В этих условиях императрица разорвала кондиции. 4 глава




Билет 15 Реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви (1640-е – 1667 гг). Начало раскольнического движения («старообрядчества»). Административно-политическое укрепление государственности сопровождалось церковной реформой. В конце 1640-х гг. в Москве образовался Кружок ревнителей древлего благочестия. Его участники были обеспокоены положением дел и в самой церкви, и тенденцией к обмирщению (светскости) духовной жизни общества. Они стремились очистить русскую церковь от «ветхости», придать ей прежнее благолепие и сделать Россию духовным центром мирового православия. Необходимость церковной реформы — исправление разночтений в религиозной литературе, унификация церковных служб и обрядов, улучшение профессионального и нравственного уровня духовенства — понимали все участники кружка, но по вопросу о методах ее проведения возникли споры. Одни — наиболее активным был Патриарх (с 1652 г.) Никон — предлагали исправить церковные книги и обряды по новогреческим образцам. Это предложение способствовало укреплению внешнеполитического влияния России в странах, где была принята православная вера. 74 Другие — их главой стал протопоп Аввакум — призывали вернуться к установлениям Стоглавого собора 1551 г. и исправлять церковные книги по древним славянским рукописям, «неповрежденной» русской старине. Реформа началась в 1653 г. с рассылки Патриархом Никоном «памяти» (постановления) о замене крестного знамения с двуперстного на троеперстное. Всех ослушников называли еретиками, отлучали от церкви и подвергали репрессиям. В ходе реформы обновлялись церковные обряды и переписывались богослужебные книги по новейшим греческим образцам. Поспешное и насильственное проведение реформы вызвало протест. Более трети населения не признали нововведений — начался раскол Русской Православной Церкви на - никонианцев (сторонников официальной церкви) и - старообрядцев (сторонников возвращения к истинной вере Святой Руси). Неприятие нововведений было связано и с тем, что они внедрялись с помощью светских властей — выступление против никонианства стало одной из форм социального протеста. Ревнители «старой веры» бежали в отдаленные районы страны (Поморский Север, Заволжье, Приуралье, Сибирь), где основывали свои поселения или уединенные скиты. Наиболее активным и известным борцом против «новин» стал протопоп Аввакум, тяжко пострадавший за свои убеждения. Вместе со своими единомышленниками он был сослан в Пустозерск (в низовьях Печоры), где они провели 14 лет в земляной тюрьме, а потом заживо сожжены. В 1668—1676 гг. староверы подняли восстание в Соловецком монастыре, которое правительственным войскам с трудом удалось подавить. Патриарх Никон, вдохновитель и проводник церковной реформы, отличался чрезмерным властолюбием. Он отстаивал идею о превосходстве церковной власти над светской и добился титула «великий государь». Однако политические амбиции Никона вступили в противоречие с абсолютистскими устремлениями царя. Собор 1666-1667 гг. утвердил новые церковные правила, но сместил Никона с поста патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой и вернулся из ссылки только после смерти Алексея Михайловича. Церковная реформа укрепила авторитет Русской Православной Церкви как внутри страны, так и во всем православном мире. Официальная церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность и стала надежной духовно-идеологической опорой государства. ДОПОЛНЕНИЕ: Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последовавший за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств. Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей благочестия», возглавляемый царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. Никон (в миру Никита Минов) сделал блестящую церковную карьеру. Он происходил из простой крестьянской семьи, жившей в Мордовии. В возрасте 30 лет будущий патриарх постригся в монахи. В 1646 г. он был представлен царю Алексею Михайловичу. Талантливый священник произвел на царя большое впечатление. По 75 указанию Алексея Михайловича Никон был оставлен в Москве и назначен игуменом Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Спустя два года Никон стал новгородским митрополитом, а в 1652 г. — русским патриархом. В соответствии с идеологической теорией «Москва — Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т.д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены Церковным собором 1656 г. Нововведения Никона коснулись в основном обрядовых предписаний и не затронули основ православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Ревнители древних порядков называли Никона антихристом. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих 11 лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден Церковным собором, посажен в земляную тюрьму и зам тем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения — «гари». Очагом сопротивления никоновским нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы восемь лет (1668—1676) обороняли монастырь от царских войск. Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя — с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно привело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666—1667 гг. был собран Церковный собор, в работе которого приняли участие представители, греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако проведенные им реформы были сохранены.

