МАСТЕРСТВО АКТЕРА – СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ




 

 

 

 

 

 

Что такое театр

Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ…

А. Островский

Вы замечали, что при слове «театр» у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда - то в даль… Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове…О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему, театру, посвящены взволнованные страницы воспоминаний знаменитых артистов и тех, кто пережил незабываемые минуты радости и наслаждения, испытав на себе магическую власть искусства.

Одно из самых сильных впечатлений моего детства - первое посещение театра. Ярко освещенный зал, таинственный занавес, нарядные люди, все немного взволнованы, все в ожидании посвящения в какую-то тайну, в предвкушении чуда… Погас свет, мне стало немножко жутко, но – зазвучала музыка, и меня впустили в неведомую мне до этого страну… Много лет прошло с тех пор, а театр с его тайнами и чудесами меня не перестает и удивлять, и потрясать, не смотря на то, что все моя жизнь прошла по ту сторону занавеса – на сцене….

Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство. Театры в Древней Греции сооружались на склонах гор, так чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку, орхестру, поднимаясь вверх по горе. Они вмещали более 10 тысяч человек. Оттуда, издревней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда пошло и название Театр, что по-гречески звучит как «театрон», что в переводе на русский язык– место для зрелища.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу, - вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, пытались таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драматического действия, ряженье, диалог.

В У111- 1Х веках, в процессе развития общества, когда складывается древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое первоначальное магическое значение, и превращаются в игру - представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и явились переходом от обряда к народному театру. Основной особенностью таких представлений являлось то, что в них могли включаться разнообразные выступления - от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителем. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.

В таких игрищах обязательно должен был участвовать

затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Надо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации строить интригу, легко и непринужденно общаться со зрителями… Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Они разыгрывали веселые «игрища» -народные фарсы, насыщенные песнями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые «скоморошины» и героические былины.

Скоморошество было высшей формой русского народного театра. Его существование в течение ряда веков и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. Никакое народное гулянье и по сей день не обходится без скоморохов.

 

В ХУ11 веке в России появляется еще один вид народного театра – кукольный. Вот уже не одно столетие он является неотъемлемой частью театральной культуры. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии - веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка:

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь: что это за игрушка?

А я – Петрушка!

Остер колпачок. Еще острей язычок.

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Площадной театр, скоморохи, петрушка, куклы – все это основы театра. С этого начинаем и мы с детьми. Из пестового фольклора: потешек, считалок, закличек и скоморошин делаем представления – зрелища, приближая их к народному театру. На занятиях стараюсь логически провести детей от истоков театра к нашим дням. Конечно, я не обольщаюсь, что дети все поймут, запомнят, но уверена в том, что мои знания, мои ощущения обязательно передадутся им.

Хочется особо остановиться на сказке. Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. «Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает

целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонациями, паузами. И чем талантливее рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы» (И. Карнаухова).

У всех детство начинается со сказок, так что трудно переоценить их значение. Мастерство устного повествования всегда высоко ставилось в народе. Во все времена существовали замечательные сказочники и рассказчики былей и небылиц, изображавшие «в лицах» описываемые события.

Эти истоки театра навсегда укрепились в культуре народа. Любовь к сказке, чтение и яркое ее исполнение актуально и сейчас. Очень важно первое знакомство со сказкой! «Велико обаяние сказки в устах хорошего рассказчика!.. Перед нами как бы оживают крестьянский сын и мудрая девушка, лукавый батрак и жадный поп, умильная лиса и простодушный, недалекий волк… Образы, которые остаются в памяти на всю жизнь» (Н. Савушкина. Русский народный театр).

И в моей творческой биографии сказки имели место. Во-первых, был период, когда я работала в воронежском Театре Юного зрителя. В репертуаре были сказки Пушкина, «Аленький Цветочек», «Золушка», «Серебренное копытце», «Снежная королева», и много других… Играть в сказках и трудно, и безумно интересно. Трудно потому, что дети из вежливости тихо сидеть и смотреть на сцену не будут – для них надо все время «колдовать». Я вообще очень люблю это слово «колдовать», ведь без него никакого волшебства не получится. А без волшебства, без чудес ничего не бывает, тем более на сцене… Играя же в сказках, чувствуешь себя всемогущей волшебницей, это, поверьте, здорово!

В последние годы работы в Московской филармонии, помимо литературных концертов, в моем репертуаре были также программы для детей. Это уже совсем другой жанр, другие актерские приспособления, другие возможности… Здесь работаешь без декораций, без костюма и, главное, без партнеров. И для того, чтобы все герои (например, из сказки Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы»), обрели свой точный образ, нужно употребить большой арсенал выразительных средств. Но неизменно одно – дети ждут чуда и это ожидание нельзя обмануть.

Есть еще одно: сказка, рассказанная ребенку перед сном, и сказка, которую рассказывают со сцены, звучат совершенно по – разному. Вторая требует от рассказчика гораздо больше усилий и затрат внутренних сил, динамики, энергии.

«… Что за прелесть эти сказки!», - ну кто не подпишется под этими словами Александра Сергеевича? Сказки являются той частью искусства, которая сохраняет свое значение в духовной жизни народа. И нет такого театра, в репертуаре которого вы не найдете сказку!

Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы – это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, – это балет.

. В театрах оперетты речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой,– театры пантомимы.

Ну и конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Театр помогает понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее. Для того чтобы осознать, в чем заключается сила воздействия театрального искусства, познакомимся с некоторыми его особенностями.

Живописец при создании картины пользуется холстом и красками, в этих «мертвых» материалах воплощается замысел и творческий труд живописца. Литераторы – поэты, писатели, драматурги находят слова, способные передать настроения, мысли, образы людей, картины природы. Потом они переносит их на бумагу, и она становится хранителем и как бы воплощением литературного творчества. Композитор тоже наносит на бумагу, только не слова, а нотные знаки, по которым музыканты воспроизводят его музыкальное произведение.

А вот в театре дело обстоит по-другому. Конечно, здесь не обойтись без труда живописца, это мы видим в красиво расписанных декорациях, и творчества композитора: действующие лица могут петь и играть на музыкальных инструментах, музыкальное оформление необходимо спектаклю. Но самое главное - пьеса, написанная драматургом. Это результат труда литературного.

Объединение почти всех существующих видов искусства происходит в театре, и возглавляется искусством актера.

Актер наряжается в костюмы различных исторических эпох и народов: сегодня он Буратино, а завтра рыцарь; сегодня Мальвина, а завтра королева Мышильда. Из чего же актер создает своих героев? Это он сам, его лицо, руки, голос, его тело, его душевный мир, жизненный опыт, его способность мыслить и чувствовать. Театр обращается одновременно к чувствам и мыслям зрителей.

 

Какой же «театр» должен быть в детском саду? Ведь здесь дети, которые еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.

Вот это уже наша задача, - что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познаний. С моей точки зрения, это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классной музыкой, показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий... Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем. Не правда ли, все это звучит как музыка. Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называют партером, что в переводе с французского означает – «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены - авансцена. (Детям очень нравится это слово!) И еще в нашем театре есть кулисы – боковая одежда сцены, в которых стоят и ждут своего выхода действующие лица. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра

 

 

Искусство выразительного чтения

Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!

Н. Буало Поэтическое искусство

 

О красоте русского языка много сказано нашими великими писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Достоевского, Пушкина… Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи…

Мы, взрослые, не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир, «русского языка », что он - наше национальное достояние.

«Усваивая родной язык, - писал К.Ушинский, - ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»

Свободное владение словом – какой глубокий в этом смысл! Слова СЛОВО и СВОБОДА, стоящие рядом..

На занятиях я часто задаю детям вопрос: –«Какое у вас настроение?» И самые разные ребята практически всегда отвечают – «Нормальное». Начинаем выяснять, а какое настроение бывает? И тогда появляются самые удивительные определения: хорошее, плохое, нежное, кусачее, ласковое, злое, влюбленное, задумчивое….

Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят и наши дети. И как выделяется тот ребенок, с которым дома говорят хорошим, образным языком. Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи - задача педагогов, воспитателей и родителей. А наши занятия к тому же помогают постигнуть азы художественного слова, выразительного чтения.

Чтобы четко говорить,

Чтоб красиво говорить

Надо гласные все звуки

Широко произносить.

И согласных ты не бойся,

Ты о них побеспокойся.

Это одно из правил, которое мы с детьми учимся соблюдать на сцене. Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяет услышать и полюбить красоту звучащего слова. Упражнение есть многократное выполнение определенных действий с целью усвоения. И как музыкант, который в течение всей жизни играет гаммы, так артист для поддержания формы делает свой комплекс упражнений речевого аппарата. Как знать, кто из детей выберет профессию, связанную с публичными выступлениями?

Мера сочетания техники и творческой фантазии – важнейший фактор в обучении детей.

Упражнения для тренировки голоса и речи:

 

1 Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук)

1. Свои пять пальцев.

а) Каждый палец здоровается с большим и говорит ему «здравствуй». Сначала медленно, потом быстрее. (3 - 5 раз)

б)Соединив подушечки пальцев обеих рук, делаем «крышу». Напрягаем пальцы изо всех сил, а потом, дунув, расслабляем их

(3 - 5 раз).

в) Пальцы умные, ласковые: гладим их большим пальцем той же руки от мизинца до указательного, затем делаем щелчок, как кастаньетами.

2. Делаем упражнение, проговаривая такой текст:

Пальчик об пальчик – стук, стук, стук!

Ладошка о ладошку – хлоп, хлоп, хлоп!

Ножка об пол –топ, топ, топ!

3. Кисти рук сжаты в кулачки. Сжимаем и разжимаем пальцы: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Вот немного отдохнем и опять писать начнем».

4. Кисти рук сжаты в кулачки. Называя палец, отгибаем каждый одновременно на обеих руках:

Мой мизинчик, где ты был? – С безымянным - щи варил.

А со средним - кашу ел. С указательным - запел.

А большой меня встречал и конфеткой угощал.

 

5. Это стихотворение рассказываем, показывая руками, что делаем.

 

Нос, умойся!


Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка,

Шейка, мойся

Хорошенько!!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!


Э. Мошковская


 

11. Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ).

1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи

является свободно и хорошо открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.

Лягушки

Чьи там крики у пруда:

-КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, прстоКВАши,

Надоела нам вода!..

И. Токмакова

 

2. Подтягивание верхней губы к деснам зубов. Это упражнение рассчитано на развитие «вялой» губы, тормозящей четкость, а часто и звучность речи (вялость губ препятствует правильному формированию звука). Подтягивать вверх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до десен (не включая их) были видны.

 

3. Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губаоттягивается в горизонтальном направлении и вниз настолько, чтобы были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна и рот полураскрыт.

4. Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны. Упражнение должно быть проделано при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы. Образование гласных звуков в речи и пении зависит именно от умения четко сформировать губы для того или иного звука и дать таким образом правильно направленные и четко сформированные звуки.

Песня воробья

Чио –чио,

Фью-фью фью!

Чик –чирик,

Чью- чью-чью!

Упражнения для языка

Хорошее, четкое произношение зависит также от гибкости и точности движений языка.

1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик языка

легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен как в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.

Целью данного упражнения является регулирование движений языка, кроме того, этим достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука.

2 .Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время этого упражнения движения должна быть совершенно неподвижной.

Упражнение развивает уздечку (перепонку под языком, прикрепляющую его к нижней челюсти) и таким образомпомогает

в дальнейшем более чистому произношению звука Р.

2. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек. Для достижения наибольшей крепости и гибкости мышц языка следует, так же как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижной нижнюю челюсть.

Гласные - И, Э, А, О, У, Ы

В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума», так как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта. В этом звукообразовании участвуют губы, зубы, язык, челюсть, твердое и мягкое небо.

И

При звуке И губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, расстояние между зубами немного меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

Упражнение

С родной земли – умри – не сходи.

Лихо не лежит тихо.

Хвались, да не поперхнись.

Знали,кого били, потому и победили.

Э

При звуке Э губы растянуты меньше, чем при И, имеют форму овала, зубы слегка обнажены, расстояние между зубами в ширину большого палеца, кончик языка у нижних зубов.

Упражнение

Энэ – бэнэ - рэц, квэнтэр – мэнтер – жец.

Энэ – бэнэ – раба, квантэр – мэнтэр – жаба.

Электрик, этаж, эклер, экипаж.

А

При звуке А челюсть опущена, расстояние между зубами – в 2 пальца, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов.

Упражнение

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Рыбак рыбака видит издалека.

На чужой каравай рта не разевай.

Ума палата, да разума маловато.

.

О

При звуке О губы чуть выдвинуты вперед и закруглены, кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

Упражнение

Видит кот молоко, да рыло коротко.

Врет - что блины печет.

Не вызнав броду, не суйся в воду.

У

При звуке У губы сильно выдвинуты вперед и закруглены в виде воронки, язык еще больше отходит назад.

Упражнение

Для друга все не туго.

Сух сук нес барсук.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Ы

При звуке Ы положение речевого аппарата как при звуке И, но кончик языка отходит от нижних зубов.

Упражнение

На безрыбье и рак рыба.

Каков Мартын, таков у него и алтын.

 

Знакомство с гласными звуками у самых маленьких строится на звуковых ассоциациях: гудок паровоза, шум ветра, писк комара, лай собаки и т. п. Постепенно упражнения усложняются. Со старшими берем маленькие стихи, которые можно разыгрывать, считалки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: