Таблица 4.8
Иерархия различных ценностей в оценках молодых людей | |||
Ранг | Западные ценности | Советские ценности | Лично наиболее важныеценности |
Предприимчивость | Атеизм | Справедливость | |
Богатство | Энтузиазм | Личное достоинство | |
Деловитость | Гарантии социальных прав личности | Трудолюбие | |
Неприкосновенность частной собственности | Верховенство интересов государства над интересами личности | Чувство долга | |
Прибыльность тру/за | Борьба | Образованность | |
Свобода выбора убеждений, поведения | Чувство долга | Гостеприимство | |
Профессионализм | Терпеливость | Профессионализм | |
Невмешательство | Дисциплина труда | Равенство всех граждан перед законом | |
Дисциплина труда | Образованность | Гарантии социальных прав | |
Гарантии политических прав | Гостеприимство | Бескорыстие |
ЗАДАНИЕ 4.17. А как бы вы оценили результаты данных опросов? В какой
I мере мнения молодых респондент ов совпада ют с вашими оценками? ____
Ценностные ориентации молодежи могут рассматриваться и в ином аспекте - с
точки зрения выявления ценностных приоритетов. Такая методика использовалась в исследованиях Института молодежи'. При этом респонденты выступали в двух ролях: как своеобразные эксперты они характеризовали, что является самым значимым в жизни для современного молодого поколения в целом; одновременно они определяли, чего больше всего хотели бы добиться в жизни сами, лично На этой основе была разработана соответствующая «шкала желаний»:
Таблица 4.9 «Шкала желаний» респондентов
Самое главное для молодежи | % | Приоритетное личное желание | % |
I. Деньги | 1. Семейное счастье | ||
' Образование, профессия | 2. Ьыть свободным. независимым | ||
V Деловая карьера | 3. Богатство | ||
4. Побольше удовольствий | ■1, Реалиювать способности | ||
.V Семья | ;о | 5. Сделать карьеру | 2" |
й Любовь | 6. Стать квалифицированным специалистом | ||
7. Будущее России | 7. Принести пользу людям | ||
8.Секс | ■1 | 8 Возможность ни во то не вмешиваться | |
9. Идеалы, вера | 9. Власть | ||
10. Слава |
1 Молодежь 97: надежды и разочарования/ Б.Л. Ручкин и ар. М.. 1997. С. 210,214: Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154.С44.
|
10 11 12 |
243 вым, чем «пространство общества». Эта тенденция стабильно прослеживается на протяжении ряда последних лет.
ЗАДАНИЕ 4.18. А как бы вы ответили на указанные вопросы? Или иначе - какова ваша «шкала желаний»?
Ценностные ориентации людей - дело тонкое. Ответы респондентов во многом зависят от нюансов в формулировке вопросов и от набора вариантов ответов. При этом было бы неверным сопоставлять различные версии вопросов и ответов как более или менее правильные, эффективные, позволяющие лучше выявить мнения респондентов. Скорее речь должна идти о том, что разные аспекты ценностных ориентации могут быть лучше (хуже) осмыслены с помощью разных методик. В качестве примера сошлемся на исследование «Студент - 2003», проведенного в вузах Свердловской области. В рамках его ценностные приоритеты изучались с помощью вопроса, обращенного лично к респонденту. Набор вариантов ответов был значительно расширен:
|
______ Рис.4.14. «Что, по вашему мнению, является для молодежи самым важным??
1 Деловая карьера 7. Деньги
2. Семья 8. Любовь
3. Секс 9. Идеалы, вера
4. Действия ради будущего России 10. Получить от жизни побольше удовольствий 5 Образование, профессия 11. Другое 6. Чтобы не было войны 12. Затрудняюсь ответить
7П 60 к Ml1 '0 о |
11 11 10 |
И 21 21 20
Г] Г-. " " '" 7 7 в 6 j
9 10 11 12 13 14 16 1в 17
Рис.4.16.«Что для вас лично наиболее ценно, значимо в жизни?»
!0. Свое дело 11. Красота 12. Интимная жизнь 13. Власть 14. Получение удовольствий 15. Престиж 16. Личная безопасность 17. Общение с природой |
1. Здоровье
2 Реализация способностей
3. Общение с друзьями
4. Профессионализм
5. Семья
6 11езависимость. свобода
7 Творчество
8 Деньги 9. Успех
Рис. 4.15. «Чего бы вы больше всего хотели добиться в жизни?»
1. Семейного счастья 7. Быть свободным и независимым
2 Богатства 8. Сделать карьеру
3. Власти 9. Сланы
4 Стать квалифицированным специалистом 10. Принести пользу людям
5. Возможности ни во что не вмешиваться II. Другое
6 Реализовать свой талант, способности
В целом данные исследования показали: «пространство частной жизни» воспри нимается респондентами гораздо более комфортным, благополучным и устойчи
ЗАДАНИЕ 4.19. Сопоставьте ответы респондентов, представленные на
рис.4.14, 4.15, 4.16. Покажите, в какой мере с помощью разных методик
удается выявить сходные тенденции. Определите, насколько различа
ется информация, полученная с помощью разных методических приемов.
Подумайте, вы одинаково бы ответили на три сходных вопроса: Что, по
вашему мнению, является для молодежи самым важным? Чего бы вы
больше всего хотели добиться в жизни? Что для вас лично наиболее цен
но, значимо в жизни? ___________________________________________________
|
Параметры успеы («-» означает I - хорошие, верные друзья II - высокий заработок, благополучие III-дело по душе, интересная работа IV - хорошие отношения в семье V - возможность поездить, повидать мир VI- уверенность в безопасности VII - удовлетворенность в интимной жизни VIII- стать мастером своего дела ________ |
244 8 изучении динамики ценностных ориентации молодежи используется и другая методика - сопоставление материальных и постматериальных (духовных) ценностей' В рамках этих исследований отмечалось, что в иерархии ценностей снизился статус самой духовности:
• Материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям в 1990 г. 42% молодых респондентов, в 1991 г. - 58%. Она поднялась с 8-го рангового места в 1939г. на 3-е в 1991 г. Выше респонденты поставили только любовь и семейное счастье, здоровье.
• Доля молодых людей, назвавших среди высших ценностей духовность, сократилась с 16% (14-е ранговое место) до 12% (18-е ранговое место). Более 2/3 опрошенных не включили духовность в число качеств, необходимых в условиях перехода к рынку. Почти половина связывала этот переход со снижением уровня духовно-нравственной защищенности. Каждый третий участник опроса считал: переход к рыночной экономике еще больше размоет духовные ориентиры общества. Лишь каждый четвертый был уверен этот переход создаст условия для духовного оздоровления общества. Около 40% опрошенных не имели определенного мнения о возможном влиянии рыночной экономики на духовную жизнь общества. 27% были озабочены тем, как противостоять агрессии бездуховности. За последние годы фиксируется быстрое нарастание страха перед будущим. Весной 1993 г. уже каждый четвертый респондент боялся будущего
/о 60 50 -J 40 30 20 10 -| о |
42 43 ГЧ |
D Работающие D Студенты
16 15 |
24 1*П
13 «10 13
Д °Д. П, |
Mfllfc
III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI
Рис. 4.17. Представления молодых об успехе в жизни
отсутствие варианта ответа в опросе).
IX - душевное равновесие, чистая совесть
X - знакомства, связи
XI - наличие своего дела, бизнеса
XII - возможность полнее проявить себя
XIII - нетрудная работа, спокойная жизнь
XIV - признание окружающих, слава
XV - власть, возможность командовать
XVI - независимость, свобода
Область В Образование ■ Богатство Ш Связи, знакомства S Предприимчивость
ЗАДАНИЕ 4.20. Оцените: не устарели ли эти данные за прошедшие годы?
Изменилось ли что-то в проявившихся в начале 1990-х годов тенденциях?
Если да, то - е каком направлении? ______________________________________________________
Еще одна методика изучения ценностных ориентации была реализована в
рамках исследовательского проекта «Молодежь в обновляющейся России». Здесь в качестве общего индикатора ценностных ориентации использовался вопрос о понимании жизненного успеха. Конкретизацией общего подхода к успеху в жизни как индикатору ценностных ориентации являются попытки социологов определить: что молодые считают наиболее важным для достижения жизненного успеха?2 Что необходимо, чтобы сделать успешной свою жизнь?3 Готовы ли они преодолевать сложности жизни и добиваться успеха?4
0% 10% 20% 30% 40% Ы>% 60% 70% 60% 90% 100%
Рис.4.18. Что сегодня важнее всего для достижения успеха в жизни?
29 т
20 ■
15 •
10-
' Анореенкова А. Материалистические и постматериалистическис ценности в России,''Соиис. 1994. №11;
Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993. С. 167-169.
1 Студент-99. Екатеринбург, 1999. С.35.
1 Молодежь- 97: надежды и разочарования/ Б.А. Нучкин и др. М., 1997. С.212.
1 Там же. С.220.
________ Рис. 4.19. Что необходимо, чтобы сделать успешной свою жизнь?
1 Иметь необходимые знакомства, связи 6. Удачное стечение обстоятельств
2 Обладать сильной волей 7. Затрудняюсь ответить
3 Нужно много работать 8. Иметь контакты в "криминальном мире"
4. Деньги 9 Другое
5. Иметь хорошее образование_______________________________ ____________________
□ да |
Q затрудняюсь ответить
31 год 23-летние 17-летние |
ЗЕ
gfijfe i =|^Ь
90% 100% |
10% 20% 30% 40% 60% 60% 70% 80%
Рис.4.20. «Сегодня в жизни каждого человека возникает много проблем, сложностей. Считаете ли вы себя в силах их преодолеть, добиться успеха?»
Сопоставление этих данных с предшествующими исследованиями дает представление о динамике ценностных установок и ориентации молодежи: е все более определенно в молодежной среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Если установка на успех в 1970-е гг. была характерна для 10-15% респондентов, то в 1990-е гг. - для 60-70%. Истоки этого изменения состоят как в усилении роли индивидуалистических ориентации, так и в экстремальности современной жизненной ситуации в России;
• для большинства молодых людей успех - это достижение прежде всего материального благополучия посредством карьеры, приобретения высокого социального статуса Важность общественного признания зачастую ставится под сомнение;
• устойчива ориентация прагматического характера - на материальное благополучие. Она не должна оцениваться однозначно. А попытки такие были нередки - борьба с вещизмом и потребительством молодежи. Практицизм и прагматизм нередко связаны с эгоистическими устремлениями, чреваты нравственными издержками. Порой во имя их нарушаются нормы морали и законы. Но есть и другая сторона практицизма - стремление молодого человека обеспечить себе нормальное социальное положение, материальное благополучие, создать предпосылки для культурного досуга. А самое главное: прагматизм - реакция на бесконечные обещания и декларации, да и готовность к реальным конкретным делам,
• наблюдается явное противоречие в жизненных установках. Жизненный комфорт, успех возможны прежде всего благодаря собственным усилиям, предприимчивости, но при наличии необходимых условий, в качестве которых выступают знакомства с нужными людьми, помощь влиятельных лиц. Практически одинаковое процентное распределение первых двух позиций является своеобразным репродуктивным отражением в сознании молодежи специфики российской экономики - эклектического сочетания в ней принципов двух разных зкономиче-
247 ских моделей социального устройства, рыночной и бюрократической. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, достижения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей Однако сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет наряду с преемственностью «старых» ценностей зафиксировать параллельную, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию. В одном из первых исследований экономических ориентации молодежи в канун рыночных реформ(1991 г.)1 - «умение устанавливать связи с нужными людьми» - признавалось молодыми респондентами приоритетным, оставляя далеко позади себя предприимчивость, инновационность, образованность. Конкурентность данных мотивационных факторов в ценностном сознании молодежи в конце 1990-х гг. свидетельствует о ее ценностной переориентации;
• на смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским настроениям («Я могу чего-то добиться в жизни только благодаря помощи извне») приходит осознание необходимости прежде всего личностных, деятельностных усилий («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»). Немаловажную роль в установках респондентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни;
• изменилось мнение молодых людей о способах достижения успеха Если еще в начале 1990-х годов главным считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не играл существенной роли, то в последнее время он становится все более значимым фактором достижения успеха. Сохраняется высокий престиж дела по душе. Но одновременно резко снижается ориентация на профессиональное мастерство. Рыночные отношения «дикого» типа создают возможности быстрого обогащения независимо от уровня образования и квалификации;
• характерная черта последних лет - заметное разделение в сознании молодежи карьеры, славы, власти. Если стремление сделать карьеру определяет жизненные цели 36-37% студентов, то желание славы свойственно 5-6%, власти 7-12%, и эти позиции занимают самое низкое ранговое место в их ценностной шкале. По-прежнему невысок престиж нетрудной работы, спокойной жизни (но у студентов такая ориентация растет), возможности командовать людьми;
• на первом же месте - желание семейного счастья. Наиболее приоритетные
1 Молодежь России и рынок. Екатеринбург; Челябинск, 1991.
248 ценности - здоровье, семья, друзья;
• усиливается значимость безопасности (особенно - у работающих);
• не происходит поворота молодых людей к духовно-нравственным ценностям, к самореализации личности.. Снижается активность в сфере потребления духовных ценностей, в целом снижается уровень духовности молодежи. Возникает острая необходимость восстановления любви к Отчизне и к собственной культуре, устранения дефицита национального и личного самоуважения;
• происходит снижение престижа ряда традиционных (инженерной, педагогической и др.) профессий и усиление прагматических настроений. Развиваются ориентации в профессиональном и жизненном самоопределении на перспективу -на трудоустройство в негосударственном секторе, малом и среднем бизнесе, возрастает резкое расхождение этих ориентации с направленностью и характером профподготовки,
• противоречиво изменяется ценностное восприятие молодыми межпоко-ленческих взаимоотношений - с одной стороны, возрастает их стремление к самостоятельности, автономности, независимости; с другой - растет значение родительской семьи для них, усиление их зависимости от нее;
• возрастает роль неформальных, межличностных отношений в молодежной среде, утверждается связанный с этим противоречивый подход к традиционным институтам (особенно - к браку, семье);
• усиливается аполитичность, сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом;
• утверждается причудливое сочетание оптимизма (в отношении социальных и личностных перспектив) и пессимизма (в отношении возможностей трудоустройства по специальности и получаемой профессии), распространяются ориентиры ноувизма (жить сегодняшним днем).
Представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются в серьезном уточнении. Да, во многом разрушились многие идеологемы, политизированные иллюзии и стереотипы. Однако сфера нравственности, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент.
ЗАДАНИЕ 4. 21. Обсудите на семинаре отмеченные тенденции. Согласны
ли вы с выводами социологов о динамике ценностных ориентации моло
дежи? Как - на основе своего жизненного опыта - вы могли бы скорректи-
ровать и дополнить эти выводы? __________________________________
249 Изучение ценностных ориентации молодежи в социологическом исследовании традиционно определяется двумя основными направлениями:
• выявление целевых установок респондентов или терминальных ценностей. раскрывающих общую направленность поведения молодого человека на основе формирования его жизненно важных целей, определения основных сфер самореализации и самовыражения;
• характеристика инструментальных ценностей - представлений опрашиваемых о допустимых, возможных, признаваемых средствах достижения жизненных целей.
Анализ приоритетности терминальных или инструментальных ценностей, умение их соотносить и уравновешивать позволяет выявить применительно к молодежи одну из важнейших аксиологических характеристик её деятельности - соотношение цели и средств - в самом широком диапазоне: от утопической ориентации на благородные, но недостижимые (по крайней мере, - при сегодняшних средствах и людях) цели - до ориентации «все средства хороши», «цель оправдывает средства». Как часто этот подлый принцип служил (да и сегодня служит) эффективным инструментом обмана доверчивых масс, которые зачастую «обманываться рады». Молодежь - в силу недостаточности социального и жизненного опыта -представляет собой особенно уязвимую в этом отношении группу, что и продемонстрировали «цветочные» революции на постсоветском пространстве
ЗАДАНИЕ 4. 22. А как соотносятся цели и средства лично вами, вашими
д рузьями и знакомыми, в молодежной среде в целом? ____________________
Наконец, аксиологический анализ современной российской молодежи будет не-попным, если обойти проблемы межпоколенческого аспекта ценностных отношений. Особого внимания заслуживают, в частности, такие проблемы:
• каков характер ценностного взаимодействия молодого и старшего поколений -преемственность ценностей, конфликт или разрыв?
• по отношению к каким социальным и жизненным ценностям позиции поколений наиболее близки, а к каким - они наиболее расходятся?
• испытывают ли молодые люди непонимание и враждебность со стороны старших, если да - то в какой степени?
• проявляют пи молодые люди нетерпимость и враждебность по отношению к старшим, если да - то в какой степени?
этих |
Материалы социологических исследований позволяют судить о характере отношений:
□ согласно Пиесогласие
Получение доходов
=В |
Отношение к труду
d(mJ |
Сохранение отечественной купьтуры
& |
-gMI |
Религиозность
ih4 |
Отношение к России
« |
Проведение досуга
3q |
Соблюдение семейных традиций
воспитание детей (внуков)
За.
О 10 20 30 40 50 60 70 SO 90
Dлучим |
Рис.4.21. Как бы вы оценили ваше отношение с более старшими родственниками по следующим проблемам?»'
Q хуже |
Отекая же |
J |
□ затрудняюсь ответить
31 год 23-летние
17-летние
80% 90%100% |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рис 4.22. «На ваш взгляд, современная молодежь хуже или лучше молодежи 1950-70-х годов, т.е. поколения своих отцов?»
П скорее часто | Q с Корее редко | О затрудняюсь ответить | ||||||
pel | ||||||||
31 год | 1 •. Ь-J | 1л | ||||||
23-петние | i IB | 1. | --- £Г~ | |||||
17-летние | Щ'Ж1~1 | 241 | | ||||||
---------------- 1-------- | ||||||||
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 60% 90%
Рис.4.23. «Как вам кажется, часто ли молодые люди испытывают враждебность со стороны взрослых?» 2
251
□ скорее часто О скорее редко _________ П затрудняюсь ответить
л |
31 год 73-летние 17-летние |
R) —— г- R
'I i^\ |
I t- -I
i -..■.QiQniZZ]
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис.4.24. «Как вам кажется, часто ли молодые люди сегодня бывают враждебными в отношении взрослых?»'
ЗАДАНИЕ 4.23. А кан на все эти вопросы, посвященные межпокопенческии
ц енностным отношениям, ответили бы вы? ___________________________
Итак, общая картина ценностного сознания молодых россиян 1990-х гг. весьма пестрая и противоречивая. Ее конкретизация связана с выделением основных направлений социализации и деятельности молодых. Им соответствуют определенные блоки ценностей - интегральных качеств личности молодого человека:
• человек обучающийся (ученик, студент);
• человек экономический (работник, профессионал);
• человек социальный (гражданин);
• человек культурный;
• человек семейный.
Учет динамики ценностных ориентации современной молодежи - необходимая предпосылка эффективной молодежной политики. Вряд ли их анализ позволяет делать прямые практические выводы, разрабатывать социальные технологии. Но и без знания того, что волнует молодых людей, во что они верят или не верят, реализация таких технологий не может быть эффективной.
Тем самым мы очертили круг проблем для последующего анализа и специфику нашего подхода; акцент именно на установки, ориентации, потребности, интересы и мотивации молодых россиян. Это важно и потому, что другие отраслевые социологии (образования, труда, политики, семьи, культуры) имеют свое проблемное поле, лишь частично пересекающееся с социологией молодежи. Именно эти пересечения - «молодой человек в сфере...» - и будут нас преимущественно интересовать.
1 Молодежь - 97: надежды и разочарования' Б.А Ручкин и др. М.. 1997. С.39-40. ■'Тамжс.С.215.
'Молодежь - 97: надежды и разочарования/ Б.А. Ручкин и лр. М, 1997. C.2I5.
252
Тема 13. Молодежь России и образование
Круг рассматриваемых проблем и понятий: Особенности сферного подхода в социологии молодежи. Образование как социокультурный феномен. Особенности роли и места образования в современном обществе. Личностный аспект в социологии образования. Вызовы XXI века и система образования. Реформы систем образования в России и за рубежом: характер, направленность, уроки. Рост образовательного уровня современной молодежи. Отношение ученик, студент -школа, вуз. Образовательные интересы современной российской молодежи, отношение ее к учебе. Образование как ценность. Жизненные планы старшеклассников. Критерии эффективности и качества современного школьного образования. Проблема доступности профессионального образования. Социальные шансы получения высшего образования. Мотивация студентов СПО и ВПО. Удовлетворенность обучением и качеством образования. Феномен «работающего» студента. Профессиональное самоопределение студентов НПО, СПО и ВПО. Жизненные планы и перспективы трудоустройства выпускников.
«Школа не должна учить мысли. Шко ла должна учить мыслить Она должна давать модели, а не всеобъемлющие знания. Весь смысл образования - научить человека пользоваться ин формацией» Л.О. Бадалян |
Анализ социальных проблем молодежи в различных сферах общественной жизни мы не случайно начинаем с образования - именно здесь в современном обществе преимущественно происходит социализация и социальная адаптация молодого человека, освоение им социальных ролей взрослого Вместе с тем избранный ракурс анализа создает определенные трудности, когда возникает опасность смещения акцентов от социологии молодежи к конкретной отраслевой социологии. А если учесть, что в каждой из сфер современного российского общества существует огромное количество проблем, требующих социологического анализа, то эта опасность еще более возрастает. Поэтому основной ориентир нашего подхода -понимание образования (как и других сфер) в качестве поля, пространства становления, развития и самореализации личности молодого человека Важна для такого подхода идея Д. Дьюи, что образование и воспитание «не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет»'. В 1950-е гг. в работах Парсонса и Турена акцентировалась роль образования как института социализации. В 1960-1970-е гг. акцент в понимании социализирующей роли образования смещается в сторону рассмотрения его как одного из основных общественно-селективных факторов, ведущих к социальной мобильности (Р. Будон, П. Бурдье, П.А. Сорокин). При этом значительное внима-
1 Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921. С.55; Дьюи Дж., Дьюи 'J. Школа будущего. М., 1922. С.6; Введение в философию воспитания. М.. 1921. С.55.
253 ние уделяется анализу влияния социального положения обучаемого на его успехи в системе образования, связи образования и социальной стратификации. П. Бурдье рассматривал образование как одно из силовых полей социальной реальности, обеспечивающих господство идеологических, нравственных и духовных ценностей класса, который обладает в обществе реальной властью1.
Вместе с тем уже в 1970-е гг. зарубежные социологи вышли на серьезную социальную проблему - неравенство в сфере образования: «достижение равенства в современной системе образования возможно, если она будет сориентирована на создание условий для раскрытия социальных, креативных и эмоциональных потенций личности»2. Акцент на личностный аспект образования - характерная черта отечественных социологических исследований. Уральские и сибирские социологи еще с 1960-х гг. большое внимание уделяли изучению жизненных планов учащейся молодежи, роли образования в выборе профессии Предмет социологии образования соотносился с исследованием взаимосвязи системы образования и социальных потребностей и интересов личности молодого человека Г Е.Зборовский расширил понимание функций образования, определяя его как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, социальных, политических и иных) структур4.
В последние десятилетия акценты зарубежных и отечественных исследований постепенно смещаются к социальным аспектам содержания образования с позиций передачи культуры, организации образовательной деятельности, что отражает повышение интереса к личностному аспекту образования, поскольку именно личность выступает основным субъектом социальных изменений. Таким образом, сама логика внутреннего развития зарубежной и отечественной социологии образования, современная ситуация в российском обществе и системе образования обусловили формирование интереса к проблематике личности педагога и учащегося, студента, в частности, к проблемам особенностей социализации личности в процессе обучения, выявлению факторов, способствующих или препятствующих формированию личностного потенциала субъектов образовательного процесса, совершенствование качества образования.
' См.: Франция глазами французских социологов. М., I990.
' Томпсон Дж., Пристли Дж. Социология. М.. Львов, 1998. С.220-221.
' Коган Л.Н. Общее и специальное образование как предмет социологического исследования // Проблемы
общего образования трудящихся промышленных предприятий Урала. Свердловск, 1969. С.4-5.
' Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. Ч. 1. Социология допрофессионалыюго образования. -
Екатеринбург. 1993. С.38.
254 С позиций социологии образование в силу своей специфической роли в обществе предстает в различных ипостасях:
• вид и процесс деятельности; деятельностный подход (В.Н, Шубкин) делает акцент на образовании как на сфере социальной активности индивида и социальных групп, как особой деятельности всех социальных субъектов;
• качественная определенность человека, обладающего совокупностью систематизированных знаний, умений и навыков, которые он приобрел самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях,
• ценность, которая опосредует взаимодействие социальных субъектов в процессе обучения (социокультурный подход). Социокультурный подход (В.Я. Нечаев) сформировал новый взгляд на образовательный процесс с позиций личности, ее потребностей, установок, мотивов, интересов, ценностей и активности в нем. Личностное измерение образования выходит на первый план, поскольку основная роль в процессе социальных изменений принадлежит личности и социальной общности как субъектам действий1;
• фактор изменения и воспроизводства социальной структуры общества и показатель социального статуса индивида (стратификационный подход, представленный в работах Н.А. Аитова);
• социальная система, которая характеризуется как совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий, то есть дошкопьное, школьное, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование рассматривается сквозь призму образовательных и профессиональных программ;
• институт общества, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества;
• сфера деятельности, которая, с одной стороны, интегрирует различные по форме компоненты учебной деятельности в единую подсистему общества, с другой, выступает полем взаимодействия учебного процесса, учебной деятельности с другими видами и формами жизнедеятельности субъекта по поводу функций образования. Социально-образовательное пространство - «социальное пространст-
' Нечаев В.Я. Социология образования. М„ 1991. C.I I.
255 во, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации». В этом пространстве размещены не столько физические объекты, наполняющие его, сколько различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. Осуществление педагогической деятельности в социально-образовательном пространстве позволяет создавать условия для становления и развития личности в более широком социальном контексте, учитывая разнообразие интересов и склонностей обучаемых.
Специфику социологического подхода к образованию можно определять по-разному. Представляется эвристичной трактовка Л.Н. Коганом сущности социологии образования: она «призвана дать ответ на следующие вопросы: 1) в какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства; 2) в какой степени эта система удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся; 3) что является стимулом образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности; 4) влияние образования на все системы общественной жизни; 5) перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы»1. Самым важным в данном определении видится ориентация на интегративный подход в социологии, преодолевающий ограниченность социоцентристского (от общества к человеку) и антропоцентристского (от человека к обществу) подходов и рассматривающий образование в ракурсе удовлетворения социальных потребностей и общества, и
личности. |—г---------------------------------------- 1
«Выпустив на свободу силу новизны,