Билет 16. Начало Нового времени в России (ХVII- ХVIII в.). Воссоединение Украины с Россией (1653-1654 гг). Русско-польская война (1654-1667 гг). В XVII в. продолжалось расширение территории России — на западе и юго-западе в результате внешнеполитических событий, вызванных стремлением Украины выйти изпод власти Польши. В середине ХVII в. русско-польские отнощения определили события на Украине. Проживавшие на территории Речи Посполитой украинский и белорусский народы испытывали тяжелейшее угнетение в социальном, национальном и религиозном отношениях. Освободительная война против польского владычества развернулась в 1648 г. Казаки, возглавляемые гетманом Богданом Хмельницким, подняли восстание, в котором принимали участие украинские и белорусские крестьяне. В первый год освободительной войны казаки разбили польское войско под Корсунем и Пилявцами и заняли Киев. Впечатляющие победы Б. Хмельницкого вынудили польское правительство заключить с ними в августе 1649 г. Зборовский мирный договор. По его условиям казаки получали самостоятельное государственное управление в Киевском, Черниговском и Вроцлавском воеводствах. Однако мир оказался непрочным, и в следующем году военные действия возобновились. Для казаков Б. Хмельницкого они оказались неудачными. В июне 1651 г. они потерпели тяжелое поражение под Берестечком. После этого казаки были вынуждены заключить новый мирный договор, его подписание состоялось в декабре 1651 г. в Белой Церкви. Согласно этому договору власть гетмана сохранялась только в Киеве. Б. Хмельницкий, понимая, что самостоятельно казаки не смогут справиться с Польшей, обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о: - включении Украины в состав России и - объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в г. Переяславле собрался совет (рада), на котором выборные представители от всех сословий украинского населения единодушно высказались за вхождение Украины в Россию. После Переяславской Рады Украина вошла в состав России на правах автономии — царское правительство признало: - выборность украинского гетмана; - право деятельности местных органов самоуправления власти, возникших во время освободительной борьбы. Неизбежным следствием решений Земского собора и Переяславской рады стала русско-польская война 1654-1667 гг. Первая кампания (1654-1656) была в целом удачна для России. Ее войска в 1654 г. взяли Смоленск, Полоцк и Витебск, а в 1655 г. — Минск и Вильно. 77 Воспользовавшись неудачами Польши, переживавшей к тому же обычный для своей истории период «бескоролевья», Швеция объявила ей войну. Стремясь противодейство-вать шведской экспансии в Польше и на Украине, Алексей Михайлович в свою очередь объявил войну Швеции. Между Россией и Польшей ввиду военной угрозы обеим странам со стороны шведов в 1656 г. было заключено перемирие. Вторая военная кампания против Польши началась в 1657 г. В этот год умер Б. Хмельницкий, а новый гетман И. Выговский заключил с ней союз. Это способствовало возобновлению русско-польской войны с новой силой, которая приняла затяжной характер. В 1659 г. казаки свергли гетмана И. Выговского и вновь подтвердили присягу московскому царю. Гетманом стал сын Б. Хмельницкого Юрий. Воссоединение Украины с Россией Этапы События Первый (1648- 1649 гг) Народы, проживавшие на входивших ранее в Древнерусское государство территориях, испытывали в Речи Посполитой социальное, национальное и религиозное угнетение. В 1648 г. казаки во главе с Б. Хмельницким начали освободительную борьбу с Польшей, в которой принимали участие украинские и белорусские крестьяне. В 1648 г. они одержали ряд побед (под Корсунем, Пилявцами) и заняли Киев. Итог этапа — заключение в августе 1649 г. Зборовского мирного договора с Польшей, согласно которому казаки получали самостоятельное государственное управление во главе с гетманом Б. Хмельницким в Киевском, Черниговском и Вроцлавском воеводствах Второй (1650- 1651 гг) Заключенный мир оказался непрочным, и военные действия возобновились. Казаки Б. Хмельницкого потерпели в июне 1651 г. тяжелое поражение под Берестечком и были вынуждены заключить в декабре 1651 г. новый мирный договор в Белой Церкви, согласно которому власть гетмана сохранялась только в Киеве 78 Хельницкого Юрий. В 1660-1662 гг. русская армия потерпела поражения у населенных пунктов Губарево и Чудново и при Кушликах (1661). Полякам удалось взять Вильно. Таким образом, Россия потеряла ранее захваченные ею территории Литвы и Белоруссии. Гетман Ю. Хмельниц-кий перешел на сторону Польши. Третья военная кампания началась в 1663 г. Русско-польские сражения шли с переменным успехом. Определяющими стали победы русскоукраинских войск под Корсунью и Белой Церковью (1665). В 1666 г. начались переговоры о мире. Они завершились в январе 1667 г. подписанием Андрусовского перемирия сроком на тринадцать с половиной лет. Россия получала: - Смоленск, Стародуб, Новгород-Северский, Чернигов; - Левобережную Украину; - часть Правобережья Днепра вместе с Киевом – т.е. земли, входившие в Древнюю Русь.. Польша сохранила Белоруссию и основную часть Правобережной Украины; Сложные отношения с польским государством были разрешены заключением в 1686 г. в Москве договора под названием «Вечный мир». Третий (1653- 1654 гг) Б. Хмельницкий понимал, что казакам самостоятельно не справиться с Польшей, и обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в городе Переяславле совет (рада), на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения, единодушно высказался за воссоединение Украины и России 79 Русско-польская война 1654—1667 гг. Кампания События 1654-1656 гг. Взятие русскими войсками Смоленска (1654), Полоцка и Витебска (1654). Захват русско-украинскими войсками в 1655 г. Минска и Вильно. Заключение перемирия в 1656 г. между Россией и Польшей ввиду военной угрозы обеим странам со стороны Швеции 1657-1662 гг. 1657 г. — смерть Б. Хмельницкого, заключение новым гетманом И. Выговским союза с Польшей, что способствовало возобновлению русско-польской войны, принявшей затяжной характер. 1659 г. — свержение казаками гетмана И. Выговского и подтверждение ими присяги московскому царю. Гетманом стал сын Б. Хмельницкого Юрий. 1660-1662 гг. — ряд существенных поражений русской армии: у Губарево и Чудново (1660), при Кушликах (1661), захват поляками Вильно (1662). Потеря Россией ранее захваченных территорий Литвы и Белоруссии 1663-1667 гг. 1663-1664 гг. — русско-польские сражения с переменным успехом на Правобережной Украине. 1665 г. — победы русско-украинских войск под Корсунью и Белой Церковью. 1666 г. - начало русско-польских переговоров о мире. Январь 1667 г. — подписание Андрусовского (близ Смоленска) перемирия между Россией и Польшей на 13,5 года, в соответствии с которым Россия получала Смоленск и земли, утраченные в Смутное время, а также Левобережную Украину с Киевом 1686 г. — «Вечный мир» — переход от конфронтации к мирным и сотрудническим отношениям между Россией и Польшей

УСЛОВИЯ АНДРУСОВСКОГО ПЕРЕМИРИЯ
-Между Россией и Речью Посполитой устанавливалось перемирие сроком на 13,5 лет, в течение которых государства должны были подготовить условия "Вечного мира"

-Речь Посполитая официально передавала России Смоленск, Черниговское воеводство, Стародубский повет,Северную землю. Еще признавала присоединение к России Левобережной Украины

-За Смоленском сохранялось право владения землёй.

-Россия отказывалась от завоеваний в Литве

-Правобережная Украина оставалась под контролем Речи Посполитой

-Киев передался России на два года.

-Запорожская сечь переходила под совместное русско-польское управление "на общую их службу от наступающих басурманских сил"

-Стороны обязывались оказать казакам помощь в случае нападения на украинские земли России и Речи Посполитой крымских татар

-В специальных статьях договора регламентировался порядок возвращения пленных, церковного имущества и размежевания земель.

-Гарантировалось право свободной торговли между Россией и Речью Посполитой, а также дипломатическая неприкосновенность послов.

Вечный мир условия

Условия договора

· Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом и Смоленск.

· Речь Посполитая получала 146 тыс. руб. компенсации за отказ от претензий на Киев

· Северная Киевщина, Волынь и Галичина отходили к Польше.

· Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок по реке Тясмин, где лежали города Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, очень опустошена турецко-татарскими и польскими нападениями, должна была стать «пустым», нейтральной территорией между Московией и Речью Посполитой. Польское правительство обещало предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

 

Билет 17. Наука, образование, литература, архитектура, живопись в России XVII в. Усиление влияния западной культуры на культуру России. Культура России в XVII в. находилась в условиях переходного периода от Средневековья к Новому времени. С одной стороны, в ней сохранялись - преемственность, - национальная самобытность, - многонациональностъ и - религиозная основа, характерные для культуры предшествующих веков. С другой стороны, обозначились новые черты: — углубился процесс обмирщения культуры — во всех ее сферах усилились светские элементы; — началось изменение мировоззрения — в нем появились элементы прагматического объяснения общественных явлений деятельностью отдельных лиц; — расширение культурных связей с западными странами и — культурного взаимодействия с родственными славянскими народами Украины и Белоруссии привело к проникновению «латинства» (элементов западной культуры) и «грекофилии» в образование, литературу, обычаи и повседневный быт.

Литература тоже приобретала все более публицистические черты. В XVII в. традиционные литературные жанры наполнились новой стилистикой и содержанием. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» внесло в житийный жанр автобиографические черты, присущие мемуаристике. Автор в красочной форме описал те мучения, которым его подвергла официальная церковь в борьбе со старообрядчеством. Под влиянием проникновения в литературу светских начал сложился жанр сатирической повести с вымышленными героями, помещенными в типичную бытовую ситуацию. Произведения этого жанра имели демократический характер: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисе», «Калязинская челобитная» высмеивали казнокрадство, волокиту и продажность судей, обжорство и пьянство монахов. Бытовые повести: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии» — отражали реальную жизнь, быт и мировоззрение представителей разных социальных слоев и имели нравоучительный характер. Родоначальник русской драматургии и поэзии — белорусский ученый и просветитель Симеон Полоцкий — написал на русском языке оригинальные пьесы в стихах «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Как поэт Симеон Полоцкий был сторонником силлабического стихосложения. В этом размере он переложил на стихи «Псалтырь», а также создал два сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», в которых воспевал Российское государство и его правителей. 82 Элементы светского начала явственно проявлялись в переводных литературных произведениях — рыцарских романах, бытовых и авантюрно-приключенческих повестях, юмористических рассказах. - С польского языка была переведена «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде»; - с Востока попала в Россию «Повесть о Еруслане Лазаревиче»; - большой популярностью пользовалась «Повесть о Бове королевиче», в основе которой лежал французский рыцарский роман. При переводе эти произведения под влиянием традиций русского фольклора приобретали новую стилистику, что отразилось в их названиях и интерпретации сюжета. Устное народное творчество сохранило свой героико-патриотический характер. Устные рассказы отражали события Смутного времени, а исторические песни — перипетии народных выступлений («Смерть Разина»). Особой любовью пользовались представления скоморохов, главный герой которых — Петрушка — высмеивал представителей царской администрации и купечества. Бродячий театр Петрушки надолго сохранился в народном творчестве, несмотря на преследования со стороны властей и церкви.

