fi
пять способов.
Во–первых, она основана на интуитивном дуализме сознания и тела, как отмечают ученые в нескольких дисциплинах
(например, Koch 2008) в религиоведении. Антропологи, например, сообщают о дуализме,
связанном с материальным телом и нематериальным разумом (или близкими эквивалентами, часто во множественном числе), по всему
миру. При отсутствии свидетельств всемирной передачи это распределение предполагает, что
сам дуализм является интуитивным или врожденным. В психологии Беринг (например, 2002) показывает, что, хотя маленькие
дети понимают физическую смерть, они интуитивно ожидают, что разум переживет ее, частично
потому что они считают разум отдельным; и Пол Блум широко утверждает, что дуализм
не просто интуитивен, но является врожденным, проявляясь даже в младенчестве.
Каково место разума и тела в нашей концепции агентов? Это подводит нас ко второму
аспекту свободы воли: разум (широко понимаемый как нематериальная или эфирная основа личности,
чувств и воли) имеет приоритет над телом и независимость от него. Хотя
морфология (например, глаза, рот, двусторонняя симметрия) предоставляет подсказки для обнаружения воли, поведение
(движения, совместимые с разумом) более важно.
Опять же, несколько дисциплин указывают на приоритет и независимость ума. В антропологии
Гелл (1998) отмечает “распределенную свободу действий”: мы действуем не только через наше тело,но и через
наши артефакты, на расстоянии и во времени. Например, солдат, устанавливая мины, может
продолжать убивать даже после того, как он мертв. Морис Блох (2007) пишет,что посредством символического взаимодействия
мы создаем схожие состояния в сознании друг друга, делая неопределенным расположение идей, мыслей
и действий. В философии Ледер (1990) опирается на медицину, утверждая, что
мы думаем о себе как о разуме, потому что не осознаем своих тел, за исключением тех случаев, когда они
беспокоят нас, например, при болезни или инвалидности. Аналогично, Лакофф и Джонсон (Философия во плоти:
1999) говорят, что люди считают свою сущность нематериальной (и, следовательно, бессмертной).
|
В психологии исследования восприятия младенцев и взрослых также показывают, что
для действия не требуется никакого тела, подобного животному, или даже ограниченного тела, поскольку мы воспринимаем даже
совокупность точек, движущихся вместе, как агента (Bloom & Veres 1999; Csibra et al. 1999; Scholl &
Tremoulet 2000). Келемен (2004) отмечает, что дети примерно в три или четыре года представляют
собой нематериальных агентов, а Кульмайер и др. (2004) утверждают, что
fi
пятимесячные младенцы не
воспринимают людей как материальные объекты, так как их не удивляет прерывистое движение
людей, в отличие от материальных объектов. Лиллард и Скиббе (2005: 281) сомневаются в том, что теория разума
является специфической областью
fi
c, отмечая, например, что люди говорят о небе: “Оно хочет дождя”.
Наконец, ученый-компьютерщик Турчин (1997: 1) пишет, что “агент-это представление
действия … Мы не видим агентов, мы видим только то, что они делают”.
Третий аспект свободы воли заключается в том, что телеология занимает центральное место в ней. Но телеология также появляется
независимо, например, когда наше прежнее ощущение того, что мир демонстрирует дизайн, приводит нас к выводу о дизайнере.
Csibra и др. (1999: 265) показывают, что младенцы приписывают цели даже несамоходному
|
ДУХОВНЫЙ
СУЩЕСТВА
перемещение объекта без предварительного онтологического обязательства в отношении типа объекта. Это
противоречит предложениям, которые целенаправленно возражают
fi
Во-первых, их следует рассматривать как агентов. Таким образом, телеология не является
Специфика домена
fi
с, и младенцы имеют телеологическую позицию в качестве “первичной
системы интерпретации”. Келемен (и Келемен и Диянни, 2005) также широко пишет, что маленькие
дети являются телеологами, что действительно делает их “интуитивными теистами " (Келемен, 2004). Дети
fi
Найдите цель и дизайн в мире “беспорядочно” и, исходя из них, сделайте вывод о дизайнере.
Хьюм сказал то же самое о взрослых (Guthrie 1993: 69, 283).
Четвертый аспект свободы воли заключается в том, что ее восприятие является бессознательным и неконтролируемым. Хассин
и др. (2005), Лиллард и Скиббе (2005: 282), Шолль и Тремуле (2000) пишут, что
обнаружение интенциональности и одушевленности является не концептуальным, а перцептивным и, следовательно, быстрым
и автоматическим. Видя, как один круг преследует другой на экране компьютера, мы не можем
не сделать вывод о свободе воли.
A
fi
Пятый аспект свободы воли заключается в том, что порог ее восприятия низок. Как уже отмечалось, мы видим