Сапожник В гостях у королевы




- Был сапожник? - Где ты была сегодня, киска?

- Был! - У королевы у английской.

- Шил сапожки? - Что ты видала при дворе?

- Шил! - Видала мышку на ковре.

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Считалки

Ежик, ежик, чудачок, Трынцы - брынцы, бубенцы,

Сшил колючий пиджачок. Раззвонились удальцы,

Стал в кружок и ну считать – Диги, диги, диги, дон,

Нам водилку выбирать! Выходи скорее вон!

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит – выйди вон!

 

СОГЛАСНЫЕ

Если представить себе речь человека как реку (помните, у Пушкина:

…Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.),

так вот, гласные и будут журчащей водой, а согласные –берегами.

При произнесении согласных прежде всего нужно уяснить правильное положение отдельных частей речевого аппарата. Важно и правильное звукообразование. Упражнения, приведенные ниже, служат нам с детьми игровым материалом для «строительства берегов». Перспектива, что когда они станут взрослыми, это им пригодится, слишком далека и для детей не реальна, упражнения же надо делать на каждом занятии. Поэтому, чтобы не ослабевал интерес, мы «колдуем» звуками. Первоначально «шаманим» вокруг «костра». Выглядит это так - садимся удобно на полу, так чтобы руками могли и по полу ударить, и потянуться к небу. Такое упражнение концентрирует внимание - движения каждый раз разные. У детей появляется желание повторить в точности и интонацию, и силу звука: от едва слышного шепота до крика, с разным отношением, мимикой. Эта игра не надоедает ребятам в течение всего пребывания в саду.

 

Согласные П и Б

При звуках П и Б губы сомкнуты и разрываются под напором выдыхаемого воздуха по горизонтальной линии.

Упражнения

Звук П – глухой, он произносится одним шумом без голоса.

Звук Б – звонкий, произносится с голосом.

1. П – произносится в сочетании с гласными:

Пи, пэ, па, по, пу, пы, пя, пю.

Б – произносится в сочетании с гласными:

Би, бэ, ба, бу, бы, бя, бе, бю.

2. Бипп, бэпп, бапп, бопп, бупп, быпп.

Пибб, пэбб, пабб, побб, пубб, пыбб.

3. Би-би –бип, бэ-бэ-бэп, бо-бо-боп,бу-бу-буп, бы-бы бып.

Комбинации упражнений на П и Б и в последующих

звукосочетаниях можно видоизменять и комбинировать по желанию.

Жил был поп, толоконный лоб.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Согласные К и Г

При звуках К - Г кончик языка упирается в нижние передние зубы. Задняя часть спинки языка касается мягкого нёба. Нижняя

челюсть слегка опущена, под напором выдыхаемого воздуха стенки языка отходят от мягкого нёба, открывая глотку.

Упражнения

Глухой - К, звонкий - Г.

1. К – произносится в сочетании с гласными:

Ки, кэ, ка, ко, ку, кы.

Г - произносится в сочетании с гласными:

Ги, ге, га, го, гу, гы.

2. Кигги, кэггэ, кагга, коггго, куггу, кыггы.

Гикки, гэккэ, гакка, гокко, гукку, гыккы.

3. Ги-ги-ги-гик, гэ-гэ-гэ-гэк, га-га-га-гак, го-го-го-гок, гу-гу-гу- гук, гы-гы-гы-гык.

В Луку Клин луком кинул.

Много снега – много хлеба.

Не хочет косой косить косой, говорит «коса, коса».

Согласные Т и Д

При произношении звуков Т и Д губы пассивны. Кончик языка крепко прижимается к верхним передним зубам.

Упражнения

Звук Т – глухой, Д - звонкий, взрывной.

1. Т - произносится в сочетании с гласными:

Тэ, та, то, ту, ты.

Д - произносится в сочетании с гласными:

Дэ, да, до, ду, ды.

2. Тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды.

Дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты.

3. Дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт.

Улита едет, когда-то будет.

Федот, да не тот.

Радуга крутой дугою изогнулась над рекою.

ТЬ – ДЬ

При звуках Ть - Дь передняя часть языка не прижимается верхним передним зубам, а лишь прикасается к передней части

нёба.

Упражнения

1. Ти, те, тя, тё, тю.

Ди, де, дя, дё, дю.

2. Дитти, детте, дяття, дётттё, дюттю.

Тидди, тедде, тяддя, тёддё, дюттю.

Без дела жить – только небо коптить.

ведьма, демон, дятел, дичь

телка, тёрка, тяга, теща

Согласные Ф и В

При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки Ф (глухой) и В (звонкий).

Упражнения

1. Ф - произносится в сочетании с гласными:

Фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

В - произносится в сочетании с гласными:

Ви, вэ, ва, во, ву, вы.

2. Фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы.

Виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы.

3. Фи-фи-фи-фиф, фэ-фэ-фэ-фэф, фа-фа-фа-фаф, фо-фо-фо-фоф, фу-фу-фу-фуф, фы-фы-фы-фыф.

Финтифлюшка, фокус, фантик.

Каково волокно, таково и полотно.

Все вышеуказанные упражнения мы повторяем с детьми на каждом занятии, начиная с ясельной группы и до подготовительной включительно. А вот со звуком Ф у нас особые отношения. Поставив согнутые в локтях руки перед собой, мы делаем движения, как будто мотаем нитки, и говорим фи-фи-фи. Так незаметно подходим к такому сложному и чудному слову ФИНТИФЛЮШКА, очень легко его выговаривая. А дальше идет игра – мы придумываем слова в сочетании с приставкой финти, так у нас рождаются финтикадушка, финтияблоко, финтизанавеска и т.д. и т. п. Каждый стремится сказать больше слов, учатся быть более внимательными, видеть, что находится перед глазами, постигают некоторую последовательность в расположении предметов.

Со средней группы я уже начинаю предлагать ребятам самим проводить занятия по технике речи. От желающих нет отбоя.Но… продолжим знакомство с согласными звуками.

 

Согласные сонорные

К сонорным согласным относятся звуки Л, М, Н, Р.

Недостаткам речи: картавость (отсутствие или искажение звука Р) и неправильное произношение или искажение звука Л – явления, которые наиболее распространены у детей. Но когда они носят органические недостатки, ими при достижении ребенком определенного возраста, занимается логопед.

Согласный звук Л

При нормальном произношении звука Л кончик языка прижимается к верхним передним зубам.

При смягченном Л (ЛЬ) кончик и языка прижимаются уже не к зубам, а чуть выше.

Упражнения

1. Чередование Л и смягченного ЛЬ:

Л-ль, Л-ль, Л-ль,…

Ли, лэ, ла, ло, лу, лы.

2. Лилли, лэллэ, лалла, лолло, луллу, лыллы.

Лелле, лялля, лёллё, люллю,.

3. Ли-ли-лиль, ля-ля-ляль, ле-ле-лель, лё-лё-лёль, лю-лю-люль.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Раз солгал – навек лгуном стал.

 

Согласный звук Р

При произнесении звука Р кончик языка вибрирует от напора выдыхаемого воздуха. Вибрация происходит около передней части твердого неба.

Первым упражнением, несколько помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков ззз, жжж одним плотным выдыханием; эти звуки постепенно дают кончику языка ощущение легкой вибрации как раз около твердого нёба, что для картавящего чрезвычайно важно.

Добиваясь все большей активности кончика языка, следует произносить следующие сочетания:

Упражнения

1. Зжд, зжд, зжд, зжд…

2. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры.

Трри, тррэ, трру, трро, трры.

Лри, лрэ, лра, лро, лру, лры.

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Труд человека кормит, а лень портит,

Ехал грек через реку, видит грек – в реке рак. Сунул грек руку в реку – рак за руку грека цап. (Эта скороговорка одна из любимых, так как мы ее не просто говорим, но и все действия показываем руками.)

Согласный звук Н

При звуке Н мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос.

Упражнения

1. Нинн, нэнн, нанн, нонн, нынн,нунн.

На реке мы налима лениво ловили.

Согласный звук М

Звук М образуется при плотно сомкнутых губах, причем мягкое небо опущено, и выдыхаемый воздух проходит через нос.

Упражнения

1. Мим, мэм, мам, мум, мом, мым.

Млимм, млэмм, мламм, мломм, млумм, млымм.

Мама мылом мыла Машу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: