- Был сапожник? - Где ты была сегодня, киска?
- Был! - У королевы у английской.
- Шил сапожки? - Что ты видала при дворе?
- Шил! - Видала мышку на ковре.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
Считалки
Ежик, ежик, чудачок, Трынцы - брынцы, бубенцы,
Сшил колючий пиджачок. Раззвонились удальцы,
Стал в кружок и ну считать – Диги, диги, диги, дон,
Нам водилку выбирать! Выходи скорее вон!
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
СОГЛАСНЫЕ
Если представить себе речь человека как реку (помните, у Пушкина:
…Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит.),
так вот, гласные и будут журчащей водой, а согласные –берегами.
При произнесении согласных прежде всего нужно уяснить правильное положение отдельных частей речевого аппарата. Важно и правильное звукообразование. Упражнения, приведенные ниже, служат нам с детьми игровым материалом для «строительства берегов». Перспектива, что когда они станут взрослыми, это им пригодится, слишком далека и для детей не реальна, упражнения же надо делать на каждом занятии. Поэтому, чтобы не ослабевал интерес, мы «колдуем» звуками. Первоначально «шаманим» вокруг «костра». Выглядит это так - садимся удобно на полу, так чтобы руками могли и по полу ударить, и потянуться к небу. Такое упражнение концентрирует внимание - движения каждый раз разные. У детей появляется желание повторить в точности и интонацию, и силу звука: от едва слышного шепота до крика, с разным отношением, мимикой. Эта игра не надоедает ребятам в течение всего пребывания в саду.
Согласные П и Б
При звуках П и Б губы сомкнуты и разрываются под напором выдыхаемого воздуха по горизонтальной линии.
Упражнения
Звук П – глухой, он произносится одним шумом без голоса.
Звук Б – звонкий, произносится с голосом.
1. П – произносится в сочетании с гласными:
Пи, пэ, па, по, пу, пы, пя, пю.
Б – произносится в сочетании с гласными:
Би, бэ, ба, бу, бы, бя, бе, бю.
2. Бипп, бэпп, бапп, бопп, бупп, быпп.
Пибб, пэбб, пабб, побб, пубб, пыбб.
3. Би-би –бип, бэ-бэ-бэп, бо-бо-боп,бу-бу-буп, бы-бы бып.
Комбинации упражнений на П и Б и в последующих
звукосочетаниях можно видоизменять и комбинировать по желанию.
Жил был поп, толоконный лоб.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Согласные К и Г
При звуках К - Г кончик языка упирается в нижние передние зубы. Задняя часть спинки языка касается мягкого нёба. Нижняя
челюсть слегка опущена, под напором выдыхаемого воздуха стенки языка отходят от мягкого нёба, открывая глотку.
Упражнения
Глухой - К, звонкий - Г.
1. К – произносится в сочетании с гласными:
Ки, кэ, ка, ко, ку, кы.
Г - произносится в сочетании с гласными:
Ги, ге, га, го, гу, гы.
2. Кигги, кэггэ, кагга, коггго, куггу, кыггы.
Гикки, гэккэ, гакка, гокко, гукку, гыккы.
3. Ги-ги-ги-гик, гэ-гэ-гэ-гэк, га-га-га-гак, го-го-го-гок, гу-гу-гу- гук, гы-гы-гы-гык.
В Луку Клин луком кинул.
Много снега – много хлеба.
Не хочет косой косить косой, говорит «коса, коса».
Согласные Т и Д
При произношении звуков Т и Д губы пассивны. Кончик языка крепко прижимается к верхним передним зубам.
Упражнения
Звук Т – глухой, Д - звонкий, взрывной.
1. Т - произносится в сочетании с гласными:
Тэ, та, то, ту, ты.
Д - произносится в сочетании с гласными:
Дэ, да, до, ду, ды.
2. Тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды.
Дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты.
3. Дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт.
Улита едет, когда-то будет.
Федот, да не тот.
Радуга крутой дугою изогнулась над рекою.
ТЬ – ДЬ
При звуках Ть - Дь передняя часть языка не прижимается верхним передним зубам, а лишь прикасается к передней части
нёба.
Упражнения
1. Ти, те, тя, тё, тю.
Ди, де, дя, дё, дю.
2. Дитти, детте, дяття, дётттё, дюттю.
Тидди, тедде, тяддя, тёддё, дюттю.
Без дела жить – только небо коптить.
ведьма, демон, дятел, дичь
телка, тёрка, тяга, теща
Согласные Ф и В
При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки Ф (глухой) и В (звонкий).
Упражнения
1. Ф - произносится в сочетании с гласными:
Фи, фэ, фа, фо, фу, фы.
В - произносится в сочетании с гласными:
Ви, вэ, ва, во, ву, вы.
2. Фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы.
Виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы.
3. Фи-фи-фи-фиф, фэ-фэ-фэ-фэф, фа-фа-фа-фаф, фо-фо-фо-фоф, фу-фу-фу-фуф, фы-фы-фы-фыф.
Финтифлюшка, фокус, фантик.
Каково волокно, таково и полотно.
Все вышеуказанные упражнения мы повторяем с детьми на каждом занятии, начиная с ясельной группы и до подготовительной включительно. А вот со звуком Ф у нас особые отношения. Поставив согнутые в локтях руки перед собой, мы делаем движения, как будто мотаем нитки, и говорим фи-фи-фи. Так незаметно подходим к такому сложному и чудному слову ФИНТИФЛЮШКА, очень легко его выговаривая. А дальше идет игра – мы придумываем слова в сочетании с приставкой финти, так у нас рождаются финтикадушка, финтияблоко, финтизанавеска и т.д. и т. п. Каждый стремится сказать больше слов, учатся быть более внимательными, видеть, что находится перед глазами, постигают некоторую последовательность в расположении предметов.
Со средней группы я уже начинаю предлагать ребятам самим проводить занятия по технике речи. От желающих нет отбоя.Но… продолжим знакомство с согласными звуками.
Согласные сонорные
К сонорным согласным относятся звуки Л, М, Н, Р.
Недостаткам речи: картавость (отсутствие или искажение звука Р) и неправильное произношение или искажение звука Л – явления, которые наиболее распространены у детей. Но когда они носят органические недостатки, ими при достижении ребенком определенного возраста, занимается логопед.
Согласный звук Л
При нормальном произношении звука Л кончик языка прижимается к верхним передним зубам.
При смягченном Л (ЛЬ) кончик и языка прижимаются уже не к зубам, а чуть выше.
Упражнения
1. Чередование Л и смягченного ЛЬ:
Л-ль, Л-ль, Л-ль,…
Ли, лэ, ла, ло, лу, лы.
2. Лилли, лэллэ, лалла, лолло, луллу, лыллы.
Лелле, лялля, лёллё, люллю,.
3. Ли-ли-лиль, ля-ля-ляль, ле-ле-лель, лё-лё-лёль, лю-лю-люль.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Согласный звук Р
При произнесении звука Р кончик языка вибрирует от напора выдыхаемого воздуха. Вибрация происходит около передней части твердого неба.
Первым упражнением, несколько помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков ззз, жжж одним плотным выдыханием; эти звуки постепенно дают кончику языка ощущение легкой вибрации как раз около твердого нёба, что для картавящего чрезвычайно важно.
Добиваясь все большей активности кончика языка, следует произносить следующие сочетания:
Упражнения
1. Зжд, зжд, зжд, зжд…
2. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры.
Трри, тррэ, трру, трро, трры.
Лри, лрэ, лра, лро, лру, лры.
Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Труд человека кормит, а лень портит,
Ехал грек через реку, видит грек – в реке рак. Сунул грек руку в реку – рак за руку грека цап. (Эта скороговорка одна из любимых, так как мы ее не просто говорим, но и все действия показываем руками.)
Согласный звук Н
При звуке Н мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос.
Упражнения
1. Нинн, нэнн, нанн, нонн, нынн,нунн.
На реке мы налима лениво ловили.
Согласный звук М
Звук М образуется при плотно сомкнутых губах, причем мягкое небо опущено, и выдыхаемый воздух проходит через нос.
Упражнения
1. Мим, мэм, мам, мум, мом, мым.
Млимм, млэмм, мламм, мломм, млумм, млымм.
Мама мылом мыла Машу.