Архитектура развивалась благодаря деятельности Приказа каменных дел, объединившего лучших отечественных мастеров и возродившего после Смутного времени каменное строительство. При постройке храмов сохранялись традиции шатрового зодчества. Шатры вместо четырехскатных крыш украсили и башни Московского Кремля. Невиданный прежде размах приобрело гражданское каменное строительство, не только государственное (Печатный и Монетный дворы в Москве), но и частное (палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова). Отличительной чертой каменных сооружений XVII в. стали, их нарядность и праздничность, тщательная отделка всех деталей декора и интерьера. Отделку стен многоцветными изразцами (плиткой) и/или украшениями из резного камня называли каменным узорочьем («дивным узорочьем»). Такой стиль был характерен как для культовых сооружений (церковь Троицы в Никитниках, церковь Николы в Хамовниках, собор Вознесения в Великом Устюге), так и для гражданского строительства (Теремный дворец Московского Кремля, палаты московских, костромских и псковских бояр). В XVII в. сложился новый архитектурный стиль, получивший свое название по фамилии главных заказчиков — нарышкинское (московское) барокко. Характерные черты: четкость и симметричность композиции, многоярусность и устремленность зданий вверх, сочетание красного и белого цветов, тщательная проработка всех деталей и декоративная резьба по белому камню. Лучший образец — церковь Покрова Богородицы в Филях. В древнерусских традициях продолжало развиваться деревянное зодчество. Затейливый, сказочно-нарядный внешний вид имел дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское. Огромное многоярусное сооружение, напоминавшее древнерусские терема, включало 270 комнат, украшенных 3 тыс. оконцев. Строили его русские мастера Семен 83 Петров и Иван Михайлов. Современники назвали дворцовый комплекс «восьмым чудом света». В церковной живописи господствовали два стиля: годуновский и строгановский (по фамилиям заказчиков). Для первого характерно строгое следование рублевско-дионисьевским канонам. Строгановский стиль более всего проявился в иконной миниатюре — тонкое и изысканное письмо, богатая орнаментация, тщательная проработка деталей, полихромный колорит, использование золота и серебра. К середине XVII в. наметилось слияние этих стилей, повлиявшее на творчество Симона Федоровича Ушакова. Его иконы («Спас Нерукотворный», «Троица»), фрески и миниатюры отличались сочетанием традиционных приемов и новаторских исканий — объемность и реалистичность в изображении лица, прямая перспектива. Портретный жанр, зародившийся в конце XVI в., получил новое развитие в XVII в. — еще одно проявление обмирщения искусства. Первые парсуны создавались в традициях старой иконописи (плоскостное письмо), поэтому портреты реальных исторических лиц (царя Федора Иоанновича, князя М. В. Скопин-Шуйского) имели условное сходство. Однако во второй половине XVII в. техника письма изменилась. Живописцы добивались подлинного сходства, объемного изображения и передачи внутреннего мира человека (портреты царей Алексея Михайловичам Федора Алексеевича, боярина К. Нарышкина и др.).

Выводы: 1. В культуре России XVII в. старые, средневековые традиции сочетались с новыми элементами, отражавшимися в идейном содержании, технике и приемах создания письменных сочинений, произведений изобразительного искусства. 2. Обмирщение культуры вело к изменению мировоззрения людей, к переоценке ценностей, стремлению творцов к реализму, повышению интереса к индивидууму и к результатам его практической деятельности. 3. Старое, теологическое объяснение мира сменялось прагматическим, что подготовило новый расцвет культуры в XVIII в.

Билет 18. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Реформы Петра I: предпосылки, выполнение, результаты. Оценки петровских преобразований. 18.1. Предпосылки преобразований Петра I На рубеже XVII—XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири) и имея существенный запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав. Отставание проявлялось: - в неразвитости капиталистических отношений (о чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных); - в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых (что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них); - в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям; - в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения. Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Постоянно приходилось «оглядываться» на Восток, поэтому страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодальнокрепостнические отношения. Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ. В первую очередь к этим предпосылкам относятся: - объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования; - стремление оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции; - стремление утвердиться в ранге сильной европейской державы. Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью Царя Петра I(1672— 1725).

Реформы Петра I.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа:

- до 1715 г.; - после 1715 г.

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны против Швеции. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано неудачами в войне, отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными:

- шло дальнейшее усиление аппарата власти,

- мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения,

- государственное регулирование экономики несколько ослабло,

- торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении.

Военная реформа: создание регулярной русской армии и военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности.

Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады и дивизии не имели постоянного состава. В военное время дивизии сводилась в армию. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артиллерии). Для управления вооруженными силами взамен приказов были учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введена должность главнокомандующего (на военное время). Стали открываться военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма — поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.

Реформы в промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было создано около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труда

государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Реформы в области внутренней и внешней торговли. В торговле времен Петра большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось расширение торговых связей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки — Макарьсвская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей — главного в это время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва—Волга.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов: Только одних косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов, вплоть до налога на бороды. Были также введены многочисленные прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы». Наконец, в 1722 г. была введена подушная подать, заменившая подворное обложение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: