Опенка своей конкретной работы 1 глава




Какое же место в системе ценностей молодых россиян занимает сегодня труд? По данным И Клямкина1, 40% молодых людей рассматривают труд как ценность-символ, необходимый компонент достойной жизни. Показательны и их оценки ценностей - качеств, составляющих «гнездо» труда:

D 16-25 лет В 26-35 лет

Энтузиазм

Прибыльность труда

Предприимчивость

Деловитость

Дисциплина труда

Профессионализм

Трудолюбив

-г-

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рис.4.37. Оценка молодыми людьми ценностей - качеств труда

V молодежи более прохладное отношение к труду, к дисциплине труда. Но она более сориентирована на «прорыночные» составляющие труда - предприимчи­вость, деловитость, прибыльность Среди ее приоритетных ценностей - профес­сионализм. Это свидетельствует о стремлении приспособиться к новым реалиям. Но профессионализм рассматривается вне жесткой связи с результатами про­фессиональной деятельности. Характерно: «предприимчивость» привлекает лишь каждого четвертого-пятого молодого респондента; столько же - «прибыльность труда». Идея экономической эффективности труда и своей ответственности за нее в сознании многих молодых россиян еще не укоренилась. Гораздо выше ими


 


' Руткевич М.Н Социальная ориентация выпускников основной школы '/Соиис. 1994. №6; Ругкевич МП. Социальная ориентация выпускников средней школы // Соиис. 1994. №12.


' Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез ft Полис. 1994. №4. С 69-70


300 оценивается труд как процесс, не случайно рейтинг «трудолюбия» выше.

По данным представительных исследований, 2/3 молодых людей самореали­зацию себя как личности связывают с высокими показателями в работе и дости­жением профессионального мастерства. Но реалии современного производства находятся в противоречии с их получаемыми в образовательном процессе зна­ниями и намерениями Физически и морально изношенная техника, устаревшие технологии не мотивируют их к повышению профессиональной квалификации, не позволяют в полной мере проявить свои способности и навыки, снижают ценность груда. Социально-экономические реалии современной России деформируют про­фессионализацию молодежи. Структурные сдвиги в экономике (длительная стаг­нация производства на крупных государственных предприятиях на фоне распро­странения малого и среднего бизнеса с низкой технической вооруженностью) при­вели к росту доли ручного труда (включая ремонтные работы), который часто яв­ляется уделом молодых работников, снижая их трудовую мотивацию. Это приво­дит к предпочтению ими малоквалифицированного примитивного труда с более высокой оплатой'. Большая часть молодежи ориентирована на труд в торгово-посреднической сфере, далеко не всегда требующий специального образования и профессиональной квалификации. Доля молодых предпринимателей не превы­шает 2-3% численности молодого поколения. Среди же «новых бедных» немало молодых работников ВПК, машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, культуры, науки, образования. Каков «образ» привлекательной работы у молодежи Свердловской области?2

60%Т «♦* иг/.- |—| 20% ■ 1% ОХ------- -I---------- —

40% 41% 37%

9% J% 10% I I 8% mi4'A 9% 8% 9%

i-a
_i
я xii xm xiv xv

Ц-1

i
ii

vi vn vra ix


В целом проявляется больший реализм современной молодежи. Приходит понимание: работа ныне не позволяет быстро и легко разбогатеть; мало хотеть быть предпринимателем, стать им сложнее. Проходит предпринимательский бум конца 1980-х гг., когда каждый третий рассчитывал стать бизнесменом, предпри­нимателем. Постепенно Россия приходит к ситуации, типичной для рыночной эко­номики, когда предпринимательством заняты 6-10% трудоспособного населения Установка на творческий труд особенно соответствует духу молодежи. Это ско­рее ориентация на перспективу. Позитивное изменение последних лет и несо­мненное влияние рынка - снижение ориентации на работу, где можно не вы­кладываться. Но и готовность к напряженному труду у нынешней молодежи при­обретает четкую связь - с высокой зарплатой. Молодежь не принимает любые по­пытки эксплуатировать ее энтузиазм, романтику. Напряженность труда (в отличие от прошлых поколений) понимается ею скорее как серьезные интеллектуальные и эмоциональные, психологические усилия, а не как тяжелые физические нагрузки После некоторого спада коллективистских устремлений вновь растет значи­мость для молодых работы в дружном, сплоченном коллективе. Но меняется представление о коллективе - в нем подчеркивается самостоятельность лично­сти. Гораздо большую значимость в сегодняшней нестабильной ситуации приоб­ретает защитная функция коллектива. По-прежнему молодежь недооценивает значимость техники, технологии и перспектив профессионального роста. Точнее -реалистически оценивает нынешнее состояние технической базы производства, невостребованность новой техники и технологии, профессионализма

Большей конкретизацией отличаются оценки молодыми условий работы. Они различны на разных (по масштабам, формам хозяйствования, отрасли, финансо­во-экономическому положению, кадровому потенциалу и т.д.) предприятиях. Пока­зательны результаты опроса «Молодежь России: три жизненные ситуации»1:


 


       
   
 
 


Рис.4.38. Что наиболее привлекает в работе?

I - творческий характер, разнообразие IX - возможность что-то достать

II - не выкладываться, пусть зарплата небольшая X - гарантия от возможной безработицы
- высокие заработки при напряженном труде XI - спокойный характер работы

XII - самостоятельность в решениях XIII- возможность быстро разбогатеть XIV- риск + возможность крупного успеха XV -иметь свое дело

 

IV- хорошие условия труда

V - современная техника, технология

 

VI - отсутствие тяжелых физических нагрузок

VII- перспектива профессионального роста

VIII - дружный сплоченный коллектив


Простая, легкая Комфортные Свободный Престижная Интересная Большая

работа условия труда режим работы организация работа зарплата


 


1 О чем свидетельствует 2,5-миллио|1ная армия российских «челноков» и многотысячный отряд (0.5 млн.)

охранников, большинство которых составляет молояежь.

■' Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры. Екатеринбург, 2002,

С.29.


Рис.4.39. Чем вы руководствуетесь при выборе места работы?

' Молодежная политика. Информационный бюллетень. I997. №141-142.


 

Промышленность 23%

ЖКХ 3%

Строительство 5%

302 Позиции молодежи (в своих симпатиях и антипатиях) четки и в значительной мере сходны у разных возрастных групп. Приоритеты - интересная работа и высо­кая зарплата. Почти единодушно отвергается простая, не тяжелая работа. Не очень значимыми оказываются комфортные условия труда. И речь скорее идет не о пренебрежении проблемами комфорта, а о неудовлетворенности работающей молодежи условиями труда. Сегодня многие предприятия решают проблемы эле­ментарного выживания И трудно упрекать их коллективы и руководство за недос­таточное внимание к молодежным проблемам. Для руководителей сиюминутные, злободневные заботы важнее, чем работа на перспективу

Сегодня молодежь составляет треть трудоспособного населения страны, далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численно­сти российских трудовых ресурсов. Какова же структура занятости молодежи на рубеже веков? Как сказывается на ней сервизация экономики, динамика межот­раслевого разделения труда? Важный аспект анализа - выявление вектора про­фессиональных интересов молодых людей: на какие отрасли экономики и формы хозяйствования они ориентируются. По оценке авторов указанного иссле­дования, складывается своеобразная молодежная отраслевая структура рынка труда'. Сопоставление этих данных с показателями структуры занятости молоде­жи в 1987 г2, позволяет выявить динамику в 1990-е гг. занятости молодежи Рос­сии, ее распределение по различным сферам профессиональных занятий:

019371.

50% ■■

мк
шк
21%
к
11%
11%

т- эоу.-. aw,.. to%-«■-

-J-н

Социальная сфера
Сфера услуг

Проюаодотаешая сфвра

Рис.4.40. Занятость молодежи в различных сферах

Четко прослеживается отток молодежи из производственной сферы (про­мышленность, строительство, транспорт, связь) в сферу услуг (торговля, общепит, посредничество, бытовое обслуживание). В итоге на рубеже веков структура заня­тости молодежи (если её конкретизировать) приняла следующий вид:


Транспорт 7%

Здравоохранение 7%

Образование 10%

Рис. 4.41. Структура занятости населения в возрасте 15-29 лет' И тут возникает проблема объективной оценки этого процесса.

ЗАДАНИЕ 438. Сегодня нередко молодежь упрекают в нежелании рабо-|
тать на производстве, в стремлении «заняться коммерцией». Как бы вы
могли прокомментировать подобные рассуждения, оценить складываю­
щуюся на молоде жном рынке труда ситуац ию?
_________________________

Не менее показательны ориентации молодежи на различные формы хозяй­ствования. По разным исследованиям 1990-2005-х гг., 3/5 - 2/3 молодых респон­дентов предпочитали работать на предприятиях различных форм частной собст­венности. В какой-то мере это соответствует удельному весу таких предприятий в экономике России. И в сравнении с первыми годами экономических реформ заме­тен больший реализм Иллюзии, если и сохраняются, то преимущественно по от­ношению к совместным предприятиям (число желающих работать в них в 1,5 раза превышает реальные возможности). Но все более распространяется понимание, что «на всех совместных предприятий не хватит».

Все большая часть работающей молодежи, особенно связывающая свое бу­дущее с конкретным предприятием, задумывается о перспективе. Какой она бу­дет? Останется ли молодой работник в своем коллективе? Повысит ли он свою квалификацию? Сменит ли место работы, профессию и сам характер своей дея­тельности? Как сами молодые оценивают свой социально-профессиональный статус? Почти 2/3 опрошенных молодых работников на Среднем Урале считают


 


' Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1997.№14|-|42.С.23. 1 Молодежь СССР в цифрах. М., 1990. C.119.


Аргументы и фаты. 2000. №26.


304 его устойчивым, стабильным. Установку на смену работы высказали 8%. профес­сии - 5%, того и другого -18%. Эти данные достаточно точно совпадают с резуль­татами опроса ВЦИОМ': среди респондентов до 29 лет высказали (с разной сте­пенью категоричности) ориентацию: на смену работы - 25% (не собираются ме­нять - 69%); на смену профессии -13% (не собираются менять - 73%).

В рамках мониторинга «Молодежь России» трудовая и профессиональная мобильность молодежи выявлялась и иным путем. 42% опрошенных исследо­вателями молодых работников трудились на своем последнем месте работы 2-3 года, почти треть - до года. Таких, кто долгое время работал бы на одном месте, не оказалось даже в возрастной группе старше 25 лет. У половины респондентов за время их трудовой деятельности уже сменилось 2-3 места работы. Почти каж­дый второй работает не по полученной профессии, специальности. Это говорит о значительной мобильности молодых людей в сфере труда. Определяя причины смены специальности, лишь 1 из 5 указал, что не нравилась профессия, осталь­ные - сослались на сложившиеся жизненные обстоятельства2. Что побуждает мо­лодых к смене работы? Наиболее распространены следующие причины.

Таблица. 4.21

Причины желания сменить работу3 _________

Причины смены работы %%
1. Низкая зарплата  
2. Неинтересная работа, нет надежды на продвижение  
3. Нет социальной поддержки предприятия  
4. Тяжелый труд  
5. Плохие условия труда  
3. Сокращение штатов, окончание срока найма  
7. Боюсь, что предприятие закроют  
8. Хочу открыть свое дело  
9. Плохие отношения в коллективе, с администрацией  
10.Затрудняюсь ответить  

Как видим, причины не специфически молодежные Но обращает внимание, что для молодых особенно значимыми становятся возможности деловой и профес­сиональной карьеры, наличие социальной поддержки молодежи на предприятии, в организации. Тяжелый труд, плохие условия труда и плохие отношения в кол­лективе, негативно влияя на удовлетворенность трудом, как выясняется, не вы­ступают в качестве достаточного основания для смены работы. Но у данного фак-

' Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8. C.S1,

2 Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154, С.26.

' Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8. С.51; Молодежная

политика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154. С26-27.


тора «стабильности» есть и обратная сторона - для части руководителей это ста­новится поводом и дальше не очень заботиться о решении молодежных проблем Почти каждый пятый не смог назвать причину желания сменить работу. «Неопре­деленность» - достаточно характерная черта для современного молодого челове­ка Возможно, здесь сказывается усталость от ситуации постоянного выбора. Тре­вожит и еще одно, выявленное в исследованиях обстоятельство. Лишь треть сме­нивших профессию отмечает, что новая профессия соответствует их интересам и склонностям, подходит им и устраивает их на перспективу. Тем самым, заклады­ваются предпосылки для дальнейшей нестабильности

Смена молодыми людьми работы и профессии зависит сегодня не только и не столько от их желания. Все чаще это диктуется сокращением производства, бан­кротством предприятий и фирм, неплатежами, задержками зарплаты, а - в конеч­ном счете - сокращением работников, в первую очередь - молодых, женщин, ИТР. Это накладывает отпечаток и на характер безработицы. У нее преимущественно «молодое» (1/3 безработных россиян - молодые люди до 25 лет) и «женское» (80%) лицо Как молодежь оценивает угрозу безработицы? Приведем материа­лы всероссийского опроса общественного мнения молодежи (июнь 1999 г.)':

Таблица 4.22 Страшит ли вас перспектива безработицы

 

Варианты ответов 15-17 лет 18-24 года 25-29 лет
Да. очень сильно      
Немного побаиваюсь      
Совершенно об этом не беспокоюсь      
Затрудняюсь ответить      

Более конкретно, в соотнесении с личными перспективами оценили реаль-ность остаться без работы молодые уральцы2:

И Да ПНет П Не могу сказать определенно

SspSS I | | | ii II i

оч «% геч >о% «о* бо% »% '»% »о% м% «о*

Рис.4.42. Реально ли для вас потерять работу? В сознании работающей молодежи удерживается раздвоенность в оценке безработицы. В социальном плане ее угроза воспринимается как более серьез­ная опасность, чем по отношению к самим молодым. Важная проблема (социаль­но-психологическая) - молодой человек, теряя работу, должен будет менять за-

1 РучкинБ А.. Гришина ЕЛ., СериковаН А. Российская молодежь. Юглавных проблем М.. 1999. СЗI 1 Молодежь будушее России. 4.1-2. Екатеринбург, I996.C. 38.


306 нятие и меняться. А это потребует и психологической перестройки. Она, прежде всего, включает оценку молодым человеком, какими качествами он должен обла­дать, чтобы получить хорошую работу в службе занятости? Как показывают ис­следования, ориентирами в этих оценках выступают':

Таблица 4.23

Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы получить хорошую работу?

%%

Качества

 

высшее образовани е

 

умение работать на компьютере

 
навыки бизнеса

знание иностранно го языка

умение водить автомобиль

хорошие манеры, обаятельная внешность

хорошая спортивная, силовая подготовка

ЗАДАНИЕ 4.39. Оцените, в какой мере эти качества современного «джентльмена» или «деловой женщины» присущи вам? А на какой набор необходимых качес т в ориентируетесь вы?

Для россиян сама безработица - феномен относительно новый Поэтому все­рьез задуматься об ее последствиях, тем более - социально-психологических, было трудно, И тут стоит обратиться к опыту развитых стран, где уже давно реа­лизуется стратегия «научиться жить в условиях безработицы» При оценке со­циальных последствий безработицы в наших условиях нужно учитывать и психо­логическое воздействие стереотипов «полной занятости», «дефицита рабочей силы» («требуются, требуются, требуются...»). Соответственно для многих (в том числе - для молодежи старше 25 лет) безработица означает сильную психологи­ческую травму, потерю социального статуса. Возможно, с этим связано то, что многие молодые безработные предпочитают не обращаться в службы занятости, что многие трудовые коллективы (особенно крупных предприятий, имеющих мно­голетние традиции) соглашаются на разные формы скрытой безработицы -лишь бы избежать сокращения штатов. Добавим к этому общее снижение уровня жизни при невозможности найти работу хотя бы для одного члена молодой семьи. И тем важнее осмыслить данные социологов: 40% обращающихся в службу за­нятости нуждаются в психологической помощи. Их отличают пессимизм, нервоз­ность, стрессовые состояния, пассивность при поиске новой работы В основном это - молодежь в возрасте до 18 лет и женщины после 45 лет Каковы же требования молодых безработных к возможной будущей работе?


307 Используем данные опроса молодежи Свердловской области'

Таблица 4.24

___________ Молодые безработные о возможной будущей работе

%%

Намерения

 

хоте г бы освоить более прест ижн ую и оплачиваем у ю работу

н амерен подо ждать трудоустройства по с пециал ьности
хотел б ы освоить профе ссию, по которой легче устроиться го тов принять любое предл ож ение, заняться ч е м угодно

осп и не найду работу, придется заняться торговлей, коммерцией

Как видим, респонденты - молодые безработные исходят из представлений о временности (даже кратковременности) своего сегодняшнего состояния Их на­мерения относительно возможной будущей работы не очень жестко связаны с от­сутствием постоянной работы. Только каждый пятый готов (в разных вариантах) на любые формы заработков. Еще для каждого седьмого главное в будущей ра­боте - возможность легкого и быстрого трудоустройства. Для большинства - 3/4 опрошенных - характерен более высокий уровень запросов и притязаний от­носительно возможной профессии. На какие усилия психологически готовы сего­дня молодые безработные, чтобы обезопасить себя (хотя бы мысленно, прожек-1ивно) от угрозы вновь потерять работу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S0%-40%-М%-   41*   14% 10%  
      26%  
204- ^—'   9N
10%- I ' ' I Г I I I I <
0',',   Повысить квалификацию   Освоил, новую профессию Выполнять любую работу, даже менее квалифицированную и оплачиваемую П»р*йти на менее удобный режим работы Работать интенсивнее

Рис.4.43. На какие перемены согласны молодые безработные, чтобы сохранить работу на новом месте?

Общая ориентация - не на любую работу, а на работу определенного каче­ства, характера. Именно это сможет защитить их в будущем наилучшим обра­зом. И они готовы приложить для этого усилия. Лишь меньшинство связывает возможность сохранения работы на новом месте с определенными издержками, «жертвой качества», с готовностью работать более интенсивно.

Важнейший элемент отношения к труду - его мотивация. М Вебер считал ее решающим фактором социальной эволюции. Добросовестность, честность в тру­де, бережливость стали, по его мнению, водоразделом между людьми индустри­ального и традиционного общества Длительное время в нашей стране мотивация


 


' Молодежная полигика. Информационный бюллетень. 1998. №151-154. С.30.


Молодежь - будущее России. 4.1-2. Екатеринбург. 1996.С 38.


308 труда подвергалась разрушительным воздействиям. Благосостояние достигалось не столько через результаты труда, сколько благодаря близости к власти и рас­пределению. Сегодня добросовестный труд все менее обеспечивает элементар­ные материальные потребности

Серьезный обобщающий анализ изменений в мотивации труда молодежи с начала 1990-х гг. осуществлен В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок1. Они зафиксировали переориентацию молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. У молодежи, как наименее защищенной части трудовых коллекти­вов, забота о социальной защищенности стала главной составляющей самоопре­деления молодых людей в сфере труда. Однако достаточно быстро иллюзорная надежда, что «их защитят», сменилась ориентацией на инструментализацию мо­тивов труда. К концу 1990-х гг. удельный вес инструментальных ценностей в структуре трудовой мотивации молодежи достиг почти 60%

Характерны ответы молодых людей на вопрос: «Стали бы вы работать, если бы были материально обеспечены до конца жизни?» Сошлемся, в частности, на данные исследований башкирских социологов2: 22% затруднились ответить, 58% продолжили бы работать, 20% - жили бы, не работая. Как это совместить с тем, что вдвое больше респондентов ставят труд среди важнейших ценностей-символов? Вероятно, в этом случае труд рассматривается как абстракция. Когда же речь идет о мотивации, труд воспринимается «здесь и сейчас», применитель­но к конкретному человеку, месту работы.

В рамках исследовательского проекта «Молодежь в обновляющейся России» (1991 -2002 гг.) были зафиксированы происходящие в условиях перехода к рынку изменения в мотивации труда молодежи. Меняется само представление о ра­боте: для чего она нужна? Для выполнения плана, роста объемов продукции или для производства необходимых потребителям товаров? Переориентация на ры­ночную экономику с приоритетом потребителя требует изменения типа экономи­ческой культуры. Формирование рыночных отношений - одновременно и стихий­ный, и управляемый процесс. Управляемый - не как возможность замедлить его или ограничить рамками заранее выбранной модели, а как возможность предви­деть противоречивость экономического поведения человека в условиях рынка, особенно - на рынке труда; заранее определить ожидания и интересы, иллюзии и предубеждения, связываемые с рынком. И на этой основе - обеспечить более

1 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Мололсжь в общественном воснроичволстве: проблемы и перспективы М, 2000.

С.8-10

' Молодежь Республики Башкортостан в начале третьего тысячелетия. Уфа, 2005. С.23


309 эффективную социальную защищенность молодежи. Анализ формирования рыночной экономической культуры молодежи означает:

=> социологический анализ отношения молодежи России к рынку и к новым фор­мам хозяйствований, ее включенности в структуры рынка;

= выявление реальной включенности молодежи в предпринимательскую и инно­вационную деятельность; оценка тенденций развития, перспектив и оптимальных форм предпринимательской деятельности молодежи;

=5 анализ социально-психологической готовности различных групп молодежи к жизнедеятельности в условиях рынка; исследование реальных и потенциальных возможностей социально-психологической адаптации молодежи к новым формам хозяйствования;

=> изучение противоречий перехода от «антирыночного» типа экономической культуры молодежи к «рыночному», разнообразных форм рыночного поведения: ~> выявление острых социальных проблем молодежи в переходный период, оцен­ка этих проблем как факторов социального самочувствия молодых людей

Рыночные реформы в России идут уже почти два десятилетия. Но не утихают споры об их необходимости и темпах осуществления. Небезразлична к этому и молодежь. На самом общем уровне в ее сознании преобладают «прорыночные» настроения. Еще осенью 1991 г. 56% молодых россиян оценивали позитивно развитие рыночных отношений. Лишь 18% - негативно. Многие понимали: наш рынок пройдет нелегкий путь от «дикого» к цивилизованному (40%); формируется и надолго «дикий» рынок (20%). Лишь 4% считали, что формируется цивилизо­ванный рынок Мнение каждого третьего - никакого рынка реально нет, одни раз­говоры'. Это порождало разновекторные устремления. Опасения перед диким рынком определяли позицию - за постепенный переход к рынку, без резких потря­сений (каждый второй). Неудовлетворенность «разговорами о рынке» - к иной по­зиции: за решительный и быстрый переход к нему (каждый третий). Соотношение «решительных» и «осторожных» -1: 1,5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: