Круг рассматриваемых проблем и понятий: Аксиологический анализ молодежи. Ценности как социокультурный феномен. Специфика социологического анализа ценностей. Реальная социокультурная ситуация в обществе как важнейший фактор динамики ценностных ориентации молодежи. Кризис ценностных ориентации молодежи, противоречия и трудности смены ценностных ориентации. Эмпирический анализ динамики ценностных ориентации современной молодежи России.
■Мы utiisfc самовь'раженья, Мгновения теряя и года Не разорвать слепого подчиненья, Не откупиться грешным за себя. Нет старости коль нет рожденья, Нет жизни, если нег меня..» Д. Дзевенис - Соколов |
В рамках избранного авторами преимущественно аксиологического подхода к проблемам молодежи уже прослежена - в историческом аспекте - социодинамика ее ценностных ориентации. Этот анализ был в основном эмпирическим. Но тем настоятельнее необходимость предварить характеристику ценностного сознания молодежи современной России теоретическим осмыслением аксиологической проблематики
Процесс социального перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального, личностного самоопределения. Возникает потребность в идентификации с какой-то группой, общностью. Высокая конформность в отношении ценностей своей группы сочетается с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых. Изучение ценностных ориентации молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.
|
Основная методологическая нагрузка при выявлении концептуального содержания понятия «динамика ценностных ориентации» падает на характеристику и выяснение сущности ценности, ценностного отношения, ценностной ориентации. В отечественном обществознании проблема ценностей и аксиологическая проблематика долгое время игнорировалась. Лишь в середине 1960-х гг. были предприняты первые попытки осмысления проблемы ценностей. Сегодня уже можно подвести некоторые теоретические итоги.
Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне большой социальной общности. Сформированные в процессе деятельности и оценки
217 индивидуальные ценностные значения - это (по способу и характеру) явления общественные, коллективные. Но каждый акт человеческой деятельности предстает осознанным лишь в соотношении с ценностями, системой внутриличностных смыслов. Деятельностный анализ ценностного отношения включает два аспекта:
• Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Это характеризует отражательную функцию ценностного сознания.
• Ценностное отношение выступает и в качестве важнейшего фактора деятельности. Это раскрывает регулятивную функцию ценностного сознания Человек выбирает цели и стратегию будущего поведения, исходя из своей индивидуальной системы ценностей
Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль - совокупность общих значений, без усвоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром. Преодолевая свою разорванность, человек должен оставаться самим собой. Меняя свои роли, личность стоит «над» каждой из них. Каждая роль лишь аспект целостного поведения личности. Воссоздание этой целостности возможно лишь на основе установления связи между различными формами актуализации личности. При этом создается своего рода проблемная ситуация как необходимый момент самосознания личности, как точка, в которой заданная мотивация поступков преобразуется в самодетерминацию выбора жизненно важных целей.
|
о Вопрос о смысле жизни является самым актуальным среди всех вопросов» А. Камю |
Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, от осознания этой возможности человеком и его желания совершить определенный выбор. Но абсолютизация выбора в ценностном отношении ведет к вольному (произвольному) обращению с самим миром. Поэтому столь важны критерии, основания для соответствующего выбора
Сложность ценностного отношения заставляет подходить к его анализу как к многоуровневому объекту исследования. При таком подходе в ценностном отношении разграничивается ряд уровней:
|
218
• субъект ■ объектный (специфика ценностного отношения);
• интрасубъективный (способ самодетерминации осознания и деятельности личности);
• субъект - субъектный (отношение к другому человеку как к ценности);
• субъект - объект - субъектный (система личностных ценностей как продукт социализации индивида; групповые ценности);
• интрасубъектный (социальная природа ценности)
Даже обозначение этих уровней показывает, что ценностная проблематика связана с социологическим анализом. Но связь эта непроста и противоречива. Еще классик социологии М Вебер фиксировал противоречие';
• С одной стороны, постижение смысла окружающего мира - цель не столько науки, сколько социальной философии, которая занимается решением коренных, вечных, смысложизненных проблем человеческого существования.
• Задача же социологии (как науки) - установить; какие ценности осуществляются в различных ситуациях. Это и сформировало социологический статус категории ценность. Но, ограничивая социологию рациональным упорядочиванием фактов, Вебер считал одной из главных ее задач - анализ значимых смысловых структур социальной жизни. А они связаны с ценностными представлениями: «Достоинство личности состоит в том, что для нее существуют те ценности, с которыми она соотносит свою жизнь...»2.
Веберовская идея ценностно-смысловой регуляции сознания и поведения личности как предмета социологического познания послужила основой для «понимающей» социологии. Эта традиция наиболее отчетливо воплотилась в социологии культуры К Веберу восходит еще один аспект социологического познания ценностей - динамический. Исходную посылку для характеристики динамики ценностных явлений как смены различных типов ценностного отношения предложил Г. Риккерт: если ценности общезначимы, абсолютны, вечны, то «могут ли вообще быть переоценены ценности как ценности?»3 Переоцениваются, по его мнению, не сами ценности - меняется наше отношение к ним.
ЗАДАНИЕ 4.7. А как на вопрос Риккерта ответили бы вы? Приходилось ли вам кардинально менять свои ценностные ориентации и у с тановки?
Более широкий подход к исследованию динамики ценностей связан с определением типов культурно-ценностных инноваций, типов самой динамики. Так,
1 Вебер М. Наука как призвание и профессия.'/ Самосознание европейской культуры XX пека. М.. 1991. ' Вебер М. Избранные произведения. М.. 1990. С.350. ' Риккерт Г. Философия жизни СПб.. 1922. С 160.
219 в рамках теории модернизации отмечались негативные последствия проникновения в традиционные общества элементов общества модернизированного (технологий, социальных институтов, культурных ценностей).
В социологии изучение ценностей связано с анализом их «индивидуальных эквивалентов» - ценностных ориентации Первые определения ценностной ориентации в отечественной социологии даны А Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым1: «установки личности на те или иные ценности материальной и духовной жизни общества». Дальнейшее их изучение во многом было обусловлено конкретизацией теории установок. Ценностные ориентации были представлены системой фиксированных социальных установок. В связи с исследованием регулятивных механизмов поведения и деятельности личности В.А. Ядов разработал дис-позиционную теорию регуляции социального поведения. В ней ценностные ориентации рассматривались как высшие социальные установки2. Подчеркивалась основная функция ценностных ориентации: регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях3.
Сегодня активизация интереса к аксиологической проблематике, переориентация ценностного сознания требуют новых подходов к анализу ценностных ориентации. Социально-ориентирующая деятельность направлена на активное «исследование» социальной ситуации, выработку цепи, построение плана деятельности. Условием ее является наличие проблемной ситуации. Личность выбирает определенное решение, сопоставляет альтернативы действия, определяет критерии оценки и правила выбора. Происходит освоение ценностей, что подчеркивает активность субъекта ценностного отношения. Наконец, в ценностной ориентации отражается и психологическое состояние личности, ее социальное самочувствие, ее эмоциональная оценка прошлого, настоящего и будущего. Юношеский возраст благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности. Для этого периода характерно то, что в круг интересов человека входит весь спектр социальной действительности, разнообразие социальных ориентиров. От того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность его дальнейшего жизненного пути По справедливому мнению Л.Я. Рубиной, социологически важно выявить «рубеж, после
' Здавомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в
СССР. Т.2.М., I966. С. 197-198.
1 Саморегуляция и прогнозирование социального повеления личности. Л.. 1979. С.4-6.
Личность и ее ценностные ориентации. Выи.1. М., 1969. С. 10.
220
которого влияние «образа будущего положения» начинает довлеть над системой ценностей, сформированных средой, из которой выходят группы молодежи, объединенные понятием «поколение», Анализ самоопределения молодежи, избравшей тот или иной вариант жизнеустройства, имеет и самостоятельную ценность. Как бы мы его не называли - «образ желаемого будущего», «жизненная программа», «жизненные перспективы», «модель жизнеустройства», - в нем заложена определенная мотивация выбора, и очень важно, насколько проблемы каждой возрастной когорты молодежи являются типичными с точки зрения тенденций развития общества»'.
ЗАДАНИЕ 4.8. А у вас лично есть жизненная стратегия, программа? Или вы предпочитаете не заглядывать делено вперед, решая жизненные проблемы по мере их появления? Оцените: наличие такой жизненной стратегии, программы помогает или мешает молодому человеку, особенно в
условиях, когда далеко не все намеченное удается реализовать? _________
При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо
учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей. С резким изменением социальных условий, сменой общественных ценностных ориентиров механизм воспроизводства ценностных ориентации перестает быть ведущим, уступая место механизмам адаптации. Динамику ценностных ориентации можно представить как различные состояния ценностного сознания субъекта, которые характеризуют тот или иной тип ценностной ориентации:
• сохранение старой ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная на основе прошлого опыта система ценностных ориентации служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;
• расстройство индивидуальной ценностной системы, названное Э. Дюрк-геймом аномией и означающее индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения2;
1 Молодежь России на рубеже 90-х голов. Кн. 1-2. М., 1992. C.8I.
1 Когда разрушаются нормы, происходит социальная дезорганизация. В это время «общество оказывается временно неспособным проявить нужное воздействие на человека. Никто не знает в точности, что возможно и чю невозможно, что справедливо и что несправедливо, нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все» (Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб..1912.C.33S).
221 • развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере. При этом важно учитывать, что «аксиологические регулятивы - это устойчивый комплекс норм, установок и принципов, нацеленных на поддержание равновесия между индивидом и социумом. Ситуация в обществе порождает ценности. Они изменяются не только с приходом новых поколений людей, но и с активным изменением ситуации, в которой пребывают эти люди. В этом отношении важно обратить внимание не только на то, на что нацелены устремления и идеалы этой части молодежи, но и на то, что они вступают с этим в жизнь и формируют, изменяют ее для себя, «под себя». Они не только социализируются, они социализируют эту жизнь, создают новые условия для существования своих ценностей»'.
Важнейший фактор динамики ценностных ориентации современной молодежи России - реальная социокультурная ситуация в стране Ее анализ - предмет самостоятельного исследования Стремление осмыслить эту ситуацию, пути и перспективы развития российского общества породили в последние годы огромную литературу - достаточно разнородную и по оценкам, и по предлагаемым рецептам и сценариям перспективного развития. Во всем этом разнообразии можно выделить (для объективного анализа перемен в ценностном сознании молодежи) некоторые инвариантные моменты, которые не вызывают возражения у большинства ученых самых разных политических и социокультурных ориентации2'
• оценка нынешней социокультурной ситуации в стране как кризисной Сегодня в оценках состояния социального развития молодежи в основном превалируют катастрофические настроения. Но они не свойственны в целом оценкам самой молодежью происходящих в обществе изменений. Поэтому очевидна потребность в уточнении позиций и выяснении действительных ценностных ориентации молодежи и тенденций их изменения под влиянием социальных перемен,
• понимание состояния общества как ситуации выбора ориентиров и путей выхода из кризиса,
• осознание переходности, неопределенности как важнейшей характеристики жизни общества на более или менее длительную перспективу.
Характеристика российской молодежи 1990-х - 2000-х гг. как молодежи эпохи
1 Шевченко Д.А. Социальная самоиденгнфикаиня лучших выпускников-1' Социс. 2004. №1. С. 137
Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1-2. М. 1992; Мололежь России: социальное развтие. M..I992; Молодежь России: тенденции, перспективы М., 1993: Чупров Н.И Черныш М.Ф. Мотиваиионная сфера сознания молодежи: состояние и 1еиденции развития. М.. 1993.
222 кризиса требует более конкретного представления о кризисе как социокультурном явлении. Прежде всего важно оценить масштабы кризиса, то есть рассматривать кризис нашего общества в глобальном, цивилизационном контексте - как одно из наиболее острых проявлений общих тенденций и процессов, В том, что это так, убеждает анализ социальных проблем современной молодежи Запада в предыдущем разделе.
Более широкое понимание кризиса современного общества и молодежи позволяет полнее реализовать поколенческий подход в юнологии. Это дает возможность выделить некоторые, порожденные кризисом цивилизации, общепоколен-ческие проблемы современной молодежи:
• изменение моделей участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности;
• сохранение стереотипов патернализма в отношении к молодежи и, как ответная реакция молодых, растущая отчужденность между поколениями;
• растущая дифференциация самой молодежи. Это с особой остротой ставит вопрос о статусе молодежи как целостной социальной группе - что более существенно; принадлежность к общей возрастной группе или к разным социально-экономическим, профессиональным, образовательным и иным стратам? Все сильнее проявляется узость, ограниченность однофакторной и одномерной модели молодежи;
• преодоление футурологических ориентации (молодежь - это будущее) и распространение ноувистских, сиюминутных настроений, что лишает молодежь реальной перспективы,
• потеря идеалов и смыслообразующих целей значительной частью молодежи, пессимизм в отношении перспектив цивилизации, что ведет нередко к алкоголизму, наркомании, сексуальной распущенности;
• сложности социальной адаптации в современном мире, перспективы развития которого связаны с новыми технологиями;
• развитие достаточно автономной «молодежной культуры» и ее растущее влияние за рамками молодежной среды,
• возрастание роли молодежи как потребителя в обществе, в котором сфера потребления становится все более значимой;
• переплетение в социальном самочувствии молодых людей отражения самых разнообразных кризисов - самореализации, социализации, доверия к социально-политическим институтам общества;
• присущее многим молодым людям ощущение социальной ущемленности;
• аполитичность значительной части молодежи как следствие и крушения традиционных идеологических стереотипов, и неприятия молодыми новых попыток манипулировать ими для достижения политических выгод и целей;
• распространенность в эмоционально-психологическом настрое молодежи таких черт, как страх, агрессивность, экстремизм, ориентации на допустимость насилия, на культ силы, суперменства;
• развитие разнообразных форм протеста молодежи, в том числе и таких крайних, как стихийный бунт, молодежная преступность;
• растущее противоречие между молодежью, все более воспринимающей молодость как самоценную стадию жизни, как период самоутверждения и самореализации, и обществом, в значительной мере продолжающем воспринимать молодость как незрелость,
• молодежь становится все более замкнутой группой. Усиливается конфликт «отцов и детей», поскольку молодежь считает предшествующие поколения ответственными за ее современное положение. Одновременно растет дифференциация молодежи по имущественному и национальному признакам, по политическим взглядам;
• узкий практицизм мышления и поведения, подавляющий подлинную духовность и стремление к многостороннему развитию. Части молодых людей свойственен утилитаризм и эгоизм, стремление только к личному благополучию. Забота лишь о доходах подавляет лучшие человеческие качества - милосердие, внимание к ближним, щедрость и др. Происходит девальвация в глазах части молодежи социальной ценности образования;
• увеличилось значение для молодых людей их референтных групп, которые нередко враждуют друг с другом. Юноши и девушки, оказавшиеся вне таких групп, чувствуют себя незащищенными, ущербными Характерно, что такие референтные группы все в большей мере образуются по имущественному и национальному признакам. Общность интересов отходит при этом на второй план.
ЗАДАНИЕ 4.9. Могли бы вы привести какие-либо аргументы и факты в
пользу того, что указанные выше проблемы действительно являются
общепоколенческими, мол одежными п робле мами? _________________________
Кризис продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как исчерпанность возможностей определенного развития, прежней социокультурной системы. Кризис проявляется не только в экономике, политике и т.д., но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи. Проис-
224 ходит разлом традиционных ценностных ориентации, образуется ценностный вакуум или их хаотическое смешение. Такой разлом затрагивает в первую очередь переосмысление связи личности и культуры. Кризис культуры не ограничивается сферой науки, образования, искусства. Он проявляется и в культуре обыденной жизни, в низком уровне цивилизованности молодежи: в упадке ее трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности, массовой притерпелости людей к безобразиям, ненормальностям жизни, «беспределу» и т.д. Но самым глубинным проявлением этого кризиса выступает деформация личности - становление «человека массового». Такая личность полностью включена в конкретную социальную среду, подчинена достижению внешних, статусных, престижных целей Она ощущает себя не как целостность, «самость», а как частица различных общностей (в крайнем выражении - как винтик Системы) Ей присуща готовность идти на все (вплоть до самопожертвования) ради достижения целей Именно такой тип ориентации, описанный Д. Янкеловичем («долг перед другими»), и получил наиболее яркое выражение в среде советской молодежи.
Ситуация усугубляется распространением феномена «социального исключения». Это - общесоциологическое понятие, характеризующее социальные последствия (вплоть до отторжения) тех социальных препятствий, которые испыты-ваются индивидами и группами в ходе их взаимодействия с социальной системой. Ю.А. Зубок показала плодотворность его использования применительно к анализу современной молодежи России: «Несмотря на то, что исключение молодежи не является целью общества, вектор социальных преобразований, государственная политика и деятельность социальных институтов от образования до занятости могут быть неосознанно направлены в сторону ограничения прав и возможностей этой социально-демографической группы». «Молодежь попадает в сложную ситуацию выбора между самореализацией в социально-одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопряженной с правонарушением и дестабилизацией общества»'.
Кризис ценностных ориентации у молодежи усугубляется и кризисом социализации, кризисом институтов социализации. Его симптомом является растущая неэффективность этих институтов в навязывании молодым людям тех или иных традиционных ценностей. По мере обострения кризиса (когда появляются новые институты социализации или старые институты пытаются обновить формы и содержание своей работы) внешнее воздействие на молодежь становится все бо-
1 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи'/ Соиис. 1998. №8. С.51.
225 лее разнонаправленным Это не может не усложнять процесс социализации молодежи. выработку ею определенных ориентиров и установок. Характерны оценки авторов правительственного доклада о положении молодежи («Молодежь, будущее России», 1995 г.)'. Как ключевую характеристику кризиса они выделяли бездуховность, агрессивное невежество во всем многообразии их проявлений:
• неспособность объяснить и понять многогранность и сложность происходящих и обществе процессов, их мистификация и религизация;
• тотальное подавление интеллекта и творчества, что порождает пренебрежительное отношение к знаниям, науке и образованию;
• распространение негативных стилей экономического поведения («стяжательский», «эксплуатирующий», «торгово-меновой»):
• мифологизация и фетишизация массового молодежного сознания;
• пренебрежительное отношение к истории и культуре России
ЗАДАНИЕ 4.10. В какой степени вы считаете оправданными эти опасе-\
ния? Справедливы ли характеристики бездуховности молодежи, выскаА
занные в середине 1990-х гг., применительно к сегодняшней молодежи? с'
какими проявлениями «агрессивного невежества» вам лично приходится
сталкиваться чаще всего? Какие из них вы считаете наиболее губитель-
ны ми дл я ду ховного развития молод ог о человека? ______________________
Кризис ценностного сознания молодежи отражается и на межпоколенческих отношениях. В конечном счете традиционные ценности (особенно, когда речь идет о тоталитарном, авторитарном обществе) - это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов Здесь важно учесть ряд моментов.
• Первый - связан с уровнями отношения детей к ценностям родителей:
■ на индивидуальном уровне конкретные родители влияют на своих детей;
■ на поколенческом уровне молодое поколение так или иначе воспринимает ценности старшего поколения7.
Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентации молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный Это может восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды
• Тем более (и тут проявляется второй момент), что родители не могут прожить
свои молодые годы заново, по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя
ситуация необычна тем, что «подростковый период» переживают не одни
' См.: Молодежь: будущее России М., 1995- С.20-2-4
' См.: Hendry L. Growing up and Going out. Adolescents and Leisure. Aberdeen. 1983.
226 подростки и юноши, а все общество Эти проблемы удачно отражены в ряде публикаций ВЦИОМ'. «Отцы» все более ощущают иррациональность сознания, его пропитанность мифами и идеологическими миражами, его неадекватность современной жизни. Какой же опыт передать детям? «Учитесь на наших ошибках?», «Не будьте такими, как мы?» А какова положительная программа?»2.
ЗАДАНИЕ 4.11. Беспокоят ли подобные вопросы ваших родителей? Как
они чаще всего отвечают на эти вопросы? Насколько вас волнуют их
проблемы? Насколько убедительными вам кажутся их ответы? _________
Сегодня и общество, и молодежь находятся в ситуации выбора. В прежних условиях выбор ценностных ориентации за молодежь делался автоматически. По сути дела выбора и не было. Молодежь обязана была усваивать определенную, жестко заданную систему ценностей. Ныне традиционные, социалистические ценности теряют для нее значимость и привлекательность В связи с этим возникает вопрос: на какие же ценности и идеалы ориентироваться молодежи? Выбор их осложняется многими обстоятельствами:
• социально-психологическая, нравственная неготовность многих молодых к самостоятельному выбору. Наивно было бы думать, что такая способность, да еще в массовом масштабе, может появиться одномоментно;
• влияние психологических стереотипов и инерции мышления:
• многообразие, плюралистичность сосуществующих в нынешнем обществе систем ценностей;
• нужно учитывать и связь выбора (тем более, когда ценностная ориентация выступает как мотив, стимул конкретной деятельности) с ответственностью личности за него. Самостоятельность в выборе повышает и ответственность Одновременно возрастает вероятность ошибки в выборе. Многочисленные исследования авторитарной культуры и авторитарной личности показывают: в чем-то предопределенность выбора облегчает жизнь человека, избавляет его от излишних размышлений, раздумий.
Особую значимость в этой связи приобретает проблема толерантности в межпо-коленческих отношениях. Понятие «толерантность» охватывает такие близкие, но все-таки весьма отличные по смыслу характеристики, как терпимость к иному (чужому) образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора внешней
1 Дубин Б. Старшие и младшие. Три поколения на переходе,'/ Дружба народов. 1994. №2; Дубин Б. Зеркало
юности // Свободная мысль. 1993. №9; Левада Ю. Уходящая натура? II Знамя. 1992. №6.
г См.: Молодежь в современном мире: проблемы и суждения// Вопросы философии. 1990. №6. С. 16
227 среды; допустимое отклонение от какого-либо стандарта, нормы; допустимое, позволительное, сносное в отношениях между людьми; готовность и умение проявить терпимость1.
Для социологии молодежи это многообразие толерантности конкретизируется в постановке определенных исследовательских задач. Прежде всего, насколько
«Вне уважения к «другому» вне восприятия «ты» как са моочевидной, внутренне правомерной реальности - нет законченного самосоз нания, нет внутренне проч ного самобытия «я» С.Л. Франк |
молодежь принимает ценности и нормы общества взрослых, терпима по отношению к ним? Насколько у нее сформирована «культура мира» -социокультурные ценности терпимости, демократии, солидарности, прав человека, насколько она
«научилась жить вместе»? Насколько у нее утвердилось понимание мира как «единства разнообразия»? Не менее значим и другой аспект: насколько молодые и взрослые терпимы к происходящим в обществе изменениям'' Проблема «молодежь и толерантность» имеет и внешний аспект: насколько терпимо общество взрослых относится к молодежи?2
В дискуссиях о сущности молодежной субкультуры в зарубежной и отечественной социологии выявились три подхода: «альтернатива обществу взрослых», «уход от мира взрослых», «форма перехода к взрослости». Долгое время в нашем обществознании преобладало мнение об отсутствии «конфликта поколений». При этом достаточно серьезные расхождения в ценностных установках молодежи и старших поколений или игнорировались, или объяснялись недостатками в воспитательной работе. И тем показательнее, что сегодня (когда произошел слом ценностных ориентации, переоценка ценностей) социологические исследования фиксируют известную близость этих установок
Современное российское общество - переходное, происходит «распад общего смыслового мира, все заметнее симптомы распада прежнего и неопределенности, переходности нынешнего»3 Это накладывает отпечаток на ценностное сознание молодежи. Характерны обобщения Т. Кухтевич результатов многолетних исследований в студенческой среде: «Духовный мир молодежи воспроизводит причудливое переплетение в общественном сознании полуразрушенных старых идеалов, в том числе утопического коммунизма, массовых ожиданий быстрых положи-
См.: Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприяшя. Н. Новгород. 2001. Представляет интерес {как определенный социокультурный ориентир) «Декларация принципов терпимости», принятая Генеральной конференцией ЮИЬС.'КО (Париж, ноябрь 1995 г.) (см.: Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики. СПб.. 2003. С.526-532).
См.. Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Пкагеринбур!, 2003. ■' Дубин Б. Зеркало юности/7 Свободная мысль. 1993. №9. С.58
228
тельных перемен. Ожидание чуда и поиск идеалов в дореволюционной России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и дефицит новых позитивных ценностей». «Все это усугубляется отсутствием общей социальной теории общественного развития и непоследовательностью политических, идеологических, организационных мер руководства страной по выводу ее из социально-экономического и политического кризиса». «В результате - растет фрагментарность сознания и противоречивость духовного мира молодежи, усиливается поляризация интересов и ценностей. Это рождает, с одной стороны, растерянность, равнодушие, а с другой - нетерпимость и агрессивность, в том числе к накопленному предшествующими поколениями духовному наследию. В обществе, а особенно в молодежной среде, определяющими становятся эмоционально-психологические регуляторы поведения»'
ЗАДАНИЕ 4.12. Согласны ли вы с характеристикой ценностного сознания
современной молодежи как фрагментарного, эклектического, противоре-
чивого? Ко нк ретизир уйт е свое мнение. _________________________________
В литературе (особенно публицистической) ситуация реформ часто рассматривается по аналогии со строительством дома. Умный хозяин сначала строит новый, потом переезжает в него и только после этого ломает старый. Так же следует проводить реформы, строить новое и в социальной жизни, и в духовной сфере. Но всякое сравнение хромает. Где и как можно рядом со старым построить новое в социокультурной сфере, в системе ценностных ориентации? Напротив, не отказавшись от каких-то прежних (тоталитарных, авторитарных) ценностей, невозможно утвердить новые (демократические). В обществе перемен появляются (точнее - становятся массовидными) новые типы личности:
• «флюгер» - его ориентации неустойчивы, меняются; он «держит нос по ветру»;
• «маргинал» (от лат. marginalis - находящийся на краю) - характеризует людей, находящихся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами; отличается острым, болезненным ощущением неполноценности своего статуса, отсутствием четких ценностно-нормативных установок и ориентиров, агрессивностью поведения. «Современное поколение молодежи в большинстве своем может быть охарактеризовано как маргинальное, не усвоившее ценностей «старого» мира и не имеющее возможности воспринять всерьез ценности мира «нового». Отсюда противоречивость ценностного мира (и
' Современное студенчество: актуальные вопросы образования н воспитания. М., 1992. С.8.
поведения) как группового, так и индивидуального»'.
I ЗАДАНИЕ 4.13 В какой мере, на ваш взгляд, маргинальность присуща современной российской молодежи?А вам лично приходилось ли ощущать [ себя маргиналом? Если - да, то с какими ситуациями это было связано?