ИСКУССТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ




Лариса Ивановна Царенко

 

 

Развитие детей средствами театрального искусства

 

ОТ ПОТЕШЕК К ПУШКИНСКОМУ БАЛУ…

Светлой памяти замечательной актрисы и педагога

Перед вами, дорогой читатель, книга о театре в детском саду.

Автор – профессиональная актриса и педагог, поставила перед собой задачу перенести детскую игру на сцену, сделать из игры спектакль, а из спектакля игру.

Книга состоит из отдельных блоков: «Что такое театр», «Искусство выразительного чтения», «Мастерство актера – сценическое действие», в которых описаны разнообразные методы проведения занятий с детьми 2 – 7 лет, даны сценарии постановок для детей. Книга прежде всего - о детях. О том, какие возможности дает театр взрослому, чтобы понять ребенка.

Автор благодарит заведующую московским ДОУ №183, народного педагога России Т. А. Данилину и заведующую ДОУ №41 «Звездочка» г. Юбилейного Московской области Т.И. Шарову за помощь в организации работы, а также выражает признательность своим коллегам и родителям детей, с которыми занимается, за сотрудничество и поддержку.

Вместо предисловия…

Жизнь – бесконечное познанье.

Возьми свой посох – и иди!

М. Волошин

 

«От потешек к Пушкинскому балу…» - это путь, который проделываем мы с детьми в нашем детском саду. О своей жизни я бы сказала – от «Пушкинского бала - к потешкам…»

По профессии я актриса. Одной из моих последних работ на сцене филармонии была литературно-поэтическая композиция «Наталья Николаевна» (письма Пушкина к жене). В моем репертуаре сольные концерты по произведениям М. Цветаевой, А. Ахматовой, Ф. Тютчева, С. Есенина… Работа в больших эстрадных коллективах, с которыми объехала всю страну. А еще раньше был театр, была «Снежная королева», «Тристан и Изольда»… Да еще много такого, что ближе к Пушкинскому балу…

Но жизнь тем и интересна, что непредсказуема, и никогда не знаешь, какой гранью она к тебе повернется и даст возможность узнать что-то новое…

Судьба всегда была ко мне и добра и щедра на встречи с замечательными людьми, так она поступила и на этот раз. Высокопрофессиональные, энергичные, талантливые молодые женщины, с которыми она свела, благословили меня на работу в дошкольное образование. Ну, а дальше все складывалось именно так, как и должно было: детский сад с такой заведующей, при которой я могла вести занятия, так как, мне это виделось; знакомство с теми людьми, без которых мне бы не осилить моей новой профессии; посещение семинаров, круглых столов, постижение новых образовательных технологий.

С чего начинать? Прежде всего, предстояло решить, как и чем именно я буду заниматься с детьми. Детство самый важный этап в жизни человека. Он должн быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что в первые шесть лет ребенок приобретает треть того опыта, что он приобретает за всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин. Откровения детских игр.) У меня есть опыт моей профессии, как его можно использовать?

Размышления

 

В книге В Емельянова «Развивающие голосовые игры», я прочитала: «…Если вы не работаете по какой-нибудь системе – выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая система, чем ежедневная талантливая импровизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но никакого движения вперед и каждый раз - с нуля»…

Так чем же могут помочь занятия сценическим искусством в развитии ребенка?

Проблема

Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили - будь то наука, промышленность, образование или искусство – все обрастает массой проблем. Да, наше время –– время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?

Стало модно старые добрые сказки переделывать на новый лад. Конечно же, каждый художник имеет право на свое видение того или иного произведения, ведь первое с ним знакомство было в детстве. Художник рос, менялся, менялся и его взгляд на жизнь, на сказку,на тему, которую первоначально разрабатывал автор. И вот, в меру своих возможностей и таланта он предлагает нам то или иное прочтение. Новое видение сказки в авангардистском стиле дается детям, не знающим первоисточника. Такие эксперименты над восприятием ребенка приводят к тому, что, в лучшем случае он может быть, когда-нибудь, откроет книгу и попытается «стереть» тот зрительный ряд, который ему навязал художник. В худшем случае ему это произведение станет навсегда чуждым и неинтересным…

Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над

детским сердцем. Необходимо, чтобы ребенок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Есть целый ряд русских народных сказок, сказок о добре, которое всегда побеждает зло, сказок «…о чудесах, о подвигах Бовы…», которые непременно надо услышать в детстве. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью…

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.

Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Да. На занятиях они играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. В том - то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры…

Но вот когда стихает зал, открывается бесшумно занавес и музыка будит тишину… А в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное, папа, мама, бабушка, дедушка…. Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен … Он становится Героем! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Ах, как светятся у ребенка глаза от счастья и чувства собственного достоинства - ему рукоплещет зал! И такое возможно только в Театре… ТЕАТР! – это всегда сказка, чудо, волшебство…

Есть еще проблема – это роль зрителя. Да, умение слушать и слышать, смотреть и видеть очень важно как для тех,кто на сцене, так и для тех, кто в зрительном зале. Умение смотреть, слышать красоту поэтического слова, оценивать игру своих товарищей - эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей.

Но никакой спектакль не найдет отклик в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь Даже малыши 2-3 лет, для которых более важен зрительный, образный ряд, вслушиваются в слова, не до конца понимая, что они значат. Для старших важны все компоненты Театра –и музыка и костюмы и декорация и главное – СЛОВО.

Проблема владения словом –актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. И в театральных постановках ребенок начинает ощущать его силу и власть, учится «действовать словом». Учить создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью, надо в раннем детстве.

 

Цель занятий

Чему же в развитии ребенка могут способствовать занятия сценическим искусством?

Скорее всего, и это самое главное, они способствуют формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки – умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие.

Занятия стимулируют развитие и основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

Методы ведения занятий

Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, которая по возможности была адаптирована для детей, в ней были увеличены игровые моменты. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение на в занятиях аудио и видео записей, знакомство с театральной азбукой – вот не полный перечень задействованных приемов.

Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству.

В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах иногда ребята сами решают, у кого что лучше получается и кто кого должен играть.

 

 

Организация занятий

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно - прикладного искусства. Как и в театральной педагогике, идем от бессловесных

этюдов к этюдам со словами. Отыгрываем сказки, где главные действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче всего представить себя зайкой, собачкой и т.д. Такова уж природа человека. Для самых маленьких предназначены потешки, игры с Петрушкой, сказки. Старшая и подготовительная группы готовят большие спектакли. На этом материале строится игровая часть занятий. Из игр и этюдов постепенно делается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие чувства партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через –«я –стесняюсь», поверить в себя.

Ну а самое главное- это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектаклях.

Я занимаюсь с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Занятия включены в расписание. В каждой группе они проходят два раза в неделю. Младшая возрастная группа (двух – трехлетки) занимается по 20 минут. Другие шесть групп делим на подгруппы, которые занимаются по 25 минут. Как итог занятий первого полугодия в конце ноября проводим отчетные «Малые театральные встречи» и каждая группа показывает свой спектакль. В Международный день театра (27 марта) – начинается традиционная Театральная Неделя, на которой играем ранее поставленные спектакли, и подготовленные премьеры. В конце учебного года – традиционный Пушкинский праздник. Люблю традиции…

Мне хочется познакомить детей миром Театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.

В занятиях мною выделено три основных направления:

1.ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР

ИСКУССТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: