Мастерство актера - сценическое действие




Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он с нами есть и будет!

Кто посмотрел наши спектакли -

Тот никогда их не забудет!

(из детсадовского фольклора).

Мастерство актера – сценическое действие… Вот интересно, о каком «мастерстве» может идти разговор в детском саду? Я очень надеюсь, что меня поймут правильно, – этот термин я употребляю только для того, чтобы обозначить направление тех задач, которые я ставлю перед собой на занятиях. В понятие – «актерское мастерство» входит все, чем мы занимаемся при подготовке к спектаклю: этюды на заданною тему, перевоплощение, способы словесного воздействия, сценическое движение. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет. При этом он начинает понимать, что театр – это прежде всего труд всего коллектива, в данном случае - группы.. Но путь к спектаклю лежит через целый ряд занятий. Выше шла речь о занятиях речью, сейчас поговорим о приобретении тех навыков, которые помогают понять, что такое быть на сцене и играть роль, то есть быть кем-то, а не собой.

Для того, чтобы заниматься с детьми, надо все время придумывать какие-нибудь «пристройки» (есть у нас такой театральный термин, или как говорят современные дети, -«фишка», «фенечка»..). Надо с ними и контакт найти, и чтобы было интересно. Так у меня появился чемодан.

 

Волшебный чемодан

Превращается рука

И в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень - очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке!

В. Берестов

 

Старый, видавший виды чемодан, живет в нашем детском саду необыкновенной жизнью. Он обклеен смешными рисунками, а главное в нем живут куклы, зверюшки (куклы би-ба-бо). Отрыть его можно, только сказав волшебные слова «крибле-крабле-бумс! Говорить их надо всем и вместе. А потом…потом, затаив дыхание, мы ждем…. Вот чемодан приоткрывается… там что-то происходит.. наконец открылся! А на крышке как на ширме сидит, ну, допустим, заяц. Заяц не простой, он знает всех детей по именам, кого-нибудь


подзовет к себе, поздоровается за руку, поговорит и даже предложит поиграть. За ним появляются волк, еж, медведь, лиса… До тех пор, пока у всех детей не будет в руках по персонажу. И тогда устраивается маленький кукольный спектакль. Мне этот чемодан помогает находить контакт с детьми. Со временем какие-то куклы становятся любимые и им ребята с удовольствием рассказывают о себе, приглашают в гости. Есть у нас и такая традиция: приходя в детский сад после выходных и праздничных дней рассказывать друзьям – игрушкам, где были, что видели, как провели праздники.

Сидит наш «дружок» - медведь или заяц на крышке чемодана как на ширме. А ребенок держит его за лапку и рассказывает. У меня, спрятавшейся за крышкой, есть возможность и вопросы задавать, и

обращаться ко всем детям, чтобы они могли вместе со мной (куклой) разделить восторг или удивление от услышанного. И даже те замкнутые или очень плохо говорящие дети (я имею в виду малышей) с куклами пытаются разговаривать.. Ситуация дает повод заговорить, впервые попробовать себя в монологической речи, и способствует развитию памяти: надо запомнить и рассказать все, что произошло в выходные дни. Родители знают, что у нас есть игра – «Как мы провели выходные», и это их обязывает заботиться об интересном времяпрепровождении детей. До самого выпуска дети

не хотят расставаться полюбившейся игрой. Нет-нет, да ребята из подготовительной группы попросят: - «Поиграем сегодня в чемодан, мы соскучились…»

А если с этим Волшебным чемоданом придти в ясельную группу?

Я столкнулась с тем, что ребенок 4-5 лет, прекрасно занимающийся на занятиях, при полном зале отказывается выходить на сцену. И никакие уговоры не помогают. У него уже есть хоть и маленький, но собственный жизненный опыт. Он может испугаться или застесняться. Другое дело - малыш двух лет, у которого отсутствует опыт неудач, ему не знакомо чувство стеснения, и он воспринимает свое «выступление» как естественное состояние. Так дети, рожденные в воде, прекрасно держаться на ее поверхности, еще не умея ходить. И я решила попробовать. Первое время воспитатели, занимающиеся с малышами, снисходительно и недоверчиво отнеслись к этому… «Ну что с такими крохами можно делать?», - спрашивали они у меня…

Прошло два года, и я считаю, что делаю правильно. Вижу, что и коллеги меня поддерживают. Конечно, это совершенно особые занятия. Во-первых, занятия проходят в музыкальном зале, а для ребятишек это уже целое путешествие. В зале их встречает пение птиц, шум моря, музыка леса – волшебство природы (аудио кассета). С этого начинается наше знакомство - гуляем «по лесу», слушаем мир, который окружает нас, стараемся различать голоса животных, птиц, подражаем им.

А дальше – наш Волшебный чемодан … На первых порах посещение детского сада для детей этого возраста связано с особенным нервным напряжением, не все легко адаптируются к новой обстановке, и в те дни, когда бывают занятия, чемодан является тем привлекательным моментом, который переключает внимание ребенка и дает возможность быстрее его успокоить. Эти встречи и становятся определяющими в наших взаимоотношениях. Здесь прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия. Наши занятия, куклы, волшебный чемодан становятся частью и ребячьего мира, который зовется детским садом. Мы «приручаем» друг друга…

 

Первые шаги к сцене

В детстве что? Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

Сам себя смеши и радуй

В голубом дождевике…

Доставляй себе веселье

Из всего. Из рук и ног,

Из болезни, из безделья,

Из бумаги, из чулок…

А. Кушнер

Вот так из всего: языка, губ, пальцев, звуков мы придумываем себе веселые игры - упражнения. Даже имена и фамилии нам пригодились.

Назови себя сам – это то, с чего начинаются занятия. Каждый встает и называет свое имя. Очень важно привыкнуть к звучанию своего имени, а когда ребята становятся старше, то произносят и фамилию. Разные бывают фамилии, некоторые так и просятся стать каким-нибудь прозвищем или вызывают смех. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и об умении уважать других. К средней группе некоторые уже величают себя по имени и отчеству, к чему мы все тоже относимся с большим уважением.

После того, как все дети представятся, мы, как правило, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат. После упражнений, надевая своих кукол- любимцев на руки, дети не только с ними разговаривают, но и могут потанцевать, что мы и делаем в музыкальной разминке. Конечно, занятия с малышами такого возраста имеют свою специфику – ведь некоторые приходят еще с соской во рту, многие плохо говорят, а кое-кто и вообще не говорит. Но желание участвовать во всем, что происходит на занятиях, дает им возможность уже в декабре выступать, на малых театральных встречах. Для своего возраста они достаточно легко ориентируются на сценической площадке, с удовольствием превращаются в героев сказки «Репка». К постановке этой сказки мы идем не спеша. Ведь она для нас, прежде всего, игровой материал на занятиях. Сначала мы узнаем, что же такое репа.

Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси. Когда точно она появилась, сказать трудно, но, думается, мы не намного ошибемся, если предположим, что в период возникновения земледелия. До того времени, пока из-за океана не завезли картофель, репа была частым гостем на столах и других европейских народов. Неприхотливость этой культуры позволила ей продвинуться далеко на север. Однако, ни один народ не ценил репу так, как русские, не случайно она считается исконно русским овощем. Вплоть до Х1Х века репа на Руси играла ту же роль, что теперь картофель. До наших дней дошли пословицы «Проще пареной репы», «Дешевле пареной репы». Зародились они именно в те давние времена, когда репа наряду с хлебом и крупами была основным продуктом питания, и стоила довольно дешево. С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, «зеленая лепешка», как раньше называли репу, утратила свои позиции.

Естественно, что маленькие дети всего этого сразу не поймут и

не запомнят, но это должны знать мы, взрослые, чтобы интересно, в доступной форме рассказывать малышам. Рассказ о репе я привела как пример. (Таким образом мы работаем над всеми сказками, каждая из них становится поводом для более конкретного разговора на ту или иную тему). Ну, и конечно, до зимы, пока репа продается на рынках, мы обязаны ее попробовать. Так репа – героиня сказки становится уже не отвлеченным понятием, а вполне осязаемым овощем, который необходимо вырастить, а потом вытянуть. Я не привожу сценария этой сказки, так как всем она хорошо известна. Хочу только заметить, что мы позволяем себе добавлять в бабкино хозяйство разную живность, так как участвовать хотят все, а в сказке мало действующих лиц. Первый выход малышей на сцену мы не усложняем костюмами, вполне хватает того, что каждый исполнитель держит в руке куклу – прообраз действующего лица. Так ему проще представлять себе того, кого он «играет». Все вы прекрасно помните, что слов там практически нет, главное - слышать, что зовут именно тебя (внучку, Жучку, киску и т. п.), и, выбежав на сцену, испытать радость от участия в общем деле.

Следующие три месяца после Нового года, которые предшествуют театральной неделе, дают нам возможность подготовить новое представление.

На сцене горница с печкой, скамьей, столом. Бабушка, одетая в русский сарафан, выходит и зазывает детей:

Дверь открою – покричу,

Деток в гости позову.

Где вы, детки? Заходите!

Пирогом вас угощу.

Будем весело играть.

Будем петь и танцевать.


Звучит музыка и на сцену выбегают малыши в русских костюмах… Так начиналось наше представление «К бабушке на оладушки», в которое вошли потешки, песенки, игры.

Некоторые из упражнений, этюдов, которые малыши разучивают на музыкальных занятиях, повторяются и на моих. Так они лучше закрепляются в памяти. А главное, все, чем мы занимаемся, приносит детям радость, им уже ясно, что ТЕАТР – это игра, это волшебство, это интересно. И когда мы встречаемся на следующий год, ребята воспринимают занятия как знакомое, нужное и увлекательное дело.

Расскажи, насмеши, нам потешки покажи…

 

Чтобы сделаться смелей,

Нужно стать повеселей.

Чтобы стать повеселей,

Нужно сделаться смелей.

В Берестов

За лето дети подрастают… Теперь они «большие», группа - вторая младшая! Мы не тратим время на знакомство, на адаптацию. Друзья – игрушки радостно выскакивают из чемодана и кричат:

«Здравствуйте!!! Мы скучали!» Сколько новостей скопилось за каникулы, все надо вспомнить и рассказать. На первых занятиях все должны «выговориться». Желание говорить, играть у малышей огромно. Упражнения, которыми занимались в прошлом году, вспоминают с удовольствием, а я теперь начинаю понемножку объяснять, для чего мы их делаем. Разыгрываем стихи.

Разговор Лягушек


- Кума,

Ты к нам?

- К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли

нам?

- Как не дать? Конечно, дам!


(из зарубежного фольклора.)

У нас начинается активный «звериный период». Так я называю время, когда мы делаем этюды и играем сказки про зверей. У многих дома есть кошка или собака. И первые задания –наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем человека, и изобразить также несравнимо проще.

Сказка «Колобок» - замечательный материал для занятий. Здесь можно «переиграть» всех зверей. В сценарий, который приведен ниже, введены стихи, кроме того появилось и новое действующее лицо - мышка. Вообще-то у нас не только мышка, бывает и кошка, и собачка и даже лягушка и петух. Дети сами решают, кем им хочется быть. Про всех зверюшек придумываем истории: откуда они, какое у них настроение, что делали перед встречей с колобком. Следующий этап – желание «расширить текст». Одна фраза: «Колобок, я тебя съем», малышей не устраивает. Так сценарий обрастает стихами. А вот что касается самого колобка – это повод поговорить о разных булочных изделиях, попробовать их. И обязательно кто-нибудь из родителей печет колобок, который после спектакля подается детям к чаю.

Я уже говорила о сценарии – игре «К бабушке на оладушки», которая была поставлена с ясельной группой. Второй сценарий, сделанный по принципу площадного театра, - «Ярмарка». Мне очень повезло с воспитателем этой группы. Это была ее идея, а она сама сыграла скомороха - ведущую. По сценарию вы видите, что текста у нее очень мало, но присутствие такого воспитателя среди детей, тактичная помощь были очень кстати. И что самое главное, она задавала ритм празднику. Потрясающие костюмы сшили родители! Как же они старались, чтобы детям было интересно! Ярмарка закончилась всеобщим праздником. Три группы зрителей, которые стали невольными участниками ярмарочного гуляния, получили по огромному подносу печенья. Ну какая же ярмарка без гостинца!

С детьми 3 –4 лет мы играем и такие сказки, как «Заячья избушка», «Красная шапочка», «Рукавичка». Я не привожу их сценарии, так как эти сказки всем хорошо знакомы. Скажу только, что мы увеличиваем число действующих лиц, подбираем для них стихи. Взрослые играют только ведущих –сказочников.

 

Кто, кто в теремочке живет?…

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живет…

Ю. Мориц

С каждым годом заниматься с детьми все интереснее. Ведь они теперь многое умеют, мы хорошо понимаем друг друга, да и к средней группе у нас понемногу накапливаются воспоминания… Какие? А как же – помните, я играл волка? помните, – я играл колобка?

Что и говорить, у них уже есть свой репертуар. Дети два года выступали сами и два года были зрителями наших «театральных недель». Да и родители ходят с ними в театр, а то и в детский сад приезжают профессиональные артисты. Какие – то спектакли уже запали в душу, о каких-то ролях они начинают мечтать…

«Три поросенка» - эта сказка всегда вызывает большой интерес. Все ждут, когда волк прыгнет в кипяток. У детей не возникает вопроса, где, например, труба через которую волк попадает в домик к поросятам. Им достаточно того, что волк поднялся на кубик –стенку, а потом спрыгнул на пол, завизжал и убежал. Они сами кричат в этот момент от восторга! Помните, как у Экзюпери в «Маленьком принце» барашек в ящике. Он такой, каким мальчик хочет его видеть.

Наш «звериный период» продолжается. В мою студенческую бытность меня учили, что работу над образом любого зверя надо начинать с выражения глаз. Представьте, что вы петух, но только прежде подумайте о том, как он смотрит, на что он смотрит, – и сразу возникает определенное ощущение. Вероятно, и у зверей глаза – «зеркало души». В «звериных» этюдах проявляется наблюдательность, юмор, способность к перевоплощению.

Вообще это очень увлекательно – играть зверей. В репертуаре каждого артиста вы найдете «звериный след». (У меня, к примеру, Лиса в «Зайке-зазнайке» С. Михалкова, Волчиха в «Серебряном копытце» по сказке П.Бажова и другие).

Дети любят сказку Даниила Хармса «Лиса и заяц». Короткая, динамичная, два ярких характера и очень точный сюжет, который легко запомнить. Мы ее используем в занятиях

Лиса и Заяц

Жили - были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий Хвостик. Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идет, зайчик бежит к лисице и кричит:

-«Рыжий Хвостик! Что с тобой?»

А если зайчик к лисице не идет, лисица к зайчику бежит и кричит:

- «Серый Хвостик! Что с тобой?

Как-то зайчик Серый Хвостик

Прибежал к лисице в гости:

 

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Вдруг он слышит: «Что за стук?

 

Видишь: поздно, скоро ночь,

Уходи-ка лучше прочь!»

 

Зайчик думает: «Постой,

Я ведь тоже не простой!»

 

Вот лисица Рыжий Хвостик

Прибегает к зайцу в гости:

 

«Отвори-ка» Тук! Тук! Тук!

Отвечает зайчик вдруг:

 

«Нет, голубушка, шалишь,

Слишком рано ты стучишь!»

 

И с тех пор два лучших друга

Вечно злятся друг на друга.

 

 

Пока мы с детьми разбираем то, что же происходит между лисой и зайцем, говорим своими словами, т.е. не заучивая текст Для меня важно, чтобы они понимали, что делают действующие лица, а потом, в процессе работы - игры текст и сам уляжется. И, конечно, никогда не даю текст родителям, чтобы они его учили с детьми в отрыве от всего сценического действия. Это может быть только в каком-нибудь исключительном случае. Так мы работаем над всеми спектаклями.

Сказка «Теремок» - одна из самых любимых сказок детей любого возраста. Она очень проста в постановке: декорация-домик, несколько деревьев и нескончаемый поток зверей – добрые, злые, хитрые, умные и не очень… В течение занятий все ребята проигрывают разные образы, разные характеры. Следуя принципу К.С. Станиславского, мы хорошее ищем и в плохом. Я стараюсь, чтобы дети играли роли, как в театре называют, «на сопротивление». И если ребенок по своему поведению мышка, я обязательно постараюсь, чтобы он сыграл волка. Это просто необходимо. Он должен попробовать себя в разных ситуациях. И музыка, которую подбираем вместе с музыкальным руководителем, помогает каждому исполнителю почувствовать ритм образа, его пластическое решение.

Со средней группы мы уже больше времени отводим на разыгрывание разных упражнений и этюдов. Этюд, в отличие от упражнения, имеет воображаемые обстоятельства и определенный сюжет: послушать, что делается за окнами комнаты, запомнить и описать предмет, удержать в памяти сочетание действий и слов – в этом случаев работу включаются все органы чувств.

На сцене надо уметь сосредоточиться на каком-нибудь объекте на глазах у зрителя.

Упражнение 1

Рассмотреть все, что находится на стене и около неё, запомнить. Отвернуться и перечислить увиденное.

Упражнение2

Малознакомый предмет (игрушку) рассмотреть со всех сторон, как бы изучить его, а потом по памяти рассказать о нем.

Упражнение3

Рассмотреть дверь, запомнить, какая у нее ручка, в какую сторону дверь открывается, отвернуться и рассказать об этом.

Упражнение4

Разложить несколько предметов (игрушек) на столе (ковре).

Предложить ребятам внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат. Затем все смешать и дать задание им самим разложить все в первоначальном виде. Один делает, а другие смотрят. Кто считает нужным поправить, поправляет. Затем следует объяснить, как легче можно запомнить порядок предметов.

Упражнение 5

Найти и запомнить, находящиеся в данной комнате предметы, названия которых начинаются, например с буквы С.

Упражнение6

Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом внимания – линии древесного слоя паркета, тени на потолке, складки занавесей, цвет и рисунок одежды. Кинем на стол несколько спичек (счетных палочек), пусть они упадут как попало. Всмотритесь, что это напоминает?

Упражнение 7

Вспомнить и рассказать про дорогу от дома до детского сада. С кем шел, что встретилось на пути, о чем говорил с мамой…

Упражнение 8

Ощупать холодный металлический предмет и плюшевую игрушку. Сравнить ощущения.

Упражнение9

Определить запах комнаты, материи, книги, куклы, облака, праздника, и тому подобное…

Упражнение10

Хорошо ли вы знаете своих товарищей? Один из детей выходит прячется за ширмой, а оставшиеся должны вспомнить, во что он одет, какого цвета глаза, какой цвет волос, какая прическа и т. п.

Упражнение 11

Два ребенка идут по дороге через поле. Один впереди, а другой на два- три шага сзади. Второй ребенок – это тень первого. «Тень» должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то посмотрит из-под руки и т.п.

Упражнение 12

Вызвать одного ребенка, посадить на сцену или на то место, которое считаем сценой. Остальные его разглядывают. Вызванный непременно будет чувствовать себя смущенным: станет беспричинно смеяться, или будет выглядеть испуганно, или излишне вызывающе – словом, будет находиться в состоянии, которое называют «зажим».

Потом дать сидящему на сцене какой-нибудь предмет – предложить разглядеть его и запомнить. Его самочувствие меняется. Исчезает напряженность. Если до этого объектом внимания был он сам,, то теперь его внимание переключилось на данный предмет и он уже не думает о том, как он выглядит.

Так мы подходим к пониманию одного из главных условий поведения на сцене- «публичного одиночества»

«Публичное одиночество» - это такое состояние, когда выполняющий упражнение способен вести себя, будто он находится наедине с самим собой. Ощущение что на тебя смотрят зрители, всегда имеет место, но это ощущение не должно мешать чувствовать себя свободно. Такое состояние достигается только в том случае, если находящийся на сцене занят делом. Вот почему так важно, чтобы дети точно знали задачу, с которой они выходят в спектаклях перед зрителем.

Как пример – ситуация в следующим этюде. Здесь задача – съесть сметану. Для этого они идут на риск, пройти мимо кота.

(На сцену вызываются трое детей, один играет кота,двое мышек)

На кухне спит кот. У окна на столе банка со сметаной. Два мышонка хотят до нее добраться. Из норки вылазит первый мышонок, убедившись, что кот спит, зовет второго мышонка. Они знаками показывают друг другу: «тише». Подбираются к банке, съедают сметану, радуются и, забыв про бдительность, хотят вернуться обратно. Кот просыпается и пытается кого-нибудь из них поймать.

Начиная со средней группы и до выпуска, мы повторяем эти упражнения, а этюды делаем на материале той сказки, которую ставим в том или ином возрасте. группы, мы делаем эти этюды. В форме этюдов разыгрываем стихотворения– упражнения, которые используем на занятиях, потом мы включаем их и в выступления.

 

Радуга

Поляна. На ней в разных позах расположились семеро ребят с листочками бумаги. У каждого в руках карандаш определенного цвета. Они рисуют. С ними воспитатель-ведущая, она помогает детям.

Ведущая

Дети

Летом

На лугу

Рисовали

Ра – ду – гу

 

Ребенок

(любой из находящихся на сцене)

Рисовали – рисовали,

А потом

Вдруг спорить

Стали:

Из каких цветов

Она

Так красиво сложена.

Каждый из находящихся на сцене детей поднимает свой карандаш и называет его цвет.

Дети

- Фиолетовый!

- - Желтый!

- Оранжевый!

- Синий!

- Красный!

- Зеленый!

- И голубой!

 

Ведущая

Дети радугу опять

Дружно стали рисовать.

Рисовали –рисовали,

После снова

Спорить стали:

Что

Какой цвет

Означает?

Пусть ответит

Тот,

Кто знает.

 

Ребенок

Желтый цвет_

Теплом согрет,

Ласку дарит он

И свет…

 

Ребенок

Синее…

 

Ребенок

И голубое…

 

Вместе

Символ мира

И покоя.

 

Ребенок

Фиолетовый цвет –

Это цвет привета.

 

Ребенок

Цвет зеленый –

Цвет весны,-

Пусть им будут сны

Полны.

 

Ребенок

Самый яркий

И прекрасный

Это цвет, конечно,

Красный.

 

Ребенок

Цвет оранжевый –

Приятный,

Апельсиновый –

Нарядный.

 

Все вместе

Семь цветов,

Став рядышком,

Образуют радугу.

 

Ведущая

Дети в солнечном кругу

Рисовали

Ра – ду – гу.

Рисовали

Как умели

И о счастье

Песни пели.!

Музыка. Любая детская песня, танец.

В. Лукша

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: