Сказки стародавние,
Грустные забавные
Добрые,серьезные..
Лунные и звездные
О.Дриз
Когда находишься рядом с детьми с яслей, то есть возможность видеть, как они растут, меняются. Вот уже старшая группа. Сложнее становятся скороговорки, произносим их все быстрее… И хоть они так же любят играть в «чемодан», колдовать
звуками, прыгать зайчиками и кукарекать петухами, но все чаще спрашивают: «А когда будем играть «Щелкунчика»?» Принцы, принцессы, короли, королевы – это так заманчиво, красиво… И доже если среди персонажей есть мышь Мышильда – но она-то тоже королева, как и ее сын- Мышиный король! На эти роли всегда много желающих. Для королевских встреч нужны королевские поклоны – учимся это делать! Для боя Щелкунчика с Мышиным Королем – умение драться на мечах - приносим на занятия мечи и учимся ими владеть. Это нравится и девочкам и мальчикам. Придумываем
этюды, вызываем на бой, все как положено. (Пригодилось мое юношеское увлечение фехтованием). Дети настолько подросли, что в работе над ролями перед ними можно ставить более сложные задачи и предлагать самим находить для их выполнения выразительные средства.
Вот так мы и приходим с ними к этому замечательному чувству творческого состояния. Творчество есть созидание новых комбинаций из ранее известных элементов, в целом образующих
единство. Ребята уже приобрели какие-то навыки, им есть чего создавать роли. Они сами придумывают мизансцены. От правильного самочувствия рождаются точные интонации. Движение и жест согласуются.
Есть басня, которую вы все знаете – И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Но секрет том, что на наших занятиях лиса своими словами расхваливает ворону и упрашивает ее спеть. Настоящая импровизация, своего рода соревнование – кто придумает больше ласковых льстивых слов, сделает больше просящих жестов… Эта басня в некоторых случаях превращается в концертный номер.
|
Ну и какой же «Театр» без Буратино? Эта сказка всегда притягивает детей. Мир «Золотого ключика» сказочен, но у всякого сказочного мира есть своя «реальность», своя мера условности, свои «естественные законы», в пределах которых этот мир воспринимается как подлинный, а то, что за его пределами – как вымышленное, нереальное. Дети самозабвенно входят в этот условный мир, где животным придаются человеческие черты. Кот и лиса превращаются то в нищих, то в разбойников, черепаха Тортила с многовековой мудростью взирает на жизнь… Какое поле для детской фантазии! Каждая сцена – это отдельный сюжет. Замечательный материал для занятий – не надо придумывать темы этюдов. Они уже готовы. Вот первая картина:- папа Карло вырезает Буратино из полена. Тут и задача на внимание, и умение обращаться с предметом. А сколько возможностей в эмоциональных выражениях состояния папы Карло – удивление, недоумение, испуг, растерянность и восторг – есть сынок! Сцена
Буратино с Шушарой – опять идеальный этюд на целую гамму чувств и еще на сценическое движение- умение бегать по сцене, драться, падать… Так этюдами, мы репетировали весь спектакль.
Первоначально наш сценарий был меньше. Но когда через год перед выпуском ребята опять захотели сыграть «Золотой ключик», мы вернулись к пьесе, тут уже и текста в роли добавили, и песни ввели. Кто-то продолжал играть то, что уже играл, а кто-то захотел сыграть другую роль… Все были довольны.
|
Снип - снап – снурре, пурре – базелюрре…
Вы на нас посмотрите внимательно,
Дайте шанс! Подскажите. Порой
Оказаться талантливым может
Каждый третий. И даже второй!
(из детсадовского фольклора)
Не успели оглянуться, а дети уже в подготовительной группе. Они взрослеют, мы ставим перед ними более сложные задачи, да и их осмысленные вопросы иногда ставят в тупик. Так уж получается, что и лидерство, и личные пристрастия в этом возрасте проявляются более определенно. С этим надо считаться. Но одно неизменно- они хотят играть!
Сценарий по пьесе «Белоснежка и семь гномов». Мне нравится эта сказка – в ней есть что играть детям – ярко вырисовывается нравственная проблема: добро-зло, предательство –честь… А еще в нашем детском саду есть большие, в рост ребенка, куклы – гномы, Грех было бы их не использовать. Ведь это такая необычная и интересная задача: с куклой, привязанной к тебе, с руками - твоими и не совсем твоими, с кукольными ногами, которые тоже плохо слушаются, делать зарядку! Да еще гном - Понедельник проводит ее говоря по-английски. Кстати, представлялись гномы, называя свои имена на английском языке. Белоснежка тоже пела
английскую песенку. Это заслуга педагога английского языка. Есть, конечно, при постановке «Белоснежки» свои сложности и одна из них - сразу семь гномов на сцене, а если добавляется еще пара персонажей.. Но это проблема для меня, а детям так весело! Есть трудности и при оформлении сцены. Но я использую для декораций интерьеров ширмы и это облегчает решение. Сцену колдовства Королевы над котлом решили так. В котле зажгли сухой спирт – эффект замечательный!. В процессе колдовских слов котел, к которому привязали веревку, потихонечку «уплывал» за сцену, а следом за ним исчезала Королева. Там она моментально сбрасывала наряд колдуньи (это был плащ) и выходила опять Королевой. Отыгрывались события, дети «воздействовали словом» на партнеров, Белоснежка возмущалась, протестовала, уговаривала отпустить принца на свободу. И для меня была большая радость, когда девочка, которая играла королеву, в разговоре со своей мамой сказала: «Я пока не очень понимаю, что мне делать в последней сцене». есть еще одно интересное наблюдение: дети почти всегда безошибочно распределяют между собой роли.
|
«Кошкин дом» спектакль несколько ироничный. Ирония, надо сказать, вполне доступна детям. В нашем саду есть разновозрастные группы, для которых этот сценарий очень удобен т.к. дает возможность играть и маленьким и большим. Красиво убранная комната кошки, с юмором и ярко выписаны роли гостей, и для детей важно учиться воспринимать юмор. Трудности вызывало решение картины пожара, - так мы протянули через сцену леску, а на ней прикрепили красные куски материи, как языки пламени и в нужный момент они у нас «полыхали». Звонил пожарник в колокол…Все как положено…
«Снежная королева»… С этой сказкой у меня связаны чудесные воспоминания, я хотела, чтобы и дети, с которыми свела меня судьба, прикоснулись к ней (Снежная королева -одна из первых моих ролей). Конечно, это был особенный спектакль. В своем юном возрасте дети в группе были на удивление самодостаточные. И получился спектакль детского самоутверждения в жизни, которая у них только начиналась. Они его играли с восторгом, с азартом, как бы заявляя о себе: – Мы все можем! Я не могу не сказать добрые слова о воспитателе этой группы- ее вера в детей мне очень помогла. Это она предложила мне, чтобы и сказочника играл ребенок. «Он справится», - убеждала она меня. И правда, справился прекрасно! Всем хотелось быть и бабушкой, и Гердой, и Вороном, и Снежной королевой, и Маленькой разбойницей … А вот роль Советника сразу выбрал мальчик и так ее играл, что никто даже не думал претендовать на эту роль. Как я уже неоднократно говорила, система наших занятий такова, что все знают все текст пьесы. И вот этот спектакль мы играли в разных составах, меняясь ролями. Есть у нас такой принцип– нет незначительных ролей - все роли важны, а если и кому-то не очень хочется играть, а у нас «производственная необходимость», то я прошу: ««Пожалуйста, выручи нас!» И не было такого случая, чтобы выступление было под угрозой срыва. Есть у нас и свои «интриги», всё как в театре, каждый готов заменить заболевшего, роли-то знают все.
В наших спектаклях роли играют только дети. В редких случаях вводится ведущая. А вот в сказках для самых маленьких она необходима, так как им нужна подсказка и взрослый, помогающий держать ритм. Во всех других случаях я постараюсь лучше скорее упростить текст, но делаю так, чтобы все-таки роль играл ребенок.. Во-первых, взрослые всегда проигрывают рядом с детьми. Это истина всем давно известна. А во-вторых, у детей появляется больше, самостоятельности, ответственности. А они любят проявлять эти качества. На занятиях, когда кто-нибудь начинает баловаться или отвлекается на посторонние разговоры, делаю замечания и говорю: «Не будем зря терять время. » И обязательно кто-то, самых из ответственных(в старших группах), вдруг серьезно призывает: «Не будем терять время».