• ориентация изнутри, самоориентация - человек руководствуется преимущественно своими представлениями, оценками, установками. Значимость этой ориентации особенно возрастает в постиндустриальном обществе. Его культура характеризуется высоким творческим потенциалом. От личности все более требуется самостоятельность, способность делать правильный выбор в многообразных ситуациях и нести за него ответственность. Эта ориентация наиболее противоречиво проявляется в молодежном возрасте. Ведь ему присущи две взаимоисключающие и взаимообусловленные установки: стремление к самостоятельности, самоориентации и к подражанию другим (или взрослым, или, как сейчас, преимущественно сверстникам)
ЗАДАНИЕ 2.26. Определите, какой тип ориентации характерен лично для вас, какой преобладает среди ваших сверстников? Как это сказывается на межпоколенческих отношениях?
Завершая главу и теоретический раздел в целом, подчеркнем два момента. Методологический характер анализа предполагал акцент на теоретические обобщения Соответственно идеи и взгляды социологов-юнологов рассматривались преимущественно в содержательном плане. Эмпирический материал использовался, хотя и адресно (с указанием, где и когда проводилось исследование), но в основном вне исторического контекста. Это предопределило и угол зрения. Социология молодежи рассматривалась как целостность, а социальные проблемы молодежи, её социальный статус, межпоколенческие отношения - в статике. Между тем системный анализ требует - социальный феномен должен рассматриваться и в динамике.
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем» В.г. Белинский «Чем социологичней становится история и чем историчней - социоло гия, тем лучше для них обеих» ______ Э. Карр |
Конкретно-исторический подход, являясь неотъемлемым компонентом Общесоциологического анализа, особенно значим в юнологии. Сама она как наука ■Мдстает в процессе становления и развития, в поиске новых ответов на новые йроГшемы и вызовы конкретной исторической ситуации. Понятнее становится и амшд каждого ученого, различных социологических школ, и их историческая ог-►мниченность. Историко-социологическое исследование позволяет нарисовать социально-поихологический портрет молодежи того или иного периода. И это приобретает не только по-•мипательный смысл. Ведь вчерашняя молодежь
|
• |то сегодняшние отцы, деды, прадеды. Возни-
•№11 двоякая связь. Яснее вырисовываются общемолодежные, общевозраст-
ныи черты и тенденции. На их фоне четче можно выявить, какие из черт харак-
юризуют специфику именно современной молодежи. Но это и напоминание ро
дителям: «Папа, ты тоже был молодой», напоминание, позволяющее старшим из
виниться от некоторых предвзятых суждений о нынешней молодежи и, тем самым,
способное позитивно повлиять на межпоколенческие отношения.
Анализ проблем молодежи в конкретно-историческом ракурсе, в социодинамике возможен в двух плоскостях: концептуально-теоретической; эмпирическо-поводенческой. Характерен анализ «молодежной контркультуры» Исследователи разграничивают в ней два уровня:
• теоретический («группы идей»);
• поведенческий («группы людей», их действия, движение протеста). Поведенческий уровень в рамках историко-социологического подхода должен
|
фиксироваться специфическими социологическими средствами. С этой целью мы будем преимущественно использовать материалы эмпирических исследований резных лет, проводившихся нашими коллегами-социологами. Конечно, на характере этих материалов сказались и время, и несовершенство многих методик. Именно поэтому материалы исследований разных лет, проведенных в разных странах (и соответственно - в разном социокультурном контексте), трудно сопоставимы. Однако, если избегать жестких сравнений и выводов, эти конкретные исторические материалы могут многое сказать и о времени, и о тенденциях социо-динамики молодежи.
Другая сложность для современного исследователя - как соотнести теоретический и эмпирически-поведенческий уровни анализа7 Ведь они взаимосвязаны. В теориях, концепциях и идеологемах отражаются и обобщаются особенности поведения конкретного поколения молодежи. Но и они накладывают определенный отпечаток на поведение молодежи.
Конкретно-исторический подход предполагает соответствующую периодизацию. И тут возможны два основных варианта:
• от установившейся исторической периодизации к анализу молодежных проблем того или иного периода;
• от выделения рубежей в юнологии, социологии молодежи и молодежном движении к их соотнесению с реальным историческим контекстом.
В зарубежной социологии молодежи приоритетным является второй подход. Выделяются два основных рубежа:
• начало 1950-х гг. - к этому времени завершается предыстория становления социологии молодежи. И она конституируется как особая социологическая наука;
|
• конец 1960-х гг. - время «молодежной революции» 1968 года, время бурного подъема молодежного протеста в индустриально развитых странах Запада.
Тем самым можно говорить о таких периодах в социодинамике молодежи:
• предыстория (1920-1940-е гг.);
• субкультурный период (1950-60-е гг.) - до «молодежного протеста»;
• контркультурный период (конец 1960-х гг.) - молодежный протест;
• «стилевой» период (с 1970-х гг. по настоящее время) - на первый план выходят различия в стиле жизни и поведении различных групп молодежи.
Стремление представить социологию молодежи и молодежное движение как целостный, общецивилизационный процесс побуждает в конкретном анализе исходить преимущественно из данной периодизации. Но тут возникают непростые проблемы - как совместить этот общий процесс со специфическими особенностями развития социологии молодежи в нашей стране и в других постсоциалистических странах? Применительно к России нужно иметь в виду ряд особенностей:
• нормальное развитие социологии молодежи уже в 1930-е гг. было прервано, лишь в середине 1960-х гг. она, как и социология в целом, начала возрождаться;
• своеобразие проявлялось не только на теоретическом, но и на поведенческом уровне. В отечественном молодежном движении протест конца 1960-х гг. не нашел заметного отклика. И эти годы не могут рассматриваться как рубежные.
В итоге начальный этап самостоятельного развития социологии молодежи у 'Мо оказался и смещенным (выпали 1950-е - начало 1960-х гг.), и растянутым -нммшь до перестройки и последовавшего слома прежней социальной системы |оли для западной молодежи 1970-2000-е гг могут рассматриваться как относи-tem.HO целостный период, то для отечественной молодежи с 1990-х гг начинается «■««•ственно новый период. В рамках анализа социодинамики молодежи отечественные социологические материалы будут использоваться с учетом отмеченного ••овобразия. Соответственно при характеристике I этапа мировой социологии молодежи (1920-1940-е гг. - предыстория) они будут рассматриваться как одно из Наиболее ярких ее проявлений, наряду с материалами западных социологов
Возрождение и развитие отечественной социологии молодежи (с середины 1960-х гг.) позволяют рассматривать ее как своеобразный феномен - вне периодизации мировой социологии. Историко-социологическому анализу этого феномена (с присущей ему специфической периодизацией) и будет посвящена отдельная глава этого раздела
_ ТЕМА 6. Становление социологии молодежи
IbvAKb Круг рассматриваемых проблем и понятий:
^fr Молодежь как историческое явление. Основные пути самоопределения социологии молодежи - «от психологии» (ранний Г Персоне); «от культурной антропологии» (М. Мид, зарождение концепции «субкультуры»); от общей социологии (К. Маннхейм, Х.Ортега-и-Гневт); от эмпирической социологии (развитие отечественной социо-нонш молодежи в 1920-1940-е гг.).
Представления о молодежи исторически изменялись. В XVIII в. молодые воспринимаются как маленькие взрослые. По Руссо, до достижения взрослости че-МОаек проходит пять этапов становления: от рождения до конца первого года; от 2 ДО 12 лет; от 12 до 15 лет; от 15 до 20 лет; от 20 до 25 лет. И «у каждого возраста Мои особенности и права». Период юности начинается с 15 лет. Это - второе рождение человека: «Мы рождаемся, так сказать, два раза: раз - чтобы существо-мн.. другой - чтобы жить; раз - как представители рода; другой - как представите-ми мола»1. От Руссо идут истоки психологически ориентированных теорий молодежи Его знаменитый трактат «Эмиль, или о воспитании» часто называют «открытием» или «изобретением» юности.
После Французской революции конца XVIII в. молодость стала пониматься
I'm.и Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 г. T.I. М„ I98I. С.245.
94 как период бунтарства против устоявшихся ценностей и порядков, возраст н торства, страстей и мятежных настроений. Развивается психологический подход молодежи. Юность оценивается как «романтический возраст», чье призва; «подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что других не хватает жизненной отваги, а именно - вновь погрузиться в стихийное»' С другой стороны, - в русле формировавшейся теории марксизма - революционности молодежи начинает придаваться общесоциологический смысл: «Ис есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»2.
К середине XIX в. утверждается представление: мятежная молодость - явление нормальное, но преходящее. Характерно, что в классической теоретической социологии молодежь рассматривается преимущественно как объект социа-лизационных процессов и воздействий.
В начале XX в. из отраслей юнологии наибольшее развитие имела психология. Исходными выступали идеи американского психолога С. Холла3. Он выделил четыре основных этапа взросления индивида: младенчество (первые 4 года жизни); детство (от 5 до 7 лет); отрочество (от 8 до 12 лет); юность (от 13 до 24 лет). Детство и юность рассматривались им как повторение отдельным человеком истории эволюции человечества. Получили новое звучание идеи Руссо: юность рассматривается Холлом как «второе рождение», когда происходит переструктурирование личности. В раннем юношеском возрасте «появляются несуществе-вавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного «я». Это порождает и качественные изменения в развитии человека, но одновременно и психологический кризис. По словам Холла, «с наступлением юности прежнее единство и гармония с природой нарушаются». Пубертация (половое созревание) выступает основной предпосылкой психологической дисгармонии подростка. Стержень развития молодого человека - био-
1 См.: Социология молодежи / Отв. ред. B.T. Лисовский. СПб., 1996. С 85. ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С.44-45. J Hall S. Adolescence. V.I-2. N.Y., 1904.
Генетические и - как производные от них - психологические факторы. Холл выде-»«" основные противоречия в характере молодого человека:
• чрезвычайная активность может привести к изнурению;
• Оезумная веселость сменяется унынием;
• уверенность в себе переходит в застенчивость, трусость;
• япьтруизм и эгоизм переходят друг в друга;
• пысокие нравственные стремления сменяются низшими побуждениями;
• от стремления к общению к стремлению к уединению, созерцанию природы,
• чувствительность переходит в апатию;
• живая любознательность - в умственное равнодушие и сумасбродство;
• любовь к чтению - в пренебрежительное отношение к нему;
• страсть к реформаторству сменяется стремлением к рутине;
• увлечение восприятиями переходит в бесконечные рассуждения.
Это внутреннее брожение, эта неустойчивость в поведении, в занятиях и оценках ■ состояние, в большей или меньшей степени свойственное юности всякого чело-еекя, подросткам всех классов, всех культурных уровней. Подростки рассматривались Холлом как своеобразный гибрид, сочетающий идущую от природы (психосексуального развития) неуправляемость и идущую от культуры управляемость (подчинение индивидов социокультурным нормативам).
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах психологов 1920-30-х гг. ilil Бюлер, К. Гросса, Э. Шпрангера и др.1):
• К I росс разграничил две стадии: «старший ребенок»(поздняя стадия детства) и
■Переходный возраст»(молодежь). Если для первой стадии преобладающее зна
чение имеют воля и привычки, то на второй - человеком вновь овладевают ин-
втинкты При этом «основной инстинкт» (половой) прикрывается другими влече-
нинми, выступающими в более осознанных формах, - к сближению, к замкнутости,
и оемоутверждению, к борьбе. В книге Ш. Бюлер «Душевная жизнь юношества»
■рмзное внимание уделено психологическому анализу периода пубертации -
Периода, когда «происходит становление первичных и вторичных половых призна
ем С наступлением их созревания заканчивается детство и наступает юность».
Вю предпринята попытка разграничить этапы психологического развития молодо
го человека: отрочество (10-12 лет -17 лет); юность (17 лет - 21-24 года). Инте
ресна и использованная ею методика изучения дневников подростков.
См Критика буржуазных теорий молодежи: пер. с нем. М., 1982; Ковалева А.И.. Луков 8.А. Социология МИ/шлсжи Теоретические вопросы. М., 1999.
96 • Э. Шпрангер в работе «Психология юношеского возраста» выделил важнейш черты молодости - открытие собственного "Я"; осознание чувства одиночес пропасти между молодым человеком и «не - Я» (вещи, люди); врастание в отдельные сферы жизни и культуры. Им была обоснована идея об известных обязательствах периода юности перед личностью: «То, что жизнь нам обещает, мы должны по отношению к ней исполнить».
ЗАДАНИЕ 3.1. Оцените, в чем значимость представленных психологиче
ских подходов для социологии молодежи? В чем их историческая сгран
ценность? ________________________________________
В 1920-1930-е гг. нарастала потребность в собственно социологическом анализе молодежных проблем. Складывались определенные предпосылки для кон-ституирования социологии молодежи. Эта предыстория социологии молодежи (до середины 1940-х гг.) и составляет основное содержание первого этапа ее становления и развития.
Конституирование социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии шло по нескольким направлениям:
1 От психологии - через психоанализ (как интегративный инструмент и психологии, и социологии), от изучения индивидуальной психологии молодого человека к исследованию социально-психологических особенностей молодежи, молодого поколения.
2. От культурной антропологии - через изучение процессов взросления и социализации в традиционных обществах - к их анализу в современном обществе.
3. От общей социологии - через выделение молодежной, поколенческой проблематики.
4. От эмпирических исследований - через детализацию социального и социально-психологического портрета молодежи.
Для пути «от психологии» типична работа известного американского социолога Т. Парсонса «Возраст и пол в социальной структуре США»'. По его мнению, дети эмоционально зависят от своих родителей, особенно от матерей. Эта привязанность усиливается в небольших семьях. Затем - в юности - растет стремление освободиться от зависимости. Оно проявляется как желание поступить по-своему и открытое неповиновение требованиям старших. Одновременно возрастает конформизм со своей возрастной группой (peer group - «группа равных, ровесников»), ее нормами и стандартами. Растущая психологическая напряженность побуждает
1 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American sociological review. 1942. №7.
| 97
Молодых придавать особое значение противоположному полу и романтическим ципостям, быть терпимее в сексуальном поведении. Руководимый внутренним Ирвмлением к независимости, самостоятельности подросток вовлекается в неиз-Пвмный конфликт с социальной средой, родителями, взрослыми. Так Эдипов комплекс (по 3 Фрейду) получал социологическую интерпретацию.
В рамках пути «от культурной антропологии» наибольшую значимость имели Исследования 1920-1930-х гг М. Мид Сама она в эти годы ограничивалась изуче-милм традиционных обществ И лишь спустя многие годы обратилась к проблематике межпоколенческих отношений в современном обществе. Но ее выводы и i В1||'п1||>,)зные исследован/я оказали влияние на социологов-юнологов В чзстно-01И, зарождается концепция субкультуры, которой было суждено стать позднее Основным инструментом описания и исследования поведения и ценностных ори-емтаций молодежи. В работах американских социологов Е. Сатерленда, А. Хол-лингхеда уже в эти годы для характеристики явлений, ныне обозначаемых термином «субкультура», употреблялось понятие «лоеегЗенчесше системы» Важный нкпад в развитие этой концепции внес социолог Э.Я. Хартшорн. В его статье •Сообщество выпускников и культура колледжа» (1943 г.) культура колледжа рассматривалась как «субкультура со своими специфическими чертами». В ней он выделил официальную и неофициальную культуру. Первая включает институ-||Н'шильные нормы, поддерживаемые преподавателями и администрацией колледжа Вторая - студенческая субкультура - создается студентами в процессе адммгации к официальной культуре. Студенческая культура закрепляется в манера одеваться, жаргоне, пристрастиях к тем или иным спортивным и другим досу-НШ1.1М занятиям. Сама студенческая субкультура разнородна и включает ряд более мелких субкультур.
Субкультурный подход уже в эти годы приобретал - применительно к молодежи и подросткам - своеобразный криминальный оттенок. В частности, в центре внимания социологов «чикагской школы» (Ф. Трэшер, К. Шоу, Г. Маккей) оказались проблемы социальной дезорганизации в быстро растущих городских районах, в пвиэи с этим и изучались подростковые шайки, банды (gang; отсюда - гангстеры). Основная причина возникновения и существования подростковых делинквентных (Преступных) сообществ, по Трэшеру, - «невозможность обычаев и институтов мримо и эффективно функционировать, направляя и контролируя опыт подростков в условиях дезорганизации семейной жизни, неэффективности школьного образования, формализма и поверхностности религии, коррумпированности и индиффе-
рентное™ местных политиков, низкого уровня и монополии на занятость, бе тицы и отсутствия возможностей для благотворного восстановления сип»'. Б выявлены особенности подростковых банд (сегрегированность и однородн членства - люди одной расы или национальности; неустойчивость членства п' определенной устойчивости традиций)
Для пути «от общей социологии» характерна позиция немецкого социол К. Манхейма. Пожалуй, он первым из классиков мировой социологии обратился специальному анализу молодежи - в работе «Проблема поколений» (1923 г.)2: • важнейший факт самоопределения молодежи - ее вступление в социальную жизнь Сложности самоопределения молодежи: хаос противоборствующих ценностей общества взрослых; противоречивый характер использования обществом потенциала молодежи. Помимо «духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени», важно учесть и то, что «она еще не полностью вклю-чена в status quo социального порядка». «На языке социологии быть молодым означает стоять на краю пропасти, быть во многих отношениях аутсайдером». «Более конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса в нашей общественной жизни. Для нашего анализа важно не столько конфликтное самосознание молодежи, сколько тот факт, что молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе»;
• «феномен поколений» является одним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития»;
• необходимо сочетать два подхода в понимании смены поколений: позитивистский (акцент на биологических и хронологических факторах возрастной общности, поиск закономерностей ритма исторического развития) и романтически-исторический (поиск духовных предпосылок исторического процесса; смене поколений - проявление «духа времени»);
• качественная характеристика молодости: потенциальная готовность к новым стартам; внесение особого «пионерного» настроя в общество. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию». «Подросток находится не только биологически на стадии брожения, созревая, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отличаются оттого, что он знал раньше»;
' Thrasher F. The Gang. Л Study of 1313 gangs in Chicago. Chicago. 1927. P. 228 : Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
• «поколение характеризуется специфическим стилем мышления, определяющим ею образ жизни». «Поколение таково, каков его опыт»;
• поколение дифференцируется на различные «локоленческие союзы»;
• социологический анализ поколения - выделение 3 аспектов:
• поколенное положение - статус и потенциал;
• поколенная взаимосвязь - общность на базе сходства жизненных проблем, ин- '•(•'"""
in золенное единство - осознание сопричастности со своим поколением I ■ единстве поколения необходимо различать:
• реальное - на основе осознания членами поколения связывающих их уз;
• формальное - принадлежность к данному поколению;
t механизму смены поколений присущи: универсальность; обновление участников исторического процесса; локализация периода жизнедеятельности каждого поколения; последовательность; передача накопленного культурного наследия.
ЗАДАНИЕ 3.2. Согласны ли вы с мнением: основные идеи Манхейма не ут-
\panwntiактуальнос ти и сегодня? Аргументир уйте свою позицию _______________
Важное место понятие и проблема поколения занимает в творчестве испанского социального мыслителя X. Ортеги-и-Гассета'. Понятие поколение приобре-iMi у него категориальный характер в качестве инструмента интерепретации ис-1о|)ии Распространенным - коллективистской или индивидуалистической -концепциям он противопоставляет поколенческую. «Поколение - это и не горсть одиночек, и не просто масса: это как бы новое целостное социальное тело, обладающее и своим избранным меньшинством, и своей толпой, заброшенное на ор-|.уществования с определенной жизненной траекторией Поколение, динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является, так сказать, той траекторией, по которой движется история. Поколение - это человеческая разновидность в том строгом смысле, каковое придают этому термину натуралисты. Его члены приходят в мир и некими типичными чертами, придающими им общую физиономию, отличающую их 01 предшествующего поколения. В пределах этой идентичности могут пребы-iiiipi. индивиды, придерживающиеся самых разных установок, вплоть до того, что, проживая друг подле друга, будучи современниками, они чувствуют себя зачастую яншгонистами. Но за всеми неистовыми «за» и «против» взгляд легко обнаружи-
' ()pici«-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С.4-5.
100 вает проступающие общие признаки. И те, и другие являются людьми своего мени, при всех различиях в них больше сходства Реакционер и революцио XIX века намного ближе друг к другу, чем к кому-либо из нас».
«Мое поколение - поколение детей революции Да, ней очень ругают сейчас, но я от ношусь к моему поколению 0 уважением Это романтиче ское, обманутое, трагическое, почти целиком выбитое и по гибшее, грешное и святое по коление». А. Рыбаков |
Четвертая линия - эмпирические исследования - наиболее представлена работах социологов и психологов послереволюционной России, когда был проведен целый ряд интересных исследований жизни, быта и труда молодежи. На основании анализа материалов того времени попытаемся (в самом общем виде) решить две задачи: показать - как накапливался и обогащался опыт эмпирических исследований; дать образ нашей молодежи 1920-1930-х гг. - обра! поколения, которое традиционно характеризовалось как поколение «энтузиастов». Поколения, устремления которого отражены в словах песни Лебедева • Кумача'.
Чем же характеризовались эмпирические исследования тех лет? Проводились они преимущественно педагогами и психологами. Такая психологическая направленность проявлялась уже в названиях исследований и работ2. Но логика исследований, выход на массовидные по характеру опросы фактически превращали их в социально-психологические и социологические. Эта тенденция осознавалась и самими исследователями: «Поведение рабочего подростка необходимо изучать с позиции решающего влияния социальной среды. А фактор среды должен быть тщательно конкретизирован»,
Важно, однако, что эти исследования позволяли выявить характерные черты умонастроения юности: «Юность подходит к жизни и обществу с двумя устремлениями: найти себя и установить новое, свое. В итоге становится понятным некоторый скептицизм и критиканство, с которым обычно идет юность в жизнь». «Психологии юности, её неопытности, свежести и исканиям вполне отвечает то, что наряду с этими чертами скепсиса, критики, некоторого нигилизма, она проявляет не только самоуверенность, но и довольно наивно выявляющийся догматизм.
«Мы крепки и духом, и телом Мы горы сдвигает плечом, И нам, молодым, загорелым,
И холод, и зной нипочем!» (В.И. Лебедев-Кумач).
См.: Арамов И.А. Рабочий подросток (материалы дла педологической характеристики). М., 1928; Белоко-
пытова М.Н Поведение рабочего подростка. M.-JI., 1930; Рабочая молодежь как она есть (опыт научно-
педагогического изучения молодежи одного завода). М.-Л., 1930; Рубинштейн М.М. Юность по дневникам
и автобиографическим записям. М., 1928; Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М.-Л., 1929 и др.
ИЛ
Причем они могут идти рука об руку. Юность не охотно признается, что она в чем-ИиОудь некомпетентна. В основе этой самоуверенности лежит помимо всего то, ЧТО юный человек перешел от ощущения некоторой слабости и беспомощности к •Шущвнию резко повысившейся силы - телесной и духовной. Юности присущ и максимализм. Юность - типичная пора романтизма (стремление к расцвету и вы-пиипнию своей личности, с большим устремлением в эстетическую сторону, с подчеркнутым чувством жизни, с широким расцветом мечты и фантазии, с интере- 0ОМ к универсальному) Мечтательность настолько свойственна юности, что нередко даже немечтательные натуры могут отдать ей дань»'.
Исследования отличались значительным тематическим разнообразием.
• политическая активность и участие в общественной работе;
i идеалы и ценностные ориентации молодежи; ее интересы и досуговые увлечении. молодежная читательская, клубная, театральная и киноаудитория;
• мотивы учебы и выбора профессии;
» удовлетворенность работой;
I быт и половая мораль молодежи;
• распространенность алкоголизма в молодежной среде.
Яамлтны масштабы проблемного поля становящейся социологии молодежи Можно отметить: развитие эмпирических исследований проблем молодежи в эти годы п нашей стране было, пожалуй, на наиболее высоком уровне в мире. В ООСР в 1920-е гг. было издано около 300 работ о социальных процессах в среде Молодежи Позитивный момент - внимание исследователей уделялось различным группам молодежи, хотя в поле зрения преимущественно попадала рабочий и учащаяся молодежь. Сама молодежь чаще всего бралась в возрастных
I.... ицнх 14-24 лет. Но немало исследований было посвящено проблемам пред-
С(пи1ишг11м ММ., Игнатьев И.Л. Психология, педагогика и гигиена юности. М.. 1926. C.I4I. Нин Л.Л. Русская курсистка в цифрах;'/ Русская мысль. 1912. Июнь; Кауфман Л.Л. Русская курсистка • мифрм " Сборник статей. Община. Переселение. Статистика. М„ 1915. Интересно обобщение этих иссле-«нпипй применительно к студенчеству, осуществленное Т.Э. Петровой (Петрова Т.Э, Социология стулен-м. пин России: Этапы и закономерности становления. СПб.. 2000. С.23-67. |
мелодожных возрастных групп: подростков, детей. И сегодня поражает мас-.1ми исследование «Дети и революция» (охват -120 тыс. человек). Характер послереволюционного времени подталкивал на разграничение и дама противопоставление социальных портретов революционной и дореволюционной молодежи. Во многом этому способствовал довольно высокий уровень эмпи-■ ких исследований в России в начале XX в.2 Тем показательнее попытки и в