5 с 1842 г. указ «Об обязанных крестьянах» продолжил линию, намеченную указом 1803 г., разрешая помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им в пользование земельного надела. За него они обязаны были выполнясь прежние повинности;
6 - с 1847 г. в западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие взаимоотношения между помещиками и крестьянами. В них фиксировались размеры крестьянских наделов и повинностей.
Но все это были лишь частичные меры, не изменившие сути крепостнических отношений.
Вместе с тем, под руководством графа Киселева в 1837-1841 годах была проведена реформа управления государственными крестьянами. Государственные крестьяне составляли до 1/3 сельского населения страны и находились в распоряжении Министерства финансов.
Цель реформы поднять благосостояние государственных крестьян в интересах сбора налогов. В ходе реформы Киселева управление государственной деревней было передано специально созданному Министерству государственных имуществ.
Министерство государственных имуществ:
1. Заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян.
2. Проводило размежевание земель.
3. Создавало семенной фонд и запасы продовольствия на случай неурожая.
4. Следило за справедливой раскладкой налогов.
5. Открывало в деревнях начальные школы и больницы.
Впервые в истории России было введено выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села.
Однако несмотря на это крестьянский вопрос в середине 19 века все так же сохранял свою социально-политическую остроту, так как крепостное право оставалось незыблемым. Для его окончательного решения потребовалось такое мощнейшее потрясение, каковым стала для России Крымская война (1853-1856 годы), завершившаяся тяжелым поражением страны.
|
Билет 29 Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.: причины, ход,
последствия.
Наиболее острым этапом в осуществлении Россией южного направления своей
внешней политики и в процессе ее участия в решении восточного вопроса стала Крымская
война 1853-1856 гг.
Кроме России и Турции, в ней участвовала коалиция западноевропейских государств:
Англия, Франция и Сардинское королевство.
Каждый участник имел свои интересы в этом конфликте:
— Россия стремилась добиться благоприятного режима черноморских проливов и
усиления своих позиций на Ближнем Востоке и Балканах. В 1830—1840-е гг. она боролась
за решение вопроса о проливах. По Ункиар-Искелессийскому договору России с Турцией
в 1833 г. проливы закрывались для «иностранных военных кораблей, а русские получили
право свободного провода через них военных судов. В 1840-е гг. ситуация изменилась. На
основе ряда соглашений с европейскими государствами (Лондонские конвенции 1840—
1841 гг.) проливы попали под международный контроль и были закрыты для всех военных
флотов. Русский флот оказался запертым в Черном море;
- Османская империя хотела вернуть территории, потерянные в результате русскотурецких
войн конца XVIII — первой половины XIX в., а также ослабить влияние России
на Балканах и предотвратить ее поддержку освободительного движения балканских
народов;
- Англия и Франция намеревались сокрушить Россию как великую державу, лишить ее
влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове, отторгнуть Закавказье,
|
Финляндию и Польшу;
- для Сардинского королевства участие в антироссийской коалиции стало одним из
средств укрепления своего международного положения.
Повод:В 1850 г. возник общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке из-за споров между
православным и католическим духовенством в Палестине о том, кто будет владеть
Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддержала
Россия, а католическую — Франция. Спор между священнослужителями перерос в
противостояние двух европейских государств.
Османская империя, владевшая Палестиной, встала на сторону Франции. Это вызвало
недовольство России и лично императора Николая I, который направил в Константинополь
своего представителя — князя А. С. Меншикова, чтобы добиться привилегий для
Русской Православной Церкви в Палестине и исключительного права покровительства
православным подданным Турции. Султан не уступил нажиму России, а вызывающее,
неуважительное поведение ее посланца лишь усугубило конфликтную ситуацию.
Частный, но для того времени важный, учитывая религиозные чувства людей, спор о
Святых местах стал поводом к возникновению русско-турецкой, а затем и общеевропейской
войны.
Вступая в войну, Николай I надеялся на мощь армии (более 1 млн. человек) и
поддержку Англии и Австрии, но он просчитался. Как выяснилось в ходе войны, Россия
значительно отстала по своему экономическому и военно-техническому уровню от стран,
участвовавших в коалиции:
- вооружение армии (гладкоствольные ружья) уступало нарезному западно-европейскому
|
оружию;
- устарела и артиллерия;
- флот России был по преимуществу парусным, тогда как в военно-морских силах Европы
преобладали суда с паровыми двигателями;
- в России отсутствовали налаженные коммуникации, что мешало обеспечению театра
военных действий достаточным количеством боеприпасов и продовольствия, людским
пополнением.
Русская армия могла успешно бороться с подобной по состоянию турецкой, но
противостоять объединенным силам Европы не имела возможности.
В 1853 г. для давления на Турцию русские войска были введены в Молдову и Валахию,
в ответ турецкий султан в октябре 1853 т. объявил России войну. Его поддержали Англия
и Франция. Австрия заняла позицию «вооруженного нейтралитета». Россия оказалась в
полной политической изоляции.
История Крымской войны делится на два этапа.
Первый этап— с ноября 1853 по апрель 1854 г. — собственно русско-турецкая кампания,
которая велась с переменным успехом на Черном море, Балканском и Кавказском театрах
военных действий. Главное событие — Синопское сражение в ноябре 1853 г. — русская
эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова разгромила турецкий флот.
На втором этапе — апрель 1854 г. — февраль 1856 г. — Россия была вынуждена вести
борьбу против коалиции европейских государств. Поражение Турции в Синопе
активизировало Англию и Францию. Они объявили войну России. Англо-французская
эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские
корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь, провели
военную демонстрацию на Камчатке.
Однако главные события этого этапа перенеслись в Крым, где находился Севастополь
- военно-морская база России:
- 2 сентября 1854 г. союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе
Евпатории;
- в начале сентября русские войска проиграли сражение на р. Альма - по приказу
командующего А. С. Меншикова они отошли к Бахчисараю, бросив Севастополь на
произвол судьбы. Его гарнизон, подкрепленный матросами черноморского флота, вел активную
подготовку к обороне. Ее возглавили В. А. Корнилов и П. С. Нахимов;
— с октября 1854 г. по aвгуст 1855 г. продолжалась героическая оборона Севастополя.
Основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции, которые мало
помогли осажденной крепости:
- сражения при Балаклаве (октябрь 1854 г.) и
- под Инкерманом (ноябрь 1854 г.),
- наступление на Евпаторию (февраль 1855 г.),
- сражение на Черной речке (август 1855 г.).
Последний штурм Севастополя (конец августа 1855 г.) привел к падению Малахова
кургана — главной опорной базы сопротивления. Продолжение обороны было
затруднено. Большую часть Севастополя заняли союзные войска, однако, найдя там одни
развалины, они вернулись на свои позиции.
На Кавказе военные действия развивались успешно для России. Турция вторглась в
Закавказье, но потерпела поражение. Русские войска стали действовать на ее территории.
В ноябре 1855 г. взят Каре — мощная турецкая крепость.
Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к
прекращению военных действий.
В переговорах на Парижском мирном конгрессе участвовали: Россия, Франция,
Англия, Австрия, Турция и Сардинское королевство. 18 (30) марта 1856 г. был подписан
Парижский мирный трактат:
— Россия не понесла значительных территориальных потерь — отторгнута лишь южная
часть Бессарабии;
— однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии, ее роль
на Балканах была ослаблена;
- самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации»
Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные
арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности ее южных
границ.
Война дорого стоила русскому народу. Потери во время Крымской кампании
составили 227 тыс. человек. После войны почти прекратилась черноморская торговля и
затормозилось развитие южных районов страны.
Война, с одной стороны, обнажила слабость России, но с другой - продемонстрировала
героизм и непоколебимый дух русского народа.
Война изменила расстановку сил в Европе и ослабила международный авторитет
России.
Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю
российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться
реформированием государства.
Выводы:
- После 1815 г. основные задачи политики России в Европе — поддержание
консервативных монархических режимов и борьба с революционным движением.
- На южном направлении взаимоотношения с Османской империей и Персией вылились в
несколько.войн, в результате которых Россия, с одной стороны, подчинила своему
влиянию кавказский регион, а с другой — потерпела поражение от коалиции держав,
объединившихся вокруг Турции.
Билет 30 Реформы Александра II (1855-1881 годы).
Крымская война обозначила отставание России от передовых европейских государств. Поэтому перед новым императором Александром II стояло несколько важнейших задач.
1. Обновить социальное устройство в России в соответствии с потребностями ее экономического развития.
2. Сохранить самодержавие и господствующее положение дворянства
3. Восстановить пошатнувшийся международный престиж страны.
Факторы, влиявшие на внутреннюю политику:
— укрепление капиталистического уклада;
— изменения в социальной структуре (появление новых классов);
— подъем общественного движения и начало борьбы рабочих за улучшение своего положения
Отмена крепостного права — главное преобразование середины XIX в. К этому времени назрели все предпосылки реформы.
Экономические предпосылки реформы: — крепостничество мешало развитию помещичьего хозяйства. Имения, основанные на труде крепостных крестьян, все более приходили в упадок из-за низкой 132 производительности принудительного труда. Это заставляло правительство тратить огромные средства на поддержку помещиков; — крепостничество мешало развитию хозяйства крестьян. Сокращение наделов крестьян и перевод их на месячину, увеличение оброка — все это подрывало крестьянское хозяйство; — крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Политическая предпосылка сложилась после поражения России в Крымской войне — николаевская бюрократическая система в полной мере проявила свое несовершенство и неспособность эффективно управлять государством. Социальные предпосылки: — открытый протест крестьян против крепостного права. В середине XIX в. их недовольство своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений; — рост антикрепостнических настроений. В обществе созрело понимание необходимости отмены крепостного права. Либералы разрабатывали проекты решения крестьянского вопроса. План К. Д. Кавелина («Записка об освобождении крестьян в России») предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Император Александр II (1855—1881) был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. В историю он вошел как царь-освободитель. О намерении освободить крестьян Александр впервые заявил в 1856 г.: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Подготовка реформы началась в 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу. Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа для подготовки реформы в условиях большей гласности. 20 ноября 1857 г. специальным указом (рескрипт) император рекомендовал дворянству создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы. Поставив такую задачу перед помещиками, правительство, с одной стороны, вынудило их заняться крестьянским вопросом, а с другой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне отстранялись от обсуждения проекта реформы. Издание рескрипта положило начало официальной и, главное, открытой подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача — выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета — она перестала быть тайной. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель — Я. И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами. В комиссии с мест поступило в основном два варианта проектов. В них размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. 133 В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении своей земли и поэтому выступали против предоставления ее крестьянам. Они были готовы дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, с менее плодородной землей, дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп. Редакционные комиссии обобщили проекты губернских комитетов. В октябре 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет. Затем его обсуждали члены Государственного совета, утвердив 17 февраля 1861 г. Документы о проведении реформы Александр II подписал 19 февраля 1861 г. Освобождение крестьян осуществлялось на основе двух документов, имевших силу закона: Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и обустройстве их быта» и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Их обнародование в столицах состоялось 5 марта, а в провинции растянулось на месяц. Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: - личного освобождения крестьян, - наделения крестьян землей и - выкупной сделки. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права, крестьянин мог: - владеть движимым и недвижимым имуществом, - заключать сделки, - выступать как юридическое лицо, - защищать свои права в суде; - крестьянин освобождался от опеки помещика, - мог без разрешения помещика вступать в брак, - поступать на службу и в учебные заведения, - менять место жительства, - переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать выборные органы их местного самоуправления. Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялась: - общинная собственность на землю, - переделы наделов, - круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Наделение крестьян землей регламентировали «Положения». Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. При выкупе земли крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость, которую завысили в 1,5 раза. Следовательно, как наделение землей, так и выкупная сделка осущест- 134 влялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.) У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд руб., т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. Выплата общиной выкупа помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян. Они должны были платить оброк и выполнять барщину вплоть до выплаты 20% стоимости земли. Отмена крепостного права имела очень большое значение: — принесла свободу почти 23 млн крепостных крестьян; — расчистила дорогу для укрепления буржуазных отношений и экономической модернизации страны; — создала импульс для либеральных социально-политических преобразований, совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу «Великой». Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: — крестьяне фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещика; — тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; — реализация реформы позволила сохранить помещичье землевладение. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России стали земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которую включилось освобожденное крестьянство. Реорганизация местного управления: — в 1864 г. на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» началась земская реформа. В губерниях и уездах создавались выборные всесословные учреждения — земства. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций — их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной администрации, которая имела право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на ущемление прав, земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения, стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции; — с 1870 г. на основе «Городового положения» проводилась городская реформа. В городах создавались выборные всесословные органы — городские думы. Высокий имущественный ценз при выборах обеспечивал главенствующую роль жителей, обладавших крупной собственностью. Думы занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, просвещении и медицинских нуждах. Они находились под строгим контролем администрации. Судебная реформа 1864 г. опиралась на «Новые судебные уставы», вводившие в России принципиально новую систему судопроизводства: — всесословность суда; 135 — его независимость от администрации; — несменяемость судей; — гласность; — состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями; — строгое разграничение компетенции судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако некоторые принципы лишь декларировались — крестьяне подлежали своему сословному суду; политические процессы имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности. Военную реформу обусловило поражение в Крымской войне, показавшее, что российская армия, основанная на рекрутском наборе и оснащенная устаревшим вооружением, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими.кадрами. В 1860-х гг. началось перевооружение армии: - замена гладкоствольного оружия нарезным, - введение стальных артиллерийских орудий, - улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии. Улучшалась система управления вооруженными силами. Закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, позволил сократить численность армии в мирное время, создать обученный запас и повысить боеспособность армии. Реформа в сфере образования: — с 1864 г. два новых документа — «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» — вводили всесословное начальное и феднее образование; — в 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам — врх восстанавливалась самостоятельность решения админист-рживно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Реформа в сфере печати: — в 1865 г. «Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для книг, рассчитанных на образованную часть общества, и для центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Реформы 1860—1870-х гг. имели прогрессивное значение. Был сделан первый шаг для расширения роли общественности в жизни России. Однако процесс модернизации страны имел специфический характер. Реформы проводились либеральной бюрократией, которая не посягала на самодержавие и господствующее положение дворян. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60—70-х гг. XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство 136 народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.
Билет 31 Вступление на царский престол Александра III последовало 2 марта 1881 г. после мученической кончины 1 марта его отца, царя-освободителя, императора Александра II.
Отмена крепостного права привела не только к освобождению крестьян, но и к обеднению большинства из них из-за высоких выкупных платежей и урезания земельных наделов. Вот интеллигенты и решили освободить народ и дать ему землю с помощью народной революции. Однако крестьяне, несмотря на недовольство реформой, восставать против самодержавия никак не желали. Тогда последователи идей П. Ткачева решили организовать государственный переворот, а чтобы легче было его совершить, убить царя. По их мнению, это привело бы к параличу власти и свержению ее революционерами.
Создается впечатление, что народовольцам (дочь губернатора Петербурга, а в последующем члена Министерства внутренних дел Софья Перовская, её гражданский муж, студент юридического факультета Андрей Желябов, изобретатель Николай Кибальчич, рабочий Тимофей Михайлов, Николай Рысаков, Вера Фигнер, Степан Халтурин и др.) неудачи придавали азарт. Они готовили новое покушение. На этот раз был выбран Каменный мост на Екатерининском канале, через который проезжал обычно император. От первоначального плана взрыва моста террористы отказались, возник новый – заложить мину на Малой Садовой. Перовская «заметила, что на повороте от Михайловского театра на Екатерининский канал кучер задерживает лошадей, и карета едет почти шагом». Здесь и решено было нанести удар. Было предусмотрено в случае неудачи, если мина не взорвется, бросать в карету царя бомбу, но если и это не получилось бы, то Желябов должен был прыгнуть в карету и заколоть императора кинжалом. Но эта подготовка к покушению была осложнена арестами народовольцев: сначала Михайлова, а затем и Желябова. Убийство Александра II. Хромолитография исполнена у Ф. Морозова Усилившиеся аресты привели к тому, что не хватало опытных террористов. Организовалась группа из молодых революционеров: студент Е. Сидоренко, студент И. Гриневицкий, бывший студент Н. Рысаков, рабочие Т. Михайлов и И. Емельянов. Технической частью заведовал Кибальчич, который изготовил 4 бомбы. Но 27 февраля был арестован Желябов. Тогда руководство взяла на себя Перовская. На совещании Исполнительного комитета определились метальщики: Гриневицкий, Михайлов, Рысаков и Емельянов. Они «с двух противоположных сторон на обоих концах Малой Садовой должны были бросить свои бомбы». 1 марта им были переданы бомбы. «Они должны были выйти на Екатерининский канал к известному часу и появиться в известном порядке». В ночь на 1 марта Исаев заложил мину под Малой Садовой. Террористы решили ускорить реализацию задуманного. Императора предупреждали о грозящей ему опасности, но он ответил, что его защищает Бог. 1 марта 1881 г. Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж, присутствовал на разводе караулов и возвращался в Зимний через Екатерининский канал. Это ломало планы народовольцев, Софья Перовская срочно перестраивала план покушения. Гриневицкий, Емельянов, Рысаков, Михайлов стали вдоль набережной Екатериненского канала и ждали условного сигнала Перовской (взмаха платка), по которому они должны были бросить бомбы в царскую карету. Задуманное получилось, но император снова не пострадал. Но он не покинул спешно место покушения, а захотел подойти к раненым. Об этом писал анархист князь Кропоткин: «Он чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненых черкесов и сказать им несколько слов». И тогда Гриневицкий бросил в ноги царю вторую бомбу. Взрыв отбросил Александра II на землю, из раздробленных ног лилась кровь. Император прошептал: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…» Гриневицкий, как и Александр II, через полтора часа скончался в тюремном госпитале, а остальные террористы (Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов, Рысаков) 3 апреля 1881 г. были повешены.
Александр II (1855 – 1881 гг.) | Александр III (1881 – 1894 гг.) |
«Освободитель» | «Миротворец» |
Внутренняя политика | Внутренняя политика |
Время правления прошло под знаком Великих реформ, отражавших идею либерализации основных сфер жизнедеятельности общества – экономики, политики, культуры | Начало правления связано с продолжением либеральных реформ Александра II. Однако в конце 1880-х гг. кардинальным образом изменился характер правления: Контрреформы отражали процесс восстановления расшатанных устоев абсолютной монархии и возвращения к консервативным принципам |
1861 г. была проведена одна из ключевых реформ, предопределивших логический путь всех дальнейших преобразований – крестьянская реформа (Манифест «Об освобождении крестьян»). Для разработки реформы в 1857 г. была создана комиссия (Я. И. Ростовцев, Д. А. Милютин, К. Д. Кавелин, Ю. Ф. Самарин), которая занималась концептуальной разработкой ключевых положений. Поэтапно были созданы Секретный комитет в1857 г., Главный комитет в 1858 г., Редакционные комиссии в 1859 г. и, наконец, в 1960 г. все документы были переданы в Государственный совет. По реформе крестьянам была декларирована личная свобода и предоставление им гражданских прав, частности: – в южном Черноземье, где крестьянин нес барщину, предоставлялось право выкупа земельного надела в течение 49 лет в собственность (до момента выкупа крестьянин, работавший на полевом наделе, считался временнообязанным); – в центральных районах, крестьяне, занимавшиеся промыслами и выплачивавшие установленную сумму, – оброк («ходившие на оброке», получали возможность выкупа по сути самого себя, т.к. помещик был заинтересован в сохранении крестьянского оброка; – возможность мигрировать в город на заводы, фабрики, мануфактуры, составив неквалифицированную рабочую силу. | Первые шаги были связаны с продолжением либеральных процессов в отношении крестьянства – 1885 – 1889 гг. – открытие Крестьянского банка, понижение выкупных платежей на землю; перевод крестьян на выкуп. Однако впоследствии с 1889 г. они же были свернуты, и закреплен путь консервативной политики, а конкретно: – ограничение переселения, запрещение свободной миграции крестьянства и жесткое прикрепление к владельцу; восстановление власти помещиков над крестьянами; – ограничение земельных переделов в общинах (1893 г.); – закрытие Крестьянского банка, – завышение выкупных платежей за землю. К позитивным процессам в аграрном секторе отнесены: – развитие отработочной системы ведения помещичьего хозяйства (крестьян-собственников – середняков); – рост мелких крестьянских промыслов; – увеличение посевов зерновых экспортных культур – пшеницы, ячменя, а также технических культур – свеклы, картофеля, льна, хлопка; – развитие молочного и мясного скотоводства; – агротехническое переоснащение (в крупных помещичьих и кулацких хозяйствах). В 1880-е гг. произошел второй промышленный переворот, сопровождавшийся созданием монополий в разных отраслях: – металлообработки (заводы, созданные при участии французских, бельгийских, английских и немецких капиталов); – машиностроение (судостроительные, паровозостроительные, литейные предприятия); – железнодорожного строительства (в 1891 г. началось строительство Сибирской магистрали; – текстильной. Все это привело к середине 1890-х гг. к возрастанию концентрации производства (рабочая сила и объемы промышленной продукции). Магистральной линией правительства стала политика протекционизма, связанная с: – повышением таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары (1891 г. введение протекционистского таможенного тарифа); – в короткие сроки складывалась банковская кредитная система. |
1863 – 1864 гг. – судебная реформа, по которой отменялись телесные наказания, и провозглашался гласный, состязательный всесословный (демократичный), открытый характер судебных процессов. Кроме этого, вводились новые судебные институты: – адвокатура; – окружные суды, рассматривавшие гражданские и уголовные дела; – мировые суды и мировые судьи; – суды присяжных. | 1889 – 1990 гг. – судебная контрреформа, которая сопровождалась свертыванием демократичных начал в судопроизводстве, ограничением открытости судебных процессов, сужением сферы рассмотрения дел суда присяжных (не рассматривались политические дела). |
1864 г. – земская реформа, направленная на создание местных органов самоуправления – губернских и уездных земств, занимавшихся хозяйственно-финансовой деятельностью. К выборам были привлечены все сословия и был ликвидирован имущественный ценз. | 1889 – 1990 гг. – земская контрреформа, сопровождавшаяся восстановлением имущественного ценза и усилением роли дворянства, ограничением самостоятельности органов городского самоуправления. Была введена должность Земского начальника. |
1863 г. – был введен общий Устав Университетов, по которому профессорская элита получила самоуправление (Совет профессоров проводил выборы должностных лиц и осуществлял хозяйственную деятельность). Кроме этого, период сопровождался нововведениями в образовании – открытием общеобразовательных школ первой и второй ступеней, высших начальных училищ, В 1871 г. Д. А. Толстым был разработан Устав гимназий, по которому классические гимназии готовили обучающихся к поступлению в Университеты; реальные училища осуществляли общую и практическую подготовку обучающихся. Расширилось женское образование на уровне гимназий разного профиля, при которых были открыты педагогические, медицинские курсы. | 1884 г. – Новый университетский устав, ликвидировавший автономию университетов; усиление цензуры; введение Циркуляра «О кухаркиных детях» (1887 г.). |
1874 г. – была введена всеобщая воинская повинность с установленным сроком службы: в сухопутных войсках – 15 лет (из которых 6 лет – действительной службы и 9 лет – запаса); в морском флоте 10 лет (7 лет – действительной службы, 3 года – запаса). Призывались юноши с 21 года с предоставлением льгот и отсрочек по семейным обстоятельствам. Призыв осуществлялся по мере необходимости комплектования родов войск. Целью реформированной регулярной армии (по замыслу Д. А. Милютина) было гуманное воспитание и просвещение командного и боевого состава. | 1890-е гг. – ужесточение дисциплины в рядах регулярной армии |
На протяжении всего правления российское общество было охвачено политическими движениями: 1874 – 1875 гг. – «Хождение в народ»; «Народничество», представленное несколькими направлениями: бунтарским (М. А. Бакунин), пропагандистским (П. Л. Лавров), заговорщическим (П. Н. Ткачев); 1876 г. «Земля и воля», которая впоследствии (в 1879 г.) раскололась на «Народную волю» (сугубо террористическую организацию) и «Черный передел» (пропагандистскую – продолжение революционной пропаганды социалистических идей). | В конце 1880-х гг. в России получило распространение марксистское движение. Так, в 1883 г. – была организована первая марксистская группа «Освобождение труда» Г. В. Плехановым. |
Внешняя политика | Внешняя политика |
1867 г. вследствие финансовых трудностей правительство приняло решение продать Аляску США. В 1875 г. по договору с Японией о. Сахалин стал русским владением, а Курильские острова отошли Японии. 1879 г. был создан союз Австро-Венгрии и Германии против России. Присоединил Среднюю Азию. | 1882 г. был создан Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии против России. На этом фоне происходило экономическое сближение России с Францией, итогом которого была ратификация военной конвенции в 1893 г. |