Какое же место в системе ценностей молодых россиян занимает сегодня труд? По данным И Клямкина1, 40% молодых людей рассматривают труд как ценность-символ, необходимый компонент достойной жизни. Показательны и их оценки ценностей - качеств, составляющих «гнездо» труда:
D 16-25 лет В 26-35 лет
Энтузиазм
Прибыльность труда
Предприимчивость
Деловитость
Дисциплина труда
Профессионализм
Трудолюбив
-г-
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рис.4.37. Оценка молодыми людьми ценностей - качеств труда
V молодежи более прохладное отношение к труду, к дисциплине труда. Но она более сориентирована на «прорыночные» составляющие труда - предприимчивость, деловитость, прибыльность Среди ее приоритетных ценностей - профессионализм. Это свидетельствует о стремлении приспособиться к новым реалиям. Но профессионализм рассматривается вне жесткой связи с результатами профессиональной деятельности. Характерно: «предприимчивость» привлекает лишь каждого четвертого-пятого молодого респондента; столько же - «прибыльность труда». Идея экономической эффективности труда и своей ответственности за нее в сознании многих молодых россиян еще не укоренилась. Гораздо выше ими
' Руткевич М.Н Социальная ориентация выпускников основной школы '/Соиис. 1994. №6; Ругкевич МП. Социальная ориентация выпускников средней школы // Соиис. 1994. №12.
' Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез ft Полис. 1994. №4. С 69-70
300 оценивается труд как процесс, не случайно рейтинг «трудолюбия» выше.
По данным представительных исследований, 2/3 молодых людей самореализацию себя как личности связывают с высокими показателями в работе и достижением профессионального мастерства. Но реалии современного производства находятся в противоречии с их получаемыми в образовательном процессе знаниями и намерениями Физически и морально изношенная техника, устаревшие технологии не мотивируют их к повышению профессиональной квалификации, не позволяют в полной мере проявить свои способности и навыки, снижают ценность груда. Социально-экономические реалии современной России деформируют профессионализацию молодежи. Структурные сдвиги в экономике (длительная стагнация производства на крупных государственных предприятиях на фоне распространения малого и среднего бизнеса с низкой технической вооруженностью) привели к росту доли ручного труда (включая ремонтные работы), который часто является уделом молодых работников, снижая их трудовую мотивацию. Это приводит к предпочтению ими малоквалифицированного примитивного труда с более высокой оплатой'. Большая часть молодежи ориентирована на труд в торгово-посреднической сфере, далеко не всегда требующий специального образования и профессиональной квалификации. Доля молодых предпринимателей не превышает 2-3% численности молодого поколения. Среди же «новых бедных» немало молодых работников ВПК, машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, культуры, науки, образования. Каков «образ» привлекательной работы у молодежи Свердловской области?2
|
60%Т «♦* иг/.- |—| 20% ■ 1% ОХ------- -I---------- — |
40% 41% 37%
9% J% 10% I I 8% m 1» i4'A 9% 8% 9%
i-a |
_i |
я xii xm xiv xv |
Ц-1
i |
ii |
vi vn vra ix
В целом проявляется больший реализм современной молодежи. Приходит понимание: работа ныне не позволяет быстро и легко разбогатеть; мало хотеть быть предпринимателем, стать им сложнее. Проходит предпринимательский бум конца 1980-х гг., когда каждый третий рассчитывал стать бизнесменом, предпринимателем. Постепенно Россия приходит к ситуации, типичной для рыночной экономики, когда предпринимательством заняты 6-10% трудоспособного населения Установка на творческий труд особенно соответствует духу молодежи. Это скорее ориентация на перспективу. Позитивное изменение последних лет и несомненное влияние рынка - снижение ориентации на работу, где можно не выкладываться. Но и готовность к напряженному труду у нынешней молодежи приобретает четкую связь - с высокой зарплатой. Молодежь не принимает любые попытки эксплуатировать ее энтузиазм, романтику. Напряженность труда (в отличие от прошлых поколений) понимается ею скорее как серьезные интеллектуальные и эмоциональные, психологические усилия, а не как тяжелые физические нагрузки После некоторого спада коллективистских устремлений вновь растет значимость для молодых работы в дружном, сплоченном коллективе. Но меняется представление о коллективе - в нем подчеркивается самостоятельность личности. Гораздо большую значимость в сегодняшней нестабильной ситуации приобретает защитная функция коллектива. По-прежнему молодежь недооценивает значимость техники, технологии и перспектив профессионального роста. Точнее -реалистически оценивает нынешнее состояние технической базы производства, невостребованность новой техники и технологии, профессионализма
|
Большей конкретизацией отличаются оценки молодыми условий работы. Они различны на разных (по масштабам, формам хозяйствования, отрасли, финансово-экономическому положению, кадровому потенциалу и т.д.) предприятиях. Показательны результаты опроса «Молодежь России: три жизненные ситуации»1:
|
Рис.4.38. Что наиболее привлекает в работе?
I - творческий характер, разнообразие IX - возможность что-то достать
II - не выкладываться, пусть зарплата небольшая X - гарантия от возможной безработицы
- высокие заработки при напряженном труде XI - спокойный характер работы
XII - самостоятельность в решениях XIII- возможность быстро разбогатеть XIV- риск + возможность крупного успеха XV -иметь свое дело |
IV- хорошие условия труда
V - современная техника, технология
VI - отсутствие тяжелых физических нагрузок
VII- перспектива профессионального роста
VIII - дружный сплоченный коллектив
Простая, легкая Комфортные Свободный Престижная Интересная Большая
работа условия труда режим работы организация работа зарплата
1 О чем свидетельствует 2,5-миллио|1ная армия российских «челноков» и многотысячный отряд (0.5 млн.)
охранников, большинство которых составляет молояежь.
■' Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры. Екатеринбург, 2002,
С.29.
Рис.4.39. Чем вы руководствуетесь при выборе места работы?
' Молодежная политика. Информационный бюллетень. I997. №141-142.
Промышленность 23% |
ЖКХ 3% |
Строительство 5% |
302 Позиции молодежи (в своих симпатиях и антипатиях) четки и в значительной мере сходны у разных возрастных групп. Приоритеты - интересная работа и высокая зарплата. Почти единодушно отвергается простая, не тяжелая работа. Не очень значимыми оказываются комфортные условия труда. И речь скорее идет не о пренебрежении проблемами комфорта, а о неудовлетворенности работающей молодежи условиями труда. Сегодня многие предприятия решают проблемы элементарного выживания И трудно упрекать их коллективы и руководство за недостаточное внимание к молодежным проблемам. Для руководителей сиюминутные, злободневные заботы важнее, чем работа на перспективу
Сегодня молодежь составляет треть трудоспособного населения страны, далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов. Какова же структура занятости молодежи на рубеже веков? Как сказывается на ней сервизация экономики, динамика межотраслевого разделения труда? Важный аспект анализа - выявление вектора профессиональных интересов молодых людей: на какие отрасли экономики и формы хозяйствования они ориентируются. По оценке авторов указанного исследования, складывается своеобразная молодежная отраслевая структура рынка труда'. Сопоставление этих данных с показателями структуры занятости молодежи в 1987 г2, позволяет выявить динамику в 1990-е гг. занятости молодежи России, ее распределение по различным сферам профессиональных занятий:
019371.
50% ■■
мк |
шк |
21% |
к |
11% |
11% |
т- эоу.-. aw,.. to%-«■-
-J-н
Социальная сфера |
Сфера услуг |
Проюаодотаешая сфвра
Рис.4.40. Занятость молодежи в различных сферах
Четко прослеживается отток молодежи из производственной сферы (промышленность, строительство, транспорт, связь) в сферу услуг (торговля, общепит, посредничество, бытовое обслуживание). В итоге на рубеже веков структура занятости молодежи (если её конкретизировать) приняла следующий вид:
Транспорт 7%
Здравоохранение 7%
Образование 10%
Рис. 4.41. Структура занятости населения в возрасте 15-29 лет' И тут возникает проблема объективной оценки этого процесса.
ЗАДАНИЕ 438. Сегодня нередко молодежь упрекают в нежелании рабо-|
тать на производстве, в стремлении «заняться коммерцией». Как бы вы
могли прокомментировать подобные рассуждения, оценить складываю
щуюся на молоде жном рынке труда ситуац ию? _________________________
Не менее показательны ориентации молодежи на различные формы хозяйствования. По разным исследованиям 1990-2005-х гг., 3/5 - 2/3 молодых респондентов предпочитали работать на предприятиях различных форм частной собственности. В какой-то мере это соответствует удельному весу таких предприятий в экономике России. И в сравнении с первыми годами экономических реформ заметен больший реализм Иллюзии, если и сохраняются, то преимущественно по отношению к совместным предприятиям (число желающих работать в них в 1,5 раза превышает реальные возможности). Но все более распространяется понимание, что «на всех совместных предприятий не хватит».
Все большая часть работающей молодежи, особенно связывающая свое будущее с конкретным предприятием, задумывается о перспективе. Какой она будет? Останется ли молодой работник в своем коллективе? Повысит ли он свою квалификацию? Сменит ли место работы, профессию и сам характер своей деятельности? Как сами молодые оценивают свой социально-профессиональный статус? Почти 2/3 опрошенных молодых работников на Среднем Урале считают
' Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1997.№14|-|42.С.23. 1 Молодежь СССР в цифрах. М., 1990. C.119.
Аргументы и фаты. 2000. №26.
304 его устойчивым, стабильным. Установку на смену работы высказали 8%. профессии - 5%, того и другого -18%. Эти данные достаточно точно совпадают с результатами опроса ВЦИОМ': среди респондентов до 29 лет высказали (с разной степенью категоричности) ориентацию: на смену работы - 25% (не собираются менять - 69%); на смену профессии -13% (не собираются менять - 73%).
В рамках мониторинга «Молодежь России» трудовая и профессиональная мобильность молодежи выявлялась и иным путем. 42% опрошенных исследователями молодых работников трудились на своем последнем месте работы 2-3 года, почти треть - до года. Таких, кто долгое время работал бы на одном месте, не оказалось даже в возрастной группе старше 25 лет. У половины респондентов за время их трудовой деятельности уже сменилось 2-3 места работы. Почти каждый второй работает не по полученной профессии, специальности. Это говорит о значительной мобильности молодых людей в сфере труда. Определяя причины смены специальности, лишь 1 из 5 указал, что не нравилась профессия, остальные - сослались на сложившиеся жизненные обстоятельства2. Что побуждает молодых к смене работы? Наиболее распространены следующие причины.
Таблица. 4.21
Причины желания сменить работу3 _________
Причины смены работы | %% |
1. Низкая зарплата | |
2. Неинтересная работа, нет надежды на продвижение | |
3. Нет социальной поддержки предприятия | |
4. Тяжелый труд | |
5. Плохие условия труда | |
3. Сокращение штатов, окончание срока найма | |
7. Боюсь, что предприятие закроют | |
8. Хочу открыть свое дело | |
9. Плохие отношения в коллективе, с администрацией | |
10.Затрудняюсь ответить |
Как видим, причины не специфически молодежные Но обращает внимание, что для молодых особенно значимыми становятся возможности деловой и профессиональной карьеры, наличие социальной поддержки молодежи на предприятии, в организации. Тяжелый труд, плохие условия труда и плохие отношения в коллективе, негативно влияя на удовлетворенность трудом, как выясняется, не выступают в качестве достаточного основания для смены работы. Но у данного фак-
' Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8. C.S1,
2 Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154, С.26.
' Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8. С.51; Молодежная
политика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154. С26-27.
тора «стабильности» есть и обратная сторона - для части руководителей это становится поводом и дальше не очень заботиться о решении молодежных проблем Почти каждый пятый не смог назвать причину желания сменить работу. «Неопределенность» - достаточно характерная черта для современного молодого человека Возможно, здесь сказывается усталость от ситуации постоянного выбора. Тревожит и еще одно, выявленное в исследованиях обстоятельство. Лишь треть сменивших профессию отмечает, что новая профессия соответствует их интересам и склонностям, подходит им и устраивает их на перспективу. Тем самым, закладываются предпосылки для дальнейшей нестабильности
Смена молодыми людьми работы и профессии зависит сегодня не только и не столько от их желания. Все чаще это диктуется сокращением производства, банкротством предприятий и фирм, неплатежами, задержками зарплаты, а - в конечном счете - сокращением работников, в первую очередь - молодых, женщин, ИТР. Это накладывает отпечаток и на характер безработицы. У нее преимущественно «молодое» (1/3 безработных россиян - молодые люди до 25 лет) и «женское» (80%) лицо Как молодежь оценивает угрозу безработицы? Приведем материалы всероссийского опроса общественного мнения молодежи (июнь 1999 г.)':
Таблица 4.22 Страшит ли вас перспектива безработицы
Варианты ответов | 15-17 лет | 18-24 года | 25-29 лет |
Да. очень сильно | |||
Немного побаиваюсь | |||
Совершенно об этом не беспокоюсь | |||
Затрудняюсь ответить |
Более конкретно, в соотнесении с личными перспективами оценили реаль-ность остаться без работы молодые уральцы2:
И Да ПНет П Не могу сказать определенно
SspSS I | | | ii II i
оч «% геч >о% «о* бо% »% '»% »о% м% «о*
Рис.4.42. Реально ли для вас потерять работу? В сознании работающей молодежи удерживается раздвоенность в оценке безработицы. В социальном плане ее угроза воспринимается как более серьезная опасность, чем по отношению к самим молодым. Важная проблема (социально-психологическая) - молодой человек, теряя работу, должен будет менять за-
1 РучкинБ А.. Гришина ЕЛ., СериковаН А. Российская молодежь. Юглавных проблем М.. 1999. СЗI 1 Молодежь будушее России. 4.1-2. Екатеринбург, I996.C. 38.
306 нятие и меняться. А это потребует и психологической перестройки. Она, прежде всего, включает оценку молодым человеком, какими качествами он должен обладать, чтобы получить хорошую работу в службе занятости? Как показывают исследования, ориентирами в этих оценках выступают':
Таблица 4.23
Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы получить хорошую работу?
%% |
Качества
высшее образовани е
умение работать на компьютере
навыки бизнеса |
знание иностранно го языка
умение водить автомобиль |
хорошие манеры, обаятельная внешность
хорошая спортивная, силовая подготовка
ЗАДАНИЕ 4.39. Оцените, в какой мере эти качества современного «джентльмена» или «деловой женщины» присущи вам? А на какой набор необходимых качес т в ориентируетесь вы?
Для россиян сама безработица - феномен относительно новый Поэтому всерьез задуматься об ее последствиях, тем более - социально-психологических, было трудно, И тут стоит обратиться к опыту развитых стран, где уже давно реализуется стратегия «научиться жить в условиях безработицы» При оценке социальных последствий безработицы в наших условиях нужно учитывать и психологическое воздействие стереотипов «полной занятости», «дефицита рабочей силы» («требуются, требуются, требуются...»). Соответственно для многих (в том числе - для молодежи старше 25 лет) безработица означает сильную психологическую травму, потерю социального статуса. Возможно, с этим связано то, что многие молодые безработные предпочитают не обращаться в службы занятости, что многие трудовые коллективы (особенно крупных предприятий, имеющих многолетние традиции) соглашаются на разные формы скрытой безработицы -лишь бы избежать сокращения штатов. Добавим к этому общее снижение уровня жизни при невозможности найти работу хотя бы для одного члена молодой семьи. И тем важнее осмыслить данные социологов: 40% обращающихся в службу занятости нуждаются в психологической помощи. Их отличают пессимизм, нервозность, стрессовые состояния, пассивность при поиске новой работы В основном это - молодежь в возрасте до 18 лет и женщины после 45 лет Каковы же требования молодых безработных к возможной будущей работе?
307 Используем данные опроса молодежи Свердловской области'
Таблица 4.24 |
___________ Молодые безработные о возможной будущей работе
%% |
Намерения
хоте г бы освоить более прест ижн ую и оплачиваем у ю работу
н амерен подо ждать трудоустройства по с пециал ьности |
хотел б ы освоить профе ссию, по которой легче устроиться го тов принять любое предл ож ение, заняться ч е м угодно |
осп и не найду работу, придется заняться торговлей, коммерцией
Как видим, респонденты - молодые безработные исходят из представлений о временности (даже кратковременности) своего сегодняшнего состояния Их намерения относительно возможной будущей работы не очень жестко связаны с отсутствием постоянной работы. Только каждый пятый готов (в разных вариантах) на любые формы заработков. Еще для каждого седьмого главное в будущей работе - возможность легкого и быстрого трудоустройства. Для большинства - 3/4 опрошенных - характерен более высокий уровень запросов и притязаний относительно возможной профессии. На какие усилия психологически готовы сегодня молодые безработные, чтобы обезопасить себя (хотя бы мысленно, прожек-1ивно) от угрозы вновь потерять работу?
S0%-40%-М%- | 41* | 14% | 10% | ||||
26% | |||||||
204- | ^—' | 9N | |||||
10%- | I ' ' I | Г I | I I I < | ||||
0',', | Повысить квалификацию | Освоил, новую профессию | Выполнять любую работу, даже менее квалифицированную и оплачиваемую | П»р*йти на менее удобный режим работы | Работать интенсивнее |
Рис.4.43. На какие перемены согласны молодые безработные, чтобы сохранить работу на новом месте?
Общая ориентация - не на любую работу, а на работу определенного качества, характера. Именно это сможет защитить их в будущем наилучшим образом. И они готовы приложить для этого усилия. Лишь меньшинство связывает возможность сохранения работы на новом месте с определенными издержками, «жертвой качества», с готовностью работать более интенсивно.
Важнейший элемент отношения к труду - его мотивация. М Вебер считал ее решающим фактором социальной эволюции. Добросовестность, честность в труде, бережливость стали, по его мнению, водоразделом между людьми индустриального и традиционного общества Длительное время в нашей стране мотивация
' Молодежная полигика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154. С.30.
Молодежь - будущее России. 4.1-2. Екатеринбург. 1996.С 38.
308 труда подвергалась разрушительным воздействиям. Благосостояние достигалось не столько через результаты труда, сколько благодаря близости к власти и распределению. Сегодня добросовестный труд все менее обеспечивает элементарные материальные потребности
Серьезный обобщающий анализ изменений в мотивации труда молодежи с начала 1990-х гг. осуществлен В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок1. Они зафиксировали переориентацию молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. У молодежи, как наименее защищенной части трудовых коллективов, забота о социальной защищенности стала главной составляющей самоопределения молодых людей в сфере труда. Однако достаточно быстро иллюзорная надежда, что «их защитят», сменилась ориентацией на инструментализацию мотивов труда. К концу 1990-х гг. удельный вес инструментальных ценностей в структуре трудовой мотивации молодежи достиг почти 60%
Характерны ответы молодых людей на вопрос: «Стали бы вы работать, если бы были материально обеспечены до конца жизни?» Сошлемся, в частности, на данные исследований башкирских социологов2: 22% затруднились ответить, 58% продолжили бы работать, 20% - жили бы, не работая. Как это совместить с тем, что вдвое больше респондентов ставят труд среди важнейших ценностей-символов? Вероятно, в этом случае труд рассматривается как абстракция. Когда же речь идет о мотивации, труд воспринимается «здесь и сейчас», применительно к конкретному человеку, месту работы.
В рамках исследовательского проекта «Молодежь в обновляющейся России» (1991 -2002 гг.) были зафиксированы происходящие в условиях перехода к рынку изменения в мотивации труда молодежи. Меняется само представление о работе: для чего она нужна? Для выполнения плана, роста объемов продукции или для производства необходимых потребителям товаров? Переориентация на рыночную экономику с приоритетом потребителя требует изменения типа экономической культуры. Формирование рыночных отношений - одновременно и стихийный, и управляемый процесс. Управляемый - не как возможность замедлить его или ограничить рамками заранее выбранной модели, а как возможность предвидеть противоречивость экономического поведения человека в условиях рынка, особенно - на рынке труда; заранее определить ожидания и интересы, иллюзии и предубеждения, связываемые с рынком. И на этой основе - обеспечить более
1 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Мололсжь в общественном воснроичволстве: проблемы и перспективы М, 2000.
С.8-10
' Молодежь Республики Башкортостан в начале третьего тысячелетия. Уфа, 2005. С.23
309 эффективную социальную защищенность молодежи. Анализ формирования рыночной экономической культуры молодежи означает:
=> социологический анализ отношения молодежи России к рынку и к новым формам хозяйствований, ее включенности в структуры рынка;
= выявление реальной включенности молодежи в предпринимательскую и инновационную деятельность; оценка тенденций развития, перспектив и оптимальных форм предпринимательской деятельности молодежи;
=5 анализ социально-психологической готовности различных групп молодежи к жизнедеятельности в условиях рынка; исследование реальных и потенциальных возможностей социально-психологической адаптации молодежи к новым формам хозяйствования;
=> изучение противоречий перехода от «антирыночного» типа экономической культуры молодежи к «рыночному», разнообразных форм рыночного поведения: ~> выявление острых социальных проблем молодежи в переходный период, оценка этих проблем как факторов социального самочувствия молодых людей
Рыночные реформы в России идут уже почти два десятилетия. Но не утихают споры об их необходимости и темпах осуществления. Небезразлична к этому и молодежь. На самом общем уровне в ее сознании преобладают «прорыночные» настроения. Еще осенью 1991 г. 56% молодых россиян оценивали позитивно развитие рыночных отношений. Лишь 18% - негативно. Многие понимали: наш рынок пройдет нелегкий путь от «дикого» к цивилизованному (40%); формируется и надолго «дикий» рынок (20%). Лишь 4% считали, что формируется цивилизованный рынок Мнение каждого третьего - никакого рынка реально нет, одни разговоры'. Это порождало разновекторные устремления. Опасения перед диким рынком определяли позицию - за постепенный переход к рынку, без резких потрясений (каждый второй). Неудовлетворенность «разговорами о рынке» - к иной позиции: за решительный и быстрый переход к нему (каждый третий). Соотношение «решительных» и «осторожных» -1: 1,5