Нормальное произношение этих звуков зависит от правильного и здорового строения зубов и челюстей. В противном случае требуется вмешательство специалиста. Но бывает, что неправильные привычки в произношении, приобретенные в детстве могут быть причиной шепелявости и в зрелом возрасте.
Согласные звуки С и З
При произнесении звука С губы полураскрыты углы рта чуть оттянуты назад. Кончик языка слегка касается нижних передних зубов.
При произнесении звука З общая установка та же, только голосовые связки сближены и вибрируют.
Упражнения
1. Сти-стэ, ста-сто, сту-сты.
Зди - здэ, зда-здо, зду-зды.
2.Сти-тти, стэ- ттэ, ста-тта, сто-тто, сту-тту, сты-тты.
Зди-дди, здэ-ддэ, сда-дда, здо-ддо,
Авось да небось, хоть вовсе брось.
Сказал, - что узлом завязал.
Произношениии шипящих звуков Ш, Ж
При произнесении звука Ш губы раскрыты. Челюсти приближены, как при С. Голосовые связки не вибрируют.
При произнесении звука Ж вибрируют не только голосовые связки, но и кончик языка. Язык более высоко поднят, нежели
при Ш.
Упражнения
1. Ши (как шы), ша, шо, шэ, шу, шы.
Жи (как жы), жэ, жо, жа, жу, жы.
2. Шы - жжи, шэ-жжэ, ша-жжа, шу-жжу, шо-жжо.
Жы-шшы, жэ-шшэ, жа-шша, жу-шшу, жо-шшо.
Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
Дружба - дружбой, а служба - службой.
Все эти упражнения и их описания взяты из учебно-методического пособия профессора Е.Ф. Сарычевой «Сценическая речь».
Выразительное чтение
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий
Что же такое – «выразительное чтение»? Выразительное чтение такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись, балет… Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Для меня это те три точки опоры, на которых всегда строилась моя профессиональная работа, и это то, что я стараюсь объяснить детям.
В процессе работы над произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением,) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора. Тогда у него обязательно возникнет свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.
Вот, к примеру, стихотворение Даниила Хармса
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
В этом небольшом произведении целая гамма эмоций – и жалость к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину - кошка с воздушными шарами! К стихотворению я обращалась дважды. И оба исполнителя (мальчики пяти лет) совершенно по-разному реагировали на эту ситуацию. У одного отношение было насмешливо снисходительное, другой страдал; как будто сам летел с воздушными шариками и раненой ногой. Это было их право так принять и воспроизвести описываемое событие. Прежде чем предложить что-то детям, я сама должна понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное. Читать стихи, прозу, делая не правильные логические ударения, - то же самое,что фальшивить в песне. Ведь не спроста в процессе работы тексты литературных концертов и ролей становятся у актеров партитурами, столько на них появляется значков, ударений…
Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логической мелодией, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если воспитатель – педагог сам точно представляет о чем идет речь и сможет правильно объяснить. Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение –это не так уж сложно. (Я специально употребила слово заставить, потому что сразу слышно, что его заставили читать именно так, а он не понимает, «почему?»). А вот помочь ему понять, о чем идет речь, объяснить, что и словами, как красками, можно и нужно рисовать – для этого надо умение и терпение. Например, если строка С. Есенина «Отговорила роща золотая…» сразу рисует в нашем воображении осень, то ребенку надо объяснить, когда и о чем роща говорила, как радостно шептались листья, видя детей на прогулке, как у каждого листочка был кто-то из ребят, за которым он наблюдал. Но вот наступает другое время года, листикам не хватает тепла и солнца, и они, говоря: «До свидания…», облетают… Тогда у ребенка, читающего эти стихи, возникает свое, только ему присущее отношение к происходящему в данном сюжете, он видит то о чем рассказывает. И не только видит, у него появляется свое отношение. Так рождается чувство, с которым исполнитель воспроизводит стихи ли поэта, слова ли той роли, которую он играет. А в результате правильно понятой мысли - естественные жесты, мимика… Ребенок на сцене ведет себя органично.
У нас была замечательная девочка, способная. Не помню уже к какому празднику, но она сама выучила дома и захотела прочитать стихотворение Пушкина. Громко, звонко, радостно начала: «Унылая пора! Очей очарованье!» Спрашиваю: –«А что такое «очей очарованье»? Смотрит на меня, пожимает плечами. Само сочетание этих слов завораживает, я ее понимаю. Стали разбираться. Сначала выяснили значение слов «унылая пора» и «очарование». А потом я рассказала девочке о любви Пушкина к осени, о месте этого времени года в его творчестве. Поговорили и о том, какое время года нравится ей. Вспомнили о том, как об осени писали другие поэты. И слова «Очей очарованье!» приобрели для нее только ей понятный особый смысл…
Я начинаю работу над всеми стихами с подобных разборов. Это дает возможность поговорить и о творчестве поэта, развивает воображение, расширяет словарный запас.
Конечно, дети разные: кто-то от природы более эмоционален, кто-то менее.
Был такой удивительный мальчик. Играл зайца в сказке «Лиса и заяц».Так вот, когда он говорил: «.Попросилась лиса ко мне жить, да меня и выгнала…», -его глаза были полны слез… Ну, это от Бога..
Занимаясь с детьми, я поняла одно: все дети могут и хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека: «Весь мир Театр –а люди в нем актеры».