В этих условиях императрица разорвала кондиции. 9 глава




Билет 32 «Серебряный век» русской культуры (1880-1920 гг).

Особенности культуры России второй половины XIX — начала XX в.:

— впитала художественные принципы предшествующего времени:

а) внимание к социальным проблемам,

б) реалистическое отображение жизни;

— сохранила свой национальный характер — народное творчество становилось основой оригинальных произведений деятелей культуры;

— продолжала впитывать лучшие западно-европейские достижения — усилилась взаимная связь двух культур.

Факторы, влиявшие на развитие культуры России:

— освобождение крестьян от крепостной зависимости, увеличившее культурные потребности населения, в первую очередь, в области образования;

— капиталистическая модернизация сельского хозяйства и промышленного производства стимулировали научно-технический прогресс, ускоряли внедрение в практику новых научных достижений, усиливали потребность в квалифицированных мастерах и технически образованных рабочих;

— реформы 1860—1870-х гг. вызвали необходимость в в специалистах-администраторах, юристах, врачах и преподавателях;

— подъем общественного движения и формирование демократической интеллигенции из разных социальных слоев населения;

— правительственная политика, воздействие которой проявлялось по трем линиям:

— первая была направлена на удовлетворение потребностей государственного управления и экономики и в целом развитие культуры. Поэтому около 10% государственного бюджета тратилось на образование и науку, театр и изобразительное искусство, медицинскую помощь, социальное призрение и др.;

— вторая была нацелена на создание препятствий для демократизации культуры;

— третья выражалась в воздействии на общественное сознание в духе обновленной теории «официальной народности».

Реализация такой политики обеспечивалась правительственным контролем всех сфер культуры.

В России, в отличие от стран Западной Европы, не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако возможности приобретения грамотности в пореформенный период постепенно расширялись.

Начальное образование дети получали в течение 1—3 лет. Их обучали письму, чтению, счету и Закону Божьему. Лишь в земских школах давались некоторые знания по истории и географии.

Важную роль в образовании взрослых играли бесплатные воскресные школы. Программа обучения в них была рассчитана на более широкое, чем начальное, образование: давались не только азы грамотности, но и основы знаний по химии, физике и географии, а также элементы профессионально-технических знаний. Преподаватели формировались из демократически настроенной интеллигенции.

Во второй половине XIX в. грамотность населения в России повысилась с 6% до реформы 1861 г. до чуть более 30% в начале XX в. Для России это был крупный успех, но она значительно отставала от многих западно-европейских стран, в которых существовала всеобщая грамотность населения, а в некоторых — грамотность достигала 80%.

Среднее образование давали:

— гимназии (мужские и женские), в которых большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных и древних языков;

— реальные училища, в которых упор делался на прикладные, естественно-технические знания;

— военные и духовные училища, институты благородных девиц. В 1887 г. «Циркуляр о кухаркиных детях» запретил принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Он наиболее ярко продемонстрировал антидемократическую политику в области среднего образования как способ сохранения его сословности.

Количества средних школ было недостаточно для удовлетворения потребности страны в образованных людях.

Высшее образование достигло значительных успехов:

— созданы университеты в Одессе и Томске;

— быстро росло количество специальных высших учебных заведений: Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились и частные высшие учебные заведения;

— для девушек были открыты Высшие женские курсы в Петербурге и Москве, существовавшие на общественные средства.

В начале XX в. в России было около 120 высших учебных заведений разного профиля.

В 1863 г. Устав предоставил университетам широкую автономию:

- прошли выборы ректоров и деканов,

- открылись новые кафедры,

- оживилась научная работа,

- расширился состав учебных дисциплин и

- повысился образовательный уровень выпускников.

Однако в 1884 г. новый Устав отразил наступление консервативной линии в политике правительства: университеты утратили свою автономию. Деятельность профессоров была поставлена под жесткий контроль министра народного просвещения.

Образование оставалось не всеобщим, не обязательным и сословным. Система начального, среднего и высшего образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Наука развивалась во многих центрах: Академия наук, кафедры в университетах и высших специальных учебных заведениях, научные общества (более 20).

В естественных науках:

— особое значение имели достижения в химии — 1860— 1870-е гг. называют «золотым веком» отечественной химии: Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химичес-ких элементов; А. М. Бутлеров создал теорию химического строения органических тел;

— в математике исследования П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской имели фундаментальное и прикладное значение;

— в физике работы А. Г. Столетова в области электричества, фотоэффекта и магнетизма подготовили условия для создания современной электронной техники; П. Н. Яблочков изобрел первую модель дуговой лампы, пригодную для практического употребления; А. Н. Лодыгин создал еще более совершенную лампу

накаливания, запатентованную во многих странах; А. С. Попов удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901 г.) за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио);

— в биологии и медицине: И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы; И. П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения (Нобелевский лауреат 1904 г.); И. И. Мечников создал фа-гоцитарную теорию иммунитета и основы эволюционной эмбриологии (Нобелевский лауреат 1908 г.); К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений;

— в географии и этнографии: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай исследовали малоизвестные регионы Земли: Тянь-Шань, Тибет, Туркестан, Монголия, Индонезия, Филиппины, Эфиопия, Малайский архипелаг, Океания, Новая Гвинея. Они создали карты этих районов, собрали ценные биологические и этнографические коллекции; океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей, предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути; Э. В. Толль, А. В. Колчак, Г. Я. Седов изучали Арктику.

Гуманитарные науки развивались под особым воздействием общественных изменений и более глубокого, чем прежде, размежевания идейных позиций.

Отечественные ученые в своих исследованиях отстаивали разные теории:

— в философии шла борьба между представителями материализма и идеализма: материализм защищали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев;

- другие — В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский — увлеклись идеалистическими, религиозно-философскими исканиями; в конце XIX — начале XX в. трудами Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова (Ленина) в России начал распространяться марксизм — философская основа познания и преобразования общества, однако политическая практика марксистов оттолкнула от этой теории часть российской интел-лигенции;

— в истории: С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» (29 томов) обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа; в концепции В. О. Ключевского учитыва-лись экономические и социальные факторы, влиявшие на развитие отечественной истории; Н. Я. Данилевский создал теорию «культурно-исторических типов», в которой главным фактором исторического процесса и специфики различных цивилизаций признавался комплекс национально-психологических, культурных и религиозных особенностей народов. На эту теорию опирается современный цивилизационный подход к изучению прошлого человечества; в начале XX в. история России продолжала рассматри-ваться с либеральных позиций (П. Н. Милюков) и были сделаны первые шаги в процессе формирования марксистской концепции (М. Н. Покровский).

Большую роль в популяризации научных знаний играло книгопечатание, развивавшееся благодаря деятельности И. Д. Сытина и Ф. Ф. Павленкова.

Значительно увеличилось число общедоступных библиотек. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях.

Приобщению народа к культуре способствовала деятельность столичных и провинциальных музеев:

- научных (Исторический);

- технических (Политехнических);

- литературных (Пушкинский дом);

- мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский;

- краеведческих;

- особенно художественных: Русский музей в Петербурге, Третьяковская галерея в Москве.

Литература опиралась на принципы реализма и оставалась важнейшим средством воздействия на общественное сознание. В произведениях И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна идеи гуманизма, гражданственности, патриотизма и глубокой народности сочетались с высокой эмоциональной насыщенностью.

Однако художественные приемы реализма на рубеже XIX— XX вв. перестали удовлетворять многих литераторов — появился модернизм. Его общие черты:

- новаторство, поиск новых изобразительных средств и языковых форм,

- более глубокое внимание к внутреннему миру личности и воспевание ее свободы,

- преклонение перед красотой, экзотикой, сочностью, звучностью и неожиданностью рифм.

Отличие этических, эстетических и философских позиций разделило модернистов на разные течения:

— символисты — В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Д. С. Мережковский; Символисты обращались не к разуму, а к чувствам, эмоциям, интуиции и пытались проникнуть в сферу подсознательного. Чтобы отобразить подлинный мир находящейся за пределами реального они используют символы. Помимо прямого значения у слов есть другие значения и смыслы. стихи- чистая лирика глубокие личные переживания. Главная тема- тема любви часто с мистическим содержанием. Характерна пейзажная лирика(грусть,меланхолия).Встречаются городские мотивы, музыкальность, образ отодвигается на второй план.

— акмеисты — Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам;(акмеизм- острие вершина. они хотят видеть в слове полное его значение.Группа цех поэтов 1911.Интерес – красота жизни, никаких туманностей и намеков)

— футуристы — Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный.(с латинского будущее,Цель – рождение сверх искусства, способного преобразить мир. Добиваясь своей цели футуристы опирались на научные и технологические решения.Для них революция была желанной. Создавали атмосферу литературного скандала. они обновили значения многих слов, использовали технические термины, стирали границу между низким и высоким, не соблюдали знаки препинания, включали материальные символы)

Творчество блестящего созвездия поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Литература, откликавшаяся на важнейшие политические события того времени, оказала значительное влияние на формирование общественного мнения, на развитие драматического театра, музыки и изобразительного искусства.

Драматический театр во второй половине XIX — начале XX в. развивался на реалистических традициях. Репертуар театров формировался на национальной основе (пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. М. Горького), хотя ставились произведения и зарубежных классиков драматургии (В. Шекспира, Ф. Шиллера).

Московский Малый театр — «дом Островского» — оставался ведущим драматическим театром России.

В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественно-Общедоступный театр, открывший новый этап в развитии сценического искусства.

В 1896 г. в России появился новый вид искусства — кино. Оно сразу завоевало большую популярность — к 1916 г. было 4 тыс. кинотеатров.

Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова и др. (около 30) снимали документальные фильмы (о праздновании 300-летия Дома Романовых) и выпус-тили более 600 игровых лент (первая — «Стенька Разин и княжна» — появилась в 1908 г.). Лучшие фильмы снимались по сценариям, написанным по мотивам произведений русских писателей (А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого). «Звезды» отечественного кино: режиссер Я. А. Протазанов, артисты Вера Холодная, И. И. Мозжухин.

Русская национальная музыкальная школа окончательно оформилась во второй половине XIX в.

Основные центры музыкальной культуры:

— консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах;

— императорские Мариинский (в Петербурге) и Большой (в Москве) театры;

— Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна.

В начале 1860-х гг. сложилась «Могучая кучка» — группа композиторов: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве проявился национальный дух, уважение к песенным мелодиям русского и других народов России. Участники «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин) создали множество

оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений, ставших класси-ческими.

Славу русской вокальной школе создали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а балету — хореографические постановки балетмейстера М. И. Петипа и танцоры А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России играла деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913 гг.).

В живописи в середине XIX в. на долгое время утвердился реализм, пробивавший себе дорогу в борьбе с академизмом. Художники-реалисты стремились откликаться на проблемы, волнующие современников.

В 1863 г. ученики Академии художеств подали прошение «свободно выбирать сюжеты» для участия в академическом конкурсе.

В ответ на отказ они заявили о выходе из академии и образовали «Артель» — независимый творческий союз. В историю русской живописи это событие вошло как «бунт четырнадцати».

В 1870 г. по инициативе художников Г. Г. Мясоедова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и В. Г. Перова было образовано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е — середина 1890-х гг., хотя просуществовало оно до 1923 г., устроив 48 выставок во многих городах России. В разное время в Товарищество входили, кроме упомянутых выше: В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, И. И. Левитан и другие талантли-вые художники. Для передвижников были характерны свободная, широкая манера письма, светлая разнообразная палитра красок и пристальное внимание к актуальным обществен-ным проблемам. Передвижники (так называли членов Товарищества) решительно порвали с эстетикой академизма. Их творчество основывалось на принципах критического реализма.

Основные жанры в произведениях передвижников:

— портретный (И. Н. Крамской);

— исторический (В. И. Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»; И. Е. Репин — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»);

— бытовой (И. Е. Репин — «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»);

— пейзажный (И. И. Шишкин — «Утро в сосновом лесу»; И. И. Левитан — «Над вечным покоем»).

Иногда брались евангельские сюжеты, но они использовались для воплощения современных философско-нравственных проблем (И. Н. Крамской — «Христос в пустыне»).

На рубеже XIX—XX вв. под влиянием модернизма сложилась группа художников, объединившаяся вокруг журнала «Мир искусства»: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др. Мирискусники провозгласили но-вые художественно-эстетические принципы, противоположные и реализму передвиж-ников, и академизму. Они пропагандировали свободу от социальных и политических проблем в живописи, особое внимание уделяли возрождению и новой оценке наследия XVIII — начала XIX в., популяризации западно-европейского искусства.

Культура России в начале XX в.

На рубеже XIX—XX вв. под влиянием модернизма сложилась группа художников, объединившаяся вокруг журнала «Мир искусства»: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.

Мирискусники провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противоположные и реализму передвижников, и академизму. Они пропагандировали:

- свободу от социальных и политических проблем в живописи;

- особое внимание уделяли возрождению и новой оценке наследия XVIII — начала XIX в.; - популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард»: К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. Предшественники абстракционизма, они отстаивали:

- искусство «чистых» форм;

- искусство внешней беспредметности.

Скульптура развивалась во второй половине XIX в. под влиянием реализма. Основные жанры:

— портретный (А. М. Опекушин — памятник А. С. Пушкину

в Москве);

— историке-портретный (М. М. Антокольский — «Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Ермак», «Петр I»; М. О. Микешин — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине IIв Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве).

В начале XX в. под влиянием импрессионизма скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление его движения.

Архитектура во второй половине XIX — начале XX в. развивалась под влиянием технического прогресса. Расширился ассортимент строительных материалов: железобетон и металлические конструкции для перекрытий, стекло.

Произошла смена архитектурных стилей, так как русско-византийский стиль не подходил для зданий общегражданского назначения — банков, магазинов, вокзалов, доходных домов. Архитекторы стремились возродить традиции древнерусского зодчества: возник неорусский стиль — использование элементов каменного узорочья, наследия русского барокко в сочетании с новыми техническими конструкциями.

В Москве в неорусском стиле были построены: здание Исторического музея (архитектор В. О. Шервуд) и Верхние торговые ряды на Красной площади (архитектор А. Н. Померанцев).

Неорусский стиль в архитектуре второй половины XIX в. отражал стремление русских зодчих к историзму и патриотизму.

В Петербурге появилась архитектурная эклектика — смешение разных стилей — элементов средневековой европейской готики и древнерусского зодчества, барокко и классицизма. Самая известная постройка того времени — Храм Воскресения Христова (его называют Спас на Крови, так как он был возведен на том месте, где народовольцы организовали покушение на Александра II).

В начале XX в. в русской архитектуре оформились три стиля:

— неорусский: здание Казанского вокзала (архитектор А. В. Щусев);

— модерн: здания Ярославского вокзала и Художественного театра (архитектор Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (архитектор В. Ф. Валькот);

— неоклассицизм: здания Музея изобразительных искусств (архитектор Р. И. Клейн) и Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).

Однако большинство провинциальных городов сохранили свой прежний облик. Они были застроены маленькими деревянными домишками или в лучшем случае невысокими каменными домами.

Выводы:

1) Во второй половине XIX — начале XX в. культура России продолжала успешно развиваться. Продолжался ее «золотой век».

2) В культуре закрепились черты, сложившиеся в первой половине века:

- приверженность реалистическим традициям,

- демократизм и высокая гражданственность,

- гуманизм и бескорыстное служение своему народу,

- проповедь патриотизма и социальной справедливости,

- стремление к воспитанию и совершенствованию нравственных устоев общества.

3) Культура России приобрела общеевропейский характер.

4) Взаимовлияние двух культур — западно-европейской и отечественной — стало постоянным фактором их развития. Конец XIX — начало XX в. отмечен не только заимствованиями из западноевропейской культуры, но и воздействием на нее со стороны российской. «Русский свет» освещал улицы европейских стран и США. На Всемирных выставках в Париже русские изобретатели не раз получали золотые медали. Отечественные ученые являлись почетными членами академий и научных обществ многих стран. Именами русских географов и путешественников назван ряд географичес-ких объектов. Русских писателей знали и почитали за границей. В свою очередь, произведения некоторых европейских писателей переводились и публиковались в России. На русской сцене ставились зарубежные драмы и трагедии. Русская музыка звучала в концертных залах Европы. Все это свидетельствовало о мировом признании заслуг отечественных деятелей культуры.

Билет 33. К началу XX в. Россия - аграрно-индустриальная страна (по размерам промышленного производства входила в 5 крупнейших индустриальных держав мира).

Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности являлись пищевая и текстильная (более половины всей стоимости промышленной продукции). Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) утверждались отросли тяжёлой индустрии (машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы).

Промышленный подъем 1893-1900г сыграл важную роль в формировании отраслевой структуры промышленности (объем продукции крупной промышленности вырос в 2 раза, тяжёлой в 3). В большей степени его определяло ж/д строительство на гос. деньги (к 1892 г. протяжённость ж/д сети — 31 т. км., к 1902 г. 58 т. км.).

Промышленные районы развивались неравномерно. Быстро росла горная промышленность юга России. За 1890-1899 гг. доля юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна -с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали -с 17,8 до 44%.

Доля промышленности Урала наоборот падала: в металлургическом производстве с 67% в 70-х годах до 28% в 1900 г.

Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупно капиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии способствовали возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов.

Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью. К 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован в 20, Петербургский учётный и ссудный банк в 30 предприятиях. Бурные темпы промышленного подъёма 90-х годов стали возможны благодаря экономической политике минфина С.Ю. Витте. 1894 г. - введена винная монополия (значительно увеличила гос. доход). 1897 г. - денежная реформа (через повышения налогов и роста добычи золота введены золотые монеты, привлёкшие западные капиталы и укрепившие денежную сис-му). 1898 г. - введен промысловый налог.

В 1900 г. начался мировой эконом. кризис, оказавшийся в России сильней, чем в остальных странах. В 1902 г. кризис достиг пика, до 1909 г. промышленность пребывала в состоянии застоя (формально кризис до 1903). Кризис начался с легкой промышленности, но наиболее пострадали металлургия и машиностроение. Всё промышленное производство сократилось на 5% в 1900-1903 гг., потребление хлопка на 0,6%, выплавка чугуна на 15%, прокат рельсов на 32%, производство паровозов и вагонов на 25-37%. Закрыто более 3 тыс. предприятий, уволено 112 тыс. рабочих. Гибель мелких и средних предприятий привела к появлению в начале 900-х годов монополистических объединений (картелей, синдикатов и т.д.).

На рубеже XIX-XX вв. сельское хозяйство давало половину дохода страны и использовало 78% населения. Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88% валового сбора зерна и около 50% товарного, при чем зажиточное крестьянство давало 38% валового сбора и 34% товарного хлеба.

Капитализацию хозяйства тормозили остатки крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства) и крестьянское малоземелье. Если крупные помещики в конце XIX в. имели по 2333 десятины земли, то разорённые крестьянские хозяйства имели по 7 десятин. В 1905 г. уменьшился уже по 2,6 десятин (за счет прироста крестьян и => дробления хоз-в). Основной чертой развития сельского хозяйства в пореформенный период был рост торгового предпринимательского земледелия.

В начале XX в. степные губернии юга и Заволжья -районы производства зерна на продажу (в основном экспорт). Северные, прибалтийские и центральные губернии - районы скотоводства и молочного хозяйства. Северо-западные губернии - производство льна. Украина и Центрально-черноземная зона — возделывание сахарной свеклы. Основной прирост годовых сборов урожая происходил за счет свободных земель.

Значительная часть крестьянства отработками, кабальной арендой, непосильными податями была доведена до нищенского состояния. В 1891-1892 гг. крестьянство европейской части России пережило страшный голод.

Билет 34. Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины, основные события, последствия. В конце XIX в. Россия активизировала дальневосточное направление своей внешней политики. Дальний Восток стал местом притяжения интересов всех великих держав. Слабый и отсталый Китай подвергался империалистической агрессии многих стран. Япония отторгла у Китая Корею, Тайвань, Пескадорские острова. Она претендовала на ведущую роль в Тихоокеанском регионе и под лозунгом создания «Великой Азии» готовила вторжение в Маньчжурию — северо-восточную провинцию Китая. Утверждение Японии около границ России угрожало безопасности восточных районов империи. Россия, как и другие страны, стремилась усилить свое влияние на Дальнем Востоке: — в 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк; — в 1896 г. между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз против Японии; началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД); — в 1898 г. Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с крепостью Порт-Артур; — в 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию. Русско-японские переговоры 1903 г. о судьбах Маньчжурии и Кореи зашли в тупик. Японию поддерживала Англия, которая в 1902 г. заключила с ней союз. В 1904 г. началась Русско-японская война. По замыслу российских правящих кругов она должна была отвлечь народные массы от антиправительственных выступлений. Войну начала Япония. Используя перевес сил и фактор внезапности, в ночь с 26 на 27 января 1904 г. без объявления войны японский флот обстрелял русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Было повреждено три корабля. Утром 27 января в корейском порту Чемульпо японская эскадра (6 крейсеров и 8 миноносцев) атаковала два русских корабля: крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После 45-минутного боя русским морякам пришлось взорвать «Кореец», а «Варяг» затопить, чтобы корабли не достались врагу. Основные события войны: — в 1904 г.: февраль — апрель — высадка японских войск на Ляодунском полуострове и в Южной Маньчжурии; в мае — крепость Порт-Артур отрезана от основных русских сил; 31 мая — неудачный выход на внешний рейд эскадры вице-адмирала С. О. Макарова — флагманский корабль «Петропавловск» подорвался на мине и затонул; 144 август — сражение под г. Ляоян, не принесшее успеха ни одной из сторон; сентябрь — неудачное контрнаступление русской армии на р. Шахе; август — декабрь — шесть японских штурмов крепости Порт-Артур, которая была сдана лишь в результате предательства коменданта, генерала А. М. Стесселя; — в 1905 г.: февраль — поражение России под г. Мукден; май — в сражении около острова Цусима разбита 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала 3. П. Рожественского, направленная на Дальний Восток из Балтийского моря; июль — остров Сахалин захвачен Японией. России пришлось пойти на мирные переговоры, так как: - война была фактически проиграна - в стране вспыхнула революция. Япония также стремилась к миру, так как ее силы были исчерпаны. США предложили свое посредничество на переговорах. В августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Благодаря усилиям С. Ю. Витте (главы российской делегации) его условия для России стали не столь унизительными, как это ожидалось из-за поражения. Было отвергнуто требование Японии о контрибуции. Однако Россия признала Корею сферой влияния Японии, передала ей право на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и южную часть острова Сахалин. Влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. Сохранение в России отжившей самодержавной системы с ее полицейским режимом вызвало острый социально-политический кризис. Поражение России в Русско-японской войне значительно углубило этот кризис и стало предпосылкой к революции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: