общностью ценностно-нормативных установок) Специфика группировок проявлялась в определенном стиле одежды, специальной символике (украшения, прически и т.д.), особом слэнге, жаргоне, в увлечении стилем рок - музыки.
Многие из этих характеристик стали объектом специального изучения в нашей социологии молодежи5. Наиболее общим выступает отношение молодежи к тем или иным молодежным группировкам и социокультурным ориентациям. Примеча-
1 См.: Воробьев СВ. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород. 1991.
1 Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 19%. С.335.
' См.: Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Со-цис. 1989. №4. С.50-51; Гудков Л.. Дубин Б. Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. 1993. №6. С.42-44.
' Молодежная культура: проблемы и перспективы развития. М., 1991. С.31.
5 Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры. Казань. 1997; Левикова СИ. Молодежная культура. М., 2002: Левикова СИ. Молодежная субкультура. М„ 2004; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга/ Под ред. В.В. Костюшева. СПб.. 1999; Омельченко Н.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М„ 2000; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Сенкевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». М.. 1990; Щепанская Т.Ь. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993; Юношеские субкультуры Урала /Сост. Ю.В. Шинкаренко. Екатеринбург. 2005; и др.
378 тельно, что они длительное время рассматривались и социологами как «зарубежные» Это определяло и постановку вопроса: «Можно ли у них почерпнуть кое-что ценное?» Типичны для рубежа 1980-1990-х гг. результаты одного из исследований (Красноярск, 1988г.)1:
Таблица 4 48 Отношение к социокультурным течениям и группировкам (Соотношение положительных /можно почерпнуть кое-что ценное/ и отрицательных ответов /не принимаю/ выражено в индексе)
Школа |
ПТУ |
Техникум |
Вуз |
Социокультурные течения, группировки
- 0.45-0,25 |
-0,55 |
-0,52 |
-0,63 |
Панки
-0,30 |
-0,32 |
-0,41 |
Рокеры
-0,30 |
-0,24 |
-0,29 |
-0,30 |
Металлисты
+ 0,06 |
-0,13 |
-0,08 |
-0,09 |
Восточные культы и философия
-0,37 |
-0,28 |
-0,25 |
-0,39 |
Движение за сексуальную свободу
Очевидны выводы:
• во всех группах преобладает преимущественно негативное отношение;
• но скорее сказывается понимание любых субкультурных феноменов как одного из стилей. У каждого из течений есть свои приверженцы: у панков - 5-9%; у рокеров -13-22%; у металлистов -15-23%;
• число приверженцев с возрастом снижается: наибольшая субкультурная активность - в 16-17 лет и резко снижается к 21 году.
За эти годы (годы коренных социально-политических, социокультурных и социально-экономических изменений в России) качественно изменились характер молодежной субкультуры, набор конкретных молодежных субкультур, отношение молодежи к ним, их распространенность в молодежной среде. В общем плане зафиксированные социологами изменения в молодежной субкультуре таковы2:
• усилившаяся автономность субкультур как их сущностного качества:
• «человеку субкультурному - 2005» «не от чего отделиться» Наоборот, субкультурная задача заключается в том, чтобы создать хоть какую-то основу для отграничения своего мира от хаоса;
• сегодня субкультурно все молодое поколение, в разной мере, в разной степени погруженное в ту или иную субкультуру;
• социализация молодежи определяется не только влиянием субкультуры. Но среди других факторов социализации субкультурный наиболее значим;
• субкультуры все более становятся тем, что немецкие социологи определяют как Teilkultur («частичная культура»).
1 Иемировспий В. Отношение молодежи к зарубежным идеологическим течениям // Соиис. 1989. №4. ' Юношеские субкультуры Урала /Сост. Ю.В, Шинкаренко. Екатеринбург, 2005. С.8-10.
Существенно уточняется и типология молодежных субкультур России. Среди них выделяются1:
• группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.д.);
• группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые» и т.д.);
• группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»),
• эстетствующие группы («митьки»),
• группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы» («качки»);
• криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги». гопники, лю-
беры и т.п.)
ЗАДАНИЕ 4.73. Были ли вы раньше или, может быть, остались сегодня] приверженцем какого-либо молодежного социокультурного течения или группировки? Если да, то что вас в них привлекает (привлекало)? В книге о юношеских субкультурах Урала приведен их обширный список: анархо-экологи; анастасийцы; анимешники; байкеры; «бордеры»; «бэкашники»; геймеры; «готы»; «индеанисты»; «клаберы»; вмоберы»; панки; парашютисты; «пауки»; «пингвинята»; «правильные пацаны»; «растаманы»; рок-музыканты; ролевики; руфферы; рэпперы; сатанисты; скейтбордисты; скинхеды; «танкисты»; толкиенисты; «чатлане»; «эмтегеи». О каких из них вы что-либо слышали? К каким из них вы испытываете интерес? Не
могли бы вы дополнить и расширить этот перече нь? ________________________
В анализе молодежной моды социологи менее преуспели в сравнении с журналистами, модельерами. Поэтому трудно судить о типичности позиций и оценок. Представления молодых отражают противоречие моды: новизна, необычность и стереотипность, похожесть. Это еще более остро проявляется в рамках молодежных группировок, объединений, особого круга общения. Мода выполняет и интегрирующую («мы»), и дифференцирующую роль («они»). А для молодого человека она выступала нормативом, быть как все «наши», но и выделяться из «не-наших».
[ЗАДАНИЕ 4.74. Насколько значима для вас лично молодежная мода? Вы
стараетесь следовать ей - с опережением или с отставанием? Что для
вас наиболее важно в моде - возможность выделиться; полнее выразить
себ я; эстетичность и красота; практично с ть и удобство; новизна? ___________
В изучении молодежного жаргона пока сделаны только первые шаги - описание и первичная систематизация. Появились первые словари молодежного слэнга или
' Лсвикова СИ. Молодежная субкультура. М., 2004. С.282
380 отдельных группировок'. Предприняты и попытки анализа социокультурной роли молодежного слэнга:
• в частности, как одна из его устойчивых черт выделяется «выпирающая анг-лоязычность», хотя и признается, что слов иностранного происхождения в слэн-ге, например, системщиков не более 8-10%;
• заметное место в слэнге занимает «новояз» (иное, отличное от официального название явлений и вещей);
• значительная часть молодежного слэнга заимствована из блатного жаргона. Причем подобная криминализация все более нарастает;
• еще один важный блок - наиболее специфичный для каждой из группировок -связан с обозначением присущих для нее особенностей стиля жизни, ритуалов, времени и места сбора.
За внешней формой молодежного слэнга важно видеть и определенный социокультурный сдвиг. В итоге возникает устойчивая тенденция молодежного жаргона - к обособлению от общепринятых норм языковой практики. Именно здесь, в молодежной среде, новые словосочетания и словообразования («завязать» - бросить какое-то занятие, «тусоваться» - собираться, общаться иа прогулке в тюремном дворе), заимствованные из блатной лексики, становятся привычными, хорошо знакомыми. Именно в сознании молодого поколения происходит закрепление новых, подчас сомнительных слов и понятий, чтобы позже они смогли легализоваться в печати, на кино- и телеэкранах при услужливой поддержке масскультуры и неразборчивых средств массовой информации, откровенно стремящихся завоевать молодежь путем заигрывания с нею, бесстыдно потрафляя любым ее вкусам, часто не успевшим сформироваться до конца. И на уровне речевой практики молодежи проявляется негативное влияние коммерциализации культуры.
ЗАДАНИЕ 4.75. Попытайтесь собрать своеобразный словарь слов и вы ражениймолодежногожаргонанакакую-либоинтересующуювастему.
Культура молодого человека проявляется не только в растущих требованиях к его поведению, не только в характере и уровне его культурного потребления. Все более важной (хотя, как показывают исследования, не очень развитой) становится человекотворческая сторона культуры: то, как в процессе деятельности развивается личность. Каков же культурный уровень молодежи? Начнем анализ с самого общего - с представлений о культурном человеке. Многолетнее изучение
представлений учащейся молодежи Свердловской области о культуре позволяет нарисовать - в динамике - примечательный «образ культурного человека»1. Он далеко не всегда реализуется полностью в поведении, но отражает определенный набор жизненных норм и установок:
Таблица 4.49 Кто такой культурный человек?
Параметры культурного человека | 2003 г. | 1985 г. |
Воспитанный тактичный | ||
С высоким уровнем образования | ||
Широко эрудированный, начитанный | ||
Порядочный, добрый | ||
Общительный, умеющий легко устанавливать контакты | ||
Добросовестно, творчески относящийся к труду, к любому делу | ||
С широкими жизненными интересами | ||
Увлекающийся искусством и разбирающийся внем | ||
Высоконравственный, совестливый | - | |
Действующий с полной самоотдачей, реализующий способности | ||
С активной гражданской позицией | - | |
Верующий | - | |
Умеющий красиво жить | ||
Хорошо разбирающийся в одежде, моде | ||
Умеющий окружить себя красивыми вещами | - | |
Бережно относящийся к природе | - | |
Умеющий красиво говорить | - |
Итак, заметны достаточно существенные изменения в понимании культуры:
• возрастает значимость нравственных аспектов культуры; но они привлекают не столько в абстрактной форме высокой нравственности, сколько в конкретных поведенческих проявлениях (тактичность, порядочность);
• растет значимость широты, разнообразия жизненных интересов;
• усиливается значимость межличностного общения, культуры общения;
• сохраняется недооценка труда как культурной ценности, его восприятие в основном как источника дохода и заработка, хотя уже каждый пятый соотносит культурного человека с его творческим отношением к труду Преодолевается стереотип: творчество не соотносится с трудом, с работой;
• усиливается значимость образования, эрудиции и кругозора как основного показателя культурного развития человека, хотя образованность и уступает нравственности;
• сохраняется недооценка искусства как сферы культурной деятельности
' Социология молодежи / Отв. ред. ВТ. Лисовский. СПб., 1996. С.350-360.
' Вишневский ЮР., Шапко B.T., Коробсйникова А.П. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. М.. 2005. С.39-40
382 (хотя в обыденном сознании оно нередко отождествляется с культурой вообще); • любая односторонность, идеологическая зашоренность (политическая или религиозная) не находит значимой поддержки - ни религиозность, ни идейная убежденность не воспринимаются большинством как признаки культурного человека.
Общая характеристика культурных ориентации молодежи может быть конкретизирована. С этой целью в опросе студентов Свердловской области была ис-
1.
пользована социологическая процедура «взгляд со стороны»
Из% | ||||||||
М4 | ||||||||
• | ||||||||
43% | ||||||||
■ | ||||||||
9% | ||||||||
■ | ||||||||
'0% | ||||||||
■ | ||||||||
40% | ||||||||
■ | ||||||||
^11% | ||||||||
у, | ||||||||
38% | ||||||||
ь% | 1г1% | |||||||
30% | ||||||||
■ | ||||||||
3% ------- 1------ | <------ | i------ | I------ | 1---------- 1 | ||||
Желание быть лидером, иметь власть
Карьеризм
Желание устроить личную жизнь
Стремление быть как все
Коллективизм, товарищество
Стремление быстро разбогатеть
Стремление полнее реализовать себя
Идейность, убежденность
Желание жить легко, беззаботно
Стремление к славе, честолюбие
Стремление к признанию, уважению
Принцип "моя хата - с краю"
Ответственность, чувство долга
0% |
10°,' |
20% 30% 40% 50% 60%
Рис 4.68. Что руководит поступками ваших сверстников? Достаточно явно прослеживается общая линия. Конечно, «взгляд со стороны» и самооценки - не одно и то же, жестче оценивать других проще. Но опрос отразил коренное изменение парадигм поведения молодежи: старая (ответственность, коллективизм, труд, единодушие) сменилась новой (личная жизнь, богатство, беззаботность, прагматизм). Конкретизировать эти тенденции оказалось возможно с помощью иной методики, когда студентам предлагалось оценить не мотивацию поведения, а те типичные личностные качества, которые характерны
для их сверстников'.
Таблица 4.60 Что характерно для сверстников?
Личностные качества 1999 г. | 2003 г. | |
Юмор, жизнерадостность | ||
Энергичность, предприимчивость, деловые способности | ||
Интерес к жизни, готовность воспринять новое | ||
Бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений | ||
Jj>y6ocTb, хамство, агрессивность | ||
Равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни | ||
Зависть, недоброжелательность | ||
Терпение, выносливость, умение переносить трудности | ||
Отзывчивость, желание помочь, понять 9 | ||
Порядочность, честность, добросовестность | ||
Страх, непонимание того нового, что происходит в жизни | ||
Закрытость, отрицание всего нового |
В шкале студенческих оценок представлены две группы качеств - деловые и нравственно-коммуникативные. Соотношение этих качеств в портрете современного студента в определенной мере противоречиво. Как и в опросе 1999 года, высокий рейтинг сохраняется за деловыми качествами. Юношеский оптимизм, деловая предприимчивость и энергичность, инновационная готовность - по мнению респондентов, являются приоритетными. Юмор и жизнерадостность отмечается каждым вторым респондентом. Каждый третий студент указывает на наличие деловых способностей, предприимчивость и энергичность Каждый пятый фиксирует интерес к жизни, готовность воспринимать все новое.
Что касается нравственно-коммуникативных характеристик личности молодого человека, их оценка крайне низкая. Отсутствие коммуникативной культуры (25% респондентов отмечают проявления хамства, грубости, агрессивности в общении) совпровождается равнодушием, нежеланием помочь, завистью и недоброжелательностью. Не отличается молодежь (по оценкам респондентов) высокой порядочностью, честностью, добросовестностью. Экономическая и профессиональная маргинальность молодых людей отражается на формировании определенной мировоззренческой позиции, установок и убеждений.
Ориентации молодых персонифицируются, соотносятся с людьми, на которых хотели бы походить, которым хотели бы подражать. Среди образцов для подражания молодежи - представители публичных профессий: бизнесмены (20%), звезды шоу-бизнеса и кино (18%), известные спортсмены (4%). Среди окружающих их людей предпочтения распределились практически поровну между родите-
' Вишневский Ю.Р.. Шапко R.T. Социолошя молодежи. Екатеринбург, 1997.
Студент - 2003. г-катеринбург, 2003. С.42-43.
384 лями (16%) и сверстниками (14%) В качестве вариантов ответов в анкете приводились еще политические деятели, лидеры; учителя, преподаватели, ученые, деятели культуры Но ни один респондент их не отметил. Речь идет не о влиянии на поведение молодежи, а о выборе образца для поведения. Но и с этим уточнением ответы респондентов говорят о многом. Кризис идеалов и ценностей, кризис доверия нашел свое отражение в делерсонификации ценностных ориентации. Почти каждый третий считает, что у сверстников вообще нет конкретного образца для подражания. Если к этому добавить «нулевые» оценки таким образцам, как политики, ученые, преподаватели, то нигилизм молодых будет выглядеть еще более явно выраженным. Симптоматичен и приоритет различных образцов. Развитие рынка ставит на первый план людей, добивающихся успеха, причем в сознании молодежи путь к успеху у этих людей (и бизнесменов, и рок-звезд) - воспринимается как быстрое и легкое восхождение.
ЗАДАНИЕ 4.76. Как бы на эти вопросы ответили вы? Насколько ваши от
веты совпадают или отличаются от приведенных? Кто является об
разцом для подражания для вас? В какой мере ваше мнение типично для
окружающей м олодежнойсре ды? _________ _________
Стиль жизни современной молодежи наиболее проявляется в молодежном досуге. Свободное время выступает в известном смысле полем реализации молодым человеком его ценностно-нормативных ориентации, увлечений и интересов Отсюда и многолетнее внимание социологов к молодежному досугу. Изучение его структуры, приоритетных досуговых занятий - одно из наиболее разработанных направлений социологии молодежи. Исследования молодежного досуга отразили сложную динамику изменений социокультурных ориентации и образа жизни нашей молодежи1
Ныне в молодежном досуге обостряется серьезное противоречие: С одной стороны, налицо объективные предпосылки для роста культурных запросов молодых. У нового поколения выше уровень образования, молодежь более урбанизирована Причем многие из молодых - горожане уже во втором поколении. Среди «родителей» доля родившихся в селе - значительно выше. Да и в городах они родились преимущественно в небольших. Происходит становление иного отношения к культуре, когда главное видится не только в освоении все
1 Кулыурно-досуювая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М.. 1981; Молодежь: el интересы, стремления и идеалы. М.. 1969; Молодежь: труд, учеба, досуг. Вып 1-2. Свердловск. 1967.1969; Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск. 1983; Орлов Г.П. Культура и свободное время. Свердловск. 1989; Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991; и др.
большего числа культурных це стороны, потребительски-развл ся ведущей и даже усиливается культурной самореализации л негативные последствия перех культуры, несоответствие раст значительной части молодежи бюджета) остаточного подхода культуры. В итоге разрыв меж стями их удовлетворения нарас В изучении досуга молодежи
• изучение бюджета свободног говые занятия; изучение период
• сопоставление реальных и ж
• выявление ориентации на те
• анализ молодежной аудитор формации, ее запросов и интер
Каков же досуг совреме времени за последние нескольк растным группам молодежи зам ся, а у младших возрастает. Ин различается в зависимости от в
Чем вы чаще все | |||
Занятия | |||
1 Смотрю телевизор, видео | |||
2. Слушаю музыку (плеер, магн | |||
3. Гуляю с друзьями | |||
4. Хожу на дискотеку | |||
5. Занимаюсь спортом | |||
6 Играю в компьютерные игры | |||
7. Читаю | |||
8 Хожу в кино, театр, на концер | |||
9. «Путешествую» в Интернете | |||
10.Ничего не делаю, просто отд | |||
11.Другое |
Формы и содержание досуга ваны и осмыслены, чем у старш
1 Ручкин Б.А., Гришина НА.. Серикова Н
386 больше читают, посещают выставки и концерты, младшие больше смотрят телевизор, слушают музыку и гуляют с друзьями. Тенденция роста пассивных, не требующих интеллектуальных затрат форм досуга прослеживается наиболее ярко на примере подростков':
слушаю музыку |
кожу о кино, патр гуляю с друзьями
Рис.4.69. Динамика основных досуговых занятий подростков Структура свободного времени учащихся в целом достаточно типична. Среди наиболее распространенных видов досуга - просмотр телепередач; чтение, прогулки (фланирование) по городским улицам с друзьями, спорт. В целом можно выделить несколько блоков основных досуговых занятий и определить их удельный вес в структуре досуга:
• первый (по распространенности - 43%) - блок пассивно-развлекательных занятий, включающий просмотр телепередач, прогулки по городу с друзьями, общение с ними дома, посещение дискотек;
• на втором месте - блок занятий, требующих проявления активности, самодеятельности, целеустремленности (25%). Сюда можно отнести чтение, спорт, посещение кружков, студий, секций, курсов и т.д.;
• к третьему блоку занятий можно отнести те, что превращают свободное время в «полудосуг» (термин известного французского социолога Ж. Дюмазедье), поскольку они тесно связаны либо с учебой, либо с работой. Это самостоятельное и углубленное изучение предметов, особенно интересующих учащихся, их усиленная подготовка к учебным занятиям, которая почти не оставляет времени для досуга, работа с целью оказания помощи по дому и для получения дополнительного заработка (24%);
• четвертый блок включает такое использование свободного времени, которое способно превратить его в сферу антисоциальной деятельности, - выпивки с приятелями и то, что называют «похулиганить с компанией» (8%),
Разумеется, такую социологическую процедуру не следует абсолютизировать. Но она дает представление о некоторых тенденциях в досуге учащихся:
• сохраняется преимущественно пассивный и развлекательный характер досуга;
• выделилась группа учащихся, склонных к асоциальному поведению;
• формируется устойчивая группа учащихся, стремящихся к активной досуговой деятельности развивающего характера
Анализ мнений учащихся отразил две линии в молодежном досуге:
• нарастание общих черт, определяющих специфику молодежной субкультуры (с этим связано сходство ответов жителей разных регионов);
• серьезные различия в досуговых ориентациях и занятиях конкретных молодежных компаний, групп (с чем связан разброс ответов учащихся - жите-пей разных микрорайонов, различия в ответах юношей и девушек).
А каков досуг студента?1
Таблица 4.52
Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?