В этих условиях императрица разорвала кондиции. 1 глава




Билет 4.

Предпосылки

1. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствова­ла изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя продуктами и потребляла их, товарный обмен отсутствовал.

Росли и укреплялись города как новые центры.

2. Также существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевла­дельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею.

В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр.

3. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Объективные причины раздробленности:

— рост наследственного (вотчинного) землевладения, имел следствием стремление многих князей и бояр к большей самостоятельности.

— развитие ремесла и торговли приводило к увеличению числа городов и усилению их роли как местных хозяйственных, административных и культурных центров;

— натуральный характер сельского хозяйства обусловливал замкнутость сельскохозяйственных округ и их отгороженность друг от друга;

Субъективные причины раздробленности:

— возникновение и укрепление династий местных князей, рассматривавших подвластную территорию как свою вотчину;

— консолидация местных бояр вокруг местного князя, способного защитить их корпоративные интересы в случае народных волнений;

— административные трудности управления огромной территорией Древнерусского государства;

— ослабление авторитета Киева как единого центра из-за междоусобиц великих киевских князей.

Во второй трети XII в. Древнерусское государство распалось на полтора десятка княжеств и земель. Наиболее крупные и влиятельные:

- Новгородская феодальная республика

- Ростово(Владимиро)-Суздальское княжество

- Галицко-Волынское княжесто..

Новгородская земля:

Территория Новгородской земли простиралась от Финского залива на западе до Урала на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до верховьев Волги на юге. Суровые природно-климатические условия и скудость земли остро ставили проблему выживания для основной массы населения — в отдельные годы не хватало даже хлеба, который везли из соседних княжеств. Однако богатые лесные и рыбные угодья давали возможность развивать промыслы, а мастерство новгородских ремесленников было хорошо известно в Западной Европе. Новгородские бояре и купцы активно использовали выгодное географическое положение на пересечении торговых путей. Они не только вывозили продукты местных ремесел и промыслов, но и участвовали в транзитной торговле.

Формально власть в Новгороде принадлежала вече. На нем решались вопросы внутренней и внешней политики, избирали высшую и местную администрацию:

- посадника — сосредоточивал в своих руках управление и уголовный суд;

- тысяцкого — возглавлял народное ополчение и председательствовал в городском торговом суде;

- епископа (позже — архиепископа) — ведал казной, внешними сношениями и делами церкви;

- кончанских (Новгород разделялся на пять концов) и уличанских старост.

Следовательно, весь административно-управленческий аппарат был выборным с верха и до низа, что свидетельствовало о наличии демократических элементов в политической системе Новгорода.

Однако главную роль в жизни Новгорода играли крупные землевладельцы — бояре. Из их верхушки формировался Совет господ. Он подготавливал ход вече, подкупая голоса, что приводило к принятию выгодного для Совета решения и выбора на высшие посты представителей из бояр. Следовательно, в политической системе Новгорода присутствовали элементы олигархического (аристократического) правления.

Для защиты территории вече приглашало князя (чаще из Владимиро-Суздальского княжества) с дружиной. Князь становился верховным военачальником и высшей судебной инстанцией. Он получал доходы от торговли, суда и дань от покоренных народов, но не имел права приобретать земельную собственность в Новгородской земле, вмешиваться во внутренние дела городского управления, смещать выборных должностных лиц и вершить расправу без суда.

Политическая система в Новгороде имела смешанный характер. В ней сочетались элементы демократического, олигархического и монархического правления. Это отличало Новгород от других княжеств.

Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздальское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, воль, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был “новым городом” со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).

Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли “Немецкий” и “Готский” дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка — аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй — феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече — народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города — бояр, примерно 400 человек — столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Выборы зачастую сопровождались потасовками, драками на мосту через Волхов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, но и ведал казной и внешними сношениями. Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода — форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие должности — посадские, тысяцкие — занимали только представители аристократической знати.

Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В 11 в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя.

Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха — Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в 13 - 14 вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

Билет 5. Культура Древней Руси в IХ – первой половине XIII вв.

На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:

— преемственная связь с обычаями восточных славян;

— опора на относительно высокий уровень производительных сил;

— взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финноугорскими

и скандинавскими племенами, но особенно Византии, — элементы культуры

которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и

традициями;

— смена язычества на православие, которое как государственная религия стало

основой мировоззрения и художественного творчества;

— идейное единство — отсутствие противостояния культур разных социальных

групп;

— осознание этнической общности славян - даже в период политической

раздробленности не было утрачено единство русской культуры, что объяснялось

сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национальнополитических

целей, законодательства и языка.

Один из важных показателей культуры в Средние века — устное народное

творчество {фольклор) — устная традиция передачи информации, которая сохранялась и

после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу

позднейших письменных памятников, были включены в летописи.

Устное творчество складывалось в трех формах:

— народный эпос — «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни,

сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки — передавали духовные ценности

народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных

исторических событиях. Главный герой — выходец из народа и его защитник —

богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира

Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существовавших

князей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Общая

благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией и улыбчивой

критикой, оттенявшей добродетели богатырей;

— дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной

Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников;

— семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для

обоснования древности и благородства происхождения рода (семьи).

Второй показатель культурного уровня — состояние письменности и

грамотности.

По сведениям источников известно, что древние славяне использовали узелковую и

узелково-иероглифическую письменность, но она не имела широкого

распространения. Известно также, что в IX в. у славян для письма и счета были некие

«черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось.

В середине IX в. греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий видели Евангелие

— главное религиозное сочинение христиан, написанное славянскими буквами.

Во второй половине IX в. с целью распространения христианских текстов Кирилл и

Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит — глаголица, в которой

использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, — они

вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения

шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы.

Появилась кириллица [в 1708 и 1918 гг кириллица дважды упрощалась, и её обновленной

формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белоруссы]

Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой

половиной X в. — «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под

Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение

содержимого сосуда — «горчица», или клеймо мастера — гончара. Договор Олега с

Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» — в двух

экземплярах на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели свою

письменность еще до принятия Русью христианства в 988 г.

Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом

свидетельствуют:

— граффити — надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози...» или юмореска «Якиме стоя усне»);

— надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»);

— почти 1000 берестяных грамот, найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам. При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь — княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене — тщательно выделанной коже животных — и сопровождали рисунками — миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (сохранилось выражение — «прочесть книгу от доски до доски»). Одна из дошедших до нас книг — «Изборник», составленный для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью). В Киевской Руси распространялась как переводная (с греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный (богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие, написанное в середине XI в. для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Для оригинальной (духовной и светской) литературы были характерны несколько жанров: — «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением будущего первого киевского митрополита — «русина» Иллариона «Слово о законе и благодати» (1038 г.) — церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало XII в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; — житие (жизнеописание — разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо) — одно из первых: «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» — братьях, убитых в 1015 г. по приказу князя Святополка; — «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину; — историческая повесть представлена:

1) поэмой «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), повествовавшей о неудачном походе

новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историкопублицистический

характер;

2) «Словом о погибели Русской земли» (середина XIII в.), рассказывавшим о славном

историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор

татарам, разоряющим русские земли. Эта идея в первой половине XIII в. имела особую

актуальность (позднее «Слово о погибели русской земли» стало введением к житию князя

Александра Невского);

— летописи появились в конце X — середине XI в. В них сведения о событиях

записывались в строгом хронологическом порядке — по годам («по летам»).

Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для

создания Повести временных лет — величайшего памятника средневековой

историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст. В летописи

использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники,

тексты договоров Руси с Византией.

Летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерусского

государства: «откуда есть пошла русская земля, кто первее в Киеве начал княжить и

откуда Русская земля стала есть». Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о

расселении восточных славян, а затем год за годом проследил деяния киевских князей до

начала XII в.

Автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., — Нестор,

монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке XV в. —

Ипатьевская летопись, названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под

Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117 г. отредактировал

игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по

рукописной копии XIV в. — Лаврентьевская летопись, названная по имени монахапереписчика.

 

Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности.

Местные летописи создавались в Киеве, Новгороде, Владимире, Твери, Полоцке, Пскове,

Смоленске и других городах. Идея единства русской земли и непрерывности ее истории

отразилась в композиции всех летописей периода раздробленности — они начинались с

Повести временных лет, к которой как бы «пристраивалась» история местного княжества.

По содержанию летописи отдельных княжеств значительно отличаются друг от друга:

- новгородская отображала будничную жизнь торгово-ремесленного города;

- псковская напоминает военную хронику; галицко-волынская наполнена сведениями о

раздорах князей и бояр;

- владимиро-суздальская нацелена на доказательство права местных князей стать

преемниками киевских великих князей.

Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас

своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические

представления и нравственные нормы Древней Руси.

Особенности архитектуры Киевской Руси:

— влияние византийских принципов каменного строительства — восприятие крестовокупольной

композиции храмов;

— сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества — многоглавие

храмов.

До X в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые

христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде (989

г.), храм Бориса и Глеба (начало XI в.) в Вышгороде — возводились из дерева.

Монументальное каменное строительство началось в конце X в. Из камня строились

храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские

жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами.

Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси:

- в Киеве — 25-главая Десятинная церковь (996 г.), 13-купольный Софийский собор

(1037 г.) и Золотые ворота (середина XI в.);

- Софийские соборы в Новгороде и Полоцке — середина XI в.

- Спасо-Преображенский собор в Чернигове — середина XI в.

Особенности архитектуры периода раздробленности:

— сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества;

— одноглавые храмов;

— появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и

особенности строительного материала.

В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы

строили из плинфы — обожженного кирпича размером 31 х 31 х 2,5 - 4 см (например,

церковь Петра и Павла в Смоленске — XII в.).

В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали

известковые глыбы, скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки

храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались

строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные

новгородские сооружения — двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и

церковь Спаса на Нередице.

Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не

жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал — блок из

белого камня размером 50 х 50 х 50 см. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток

между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек

владимиро-суздальской архитектурной школы были характерны торжественность,

пышность и парадность декоративной отделки (ажурная каменная резьба и аркатурноколончатый

пояс по стенам), изящество, гармоничность и изысканность пропорций:

- во Владимире были построены Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы;

- в селе Боголюбово — дворец со встроенной церковью для князя Андрея Юрьевича;

- на реке Нерль (близ Боголюбове) — церковь Покрова;

- в Юрьеве-Польском — уникальный Георгиевский собор, стены которого полностью

покрыты каменной резьбой.

Сохранившиеся и реконструированные памятники архитектуры X — начала XIII в.

свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, таланте и мастерстве народных

умельцев.

Интерьер храмов украшали:

- фрески (роспись водяными красками по сырой штукатурке);

- мозаика (узоры из стекловидного материала — смальты);

- иконы (образ, написанный красками на доске).

Изображались лики святых и евангельские сюжеты, реальные исторические личности

(сыновья и дочери Ярослава Мудрого) или бытовые сценки (охота, выступление

скоморохов).

Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для

которой характерны плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и

цвета.

В Софийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая

фигуру молящейся Богоматери. Она изображена в полный рост с повернутыми к

зрителям ладонями. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанный

греческим мастером на рубеже XI—XII вв., стал самой почитаемой иконой на Руси.

Живописцы XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий — не только восприняли каноны

византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.

С XII в. начали складываться местные иконописные школы, различие между

которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения. Для

новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и

суровость ликов святых, в то время как владимирская отличалась яркостью,

праздничностью и утонченностью изображения.

Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в

отличие от католической Западной Европы, в которой соборы украшались фигурами

святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых,

так как видела в этом наследие язычества.

Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:

— народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме

песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и

княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях,

рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны

православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со

стороны духовенства;

— богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших

богослужения без использования музыкальных инструментов.

Выводы:

1) Древнерусская культура достигла высокого уровня, не уступающего западно-европейским

странам XI—XIII вв.

2) Историческая особенность культуры этого времени — борьба православной церкви с

языческим наследием в духовной сфере и в быту.

3) Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия

обусловили формирование в X—XIII вв. древнерусской народности и, несмотря на

княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой

национальной культуры.

Билет 6. Из-за разницы в темпе и направления общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в Х-ХII вв. сходные формы к ХIV-ХV вв. возникли качественные изменения. Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры в ХIII-ХV вв., но и в направлении экспансии централизованного Русского государства в XVI—XVII вв. Даже в XVIII в., когда главным стало взаимодей-ствие России и Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничес-тва (И. Н. Ионов). Отражение агрессии шведских и немецких феодалов. Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII—начале XIII в. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государствен-ности. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой собственной государственнос-ти и церковных институтов (народы Прибалтики были язычниками). XIII в. — важный рубеж в национальной (политической, экономической и культурной) истории Руси — она столкнулась с необходимостью отражения агрессии: - с запада — рыцарей ряда стран Европы; - с востока — монгольских орд из Азии. Важнейшие причины, стимулировавшие агрессивные замыслы ее западных и восточных соседей: - политическая раздробленность, - усобицы князей; - как следствие - ослабление Руси. Причины нападения с запада - стремление: — рыцарей к обогащению путем расширения своих владений; — Папы Римского распространить католичество на новые земли для увеличения богатства Рима и возвышения его международного авторитета; — западно-европейских правителей удовлетворить алчность своих феодалов. Наступление с запада — «Drang nach Osten» (натиск на Восток) — было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства и осуществлялось под благовидным лозунгом «христианизации» якобы варварского населения Прибалтики и западных русских областей. В XII в. немецкие рыцари начали захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и СевероЗападную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других стран Европы. В этот период времени происходит создание рыцарских орденов. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси монгольскими завоевателями. Наиболее крупные сражения этого периода с крестоносцами:

- Невская битва (1240),

- борьба за Псков (1241-1242),

- Ледовое побоище (1242).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: